Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сваталова Тамара Александровна

Актуальность исследования определяется приоритетными направлениями современной образовательной политики, отраженными в Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда»[1]. Создание цифровой образовательной среды признано базовым условием подготовки специалистов для цифровой экономики[2]. Проблема создания цифровой образовательной среды (ЦОС) в дошкольной организации базируется на противоречии между необходимостью создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, и недостаточной готовностью педагогов дошкольного образования к этому процессу. Целью данного исследования является изучение готовности к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности педагогами дошкольного образования. Методология. В исследовании использовались следующие комплексные методы: изучение нормативных документов, опрос и анкетирование педагогов дошкольных учреждений, анализ полученных результатов. Результаты. Анализ исследования готовности к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования позволил сделать вывод о том, что ее низкий уровень связан с отсутствием представлений о возможностях организации образовательного процесса на их основе. Представлена авторская анкета по изучению готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых ресурсов в педагогической деятельности. Теоретическая значимость заключается в описании возможных путей исследования готовности педагогов на основе предложенной анкеты. Определены перспективы исследования в области разработки содержания программ дополнительного профессионального образования по использованию цифровых ресурсов в педагогической деятельности педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сваталова Тамара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PRESCHOOL TEACHERS' READINESS TO USE DIGITAL TECHNOLOGY IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES

The relevance of the research is determined by the priority areas of modern educational policy, as reflected in the Federal project “Digital educational environment”. The creation of a digital educational environment is recognized as a basic condition for training specialists for the digital economy. The problem of creating a digital educational environment (DEE) in a preschool organization is based on the contradiction between the need to create a modern and safe digital educational environment that ensures high quality and accessibility of education of all types and levels, and the lack of readiness of preschool teachers for this process. The purpose of this study is to study the readiness for the use of digital technologies in professional activities by preschool teachers. Methodology. The study used the following complex methods: studying regulatory documents, polling and questioning preschool teachers, analyzing the results. Results. Analysis of the study of the readiness to use digital technologies in the professional activity of a preschool teacher made it possible to conclude that its low level is associated with the lack of ideas about the possibilities of organizing the educational process on their basis. The author's questionnaire for studying the readiness of preschool teachers to use digital resources in pedagogical activity is presented. The theoretical significance lies in the description of possible ways to study the readiness of teachers on the basis of the proposed questionnaire. The prospects of research in the field of developing the content of additional professional education programs on the use of digital resources in the pedagogical activity of preschool teachers have been determined.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 371.12:004

Исследование готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности

Т. А. Сваталова

https://orcid.org/0000-0002-1345-9844 [email protected]

Study of preschool teachers' readiness to use digital technology in pedagogical activities

^ A. Svatalova

Аннотация

Актуальность исследования определяется приоритетными направлениями современной образовательной политики, отраженными в Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда»1. Создание цифровой образовательной среды признано базовым условием подготовки специалистов для цифровой экономики2. Проблема создания цифровой образовательной среды (ЦОС) в дошкольной организации базируется на противоречии между необходимостью создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, и недостаточной готовностью педагогов дошкольного образования к этому процессу. Целью данного исследования является изу-

1 Национальные проекты. URL: Ы^://нацио-нальныепроекты.рф/projects^brazovaшe/umnaya_ shkola (дата обращения 07. 03.2021).

2 Материалы «круглого стола» в Комитете СФ по науке, образованию и культуре на тему «Об обеспечении подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики». URL: http://council.gov.ru/events/news/99399 (дата обращения 07. 03.2021).

чение готовности к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности педагогами дошкольного образования. Методология. В исследовании использовались следующие комплексные методы: изучение нормативных документов, опрос и анкетирование педагогов дошкольных учреждений, анализ полученных результатов. Результаты. Анализ исследования готовности к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования позволил сделать вывод о том, что ее низкий уровень связан с отсутствием представлений о возможностях организации образовательного процесса на их основе. Представлена авторская анкета по изучению готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых ресурсов в педагогической деятельности. Теоретическая значимость заключается в описании возможных путей исследования готовности педагогов на основе предложенной анкеты. Определены перспективы исследования в области разработки содержания программ дополнительного профессионального образования по использованию цифровых ресурсов в педагогической деятельности педагогов дошкольного образования.

ЧИППКРО

Abstract

The relevance of the research is determined by the priority areas of modern educational policy, as reflected in the Federal project "Digital educational environment". The creation of a digital educational environment is recognized as a basic condition for training specialists for the digital economy. The problem of creating a digital educational environment (DEE) in a preschool organization is based on the contradiction between the need to create a modern and safe digital educational environment that ensures high quality and accessibility of education of all types and levels, and the lack of readiness of preschool teachers for this process. The purpose of this study is to study the readiness for the use of digital technologies in professional activities by preschool teachers. Methodology. The study used the following complex methods: studying regulatory documents, polling and questioning preschool teachers, analyzing the results. Results. Analysis of the study of the readiness to use digital technologies in the professional activity of a preschool teacher made it possible to conclude that its low level is associated with the lack of ideas about the possibilities of organizing the educational process on their basis. The author's questionnaire for studying the readiness of preschool teachers to use digital resources in pedagogical activity is presented. The theoretical significance lies in the description of possible ways to study the readiness of teachers on the basis of the proposed questionnaire. The prospects of research in the field of developing the content of additional professional education programs on the use of digital resources in the pedagogical activity of preschool teachers have been determined.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, дошкольное образование, цифровые технологии в педагогической деятельности, готовность к применению цифровых технологий.

Keywords: digital educational environment, preschool education, digital technologies in pedagogical activity, readiness to use digital technologies.

Введение

В условиях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» особую актуальность приобретает готовность педагогов к использованию цифровых ресурсов в педагогической деятельности. Решение задачи национального проекта предполагает формирование современной и безопасной цифровой образова-

тельной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней возможно только при готовности педагогического корпуса к использованию цифровых технологий [1].

Современные социологические исследования, проведенные Фондом национальных ресурсов образования, свидетельствуют о том, что «многие вопросы, связанные с использованием цифровых технологий в образовании, далеки от разрешения»3.

К основным проблемам относят различные стартовые условия организаций при создании ЦОС: «неравномерность технического оснащения образовательных учреждений, электронно-цифровой разрыв среди членов общества, обусловленный уровнем сознательной вовлеченности в цифровую среду», отсутствие единой точки зрения в среде ученых и педагогов о влиянии компьютерных технологий на организм человека, развитие его памяти, внимания, эмоционального интеллекта, а также результаты работ исследователей, доказавших возможность возникновения негативных эффектов устройств мобильной связи на здоровье детей.

В рамках нашего исследования был проведен анализ требований нормативных докумен-тов4 к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, научно-теоретических исследований по вопросам использования цифровых технологий в образовании детей дошкольного возраста.

3 Духанина Любовь Николаевна, заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ Координатор проекта «Равные возможности детям».

4 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Профессиональный стандарт „Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)"» // «Кон сультантПлюс». URL: http://fgosvo.ru/upload files/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 07.03.2021).

4 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012; № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006; № 436-Ф3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29 декабря 2010 г.

Так, например, для выполнения профессиональной функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» обязательным требованием является «владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Изучение исследований и опыта организации дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования на платформах цифрового обучения, использования в работе с детьми дидактических цифровых средств подводят к выводу об их эффективности и востребованности. Но в то же время существует ряд проблем, связанных с невысоким уровнем готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности.

В работе представлены результаты собственного исследования готовности педагогов дошкольного образования, обучающихся на курсах повышения квалификации, к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности. В ходе исследования было обнаружено, что педагоги дошкольного образования, в своем большинстве, имеют частичные представления об основных нормативных требованиях к применению цифровых технологий в дошкольном образовании о возможностях применения цифровых технологий в педагогической деятельности. При этом обнаружена корреляция между возрастом опрашиваемых и уровнем их готовности к созданию и использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности, выражающаяся в обратно пропорциональной зависимости и прямо пропорциональная зависимость, связанная с местом проживания педагогов.

Резюмируя вышесказанное, мы отмечаем, что в основе проблемы создания цифровой образовательной среды в дошкольной организации лежит противоречие между необходимостью создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней и недостаточной готовностью педагогов дошкольного образования к этому процессу. Изучение приоритетных направлений образовательной политики на современном этапе развития общества, анализ

психолого-педагогических исследований по проблеме и данные, полученные в ходе изучения готовности педагогов дошкольного образования к использованию в дошкольном образовании цифровых технологий, обосновывают необходимость разработки модулей программ повышения квалификации педагогов на основе фактического уровня их профессиональной готовности к этому процессу.

Целью данного исследования является изучение готовности педагогов дошкольного образования к использованию в дошкольном образовании цифровых технологий.

Обзор литературы

В ходе изучения и анализа работ ученых в области использования цифровых технологий было обнаружено, что к настоящему времени накоплен достаточно большой опыт разработки и использования в дошкольном образовании цифровых дидактических ресурсов. Он отражен в работах таких ученых, как Л. Д. Чайнова [2], С. Пейперт [3], И. Б. Мылова [4], И. И. Комарова др.

Анализ работ в области изучения феномена «готовность» как характеристики профессионала [5; 6] позволили выделить три ее компонента: личностный, мотивационный и деятель-ностный. Преимущественно при описании уровня готовности [6] выделяют такие категории, как высокий, средний, низкий, в некоторых исследованиях низкий уровень соотносят с репродуктивным, средний с репродуктивно-конструктивным, к достаточному относят творчески-поисковый, а к высокому - творческий [5]. Проблема готовности педагогов общего образования к использованию ИКТ в профессиональной деятельности рассматривается в работах В. Б. Клепикова [7]. Автор предлагает при определении критерия готовности к использованию ИКТ ориентироваться на два уровня: персональной ИКТ-компетентности, который можно рассматривать «как результат его образовательной деятельности, т. е. собственного обучения и ИКТ компетентности по обучению других использованию ИКТ средств в профессиональной деятельности».

В то же время в работе не рассматриваются уровни готовности педагогов к этой деятельности.

В работе А. Е. Аюченко и М. П. Тыриной [8] рассматривается дидактическая готовность пе-

дагогов к развитию ЦОС в дошкольной организации. Авторы изучают характер и интенсивность возникающих профессиональных затруднений педагогов в деятельности с цифровыми ресурсами, а также их функции и причины. Описание уровней готовности в работе не рассматривается. Таким образом, анализ работ исследователей показал, что научных работ, касающихся исследований уровня готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности, описанию этих уровней недостаточно.

Методология (материалы и методы)

В исследовании были использованы следующие комплексные методы: изучение и анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы, анализ данных экспертных карт по изучению готовности к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности педагогов дошкольного образования, анкетирование педагогов, анализ полученных результатов. Авторское представление решения данной проблемы выстроено в логике выявления готовности педагогов к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ повышения квалификации педагогов дошкольного образования по использованию цифровых технологий в педагогической деятельности.

Результаты и их описание

С целью выяснения уровня готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в образовательном процессе нами была разработана анкета.

Анкета содержит четыре блока. Три блока соответствующих компонентам готовности: личностный, когнитивный и деятельностный и четвертый, позволяющий выявить барьеры, препятствующие применению цифровых технологий в педагогической деятельности.

Блок «Барьеры, препятствующие применению цифровых технологий в педагогической деятельности».

Отметьте причины, препятствующие применению цифровых технологий в педагогической деятельности, поставив галочку напротив выбранного утверждения:

1. Отсутствие необходимого технического оснащения в образовательной организации (компьютеры, доступ в интернет).

2. Убеждение, что для образования детей дошкольного возраста цифровые технологии не нужны.

3. Отсутствие навыков в применении цифровых технологий в педагогической деятельности.

4. Отсутствие помощи.

5. Отсутствие стимулов.

Блок «Личностный компонент» позволяет выявить мотивацию педагогов к использованию цифровых технологий в образовательном процессе, ценностные ориентации педагогов по проблеме цифровизации дошкольного образования. Содержит вопросы:

1. Считаете ли вы важным использование в дошкольном образовании цифровых образовательных ресурсов?

2. Следует ли, на Ваш взгляд, применять в образовании детей дошкольного возраста компьютерные развивающие игры?

3. Считаете ли Вы, что использование цифровых ресурсов поможет Вам более эффективно осуществлять профессиональную деятельность?

Блок «Деятельностный компонент» позволяет выявить степень владения умениями и навыками в области цифровых технологий.

Содержит вопросы:

1. Оцените степень владения ИКТ, выбрав ту характеристику, которая наиболее соответствует Вам:

- наблюдатель (имею представления о цифровых технологиях, но в своей деятельности их не применяю);

- новичок (в своей деятельности использую только текстовый редактор и программу презентаций, пользуюсь электронной почтой);

- пользователь (использую офисные приложения, электронную почту, социальные сети);

-уверенный пользователь (свободно владею цифровыми технологиями).

2. Оцените степень использования цифровых технологий в профессиональной деятельности:

- никогда не использую при планировании, диагностике, при подготовке к образовательной деятельности;

- редко использую при планировании, диагностике, при подготовке к образовательной деятельности;

ЧИППКРО

- всегда использую при планировании, диагностике, при подготовке к образовательной деятельности;

- самостоятельно разрабатываю цифровые ресурсы для дошкольного образования.

Блок «Когнитивный компонент» позволяет выявить имеющиеся знания по применению цифровых технологий в образовательной деятельности, знания об особенностях применения цифровых образовательных средств в качестве дидактических при обучении детей дошкольного возраста.

1. Оцените имеющиеся у Вас знания по трех балльной шкале:

- требования к информации для детей дошкольного возраста;

- требования к цифровым ресурсам для детей в возрасте от 3 до 7 лет и нормативы их использования в дошкольной организации;

- технологии использования цифровых ресурсов для развития детей дошкольного возраста.

Всего в ходе анкетирования было опрошено 180 педагогов дошкольных учреждений Челябинской области, участвующих в курсовой подготовке. Из них 98 человек работают в городах и 82 человека в сельской местности. Из них - 43 человек не имеют квалификационной категории, 56 человек имеют 2 квалификационную категорию, 55 человек - первую квалификационную категорию, 26 человек имеют высшую квалификационную категорию. Возрастная категория педагогов представлена следующими границами: от 20 до 35 лет - 20 человек, от 36 до 45 лет - 80 человек, от 46 до 55 лет - 65 человек, от 56 и старше - 15 человек.

Обобщенные данные выявили, что 85 человек (47%) отмечают низкий уровень владения цифровыми средствами, 4человека (26%) отметили отсутствие таких умений, 89 человек (49%) отметили средний уровень и только 5 человек (3%) отметили свободное владений цифровыми технологиями и высокий уровень сформированности цифровых компетенций. Сопоставительный анализ выявленных уровней позволил обнаружить корреляцию между возрастом педагогов и уровнем сформированности цифровых компетенций, выражающуюся в обратно пропорциональной зависимости. Также обнаружена прямо пропорциональная зависимость между местом проживания и уровнем владения цифровыми технологиями. У педаго-

гов, проживающих в городах, чаще обнаруживается высокий и средний уровни владения цифровыми технологиями.

В качестве барьеров, препятствующих применению цифровых технологий, педагоги отмечали:

1. Отсутствие необходимого технического оснащения в образовательной организации (компьютеры, доступ в интернет) - 165 педагогов (91%).

2. Отсутствие помощи - 162 человека (90%).

3. Отсутствие навыков в применении цифровых технологий в педагогической деятельности - 120 человек (65,8%).

Изучение готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в образовательном процессе позволило сделать вывод о ее низком уровне. В качестве причин можно отметить слабую информированность педагогов о возможностях цифровых технологий в образовании детей дошкольного возраста, отсутствие навыков в применении цифровых технологий в педагогической деятельности, отсутствие помощи.

Данные факты актуализируют необходимость разработки содержания модуля дополнительной образовательной программы профессионального образования, направленного на формирование цифровых компетенций педагогов дошкольного образования для эффективной работы в цифровой образовательной среде.

Обсуждение

В сентябре 2021 в России начался эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). Одним из регионов, включившихся в процесс создания в образовательных организациях цифровой образовательной среды, явилась Челябинская область. Учитывая тот факт, что ЦОС понимается как единая информационная система для всех участников образовательного процесса, в паспорте проекта определены преимущества ее использования, что влечет за собой позитивные ожидаемые эффекты для повышения качества образования.

В ходе работы по изучению готовности педагогов к применению цифровых технологий в педагогической деятельности нами выявлено два направления. Первое направление связано с разработкой и внедрением в дошкольной организации ЦОС (в первую очередь техническое оснащение). Второе направление связано с по-

вышением готовности педагогов к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности.

Вывод проведенного исследования: при разработке программ повышения квалификации необходимо учитывать уровень готовности педагогов к применению цифровых технологий в педагогической деятельности, что позволит дифференцировать дополнительное профессиональное образование в соответствии с образовательными потребностями.

Заключение

В работе представлены результаты изучения готовности педагогов дошкольного образования к применению цифровых технологий в педагогической деятельности. В заключение необходимо отметить, что наиболее значимыми результатами проведенной работы, на наш взгляд, является разработанная анкета по изучению готовности педагогов к применению цифровых технологий в педагогической деятельности.

Выявлены барьеры, препятствующие применению цифровых технологий в педагогической деятельности педагогов дошкольного образования. Полученные результаты подтверждают необходимость дальнейшего изучения имеющихся у педагогов дошкольного образования профессиональных дефицитов по проблеме применения цифровых технологий в ДОО с целью проектирования содержания образовательных программ дополнительного профессионального образования.

Использование разработанной анкеты возможно в практике деятельности дошкольных образовательных организаций при создании цифровой образовательной среды при построении программ профессионального саморазвития педагогов.

Библиографический список:

1. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: монография / Н. В. Горбунова [и др.]. - Саратов, 2019. - С. 44-66. - Текст : непосредственный.

2. Чайнова, Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде / Л. Д. Чайнова. -Текст : непосредственный // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 1.

3. Пейперт, С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / пер. с англ. ;

под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. -Москва : Педагогика, 1989. - 224 с. - Текст : непосредственный.

4. Мылова, И. Б. Образовательная сфера дошкольника, создаваемая с использованием компьютерных приборов / И. Б. Мылова. -Текст : непосредственный // Постоянное образование. - 2015. - № 3. - С. 38-43.

5. Витвицкая, С. С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности / С. С. Витвицкая. -Текст : непосредственный // Вектор науки То-льяттинского государственного университета: Серия: Педагогика, психология. - № 2 (13). -2013.- С. 59-63.

6. Лазарев, В. С. Критерии и уровни готовности педагога к исследовательской деятельности / В. С. Лазарев, Н. Н. Ставринова. - Текст : электронный // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 1. - URL: https://cyber leninka.ruartide/n/kriterii-i-urovni-gotovnosti-pe dagoga-k-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.03.2021).

7. Клепиков, В. Б. Готовность педагога к использованию ИКТ в образовательной деятельности и его ИКТ-компетентность / В. Б. Клепиков. - Текст : непосредственный // Образование и наука в современных условиях : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 101-104.

8. Аюченко, А. Е. Дидактическая готовность педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации / А. Е. Аюченко, М. П. Тырина. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 6. - URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=29472 (дата обращения: 07.03.2021).

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gorbunova, N. V. et al. Digitalization as a priority direction of modernization of Russian education: monograph [Cifrovizaciya kak prioritetnoe napravlenie modernizacii rossijskogo obrazovani-ya: monografiya], Saratov, 2019, pp. 44-66.

2. Chaynova, L. D. Development of the child's personality in the computer-game environment [Razvitie lichnosti rebenka v komp'yuterno-igrovoj srede], Kindergarten from A to Z, 2003, No. 1.

3. Peypert, S. The revolution in consciousness: Children, computers and fruitful ideas [Perevorot v soznanii: Deti, komp'yutery i plodotvornye idei], Ed. by A.V. Belyaeva, V. V. Leonas, 1989. 224 p.

4. Mylova I. B. Educational sphere of a preschool child created with the use of computer devices [Obrazovatel'naya sfera doshkol'nika, soz-davaemaya s ispol'zovaniem komp'yuternyh priborov], Permanent education, 2015, No. 3, pp. 38-43.

5. Vitvitskaya, S. S. Structure and criteria of readiness of masters of education for pedagogical activity [Struktura i kriterii gotovnosti magistrov obrazovaniya k pedagogicheskoj deyatel'nosti], Vector of science of Tolyatti State University: Series: Pedagogy, psychology. No. 2 (13), 2013, pp. 59-63.

6. Lazarev, V. S., Stavrinova, N. N. Criteria and levels of teacher readiness for research activities [Kriterii i urovni gotovnosti pedagoga k issle-dovatel'skoj deyatel'nosti], Experiment and innova-

tion in school, 2008, No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii -i -urovni -go tovnosti-pedagoga-k-issledovatelskoy-deyatelnosti (accessed date: 03/07/2021).

7. Klepikov, V. B. Teacher's readiness to use ICT in educational activities and its ICT-competence [Gotovnost' pedagoga k ispol'zovaniyu IKT v obrazovatel'noj deyatel'nosti i ego IKT-kompetentnost'], Education and Science in Modern Conditions: Proceedings of the VI International Scientific-Practical Conference (Cheboksary, February 26, 2016), 2016, pp. 101-104.

8. Ausenco, A. E., Tyrina, M. P. Didactic willingness of teachers to the development of the digital educational environment in the preschool organizations [Didakticheskaya gotovnost' ped-agogov k razvitiyu cifrovoj obrazovatel'noj sredy v doshkol'nyh organizaciyah], Modern problems of science and education, 2019, No. 6. Available at:http://www.science-education.ru/ru/article/view ?id=29472 (accessed date: 03/07/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.