Педагогика
УДК 373.016:35
кандидат педагогических наук Бойков Александр Евгеньевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Мельник Ольга Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России (г. Санкт-Петербург); курсант, младший лейтенант внутренней службы Шимов Дмитрий Романович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России (г. Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ДИДЖИТАЛ СПАСАТЕЛЬ»
Аннотация. На основе данных анкетирования об информированности населения в области безопасности и мониторинга сайтов и электронных образовательных платформ с контентом о правилах безопасности для детей определены направления развития электронной информационно-образовательной среды по безопасности жизнедеятельности. Представлен проект «Digital спасатель» и результаты его апробации.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, цифровая образовательная среда, обучение школьников, направления развития образования.
Annotation. Based on the data of the survey on public awareness in the field of safety and monitoring of sites and electronic educational platforms with content on safety rules for children, the directions of development of an electronic educational environment for life safety were determined. The project «Digital Rescuer» and the results of its approbation are presented.
Keywords: life safety, electronic educational environment, teaching schoolchildren, directions of education development.
Введение. В условиях цифровизации образовательного процесса требуется обновление подходов к обучению детей основам безопасности жизнедеятельности и организации профилактической деятельности в области культуры безопасности. Применение современных информационно-коммуникационных технологий и ресурсов Интернет значительно расширяет возможности в преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», но требует серьезной научно-методической проработки вопросов в части подготовки контента и организации интерактивного обучения с учетом медико-психолого-педагогических и возрастных особенностей детей.
Одним из основных направлений данной работы является расширение электронной информационно-образовательной среды для преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» посредством создания интерактивных образовательных ресурсов для детей: видеоконтент, электронные библиотеки, виртуальные тренажеры, применение анимации и технологий создания виртуальной и дополненной реальности. Еще одной причиной развития данного направления являются изменения в обществе, в ходе которых происходит трансформация форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в виде смешанного обучения. Такое обучение имеет ряд особенностей, вызывающих спектр проблем, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе его реализации [9].
В 2017 и 2018 методом анкетирования проводилось изучение информированности населения в области безопасности в 84 регионах 8 федеральных округов Российской Федерации. [2, 3, 4]. Анкетирования показали значительные отклонения в реальных знаниях граждан и необходимым минимумом информированности для обеспечения собственной безопасности во всех целевых группах, начиная с младших школьников. Результаты исследований подтвердили целесообразность совершенствования организации профилактической работы и подходов к обучению основам безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях [2, с. 53-54]; [3, с. 126-127]; [4, с. 36-55]: выявлена объективная необходимость в расширении электронной образовательной среды по основам безопасности жизнедеятельности и активизации практико-ориентированных технологий в системе обучения школьников.
Изложение основного материала статьи. В направлении решения данной задачи нами был проведен мониторинг сайтов с материалами о правилах безопасности для детей, результаты которого показали, что в настоящее время в сети Интернет более 1000 сайтов, которые содержат электронные информационно-познавательные материалы для детей по культуре безопасности. Из них около 100 сайтов МЧС России, в том числе два специализированных информационно-образовательных портала для детей: Спас Экстрим (https://spas-extreme.mchs.gov.ru) и Дети01 (www.deti01.ru). Тем не менее, большая часть существующих в Интернет материалов по основам безопасности не могут быть применены в образовательном процессе организациями, реализующими основные образовательные программы: материалы разрознены и «разбросаны» по разным ресурсам; требуют методической доработки с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.
В Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в Российской Федерации [1] обозначена необходимость совершенствования технологий и методик преподавания учебного предмета «ОБЖ» с акцентом на прикладной характер и разумное использование электронной образовательной среды учебного предмета «ОБЖ» (в том числе и его цифровой составляющей).
В соответствии с п.5.6 плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета ОБЖ, предусмотрено «создание примерного курса интерактивных видеоуроков по основам безопасности жизнедеятельности, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и примерным образовательным программам начального общего и основного общего образования» [6].
В марте 2020 года нами был проведен контент-анализ онлайн курсов, представленный на 12 образовательных платформах: Учи.ру (https://uchi.ru), Домашняя школа InternetUrok.ru (https://home-school.interneturok.ru), Умназия (https://umnazia.ru), Российская электронная школа (https://resh.edu.ru), Мобильное Образование (https://mob-edu.ru), Фоксфорд. Онлайн обучение (https://foxford.ru/), ЯКласс
(https://www.yaklass.ru/), 1С:Школа Онлайн (https://obr.1c.ru/pages/read/online), Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru), Урок цифры (https://datalesson.ru/), Информурок (https://infourok.ru), Меташкола (https://metaschool.ru).
Интерактивные учебно-методические материалы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» выявлены лишь на пяти платформах. Стоит обратить особое внимание на то, что ни на одном из данных порталов не представлен полный комплекс материалов по курсу ОБЖ, таким образом, для подготовки и проведения уроков учителю требуется использовать сразу несколько источников.
Повторный мониторинг в декабре 2020 года показал, что содержание и перечень представленных интерактивных материалов по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на 12 образовательных платформах не изменились.
Результаты исследований подтвердили актуальность создания интерактивного образовательного контента для онлайн обучения школьников. В качестве решения задач, поставленных в рамках мероприятий для реализации Концепции преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», был разработан и внедрен проект «Digital спасатель».
Проект был разработан в августе 2020 года благодаря совместной работе РОО «Евразийская молодежная ассамблея», РГПУ им. А.И. Герцена (факультет безопасности жизнедеятельности), ФГБУ «Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России» и получил поддержку Фонда Президентских Грантов и Администрации Санкт-Петербурга. Проект, прежде всего, направлен на формирование культуры безопасности жизнедеятельности у молодежи, изучение методических особенностей применения новых информационных технологий в процессе обучения правилам безопасности при различных опасных и чрезвычайных ситуациях, популяризацию вопросов безопасности среди широких слоев населения.
Проект «Диджитал спасатель» представляет собой учебно-методический комплекс, включающий в себя образовательный портал с широкими возможностями для учителя, уроки основ безопасности жизнедеятельности по специально разработанным методикам с применением современных ИКТ, занятия по основам проектного менеджмента, развития личностных качеств и компетенций в форматах кейс-стади и тематических сессий, курсы повышения квалификации для преподавателей ОБЖ, обучающие квесты с использованием технологий виртуальной реальности (VR-контент) по 5 темам, другая полезная информация по безопасности жизнедеятельности в простом и доступном формате.
На сайте проекта (https://digitalspas.ru) представлен дополнительный информационно-образовательный контент: статьи, подборки фильмов, книг, полезные советы и обучающие видео по безопасности жизнедеятельности, серия радиопередач для детей младшего школьного возраста и др.
Для популяризации безопасности жизнедеятельности среди различных слоев населения было написано 10 полезных статей в СМИ, для пользователей общественного транспорта были записаны и с 30 декабря 2020 года по 31 марта 2021 года транслируются в информационной системе на транспорте Санкт-Петербурга информационные ролики по безопасности на дороге и безопасность при угрозе заражения вирусной инфекцией. Таким образом, общий охват аудитории превысил 10,5 млн. человек.
По итогам реализации проекта в первом полугодии 2020-2021 учебного года нами было проведено исследование, целью которого было оценить результативность проекта «Диджитал спасатель» как для учителей, так и для обучающихся, и определить основные направления дальнейшего развития проекта.
Для достижения цели исследования были проведены: анкетирования до начала проекта и после первого полугодия с учителями и учениками; наблюдения в процессе проведения занятий, на курсах повышения квалификации учителей; беседы, консультации с учителями; мониторинг работы с порталом. Всего в эксперименте приняли участие 22 педагога и 495 обучающихся общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга.
В итоге нами были получены следующие результаты. При описании проблем, с которыми столкнулись при проведении уроков по модулю Digital спасатель, 63.63% учителей отметили не всегда стабильный интернет и периодические отказы техники. Других значительных проблем при использовании портала «Диджитал спасатель» для проведения уроков по ОБЖ учителя не выявили, что подтверждает удобство портала, выбор платформы и технических инструментов, эффективность проведенных курсов повышения квалификации в рамках проекта, а также готовность современных педагогов к работе с дистанционными информационными ресурсами.
При анализе содержательной составляющей можем отметить, что у учителей ОБЖ вызвали согласие программа и выбор тем модуля «Digital спасатель», были высказаны пожелания по расширению тематики модуля в связи с его востребованностью. Также важным фактором расширения тематического охвата являются изменения в Федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы [7].
К наиболее полезным и востребованным ресурсам для работы с учениками преподаватели отнесли видеоматериалы, 95,45% отметили, что пользовались данным разделом больше всего. Статистика их использования представлена на рисунке 1.
Востребованность учителями разделов портала "Digital спасатель" 95.45%
1*9.01%
>0.00% 45Ат ^^
9.09%
Вщеоуром[ Тесты Методические Рабочие Полезные Это должен
материалы тетради советы знать каждый
(лайфхаки)
Рисунок 1. Востребованность учителями разделов портала "Digital спасатель"
Также преподаватели часто использовали рабочие тетради (59,01%), тесты (50,00%), методические материалы (45,45%). Разделы полезные советы (лайфхаки) (27,28%) и «это должен знать каждый» (9,09%) использовались учителями реже, что можно объяснить тем, что в первую очередь эти разделы предназначены для самостоятельного изучения школьниками в виде дополнительных познавательных материалов, а также для популяризации безопасности жизнедеятельности среди общественности. Стоит отметить, что все разделы портала «Digital спасатель» оказались востребованными при проведении уроков по ОБЖ, что отражено на диаграмме. Данный факт подтверждает верность выбранных направлений работы.
Для определения результативности уроков ОБЖ, проводимых по методике «Digital спасатель», мы использовали ряд методов: сравнение результатов учеников до и после реализации проекта с использованием количественных и качественных оценок самих педагогов; измерение качества знаний в параллели в одной образовательной организации (сравнение результатов экспериментального и контрольного классов); наблюдение за учениками на уроке, интервьюирование; опрос учителей об изменениях в работе обучающихся на уроке.
По итогам реализации проекта мы получили следующие результаты. Повышение результативности в среднем по классу в процессе изучения уроков по экспериментальному модулю по сравнению с контрольными классами было достигнуто в 95,45% общеобразовательных организаций. При этом повышение качества знаний по сравнению с обучением до реализации проекта было отмечено у 65,05% учеников.
Данные выводы основывались на результатах измерения уровня успеваемости (У), качества знаний (КЗ), степени обученности учащихся (СОУ) в экспериментальных и контрольных классах, а также при сравнении с этими показателями в экспериментальных классах до реализации проекта. Расчеты проводились по методикам, рекомендованным для определения вышеуказанных показателей в средних общеобразовательных учреждениях [5]. Обобщенные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень успеваемости (У), качества знаний (КЗ), степени обученности обучающихся (СОУ) до и
после эксперимента
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Контрольная группа Экспериментальная группа
У КЗ СОУ У КЗ СОУ
до после до после до после
100% 85,29% 72,59% 100% 100% 83,33% 94,12% 74,93% 79,29%
В свою очередь, при опросе учителей ОБЖ были выделены изменения при работе с классом, представленные на рисунке 2.
100° о
so% 60% 40% 20% 0%
Качественные результаты проведения уроков по методике "Диджихад спасатель" (по опросу педагогов)
72,72%
4v4Wn _____
36.36% 22,72%
Активизация Повышение imqjeca к Улучшение Повышение интереса к познавательной предмету коммуникации вопросам безопасности
деятельности
Рисунок 2. Качественные результаты проведения уроков по методике "Диджитал спасатель"
(по опросу педагогов)
Наиболее заметным результатом проведения уроков по методике «Диджитал спасатель» педагоги назвали активизацию обучающихся на уроке, ее отметили 77,27% учителей, улучшение коммуникации между участниками образовательного процесса заметили 36,36% преподавателей. Это прежде всего связано с применением активных методов обучения на уроках, технологии «кейс-стади», обучение в сотрудничестве, широким использованием групповых форм организации учебной деятельности. Повышение интереса к предмету у значительного числа обучающихся в классе отметили 45,45% педагогов, так как при подготовке материалов учитывались принципы «равный-равному», наглядности, доступности, динамичности, использовалась информация, наиболее приближенная к реальным жизненным ситуациям, также изучаемые вопросы безопасности рассмотрены через призму работы специалистов. Учителями ОБЖ было отмечено и повышение интереса школьников к вопросам безопасности 22,72%. Этот результат планировалось достичь за счет нестандартных форм подачи материалов, акцентирования внимания на актуальных для школьников проблемах безопасности, доступного языка изложения, использования приложений и мессенджеров в процессе обучения.
При ответе на вопрос, считают ли проект полезным и нужно ли продолжать его реализацию в следующем году, все 100% учителей ответили положительно. При этом 31,81% учителей выразили желание принять участие в развитии проекта в следующем году (подготовке методических и дидактических материалов, информационному освещению в профессиональных кругах и т.д.), 4,54% учителей внесли свои предложения по корректировке проекта, которые приняты во внимание при планировании работы на следующий год.
При ответе на этот же вопрос 94,14% школьники выразили одобрение реализации проекта и хотели бы обучаться по «Диджитал спасатель» и в следующем году. При этом 10,7% опрошенных считают необходимым внести некоторые изменения в техническом аспекте.
По результатам данного исследования можно сделать вывод, что проект «Диджитал спасатель» произвел положительное впечатление на участников образовательного процесса и доказал свою востребованность в методике обучения Основам безопасности жизнедеятельности.
Выводы. Таким образом, современные тенденции в развитии общества и глобальные проблемы безопасности диктуют необходимость поиска и использования новых инструментов и форм работы школы с обучающимися. Одним из таких решений является расширение электронной образовательной среды посредством создания интерактивных образовательных ресурсов для школьников.
Анализ электронной образовательной среды в сфере ОБЖ показал существенные недостатки в ее организации. Это связано и со спецификой курса, и с недостаточным вниманием общества к вопросам безопасности. В связи с этим создание и развитие образовательных порталов по безопасности жизнедеятельности является актуальной задачей модернизации образования в области безопасности жизнедеятельности, что полностью соответствует Концепции преподавания учебного предмета ОБЖ.
Данные обстоятельства послужили основой для создания проекта «Диджитал спасатель», который представляет собой учебный комплекс по безопасности жизнедеятельности. Проект включает в себя: интернет-портал для работы на уроке и в дистанционном формате, включающий множество методических и дидактических материалов для учителя и обучающихся; медиа-комплекс, предназначенный для популяризации безопасности жизнедеятельности среди учеников и в широкой общественности; курсы повышения квалификации учителей ОБЖ; дополнительные материалы по безопасности.
Результаты реализации проекта, полученные путем применения широкого инструментария методов качественной и количественной оценки данных, свидетельствуют об эффективности выбранных компонентов и средств учебного комплекса «Диджитал спасатель». Положительные отзывы администраций районов и школ, в которых проводились уроки по проекту, письма поддержки от организаций различного уровня, а также анализ полученных результатов свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития проекта «Диджитал спасатель» с учетом полученного опыта, а также расширение географии его реализации в регионах Российской Федерации.
Литература:
1. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года).
2. Мельник, А.А. Результаты анкетирования детей в субъектах Российской Федерации Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов в области безопасности жизнедеятельности и рекомендации по совершенствованию профилактической работы с ними / Мельник А.А., Мельник О.Е., Антонов А.В., Ворошилов Р.Ф., Татаркин И.Н. // Научно-аналитический журнал «Сибирский пожарно-спасательный вестник», 2018, №1. - C. 35-88. - Режим доступа: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2018/v8/N8_35-88.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
3. Мельник, А.А. Результаты исследования информированности и подготовленности населения субъектов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности в 2018 году и рекомендации по совершенствованию профилактической работы / Мельник А.А., Антонов А.В., Мартинович Н.В. // Научно-аналитический журнал «Сибирский пожарно-спасательный вестник», 2019, №1. - C. 75-247. - Режим доступа: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2019/v1/N12_74-247.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
4. Научно-методическое обеспечение деятельности добровольных Дружин юных пожарных по обучению и пропаганде в области пожарной безопасности [Текст]: Отчет о НИР / ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России; рук. Мельник А.А.; исполн.: Мельник О.Е., Макаров А.В. [и др.]. - Железногорск, 2017. - 130 с. Библиогр.: С. 85-102. - № ГР АААА-А17-117112870006-2. - Инв. № АААА-Б18-218013090142-7
5. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования в образовательной организации».
6. Приказ Минпросвещения России от 15.01.2020 № 6 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства Просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года».
7. Приложение № 1 к протоколу заседания Научно-методического совета по учебникам от 11 ноября 2020 г. № Д04-7/04пр. Режим доступа: https://fpu.edu.ru/uploads/files/deb45784e294dfD03a5896ffc93a69da.pdf. Дата обращения: 05.02.2021.
8. Решение Коллегии МЧС России от 06.03.2018 № 6/1 «О Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в Российской Федерации»
9. Станкевич П.В. Реализация смешанного обучения в современном образовательном процессе / Абрамова С.В., Бояров Е.Н., Станкевич П.В. // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. С. 15.
Педагогика
УДК 378.2.
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Боронилова Ирина Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа);
кандидат педагогических наук, доцент кафедрой дошкольной педагогики и психологии Шабаева Гузель Фагимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА
Аннотация. В статье представлена аналитическая характеристика и уникальность содержания подготовки в высшем учебном заведении педагога электронного обучения в дошкольной образовательной организации в условиях технологии цифрового образования на базе мастерских и центров развития компетенций. Раскрыта специфика и алгоритмы технологии работы педагога дошкольного образования с интерактивной доской, интерактивными кубами, интерактивным глобусом, интерактивным полом, робототехникой и др. электронным оборудованием в области цифровой экономики и электронного обучения на современном этапе развития образования. Излагается структурное содержание программ профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации современных педагогов дошкольного образования в условиях технологии цифрового образования.
Ключевые слова: электронное обучение, подготовка педагога, дошкольная образовательная организация, цифровое образование, технологии образования, инструментарий в дошкольном образовании, информатизация дошкольного образования, информационная грамотность, цифровой сертификат, персональный цифровой сертификат.
Annotation. The article presents the analytical characteristics and uniqueness of the content of training in a higher educational institution of an e-learning teacher in a preschool educational organization in the conditions of digital education technology on the basis of workshops and centers for the development of competencies. The article reveals the specifics and algorithms of the technology of the preschool teacher's work with an interactive whiteboard, interactive cubes, interactive globe, interactive floor, and other electronic equipment in the field of digital economy and e-learning at the current stage of education development. The article describes the structural content of professional retraining programs and advanced training courses for modern preschool teachers in the context of digital education technology.
Keywords: e-learning, teacher training, preschool educational organization, digital education, educational technologies, tools in preschool education, informatization of preschool education, information literacy, digital certificate, personal digital certificate.
Введение. Актуальность подготовки педагогов электронного обучения в рамках программам переподготовки, повышения квалификации «Технологии цифрового образования», «ИКТ» и др. обусловлена тем, что электронным технологиям принадлежит исключительное практическое значение для развития общества и государства в условиях современной цифровой экономики. Тенденции развития общества в области цифровой визуальной информации требует от будущих специалистов всех сфер производства компетентности, культуры в электронном образовании. Сегодня педагог готовит детей к жизни в новых условиях, в том числе, в новых условиях вызова к состоянию здоровья, пандемии, новых профессиях, в том числе, online, новых технологиях: быть готовым к коммуникациям в цифровой мультикильтурной среде, уметь управлять информацией и данными. При этом, более 90% педагогов не владеют современными средствами ИКТ.
Изложение основного материала статьи. АНО «Цифровая экономика» отметила, что 33 000 россиян из 48 регионов в рамках нац. проекта «Цифровая экономика РФ» получат персональные цифровые сертификаты. Цифровая экономика - это изменяющийся мир, где профессии переходят в массовом режиме в online формат, так называемое, цифровое будущее, где личность имеет возможность самореализовываться, развивать свой потенциал, востребованность на рынке труда.
Представим краткую характеристику обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров федеральных и региональных проектов по цифровой экономике РБ. В новых условиях реализации подготовки кадров для цифровой экономики Республики Башкортостан с 2019 по 2024 г.г. правительством РБ и связь с государственными программами, в том числе, «Развитие и совершенствование информационного общества РБ»:
а) из количества трудоспособных жителей РБ, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования: 2019 г. - 0 тыс. чел.; 2020 г. - 12,800 тыс. чел.; 2021 г. -15,400 тыс. чел.;
б) из количества выпускников организаций профессионального образования государственной муниципальной собственности РБ с ключевыми компетенциями цифровой экономики: 2019 г. - 0 тыс. чел.; 2020 г. - 9,511 тыс. чел.; 2021 г. - 12,681 тыс. чел.