Научная статья на тему 'Использование экспозиций музеев и выставочных центров, отражающих тематику деятельности МЧС России по реализации «Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности»'

Использование экспозиций музеев и выставочных центров, отражающих тематику деятельности МЧС России по реализации «Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Л. А., Дорогова Г. Г., Уланова Е. В.

В статье отражена роль образовательной деятельности музеев и выставочных центров по тематике ГО и РСЧС в формировании культуры безопасности жизнедеятельности и пути совершенствования их выставочных экспозиций для последующего использования в образовательно-воспитательном процессе населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article there is reflected educational role of museums and exhibition halls in forming culture of life safety and ways of improving it for using by the next generations in people education process.

Текст научной работы на тему «Использование экспозиций музеев и выставочных центров, отражающих тематику деятельности МЧС России по реализации «Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности»»

УДК 069:614.8

Л.А. Бондаренко, Г.Г. Дорогова, Е.В. Уланова (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ)) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИЙ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОЧНЫХ ЦЕНТРОВ, ОТРАЖАЮЩИХ ТЕМАТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» L. Bondarenko, G. Dorogova, E. Ulanova (FGU VNIIGOChS (FC)) USE OF MUSEUM AND EXHIBITION CENTERS EXHIBITS REFLECTING EMERCOM OF RUSSIA SUBJECT IN REALIZING THE "CONCEPT OF FORMATION OF CULTURE SAFETY ABILITY TO LIVE"

В статье отражена роль образовательной деятельности музеев и выставочных центров по тематике ГО и РСЧС в формировании культуры безопасности жизнедеятельности и пути совершенствования их выставочных экспозиций для последующего использования в образовательно-воспитательном процессе населения.

In article there is reflected educational role of museums and exhibition halls in forming culture of life safety and ways of improving it for using by the next generations in people education process.

Л.А. Бондаренко

О VO re CP ro re CP

^

и eu т s

I

X

eu f— I

0

1

т

^

re I

Е.В. Уланова

Г.Г. Дорогова

В соответствии с «Планом реализации мероприятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности на 2006 — 2011 гг.» разработанным согласно «Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности» предусмотрена разработка основ культуры: личной, морально-психологической, экологической и информационной безопасности в ЧС и пр.

Культура в целом выполняет важнейшую интеллектуальную и воспитательную государственную функцию и в значительной степени формирует, сохраняет и укрепляет единство страны. Благодаря ей происходит трансляция из поколения в поколение нравственных норм, устоев и духовных ценностей, что делает общество устойчивым, безопасным и способным к гармоничному и устойчивому развитию.

На основе проведенных исследований, специалистами МЧС России впервые выполнена попытка системного осмысления категории «культура безопасности жизнедеятельности». Обобщив многочисленные определения, сделан вывод о том, что под этим определением понимается задел, наследие, уровень развития, стереотип, модель поведения, деятельность по преобразованию действительности, где одним из методов ее формирования является пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности [1, 2].

В реализации такого подхода значительная роль отведена музеям, где одной из главных задач, признано формирование в личности ценностного отношения к действительности на основе приобщения к предыдущему историческому опыту. Особенное отличие музеев от других образовательных учреждений — его демократичность и возможность воспитательного воздействия на все категории и группы населения, независимо от возраста и образования.

Сегодня задачи формирования духовной культуры человека, его познавательных потребностей становятся не менее важными, чем задачи образовательные, потому что при успешном решении первых, более эффективно реализуются вторые условия.

Специфика образовательно-воспитательного воздействия музеев, поиск контактов музеев с детской и юношеской аудиторией, являются максимальным и результативными. Прежде всего, это выражается в том, что музеи становятся ближе к своему посетителю, где по возможности, учитываются его интересы и эстетические потребности. Традиционные формы образовательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях часто не способны удовлетворить познавательный интерес обучаемых и их духовные запросы. Это под силу музеям и выставочным центрам, отражающим тематику ГО и РСЧС в целом, в контексте настоящих и грядущих преобразований в обществе. Они являются наиболее доступными учреждениями, способными в силу наличия коллекций, транслировать имеющиеся исторические ценности и принимать участие в формировании качеств личности, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение собственной безопасности, безопасности общества и го-

сударства; прививают необходимые знания, умения и навыков в действиях по предупреждению ЧС.

Также в музеях возможно создание условий для реализации посетителями и обучаемыми принципа интерактивности, который предполагает приобретение личного опыта, соприкосновения с исторической реальностью посредством работы с экспозиционными предметами.

Кроме того, музейная практика показывает, что формирование у молодежи представления о музее, как специфическом учреждении, его общественной значимости и роли в конкретном регионе Российской Федерации важно для воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся и для решения общих образовательно-воспитательных задач в области безопасности жизнедеятельности.

Поэтому при создании выставочных экспозиций по тематике ГО и РСЧС в их состав необходимо включать информационно-обучающие комплексы (ИОК), которые позволят расширить возможности музеев по пропаганде знаний и популяризации деятельности МЧС по вопросам гражданской обороны, РСЧС и культуры поведения в чрезвычайных ситуациях. Необходимо учитывать возможность использования эффективных форм и методов воспитания учащихся и студентов учебно-образовательных учреждений средствами музейной экспозиции, привносить элементы игры, развлечения и др.

Средствами музейной экспозиции являются: музейный экспонат, экскурсия-общение, экспозиция как процесс воспитания средствами музейной экспозиции, а также педагогические основы и методика включения музейных экспозиций в образовательную практику, как важного звена в системе подготовки молодежи и всего населения в целом.

Занятие-экскурсия является одной из эффективных форм обучения, где совмещается обучение с воспитанием. В музеях и центрах, отражающих тематику ГО и РСЧС проведение таких занятий позволяет:

♦ приобщать к предыдущему историческому опыту (процессам, явлениям, значимым событиям в истории МЧС России);

♦ содействовать духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма на примерах биографий выдающихся специалистов в области ГО и защиты от ЧС;

♦ на должном уровне проводить ознакомление или обучение населения правилам поведения при угрозе ЧС, во время ликвидации и после чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, приемам и способам оказания самопомощи и взаимопомощи;

♦ прививать населению навыки использования средств защиты;

♦ информировать и консультировать население по вопросам безопасности жизнедеятельности и др.

Использование элементов выставочной экспозиции позволяет повысить эффективность обучения.

Проведение таких занятий-экскурсий вызывает большой интерес у населения и специалистов

в области ГОЧС. Свидетельство тому — необычный проект «Человек и катастрофы», разработанный ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) совместно с Политехническим музеем г. Москвы.

Первым этапом проекта стало создание выставки «Гражданская безопасность: техника и технологии», которая проводилась в период с 13 ноября 2003 г. по 26 марта 2005 г.

За этот период работы выставку посетили более 50 тысяч человек, в основном жители Москвы и Московской области, а также гости столицы из различных регионов России, из ближнего и дальнего зарубежья, было проведено более 300 экскурсий и занятий-экскурсий по безопасности жизнедеятельности.

Выставка вызвала огромный интерес у профессиональных спасателей, ученых и специалистов в области защиты населения и территорий от ЧС, пользовалась большим успехом у широкой аудитории: детской, юношеской, взрослой, у преподавателей учебных заведений, увидевших в ней долгожданного партнера в преподавании школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и учебной дисциплины большинства средних специальных и высших учебных заведений «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).

На базе выставки были организованы экскурсии и занятия-экскурсии по безопасности жизнедеятельности: «Один дома»; «Безопасность на дорогах»; «Оказание первой помощи пострадавшему на месте происшествия»; «Химия — авария — человек»; «Пожарная безопасность»; «Терроризм — это нужно знать»; «Правила поведения при обрушении зданий и сооружений в результате землетрясений, стихийных бедствий и техногенных катастроф».

Занятия проводились в выставочном зале (рис. 1) для трех возрастных групп -1-4 класс, 5-8 и 9-11 классы с использованием экспонатов образцов техники, интерактивных стендов, тренажеров, мультимедийных программ и носили живой и занимательный характер. Проведению этих занятий-экскурсий предшествовала большая и кропотливая предварительная исследовательская и организационно-методическая работа. Работающим на выставке сотрудникам ФГУ ВНИИ ГОЧС часто приходилось слышать от многих посетителей и экскурсантов, что посещение выставочной экспозиции, участие в экскурсиях и занятиях-экскурсиях оказались | для них чуть ли не единственным источником знаний в от области БЖД. ^

К проведению занятий привлекались спасате- $ ли из Государственного центрального аэромобильно- ^ го спасательного отряда «Центроспас», московской | поисково-спасательной службы, слушатели Акаде- щ мии Государственной противопожарной службы, | инструкторы по оказанию первой помощи, специа- ех листы ФГУ ВНИИ ГОЧС и специалисты в области £ антитеррора. ^

Разработанные занятия-экскурсии и проводи- «

Рис. 1. Выставочный зал Политехнического музея с элементами рабочих мест для проведения занятий-экскурсий по безопасности жизнедеятельности

мые в выставочном зале музея адаптированы и апробированы на различных категориях обучаемых.

На базе выставки проведено два семинара с учителями и заместителями директоров по безопасности школ Южного и Юго-Восточного округов г. Москвы.

Проведен мастер-класс для участников 5 Всероссийской конференции учителей ОБЖ «Использование электронных средств учебного назначения, макетов и имитаторов в обучении основам безопасности жизнедеятельности».

Другим проводимым мероприятием в Политехническом музее была Новогодняя сказка по проекту «Техномагия» для учащихся 3-6 классов (рис. 2-5). Проведено 54 занятия по безопасности жизнедеятельности для групп из 20-25 человек.

По сценарию сказки дети перемещались в отдаленное будущее и были поставлены в условия выживания на другой планете. Для обеспечения обучающего момента в этом представлении использовались музейные предметы нескольких эпох:

детские противогазы; респираторы, противо-

е

¿, Рис.2. Проект «Техномагия». Занятие по безопасности жиз-

^ недеятельности со школьниками 5 класса (защита органов ^ дыхания с помощью подручных средств) I

Рис.3. Проект «Техномагия». Занятие по безопасности жизнедеятельности со школьниками 5 класса (защита органов дыхания с помощью табельных средств защиты)

пыльные тканевые маски дозиметры (в том числе и бытовые); газоанализаторы; общевойсковой комплект измерителей дозы; защитные костюмы Л-1; КИХ-4, противочумный костюм; различные огнетушители и др., часть из которых была предоставлена НПО «Пульс» и ОАО НПЦ «Средства спасения».

В игровой форме дети узнали о создании МЧС России, кто такие спасатели и чем они занимаются, какие бывают чрезвычайные ситуации, как защитить себя с помощью табельных и подручных средств в случаях химического и радиоактивного заражения, общее устройство противогаза. Также они принимали участие в проведении химических опытов фильтрации загрязненной жидкости через активированный уголь, «побывали» специалистами спасательных служб, надевая костюмы Л-1 и противогазы. Практически все школьники и их родители впервые увидели углекислотный огнетушитель в действии, а также узнали об истории развития огнетушителей. Завершающим этапом занятия явилась внезапно объявленная эвакуация из помещения, где школьники, защищая

Рис.4. Проект «Техномагия». Занятие по безопасности жизнедеятельности со школьниками 5 класса (проведение опыта химической фильтрации загрязненной жидкости через активированный уголь, принцип действия противогаза)

на лечении в учреждениях соцзащиты, в санаториях, лечебницах;

♦ дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей;

♦ воспитанники социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

♦ малолетние правонарушители — воспитанники спецшкол края;

♦ специалисты различных отраслей экономики и инфраструктуры;

♦ сотрудники пожарно-спасательной службы, ОВД, органов юстиции, военных училищ;

♦ пенсионеры.

В Центре управления силами ФПС также проводятся инструктивно-методические занятия, семинары и конференции с другими категориями населения:

♦ заведующими и методистами дошкольных учреждений;

♦ руководителями общеобразовательных и коррекционных учреждений;

♦ педагогами по предмету ОБЖ;

♦ обслуживающим персоналом, медработниками учреждений образования и соцзащиты;

♦ служащими музеев и архивов;

♦ специалистами различных организаций (предприятий);

♦ инспекторским составом, ответственным за противопожарную пропаганду.

Мероприятия по идейно-воспитательной и образовательной работе проводятся в экспозиционном зале, кинолектории, конференц-зале, учебной аудитории (музейном кабинете), пожарной части 12 ОФПС № 1 г. Краснодара, у памятника, посвященного пожарным г. Краснодара, погибшим при исполнении служебного долга, в детских садах, учреждениях общего, специального образования, кор-рекционных школах, интернатах, детских домах, социально-реабилитационных центрах, домах детского творчества и др.

Этот выставочный центр находится в более выгодном положении: его экспозиционная площадь более 500 кв. м, высокий уровень оснащенности и квалификации сотрудников.

Можно привести ряд примеров, когда на малых площадях и при небольшом количестве экспонатов проводится значительное количество мероприятий.

Так, в сентябре 2004 г. создан филиал Государственного учреждения «Пожарно-спасательная служба Республики Саха (Якутия)» по муниципальному образованию «Мирнинский район», имеющий различную тематическую направленность (история образования пожарной охраны, гражданской обороны Мирнинского гарнизона, а также культура безопасности жизнедеятельности населения). На площади 8 кв. м за последние 3 года проведено более 250 мероприятий: экскурсии, лекции, конкурсы и викторины, музейные уроки, создана школа оперативного мастерства. За этот период музей посетили более 11 000 человек.

Рис. 5. Проект «Техномагия». Занятие по безопасности жизнедеятельности со школьниками 5 класса (эвакуация из высотного здания при задымлении через импровизированный спасательный рукав)

органы дыхания, спасались через импровизированный эластичный спасательный рукав.

Опыт работы в Политехническом музее показал важность и необходимость проведения таких мероприятий и разработки новых методик по использованию выставочных экспозиций как элемента дополнительного образования. 26 марта 2005 г. выставка завершила свою работу, однако в связи с актуальностью и востребованностью начатые во время выставки занятия продолжаются. Учтен предыдущий опыт, замечания и пожелания профессиональных специалистов и педагогов, применяются и будут освещаться новые приемы в процессе обучения.

В качестве примера в этой области можно привести Краснодарскую краевую пожарно-техническую выставку отделения пропаганды и связей с общественностью Государственного учреждения «Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю», созданную 24 апреля 1976 г. За последние 5 лет, выставку посетило более 50 000 тыс. чел. На высоком техническом уровне, на площади 600 кв.м (на безвозмездной основе) проведено более 1500 мероприятий по идейно-воспитательной и образовательной работе. Организованы экскурсии, открытые уроки, выездные игровые программы, конкурсы, викторины, тематические занятия, акции по пожарно-спасательной тематике с демонстрацией работы пожарных и техники, музейные уроки по противопожарной пропаганде и обучению мерам безопасности, передвижные выставки, временные тематические экспозиции. К проведению этих мероприятий привлекаются:

♦ воспитанники дошкольных учреждений;

♦ учащиеся средних школ, интернатов, гимназий, студенты колледжей и ВУЗов Краснодарского края, России, ближнего зарубежья;

♦ дети с нарушением слуха и речи, с отклонениями и замедленным умственным развитием — учащиеся коррекционных школ, интернатов;

♦ дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательной и других систем организма, находящиеся

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

I

Однако проведение таких занятий-экскурсий в стенах музеев системы МЧС России в настоящее время, к сожалению, затруднено в силу ряда причин.

Проведенный ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) аналитический обзор деятельности 25 выставочных экспозиций музеев и центров МЧС России, показал, что причинами такого положения являются:

♦ заметное смещение акцента тематической направленности экспозиций в сторону пропаганды пожарной безопасности и пожарного дела. В то же время ослаблено внимание к тематике гражданской обороны;

♦ несвоевременное и недостаточное финансирование мероприятий по формированию и модернизации (дооборудованию) выставочных экспозиций;

♦ отсутствие штатных должностей и профессионалов-музееведов, которое отрицательно сказывается на качестве выставочных экспозиций;

♦ необходимость введения в штаты музеев должностей, таких как, координатор научно-просветительной работы с населением различных возрастных категорий и системный администратор, без которых немыслимо представить себе современный высокотехнологичный музей;

♦ недостаточное количество музейных площадей, отрицательно сказывающееся на создании, обновлении и модернизации выставочных экспозиций, а также развертывании учебных аудиторий;

♦ необходимость увеличения количества интерактивных экспонатов, светоустановок, светодина-мичных стендов, действующих моделей, имитирующих различные чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и правильного поведения при угрозе возникновения и в ходе ликвидации ЧС;

♦ слабое обеспечение экспозиций, учебных аудиторий, кинолекториев техническими средствами обучения, соответствующими современным достижениям научно-технического прогресса, освещающими научные взгляды в проблематике безопасности жизнедеятельности, способствующими усвоению предоставляемой в музеях информации и получению устойчивых практических навыков; обеспечению

объективного контроля приобретаемых знаний и практических навыков;

♦ недостаточность современного спасательного оборудования и техники, которые необходимы не только для демонстрации достижений и популяризации деятельности МЧС России в целом, но и для выявления, сохранения и введения в музейный фонд Российской Федерации исторически значимых образцов спасательной техники и др.

Устранение вышеперечисленных недостатков позволит музеям и центрам, отражающим тематику ГО и РСЧС повысить качество выставочных экспозиций, а значит, создаст условия для формирования современных музейных экспозиций с учетом новейших разработок в области ГОЧС и музееведения, современных методик построения экспозиции и передового опыта экспозиционной работы, а также активного использования новых источников, собранных и изученных сотрудниками музея и введенных в научный оборот. Будет способствовать формированию качеств личности, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение личной безопасности, безопасности общества и государства; привитию необходимых знаний, умений и навыков в действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, активно воздействовать на формирование в личности ценностного отношения к действительности на основе приобщения к предыдущему историческому опыту.

Кроме того, включение в состав выставочных экспозиций музеев и центров, отражающих тематику ГО и РСЧС информационно-обучающего комплекса, расширит их возможности в образовательно-воспитательном процессе населения, предоставит посетителям принципиально новые познавательные возможности получения впечатлений, освоения новых знаний. В дальнейшем это позволит использовать экспозиции в качестве элемента дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности с применением эффективных форм и методов воспитания учащихся школ, лицеев, колледжей, профтехучилищ, студентов иных образовательных учреждений средствами музейных экспозиций.

Литература

1. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. МЧС России. — М.: Деловой экспресс, 2006. — 316 с.

2. Дурнев Р.А. К вопросу о культуре безопасности жизнедеятельности. — М.: // Технологии гражданской безопасности. — 2006. Вып. 2 (8).

3. Отчет о НИР «Рекомендации по составу и содержанию экспозиций в музеях системы МЧС России по вопросам ГО, функционирования РСЧС и культуры поведения в чрезвычайных ситуациях». М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.