Ушакова Е.В., канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского филиала ВШНИ, [email protected]
Федотова О.В., канд. пед. наук, доцент, директор Московского филиала Высшей школы народных искусств (института)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ФОНДА МОСКОВСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации и задачи учебно-методического фонда Московского филиала Высшей школы народных искусств. Основными направлениями деятельности являются информационное, образовательно-воспитательное, экспозиционно-выставочное, фондовая работа.
Ключевые слова: музей, традиционное прикладное искусство, образовательное пространство, выставки
Ushakova E.V., Ph.D., Associate Professor, Head of the Arts and Sciences Chair at Higher School of Folk Arts (Moscow branch)
Федотова О.В., канд. пед. наук, доцент, директор Московского филиала Высшей школы народных искусств (института)
Fedotova O.V., PhD, Associate Professor, Director of Moscow branch of Higher School of Folk Arts (Institute), [email protected]
THE MAIN DIRECTION OF ACTIVITIES OF MOSCOW BRANCH OF HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS ACADEMIC FUND
Abstract. The article examines organization aspects and objects of Moscow branch of Higher School of Folk Arts academic fund. The main directions of activities are informative, educational, exhibition and fund work.
Keywords: museum, traditional applied art, educational space, exhibitions
На современном этапе модернизации отечественного образования, как отмечает Борис Андреевич Столяров, происходит интенсивное взаимодействие музеев с системой образования, намечается возрождение музеев образовательных организаций. В целом «углубление взаимодействия музея и образования — отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности» [1,1]. Таким образом, музей оказывается неотъемлемой частью непрерывного профессионального образования.
Учебно-методический фонд Московского филиала близок музеям вузовским, которые формируют коллекции, помогающие в приобретении необходимых навыков в процессе образования, а также в реализации учебных программ и педагогических методик. С момента основания Московского филиал ВШНИ из студенческих учебных, курсовых и дипломных работ складывалась коллекция учебно-методического и выставочного фонда. Изделия хранились в методическом фонде и при необходимости выставлялись только для ознакомления. И лишь в конце 90-х годов с расширением материально-технической базы было принято решение об организации учебно-методического фонда и выделена специальная площадь для постоянно действующей экспозиции. Таким образом, постепенно был создан богатый учебный и выставочный фонд, из собрания которого в настоящее время формируются художественно-творческие и учебно-методические экспозиция уникального в своем роде музея Московского филиала Высшей школы народных искусств. С каждым учебным годом фонд пополняется новыми изделиями декоративно-прикладного искусства, представляющими художественную ценность как для студентов, преподавателей института, так и для посетителей: коллег из других художественных образовательных учреждений, абитуриентов, детей и их родителей, молодежи.
Главной целью учебно-методического фонда является сохранение и преумножение изделий, представляющих художественную и историческую ценность, обеспечение преемственности лучших традиций.
Задачи учебно-методического фонда:
- поисково-собирательная, включающая систематизацию и классификацию художественных изделий (по направлениям: художественная вышивка, художественная роспись по ткани, ювелирное искусство, роспись по металлу и папье-маше) (комплектование фонда);
-экспозиционно-выставочная (отбор материалов, их содержательное и художественное оформление, хранение);
-учебно-воспитательная (формирование у студентов профессиональных знаний в области традиционного прикладного искусства).
В соответствии с задачами определены основные направления деятельности учебно-методического фонда (музея) Московского филиала ВШНИ. 1. Фондовая работа. Комплектование и систематизация фонда Собрание фонда формируется из высокохудожественных изделий ТПИ кафедры профессиональных дисциплин института по направлениям: художественная вышивка, художественная роспись ткани, ювелирное искусство и художественная роспись по металлу и папье-маше.
Основной фонд составляют изделия, выполненные студентами в процессе образовательной деятельности и отмеченные в качестве лучших учебных и выпускных квалификационных работ художественной комиссией института, а также рекомендованные как методические, выставочные и исследовательские образцы для дальнейшего хранения.
Решение о приеме изделия в фонд принимается художественной комиссией института. Специалист учебно-методического отдела собирает информационный материал о художественных изделиях у заведующего кафедры профессиональных дисциплин.
Учёт музейных фондов включает 2 этапа: первичную регистрацию через акты и регистрацию в книге поступлений. Также информация об изделиях, поступивших на хранение в фонд, вносятся в компьютерную базу фонда. Осуществляется группировка предметов на основании принятой классификации ( по направлениям, по уровню образования автора изделия), систематизация
предметов, на основе которой создается каталог фонда.
43
2 Информационное: организация информационного обслуживания студентов, преподавателей и других категорий пользователей на основе широкого доступа к ресурсам музея; оказание содействия преподавателям в использовании музейных материалов в учебно-воспитательном процессе (занятия, проведение литературных вечеров).
3. Образовательно-воспитательное: создание единого художественно -образовательного пространства обучение студентов на основе использования фонда учебно-методических материалов, воспитание художественно-эстетического вкуса и содействие творческому росту студентов путем демонстрации лучших образцов; формирование изделий в качестве учебных и методических пособий; проведение лекций для студентов института по направлениям (для повышения профессионального уровня в сфере традиционного прикладного искусства);научно-исследовательская работа студентов с фондами музея.
4. Экспозиционно-выставочное: Разработка научной концепции выставок, отбор и оформление экспонатов, формируемых для выездных выставок, проектирование экспозиций и выставок, демонстрация экспозиций при презентации деятельности института на встречах, семинарах, конференциях и т.д.
За 2015 год фондом было организовано 9 выставок различной тематической направленности, включающие как персональные выставки (участие в выставке ВШНИ в рамках всероссийского Фестиваля науки-2015 на площадке ЦВК «Экспоцентр 9-11 октября 2015 г; в Вологодском музее-заповеднике выставка дипломных работ студентов ВШНИ, приуроченная к 35-летию студии «Вологодские росписи», работающей при Вологодском музее-заповеднике 25.10.225.11.2015), так и тематические выставки, в которых участвовал Московский филиал наряду с другими организациями. Для участия в подобных выставках сотрудники отдела осуществляют отбор изделий, соответствующих тематике. Например, для экспонирования на выставке работ молодых художников -студентов и выпускников художественных колледжей и вузов «В человеке все
должно быть прекрасно» (155-летию А.П. Чехова посвящается). Для
44
экспонирования на выставке «Православные храмы мира», проходившей в Ступинской художественной галерее с 22.09 по 11.11.2015, были отобраны поднос «Золотое кольцо России», шкатулки «Храмы Москвы», «Московская святыня» и другие изделия, соответствующие заявленной тематике выставки.
На выставке «Культурный марафон Египетской культуры в Москве», проходившим с 16.12.2015 по 28.12.2015 в посольстве были представлены ювелирные изделия, платья с художественной росписью и вышивкой на восточную тему.
5. Профориентационное: профориентационная работа с молодежью, в частности с учащимися общеобразовательных учреждений (организация и проведение экскурсий по музею в дни открытых дверей), участие в ежегодном Фестивале науки (представление коллекции изделий традиционного прикладного искусства, дефиле).
Перспективные направления работы:
Научно-исследовательское: подготовка каталогов и путеводителей по экспозициям.
Коммуникативное направление: установление и поддержка сотрудничества с другими музеями.
Виртуальное направление: подготовка и представление материалов на интернет-сайте; оформление результатов исследований в презентациях электронного вида; создание электронной базы данных музея.
Специфика музея Московского филиала состоит:
- в сохранении и распространении видов традиционного прикладного искусства через изделия, созданные студентами - молодыми талантливыми авторами-художниками, в которых отражаются культурные традиции народа, существовавшие на протяжении многих веков;
- в демонстрации возможности передачи практического художественно-творческого опыта;
- в возможностях дальнейшего применения профессиональных и
технологических знаний при создании современных работ.
45
Сегодня коллекция музея насчитывает более 2 тысяч единиц. Коллекции платьев, костюмы, сарафаны, ансамбли одежды, плоскостные изделия: салфетки, скатерти, ширмы, абажуры, панно; предметы мебели - все это многообразие выполнено с использованием различных техник художественной вышивки и художественной росписи ткани. В собрании музея хранятся также традиционные и современные ювелирные изделия из металла: колье и броши, серьги и кулоны, браслеты, парюры, ансамбли и комплекты, настольные часы, мужские и женские гарнитуры. Из изделий с лаковой художественной росписью представлены подносы, шкатулки, ларцы, миниатюрные панно, бюро-кабинетец, настольные зеркала и женские гарнитуры, предметы мебели, выполненные в технике декоративной росписи «Московское письмо». Из современных изделий последних лет все больше появляются расписные миниатюрные шкафчики, настольные зеркала, столешницы, ширмы и другие предметы современного интерьера.
Уникальные изделия Московского филиала, представляющие несомненный интерес, хранятся и экспонируются с целью широкой популяризации русского традиционного прикладного искусства в современном обществе, привлечения и создания интереса у молодежи, у потенциальных абитуриентов, у аудитории, состоящей из детей и их родителей, расширения международного сотрудничества и приобщения к традиционной культуре и красоте, стимулирования интереса российской и зарубежной аудитории к истории, российскому образованию и науке.
Литература
1. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.
пособие/Б.А. Столяров. — М.: Высш. шк., 2004.