Научная статья на тему 'Выставочная деятельность Московского филиала Высшей школы народных искусств как фактор сохранения национальных традиций и развития международных культурных отношений'

Выставочная деятельность Московского филиала Высшей школы народных искусств как фактор сохранения национальных традиций и развития международных культурных отношений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД / МУЗЕЙ / ВЫСТАВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова О.В.

В статье рассматривается выставочная деятельность образовательного учреждения на основе собранной в учебно-методическом фонде института коллекции уникальных изделий традиционного прикладного искусства, выполненных студентами профилирующих кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставочная деятельность Московского филиала Высшей школы народных искусств как фактор сохранения национальных традиций и развития международных культурных отношений»

О.В. Федотова,

Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)

Выставочная деятельность Московского филиала Высшей школы народных искусств как фактор сохранения национальных традиций и развития международных культурных отношений

Московский филиал государственного образовательного учреждения «Высшая школа народных искусств (институт)» выпускает художников в сфере традиционного прикладного искусства России по таким уникальным видам ручного искусства, как художественная вышивка, художественная роспись ткани, ювелирное искусство и художественная роспись по металлу и папье-маше.

С момента основания образовательного учреждения из студенческих учебных, курсовых и дипломных работ складывалась коллекция учебно-методического и выставочного фонда. Изделия хранились в методическом фонде и при необходимости выставлялись только для ознакомления. И лишь в конце 90-х годов с расширением материально-технической базы было принято решение об организации учебно-методического фонда и выделена специальная площадь для постоянно действующей экспозиции. Таким образом, постепенно был создан богатый учебный и выставочный фонд, из собрания которого в настоящее время формируются художественно-творческие и учебно-методические экспозиция уникального в своем роде музея Московского филиала Высшей школы народных искусств. С каждым учебным годом фонд пополняется новыми изделиями декоративно-прикладного искусства, представляющими художественную ценность как для студентов, преподавателей института, так и для посетителей: коллег из других художественных образовательных учреждений, абитуриентов, детей и их родителей, молодежи.

Значимость любого музея сегодня определяется тремя взаимосвязанными

аспектами: сохранением культурных традиций, обеспечением связи времен и

высоким творческим потенциалом студентов и преподавателей. Особенно это

17

актуально для музея традиционного прикладного искусства, что ясно прослеживается в нашей постоянно действующей выставочной экспозиции. «Сохраняя материализованные свидетельства явлений и процессов природы, памятники культуры и искусства», пишет Б.А.Столяров, «он передает поколениям эстафету культуры, находящейся в состоянии непрерывного становления. Сегодняшняя привлекательность этого самого устойчивого института самосохранения культуры определяется тем, что музей хранит и предъявляет человеку материализованные свидетельства развития природы и факты его собственных творческих достижений, подчеркивая тем самым важность системы связей человека с миром во всем их богатстве, разнообразии и противоречивости».

Далее автор рассматривает углубление взаимодействия музея и образования «как отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания и деятельности. Включенность музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности не только жить в стремительно изменяющемся современном мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. В диалогическом пространстве музея имеется возможность заново прожить отраженные в памятниках культуры и искусства явления и события внешней и внутренней жизни человека.

Востребованность музея обществом - показатель осознания человечеством места культуры и искусства в своей жизни, а также необходимости ориентироваться на высшие духовные ценности в процессе социально-экономической деятельности» [3].

Востребованность музея обществом была осознана в XIX веке, который стал

временем бурного расцвета музейного дела. «Уже в середине 19 в. развитие

исторической науки и урбанизированной культуры приводит общество к

осознанию того факта, что именно музей является наиболее приемлемой формой

сохранения культурного опыта человечества. Если в первой половине 19 века в

Европе преобладали «храмы искусства» - художественные музеи, то развитие

промышленности изменило взгляды как на роль науки в жизни общества, так и на

18

искусство и профессиональное образование художников. Были внесены поправки в проставлении приоритетов красоты в окружающей человека жизни и сконцентрировано внимание на народных ремеслах и традициях ручного труда, том виде творчества, которое развивалось вне всяких законов академического искусства» [3].

Открывшиеся музеи промышленного искусства, как тогда называли «декоративно-прикладное искусство», были ориентированы в своей деятельности на формирование модели активной образовательной деятельности в музее, на становление профессионального обучения на основе промышленных и художественных образцов коллекций.

Столяров Б.А. считает, что «Музей должен создавать условия для образования детей, условия для здорового отдыха и накопления знаний взрослых. Он должен быть хранилищем, из которого черпает знания студент, и источником вдохновения для художника» [3].

Специфика музея Московского филиала состоит:

- в сохранении и распространении видов традиционного прикладного искусства через изделия, созданные студентами - молодыми талантливыми авторами-художниками, в которых отражаются культурные традиции народа, существовавшие на протяжении многих веков;

- в демонстрации возможности передачи практического художественно -творческого опыта;

- в возможностях дальнейшего применения профессиональных и технологических знаний при создании современных работ.

Сегодня коллекция музея насчитывает более 2 тысяч единиц. Коллекции

платьев, костюмы, сарафаны, ансамбли одежды, плоскостные изделия: салфетки,

скатерти, ширмы, абажуры, панно; предметы мебели - все это многообразие

выполнено с использованием различных техник художественной вышивки и

художественной росписи ткани. В собрании музея хранятся также традиционные

и современные ювелирные изделия из металла: колье и броши, серьги и кулоны,

браслеты, парюры, ансамбли и комплекты, настольные часы, мужские и женские

19

гарнитуры. Из изделий с лаковой художественной росписью представлены подносы, шкатулки, ларцы, миниатюрные панно, бюро-кабинетец, настольные зеркала и женские гарнитуры, предметы мебели, выполненные в технике декоративной росписи «Московское письмо». Из современных изделий последних лет все больше появляются расписные миниатюрные шкафчики, настольные зеркала, столешницы, ширмы и другие предметы современного интерьера.

Уникальные изделия Московского филиала, представляющие несомненный интерес, экспонируются с целью широкой популяризации русского традиционного прикладного искусства в современном обществе, привлечения и создания интереса у молодежи, у потенциальных абитуриентов, у аудитории, состоящей из детей и их родителей, расширения международного сотрудничества и приобщения к традиционной культуре и красоте, стимулирования интереса российской и зарубежной аудитории к истории, российскому образованию и науке.

На сегодняшний день работа музея Московского филиала включает в себя следующие функции:

о сохранение и преумножение изделий, представляющих художественную и историческую ценность;

о обеспечение преемственности лучших традиций; о формирование музейного фонда института; о создание единого художественно-образовательного пространства; о воспитание художественно-эстетического вкуса и содействие творческому росту студентов путем демонстрации лучших образцов;

о формирование изделий в качестве учебных и методических пособий; о демонстрация экспозиций при презентации деятельности института на встречах, семинарах, конференциях и т.д.;

о проведение лекций для студентов института по направлениям (для повышения профессионального уровня в сфере традиционного прикладного искусства);

о профориентационная работа с молодежью, в частности с учащимися общеобразовательных учреждений;

о воспитательная и просвещенческая деятельность; о организация выставок;

о расширение международного сотрудничества.

В течение тридцати последних лет образовательное учреждение участвовало в более чем трёхстах выставках традиционного прикладного искусства в России, в том числе в более ста, проводившихся за рубежом. Изделия постоянно экспонируется на регулярно проводимых выставках в стенах института, на экспозициях международных и всероссийских выставочных центров таких, как Центральный выставочный комплекс «Экспоцентр»; Музей профессионального образования Российской Федерации, где в 2002 г. выставлялась историческая ретроспектива. Ансамбли, коллекции одежды и предметы убранства интерьера не раз украшали помещения в Государственной Думе Российской Федерации (в 1998 г.), Совете Федерации, во Дворце съездов, Доме национальностей (1999 г.), Академии управления Министерства внутренних дел России (2010-2012 гг.); в выставочных залах и музеях Москвы: Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (2005 г.), Центральном доме художника, Гостином дворе, государственных выставочных залах «Печатники», «Тушино», «Выхино», «Замоскворечье», «На Каширке», «Беляево», а также в Санкт-Петербурге: в Государственном Этнографическом музее - в 2003 г., в 2007 г. в Стрельне на Саммите большой восьмерки, в Центральном выставочном зале «Манеж» на международной выставке «Подарок Санкт-Петербургу», в выставочном зале союза художников (2010 г.) и других российских городах: в Сочи - в 2000 г. На Всероссийской выставке народных промыслов «Буян-Остров», в Вологде, Екатеринбурге, Архангельске, Казани и др.

За годы образовательной деятельности художественными изделиями

Московского филиала восхищались зрители Болгарии (1987 г.), Германии (с 1989

г. - Ауэ, Шнейберг, с 1991 по 1995 гг. Международная выставка «Интерштофф» -

Франкфурт-на-Майне, Дрезден), США (2006 г.), Испании (1990 г.), Австрии

21

(постоянно действующая экспозиция в Торговом представительстве Вены с 1995 г. По 2009 г), Венгрии - 2004 г., Франции: «Международная выставка-ярмарка» -Нанси (2006 г.), Египта - Международный конкурс молодых дизайнеров и модельеров «Подиум» (2007 г.)», Польши (2005 г.), Малайзии (образовательная выставка в Куала-Лумпур - 2007 г.), Японии (2007 г.) и других стран мира. Вместе с экспонируемыми работами проводится показ моделей одежды, украшенных тончайшей, изумительной по красоте и искусной по исполнению художественной вышивкой и росписью по ткани. Демонстрируемые изделия отличаются высоким уровнем профессионального мастерства, традиционностью применяемых материалов и технологий, живописностью, выразительностью и многообразием решаемых художественных образов, тонким художественным вкусом, изысканностью колорита.

Интерес, проявляемый специалистами и просто зрителями к работам, объясняется, в первую очередь, высоким уровнем профессионального художественного образования в институте, высокими требованиями к выпускникам как к будущим специалистам, а также тем, что профессорско-педагогический состав института воспитывает студентов на опыте отечественной художественной педагогики, традициях русского традиционного прикладного искусства, пробуждая национальное самосознание, любовь к Отчизне, воспитывая, тем самым, активную патриотическую и гражданскую позиции.

Участие в выставках предоставляет исключительную возможность по привлечению талантливой молодежи к изучению культуры, к получению профессионального образования в сфере прикладного искусства; способствует проявлению заинтересованности к институту как одному из образовательных, художественных и культурных образовательных учреждений России. А также продолжению развития традиций прикладного искусства России, сохранению национального эстетического идеала, связи прошлого, настоящего и будущего и обеспечению самобытного места России в мировой художественной культуре.

Организация и проведение выставок помогают наладить диалог между

народами, лучше понять культурные традиции, духовный мир и историю другого

22

народа, другой страны. Лишь познав историю и культуру своей страны, можно оценить культуру другого народа.

«В XXI веке люди, перегруженные техническими средствами, должны задумываться о сохранении связи человека с миром природы. На протяжении всего существования человечества огромное значение имеет уровень развития образования и характер отношения к наследию истории и традициям культуры. Идеальной формой воплощения традиции как «способа сохранения человеческого измерения реальности и является музей».

Список литературы:

1. Секреты нашего ремесла. Сборник статей и материалов. М.: ГРДНТ, 2004.— 100 с.

2. Советский музей // «Искусство», «Советский музей», 1990. -80 с.

3. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.