Научная статья на тему 'Народное искусство Алтая в Государственном художественном музее Алтайского края'

Народное искусство Алтая в Государственном художественном музее Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
614
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕДИЦИЯ / КОЛЛЕКЦИЯ / ВЫСТАВКА / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / АЛТАЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / EXPEDITION / COLLECTION / EXHIBITION / FOLK ART / ALTAI / STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончарик Нина Прокопьевна

В статье рассматриваются этапы формирования коллекции народного искусства региона в Государственном художественном музее Алтайского края, вопросы ее изучения, основные выставочные проекты. Описаны экспедиции по сбору предметов местного народного искусства. Статья проиллюстрирована материалами из фотоархива музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk art of Altai in the State Art Museum of the Altai Krai

The article discusses the stages of how the collection of folk art of the region was formed in the State Art Museum of the Altai Krai, the issues of its study, the main exhibition projects. Expeditions to collect items of local folk art are described. The article is illustrated with materials from the museum’s photo archive.

Текст научной работы на тему «Народное искусство Алтая в Государственном художественном музее Алтайского края»

По запасникам и экспозициям

музеев и картинных галереи

IN STOREROOMS AND EXPOSITIONS OF MUSEUMS AND ART GALLERIES

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО АЛТАЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Гончарик Нина Прокопьевна Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края. Россия, г. Барнаул. nina.goncharik@yandex.ru

В статье рассматриваются этапы формирования коллекции народного искусства региона в Государственном художественном музее Алтайского края, вопросы ее изучения, основные выставочные проекты. Описаны экспедиции по сбору предметов местного народного искусства. Статья проиллюстрирована материалами из фотоархива музея.

Ключевые слова: экспедиция, коллекция, выставка, народное искусство, Алтай, Государственный художественный музей Алтайского края.

Библиографическое описание для цитирования:

Гончарик Н.П. Народное искусство Алтая в Государственном художественном музее Алтайского края // Искусство Евразии. - 2019. - № 2 (13). - С. 250-264. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.023. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/ u50070366/1431023/35/

Собрание народного искусства в Государственном художественном музее Алтайского края включает не только произведения известных художественных промыслов России. Особую ценность представляют материалы экспедиций по Алтайскому краю. Они придают коллекции музея неповторимое своеобразие.

За полувековую историю научно-поисковой работы в музее собраны произведения народного искусства, созданные руками мастеров различных национальностей,

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.023

УДК 069.5/7.031.2(571.15)

Аннотация

проживающих в крае, — алтайские изделия из дерева, кожи, металла; казахские войлоки и вышивка, мордовский национальный костюм; предметы народного искусства чувашского, украинского населения. Значительную часть коллекции составляют предметы русского народного искусства — резное и расписное дерево, гончарные изделия, узорное ткачество, вышивка, народный костюм.

Рис. 1. Л.И. Снитко. Фото Б.А. Щербакова.

Экспедиции по сбору предметов местного народного искусства начались с приходом в музей искусствоведа Ларисы Иосифовны Снитко (1928—1982, рис. 1), старшего научного сотрудника, кандидата искусствоведения (1977). Исследователь, автор монографии о первых художниках Алтая Л.И. Снитко уделяла огромное внимание формированию коллекции молодого музея, открывшего свои залы в 1959 г. Ей музей обязан пополнением фондов шедеврами русской и советской классики, уникальным собранием живописи первых профессионалов Алтая. Все возрастающую со временем ценность приобретают материалы первых музейных экспедиций Снитко 1968—1972 годов по старообрядческому Алтаю. Они положили начало созданию коллекции местного народного искусства. Экспедициям предшествовали общение с художниками, встречи и переписка с учеными из Новосибирска, Москвы, часто совершавшими в Горный Алтай творческие поездки. В планировании поисковых экспедиций Снитко исходила из задач создания коллекции народного искусства русских переселенцев и коренного населения — алтайцев. За период с 1968 по 1972 год было совершено под руководством Л.И. Снитко 6 экспедиций (1968, 1970 и по 2 экспедиции в 1971 и 1972 гг.). Две экспедиции были организованы для сбора предметов алтайского народного искусства. В одной из них, в 1972 году, приняла участие сотрудник московского НИИ художественной промышленности (рис. 2), автор монографии по народному искусству Алтая, кандидат искусствоведения Нина Ильинична Каплан [18]. Дневник совместной экспедиции вела сотрудник музея А.М. Тондовская [22].

Рис. 2. Осмотр экспонатов научной экспедиции Алтайского музея ИЗО. 1972 г. Сотрудники музея. В центре Л.И. Снитко и Н.И. Каплан,

научный сотрудник НИИХП, г. Москва. Фото С.И. Пирогова.

В последующие годы работа по сбору произведений народного искусства была продолжена, ежегодно организовывались экспедиции по районам края. В 1973, 1979— 1993 гг. собирательскую и научно-исследовательскую работу по народному искусству Алтайского края вела Н.П. Гончар ик.

С середины 1990-х годов фонд музея пополняется экспонатами, собранными в экспедициях по краю сотрудниками бывшего краевого центра фольклора и народных ремесел. Они вошли в состав созданного в музее в 1994 году отдела традиционной русской культуры (ОТРК).

В музейном собрании в настоящее время более полутора тысяч экспонатов, представляющих народное искусство Алтайского края. К сожалению, музей до сих пор не имеет постоянной экспозиции народного искусства из-за отсутствия выставочных площадей. Но устраивает временные выставки, включая в экспозиции и привезенные из экспедиций находки. В статье о выставке к 10-летию музея Л.И. Снитко пишет, что «впервые экспонируется в залах музея отдел прикладного искусства, собранный на Алтае», упоминая скульптуру малых форм из кедра «Сарлык» талантливого алтайца-самородка Ярымки Мечешева и привезенные из Усть-Коксинского района предметы русского узорного ткачества и вышивки — пояса, полотенца [21].

По итогам первых экспедиций появились статьи Л.И. Снитко и Н.И. Каплан в газетах «Молодежь Алтая» [20] и «Алтайская правда» [17] о необходимости сохранения и возрождения богатой традициями народной культуры края, создании музеев народного искусства.

Изучение имеющейся коллекции, продолжающиеся сборы позволили подготовить выставку «Народное искусство» из фондов к 25-летию музея, проходившую в октябре 1984 — январе 1985 гг. Не раз за историю существования музея предметы народного искусства входили в состав какой-либо тематической выставки живописи, графики. На этой же выставке впервые было показано исключительно народное искусство как самостоятельный, самоценный вид художественного творчества. Впервые был представлен во всей полноте накопленный на тот момент фонд традиционного искусства Алтая.

Рис. 3. Резьба и роспись по дереву. Фрагмент экспозиции народного искусства к 25-летию музея. 1984 г. Фото С.И. Пирогова.

Рис. 4. Детали мордовского народного костюма. Рис. 5. Композиция с поясами. Фрагмент Фрагмент экспозиции народного искусства к 25- экспозиции народного искусства к 25-летию летию музея. 1984 г. Фото С.И. Пирогова. музея. 1984 г. Фото С.И. Пирогова.

The Art Of Eurasia Искусство Евразии

No. 2 (13) • 2019 № 2 (13) • 2019 elSSN 2518-7767

В экспозицию вошли материалы экспедиций Снитко, а также новые поступления. Фрагменты резного убранства русских домов, наличники конца XIX — начала XX вв., найденные в Барнауле и в крае, народные росписи из старообрядческих сел Горного Алтая (рис. 3). Небольшая, но очень ценная по художественным достоинствам коллекция народного искусства алтайцев. Казахские войлоки и вышивка из поездок в Кош-Агачский район Горного Алтая (1979—1982). Женские костюмы русского и мордовского населения Алтая (рис. 4). И конечно, богатая коллекция узорного ткачества и вышивки. Авторы экспозиции Н.П. Гончарик, Л.Г. Красноцветова и М.Ю. Шишин использовали для показа экспонатов цветные фоны, разнообразные приемы драпировок. Одной из находок была фигура петуха, выложенная на одном из стендов из множества тканых поясов (рис. 5). В торжественной обстановке прошло закрытие выставки с участием фольклорного ансамбля «Песнохорки» (рис. 6).

Рис. 6. Концерт фольклорного ансамбля Барнаульского музыкального училища «Песнохорки» на закрытии выставки народного искусства. Ведущий М.Ю. Шишин. Январь 1985 г. Фото С.И. Пирогова.

Рис. 7. Фото из журнала «Советский музей» (1984 г, № 6). Сотрудники музея с экспонатами,

Залесовского района. Участники экспедиции — М.Ю. Шишин (в центре), Н.П. Гончарик (крайняя

Фото С.И. Пирогова.

В период подготовки выставки автор настоящей статьи приняла участие в работе Всесоюзной конференции «Произведения мастеров народных художественных промыслов в музеях Советского Союза» в Вильнюсе, выступила там с докладом о коллекции народного искусства в музее [12]. Об открытии выставки была дана информация в газету «Алтайская правда» [5]. В конце 1984 года была опубликована статья в журнале «Советский музей» об экспедиции в Залесовский район Алтайского края [3], одной из самых результативных по количеству и качеству музейных экспедиций, материалы которой вошли в экспозицию (рис. 7).

Следующие пять лет были посвящены пополнению коллекции народного искусства. Была подготовлена и состоялась выставка «Народное искусство. Новые поступления. К 30-летию музея» в 1990 году. Новая экспозиция народного искусства — результат собирательской деятельности музея между двумя юбилеями. За это время коллекция народного искусства увеличилась более чем в два раза. На выставке были показаны лучшие поступления художественных промыслов, а также приобретения в экспедициях по краю и из частных коллекций г. Барнаула. В решении экспозиции авторы (Н.П. Гончарик и Л.Г. Красноцветова) старались соединить принципы научности с художественно-образной интерпретацией каждого ее раздела, а в экспозиции с костюмами — чисто музейный показ с элементами имитации социокультурной среды. Каждый фрагмент экспозиции воспринимался как особый микромир, не нарушающий гармонии целого. Разнообразные подходы в их создании способствовали творческому, активному восприятию выставки новых поступлений народного искусства, о чем свидетельствуют положительные отзывы многочисленных зрителей и специалистов.

Рис. 8. Городской и крестьянский костюм. Фрагмент экспозиции народного искусства к 30-летию музея. 1990 г. Фото С.И. Пирогова.

На выставке были показаны также ценные по своим художественным достоинствам, бытовавшие на Алтае изделия, завезенные поздними переселенцами с Украины, из Молдавии, Белоруссии, Калининской, Горьковской (бывших Тверской и Нижегородской губерний) и других областей России. Все они относятся к недавнему прошлому и чрезвычайно интересны для изучения важной проблемы культурного взаимодействия народов Сибири [6]. Одним из сюрпризов стала экспозиция с костюмами конца XIX — начала XX веков, где был создан уголок городского быта

с деталями интерьера, предметами обихода того времени [4], занимающий большую часть одного из двух залов выставки. Женские городские костюмы (рис. 8), белые женские блузы с вышивкой белой гладью, строчкой, мережками, женские кофты из городских парочек, одна женская белорусская рубаха, одна мужская рубаха. В основном это изделия, сохранившиеся у наследников, живущих в Барнауле. Они органично сочетались в этом зале с вещами, созданными на Алтае [15].

Современное народное искусство края было представлено ткачеством половых дорожек (рис. 9) и рукоделием русских женщин [9, с. 27], а также традиционными женскими ремеслами казахов Горного Алтая (рис. 10).

Рис. 9. Половые дорожки и коврики. Ткачество, вязание. Фрагмент экспозиции народного искусства к 30-летию музея. 1990 г. Фото С.И. Пирогова.

Рис. 10. Женские ремесла казахов Горного Алтая. Фрагмент экспозиции народного искусства к 30-летию музея. 1990 г. Фото С.И. Пирогова.

Авторами экспозиции были придуманы отдельные ходы для создания эффектных образных решений каждого фрагмента выставки, учитывая разрозненный характер новых поступлений. Ярко смотрелись на стендах костюмы, в которых контуры юбок для городских парочек выполнены из тканых поясов и опоясков, для белых блуз из кружевных края и прошв. Из полосатой пестряди сколоты штаны для мужского костюма. По научному описанию Г.С. Масловой [19, с. 184] составлен свадебный

белорусский костюм. К подлинной женской белорусской рубахе с вышивкой на рукавах были подобраны пояс, два куска пестряди в розово-сине-белую клетку для юбки, полотенце с вышивкой на концах из красной бумаги с характерным шашечным орнаментом для фартука, а из личных вещей авторов экспозиции — нагрудное украшение и венок (рис.11).

С 1994 года выставки традиционного народного искусства края проводит отдел традиционной русской культуры (ОТРК): «Живая старина», «Радуга ремесел», «Народное искусство. Связь поколений», «Традиция и новый век» и др. Недавно закончила работу выставка «Как у нас во дому», где крестьянский дом был представлен в фотографиях и экспонатах. В экспозициях разнообразно используется богатый фонд народного искусства края, накопленный за 50 лет собирательской деятельности музея. Особенностью выставок ОТРК является то, что они раскрывают широкий спектр материальной деятельности и духовных устремлений русского крестьянства. Разнообразные предметы быта в избе, орудия труда, именная прялка, ткацкий станок, текстильное убранство, народная глиняная игрушка... Они сродни многообразию практических занятий и научных интересов сотрудников отдела по изучению и освоению традиций народной культуры старожилов Алтая (ремесел, песенного фольклора). Сотрудники владеют мастерством вышивки, ткачества, народной росписи. Проводят на выставках практические занятия, мастер-классы.

Рис. 11. Белорусский костюм невесты. Фрагмент экспозиции народного искусства к 30-летию музея. 1990 г. Фото С.И. Пирогова.

Особый интерес на выставках представляют реконструкции сотрудниками отдела бытовавших когда-то на Алтае глиняных игрушек с росписью по описаниям родственников мастеров, современные расписные изделия в духе урало-сибирской традиции, а также праздничные костюмы старожилов Алтая, выполненные на основе изучения материалов этнографического музея в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан) и Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. Возрастающий интерес к выставкам ОТРК любителей искусства и специалистов вселяет надежду на неиссякаемую жизнестойкость традиционной народной культуры Алтая, возможность ее сохранения и возрождения.

Параллельно с подготовкой выставок велась работа по изучению фонда народного искусства в музее, атрибуции памятников, научной каталогизации собрания. Автором настоящей статьи опубликованы материалы о коллекции прялок [7], народной росписи Алтая [11] в музее, каталог выставки «Материалы экспедиций искусствоведа Л.И. Снитко на выставке «Живая старина» [8], каталог «Народное искусство Залесовского района» по материалам экспедиций 1983—1993 гг. [10].

На средства ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» сотрудниками ОТРК изданы две монографии: «Домовая и прялочная роспись Алтая» (авторы Л.В. Живова, И.В. Шлейхер) [16] и «Русский традиционный костюм Алтая» (авторы Т.А. Боровцова, Л.И. Клокова, Л.В. Корникова) [2].

В 2014 году музей подготовил большой выставочный проект специально для Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) «Алтай. Образ. Время». Так называлась выставка, размещенная в 4-х залах музея, которая открылась 14 марта 2014 г., впервые презентуя москвичам и гостям столицы традиционное народное и современное искусство Алтая. К открытию выставки был издан богато иллюстрированный альбом-каталог. Среди разделов выставки достойное место заняли традиционное народное искусство по материалам экспедиций 1968—1990-х годов [14] (рис. 12, 13, 14, 15) и творчество народных мастеров Алтайского края [1].

Рис. 12. Народная резьба и роспись по дереву. Фрагмент экспозиции «Алтай. Образ. Время». ВМДПНИ. 2014 г. Фото Н.П. Гончарик.

Рис. 13. Материалы экспедиций 1968—1972 гг. Фрагмент экспозиции «Алтай. Образ. Время». ВМДПНИ. 2014 г. Фото Н.П. Гончарик.

Рис. 14. Материалы экспедиций 1973—1982 гг. Фрагмент экспозиции «Алтай. Образ. Время». ВМДПНИ. 2014 г. Фото Н.П. Гончарик.

Рис. 15. Материалы экспедиций 1983—1993 гг. Ткачество, вышивка, сибирская икона. Фрагмент экспозиции «Алтай. Образ. Время».

ВМДПНИ. 2014 г. Фото Н.П. Гончарик.

Основу этого раздела составили творческие работы сотрудников ОТРК — расписные изделия из дерева народного мастера Алтайского края Л.В. Живовой (рис. 16), народные костюмы по этнографическим образцам Т.А. Боровцовой, Л.И. Клоковой, Л.В. Корниковой (рис. 17, 18).

Рис. 16. Глиняная игрушка Тюменцевского района. Реконструкция С.Д. Галуза, Л.В. Живовой Расписные изделия из дереваЛ.В. Живовой. Фрагмент экспозиции «Алтай. Образ. Время». ВМДПНИ. 2014 г.

Рис. 17. Женский костюм русских старообрядцев Алтая. 1 пол. XX в.

Л.В. Корникова. Женский праздничный костюм русских старообрядцев-«поляков». Реконструкция. Фрагмент экспозиции «Алтай. Образ. Время». ВМДПНИ. 2014 г.

Рис. 18. Л.В. Корникова. Женский свадебный костюм русских старообрядцев-«поляков». Реконструкция. Л.И. Клокова. Мужской свадебный костюм русских старообрядцев-«поляков». Реконструкция. Фрагмент экспозиции «Алтай. Образ. Время». ВМДПНИ. 2014 г.

Самым главным выставочным проектом на сегодняшний день является работа над тематико-экспозиционными планами выставочных залов будущей постоянной экспозиции в новом музее, реконструкция которого должна завершиться в 2020 году. Планы Ларисы Иосифовны Снитко о создании в музее интересной коллекции и постоянной экспозиции народного искусства приобретают реальные черты [13]. Предусмотрены отдельные залы для декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслов и традиционного искусства Алтая с современным оборудованием, мультимедийным наполнением. В работе тематико-экспозиционные планы выставочных залов, списки предметов, тексты этикеток, справочные и методические материалы.

Литература

1. Боровцова Т.А. Творчество народных мастеров Алтайского края // Алтай. Образ. Время. Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края. Каталог выставки. - Москва - Барнаул, 2014. - С. 50-73, 140-142.

2. Боровцова Т.А., Клокова Л.И., Корникова Л.В. Русский традиционный костюм Алтая. — Барнаул, 2013. — 100 с.

3. Гончарик Н. «Возьмите на вечную память» // Советский музей. — 1984. — № 6. —

4. Гончарик Н. Здесь есть сюрпризы // Алтайская правда. — 1990. — 29 апр.

5. Гончарик Н. Красота на века // Алтайская правда. — 1984. — 7 окт.

6. Гончарик Н. Народное искусство. Выставка новых поступлений: [буклет]. — Барнаул, 1989.

7. Гончарик Н.П. Коллекция прялок в Государственном художественном музее Алтайского края (ГХМАК). Некоторые вопросы изучения // Этнография Алтая: материалы II науч.-практ. конф.— Барнаул, 1996. — С. 188-192.

8. Гончарик Н.П. Материалы экспедиций искусствоведа Л.И. Снитко на выставке «Живая старина» в Государственном художественном музее Алтайского края: каталог // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы международной конференции. — 2003. — Вып. 5. — С. 253-261.

9. Гончарик Н.П. Народное искусство Алтайского края // Искусство Алтая: в краевом музее изобразительных и прикладных искусств. — Барнаул, 1989. — С. 15-27.

10. Гончарик Н.П. Народное искусство Залесовского района в Государственном художественном музее Алтайского края: каталог // Залесовское Причумышье: очерки истории и культуры. — Барнаул, 2004. — С. 233-272.

11. Гончарик Н.П. Народные росписи Алтая в Государственном художественном музее Алтайского края // Народное искусство Южного Урала: сб. материалов науч.-практ. конф. — Челябинск, 1998. — С. 80-87.

12. Гончарик Н.П. Произведения народного искусства в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств (из истории создания коллекции, некоторые вопросы изучения, пропаганда народного искусства в музее) // Всесоюзная конференция-семинар «Произведения мастеров народных художественных промыслов в музеях Советского Союза»: материалы конференции. — Вильнюс, 1984. — С. 141-157.

13. Гончарик Н.П. Создание коллекции народного искусства Алтая // Искусство Евразии. — 2016. — № 1 (2) [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/ u50070366/501557/14/

14. Гончарик Н.П. Традиционное народное искусство Алтая // Алтай. Образ. Время. Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края. Каталог выставки. — Москва — Барнаул, 2014. — С. 12-35, 134-138.

15. Гончарик Н.П. Экспонирование городского и крестьянского костюма конца XIX — начала XX вв. на выставке «Народное искусство. Новые поступления (1985—1990)» // Суриковские чтения (1988—1991). — Красноярск, 1991. — С. 90-92.

16. Живова Л.В., Шлейхер И.В. Домовая и прялочная роспись Алтая. — Барнаул,

С.18-19.

2012. - 100 с.

17. Каплан Н. Из родника народного творчества // Алтайская правда. — 1972. — 9 сент.

18. Каплан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая. — М.: Госуд. изд-во. 1961.— 97 с.

19. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX веков. — М., 1984. — 216 с.

20. Снитко Л. Добрая память: заметки о народном прикладном искусстве [Алтая] // Молодежь Алтая. — 1971. — 8 окт.

21. Снитко Л. Алтай глазами художника / / Алтайская правда. — 1969. — 20 дек.

22. Тондовская А. Дневник экспедиции // Молодежь Алтая. — 1972. — 26 окт.

Статья поступила в редакцию 04.06.2019 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.023

FOLK ART OF ALTAI

IN THE STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI KRAI

Goncharik Nina Prokopyevna Senior Researcher of Research Department, State Art Museum of the Altai Krai. Russia, Barnaul. nina.goncharik@yandex.ru

The article discusses the stages of how the collection of folk art of the region was formed in the State Art Museum of the Altai Krai, the issues of its study, the main exhibition projects. Expeditions to collect items of local folk art are described. The article is illustrated with materials from the museum's photo archive.

Keywords: expedition, collection, exhibition, folk art, Altai, State Art Museum of the Altai Krai.

Bibliographic description for citation:

Goncharik N.P. Folk art of Altai in the State Art Museum of the Altai Krai. Iskusstvo

Evrazii - The Art of Eurasia, 2019, No. 2 (13), pp. 250-264. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.023. Available at: https://readymag.com/u50070366/1431023/35/ (In Russian)

1. Borovtsova T.A. Tvorchestvo narodnykh masterov Altaiskogo kraya [Creativity of folk craftsmen of the Altai Krai]. In: Altai. Obra%. Vremya. sobraniya Gosudarstvennogo khudo%hestvennogo mu%eya Altaiskogo kraya. Katalog tystavki [Altai. Form. Time. From the collection of the State Art Museum of the Altai Territory. Catalog of the exhibition]. Moscow, Barnaul, 2014, pp. 50-73,

2. Borovtsova T.A., Klokova L.I., Kornikova L.V. Russkii traditsionnyi kostyum Altaya [Russian traditional costume of Altai]. Barnaul, 2013. 100 p.

3. Goncharik N. «Voz'mite na vechnuyupamyat'» [«Take on Eternal Memory»]. Sovetskii mu%ei — Soviet Museum, 1984, No. 6, pp.18-19.

4. Goncharik N. Zdes' est' syurprizy [There are surprises]. Altaiskaya pravda — Altai Truth, April, 29, 1990.

5. Goncharik N. Krasota na veka [Beauty forever]. Altaiskaya pravda — Altai truth, October, 7,

6. Goncharik N. Narodnoe iskusstvo. Vystavka novykh postuplenii [Folk art. Exhibition of new arrivals. Booklet]. Barnaul, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Goncharik N.P. Collection of spinning wheels in the State Art Museum of the Altai Krai. Some questions of study. In: Etnografya Altaya: materialy II nauch.-prakt. konf. [Ethnography of Altai: materials of the II scientific-practical conference]. Barnaul, 1996, pp. 188-192.

Abstract

References

140-142.

1984.

8. Goncharik N.P. Expedition materials art historian L.I. Snitko at the exhibition «Living Antiquity" in the State Art Museum of the Altai Krai. In: Etnografiya Altaya i sopredel'nykh territorii: materialy me%hdunarodnoi konferentsii [Ethnography of Altai and adjacent territories: materials of the international conference]. Iss. 5, 2003, pp. 253-261.

9. Goncharik N.P. Narodnoe iskusstvo Altaiskogo kraya [Folk art of the Altai Krai]. Iskusstvo Altaya: v kraevom muzee i%obra%itel'nykh iprikladnykh iskusstv [Art of Altai: in the regional museum of fine and applied arts]. Barnaul, 1989, pp. 15-27.

10. Goncharik N.P. Folk art of the Zalesovskiy district in the State Art Museum of the Altai Krai: catalog. In: Zalesovskoe Prichumysh'e: ocherki istorii i kul'tury [Zalesovskoye Prichumyshie: history and culture essays]. Barnaul, 2004, pp. 233-272.

11. Goncharik N.P. Folk paintings of Altai in the State Art Museum of the Altai Krai. In: Narodnoe iskusstvo Yu%hnogo Urala: sb. materialov nauch.-prakt. konf. [Folk Art of the Southern Urals: Collection of articles. materials of the scientific-practical conference]. Chelyabinsk, 1998, pp. 8087.

12. Goncharik N.P. Works of folk art in the Altai Regional Museum of Fine and Applied Arts (from the history of the collection, some issues of study, promotion of folk art in the museum). In: Vsesoyuznaya konferentsiya-seminar «Proi%vedeniya masterov narodnykh khudo%hestvennykh promyslov v muzeyakh Sovetskogo Soyuza» [All-Union Conference and Seminar «Works of Folk Art Crafts in the Museums of the Soviet Union»: conference materials]. Vilnius, 1984, pp. 141-157.

13. Goncharik N.P. Creating of the Altai folk art collection. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2016, No. 1 (2). Available at: https://readymag.com/u50070366/501557/14/ (In Russian).

14. Goncharik N.P. Traditional folk art of Altai. In: Altai. Obra%. Vremya. Iz sobraniya Gosudarstvennogo khudozhestvennogo muzeya Altaiskogo kraya [Altai. Form. Time. From the collection of the State Art Museum of the Altai Krai. Exhibition catalog]. Moscow, Barnaul, 2014, pp. 1235, 134-138.

15. Goncharik N.P. Exposure of urban and peasant costume of the late XIX — early XX centuries. at the exhibition «Folk art. New Arrivals (1985—1990)». In: Surikovskie chteniya (1988— 1991) [Surikov Readings (1988-1991)]. Krasnoyarsk, 1991, pp. 90-92.

16. Zhivova L.V., Schleicher I.V. Domovaya ipryalochnaya rospis' Altaya [House and spinning plate of Altai]. Barnaul, 2012. 100 p.

17. Kaplan N. Iz rodnika narodnogo tvorchestva [From the spring of folk art]. Altaiskayapravda — Altai truth, September, 9, 1972.

18. Kaplan N.I. Ocherki po narodnomu iskusstvu Altaya [Essays on the folk art of Altai]. Moscow, State publishing house, 1961. 97 p.

19. Maslova G.S. Narodnaya odezhda v vostochno-slatyanskikh traditsionnykh obychayakh i obryadakh XIX — nachala XX vekov [Folk clothing in East Slavic traditional customs and rituals of the XIX - early XX centuries]. Moscow, 1984. 216 p.

20. Snitko L. Dobraya pamyat': zametki o narodnom prikladnom iskusstve Altaya [Good memory: notes on the folk applied art of Altai]. Molodezh' Altaya — Youth of Altai, October, 8, 1971.

21. Snitko L. Altai glazami khudozhnika [Altai through the eyes of the artist]. Altaiskaya pravda — Altai truth, 1969, 20, December.

22. Tondovskaya A. Dnevnik ekspeditsii [Expedition diary]. Molodezh' Altaya — Youth of Altai, October, 26, 1972.

Received: June 04, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.