Научная статья на тему 'Тувинская резьба по камню в собрании ГХМАК'

Тувинская резьба по камню в собрании ГХМАК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
682
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / ТУВИНСКИЙ КАМЕНЬ / НАРОДНАЯ СКУЛЬПТУРА / СТАТИЧНЫЕ ФИГУРКИ ДОМАШНИХ И ФАНТАСТИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ / ШАХМАТЫ / ГХМАК / COLLECTION / TUVAN STONE / FOLK SCULPTURE / STATIC FIGURES OF DOMESTIC AND FANTASTIC ANIMALS / CHESS / STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончарик Нина Прокопьевна

Статья посвящена музейной коллекции тувинской резьбы по камню уникального народного промысла, являющегося достоянием России. В статье рассматриваются этапы комплектования коллекции изделий из редкого камня агальматолита, основные залежи которого находятся в западных отрогах гор Республики Тыва, а также произведения выдающихся мастеров разных поколений, проиллюстрированные фотографиями из архива Государственного художественного музея Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tuva stone carving in the collection of the State Art Museum of the Altai Krai

The article is devoted to the Museum collection of Tuvan stone carving of a unique folk craft, which is the property of Russia. The article considers the stages of acquisition of a collection of products made of rare agalmatolite stone, the main deposits of which are located in the Western spurs of the mountains of the Republic of Tyva, as well as the works of outstanding artists of different generations, illustrated with photos from the Museum archive.

Текст научной работы на тему «Тувинская резьба по камню в собрании ГХМАК»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.018

УДК 736.2(571.52): 069.4

ТУВИНСКАЯ РЕЗЬБА ПО КАМНЮ В СОБРАНИИ ГХМАК

Гончарик Нина Прокопьевна Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края. Россия, г. Барнаул. nina.goncharik@yandex.ru

Статья посвящена музейной коллекции тувинской резьбы по камню — уникального народного промысла, являющегося достоянием России. В статье рассматриваются этапы комплектования коллекции изделий из редкого камня агальматолита, основные залежи которого находятся в западных отрогах гор Республики Тыва, а также произведения выдающихся мастеров разных поколений, проиллюстрированные фотографиями из архива Государственного художественного музея Алтайского края.

Ключевые слова: коллекция, тувинский камень, народная скульптура, статичные фигурки домашних и фантастических животных, шахматы, ГХМАК.

Библиографическое описание для цитирования:

Гончарик Н.П. Тувинская резьба по камню в собрании ГХМАК // Искусство Евразии. - 2019. - № 3 (14). - С. 242-257. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1483113/27/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-

7767.2019.03.018.

Коллекция тувинской резьбы по камню из 158 предметов (50 фигур и трех комплектов шахмат) 25-ти авторов входит в состав четырехтысячного фонда декоративно-прикладного и народного искусства Государственного художественного музея Алтайского края.

Можно говорить о трех этапах формирования коллекции тувинского камнерезного искусства в музее. Первыми были поступления в 1960-е — 1970-е годы от Управления культуры Алтайского крайисполкома и Министерства культуры РСФСР. 11 скульптур и 2 комплекта шахмат, всего 83 предмета мелкой пластики мастеров, участников выставок: зональных — «Сибирь социалистическая» и республиканских — «Советская Россия»». В полном составе они были показаны в экспозиции выставки народного искусства из фондов музея, состоявшейся в 1984 году, посвященной 25-летию музея. Они знакомили жителей Барнаула и Алтайского края с уникальным национальным

Аннотация

промыслом, не имеющим аналогов явлением [9, с. 152] — тувинским камнерезным искусством.

Камнерезное искусство принадлежит к самым известным тувинским промыслам. Основным материалом для резчиков является агальматолит — мягкий поделочный камень, тувинцы называют его «чонар-даш» — «камень, который можно резать». Он встречается разного цвета — светлый серо-зеленый, розовато-коричневый, реже красный и черный. Богатые залежи этого камня находятся в западных районах республики.

Посетители выставки с интересом рассматривали созданные мастерами фигурки домашних и диких животных: «сарлыков» — тувинских яков, лошадок, горных козлов, а также сказочных «арзланов» (или «арзыланов», чудовищных львов). Каждая фигурка может уместиться на ладони, но смотрится величественно и монументально, привлекает своей жизненной достоверностью, органической связью с природой. Мастера, создавшие эти скульптуры, сами выросли среди животноводов и земледельцев, большую часть своей жизни занимались сельскохозяйственным трудом.

Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК) стал обладателем произведений замечательных мастеров. Среди них Монгуш Холосалович Черзи (1899—1969). Заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР. Потомственный мастер. Родился и вырос «в семье арата-батрака» [2, с. 12] в пос. Ак-Туруг — местности Центральной Тувы. Первые уроки резьбы по дереву получил от деда-столяра, помогал отцу-камнерезу в исполнении сложных заказов. «Монгуш Черзи никогда не учился, но это был человек большого жизненного и творческого опыта, высокой духовной культуры» [2, с. 15]. Черзи — старейший мастер, один из уважаемых творцов народного искусства, учитель многих резчиков молодого поколения. Он обладал художественным чутьем и человеческой мудростью. Своим ученикам он говорил: «Не хвались, каким ты был. Не говори, какой ты есть, а думай, каким надо быть» [2, с. 34]. Черзи был разносторонним мастером. Реальные и сказочно-мифологические образы животных, труд чабанов и охотников, тема материнства... В нашей коллекции он представлен миниатюрным комплектом шахмат (рис. 1).

Рис. 1. Черзи М.Х. (1899—1969). Шахматы. 1963—1964. Агальматолит.

«Тувинские шахматы были любимой темой Монгуша Черзи. Начал вырезать он их еще в юности и делал их до последних дней» [2, с. 31]. Высота шахматных фигур от 1,1 до 2,2 см. Характерна специфическая восточная иконография фигур: «арзлан» (мифическая собака-лев) — ферзь, шахматный слон — в образе верблюда, буддийский монах, лама — король [9, с. 161]. М. Кенин-Лопсан называет шахматную фигуру короля у Черзи тувинским чиновником [2, с. 31]. Ладья, «тура» — в виде тувинской орнаментальной плетенки «олчей-удазыны» (символ счастья) [6, с. 253]. Пешки сделаны в виде фигурок птиц и зайчат. Все фигуры выполнены с большой любовью, с приданием индивидуальности даже маленьким, готовым к прыжку зайчатам и птичкам, то нахохлившимся, то повернувшим головку набок. Набор темных фигур сделан из любимого мастером черного камня.

Долгие годы работал чабаном в совхозе «Тэли» Бай-Тайгинского района Хертек Сегбеевич Мижит-Доржу (1915—1973). Заслуженный художник Тувинской АССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1972). Автор второго комплекта шахмат в музее. Он увлекался резьбой еще в юности, полностью же отдался любимому делу в 1950-е годы, когда в областном Доме народного творчества, созданном в Туве, стал работать с самодеятельными художниками. Музейный комплект шахмат (рис. 2) состоит из фигур белого и розового цвета высотой от 2,5 до 5 см. Здесь та же иконография фигур, что и у Черзи. Варьируются традиционные фигуры коня, верблюда, собаки-льва. Пешками являются маленькие фигурки собак. Фигурки Мижит-Доржу отличаются статичностью, созерцательной проникновенностью образов, плавной музыкальностью линий и силуэтов, тонкой проработкой деталей [10, с. 93]. Фигуры королей у него в разных позах. Один сидит подогнув ноги под себя калачиком, другой — с подогнутой под себя одной ногой и согнутой в колене другой, поставленной на пол, — так сидел хозяин юрты.

Рис. 2. Мижит-Доржу Х.С. (1915-1973). Шахматы. Агальматолит.

В тувинской мелкой пластике за изображением сидящей мужской фигуры закрепилось название нойон — князь. Именно так именовался король — лама, единственная антропоморфная фигура в шахматах. Это связано с проникновением буддизма. Сидящие мужские фигуры олицетворяли идею миролюбия, спокойствия.

Черные и белые фигуры различались не цветом, а знаками статуса (например, в костюмах, чаще всего в головных уборах) или различными позами [3, с. 3-4/8].

Тридцать лет работал ветеринарным врачом Хертек Каштайович Тойбухаа (1917—1981). Заслуженный художник Тувинской АССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1972). Самобытный художник большой культуры, сельский интеллигент, тонкий лирик. Родился в сумоне Коп-Сёк Бай-Тайгинского района в бедной многодетной семье кочевника-скотовода. Научился резьбе по камню у близкого родственника Тухтугоола Кужугета. Х. Тойбухаа стал одним из организаторов Союза художников Тувинской АССР, признанным учителем тувинских резчиков. На музейной выставке в 1984 году были показаны две работы мастера — скульптура «Арзлан» и женская фигурка «Аратка» (рис. 3). Они совершенны по своим пластическим качествам, декоративны, выразительны.

Рис. 3. Тойбухаа Х.К (1917-1981). Аратка. 1972. 11,5 х 4 х 3. Агальматолит.

«Аратка» — одно их характерных для мастера изображений. Несмотря на фронтальность постановки и статику, фигура девушки в национальном праздничном костюме исполнена юной грации. Восхищает тщательность проработки прически, своеобразного головного убора, халата с поясными украшениями, обуви. Тойбухаа старался «запечатлеть в мелкой пластике этнографически документально и убедительно

черты старого быта», живо интересовался эпосом, народными сказками, внимательно изучал уходящие формы культуры прошлого [1, с. 192].

Байыр Сарыгович Байынды (1921—1981). Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1972). Родился в с. Ак-Туруг Улуг-Хемского района. Талантливый ученик Монгуша Черзи. В творчестве продолжил традиции своего учителя и завоевания больших мастеров. В скульптуре «Арзлан» из музейного собрания (рис. 4) соединяются сила и мощь устойчивой фигуры с эффектным декоративно-орнаментальным оформлением густой шевелюры на голове и хвосте сказочного животного. Байыр Байынды обучил камнерезному делу двух сыновей и дочь.

Рис. 4. Байынды Б. С. (1921-1980). Арзлан. 1972. 7,5 х 7,8 х 3,5. Агальматолит.

Раиса Ажиевна Аракчаа (1925—1990) — первая женщина-тувинка, ставшая мастером-камнерезом. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1972). Заслуженный художник Тувинской АССР. Родилась в местечке Кара-Тал Улуг-Хемского кожууна в семье арата-скотовода. «Раиса Аракчаа стала профессиональным художником в 48 лет, хотя всегда, сколько помнит себя, в редкие минуты досуга вырезала точеные фигурки из дерева для трех сыновей, для души, жаждущей отрады после долгих часов работы в молочном отделе магазина, где она носила ящики с продуктами и посудой. Найти себя ей помогли время и замечательные мастера — прославленный Хертек Тойбухаа, который первым заметил ее дарование, и живописец Сергей Ланзы, бывший в те годы председателем Союза художников» [8, с. 11-12]. «Арзылан» из золотистого с розовыми прожилками камня у Р. Аракчаа (рис. 5) отличается по настроению от арзлана Б. Байынды. Мягкость, лиризм интонации присущи образам ее людей и животных.

Арзылан. 1972. 8,5 х 12,5 х 5,2. Агальматолит.

Рис. 5. Аракчаа Р.А. (1925-1990).

Многим запомнились «Сарлык» (1970) и камлающий «Шаман» Л.Д. Протасова (р. 1922), заслуженного художника Тувинской АССР; фигуры сарлыка и бегущей лошади одного из ведущих резчиков С.С. Чанзана (1909—1967), работы мастеров последующего поколения С.Д. Ооржака (р. 1939), М.К. Хертека (р. 1942) и Д.Х. Дойбухаа (р. 1945).

Все показанные на юбилейной выставке 1984 года работы тувинских художников-камнерезов были включены в каталог советских народных художественных промыслов из собрания музея [5, с. 23-25, ил. № 24-29]. В процессе работы над каталогом составителем велась переписка с мастерами, Союзом художников Тувы, специалистами по искусству советского Востока. Были получены ценные консультации и рекомендации от сотрудника Государственного музея искусств народов Востока В.А. Кореняко (1952— 2016) по составлению каталога.

В 1991 году от правления СХ Тувы поступило приглашение на республиканскую научно-практическую конференцию «Народное искусство Тувы». В телеграмме сообщалось, что «предстоит выставка-закупка». Конференция и выставка камнерезного искусства были посвящены 70-летию Тувинской республики. Появилась счастливая возможность посмотреть выставку и сделать отбор произведений непосредственно у мастеров — участников выставки. В результате 17 фигур и еще один комплект шахмат были доставлены из Кызыла в музей. Половина этих произведений была приобретена по заявке музея Министерством культуры РФ. Еще 3 скульптуры поступили также по заявке музея из выставочного центра «РОСИЗО» Министерства культуры РФ в 2002 году. Итого 20 фигур и комплект шахмат получил музей за период с 1991 по 2002 гг.

Коллекция пополнилась произведениями современников, развивающих классическую анималистическую тему в камнерезном искусстве. Уделено внимание приобретению произведений с сюжетной тематикой, изображающих сцены трудовых будней: «Арат на коне» Хеймера-оол Донгака, «Табунщик» Маадыра Монгуша (рис. 6), национальных праздников — «Борцы» Юрия Ооржака (рис. 7).

Рис. 6. Монгуш М. О. (1960-2010). Табунщик. 1987. 13,5 х 10,5 х 4. Агальматолит.

Рис. 7. Ооржак Ю.Д. 1959 г.р. Борцы. 1991. 14 х 11 х 6,5. Агальматолит.

Великолепны по пластике и мастерству исполнения скульптуры заслуженных художников РФ: «Сарлык» (рис. 8) Дондука Дойбухаа, продолжателя дела своего отца и учителя Хертека Тойбухаа, и «Верблюд» (рис. 9) Кирова Хунана, одного из самых последовательных монументалистов в мелкой пластике.

Рис. 8. Дойбухаа Д.Х. 1945 г.р. Сарлык. 1991. 10 х 16,5 х 5. Агальматолит.

Рис. 9. Хунан К. Т. 1944 г.р. Верблюд. 12 х 14 х 5. Агальматолит.

В коллекции музея 5 скульптур одного из удивительных художников. Это Бригад Санчаевич Дупчур (1932—2007) — известный камнерез, человек широкого кругозора, многогранной художественной одаренности. Родился в селе Бай-Даг Эрзинского кожууна ТНР в семье арата-скотовода. После окончания Красноярского музыкального училища работал заведующим отделом культуры райисполкома в поселке Эрзин, вел клубную, кружковую работу, учил детей и взрослых музыке, пению, выступал как самодеятельный композитор, литератор и как яркий, самобытный резчик по камню. Его называли тувинским Леонардо. В 2008 году он был посмертно удостоен звания «Народный художник республики Тыва». Скульптуры Дупчура очень выразительны, вызывают разнообразные эмоции. Полны величавой торжественности образы животных в фигурах «Верблюд» и «Лежащий арзылан». «Баран» грациозен. «Рысь» — смешной, озорной зверек (рис. 10). Все фигуры выполнены в 1991 году и отличаются щедростью орнаментального декора.

Рис. 10. Дупчур Б.С. (1932-2007). Рысь. 1991. 8 х 9 х 4,5. Агальматолит.

Большинство произведений тувинской камнерезной коллекции, поступивших в музей за период 1991—2002 гг., экспонировалось на выставке новых поступлений «Шаг в историю» в 2007 году.

Интерес представляют последние поступления, связанные с событием большой культурной значимости для г. Барнаула и Алтайского края.

С 28 июня по 28 июля 2018 в Государственном художественном музее Алтайского края работала передвижная выставка «Сокровища времен» из Республики Тыва, знаменитой своей великолепной природой. Там находятся истоки Енисея и географический центр Азии. Путешествуя по городам Сибири, выставка представляла скульптуру и камнерезное искусство тувинских мастеров и к нам прибыла из Прокопьевска.

Организаторы, они же и участники выставки, — три художника, творчество которых получило всеобщее признание не только у себя на родине, в России, но и за рубежом.

Инициатор выставочного проекта скульптор и мастер-камнерез Александр Насович Баранмаа, р. 1966 — лауреат Национальной премии в области современного и декоративного искусства России «Русская галерея — XXI век» за 2011 год в номинации «За развитие традиционного национального искусства народов России» и других престижных премий и наград. Имеет среднее и высшее художественное образование, окончил Кызылское художественное училище и Красноярский художественный институт. На выставке «Сокровища времен» он предстал как мастер-скульптор, безупречно владеющий любым материалом, с которым работает. Кроме скульптуры он показал и мелкую пластику из камня. Искусству резьбы по камню он учился у Бригада Санчаевича Дупчура.

У Александра Баранмаа на выставке были очень выразительные ранние работы из агальматолита «Козел» (1982) и «Конь» (1986). Необычна пластика одной из последних работ «Верблюд (на ветру)» 2018 года, передающей силу сопротивления всей фигуры животного стремительному порыву ветра. Эта работа теперь находится в собрании музея (рис. 11).

Рис. 11. Баранмаа А.Н. 1966 г.р. Верблюд (на ветру). 2018. 9,5 х 23 х 4. Агальматолит.

Хеймер-оол Байдосович Донгак, р. 1968 — скульптор, художник-камнерез, заслуженный деятель искусств Республики Тыва (2014), автор монументально-декоративной скульптуры «Укротитель» (бронза) перед зданием Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Хеймер-оол Донгак окончил Кызылское училище искусств и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. На выставке в Барнауле показал 36 произведений из агальматолита. Здесь были представлены разные темы, в которых успешно работает мастер. Одиночные фигуры животных — козероги, кони, архары, барсы, целый восточный гороскоп из 12 фигур. Драконы («Улу») различного вида, мифическое небесное существо, которое вырезается из плоского камня. Здесь важны силуэт, орнаментальная трактовка образа совсем не страшного, а красивого животного. Камлающий шаман с культовыми атрибутами — еще одна тема. В музее остались 4 работы мастера. Первая из них — «Кызыл-хам» (красный шаман, 2007) — шаман с колотушкой в руках слушает ворона,

опустившегося на его плечо. Вторая — «Серге биле тайга кужу» (козел с таежной птичкой, 2016) — это реальная картинка из жизни тайги (рис. 12), подсмотренная автором сцена. Он увидел в Монгун-Тайге, как ночует небольшая птица на спине козерога и на рассвете, когда он просыпается, улетает [4, с.7]. И другие две работы — «Улулар» (два дракона, 2016) (рис. 13) и «Снежный барс с детенышами» (2016, подарен музею).

Рис. 12. Донгак Х.Б. 1962 г.р. Серге биле тайга кужу (козел с таежной птичкой). 2016. 12 х 18 х 5,5. Агальматолит.

Рис. 13. Донгак Х.Б. 1962 г.р. Улулар (два дракона). 2015. 11 х 20 х 4. Агальматолит.

Х.Б. Донгак родился в Бай-Тайгинском районе, где находится основное месторождение агальматолита, в районе, который является родиной многих выдающихся камнерезов. В последнее время он проявляет большую заботу о сохранении промысла, пропагандируя национальное искусство резьбы по камню в поездках по республике, организует свои выставки, рассказывает на чабанских стоянках, в школах о древнем искусстве камнерезов и показывает методы обработки чонар-даша [7, с. 5].

^Эрий Дажыйович Ооржак, р. 1959 — одаренный самобытный мастер-камнерез, заслуженный деятель искусств Республики Тыва (2016), родился в семье простых аратов. Свое увлечение с детства резьбой по камню до 1995 года совмещал с трудовой деятельностью. С 1995 года занимается камнерезным искусством профессионально. Многолетние наблюдения за миром животных помогают мастеру передавать их повадки, характер в камне. Мощь и природная сила в образах его монолитных работ «Хуреш» (национальная борьба) и «Добыча снежного барса» (2017), «Пастух» (рис. 14) и «Мелодия небес» (2018) из серпентинита (камень, к которому часто обращается мастер, минерал также из группы силикатов, более твердый, темно-зеленого цвета с пятнистой окраской). И по контрасту с ними удивительная нежность, тонкий лиризм мелкой пластики, среди них «Верблюжонок», «Юные борцы» и «Солнечный мальчик» (2018) из агальматолита. После выставки музей стал обладателем еще 9-ти работ Юрия Ооржака, благодаря щедрому дару мастера. Семь из девяти работ с выставки были пожертвованы музею. У нас появились изделия из серпентинита. Теперь в музее 10 работ Ю.Д. Ооржака. Одна — «Борцы» была привезена из Кызыла в 1991 г.

Рис. 14. Ооржак Ю.Д. 1959 г.р. Пастух. 2018. 21 х 26 х 10. Серпентинит.

Три художника — А. Баранмаа, Х. Донгак и Ю. Ооржак — открывали выставку, провели в день открытия мастер-классы по работе с камнем, получив в книге отзывов слова благодарности: «Спасибо за вдохновение!».

Кроме своих работ они привезли на выставку работы еще трех мастеров. Среди них Сергей Кашпык-оолович Одушпай, р. 1958 — народный мастер, член Союза художников (1991). Родился в с. Ильинка Каз-Хемского района Тувинской АССР в семье рабочих. С детства интересовался народным творчеством. Окончил Кызылское училище искусств. Предпочитает работать со светлым агальматолитом. С. Одушпай пожертвовал музею работу «Камлание шамана» (2010). И одну работу «Дерущиеся кони» (рис. 15) музей приобрел у автора. Эффектная композиция с фигурами двух вздыбленных коней. Динамичное движение подчеркнуто вихрем спиралеобразных завитков, бегущих по постаменту вверх. Сергей Одушпай представлял тувинский

агальматолит в Берлине на совместной вместе с Александром Баранмаа выставке (2016), где они покорили своим творчеством сердце Европы — Германию.

На выставке «Сокровища времен» состоялось знакомство наших зрителей с современной скульптурой и камнерезным промыслом Республики Тыва. Статичные фигурки домашних и фантастических животных, различные композиции на этнографические и философские темы из агальматолита и серпентинита очень колоритны. Несмотря на свои небольшие размеры, отличаются образной выразительностью и монументальностью, погружая нас в таинственный и мифический мир Востока. Коллекция музея пополнилась 19 произведениями (это 3 скульптуры и 16 фигур из резного камня), из них 11 — одна скульптура и десять работ мелкой пластики — пожертвованы музею.

В целом коллекция камнерезного искусства Республики Тыва в ГХМАК, состоящая на сегодняшний день из 158 предметов (50 фигур и 3 комплекта шахмат) достойно представляет творчество мастеров всех поколений. В музее представлены произведения всех четырех лауреатов Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина 1972 года — Раисы Аракчаа, Байыра Байынды, Хертека Тойбухаа и Хертека Мижит-Доржу, а также трех лауреатов Государственной премии России в области литературы и искусства 1992 года — Когела Саая, Бригада Дупчура и Дондука Дойбухаа. Талантливые произведения современного искусства резьбы по камню. Коллекция нуждается в дальнейшем изучении, пополнении и научной каталогизации собрания.

1. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. — М. «Наука», 1974. — 224 с.

2. Кенин-Лопсан М.Б. Волшебник. Рассказ о народном камнерезе Монгуше Черзи. — Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1976. — 81 с.

3. Кисель В.А. Тувинское искусство мелкой пластики и образ нойона / / Новые исследования Тувы. — 2014. — № 1. [Электронный ресурс] URL: https:/www.tuva.asia/journal/issue_21/6963-kisel.html (дата обращения: 10.09.2019).

Рис. 15. Одушпай С.К. 1958 г.р. Дерущиеся кони. 2016. 25 х 15 х 5,5. Агальматолит.

Литература

4. Кужугет А. Две тайги — две родины Мастера / / Хеймер-оол Байдосович Донгак. Резьба по камню, скульптура: кат. работ / авт.- сост. А.С. Хертек.— Кызыл, 2013. — С. 6-7.

5. Народное искусство в коллекции Алтайского музея изобразительных искусств. Советские народные художественные промыслы: кат. / авт.- сост. Н.П. Гончарик.— Барнаул, 1986. — 34 с.; 11 л. ил.

6. Рафаенко В.Я. Современное состояние и перспективы развития тувинского народного искусства // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - С. 242-256.

7. Хеймер-оол Байдосович Донгак. Резьба по камню, скульптура: кат. работ / авт.-сост. А.С. Хертек. — Кызыл, 2013. — 76 с.

8. Хертек А.С. Человек оживляет камень / / Художник. — 1985. — № 9. — С. 8-12.

9. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. — СПб.: Художник России, 1995. —

10. Яковлева Е.Г. Народное искусство западных и юго-западных районов Тувинской АССР // Сборник трудов НИИХП. — № 3. — М.: Легкая индустрия. — С. 83-105.

Статья поступила в редакцию 13.09.2019 г.

184 с.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.018

TUVA STONE CARVING IN THE COLLECTION OF THE STATE ART MUSEUM OF THE ALTAI KRAI

Goncharik Nina Prokopyevna Senior Researcher of Research Department, State Art Museum of the Altai Krai. Russia, Barnaul. nina.goncharik@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the Museum collection of Tuvan stone carving of a unique folk craft, which is the property of Russia. The article considers the stages of acquisition of a collection of products made of rare agalmatolite stone, the main deposits of which are located in the Western spurs of the mountains of the Republic of Tyva, as well as the works of outstanding artists of different generations, illustrated with photos from the Museum archive.

Keywords: collection, Tuvan stone, folk sculpture, static figures of domestic and fantastic animals, chess, State Art Museum of the Altai Krai.

Bibliographic description for citation:

Goncharik N.P. Tuva stone carving in the collection of the State Art Museum of the Altai Krai. Iskusstvo Evrazji — The Art of Eurasia, 2019, No. 3 (14), pp. 242-257. Available at: https://readymag.com/u50070366/1483113/27/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-

7767.2019.03.018. (In Russian).

References

1. Weinstein S.I. Istoriya narodnogo iskusstva Tuvy [History of folk art of Tuva]. Moscow, Nauka, 1974. 224 p.

2. Kenin-Lopsan M.B. Volshebnik. Rasskaz o narodnom kamnere%e Mongushe Cher%i [Wizard. The story of the folk stone-cutter Mongush Cherzy]. Kyzyl, Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1976. 81 p.

3. Kisel V.A. Tuvinskoe iskusstvo melkoiplastiki i obraz noiona [Tuvan art of small plastics and the image of noyon]. Novye issledovaniya Tuvy — New Studies of Tuva, 2014, No. 1. Available at: https:/www.tuva.asia/journal/issue_21/6963-kisel.html (accessed: 10.09.2019).

4. Kuzhuget A. Dve taigi — dve rodiny Mastera [Two taiga — two homelands of the Master]. In: Kheimer-ool Baidosovich Dongak. Rez'bapo kamnyu, skul'ptura: katalog [Heimer-ool Baidosovich Dongak. Stone carving, sculpture: catalog]. Kyzyl, 2013, pp. 6-7.

5. Narodnoe iskusstvo v kollektsii Altaiskogo muzeya izpbrazjtel'nykh iskusstv. Sovetskie narodnye khudozhestvennye promysly: katalog [Folk art in the collection of the Altai Museum of Fine Arts. Soviet folk arts and crafts: catalog]. Barnaul, 1986. 34 p.

6. Rafaenko V.Ya. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy rn%yitiya tuvinskogo narodnogo iskusstva [The current state and development prospects of Tuvan folk art]. In: Tvorcheskie problemy sovremennykh narodnykh khudo%hestvennykh promyslov [Creative problems of modern folk art crafts]. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1981, pp. 242-256.

7. Kheimer-ool Baidosovich Dongak. Rez'ba po kamnyu, skul'ptura: katalog [Heimer-ool Baydosovich Dongak. Stone carving, sculpture: catalog]. Kyzyl, 2013. 76 p.

8. Khertek A.S. Chelovek o%hivlyaet kamen' [Man revives a stone]. Khudozhnik — Artist, 1985, No. 9, pp. 8-12.

9. Chervonnaya S.M. Khudozhniki Respubliki Tyva [Artists of the Republic of Tuva]. St. Petersburg, Khudozhnik Rossii, 1995. 184 p.

10. Yakovleva E.G. Narodnoe iskusstvo zapadnykh i yugo-zapadnykh raionov Tuvinskoi ASSR [Folk art of the western and southwestern regions of the Tuva Autonomous Soviet Socialist Republic]. Sbornik trudov NIIHP - Proceedings of the Research Institute of the Art Industry, No. 3. Moscow, Legkaya industriya, pp. 83-105.

Received: September 13, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.