Научная статья на тему 'Выставка «Гражданская безопасность: техника и технологии» в залах Политехнического музея'

Выставка «Гражданская безопасность: техника и технологии» в залах Политехнического музея Текст научной статьи по специальности «Безопасность. Аварийно-спасательные службы»

CC BY
99
20
Поделиться

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Шахраманьян М. А., Потапенко Ю. П., Бондаренко Л. А., Григорян Г. Г., Винокурова Л. Л.

Рассматривается состояние разработки экспозиции «Человек и катастрофы»E совместного проекта ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и Политехнического музея

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Шахраманьян М.А., Потапенко Ю.П., Бондаренко Л.А., Григорян Г.Г., Винокурова Л.Л.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Выставка «Гражданская безопасность: техника и технологии» в залах Политехнического музея»

Научно-технические разработки

УДК 372. 8. 614

М.А. Шахраманьян д.т.н., Ю.П. Потапенко, Л.А. Бондаренко, Г.Г. Григорян, Л.Л. Винокурова

ВЫСТАВКА «ГРАЖДАНСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ» В ЗАЛАХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Рассматривается состояние разработки экспозиции «Человек и катастрофы»-совместного проекта ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и Политехнического музея

М.А. Шахраманьян

Ю.П. Потапенко

Л.А. Бондаренко

Г.Г. Григорян

Л.Л. Винокурова

Проект «Человек и катастрофы» включает в себя разворачивание постоянно-действующей в качестве учебно-образовательной технологии экспозиции в Политехническом музее; организация на ее основе конференций, семинаров, методических занятий, олимпиад как для учащихся, так и преподавателей средних и высших учебных заведений Москвы и Подмосковья; проведение научных заседаний общественных и государственных организаций различного уровня по профильной тематике; издание научно-технического журнала «Технологии гражданской безопасности»; создание непрерывно действующего консолидирующего механизма консалтинга, эффективного взаимодействия и заключения контрактов по совместным научнопроизводственным проектам в области гражданской защиты.

В качестве первого этапа этого проекта был избрано развертывание выставки «Гражданская безопасность: техника и технологии», являющейся первой и пока единственной в этом виде пропаганды и обучения всех групп населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.

12 ноября 2003 года в одном из залов Политехнического музея состоялось ее открытие. Гостей собралось много, и в небольшом зале, всего 100 кв. м, наблюдалась явная нехватка свободного пространства.

На открытии выставки присутствовали и выступили:

Первый заместитель Министра МЧС России Ю.Л. Воробьев, который высоко оценил инициативу сотрудников ФЦ ВНИИ ГОЧС и высказал предложение проводить встречи на высшем уровне с гостями из-за рубежа с показом достижений в вопросах обеспечения жизнедеятельности в залах действующей выставки «Гражданская безопасность: техника и технологии»;

Первый заместитель председателя Московского комитета образования Е.С. Кушель оценил значимость и актуальность мероприятия и предложил организовать проведение уроков по безопасности жизнедеятельности в залах выставки для всех школ Москвы и Подмосковья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Директор Центра военно-патриотической подготовки и гражданского воспитания в Московском комитете образования Р.С. Акчурин горячо поддержал начинание МЧС России и высказал уверенность, что подготовленное с помощью новейших технологий обучения безопасному образу жизни молодое поколение сможет сохранить не только память о красоте и богатстве нашей природы и человечества в целом, но и экологию, природу, самого человека для прекрасной жизни в настоящем и будущем;

представители Московской Патриархии освятили открытие выставки, отслужив молебен, во славу благого дела, начатого МЧС России и подготовленного сотрудниками ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России;

руководители ВУЗов и школ высказались за сотрудничество и взаимодействие, внесли в книгу отзывов свои пожелания и с благодарностью преподнесли организаторам выставки цветы и буклеты, рекламирующие деятельность учреждений;

сотрудники Политехнического музея, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России и другие участники и организаторы выставки нашли взаимопонимание и поддержку среди широкой аудитории участников открытия выставки.

Информационные сообщения об этом событии прошли в СМИ: Интерфакс, ИТАР-ТАСС, «Вести-Москва», «РИА Новости», «Новости REN-TV», на телевизионных каналах ОРТ и НТВ, ВКТ «Городские новости» на канале М-1, по радиоканалам «Свобода», «Куранты», в газетах «Известия», «Версты», «Спасатель», «Московская правда», «Гудок» и в телевизионных новостях Современной гуманитарной академии. На открытии выставки присутствовали ответственные сотрудники журналов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях», «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «Военные знания», «Летопись интеллектуального зодчества».

Короткую экскурсию провел начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России доктор технических наук, профессор М.А. Шахраманьян. Он представил гостям экспонаты и рассказал о новейших разработках в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Многие участники открытия выставки высказали свои пожелания и предложения об участии в выставке с представлением своих экспонатов, организации VIP-офиса для обсуждения направлений и путей сотрудничества, заключения конкретных соглашений и договоров по разработке и реализации наукоемкой продукции и технологий.

В небольшом красочно оформленном зале представлены новейшие совместные разработки Федерального центра, экспонаты, представленные десятью организациями. Одним из основных участников выставки выступает НПЦ «Средства спасения». Со-

трудниками этой организации любезно предоставлены различные виды средств защиты органов дыхания и кожи, приборы химического и газового контроля окружающей среды, аварийно-спасательный инструмент, приборы для поиска пострадавших из-под завалов, макеты аварийно-спасательных машин, противочумный костюм, костюмы для работы в агрессивной среде, а также эластичный спасательный рукав для эвакуации пострадавших с верхних этажей.

Кроме того, активное участие в работе выставки принимают:

УМЦ «Гало Медспас» с роботом-тренажером «Гоша»;

НПЦ «Омнимед» (г. Нижний Новгород»), представивший новые разработки: вакуумный матрац для транспортировки пострадавших, сумку-укладку для фельдшера, которая используется в случае пожара и санитарную сумку нового образца по заказу МЧС России;

компания «Eco prog» с интерактивным стендом «Энергосбережение»;

фирма «Альтоника», которая предоставила аппаратно-программный комплекс для регистрации и передачи ЭКГ по телефону, радиоканальные охранные системы и носимую радиостанцию «Альтавия-301», предназначенную для организации подвижной радиосвязи;

ФГУ ВНИИПО, представивший средства и технологии предупреждения и ликвидации пожаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Вектор Плюс» (Санкт-Петербург), представивший образцы всех знаков безопасности (всех видов);

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

совместная кафедра ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России и Современной гуманитарной академии «Менеджмент риска в ЧС» представлена одним из важнейших разделов выставки. Это модель массового обучения населения на базе дистанционных технологий спутникового цифрового телевидения и сети Интернет, в том числе на территориях с нарушенными условиями проживания и жизнедеятельности, включая удаленные военные и экспедиционные городки и поселения, морские суда длительного плавания, а также зоны разрушений вследствие ЧС и ведения каких-либо военных действий.

Несмотря на свои небольшие размеры выставка полезна и интересна как студентам и школьникам, так и специалистам.

Специалисты из различных областей могут получить обзорную информацию о представленных экспонатах у консультанта выставки, который может дать ответ на любой, интересующий Вас вопрос, а для более подробной информации направит к соответствующим профессионалам-спасателям, ученым и разработчикам.

Организованные экскурсии рассчитаны на учащихся 5-11 классов и студентов для групп 20-25 человек. Экскурсоводы в увлекательной и доступной форме рассказывают об истории создания относительно молодого министерства — МЧС России; о создании первого корпуса спасателей и их нелегком труде; об использовании авиации в работе министерства и многочисленном авиационном парке (некоторые макеты пожарных самолетов представлены на выставке

— это ИЛ-76 и БЕ-200), и многих других вопросах и житейских ситуациях, выйти из которых всегда сможет без особых потерь любой сведущий в области безопасности жизнедеятельности человек.

Посетители могут узнать о перспективах развития техники и технологий пожаротушения: как с помощью безопасных технологий (ионизатора) можно притягивать облака и тушить пожары (на примере задымления в Москве и Подмосковье в период пожаров торфяников). Отдельным стендом представлен «Мобильный диагностический комплекс по оценке и сертификации зданий, сооружений и технологических систем» (МДК), предназначенный для оценки инженерной безопасности зданий, сооружений и технологических систем. Всего с его помощью было обследовано более 1 000 зданий и сооружений с оформлением сертификата инженерной безопасности. Комплекс был использован при выполнении работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и технологических систем в России и за рубежом. Так, в Российской Федерации обследованы жилые здания и сооружения в различных городах восьми субъектов РФ: в городах Челябинск, Ярославль (обследована дымовая труба), Петропавловск-Камчатский, Новороссийск и др., а также в г. Тырнауз (Кабардино-Балкария) — после схода селя, в г. Волгодонск — после террористического акта.

В Москве и Московской области обследовано более 257 жилых и административных зданий, в том

числе Останкинская телебашня после пожара, здания МЧС России.

Кроме того, экскурсанты знакомятся с малоизвестным для большей части посетителей, аппаратнопрограммным комплексом (АПК «ЕОСКАН»), который позволяет осуществлять прием информации с действующих отечественных космических аппаратов, а также части зарубежных космических систем для проведения космического мониторинга чрезвычайных ситуаций, территорий и др., о получении информации из космоса и преобразовании радиосигналов в космические снимки, по которым можно прогнозировать чрезвычайные ситуации, и, как с помощью специальных программ можно быстро определить площади пострадавших участков и определить материальный ущерб.

Одним из самых популярных экспонатов является подводно-осмотровый аппарат «Гном», предназначенный для обследования подводных объектов, в том числе затонувших кораблей. Модель интерактивна и находится в аквариуме на 620 литров. Всем желающим предоставляется возможность поуправлять подводным аппаратом. Кроме того, интересно узнать, что первого «Гнома» опускали к затонувшему атомоходу «Курск». Модель интересна посетителям любого возраста.

На стендах представлены фотографии аварийноспасательных машин, среди которых новые мотоциклы «Урал», предназначенные для спешного объезда дорожных «пробок» по пути к дорожно-транспортным происшествиям.

Также можно познакомится со средствами поиска пострадавших из-под завалов («Пеленг-2»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На выставке также представлены различные дозиметры (от бытовых — до используемых в танках и на подводных лодках).

Можно также увидеть средства защиты органов дыхания — это различные противогазы, респираторы, самоспасатель «Ада». А также средства защиты кожи

— защитные костюмы для работы в агрессивной среде, противочумный костюм.

Ну, а самым популярным экспонатом, является «Гоша», и из-за которого дети по несколько раз посещают выставку: кто-то посмотреть, кто-то потренироваться, ну а кто-то — показать и рассказать о нем своему другу.

Это — резиновая, добрая кукла ростом с десятилетнего подростка с электронной начинкой, которая готова стерпеть любые «издевательства». На этом манекене московские школьники учатся оказывать первую помощь на занятиях по оказанию доврачебной помощи, которое проводится на базе выставки. Из желающих его «оживить» образовывается очередь.

Гоша позволяет оттачивать до автоматизма мастерство бойцов спасательных служб, сотрудников милиции в условиях, реально приближенных к несчастным случаям или катастрофам.

Вниманию посетителей, в зависимости от их возраста, предлагается способы оказания первой помощи пострадавшим.

Интересен также интерактивный стенд, демонстрирующий работу датчиков безопасных домов в будущем. Кроме того, экскурсанты узнают о размещении пострадавших, оставшихся без крова, о работе госпиталей, разворачиваемых в полевых условиях в палаточных городках.

Взгляд невольно останавливается на подвешенном фрагменте эластичного спасательного рукава, применяемом для эвакуации пострадавших с верхних этажей в случае пожаров. Экскурсовод разъясняет основные правила поведения при эвакуации.

Еще интересны самосрабатывающие огнетушители и пламяподавитель — новая разработка института пожарных.

Кроме того, можно увидеть брандспойт, каску пожарного начала ХХ века и современную боевую одежду пожарных.

Также на выставке представлены образцы одежды спасателей.

Завершается экскурсия рассказом о дистанционном обучении школьников в условиях нарушенными условиями проживания — на примере чеченских школ, в которых проводились уроки ОБЖ прямо из помещения ФЦ ВНИИ ГОЧС с помощью спутниковой связи.

Выставка позволяет в определенной степени разрешить ряд важных проблем, таких как защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф, вызванных природными, техногенными и политическими факторами, выживания человека в нестандартных ситуациях, широкой демонстрации достижений отечественной науки и предприятий сферы высоких технологий, подготовки молодых специалистов и привлечения квалифицированного персонала, а также подготовки школьников в области изучения основ безопасности жизнедеятельности. За период с 13 ноября 2003 года по 23 мая 2004 года выставку посетили — 31 100 человек, из них организованно — 2 970 человек, проведено 110 экскурсий и 35 занятий по безопасности со школьниками и студентами.

Узнав на выставке много интересного, они повторно приходят на нее сами, приводят с собой родных и рекомендуют посетить ее знакомым. Их благодарственными записями исписана книга посетителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наблюдения с ноября по декабрь 2003 года за посетителями выставки показали необходимость дальнейшего развития учебно-методического направления функционирования экспозиции, организации углубленного обучения. С этой целью были подготовлены экскурсии-занятия по профильной тематике.

С января по май 2003 года ежедневно с 10.00 до 14.00 (по 3 человека) на выставке работали спасатели ГУ ГОЧС г. Москвы, которые оказывали помощь в проведении занятий по безопасности и проводили консультации по просьбе посетителей выставки.

К проведению этих занятий привлечены специалисты ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), а также спасатели из Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда «Центроспас», слушатели Ака-

демии Государственной противопожарной службы, инструкторы по оказанию первой медицинской помощи ВЦМК «Защита».

Необходимость такого рода занятий продиктована самой жизнью: обилие окружающей нас техники и ее частые отказы, вмешательство в природу и спровоцированные этим техногенные последствия постоянно ввергают нас в экстремальные условия выживания. Научиться минимизировать последствия таких опасностей самим и обучить безопасным правильным действиям наших детей — вот основная задача занятий-экскурсий на выставке.

Призванные прививать такие навыки еще в школьных стенах уроки ОБЖ не везде, к сожалению, проводятся должным образом. Работая на выставке часто приходится слышать от детей и их родителей, что эти уроки на местах иногда совмещаются с другими предметами, замещаются проведением классных часов, и редко проводятся специалистами. Естественно и уровень знаний и подготовки учащихся различный. Для большинства посетителей и экскурсантов наши занятия оказались чуть ли не единственным источником знаний в этой области.

Занятия-экскурсии проводятся для трех возрастных групп — это с 1 по 4 класс, 5-8 и 9-11 классы. Продолжительность занятий — 1 час, кроме «Оказания первой помощи пострадавшему на месте происшествия» для учащихся 9-11 классов и студентов — 2 часа.

В развитие комплексного проекта в марте 2004 г. в музее были проведены семинары с учителями ОБЖ Южного округа (присутствовало 160 человек) и с заместителями директоров по безопасности школ (60 человек) Юго-Восточного округа Москвы.

Основной тематикой явилось представление мультимедийного учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса, мультимедийных программ для различных категорий обучаемых и видеофильмов, подготовленных участниками кооперации Федерального центра науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России.

Для участников семинаров были проведены шесть методических показательных экскурсий-занятий.

О мультимедийной программе «Безопасность дорожного движения» рассказала Е.И. Кривых

— старший научный сотрудник ФЦ ВНИИ ГОЧС. Данная программа содержит определенный набор тем для различного уровня учащихся с 1 по 4 класс, представлен обзор, контрольные и тестовые вопросы. Учащимся предлагается 3 варианта игры: «Собери и угадай знак», «Дорога домой» и «Дорога в школу». Кроме того, предложен видеофильм об основных правилах поведения при дорожно-транспортных происшествиях.

Также вниманию учителей была предоставлена информация о мультимедийном диске «Краткая энциклопедия экстремальных ситуаций», которая может быть использована как дополнительное пособие к учебникам ОБЖ и подготовки населения. Программа разбита на разделы и темы. По каждому разделу

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дана краткая информация от крупных до бытовых видах ЧС и предложены варианты оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях.

Методику проведение занятия по мультимедийной программе «Аварии на химически опасных объектах» представила научный сотрудник Политехнического музея Е.И. Манохина. Программа включает в себя изучение основных характеристик используемых в промышленности АХОВ, использование промышленных и изготовление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Кроме того, представлено 99 тестов, игра «Основные правила поведения при заражении АХОВ», видеофрагменты по ликвидации последствий — обеззараживание воды и почв и др.

О разработке методики занятия «Один дома» рассказал один из авторов подготовленного к изданию учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1 класса — спасатель 1 класса Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда «Центроспас» И.Э. Узбеков. Использование на занятии слайдов со страниц подготовленного учебника позволило наглядно продемонстрировать правила безопасного поведения в быту с элементами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

Слушатель Академии Государственной противопожарной службы МЧС России А.А.Скогорев предложил вниманию учителей видеофильмы, которые помогают наглядно увидеть как правильно вести себя в различных ситуациях при пожаре в быту и в школе. Кроме того, рекомендовал проводить занятия в виде игры, разыгрывая различные ситуации, используя при этом предметы, постоянно применяемые в быту.

В рамках комплексного проекта «Человек и катастрофы» 28 апреля 2004 г. в конференц-зале Политехнического музея было проведено заседание секции Научного совета при Совете Безопасности по государственной и общественной безопасности. С докладом «Научно-методологические и правовые проблемы обеспечения общественной безопасности в природной и техногенной сферах (техника и технологии)» выступил М.А. Шахраманьян. В докладе освещены вопросы основной деятельности ФГУ ФЦ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, о достижениях и перспективах развития научно-технических разработок и технологий гражданской безопасности.

После проведения заседания участники посетили выставку, осмотрели представленные экспонаты и ознакомились с книгой отзывов.

Темы занятий-экскурсий по безопасности

Для учащихся 1-4 классов

• «Один дома»

Чем грозят домашние опасности? Действия ребёнка при возникновении угрозы для здоровья в квартире? К кому обратиться за помощью? Как действовать, если что-то случилось со взрослыми?

— это основные вопросы которые рассматриваются на занятии. Кроме того, детей обучают простейшим медицинским манипуляциям при бытовых травмах,

наложение повязок на палец друг другу, обучают как правильно промыть глаза в случае поражения агрессивной жидкостью на роботе-тренажере «Гоша». В конце занятия дается домашнее задание, которое выполняется вместе с учителем на уроке в школе, где заполняются выданные памятки с указанием номеров телефонов служб безопасности, номера телефонов родителей, соседей, бабушек и дедушек, в какой квартире находится запасной ключ. На занятии также демонстрируется интерактивный стенд «Безопасный дом», средства индивидуальной защиты, макеты автомобилей, действующий подводно-осмотровый аппарат «Гном».

• «Безопасность на дорогах»

Пострадать в дорожно-транспортном происшествии — один из самых высоких рисков в городе. И с той поры, когда впервые пешеход был сбит автомобилем (это случилось в Англии в 1896 году) этот риск только увеличивается: Используя на нашем уроке компьютерную обучающую программу дети нарушают правила дорожного движения, для того, чтобы научиться правильно вести себя в различных создавшихся ситуациях в реальной жизни. Кроме того, отрабатываются приемы само- и взаимопомощи при дорожно-транспортных происшествиях.

Для учащихся 5-11 классов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Пожарная безопасность»

На территории России ежегодно происходит около 300 тысяч пожаров, выгорает около 3 млн. кв. метров жилья. Каждый час в огне погибает один человек, два человека получают увечья. Основными причинами пожаров в жилищах являются неосторожное обращение с огнем, неисправность электрооборудования и шалости детей. На этом занятии детей знакомят с рекомендациями пожарных по профилактике пожаров, основными правилами поведения на пожаре, учат работать с огнетушителем, они узнают как потушить пожар подручными средствами. Занятие проводится в условиях, максимально приближенным к реальным. Макет квартиры выполнен в натуральную величину.

• «Правила поведения при обрушении зданий и сооружений в результате землетрясений, стихийных бедствий и техногенных катастрофах»

Любая природная катастрофа или техногенная авария влечет за собой разрушения зданий. На этом занятии можно получить ответы на вопросы: как должен вести себя человек, оказавшийся в полуразрушенном здании? что необходимо предпринять, оказавшись под завалом? С использованием мультимедийной программы вместе с Иван царевичем учащиеся отправляются в тридевятое царство, где знания безопасного поведения помогут победить Змей Горыныча.

• «Оказание первой помощи пострадавшему на месте происшествия»

Какое бы несчастье ни произошло: носовое кровотечение, поражение глаз агрессивными жидкостями, ожоги, обморожения, переломы костей конечностей, поражения электрическим током, обмороки, укусы ядовитых змей и насекомых, — до прибытия врача

нужны определенные навыки для оказания первой помощи. На нашем занятии учат оказывать пострадавшим первую неотложную помощь, и эти навыки приобретаются на роботе-тренажере «Гоша».

• «Обучение действиям населения при авариях или угрозе аварий на химически опасных объектах»

Химическая наука — одна из интереснейших и увлекательных областей знаний. Химические вещества облегчают и украшают нашу жизнь, но неумелое обращение с ними приводит к беде. Как защитить себя от этой беды? Об этом можно узнать, посетив наше занятие. Занятие-экскурсия начинается в зале химии, где экскурсовод показывает макеты действующих химических заводов и рассказывает какую опасность несут эти объекты в случае выброса хими-чески-опасных веществ. Далее в классе в занимательной форме дети узнают об устройстве респиратора, противогаза и других способах защиты. На занятии научат, как с помощью подручных средств защитить органы дыхания и кожу. Полученные знания можно применить приняв участие в мультимедийной игре в конце урока.

Для учащихся 9-11 классов

• «Оказание первой помощи пострадавшему на месте происшествия»

В настоящее время ежегодно на дорогах России в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 30 000 человек, тонет 15 000 человек, от бытового и производственного травматизма погибает до 100 000 человек. 60 % погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли быть спасены, если бы помощь была оказана своевременно. Обучение проводится по методике доктора медицинских наук, заведующего кафедрой медицины и психологии экстремальных ситуаций Московского института медико-социальной реабилитологии В.Г. Бубнова по универсальной схеме оказания первой медицинской помощи пострадавшему на месте происшествия, которая включает в себя: реанимационный комплекс (с практической отработкой приемов на роботе-тренажере «Гоша»), способы остановки артериальных кровотечений, оказание помощи пострадавшим, находящихся в состоянии комы, получившим переломы костей конечностей, проникающие ранения груди и живота, ожоги, обморожения, сдавливание конечностей, а также попавшим в автодорожные происшествия.

• «Обучение действиям населения при авариях или угрозе аварий на химически опасных объектах» и «Пожарная безопасность» (проводится по мультимедийному учебнику ОБЖ для 10-х классов).

Развитие экспозиционной составляющей проекта предусматривает следующие разделы: история катастроф; природные катастрофы; техногенные катастрофы; человек и природа; терроризм и методы борьбы с ним, история создания и развития РСЧС и МЧС России.

Перспективы развития:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создание нового фрагмента экспозиции в развитие комплексного проекта «Человек и катастрофы»;

— обновление экспонатов существующих фрагментов;

— развитие раздела посвященного терроризму;

— разработку программы и проведение практического занятия «Юный эколог» (по экологической оценке состояния окружающей среды) для школьников;,

— проведение круглых столов;

— мастер-класс;

— проведение специальных семинаров для преподавателей по ОБЖ;

— привлечение заинтересованных организаций.

Историческая справка

Политехнический музей был основан в 1872 году в эпоху реформ Александра II. Формировался фундамент отечественного капитализма, требовались новые технические идеи и знания, остро ощущалась потребность распространения научных знаний среди широких слоев населения. Инициаторами создания музея были российские ученые, объединившиеся в Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕА и Э).

Основой для будущего музея послужила часть экспонатов Всероссийской политехнической выставки 1872 года, посвященной 200-летию Петра I. Профиль нового музея был определен как «техническо-про-мышленный». Благодаря четкому видению того, чем он должен стать в жизни россиян, Политехнический музей очень скоро стал популярным, а главное доступным практически для всех. Немалую роль в этом сыграло непосредственное участие видных ученых, изобретателей, инженеров, среди которых П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский и А.Г. Столетов. Читаемые ими популярные лекции с проведением уникальных и незабываемых опытов, привлекли в музей огромное число посетителей из разных слоев общества: слушательниц женских курсов, подмастерьев, фабричных рабочих, кадетов, студентов и пр.

Свои лучшие традиции музей пронес через столетия, революции и социальные потрясения. Укрепляя чисто музейные традиции — формирование музейного собрания с позиций документирования исторического процесса развития техники, музей продолжает традиции просветительства, обращаясь в первую очередь к подрастающему поколению.

Политехнический музей как особый социокультурный институт стремится знакомить аудиторию с эволюцией взглядов человека на окружающий мир, отразившейся в смене лозунга: «Покорим природу» к «Спасем природу».

Открытие выставки МЧС России в стенах музея видится логичным и своевременным. Это дает возможность посетителям музея не только узнать «Кто виноват?» и осознать ответственность человека за окружающий мир, но еще и понять «Что делать?»

— какая техника и какие технологии разрабатываются для прогнозирования и ликвидации последствий техногенных катастроф, как поступать, какие принимать решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обретение молодежью активной жизненной позиции — вот чему способствует творческое партнерство таких непохожих партнеров как музей и МЧС России.

Научно-технические разработки