Научно-технические разработки
Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»
УДК 372. 8. 614
Л.А. Салонина, С.М. Лизунов, А.Ю. Тараканов
ЦЕНТР «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ И СПАСАТЕЛЬ» НА БАЗЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассмотрена одна из эффективных форм подготовки молодого поколения в области безопасности жизнедеятельности и освещена работа первого Центра «Юный эколог и спасатель» на базе школы № 1294 ВОУ МКО
Л.А. Солонина
С.М. Лизунов
А.Ю. Тараканов
В развитие идей движения «Школа безопасности» в конце 1999 года по инициативе и непосредственным руководством ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России был создан первый экспериментальный Центр «Юный эколог и спасатель» (далее Центр) на базе московской средней школы №1294. Положение о Центре утверждено Председателем Комитета образования Москвы. Через два года это начинание было продолжено в рамках средней школы № 1958. Средняя школа № 709 с наличием развитого подразделения кадетов-жуковцев восприняла также идеи в области воспитания юных экологов и спасателей. В настоящей статье основное внимание уделено работе Центра при школе № 1294.
Основными целями центра являются привитие детям чувства причастности и ответственности за сохранение животного и растительного мира, обучение их правилам и нормам поведения в обществе, привитие навыков общественной безопасности и элементов правовой культуры. Основными задачами центра являются:
воспитание школьников в духе патриотизма и любви к своей Родине; формирование правильного понимания гражданского долга, элементов правовой культуры при самозащите, защите и спасении людей и окружающей среды;
формирование у учащихся правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе «Природа, человек, общество»;
теоретическая, физическая и моральная подготовка выпускников Центра к дальнейшей учебе в ВУЗах страны и работе в структурах, ответственных за безопасность природы и общества;
подготовка преподавательского состава к использованию геоинфор-мационных технологий, программно-технических средств обучения;
внедрение комплексности образования, которое подразумевает преподавание основных общеобразовательных предметов путем «преломления» их к тематике ОБЖ и «Экологии»;
ведение обучения на базе современных информационных технологий мониторинга и прогнозирования экологических чрезвычайных ситуаций;
закрепление материала с помощью решения практических задач по мониторингу окружающей среды в реальном масштабе времени с использованием космических снимков.
Таким образом, обучение в Центре «Юного эколога и спасателя» ведется на основе информационных технологий от теории к практике. Учащиеся изучают технологии мониторинга, прогнозирования и обнаружения экологических чрезвычайных ситуаций, связанных с такими природными явлениями как землетрясения, цунами, наводнения, пожары, загрязнения окружающей среды с помощью космических снимков в реальном масштабе времени. При этом данная система обучения может использоваться не только в рамках предмета ОБЖ, но и в рамках таких общеобразовательных предметов, как география, биология, химия, физика (в этом и заключается идея комплексности обучения).
Кроме того, в Центре используется геоинформационная система «Экстремум» (далее ГИС), занявшая первое место в международных соревнованиях Совета Европы.
ГИС содержит информацию об экономике, экологии, населенных пунктах России и Мира, растительности, реках, дорогах,
полезных ископаемых, возможных чрезвычайных ситуациях. ГИС содержит ряд расчетных задач по обеспечению безопасности человека и охране окружающей среды. Используя данную ГИС учащиеся могут легко дополнить ее содержание и получить практические навыки работы.
Обучение школьников при имитации ЧС с использованием данной системы особенно эффективно благодаря наличию в ней обратной связи, позволяющей динамично прогнозировать последствия экологических чрезвычайных ситуаций и формировать план мероприятий, варьируя исходные данные.
В качестве практических заданий школьникам предлагается спрогнозировать самим ту или иную экологическую чрезвычайную ситуацию по заданным параметрам, просчитать возможные потери в человеческих жертвах и материальный ущерб, а также разработать сценарий реагирования на экологическую и чрезвычайную ситуацию (просчитать необходимое количество сил и средств, необходимых для ликвидации последствий ЧС).
Например, на основе космических снимков школьники осуществляют сбор мониторинговой информации о гидрометеорологической обстановке и паводковой опасности, затем с помощью ГИС осуществляют прогнозирование паводковой опасности (зонирование территорий). После чего осуществляется прогнозирование возможных катастроф в зонах паводковой опасности с расчетом возможных разрушений и определением количества возможных жертв. После чего разрабатываются возможные сценарии реагирования на чрезвычайные ситуации.
Производя такие расчеты, школьники осознают насколько важно быть более внимательными к окружающей среде и предупредить угрозу опасности, чем ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации.
Кроме того, на этом примере видно, как реализуется идея комплексности образования, впервые реализованная в Центре.
При совмещении космических снимков с географической картой, учащиеся зонируют не абстрактные территории, а конкретные населенные пункты, города, реки, озера, что позволяет им параллельно с ОБЖ изучать «Географию».
При таком подходе, изучение географии происходит гораздо более эффективно, так как установлено практикой, что, например, запоминание населенных пунктов, рек и так далее будет более глубоким, если это происходит на фоне экологической чрезвычайной ситуации.
Важных моментом при такой форме обучения является то, что, с одной стороны, ОБЖ как бы «растворяется» в других общеобразовательных предметах. А, с другой стороны, этот предмет остается самостоятельной дисциплиной и существует непрерывная связь между ОБЖ и другими предметами (ОБЖ — география, ОБЖ — экономика, ОБЖ — экология и так далее).
Еще одним примером комплексности обучения может являться решение задачи с использованием технологии прогнозирования пожарной опасности и оперативного реагирования на нее. Школьники, также как и в первом примере, осуществляют сбор мониторинговой информации о гидрометеорологической и грозовой обстановке, прогнозируют пожарную и грозовую опасности (зонирование территорий), прогнозируют возможные катастрофы в зонах пожарной опасности, после чего производят расчет возможных потерь и материального ущерба.
В данном примере ОБЖ тесно связан с «Экономикой». Самостоятельно просчитав, во сколько обходится государству один пожар и ликвидация его последствий, вряд ли учащийся Центра «Юного эколога и спасателя» бросит в лесу зажженную спичку или непотушенный окурок.
Учителя школы совместно с учениками ведут проекты по направлениям: экология и ОБЖ, немецкий язык с экономикой и ОБЖ. Эти проекты завоевали призовые места на олимпиадах города. Ученики защищают свои проекты на городских и международных конкурсах.
В Центре «Юного эколога и спасателя» отрабатывается система дистанционного обучения. Получение образования дистанционным методом является динамично развивающимся направлением в системе образования, что подтверждается такими документами, как решение Госкомсвязи РФ от 30 сентября 1998 г. № 40 «Основные принципы реализации системы дистанционного обучения с использованием ВСС России», приказ Госкомвуза РФ от 17 июня 1996 г. № 1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования», инструктивное письмо Минобразования РФ от 3 июля 1998 г. № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании». Это качественно новый вид обучения, базирующийся на современных информационных технологиях и использующий современные средства связи. Схема взаимодействия приведена на рис. 1.
На данные момент системы дистанционного обучения строятся на основе следующих технологий:
1) интернет-технологии — технологии создания многофункциональных информационных систем, базирующихся на стандартах и программных средствах сети Интернет;
2) системы электронного документооборота — информационно-поисковые системы ориентированные на создание, хранение и обработку электронных документов;
3) мультимедиа-технологии — интерактивные системы представления информации с развитыми возможностями представления и интеграции видео, аудио и графических данных;
4) специализированные обучающие системы и тренажеры (системы виртуальной реальности).
В качестве основной формы обучения в Центре «Юного эколога и спасателя» выбрана форма игры.
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Рис. 1. Схема взаимодействия дистанционных методов обучения
Активно используются интерактивные (то есть изменяющиеся в ответ на действия обучаемого) видеокомпьютерные игровые программы, диалогически взаимодействуя с обучаемыми, создают проблемные ситуации, из которых обучаемый должен найти наиболее рациональный выход. Чем точнее видеокомпьютерная программа отражает реальные процессы, тем в меньшей степени вырабатываемые навыки и полученные знания требуют дальнейшей корректировки в реальных условия.
Наибольшими на данный момент возможностями имитации реальности обладают, так называемые, мультимедиа-технологии, позволяющие создавать и воспроизводить учебный материал, представляющий текст, звук, рисунки, фото, видео- и анимационные фрагменты Взаимодействие обучаемого с мультимедиа средой по многим показателям уподобляется взаимодействию обучаемого с реальными объектами.
Комплексное воздействие на все органы чувств, управление вниманием обучаемых, глубокое погружение сознания в моделируемую информационную среду, управление психическим состоянием обучаемых за счет создания разного рода проблемных ситуаций, возможность неоднократного предъявления одной и той же информации разными способами, моделирование различных ситуаций, адаптация программы к знаниям и опыту конкретного человека - все это возможности обучающих мультимедиатехнологий.
Учебная информация, предъявляемая обучаемому при помощи средств мультимедиа, позволяет примерно в 10-100 раз уплотнить поток учебной информации. Это достигается благодаря активной деятельности обучаемого в моделируемой искусственной среде и комплексному воздействию на органы чувств.
В нашей стране мультимедиа-обучающие программы пока не получили достаточного распространения, однако в центре уже отработаны методы использования специальных комплексов программного обеспечения в области безопасности дорожного движения, информационно -
справочной системы в чрезвычайных ситуациях и реагирования на них, а также программ, обучающих реагированию в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями.
Большую роль при такой подаче материала играет именно психическое состояние обучаемых в момент создания проблемных ситуаций, так как обучаемые в подростковом возрасте остро воспринимают только то, что касается лично их.
Учащиеся 5-8 классов изучают правила дорожного движения, отрабатывают при помощи специальных обучающих программ правила поведения на улице, моделируют чрезвычайные ситуации на дороге и предлагают различные варианты решения. Например, занимаясь по компьютерной программе «Безопасность на улицах и дорогах», обучаемый нарушает правила дорожного движения, что приводит к гибели. Таким образом, видя собственную смерть на экране компьютера, учащийся будет, скорее всего, иначе вести себя в реальной жизни.
Учащиеся 9-11 классов отрабатывают способы эвакуации людей из зданий, выезжают в экологические экспедиции, где занимаются исследовательской работой, участвуют в соревнованиях «Школа безопасности», телевизионной игре-соревновании «Идущие вперёд», различных выставках, презентациях, международной деятельности (обмен опытом с австрийскими школьниками по проблеме «Экология и безопасность жизнедеятельности»). В 2000 году Министр МЧС С. Шойгу подарил Центру «Юный эколог и спасатель» робот-тренажёр «Гоша», с помощью которого дети отрабатывают навыки первой медицинской помощи.
Учитывая то, что данный центр является центром не только юного эколога, но и спасателя, то помимо целого спектра природных явлений школьники отрабатывают приемы само- и взаимопомощи, приобретают навыки спасательных работ при пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, а также учатся оказывать первую медицинскую помощь при различного рода травмах.
Педагогический коллектив школы, понимая, как важно воспитать таких людей, которые смогут, работая в будущем в различных структурах, при принятии определённых решений руководствоваться при-
нципами экологической, а значит и общественной безопасности, пришел к выводу о необходимости интеграции в учебный процесс результатов научно-экспериментальных исследований в области экологии и безопасности жизнедеятельности, которая позволит сформировать у учащихся не только соответствующие «здоровье сберегающие» умения и навыки, но и сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности общества. Промежуточным итогом совместной работы с ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) явилось открытие на базе школы в сентябре 2001 года городской экспериментальной площадки «Интеграция знаний о безопасности жизнедеятельности в техногенной, социальной и природной среде в учебные курсы базового компонента на основе системно-деятельностного подхода и информационных технологий» на 2001-2004 гг. Научным руководителем эксперимента является начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), доктор технических наук, профессор,
М.А. Шахраманьян.
В рамках эксперимента коллективом школы разработаны следующие учебно-методические материалы:
1. «Расчёт выбросов вредных веществ на участке автодороги около дома или школы» 10 класс.
(ОБЖ, экология, химия).
2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния классной комнаты» 10 класс. (физика, ОБЖ, экология).
3. «Экологическая безопасность продуктов питания» 5 и
9 классы (биология, ОБЖ).
4. «Организм и окружающая среда. Человек в биосфере»
10 класс. (ОБЖ, экология).
5. «Окружающая среда и общество» для курсов «Основы техники перевода» и «Страноведение». (немецкий язык, экология).
6. «Использование географической информационной системы на уроках географии в 6-11 классах. (география).
7. «Основы медицинских знаний» 9 класс (курс биологии, раздел «Анатомия» с использованием ро-бота-тренажера «Гоша»).
8. «Под крышей дома моего». 7 класс (ОБЖ, экология).
9. «Определение безопасного расстояния до движущегося автомобиля» 7 класс (ОБЖ, физика).
10. «Прием, передача, обработка, хранение информации. Безопасность информации. Уголовная ответственность за нарушения в сфере высоких технологий» 10 класс (ОБЖ, информатика и ИТ).
Результаты этих работ дали начало инициирующему элементу представляемой технологии и будут освещены ниже.
Результатом деятельности созданных центров и экспериментальных площадок является внедрение в образовательный процесс методик, ориентированных на развитие личности учащегося, формирование у него системного мышления, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности общества на основе использования информационных технологий. Это позволит существенно повысить эффективность обучения молодежи в области предупреждения и ликвидации ЧС. Использование технологии разработанной ФЦ ВНИИ ГОЧС позволило в течение трех лет семи учителям школьного курса ОБЖ г. Москвы стать учителями года.
Коллектив педагогов не собирается останавливаться на достигнутом и впереди стоит огромна работа по дальнейшему развитию и интеграции ОБЖ, а с представленными разработками Вы можете ознакомиться, обратившись к нам, опытные педагоги всегда подскажут и помогут найти правильное решение.
По окончании учебы в центре «Юного эколога и спасателя» выпускники получают памятные значки (рис. 2) и удостоверения о его окончании.
Обучаясь в центре, учащиеся имеют реальную возможность определить свое дальнейшее будущее, то есть определить, чем именно им хотелось бы заниматься. Это несомненно способствует повышению эффективности образования.
Одной из задач центра является предоставление ученикам возможности учиться по выбранному профилю в высших учебных заведениях.
После окончания высших учебных заведений страны молодым специалистам предоставляется возможность реализовать свои знания и практические навыки в стенах ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) или научно-технических организациях и промышленных предприятиях - участниках совместной деятельности в рамках Федерального центра науки и высоких технологий.
Обучаясь в центре, учащиеся имеют реальную возможность определить своё дальнейшее будущее и выяснить, чем именно им хотелось бы заниматься в жизни. И не важно, станут ли они профессиональными спасателями или выберут другую профессию. Знания и навыки, полученные в Центре «Юный эколог и спасатель», помогут с честью выйти из любой экстремальной ситуации и позволят предотвратить многие экологические чрезвычайные ситуации, тем самым будут способствовать укреплению могущества России.
Научно-технические разработки