Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций'

Научно-методическое обеспечение обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прищепов Д. З., Хомяков Н. Н.

Изложены основные результаты совместной пятилетней деятельности ФЦ ВНИИ ГОЧС по созданию новых образовательных технологий подготовки специалистов и обучения различных групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прищепов Д. З., Хомяков Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Are given the basic results of the joint five-year activities of FGU VNII GOChS (FC )Emercom of Russia for making the new educational technologies of specialists preparation and education of the different groups of population in Civil Defense and Emergencies protection

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций»

УДК 372.8.614

Д.З. Прищепов, Н.Н. Хомяков к.т.н (ФГУВНИИГОЧС (ФЦ)) НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

D. Prishchepov, N. Khomyakov (FGU VNIIGOChS (FC)) SCIENTIFIC METHODS OF EDUCATION IN CIVIL DEFENSE AND EMERGENCIES' PROTECTION

Изложены основные результаты совместной пятилетней деятельности ФЦ ВНИИ ГОЧС по созданию новых образовательных технологий подготовки специалистов и обучения различных групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера.

Are given the basic results of the joint five-year activities of FGU VNII GOChS (FC)Emercom of Russia for making the new educational technologies of specialists preparation and education of the different groups of population in Civil Defense and Emergencies protection

Д.З. Прищепов

Н.Н. Хомяков

Одной из задач государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных объектов, сформулированных в «Основах государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов», утвержденных Президентом Российской Федерации 28 сентября 2006 года, является совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров и населения, включающее:

- создание и развитие на базе образовательных учреждений системы подготовки, переподготовки и аттестации персонала и сил охраны опасных объектов по вопросам защиты от угроз техногенного, природного характера и террористических актов;

- формирование у населения культуры обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе, на основе обучения способам защиты от последствий аварий на потенциально опасных объектах и мерам по их ликвидации;

- совершенствование преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного), общего и начального профессионального образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования и введение в этих учреждениях системы дистанционного обучения с помощью международной компьютерной сети «Интернет».

В содержании научной деятельности Федерального центра науки и высоких технологий «Всероссийский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», образованного в соответствии с постановлением Правительства РФ № 619 от 20 августа 2002 года № 619, определены следующие направления работы, тесно увязанные с задачами, поставленными Президентом РФ в «Основах государственной политики в области обеспечения безопасности населения». К этим направлениям относятся:

- учебно-программные комплексы, в том числе дистанционного обучения в области БЖД всех категорий граждан РФ;

- технологии обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», а также подготовки высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров в области предупреждения и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- технологии консультативного обслуживания населения и организаций по вопросам безопасности в ЧС.

Разработкой, внедрением, совершенствованием данных техно -логий и направлений научных исследований занимаются участники кооперации Федерального центра науки и высоких технологий. За пять лет совместной и плодотворной работы в рамках секции «Технологии обучения населения и специалистов в области снижения риска и смягчения последствий ЧС» участниками кооперации достигнуты опре-

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I

X CU н

I

0

1 т

I

деленные научные и практические результаты, наработаны тесные связи, что позволяет решать объемные научные и производственные задачи по созданию новых образовательных технологий, формированию у населения устойчивой культуры обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В результате целенаправленной и согласованной деятельности МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций сегодня практически завершено создание единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которая в целом надежно функционирует на всех уровнях (рис. 1).

На настоящий период времени в нашей стране формируется достаточно действенная система обучения населения и подготовки специалистов в области защиты от ЧС, в рамках которой разработаны: первоначальная нормативно-правовая база, образовательные и учебные программы, учебно-методические пособия для различных групп обучаемых, активизировалось обучение молодежи.

В системе научных исследований МЧС России этой тематике отведено немаловажное значение. За 10 лет научных исследований в рамках Единого тематического плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России было выполнено более 60 НИОКР по вопросам обучения населения, подготовки специалистов органов управления РСЧС и ГО, сил ликвидации ЧС. К практическим результатам этих исследований относятся издан-

ные энциклопедии, учебники, в том числе и мультимедийные, различные учебные программы, учебные и учебно-методические пособия для различных групп населения, справочники и многое другое.

Реалии настоящего времени, и социальный заказ явно требуют совершенствования и наполнения этой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС в вопросах:

- учебно-методического, материально-технического, программного и других видов обеспечения процесса обучения всех категорий населения в области защиты от ЧС различного характера;

- усиления внимания к проведению практических занятий с населением по действиям в условиях ЧС.

Основной проблемой информирования и обучения населения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях является недостаточное обеспечение доступности необходимой информации, как по возможности ее получения, так и по содержанию. Это относится в полной мере и к разработкам НИУ и ВУЗ МЧС России.

Новые информационные технологии дают не только новое качество изложения учебного матери -ала, но и предоставляют новые подходы к формам получения знаний всеми группами обучаемых.

В рамках образовательной деятельности, осуществляемой кооперацией ФЦ ВНИИ ГОЧС, организовано и осуществляется взаимодействие с широким кругом ведущих учебных заведений страны, имеющих высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав в области экологического мониторинга территорий, прогнозирования

0

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

Рис. 1. Структура единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

риска природных и техногенных катастроф, оценки их социально-экономических последствий и во многих других предметных областях современной науки. Но, как видится, этого явно недостаточно. При этом, в связи с тем, что научные организации МЧС России являются головными разработчиками теории и практики в вопросах обеспечения безопасности населения в ЧС они должны интегрировать вокруг себя наиболее «результативных» в области ЧС специалистов и организации, постоянно расширять области совместных исследований и взаимодействия в этой области.

Начальным этапом исследований по новым информационным образовательным технологиям и методологическим основам обучения населения и подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС, можно считать выполнение научно-исследовательской работы «Разработка и создание учебно-методического комплекса подготовки специалистов по предупреждению чрезвычайных ситуаций на федеральном и региональном уровнях» (п. 4.6.1. ЕТП НИОКР МЧС России на 2001 г.). В ходе выполнения НИР работы разработаны:

- Методические рекомендации по оснащению кабинета (класса, лаборатории) по «ОБЖ» и «БЖД» для образовательных учреждений;

- компьютерная обучающая программа по теме «Защита от ЧС природного и техногенного характера» для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений;

- комплект плакатов по дисциплине «БЖД» для студентов ВУЗов;

- учебная программа для повышения квалификации преподавателей организаторов курса «ОБЖ» в УМЦ ГОЧС;

- мультимедийная энциклопедия по действиям населения в условиях ЧС;

- проект базовой межвузовской лаборатории по защите от ЧС на базе учреждения высшего профессионального образования Минобразования России;

- компьютерная презентационная программа для образовательных учреждений «Стратегия безопасного будущего»;

- методика и база данных для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов структур управления РСЧС различного уровня.

Эта научно-техническая продукция прошла апробацию на Всероссийской специализированной ярмарке-выставке «Учебная техника для профессионального образования» (25-28 сентября 2001 г., ВВЦ) и научно-практической конференции «Высшая школа и регионы: основы взаимодействия и сотрудничества» (26-29 октября 2001 г., г. Туапсе), организованных и проведенных Минобразования России. В последующем данная научно-техническая продукция начала широко внедряться в учебно-образовательную практику.

Очевидно, что решение задач в рамках общеобразовательной школы, требует создания единой, эффективной информационно-образовательной

среды, ориентированной на развитие личности учащегося, формирование у него системного мышления, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности общества на основе использования новейших информационных технологий. Для этого необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный системой образования России.

Вариантами такого задействования могут быть следующие технологии:

1. Программно-технический комплекс

Ввиду территориальных и экономических особенностей регионов страны, современный образовательный процесс должен позволять учителю конструировать индивидуальные (а не только стандартные) образовательные траектории, а обучаемый должен становиться соавтором получения своих знаний. Такую возможность обеспечивает Малогабаритный программно-технический комплекс приема и обработки космической информации (ПТК).

Предоставляя космическую информацию по дистанционному зондированию Земли, полученную в реальном масштабе времени, малогабаритный ПТК позволяет учащимся на основе ежедневного анализа космической информации о состоянии лесных массивов, сельскохозяйственных угодий, зон пожарной опасности, границ снеготаяния, наводнений и т.д. выработать в себе чувство причастности к социально-экономическому развитию страны, мира, а значит вступить во взрослую жизнь более подготовленными.

При таком подходе наряду с творческой деятельностью формируется и глобальное мышление учащихся. Роль учителя в процессе такого обучения коренным образом трансформируется от словесного источника информации к организатору самостоятельной работы учащихся. Возникающая система «человек — машина» позволяет ученику и учителю следить за природными процессами одновременно. Взрослый и ребенок становятся равноправными сотрудниками, исследователями. Это равноправие резко изменяет психологию ученика в отношении к учебному процессу и значительно повышает его интерес к познанию окружающего мира.

2. Мультимедийные технологии Наибольшими на данный момент возможностями имитации реальности обладают, так называемые, мультимедиа технологии, позволяющие создавать и воспроизводить учебный материал и ки представляющие текст, звук, рисунки, фото, видео- и от анимационные фрагменты. Взаимодействие обучае- ^ мого с мультимедиа средой по многим показателям $ позиционируется как его контакт с реальными объ- ^ ектами. ки

К возможностям обучающих мультимедиа тех- ес нологий, как правило, относят: |

комплексное воздействие на все органы ех чувств; £

управление вниманием обучаемых; ^

глубокое погружение сознания в моделируе- ау

0

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

мую информационную среду;

управление психическим состоянием за счет создания разного рода проблемных ситуаций;

возможность неоднократного предъявления одной и той же информации разными способами; моделирование различных ситуаций; адаптация программы к знаниям и опыту конкретного человека.

Учебная информация, предъявляемая обучаемому при помощи средств мультимедиа, позволяет примерно в 10-100 раз уплотнить поток учебной информации. Это достигается благодаря активной деятельности обучаемого в моделируемой искусственной среде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усилиями специалистов ФЦ ВНИИ ГОЧС и ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение» разработан мультимедийный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности для 10 класса», добротно изготовленный, имеющий гриф Минобразования России, удостоенный золотой медали на международной выставке в Сеуле, пользующийся постоянным спросом.

3. Дистанционное обучение

Для сохранения и успешного использования полученных знаний в повседневной жизни целесообразно сделать молодого человека участником процесса обучения. Для этого необходимо вовлекать его в активный познавательный процесс самостоятельного изучения своей страны и мира не только по телевизору и учебнику, а через ежедневное общение между сверстниками, зарубежными друзьями, в обсуждение самых разнообразных вопросов, и идей, участие в совместных делах, исследованиях, творческих работах, осознание, при этом, всех сходств и различий во взглядах на загрязнение окружающей среды, проблемы войны и мира и другие глобальные проблемы человечества.

Наиболее эффективным для этих целей является дистанционный способ обучения, который предполагает, как непосредственный контакт с преподавателем, так и самостоятельную работу с видеоматериалами, учебниками, а также участие в телеконференциях, виртуальных соревнованиях по различным предметам, обращение к банкам данных через электронные сети. Создание педагогических методов и технических средств дистанционного обучения, которые способны поднять на качественно новый уровень взаимодействие педагогов и учеников, стало возможным с приходом в образование новых информационных технологий.

Создание системы дистанционного обучения в интересах управления безопасностью решает две весьма значительные проблемы.

Во-первых, дистанционная форма обучения является наиболее эффективной, а зачастую и единственно возможной в зонах с нарушенными условиями проживания населения, будь то зона ЧС либо локального вооруженного конфликта.

Во-вторых, использование дистанционных форм обучения способствует устранению существу-

ющего дефицита педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности.

Использование данной формы обучения позволяет квалифицированно проводить занятия по предупреждению и ликвидации ЧС и преподавателям, у которых данный предмет не является основным; дифференцировано доводить необходимую учебную информацию непосредственно до различных категорий обучаемых, а также дистанционно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования.

Первоочередной задачей реализации проекта системы дистанционного обучения с использованием мультимедийных компьютерных программ явилось оказание помощи по организации в Чеченской Республике обучения по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» как важного шага в направлении восстановления мирной жизни.

4. Базовые кафедры

Одним из важнейших направлений деятельности в области профессионального образования является создание базовых кафедр МЧС России в ведущих ВУЗах страны. В 2000 г. созданы совместные базовые (выпускающие) кафедры «Высокие технологии предупреждения и ликвидации ЧС» Московского физико-технического института (государственного университета) и Кубанского государственного университета, в 2002 году — в Современном гуманитарном университете (ныне, академия). На настоящий момент времени ведется работа по созданию базовой кафедры в Московском государственном университете природообустройства.

Учитывая тот факт, что эффективность образования и воспитания зависит не только от состояния информационного и материально-технического обеспечения процесса обучения, но и от знаний и умений педагогов использовать новые информационные образовательные технологии, в 2001-2003 гг. была создана и функционировала совместная выпускающая (базовая) кафедра дополнительного образования при Московском институте открытого образования.

На базовых кафедрах готовятся высококвалифицированные специалисты по современным наукоемким информационным технологиям в области прогнозирования и снижения риска природных и техногенных катастроф. Учебный процесс на базовых кафедрах организован и осуществляется по программам, методикам, учебным планам и учебным пособиям, разработанным специалистами ФЦ ВНИИ ГОЧС и базовых кафедр. Так, для реализации дистанционной формы обучения на совместной кафедре «Менеджмент риска в ЧС» в Современной гуманитарной академии создан полный учебно-дидактический пакет, включающий в себя 108-часовой курс телевизионных и слайд-лекций, более 1000 тестов по конкретной тематике, рабочие учебники.

5. Школы

Одной из эффективных форм подготовки молодого поколения в развитии идей движения «Школа безопасности» в области безопасности жизнедеятель-

ности является работа с конца 1999 г. Центра «Юный эколог и спасатель» на базе московской школы № 1294. Центр был создан по инициативе и под непосредственным руководством МЧС России и нашего института. Через два года это начинание продолжено в рамках средней школы № 1958. Средняя школа № 709 с наличием развитого подразделения кадетов-жу-ковцев также с интересом восприняла идеи в области воспитания юных экологов и спасателей.

Как перспективное направление образовательных технологий, следует выделить использование постоянно или длительно действующих экспозиций, выставок, а также учебно-образовательных музеев, тематических городков (полигонов) и уголков в школах и ВУЗах как инструментарий дидактических средств обучения в системе начального, основного и общего, а также высшего профессионального и дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности. МЧС России и ФЦ ВНИИ ГОЧС совместно со всемирно известным Политехническим музеем в Москвев течение длительного времени работают в этой области, создав в рамках комплексного проекта «Катастрофы и Человек» уникальную экспозицию «Гражданская безопасность: техника и технологии».

Сегодня очевидно, что одним из важнейших факторов роста риска и количества ЧС техногенного происхождения, потерь и ущерба от них является т.н. «человеческий фактор». Снижение негативного воздействия ЧС возможно в первую очередь за счет повышения уровня знаний, умений и навыков всех групп населения. Эта область знаний — одна из немногих, которая изучается не впрок, не для будущей карьеры или обеспечения будущего благосостояния обучаемого, а для защиты своего здоровья и жизни в данный момент, ближайший час или день. Реализация принципа всеобщности и доступности образования на протяжении всей жизни, в т.ч. в рамках дополнительного образования, особенно в настоящее время, играет здесь определяющую роль.

К одному из наиболее актуальных направлений в системе дополнительного профессионального образования в настоящее время относится подготовка специалистов среднего уровня в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Реальным путем массовой подготовки специалистов среднего уровня в области муниципального управления, включая диспетчеров ЕДДС и ОСОДУ, является внедрение дистанционных форм обучения, среди которых технологии DTV — цифрового спутникового телевидения, развиваемые Современной гуманитарной академией.

В заключение следует отметить, что вместе с положительной тенденцией развития образовательных технологий в области ГО и защиты от ЧС есть и некоторые проблемы, которые необходимо общими усилиями, системно решать. Основными из них являются:

- отставание в адаптации существующих учебных программ к изменениям в законодательной и нормативной правовой базе в области ГО и защиты от ЧС;

- в учебных программах слабо отражены вопросы предупреждения и ликвидации последствий террористических актов;

- недостаточное использование в ходе разработки учебных программ по ОБЖ и БЖД современного научного аппарата;

- малое количество или полное отсутствие специализированных учебников, учебных пособий, прежде всего, мультимедийных для различных групп населения;

- недостаточная научная проработка вопросов выбора рациональных форм и методов обучения для различных групп населения.

Перед коллективом Федерального центра науки и высоких технологий, как и перед другими организациями и учебными заведениями кооперации участвующими в благородном деле подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, стоят задачи по созданию тренажерных технологий и компьютерных обучающих программ в области мобильных учебных комплексов для обучения населения и дальнейшему развитию систем дистанционного обучения в области ГО и защиты от ЧС. Наши двери открыты для новых начинаний и совместных проектов, воплощение в жизнь которых позволит повысить безопасность жизнедеятельности наших детей, а, соответственно, общества и государства в целом.

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

а

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.