УДК 006.034
О необходимости разработки национальных стандартов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2013
А.В. Лукьянович, М.А. Иванова, В.А. Кудрявцев
Аннотация
В статье раскрыта актуальность разработки национальных стандартов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности и их применения при создании современных информационно-коммуникационных систем информирования и оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: риск; система; культура; государство; чрезвычайные ситуации; гражданская оборона; средства массовой информации; информационно-коммуникационные технологии; безопасность; население.
About the Necessity of Development National Standards in a Sphere of Forming Safety Existence Culture
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2013
A. Lykyanovich, M. Ivanova, V. Kudryavcev
Abstract
This article describes the actuality of development national standards in a sphere of forming safety existence culture and their handling for creation cutting-age information and communication technologies and human notification systems under the challenge of emergency situation appearing.
Key words: hazard; system; culture; state; emergency situation; civil defense; mass communication media; information and communication technologies; safety; population.
Идеал общества риска — безопасность, которая является базовой потребностью человека, составляющей культуры, необходимым условием дальнейшего развития цивилизации, обеспечение которой — важнейшая функция государства.
Управление безопасностью человека, общества, государства возможно только через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ), риск-ориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций являются кардинальным способом повышения безопасности [1].
Основной целью формирования КБЖ является снижение рисков за счет человеческого фактора, т.е. достижение такого состояния людей, трудовых коллективов, общества в целом, когда обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД) является основной внутренней потребностью и для реализации этой потребности существуют необходимые условия [2].
Для эффективного противодействия опасностям необходимо, чтобы человек обладал необходимыми знаниями, умениями и навыками обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, а также располагал нужной информацией. Кроме того, до индивида важно донести идеал и ценности в области БЖД, привить ему определенные качества личности, повысить уровень его мотивации, добиться с его стороны осознанного отношения к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.
Мотивация обеспечения безопасности не должна ограничиваться только инстинктом самосохранения, но и распространяться на других людей, на отдаленные перспективы (например, сохранение экологии) [3, 4].
Ключевая роль государства как высшей формы социальной организации общества в обеспечении безопасности человека заключается в том, что государство формирует:
приоритеты и пропорции государственной политики в социально-экономической сфере, обеспечивающие как баланс жизненно важных интересов личности, общества и государства, так и изменения в структуре потребностей населения, повышение веса в ней удовлетворенных потребностей безопасности;
мировоззрение и менталитет человека, народа в целом в сфере личной, коллективной, общественной, государственной и глобальной безопасности;
культуру безопасности жизнедеятельности благодаря повышению роли в этом процессе воспитания, образования и идеологии, в том числе традиционных религий Российской Федерации [5].
Основными принципами построения системы БЖД человека и общества в целом являются:
высший приоритет жизни человека — вся деятельность в области БЖД должна быть направлена, прежде всего, на минимизацию человеческих жертв и пострадавших;
безопасность отдельного индивидуума невозможно достичь без обеспечения общественной безопасности;
оптимизация затрат — при реализации политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), в целях минимизации ущерба для объектов экономики, следует исходить из необходимости соблюдения баланса между затратами, выгодами и рисками, рассматриваемыми интегрально;
государственная политика обеспечения БЖД должна осуществляться с учетом региональных особенностей (природных, этнокультурных, политико-экономических и других);
государственная политика в области защиты населения и территорий должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями. В современных условиях необходимо исходить из необходимости консолидации всех национальных сил: государственных, частных и общественных [6].
К объектам формирования КБЖ на различных уровнях относятся:
индивидуальный уровень — личность как совокупность достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности;
корпоративный уровень — трудовые коллективы (корпорации);
общественно-государственный уровень — общество в целом.
Для осуществления эффективного, адресного культурно-информационного воздействия на отдельных людей, коллективы, общество нужен учет их наиболее существенных характеристик, особенностей проживания, жизнедеятельности и т. п.
Основными методами и средствами воздействия на качества и свойства объектов формирования КБЖ на различных уровнях являются:
семейное воспитание в образовательных учреждениях, внешкольное воспитание;
духовно-нравственное воспитание, обучение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, эстетическое развитие, трудовое воспитание в учреждениях образования и дома, самовоспитание и самообразование, внешкольная и вневузовская работа;
пропаганда знаний и просвещение с помощью современных средств массовой коммуникации и учреждений культуры;
подготовка в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты населения от ЧС, морально-психологическая подготовка, методы и средства социальной рекламы, система материального и морального стимулирования, осуществление идеологической поддержки;
проведение государственной политики в области БЖД, развитие нормативной правовой базы, осуществление научно-технической деятельности в области снижения рисков, обеспечения безопасности; развитие религиозного сознания и другие [2, 6]. Одной из наиболее эффективных технологий является образовательная деятельность. Это объясняется ее целенаправленностью, длительностью, адресностью и комплексностью воздействия на людей, возможностью осуществления в важнейший период развития и становления личности, наличием действенного механизма контроля качества и коррекции процесса, а также наличием возможности для воспроизводства культурных ценностей, их сознательного отбора, передачи и освоения [2].
Важнейшим аспектом формирования образовательных программ является определение компетенций выпускника, то есть знаний, умений, навыков, которыми он должен обладать для успешной социализации и профессиональной деятельности.
Основными организационными принципами обучения являются всеобщность, непрерывность и комплексность [7].
Образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности выступает как инструмент формирования современной культуры безопасности [8]. Это связано с тем, что культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно, в основном, в рамках системы образования.
Усилиями МЧС России создана и эффективно функционирует единая система подготовки населения в области ГО, защиты населения от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, охватывающая все население Российской Федерации — от детей до людей пенсионного возраста.
Обучение в рамках этой системы осуществляется на основании положений федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», а также соответствующих постановлений правительства Российской Федерации по обучению населения в области БЖД.
Не менее ответственную роль в процессе формирования КБЖ играет семейное воспитание [2, 7].
В осуществлении просветительской и воспитательной работы среди различных слоев и групп населения, воспитания у них высокого уровня правосознания в области БЖД, формирования идеалов и ценностей, отношений к окружающей действитель-
ности, знаний и эмоциональных состояний важную роль играют передовые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). К подобным технологиям относятся: средства массовой информации (СМИ); общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН); система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ) и различные мультимедийные продукты [4, 9, 10].
Прямое предназначение СМИ в рамках формирования КБЖ — не только беспристрастное и объективное информирование нации о происходящем в мире, но и выполнение политико-идеологических и образовательно-просветительских задач.
Категории, методы и средства СМИ, а также степени их влияния на население позволяют сделать КБЖ приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества.
Функция ИКТ заключается в воздействии на людей в процессе их обучения и воспитания, морально-психологической подготовки, пропаганды знаний и оперативного информирования.
Для современных ИКТ свойственны: высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации. Все вышеперечисленное оказывает комплексное воздействие на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально-чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков, способствует формированию идеалов и ценностей, отношения к окружающей действительности, знаний, эмоциональных состояний и т.п. [11, 12].
При использовании передовых информационных технологий большое значение имеют показатели и критерии эффективности воздействий на население современных ИКТ, закономерности влияния на людей аудиовизуальной информации в области безопасности жизнедеятельности, технологии работы пресс-службы при подготовке к мероприятиям по ликвидации последствий ЧС и их освещения в СМИ.
Основной целью информационного воздействия в ЧС является стабилизация психологического состояния и организация правильных действий населения, в т.ч. персонала, участвующего в ликвидации ЧС.
Информационное воздействие на население и персонал в условиях ЧС требует от субъектов информационного воздействия четких слаженных действий, гибких решений, ориентирования в работе на различные группы людей. Правильная организация снижает количество жертв, стабилизирует психологическое состояние людей и персонала, формирует доверие населения к властям, способствует наиболее
быстрой реабилитации людей после воздействия негативных факторов в ЧС [13].
Важнейшее значение в формировании КБЖ на общественно-государственном уровне является деятельность по созданию и развитию соответствующей нормативной правовой базы.
В настоящий момент создана начальная нормативная правовая и учебно-программная база формирования КБЖ. Она включает в себя нормативные правовые акты в области БЖД, справочные, нормативно-методические и другие материалы, относящиеся к вопросам обеспечения БЖД, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), базисные учебные планы, учебные программы по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД, а также примерные учебные программы для различных групп населения, обучаемых в области БЖД.
Начиная с сентября 2015 г., обучение по новому государственному образовательному стандарту станет обязательным для всех классов основной школы. До 2015 г. в силе остается ФГОС, принятый в 2004 г., но при желании учебные заведения смогут перейти на новый стандарт основного образования уже с 1.09.2012 г. В этот же период вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [14].
При этом исследователи отмечают, что большое число нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обучения населения вопросам БЖД, различной юридической силы затрудняет реализацию принципа правовой системности, при этом возможны параллелизм правил и их противоречивость.
Резюмируя, можно сказать, что место КБЖ в социальной жизни страны определено как одно из наиболее важных. Предмет «ОБЖ» возведен в ранг обязательного, особо значимого предмета в модернизированном образовании.
Наука и дисциплина «БЖД» успешно и динамично развиваются, происходит их трансформация в междисциплинарное направление (гуманитарно-социально-естественнонаучное), выход на новый идеологический, организационный, политический и духовный уровень.
Проблемы теории и практики КБЖ требуют решения. Необходима ясность терминов, четкость структурирования учебных дисциплин. На помощь следует призвать стандартизацию — науку о закономерностях, принципах, методах и формах оптимального упорядочения предметов, явлений и процессов научной, производственной и социальной деятельности.
Стандартизации в области менеджмента ЧС в мире уделяется особое внимание, в частности, основанным в 2000 г. по инициативе Российской Федерации международным техническим комитетом ISO/ТС 223
(«Социальная защита»), разрабатывающим стандарты по менеджменту непредвиденных ситуаций, природных катастроф [15].
Социальные стандарты признаны весьма сложными объектами исследования, имеющими значимое социально-экономическое содержание. Трудно переоценить значение этих стандартов для формирования социальной политики в органах государственной власти и местного самоуправления. Понятийный аппарат соответствующих исследований находится только в начальной стадии своего формирования.
К основным признакам социального стандарта относятся:
а) стандарт регулирует ту или иную конкретную характеристику качества жизни населения;
б) стандарт играет роль регулятора, только если утвержден в том или ином нормативном правовом акте;
в) стандарт представляет собой пропорцию между численностью группы населения и объемом ресурсов, направляемых на удовлетворение ее потребностей [16].
Предмет теории стандартизации составляют закономерности, принципы, методы и формы достижения оптимальной степени упорядочения посредством широкого и многогранного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих или планируемых экономических и социальных задач.
Гарантией решения является уверенность в том, что соответствующий федеральный орган признает стандарт в качестве документа, который обеспечит выполнение требований государства к определенному объекту стандартизации [17].
В сфере формирования КБЖ за последнее десятилетие проведены многочисленные исследования, защищены диссертации в области педагогики, психологии, философии, социологии, политологии, юриспруденции, коммуникологии, изданы учебники и монографии.
Полученные результаты междисциплинарных исследований проблем обеспечения БЖД населения в современных условиях, подчас противоречивые, касаются как терминологии, так и основных положений, принципов, методов и их развития в различных направлениях.
Целесообразно провести классификацию и систематизацию разработок в этой сфере и разработать национальные стандарты по терминам, определениям и общим положениям, на основе которых можно будет двигаться дальше в развитии стандартизации требований к техническим средствам, используемым в процессе формирования КБЖ, обучения, пропаганды, информирования и оповещения населения.
Упорядоченная стандартизованная терминология в мире ценится очень высоко. Она необходима для развития любых областей знаний, устранения научно-
технических барьеров между специалистами различных профилей и разных стран, сокращения издержек производства, расходов на ведение различных переговоров и оформление государственных документов, повышения эффективности национальной и мировой экономики. Терминология способствует дальнейшему развитию науки и техники, а также социальному прогрессу.
Для систематизации понятий в сфере формирования КБЖ в целях обеспечения качественного уровня внедрения и реализации ФГОС нового поколения, повышения эффективности мероприятий по снижению рисков и ущербов от ЧС, предотвращения ЧС в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) начата разработка национальных стандартов ГОСТ Р 22.3.хх БЧС. «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения. Термины и определения» и ГОСТ Р 22.3.хх БЧС. «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения. Общие положения».
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), являясь ведущим научным учреждением в области культуры безопасности, обладает необходимым научным потенциалом для воплощения данной идеи в жизнь с привлечением потенциала всей отечественной науки и практики.
Литература
1. Девисилов В.А. Культура безопасности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития России // Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 14—15 мая 2008 года. Москва. Россия / МЧС России. М.: ИПП «КУНА», 2008. 320 с. С. 61—69.
2. Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева / МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006. 316 с.
3. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики) / МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2005. 376 с.
4. Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: Монография / Под общ. ред. П.А. Попова / МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. 272 с.
5. Воробьев Ю.Л., Радаев Н.Н. Социальная организация общества и место в ней культуры безопасности // Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 14—15 мая 2008 года. Москва. Россия / МЧС России. М.: ИПП «КУНА», 2008. 320 с. С. 23—25.
6. Цаликов Р.Х. Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современных условиях // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населе-
ния // Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 14—15 мая 2008 года. Москва. Россия / МЧС России. М.: ИПП «КУНА», 2008. 320 с. С. 12—23.
7. Дурнев Р.А. Культура безопасности жизнедеятельности: дефиниция, уровни формирования, практические мероприятия // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2006. Вып. 3.
8. Сапронов В.В. Идеи к общей теории безопасности // ОБЖ. 2007. №№ 1—3.
9. Воробьев Ю.Л. Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России // Право и безопасность. 2006. № 3—4 (20—21).
10. Белов П.Г., Моня В.В. Моделирование и оценка влияния СМИ на национальную безопасность // Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 14—15 мая 2008 года. Москва. Россия / МЧС России. М.: ИПП «КУНА», 2008. 320 с. С. 111—121.
11. Дурнев Р. А., Москвина М.В. Психолого-педагогические аспекты применения современных информационно-телекоммуникационных технологий в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Междисциплинарные исследования проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в современных условиях: Материалы XII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; Техногенные катастрофы и проблемы безопасности: Материалы научно-практического симпозиума. М.: ИПП «КУНА», 2007. Там же с. 321—323.
12. Методические рекомендации по использованию методов активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций / Под общ. ред. В.А. Пучкова. М.: ООО «Олтей», 2010. 193 с.
13. Рыклина М.В. Как сообщает МЧС России: организация работы пресс-службы в органах государственной власти: Учеб. пособ. М.: Легейн, 2009. 124 с.: ил.
14. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
15. Кумлин К. Защита нашего общества. Подход ISO к менеджменту кризиса во всех видах риска // Мир стандартов. 2011. № 6. С. 68—71.
16. Эмиров Н. Понятие социальной стандартизации: содержание, субъекты, объекты // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 1. С. 54—59.
17.Тиссен О. Стандартизация требует научного подхода // Стандарты и качество. 2012. № 2. С. 46—48.
Сведения об авторах
Лукьянович Алексей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), начальник отдела.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (495) 735-28-84.
E-mail: [email protected]
Иванова Марина Аркадьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 735-28-84. E-mail: [email protected]
Кудрявцев Виктор Андреевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 735-28-84. E-mail: [email protected]