Научная статья на тему 'Новые образовательные технологии обучения населения в области безопасности жизнедеятельности'

Новые образовательные технологии обучения населения в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые образовательные технологии / обучение населения / безопасность жизнедеятельности / Дистанционное обучение / мобильный учебный комплекс / educational technologies / population training / safety of life activity / remote educational / mobile educational complex

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прищепов Дмитрий Захарович, Тараканов Андрей Юрьевич, Норсеева Мария Евгеньевна

В статье проведен обзор основных образовательных технологий в области обучения населения по вопросам безопасности жизнедеятельности и раскрыты возможности применения данных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прищепов Дмитрий Захарович, Тараканов Андрей Юрьевич, Норсеева Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the review of the basic educational technologies in the field of population training on safety of life activity issues is spent and possibilities of application of the given technologies are opened.

Текст научной работы на тему «Новые образовательные технологии обучения населения в области безопасности жизнедеятельности»

/88 Civil Security Technology, vol. 7, 2010, No. 4 (26)

УДК 614.8

Новые образовательные технологии обучения населения в области безопасности жизнедеятельности

Д. З. Прищепов, А. Ю. Тараканов, М. Е. Норсеева

Аннотация

В статье проведен обзор основных образовательных технологий в области обучения населения по вопросам безопасности жизнедеятельности и раскрыты возможности применения данных технологий.

Ключевые слова: новые образовательные технологии, обучение населения, безопасность жизнедеятельности, дистанционное обучение, мобильный учебный комплекс.

New Educational Technologies of Population Training in the Field of Safety of Life Activity

D. Prishchepov, A. Tarakanov, M. Norseeva Abstract

In article the review of the basic educational technologies in the field of population training on safety of life activity issues is spent and possibilities of application of the given technologies are opened.

Keywords: new educational technologies, population training, safety of life activity, remote educational, mobile educational complex.

Начало XXI века принесло миру ряд катастрофических событий, унесших тысячи жизней, причинивших огромный материальный, финансовый и экологический ущерб. Возрастание количества природных и техногенных катастроф непосредственно связано с деятельностью человека и ее последствиями. При этом больше всего от происходящих опасных и чрезвычайных событий страдает сам виновник — человек. Важнейшей составляющей решения проблемы обеспечения экономической, социальной и военной безопасности государства является обучение населения гражданской обороне (ГО) и защите от чрезвычайных ситуаций (ЧС). В Российской Федерации создана единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, которая в целом надежно функционирует на всех уровнях. Как и любая другая, эта система требует постоянного развития и совершенствования в связи с качественными изменениями спектра угроз безопасности жизнедеятельности населения и другими факторами. В связи с этим, в целях совершенствования системы подготовки в области ГО

и защиты от ЧС становятся необходимыми разработка и применение новых образовательных технологий, используемых при обучении населения в области безопасности жизнедеятельности.

Традиционные способы обучения предусматривают прямое педагогическое воздействие на обучаемых или опосредованное воздействие с использованием учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Данные технологии достаточно отработаны на практике, однако, как показывает опыт, не вполне действенны в современных условиях.

Более эффективны информационно-коммуникационные технологии. Программно-аппаратной базой их реализации являются компьютерные системы, локальные и глобальные компьютерные сети, технические средства массовой информации, телекоммуникаций, отображения видеоинформации и др. С их использованием информация представляется в виде мультимедийных форматов, обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов, информационных сообщений, электронных плакатов и пр.

Технологии гражданской безопасности, том 7, 2010, № 4 (26)

/89

Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации — все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально-чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека огромного потока негативной информации о неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий возможно сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкам специалистов, внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности [1].

Одной из таких технологий, признанной и успешно развивающейся, является технология дистанционного обучения. Традиционно под технологиями дистанционного обучения (ДО) понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или неполностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [2]. В отличие от традиционного обучения в системе ДО образовательную деятельность ведет, как правило, специально созданная структура (совокупность системных администраторов, программистов, дизайнеров, администраторов отдельных систем, тьюторов и т. д.), предоставляющая обучаемому разнообразные ресурсы учебного заведения и управляющая его самостоятельной работой при помощи обучающих средств, в том числе компьютерных обучающих программ, но с сохранением ведущей роли преподавателя. Система ДО основывается на функционировании специальной информационно-образовательной среды (ИОС), представляющей собой совокупность средств передачи контента,

^^ .,„.„„„„,..„.........______ ________

г 1 о И 11 И 1» II и я я и п и И и Л ним

О*

----- щ

икйаявг

Рис. 1. Интернет-страница Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России

аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения. Информационно-образовательная среда строится как открытая, неравновесная, нелинейная, развивающаяся система. Содержательное наполнение ИОС составляет совокупность электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) учебных дисциплин, интегрированных в учебные модули. Каждый ЭУМК представляет собой компьютерную обучающую программу с комплексом учебных, учебно-методических, справочных материалов, системой тестирования и статистики, обеспечивающих самостоятельную коррекционного типа работу обучаемого с возможностью прямого и опосредованного взаимодействия с преподавателем. Организационно-технологическую основу ИОС составляют базы данных, обеспечивающие хранение, обновление и формализацию доступа обучаемых к учебным, информационно-справочным материалам, в том числе к банку видеолекций.

Дистанционное обучение обеспечивает большую доступность образования, развитие самостоятельности в обучении и применении в учебном процессе специальных средств передачи знаний, методов опосредованного взаимодействия преподавателя и обучаемого.

Образовательные учреждения МЧС России широко внедряют систему дистанционного обучения по различным направлениям подготовки слушателей. Особенно активно ее используют в Санкт-Петербургском институте ГПС МЧС России (рис. 1) и ФГУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России» (рис. 2).

В последние годы широкое применение находит метод выездных занятий. В современной экономической ситуации данный метод в значительной степени оправдан. Благодаря его использованию резко возросла наполняемость групп, поскольку на обучение привлекается весь руководящий состав города (района) и организаций, учитываются их особенности, решается финансовая сторона вопроса (привлекаются бюджетные средства муниципальных образований).

Для проведения выездных занятий все большее применение находят созданные по заказу МЧС России мобильные учебные комплексы (МУК).

Рис. 2. Интернет-страница ФГУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

Основными задачами МУК являются:

— формирование знаний и умений у различных категорий населения по действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— выработка практических навыков действий населения в условиях чрезвычайной ситуации мирного и военного времени;

— повышение уровня морально-психологического состояния населения в условиях угрозы и возникновения ЧС, а также при ликвидации их последствий;

— пропаганда передового опыта работы должностных лиц, специалистов, важности и необходимости проведения мероприятий ГОЧС в современных условиях [3].

Для МУК разработаны адаптированные учебные программы, состоящие из лекций, презентаций учебных занятий на электронных носителях, плакатов, памяток и тестов для проверки полученных знаний (рис. 3). Возможности МУК позволяют организовать занятия с учетом географических и климатических особенностей местности, особенностей инфраструктуры региона, наличия потенциально опасных промышленных и экономических объектов, то есть факторов, влияющих на вероятность возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.

Следующим перспективным направлением в обучении и информировании населения в области безопас-

ности жизнедеятельности является создание тематических информационно-обучающих интернет-сайтов.

Использование интернет-ресурсов позволяет взаимодействовать с человеком — пользователем сети Интернет в любой точке действия «всемирной паутины», в любое время суток, снимая, таким образом, пространственные и временные ограничения и придавая процессу обучения и информирования непрерывный и глобальный характер.

Одним из ярких примеров этого направления является сайт МЧС России (рис. 4), который был признан лучшим среди официальных сайтов государственных органов исполнительной власти по итогам 2007 года.

На сайте отражена история министерства, его структура и специфика подразделений, представлены новые разработки, достижения в области обучения и информирования населения, а также необходимая для граждан информация, которая может помочь в экстренных ситуациях или снизить риск их возникновения. Все это размещено на взаимосвязанных порталах: «Интернет-служба экстренной психологической помощи населению» (рис. 5), «Пожарная безопасность» (рис. 6), «Портал детской безопасности» (рис. 7), «Культура безопасности жизнедеятельности» (рис. 8) и др.

Одной из сильных сторон сайта является наличие обратной связи с посетителями, которая поддерживается за счет рубрики «Вопрос — ответ», где интернет-пользователи могут задать интересующие их вопросы и получить, как правило, исчерпывающий ответ.

Рис. 3. Образец комплекта учебных материалов МУК по теме «Действия населения при возникновении

дорожно-транспортного происшествия»

Разработки ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

/91

Рис. 4. Интернет-сайт МЧС России

Отдельного внимания заслуживает детский портал безопасности, где специально для маленьких пользователей проводятся конкурсы и даются творческие задания по тематике безопасности жизнедеятельности, выкладываются обзорные материалы о прошедших детских праздниках и мероприятиях на территории нашей страны, а также размещаются игры, комиксы и видео, работающие в онлайн-режиме.

Пользователю предоставляется возможность самостоятельно выбирать необходимую информацию, вести ее поиск, переходить от одного раздела к другому посредством гипертекстовых ссылок, открывать с помощью ссылок тематические интернет-ресурсы.

На данный момент существуют различные разработки в области мультимедийных пособий и игровых учебно-компьютерных программ. Основная направленность подобных комплексов — образовательные программы. За последние годы был разработан ряд обучающих программ: «КМ-Школа» — информационный программный комплекс, расширяющий образовательное пространство школы учебно-методическими ресурсами нового поколения и компьютерными средствами работы с ними; виртуальная школа — комплекс программ для самостоятельного обучения; сетевые версии обучающих программ для работы в компьютерном классе для высших и средних учебных заведений; различные лабораторные программы [4].

Современные учебные мультимедийные пособия (рис. 9—11) полностью покрывают учебные курсы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности». Широкая направленность применения мультимедийных пособий обеспечивается различным уровнем

сложности тематики и выбора программных средств, используемых при создании пособия.

Преимущество этих средств обучения заключается в комплексном воздействии на обучаемого, так как оказываются задействованными несколько видов восприятия: слуховое, зрительное и зрительно-сознательное.

С содержательной точки зрения пособия могут включать тематические занятия и дополнительные информационные материалы по рассматриваемой тематике в текстовом, графическом, аудио- и видеоформате. Нелинейный способ представления информации поз-

Рис. 9. Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме

Рис. 10. Компьютерная игра «Действия при угрозе и возникновении пожаров»

воляет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения данных (посредством мыши, клавиатуры или иных манипуляторов), тем самым контролируя скорость обучения и усвоения материалов.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно происходить не только в учебной среде, на уроках ОБЖ в школе, но и в семье, где закладываются основные ценности, формируются система мировосприятия и морально-этические нормы. Для самых маленьких, то есть детей дошкольного и младшего школьного возраста, наиболее эффективным инструментом обучения являются комиксы, книжки-раскраски, детские энциклопедии, мультфильмы и даже сказки.

Так, сотрудниками отдела пропаганды и связи с общественностью Главного управления МЧС России по Иркутской области был выпущен сборник сказок, который можно назвать энциклопедией безопасности для самых маленьких (рис. 12) [5]. Сказки позволяют воспитывать в малышах основные представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, как можно поступать, а как — не следует. Практически все сюжеты для сказок взяты из повседневной жизни, а подробный разбор каждого совета и правил поведения в той или иной ситуации детьми вместе с родителями позволит лучше запомнить и усвоить информацию по безопасному поведению.

Современная учебно-методическая продукция, разрабатываемая на основе новых информационных технологий, позволяет:

— существенно снизить материальные затраты учреждений образования на оснащение их современными дидактическими и методическими средствами;

— повысить эффективность подготовки по курсу ОБЖ и дисциплине безопасность жизнедеятельности (БЖД) за счет использования имеющихся в учреждениях образования современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения;

— снизить временные затраты преподавателей на подготовку к занятиям;

— мотивировать учащихся и стимулировать их интерес к изучаемой дисциплине;

— индивидуализировать процесс обучения посредством формирования индивидуальных образовательных траекторий;

Рис. 11. Компьютерная обучающая игра по оказанию Рис. 12. Сборник сказок «Звездочка спешит на помощь»

помощи пострадавшим в ДТП

Технологии гражданской безопасности, том 7, 2010, № 4 (26)

/93

Рис. 13. ПУОН (светодиодная панель)

Рис. 14. ПИОН (плазменная панель)

Рис. 15. ПИОН (бегущая строка)

— обеспечить доступность обучения с использованием уникальных средств визуализации, коммуникативности и автоматизации учебного процесса.

Существенную роль в развитии коммуникационного пространства безопасности жизнедеятельности играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), основными функциями которой являются подготовка населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей [6]. Для реализации этих функций используются современные средства отображения информации: наружные светодиодные панели, внутренние плазменные экраны, экраны «бегущая строка» (рис. 13—15), а также мобильные телефоны, портативные компьютеры с беспроводным выходом в Интернет и др. С их использованием до населения доводится информация в виде видеороликов, анимационных фрагментов, электронных плакатов, информационных сообщений по правилам безопасного поведения.

Комплексное применение новых и традиционных образовательных технологий обучения населения в области безопасности жизнедеятельности позволит более эффективно воздействовать на качества и свойства объектов формирования КБЖ. Максимального положительного результата здесь можно добиться при проведении единой, взаимосвязанной по целям, времени и месту деятельности по развитию культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. Однако в настоящее время данные мероприятия проводятся разрозненно, с различных методических позиций, не учитывают социальные особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности на различных уровнях. Это не позволяет в полной мере задействовать весь потенциал данного процесса.

Одним из путей решения проблемы является разработка теоретико-методологических основ, методических подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности, осуществление с единых методических позиций практических мероприятий

в данной области. Только такая системная, регулярная деятельность по формированию культуры безопасности жизнедеятельности может позволить значительно повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными глобальными и локальными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Литература

1. Новикова Е. В. Современные средства отображения информации в учебном процессе // Технологии гражданской безопасности, 2004. № 3 (5). С. 92-97.

2. Михайлов Л. А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Монография. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. 270 с.

3. Обоснование, разработка и создание мобильных учебных

комплексов для обучения населения в целях подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях: Отчет об ОКР. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009.

4. Разработка комплекса мультимедийных средств обучения технологии спасения лиц, пострадавших в результате ДТП: Отчет о НИР. М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2008.

5. Габеева Л. Герои сказочные, советы полезные // Вестник МЧС России. 2010. № 4 (26). С. 52-55.

6. Разработка современных форм и методов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей: Отчет о НИР. М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2008.

Сведения об авторах

Прищепов Дмитрий Захарович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с. 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]

Тараканов Андрей Юрьевич: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник отдела. 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] Норсеева Мария Евгеньевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.