УДК 514.8+373/377
Текущая подготовка должностных лиц и работников ГО и РСЧС - объективная необходимость
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2011
Э.Н. Аюбов, Ю.А. Жуков, Н.В. Твердохлебов
Аннотация
В статье рассмотрена организация обучения должностных лиц и работников органов, осуществляющих управление гражданской обороной и РСЧС, проанализирован процесс наполнения и сохранения знаний, умений и навыков в ходе обучения и выполнения обязанностей, а также обоснована необходимость проведения текущей подготовки этой группы населения в объеме 24 часов в год, с периодичностью 1 раз в квартал в целях поддержания требуемого уровня их подготовки для качественного выполнения функциональных обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: подготовка; должностные лица; работники; гражданская оборона; чрезвычайная ситуация; объем, уровень; знания; умения; навыки.
Current Preparation of Officials and Workers of Civil Defense and RSCHS — Objective Necessity
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2011
E. Aubov, Y. Zhukov, N. Tverdokhlebov
Abstract
In article the organization and realization of training of officials and workers of the bodies exercising administration by civil defense and RSCHS is considered, process of filling and preservation of knowledge of skills is analysed during training and performance of duties, and also necessity of carrying out of current preparation of this group of the population for volume of 24 hours per year, with periodicity of 1 times in a quarter with a view of maintenance of demanded level of their knowledge, skills for qualitative performance of functional duties in the field of civil defense and protection against emergency situations is proved.
Key words: preparation; officials; workers; civil defense; an emergency situation; volume; level; knowledge; abilities; skills.
Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и ведение гражданской обороны, обеспечение пожарной безопасности являются важнейшими задачами государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, обеспечения устойчивого развития страны.
Учитывая это, а также все возрастающую тяжесть последствий пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, огромный спектр опасностей для человека, который присущ любой войне, а тем более войне с применением ядерного, химического оружия и оружия, основанного на новых принципах, вопросы обучения населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС и пожарной безопасности наряду с подготовкой органов управления, сил ГО, РСЧС и пожарной охраны приобретают сегодня решающее значение.
Одной из групп населения, обязательное обучение которых определено постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является группа «должностные лица и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной и РСЧС» (далее — должностные лица и работники ГО и РСЧС). От подготовки данной группы населения в решающей степени зависит качество планирования и выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС, а также эффективность руководства силами ГО и РСЧС как в повседневной деятельности, так и в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а в конечном счете — обеспечение защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от ЧС, а также опасностей военного времени.
Масштабность и сложность задач по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, а также пожаров предъявляет повышенные требования к подготовке данной группы населения и изысканию новых форм и методов их обучения.
На сегодня подготовка должностных лиц и работников ГО и РСЧС осуществлялась путем [1, 2]:
самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от ЧС;
переподготовки и повышения квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, образовательных учреждениях дополнительного профессионального
образования других федеральных органов и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и защите от ЧС субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
участия в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне и защите населения и территорий от ЧС.
Главное внимание в ходе обучения уделяется: изучению нормативных правовых и планирующих документов в области ГО и защиты от ЧС;
практической отработке вопросов планирования мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
совершенствованию практических навыков в выполнении функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения и территорий при возникновении ЧС;
отработке вопросов поддержания в готовности сил и средств ГО и РСЧС;
организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Поддержание необходимого уровня знаний, умений и навыков должностных лиц и работников ГО и РСЧС в период между повышением квалификации, которое предусмотрено 1 раз в 5 лет, осуществляется в ходе учений и тренировок, а также участия их в сборах по подведению итогов работы за год.
В федеральных органах исполнительной власти командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток планируются и проводятся 1 раз в 2 года, а в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года. В муниципальных образованиях также предусмотрено проведение 1 раз в 3 года комплексных учений продолжительностью до 2 суток.
Кроме этого должностные лица и работники ГО и РСЧС федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления принимают участие в командно-штабных учениях, штабных тренировках, комплексных учениях и тренировках, проводимых в организациях, а должностные лица и работники ГО и РСЧС муниципальных образований — еще и в командно-штабных учениях, проводимых в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые проводятся 1 раз в 2 года продолжительностью до 3 суток [1].
Таким образом, средняя продолжительность участия должностных лиц и работников ГО и РСЧС федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в учениях и тренировках составляла от 1,5 до 2 суток в год. Всего же с учетом ежегодных сборовых мероприятий различных уровней среднее время, затрачиваемое должностными лицами и работниками ГО и РСЧС федеральных ор-
ганов исполнительной власти и муниципальных образований на повышение уровня знаний, умений и навыков в период между повышением квалификации, составляла не более 2,5 суток в год.
Исследования показывают, что определенная нормативными правовыми актами частота и продолжительность дополнительной подготовки путем участия должностных лиц и работников ГО и РСЧС федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в учениях, тренировках и сборах не позволяют обеспечить в период между повышением квалификации поддержание требуемого уровня их подготовки для качественного выполнения функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.
Данное заключение основано, в том числе, на законе сохранения знаний, умений и навыков.
Как известно, процесс наполнения и сохранения знаний умений и навыков у обучаемых подчиняется закону Пирсона и графически имеет вид, представленный на рис. 1 [4].
У "
У — уровень знаний; Т — время; Упк — уровень знаний после повышения квалификации; 1г — время повышения квалификации.
Рис. 1. График накопления и сохранения знаний (умений, навыков)
На участке (О-йг) в процессе обучения происходит накопление знаний обучаемыми. На участке (йг-Т) в ходе исполнения функциональных обязанностей происходит применение и убывание знаний. По продолжительности участок (О-йг) значительно меньше участка (йг-Т).
Подготовленным считается обучаемый, усвоивший 90 % от объема знаний, передаваемого обучаемому.
Успешное выполнение должностными лицами и работниками ГО и РСЧС федеральных органов исполнительной власти и муниципальных образований обязанностей зависит как от максимально достигнутого уровня подготовленности (Упк), так и от характера изменения процесса сохранения знаний на участке (йг-Т).
В дальнейшем рассмотрим только временной участок (йг-Т), интересующий нас с точки зрения сохранения знаний.
Процесс сохранения знаний убывает по экспоненте. При этом скорость убывания знаний зависит, в основном, от сложности выполняемых действий (работа с документами, анализ и оценка обстановки, выработка предложений, разработка планирующих документов и т. п.), выполняемых в единицу времени (рис. 2).
V к 1 2
V
Ун — уровень начальных знаний; Т — время; Ум — минимальный объем знаний, необходимый для успешного выполнения функциональных обязанностей; 1, 11 — время сохранения минимально необходимого уровня знаний для успешного выполнения функциональных обязанностей; 1,2 — кривые убывания знаний (умений, навыков) в зависимости от сложности выполняемых функциональных обязанностей.
Рис. 2. График убывания знаний как функция сложности выполняемых действий
Несмотря на то что процесс сохранения знаний в определенной степени носит индивидуальный характер, есть усредненные показатели этого процесса.
Под сохранением знаний у обучаемых следует понимать время Т, в течение которого обучаемый удерживает в памяти требуемый объем знаний. Вполне понятно, что Т — непрерывная случайная величина, которая полностью характеризуется функцией распределения:
F(t) = Р (Т), где 0<Т<й, где Р (Т) — вероятность того, что обучаемый к моменту й будет иметь минимально требуемый объем знаний.
Объем профессиональных знаний, получаемых должностными лицами и работниками ГО и РСЧС федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в ходе повышения квалификации с течением времени в силу особенностей человеческой памяти снижается и может оказаться недостаточным для практического исполнения обязанностей в момент возникновения чрезвычайной ситуации или ведения гражданской обороны (йп) (рис. 3).
Таким образом, проблема сохранения знаний должностными лицами и работниками ГО и РСЧС
федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления заключается в постоянном поддержании объема профессиональных знаний на уровне не ниже минимально необходимого для выполнения функциональных обязанностей по предупреждению и ликвидации ЧС, а также в ходе подготовки и ведения ГО.
У — объем знаний; Уп — объем знаний, получаемых в результате всех видов подготовки; Ум — минимальный объем знаний, необходимый для успешного выполнения функциональных обязанностей; Ю, — момент времени, до которого в памяти сохраняется минимально необходимый объем знаний; И, 1п — возможные моменты времени возникновения ЧС или начала ведения ГО.
Рис. 3. График изменения объема знаний от времени
Изменение объема знаний во времени (рис. 4) соответствует варианту только повышения квалификации, когда в период времени от 0 до t5 пополнение объема знаний за счет текущей подготовки не производится.
Повышение квалификации, естественно, требует отрыва обучаемого от исполнения своих должностных обязанностей и не может проводиться часто. На сегодня нормативными правовыми актами частота повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС установлена раз в 5 лет.
У — уровень объема знаний; Упод — уровень объема знаний после повышения квалификации; Ут1п — минимальный уровень объема знаний, необходимый для успешного выполнения функциональных обязанностей в области ГО и ЧС; 1 — время; 13 — три года с момента последнего повышения квалификации; 15 — пять лет с момента последнего повышения квалификации.
Рис. 4. График изменения объема знаний при повышении квалификации
Проведенные исследования и анализ осуществления текущей подготовки руководителей структурных подразделений, специально уполномоченных решать задачи по ГО в федеральных органах исполнительной власти, которые проводятся Департаментом гражданской защиты в течение 3 лет, показывают, что проведение текущей подготовки в объеме 24 часа в год (с периодичностью 1 раз в квартал) обеспечивает поддержание минимального уровня знаний в период между повышением квалификации, проводимого 1 раз в 5 лет.
В случае периодического пополнения объема знаний за счет текущей подготовки график изменения объема знаний во времени принимает вид, представленный на рисунке 5.
У — уровень объема знаний; Упод — уровень объема знаний после повышения квалификации; Утнп — минимальный уровень объема знаний, необходимый для успешного выполнения функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС; 11-15 — время в годах после повышения квалификации.
Рис. 5. График изменения объема знаний при повышении квалификации 1 раз в 5 лет и текущей подготовке 1 раз в квартал
Исследования показывают, что несмотря на то что должностные лица и работники ГО и РСЧС в своей повседневной деятельности постоянно решают задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, а также проходят периодическое повышение квалификации 1 раз в 5 лет, объем их знаний, умений и навыков через три года после повышения квалификации опускается ниже необходимого уровня для успешного выполнения функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС. Это требует внедрения в практику текущего обучения этой группы населения ежеквартальных однодневных 6-часовых занятий под руководством руководителя вышестоящего органа, осуществляющего управление гражданской обороной и РСЧС [6].
Это позволит:
поддерживать необходимый объем знаний, умений и навыков этой группы населения;
учитывать и на практике применять научные достижения и передовой опыт в сфере своих профессиональных интересов;
своевременно реагировать на изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС.
Литература
1.Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Постановление Правительства Российской Федерации
от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
3. Программы подготовки населения в области безопасности жиз-
недеятельности, утвержденные Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.03.2006 № 1-4-54-370-14.
4. Карпова Н. А. Ортогональные полиномы и кривые распределения
вероятностей. СПб.: изд. С-П университета, 2003.
5. Анализ подготовки населения Российской Федерации в области
безопасности жизнедеятельности в 2006-2010 годах и научное
обоснование организации его подготовки в 2011-2015 годах: заключительный отчет о НИР. М.: Научно-техническая библиотека МЧС России, 2010.
Сведения об авторах
Аюбов Эдуард Нажмудинович: к.т. н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского центра. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 735-28-84. E-mail: [email protected]
Жуков Юрий Александрович: МЧС России, Департамент гражданской защиты, заместитель начальника отдела. 121352, г. Москва, ул. Ватутина, 1. Тел.: (495) 449-96-30. E-mail: [email protected]
Твердохлебов Николай Власович: доцент, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед.н.с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 449-90-76. E-mail: [email protected]
Разработки ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
/47
УДК 355.58:654.1
ББК 68.903+ 68.45
И 74
Рецензенты: Ю. Д. Макиев, доктор технических наук, профессор, главный специалист ЦСИ ГЗ МЧС России; А. В. Шевченко, доктор технических наук, профессор, начальник научно-технического центра Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.
Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: монография / под общ. ред. П. А. Попова, МЧС России. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. — 272 с.
ISBN 978-5-93970-035-7
Книга подготовлена в Федеральном государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий). Она посвящена характеристике современного этапа развития человеческой цивилизации, теоретических основ информационно-коммуникационных технологий, закономерностям влияния информационно-коммуникационных технологий на население, характеристике информационных технологий поддержки принятия решений в области безопасности жизнедеятельности, характеристике информационно-коммуникационных технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности, технологий и технических средств информирования и оповещения населения. В ней дана оценка социально-экономической эффективности информационно-коммуникационных технологий управления риском чрезвычайных ситуаций.
Книга рассчитана на широкий круг читателей — как профессионально занимающихся вопросами управления риском
чрезвычайных ситуаций, так и тех, кто интересуется этими вопросами. Она также может быть использована в учреждениях высшего профессионального образования при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и подготовке специалистов по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
© МЧС России, 2009
© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009
© Оформление ООО «ИПП «Куна»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Характеристика современного этапа развития человеческой цивилизации
РАЗДЕЛ 2. Теоретические основы информационно-коммуникационных технологий
РАЗДЕЛ 3. Закономерности влияния информационно-коммуникационных технологий на население
РАЗДЕЛ 4. Характеристика информационных технологий поддержки принятия решений в области безопасности жизнедеятельности
РАЗДЕЛ 5. Характеристика информационно-коммуникационных технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности
РАЗДЕЛ 6. Технологии и технические средства информирования и оповещения
РАЗДЕЛ 7. Социально-экономическая эффективность информационно-коммуникационных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ
Изложению основных идей по использованию современных ИКТ, их программно-аппаратной реализации в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, единых дежурно-диспетчерских службах (ЕДДС), Национальном центре управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) и посвящена настоящая книга.
В подготовке монографии принимали участие Акимов В. А., Афлятунов Т. И., Аюбов Э. Н., Вавило А. В., Верескун А. В., Гаврилова А. А., Дурнев Р. А., Коровин А. И., Лукьянович А. В., Мирочицкий В. В., Муркова М. В., Омельченко М. В., Пономарев А. И., Попов П. А., Сангаджиева Н. А., Силкин А. В., Скубак Н. Ю., Хоруженко А. Ф. Авторский коллектив выражает уверенность, что изложенные в книге материалы будут полезны для широкого круга читателей — как профессионально занимающихся вопросами обеспечения безопасности жизнедеятельности и управления риском чрезвычайных ситуаций, так и тех, кто интересуется этими вопросами.
Авторы будут признательны лицам, которые пришлют свои замечания и предложения по изложенному в данной книге кругу вопросов по адресу:
121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
htpp://www.vniigochs.ru
e-mail: [email protected]
Электронная версия книги в формате PDF
http://elibrary.ru/item.asp?id=15017754