Научная статья на тему 'Анализ перспектив реализации многопользовательских ролевых онлайновых игр в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности'

Анализ перспектив реализации многопользовательских ролевых онлайновых игр в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
388
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ РОЛЕВАЯ ОНЛАЙНОВАЯ ИГРА / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ОПОВЕЩЕНИЕ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ЧС / MASSIVE MULTIPLAYER ONLINE ROLE-PLAYING GAME / LIFE SAFETY CULTURE / TRAINING / INFORMATION / WARNING / PROTECTION OF POPULATION / EMERGENCY SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукьянович Алексей Викторович, Пашков Андрей Александрович

Рассмотрена идея создания многопользовательской ролевой онлайновой игры по мотивам деятельности МЧС России. Проанализированы возможности её применения в процессе обучения и информирования населения в области защиты населения и территорий от ЧС различного характера, а также в целях повышения имиджа государства и государственных служб, обеспечивающих безопасность населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лукьянович Алексей Викторович, Пашков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Prospects of Using Massively Multiplayer Online Role-Playing Games to Enhance the Culture of Safety

The article discusses the idea of creating a massively multiplayer online role-playing game inspired by the EMERCOM of Russia activities. Such a game can be used to teach people and raise their awareness about protection of people and territories from different types of emergency situations, as well as to improve the image of the government and its agencies responsible for the population safety.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив реализации многопользовательских ролевых онлайновых игр в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности»

/50 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 3 (49) УДК 614.8.084:371.398

Анализ перспектив реализации многопользовательских ролевых онлайновых игр в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

А.В. Лукьянович, А.А. Пашков

Аннотация

Рассмотрена идея создания многопользовательской ролевой онлайновой игры по мотивам деятельности МЧС России. Проанализированы возможности её применения в процессе обучения и информирования населения в области защиты населения и территорий от ЧС различного характера, а также в целях повышения имиджа государства и государственных служб, обеспечивающих безопасность населения.

Ключевые слова: многопользовательская ролевая онлайновая игра; культура безопасности жизнедеятельности; обучение; информирование; оповещение; защита населения; ЧС.

The Prospects of Using Massively Multiplayer Online Role-Playing Games to Enhance the Culture of Safety

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

A. Lukyanovich, А. Pashkov

Abstract

The article discusses the idea of creating a massively multiplayer online role-playing game inspired by the EMERCOM of Russia activities. Such a game can be used to teach people and raise their awareness about protection of people and territories from different types of emergency situations, as well as to improve the image of the government and its agencies responsible for the population safety.

Key words: massive multiplayer online role-playing game; life safety culture; training; information; warning; protection of population; emergency situation.

Культура безопасности жизнедеятельности (далее —КБЖ)—составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения [1].

Наряду с образованием, являющимся наиболее эффективным методом формирования КБЖ, огромное значение с позиций формирования общей культуры и КБЖ играют современные средства массовой коммуникации. Оказывая ежедневное мощнейшее воздействие на население, они способствуют формированию идеалов и ценностей, отношений к окружающей действительности, знаний и эмоциональных состояний, влияют на жизненную позицию людей и их поведение в различных ситуациях.

Высокой эффективностью, с точки зрения формирования качеств личности в области безопасности жизнедеятельности, обладают современные информационно-телекоммуникационные технологии — сайты и порталы, виртуальные семинары, обсуждения, переписка по электронной почте со специалистами и т.д. С использованием средств массовой информации возможно информирование населения о прогнозируемых и возникших ЧС, о пожарах и ходе их ликвидации, по вопросам деятельности МЧС России и РСЧС, о профессиях пожарного и спасателя [2].

Динамика развития Интернета приводит к совершенствованию сетевых сервисов, в том числе и в развлекательном секторе. Все большую роль начинают играть мультимедийность и интерактивность. Посещаемость ресурсов, ориентированных на простые текстовые развлечения, неуклонно снижается, в то время как растет аудитория сайтов интерактивных игр. Интернет завоевал значимую роль во всех видах человеческих знаний. Он удовлетворяет большое количество потребностей человека, включая профессиональную деятельность, обучение, и, без сомнения, открывает богатейшее развлекательное поле, которое сейчас представлено огромным выбором кардинально отличающихся по трудности и направленности онлайновых игр (компьютерных, использующих постоянное соединение с Интернетом).

Одним из наиболее распространенных и привлекательных жанров онлайновых игр являются многопользовательские ролевые онлайновые игры (Massive(ly) multiplayer online role-playing game) (далее—MMO). К сожалению, точного определения понятия ММО ещё не существует, поэтому пока используется следующая наиболее общая формулировка:

ММО — развлекательная компьютерная игра, использующая постоянное соединение с глобальной сетью Интернет, участники которой взаимодействуют друг с другом в виртуальной компьютерной среде в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

О популярности и распространенности ММО свидетельствует статистика [3], представленная экспертами Mail.Ru Group.

По итогам 2015 г. месячная аудитория геймеров в России составила более 43 млн человек. Результаты исследования показали, что с той или иной регулярностью в онлайн-игры играет почти каждый второй пользователь Рунета.

Большинство российских геймеров используют для игр компьютеры и ноутбуки (61%), а также смартфоны и планшеты (57%) (рис. 1). Игровые приставки стремительно теряют свою популярность — на них сегодня играют лишь 12% геймеров.

52% __ 48% 55% 52% __ 48%

Игроки в целом Играют на ПК, Играют на смартфоне

ноутбуке или планшете

■ Мужской ■ Женский

Рис. 1. Гендерное распределение месячной аудитории

игроков (данные исследования Мail.ru Group, 2016)

Среди российских игроков практически одинаковое количество мужчин и женщин (52% и 48% соответственно). При этом компьютерные игры больше привлекают мужчин: среди десктопных игроков (играющих на стационарных ПЭВМ) их более половины — 55%.

Результаты исследования показали, что онлайн-игры в России любят люди всех возрастов, но самую большую группу составляют пользователи в возрасте от 25 до 34 лет (30%), они же чаще выбирают для игр смартфоны и планшеты (рис. 2). Это объясняется высоким интересом молодых людей к новым технологиям и, конечно, их тягой к мобильности: на смартфоне и планшете можно играть где угодно, чего не скажешь о десктопе.

42% российских игроков имеют высшее образование. Таковых немного больше среди мобильных геймеров, чем среди десктопных (44% против 42%) (рис. 3).

Четверть геймеров в России—служащие и офисные работники, 17%—рабочие, 15%—школьники и студенты. При этом наиболее значительная доля студентов (20%) наблюдается среди мобильных геймеров. Также активно играют менеджеры и руководители отделов (каждый десятый геймер), пенсионеры (каждый одиннадцатый). Среди десктопных геймеров доля людей преклонного возраста в четыре раза больше, чем среди мобильных. Безработных российских игроков относительно немного—всего 8% (рис. 4).

Более того, исследование российского игрового рынка в 2014 г. экспертами Mail.Ru Group [4] показало, что по итогам данного года объем российского рынка онлайн-игр составил 50,8 млрд рублей, пока-

/52 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 3 (49)

Рис. 2. Возрастное распределение месячной аудитории игроков (данные исследования Мail.ru Group, 2016)

Рис. 3. Распределение месячной аудитории игроков по типу образования (данные исследования Мail.ru Group, 2016)

зав прирост более чем в 4 раза по сравнению с 2012 г. ММО по-прежнему остаются самым крупным сегментом, который показал прирост 24% и составил 28 млрд рублей (рис. 5).

Таким образом, аудитория ММО активно растет и расширяется: играют люди разных возрастов, пола и профессий.

ММО—это постоянно действующая и развивающаяся среда, в которой одновременно существует и действует множество персонажей, управляемых живыми людьми, а не компьютером. Как правило, такие игровые миры изначально разрабатываются и программируются командой разработчиков с возможностью дальнейшего качественного развития и расширения, и физически размещаются на удален-

ных серверах, доступ к которым осуществляется через интернет-соединение. ММО предлагает участникам следующие возможности:

выбор или создание уникального персонажа и его дальнейшее развитие;

общение игроков друг с другом в реальном времени;

объединение в команды (отряды) различных категорий (по интересам, по функциональным задачам и т.д.) и оттачивание искусства командной игры;

назначение руководящих и исполнительных должностей с соответствующими обязанностями внутри команд;

выполнение заданий (квестов), решение задач и головоломок, планирование деятельности и об-

Рис. 4. Распределение месячной аудитории игроков по роду деятельности (данные исследования N^ail.ru Group, 2016)

суждение её в режиме реального времени с другими участниками игры;

взаимодействие с другими командами, заключение договоров о сотрудничестве и противостоянии;

организация строительства, торговли и накопления материальных и финансовых средств;

завоевание популярности, повышение уровня игрового мастерства и профессионализма игровых персонажей.

Возможности применения ММО в области формирования КБЖ достаточно интересны. Предлагается рассмотреть перспективы создания ММО по мотивам деятельности МЧС России и РСЧС в целом.

К основным принципам онлайновых ролевых игр можно отнести:

наличие постоянно действующей и развивающейся игровой среды;

уникальность игровых персонажей; возможность накопления опыта и выполнения заданий (квестов);

наличие экономических отношений; возможность объединения в команды, группы или отряды.

Все эти принципы, с точки зрения планирования и создания игрового сценария, легко реализуемы в онлайновой игре по мотивам деятельности МЧС России. Например, уникальность игровых персона-

Рис. 5. Динамика изменения структуры роста рынка онлайн-игр (по внутренним данным Mail.ru Group, 2016)

/54 См! SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, N0. 3 (49)

жей во многом сочетается с возможностью создания и развития индивидуального персонажа «спасатель», «пожарный», «руководитель спасательного подразделения», «руководитель или специалист территориального органа МЧС России» или иного органа государственной власти, входящего в состав РСЧС. В качестве заданий могут выступать игровые модели различных реальных ЧС природного и техногенного характера, произошедших в предыдущие годы, или вымышленных, смоделированных разработчиками игры, участие в ликвидации которых дают опыт персонажам и возможность их карьерного роста в игровой среде. Внедрение в игру эквивалента денежной единицы и понятия «вознаграждение за выполненную работу», возможностей развития технологий и средств спасения, операций покупки и обмена товаров позволит реализовать экономические отношения. А объединение в команды и группы изначально необходимо для создания аварийно-спасательных формирований и иных подразделений, обеспечивающих выполнение заданий по ликвидации ЧС и планированию будущей деятельности.

В процесс игры возможно внедрение высококачественного видеоряда, динамичных анимационных фрагментов, профессионального дикторского сопровождения, развернутых контекстных справок и другого интерактивного мультимедийного контента, которые в свою очередь комплексно воздействуют на органы чувств человека, вызывают интерес, влияют на его эмоциональную сферу, развивают устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействуют на мотивацию поступков [2].

Процессы повышения мастерства и создания уникальных персонажей могут сопровождаться игровыми курсами обучения, в рамках которых возможно доведение информации, соответствующей примерным программам подготовки различных групп населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС различного характера.

Развитие, популярность, простота участия и большой охват целевой аудитории—это лишь немногие характеристики ММО, которые позволят обеспечить высокую эффективность реализации процесса обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности, информирования о ЧС и о пожарах, порядке действий при их возникновении, по вопросам деятельности МЧС России и РСЧС, о профессиях пожарного и спасателя. Многоплат-форменность, возможность групповых скоординированных действий и бесконечная расширяемость виртуальных игровых сред создают условия для разностороннего и многоуровнего развития игроков, независимо от их территориального распределения и возрастных показателей.

Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием ММО возможно сформировать у людей способность объек-

тивно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им.

В рамках игры участники в процессе создания персонажа, совершенствования его навыков и выполнения своих функциональных задач получают возможность в удобной и интуитивно понятной форме пройти обучение и ознакомиться с материалами по тематикам, напрямую пересекающимся с программами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также примерными программами подготовки различных групп населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС различного характера:

причины аварий и катастроф на объектах экономики, классификация и фазы развития ЧС, первичные и вторичные негативные воздействия в ЧС;

классификация потенциально опасных объектов, основные опасности при авариях на них и их последствия;

классификация пожаров, опасные факторы пожара, огнетушащие вещества и способы тушения пожаров;

взрывчатые вещества, их классификация и характеристики, взрывы различной природы и их основные характеристики;

безопасное поведение и навыки действия человека при ЧС природного, техногенного и социального характера;

аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее—АСДНР) в очагах поражения, характеристика основных видов аварийных работ на объектах экономики в связи с повреждением их в результате ЧС;

особенности АСДНР в условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения, при взрывах, пожарах и других ЧС;

основные функциональные обязанности пожарного и спасателя, а также других должностных лиц, участвующих в организации и проведении АСДНР;

эвакуация из опасных районов, эвакуационные мероприятия и порядок их выполнения, силы и средства, привлекаемые к работам, основное содержание работ по организации эвакуации и порядок их выполнения в условиях ЧС;

порядок организации межведомственного взаимодействия различных органов государственной власти при ликвидации ЧС различного характера;

состав, структура, основные задачи и порядок функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и МЧС России в частности;

состояние нормативной правовой базы и научно-технического уровня в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Следует отметить возможности информирования и оповещения населения в случае возникновения ЧС или их угрозе. ММО, в более общем смысле, явля-

ется одним из средств массовой коммуникации, обеспечивающим взаимодействие одновременно десятков или сотен тысяч человек. С их использованием может доводиться социально значимая реклама, ролики, электронные плакаты, имеющие определенное воспитательное, информирующее или предписывающее воздействие на всех подписчиков ММО.

Рассматриваемая онлайновая игра во многом будет являться отражением обычного мира, и изменения в ней станут откликом на тенденции и события реальной жизни. Персонажи игры получат возможность влиять на глобальные процессы и смогут ощущать масштабы происходящего в стране, узнают много нового и интересного об экономическом, политическом и социальном устройстве нашей страны и системы РСЧС в частности. ММО по тематике деятельности МЧС России по сути это стратегическая онлайновая игра, где важную роль, помимо реакции игрока, имеет умение правильно создать персонаж, разумно воспитывать и вести его по виртуальному миру, сделать его способным выжить в любых ситуациях, развить организаторские способности и умение руководить командой при решении возникающих задач.

Собственно социальный эффект от внедрения ММО в процесс развития КБЖ будет обусловлен:

повышением уровня образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний;

усилением сплоченности общества перед природными, техногенными и иными опасностями, стиранием социальных различий между различными группами населения;

повышением уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, а также ряда других возрастных групп населения;

повышением имиджа государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.

Экономическую эффективность от внедрения ММО можно оценить с использованием методического подхода к оценке структурных элементов ОКСИОН [5] на основании финансового выигрыша от игры за счет дополнительно спасенных пострадавших при ЧС и учета коэффициентов воздействия на игроков таких функций ММО, как информирование и обучение.

Оценка экономической эффективности внедрения ММО будет представлена в следующей публикации этой серии.

Литература

1. ГОСТ 22.3.07-2014. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения [Текст].—Введ. 2014-03-11— Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Москва: Стандарт-информ, 2014.— 5 с.

2. ЛукьяновичА.В., ПашковА.А. Перспективы внедрения многопользовательских ролевых онлайновых игр по проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Технологии техносферной безопасности. 2011. Вып. 4. Стр. 14.

3. Профиль российского геймера [https://gamestats.mail.ru/ article / profil_rossijskogo_geymera/]: Игровая индустрия в России и мире. Исследование Mail.Ru Group — Электрон. дан.— Режим доступа: https://gamestats.mail.ru/, свободный.— Загл. с экрана.— Яз. рус.

4. Российский игровой рынок в 2014 году: 50,8 млрд рублей [https://gamestats.mail.ru/article/rossijskij_igrovoj_ rynok_v_2014_godu_50_8_mln_rublej/]: Игровая индустрия в России и мире. Исследование Mail.Ru Group — Электрон. дан.— Режим доступа: https://gamestats.mail.ru/, свободный.— Загл. с экрана.— Яз. рус.

5. Аюбов Э. Н. Метод технико-экономической оценки системы информирования и оповещения населения; Дис... к-та техн. наук: 05.26.02.— М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008.

Cведения об авторах

Лукьянович Алексей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, зам. нач. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 7019-5142.

Пашков Андрей Александрович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]

Information about authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lukyanovich Alexey V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emer-gencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of department. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 7019-5142.

Pashkov Andrey А.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.