Научно-технические разработки
УДК 614.8:377/378
А.А. Луценко (МОУСОШ№ 7г. Новосибирск), Э.Г. Мирмович к.ф-м.н. (ФГУ ВНИИГОЧС(ФЦ) КАДЕТЫ МЧС РОССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ И ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ
A.A.Lucenko, E.G.Mirmovich EMERCOM OF RUSSIA CADETS AS PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FUTURE PROFESSIONAL RESCUERS PREPARATION
В статье изложены основы подготовки будущих профессиональных спасателей в специализированных профильных кадетских классах средней школы
There are stated the main principles of training cadets —future professional rescuers in special profile classes
Э.Г. Мирмович
Объектом исследования представляемого и описываемого комплекса работ является программа повышения эффективности воспитания личности с качествами самообладания, самодостаточности и патриотизма, честных, открытых и мужественных юношей и девушек. К предмету исследований и научно-практических работ можно отнести учащихся муниципального образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа» (МОУ СОШ) № 7 г. Новосибирска, пожелавших стать кадетами и попавших в соответствующие классы.
Инструментарий этого комплекса работ — механизм взаимодополняющего, системного объединения организационного и педагогического ресурсов по реализации программы через приобщение детей к серьезным задачам в рамках технологии кадетского движения с использованием брэнда МЧС России в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС.
Эти работы проводились при координации ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в образовательных учреждениях гг. Екатеринбурга, Химки (Московская обл.) и Новосибирска [1-3] в рамках развития движения «Школа безопасности» [4].
Специализированные профильные классы (9—11), занимающиеся по программе «Спасатель», в средней школе № 7 г. Новосибирска были созданы в 2000 г. В Западно-Сибирском регионе эти классы
— одни из немногих, в которых учащиеся получают не только расширенную теоретическую подготовку по программам курса ОБЖ, основ начальной военной подготовки, физической культуры, но и реально овладевают навыками самозащиты и самоспасения, учатся оказывать помощь и спасать людей в условиях ЧС природного и техногенного характера. Обучение по программе «Спасатель» состоит из теоретической и тактико-специальной подготовки.
Общеобразовательная подготовка включает в себя расширенное изучение курса ОБЖ (4 часа в неделю), физической культуры, в том числе альпинизма, основ рукопашного боя (8 часов в неделю), курсов «Современные информационные технологии» и «Основы воинской службы» по единственному в стране мультимедийному учебнику по ОБЖ для 10-х классов [5], который почему-то не включен ни в обязательный, ни в рекомендательный списки литературы для общеобразовательных учреждений.
Тактико-специальная подготовка по курсу «Спасатель» (школа выживания) проводится во второй половине дня. При этом, учащиеся обеспечиваются горячим питанием и могут проводить в школе полный день. В курс тактико-специальной подготовки включены также парашютная подготовка и курс основ медицинских знаний, при изучении которого также используется упомянутый мультимедийный учебник [5].
В программы подготовки юных спасателей старших классов
включены элементы АСР при террористических актах и ДТП, загрязнении АХОВ, включая аварийно химически опасные вещества ингаляционного действия и РВ, при оповещении пострадавших об угрозе возникновения и порядок поведения при ЧС, спасении пострадавших домашних животных, эвакуации и буксировке неисправного индивидуального транспорта, повреждении загородного жилого фонда опасными гидрометеоявлениями, а также при жизнеобеспечении пострадавших в экстремальных природно-климатических условиях (непосредственно в районе ЧС), обеспечении мест временного проживания населения, эвакуированного из зоны ЧС, санитарной обработки населения и дегазации (дезактивации) техники.
На уроках учащимся доводится информация, которая превышает минимум-стандарт по предмету ОБЖ. Приведем выдержку из отчетного доклада ГУ МЧС России по Новосибирской области за 2006 г. «Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности организована в ходе изучения предмета ОБЖ, который включен в региональный базисный план. Занятия проводят подготовленные преподаватели, прошедшие подготовку в учебных заведениях МЧС России, институте повышения квалификации работников образования и в УМЦ ГОЧС области. Кроме того, обучение вопросам БЖД осуществляется в ходе проведения различного вида конкурсов, викторин и олимпиад, в которых принимают участие более 110 тысяч учащихся. В общеобразовательных учреждениях области созданы и функционируют кружки и секции «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Школа безопасности». В школе № 7 создан специализированный класс «Юный спасатель», в школе № 15 — «Кадетский пожарный класс». Ежегодно за счет бюджета области проводятся областные соревнования «Школа безопасности» или «Юный спасатель». В 2006 г. на базе ГУ МЧС России по Новосибирской области и департамента образова-
ния области были проведены I межрегиональные соревнования «Юный спасатель», в которых приняло участие 18 команд области и 4 команды от субъектов РФ Сибирского федерального округа. Областным соревнованиям предшествуют районные и городские соревнования. В проведении этих мероприятий в текущем году приняло участие более 3 тысяч школьников».
Детям на занятиях и посредством плакатов демонстрируются данные из ежегодного «Госдоклада по защите населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного происхождения»: карты с количеством ЧС (рис. 1) и таблицы (данные по детской смертности в бытовых ЧС, на улицах и дорогах); они учатся считать риски, пытаются разрабатывать собственные дополнения к рекомендациям по первой помощи пострадавшим.
С возмущением, например, ученики отреагировали на информацию о том, что в Новосибирской области по причине утраты и порчи СИЗ в результате хищений и различных ЧС (пожаров, наводнений и т.п.) утрачено свыше 12 тыс. шт. детских противогазов.
Большую помощь в организации функционирования специализированных классов спасателей оказали депутат Госдумы РФ А.А. Карелин и депутат Новосибирского областного совета Н.Е. Мамулат. Администрация области при открытии кадетских классов выдала большой грант; благодаря этому и другим выигранным грантам, а также поддержке губернатора области В.А. Толоконского, мэра В.Ф. Городецкого и начальника управления образования района О.А. Пешкова в школе создан полный комплект обмундирования и снаряжения для юных спасателей.
Руководит программой заместитель директора по безопасности и кадетам, преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории, подполковник запаса Р.А. Ходжаян, которому недавно был учрежден президентский грант в 100 000 руб.
Юные спасатели школы № 7 не раз становились победителями областного этапа соревнований «Школа безопасности», призёрами всероссийских соревнований, выигрывали гранты, которые использовались на приобретение необходимого оборудования и снаряжения. Так, В. Клестов и И. Овечкин — призёры Всероссийских соревнований «Юный спасатель» в 2005 г., И. Сапроненко, Э. Болгов, С. Константинова и О. Боровская
— победители областного этапа этих соревнований.
С 2007/2008 учебного года мальчики и девочки, занимавшиеся по профилированным кадетским программам в 7—11-х классах, получают статус «кадетские классы оборонно-спортивного профиля «Спасатель». Половина из них проходит
Рис. 1. Распределение ЧС по субъектам РФ Западно-Сибирского региона
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Рис. 2. Подготовка юных спасателей Рис. 3. На соревнованиях
Таблица 1
Учебный план профильного класса оборонно-спортивного профиля «Спасатель»
(максимальный объем учебной нагрузки при 6-дневной учебной неделе)
Наименование предметов 10 класс (неделя/год) 11 класс (неделя/год)
1. Базовые учебные предметы
2. Русский язык 1 (35) 1 (35)
3. Литература 3 (105) 3 (105)
4. Иностранный язык 3 (105) 3 (105)
5. Математика 4 (140) 4(140)
6. Информатика и ИКТ 2 (70) 2 (70)
7. Физика 2 (70) 2 (70)
8. Химия 1 (35) 1 (35)
9. Биология 1 (35) 1 (35)
10. Обществознание (вкл. экономику и право) 2 (70) 2 (70)
11. История 2 (70) 2 (70)
12. География 1 (35) 1 (35)
Итого: 22 (770) 22 (770)
Профильные предметы
13. Физическая культура 4 (140) 4(140)
14. ОБЖ 2 (70) 2 (70)
15. Основы военной службы 2 (70) 2 (70)
Итого: 8 (280) 8 (280)
Региональный компонент
16. История Сибири 0,5 (17,5) 0,5 (17,5)
17. ОБЖ 0,5 (17,5) 0,5 (17,5)
18. Физическая культура 1 (35) 1 (35)
Итого: 2 (70) 2 (70)
Школьный компонент Элективные курсы
19. Военно-прикладная физическая подготовка 1 (35) 1 (35)
20. Тактико-специальная подг-ка спасателей 2 (70) 2 (70)
21. Рукопашный бой 1 (35) 1 (35)
Итого: 4 (140) 4(140)
Всего: 36 (1260) 36 (1260)
Рис. 4. Учения юных спасателей
подготовку как спасатели (рис. 2), другая половина
— по программе «Современные информационные технологии» совместно с Новосибирской государственной академией водного транспорта (НГАВТ) , куда в 2006 г. поступили на инженерно-спасательный факультет 5 выпускников кадетских классов. В табл. 1 приведен учебный план одного из этих двух направлений обучения. Установлены научно-методические договорные отношения с кафедрой ОБЖ Новосибирского государственного университета.
Классы спасателей работают в тесном контакте с ГУ МЧС России по Новосибирской области, получают содействие СРЦ МЧС России и его структур на местах, НГАВТ. При выпуске из 11-го класса, успешно освоившие все разделы общеобразовательной и тактико-специальной подготовки, получают кроме аттестата удостоверения парашютиста, матроса-спа-сателя, спортивные разряды по альпинизму, рукопашному бою, стрельбе. Они обладают реальными навыками спасения людей в любых ЧС. 26 ноября 2005 г. с ребятами встречался Министр МЧС России С.К. Шойгу. Многие из них мечтают продолжить свою профессиональную подготовку в АГЗ и АГПС МЧС России, стать инструкторами и офицерами МЧС России. Так организационный и педагогический ресурс в результате системного объединения дают синергетический эффект в реализации программы, в которой переплетаются задачи подготовки юных спасателей, показывающих уникальные знания и готовность в любой момент стать членами команды спасения в ЧС на земле и на воде и воспитания личности, обладающей настоящей культурой БЖД.
Литература
1. Луценко А.А., Мирмович Э.Г. Кадетские учебные заведения на базе училищ начального профессионального образования как новая образовательно-воспитательная технология / Комплексная безопасность России — исследования, управление, опыт. Международный симпозиум 26-27 мая 2004. Сборник материалов.- М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, 2004. - С. 143-145.
2. Луценко А.А., Мирмович Э.Г. Кадетство — служба спасения детства // ОБЖ. — М.: Изд-во «Русский журнал», 2004. — № 12. — С. 54—55.
3. Луценко А.А., Мирмович Э.Г. Безопасность наших детей и некоторые образовательные технологии // Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: МЧС России. — 2006. — № 4. — С. 20—22.
4. Твердохлебов Н.В., Мирочицкий В.В. Безопасность учащихся и движение «Школа безопасности» как технология снижения детских рисков // Технологии гражданской безопасности. — 2004. — № 3 (5). — С. 64—65.
5. Анюгин И.Я., Глебов В.Ю., Мирмович Э.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебником в оболочке TeachPro на CD-ROM / Под общей ред. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. Издание второе. — М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. — 336 с.
Научно-технические разработки