Научная статья на тему 'Кадеты МЧС России как педагогическая технология воспитания и подготовки будущих профессиональных спасателей'

Кадеты МЧС России как педагогическая технология воспитания и подготовки будущих профессиональных спасателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
127
Поделиться

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луценко А. А., Мирмович Э. Г.

В статье изложены основы подготовки будущих профессиональных спасателей в специализированных профильных кадетских классах средней школы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луценко А. А., Мирмович Э. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EMERCOM of Russia Cadets as Pedagogical Technology of Future Professional Rescuers Preparation

There are stated the main principles of training cadets future professional rescuers in special profile classes.

Текст научной работы на тему «Кадеты МЧС России как педагогическая технология воспитания и подготовки будущих профессиональных спасателей»

Научно-технические разработки

УДК 614.8:377/378

А.А. Луценко (МОУСОШ№ 7г. Новосибирск), Э.Г. Мирмович к.ф-м.н. (ФГУ ВНИИГОЧС(ФЦ) КАДЕТЫ МЧС РОССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ И ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ

A.A.Lucenko, E.G.Mirmovich EMERCOM OF RUSSIA CADETS AS PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FUTURE PROFESSIONAL RESCUERS PREPARATION

В статье изложены основы подготовки будущих профессиональных спасателей в специализированных профильных кадетских классах средней школы

There are stated the main principles of training cadets —future professional rescuers in special profile classes

Э.Г. Мирмович

Объектом исследования представляемого и описываемого комплекса работ является программа повышения эффективности воспитания личности с качествами самообладания, самодостаточности и патриотизма, честных, открытых и мужественных юношей и девушек. К предмету исследований и научно-практических работ можно отнести учащихся муниципального образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа» (МОУ СОШ) № 7 г. Новосибирска, пожелавших стать кадетами и попавших в соответствующие классы.

Инструментарий этого комплекса работ — механизм взаимодополняющего, системного объединения организационного и педагогического ресурсов по реализации программы через приобщение детей к серьезным задачам в рамках технологии кадетского движения с использованием брэнда МЧС России в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС.

Эти работы проводились при координации ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в образовательных учреждениях гг. Екатеринбурга, Химки (Московская обл.) и Новосибирска [1-3] в рамках развития движения «Школа безопасности» [4].

Специализированные профильные классы (9—11), занимающиеся по программе «Спасатель», в средней школе № 7 г. Новосибирска были созданы в 2000 г. В Западно-Сибирском регионе эти классы

— одни из немногих, в которых учащиеся получают не только расширенную теоретическую подготовку по программам курса ОБЖ, основ начальной военной подготовки, физической культуры, но и реально овладевают навыками самозащиты и самоспасения, учатся оказывать помощь и спасать людей в условиях ЧС природного и техногенного характера. Обучение по программе «Спасатель» состоит из теоретической и тактико-специальной подготовки.

Общеобразовательная подготовка включает в себя расширенное изучение курса ОБЖ (4 часа в неделю), физической культуры, в том числе альпинизма, основ рукопашного боя (8 часов в неделю), курсов «Современные информационные технологии» и «Основы воинской службы» по единственному в стране мультимедийному учебнику по ОБЖ для 10-х классов [5], который почему-то не включен ни в обязательный, ни в рекомендательный списки литературы для общеобразовательных учреждений.

Тактико-специальная подготовка по курсу «Спасатель» (школа выживания) проводится во второй половине дня. При этом, учащиеся обеспечиваются горячим питанием и могут проводить в школе полный день. В курс тактико-специальной подготовки включены также парашютная подготовка и курс основ медицинских знаний, при изучении которого также используется упомянутый мультимедийный учебник [5].

В программы подготовки юных спасателей старших классов

включены элементы АСР при террористических актах и ДТП, загрязнении АХОВ, включая аварийно химически опасные вещества ингаляционного действия и РВ, при оповещении пострадавших об угрозе возникновения и порядок поведения при ЧС, спасении пострадавших домашних животных, эвакуации и буксировке неисправного индивидуального транспорта, повреждении загородного жилого фонда опасными гидрометеоявлениями, а также при жизнеобеспечении пострадавших в экстремальных природно-климатических условиях (непосредственно в районе ЧС), обеспечении мест временного проживания населения, эвакуированного из зоны ЧС, санитарной обработки населения и дегазации (дезактивации) техники.

На уроках учащимся доводится информация, которая превышает минимум-стандарт по предмету ОБЖ. Приведем выдержку из отчетного доклада ГУ МЧС России по Новосибирской области за 2006 г. «Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности организована в ходе изучения предмета ОБЖ, который включен в региональный базисный план. Занятия проводят подготовленные преподаватели, прошедшие подготовку в учебных заведениях МЧС России, институте повышения квалификации работников образования и в УМЦ ГОЧС области. Кроме того, обучение вопросам БЖД осуществляется в ходе проведения различного вида конкурсов, викторин и олимпиад, в которых принимают участие более 110 тысяч учащихся. В общеобразовательных учреждениях области созданы и функционируют кружки и секции «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Школа безопасности». В школе № 7 создан специализированный класс «Юный спасатель», в школе № 15 — «Кадетский пожарный класс». Ежегодно за счет бюджета области проводятся областные соревнования «Школа безопасности» или «Юный спасатель». В 2006 г. на базе ГУ МЧС России по Новосибирской области и департамента образова-

ния области были проведены I межрегиональные соревнования «Юный спасатель», в которых приняло участие 18 команд области и 4 команды от субъектов РФ Сибирского федерального округа. Областным соревнованиям предшествуют районные и городские соревнования. В проведении этих мероприятий в текущем году приняло участие более 3 тысяч школьников».

Детям на занятиях и посредством плакатов демонстрируются данные из ежегодного «Госдоклада по защите населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного происхождения»: карты с количеством ЧС (рис. 1) и таблицы (данные по детской смертности в бытовых ЧС, на улицах и дорогах); они учатся считать риски, пытаются разрабатывать собственные дополнения к рекомендациям по первой помощи пострадавшим.

С возмущением, например, ученики отреагировали на информацию о том, что в Новосибирской области по причине утраты и порчи СИЗ в результате хищений и различных ЧС (пожаров, наводнений и т.п.) утрачено свыше 12 тыс. шт. детских противогазов.

Большую помощь в организации функционирования специализированных классов спасателей оказали депутат Госдумы РФ А.А. Карелин и депутат Новосибирского областного совета Н.Е. Мамулат. Администрация области при открытии кадетских классов выдала большой грант; благодаря этому и другим выигранным грантам, а также поддержке губернатора области В.А. Толоконского, мэра В.Ф. Городецкого и начальника управления образования района О.А. Пешкова в школе создан полный комплект обмундирования и снаряжения для юных спасателей.

Руководит программой заместитель директора по безопасности и кадетам, преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории, подполковник запаса Р.А. Ходжаян, которому недавно был учрежден президентский грант в 100 000 руб.

Юные спасатели школы № 7 не раз становились победителями областного этапа соревнований «Школа безопасности», призёрами всероссийских соревнований, выигрывали гранты, которые использовались на приобретение необходимого оборудования и снаряжения. Так, В. Клестов и И. Овечкин — призёры Всероссийских соревнований «Юный спасатель» в 2005 г., И. Сапроненко, Э. Болгов, С. Константинова и О. Боровская

— победители областного этапа этих соревнований.

С 2007/2008 учебного года мальчики и девочки, занимавшиеся по профилированным кадетским программам в 7—11-х классах, получают статус «кадетские классы оборонно-спортивного профиля «Спасатель». Половина из них проходит

Рис. 1. Распределение ЧС по субъектам РФ Западно-Сибирского региона

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 2. Подготовка юных спасателей Рис. 3. На соревнованиях

Таблица 1

Учебный план профильного класса оборонно-спортивного профиля «Спасатель»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(максимальный объем учебной нагрузки при 6-дневной учебной неделе)

Наименование предметов 10 класс (неделя/год) 11 класс (неделя/год)

1. Базовые учебные предметы

2. Русский язык 1 (35) 1 (35)

3. Литература 3 (105) 3 (105)

4. Иностранный язык 3 (105) 3 (105)

5. Математика 4 (140) 4(140)

6. Информатика и ИКТ 2 (70) 2 (70)

7. Физика 2 (70) 2 (70)

8. Химия 1 (35) 1 (35)

9. Биология 1 (35) 1 (35)

10. Обществознание (вкл. экономику и право) 2 (70) 2 (70)

11. История 2 (70) 2 (70)

12. География 1 (35) 1 (35)

Итого: 22 (770) 22 (770)

Профильные предметы

13. Физическая культура 4 (140) 4(140)

14. ОБЖ 2 (70) 2 (70)

15. Основы военной службы 2 (70) 2 (70)

Итого: 8 (280) 8 (280)

Региональный компонент

16. История Сибири 0,5 (17,5) 0,5 (17,5)

17. ОБЖ 0,5 (17,5) 0,5 (17,5)

18. Физическая культура 1 (35) 1 (35)

Итого: 2 (70) 2 (70)

Школьный компонент Элективные курсы

19. Военно-прикладная физическая подготовка 1 (35) 1 (35)

20. Тактико-специальная подг-ка спасателей 2 (70) 2 (70)

21. Рукопашный бой 1 (35) 1 (35)

Итого: 4 (140) 4(140)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего: 36 (1260) 36 (1260)

Рис. 4. Учения юных спасателей

подготовку как спасатели (рис. 2), другая половина

— по программе «Современные информационные технологии» совместно с Новосибирской государственной академией водного транспорта (НГАВТ) , куда в 2006 г. поступили на инженерно-спасательный факультет 5 выпускников кадетских классов. В табл. 1 приведен учебный план одного из этих двух направлений обучения. Установлены научно-методические договорные отношения с кафедрой ОБЖ Новосибирского государственного университета.

Классы спасателей работают в тесном контакте с ГУ МЧС России по Новосибирской области, получают содействие СРЦ МЧС России и его структур на местах, НГАВТ. При выпуске из 11-го класса, успешно освоившие все разделы общеобразовательной и тактико-специальной подготовки, получают кроме аттестата удостоверения парашютиста, матроса-спа-сателя, спортивные разряды по альпинизму, рукопашному бою, стрельбе. Они обладают реальными навыками спасения людей в любых ЧС. 26 ноября 2005 г. с ребятами встречался Министр МЧС России С.К. Шойгу. Многие из них мечтают продолжить свою профессиональную подготовку в АГЗ и АГПС МЧС России, стать инструкторами и офицерами МЧС России. Так организационный и педагогический ресурс в результате системного объединения дают синергетический эффект в реализации программы, в которой переплетаются задачи подготовки юных спасателей, показывающих уникальные знания и готовность в любой момент стать членами команды спасения в ЧС на земле и на воде и воспитания личности, обладающей настоящей культурой БЖД.

Литература

1. Луценко А.А., Мирмович Э.Г. Кадетские учебные заведения на базе училищ начального профессионального образования как новая образовательно-воспитательная технология / Комплексная безопасность России — исследования, управление, опыт. Международный симпозиум 26-27 мая 2004. Сборник материалов.- М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, 2004. - С. 143-145.

2. Луценко А.А., Мирмович Э.Г. Кадетство — служба спасения детства // ОБЖ. — М.: Изд-во «Русский журнал», 2004. — № 12. — С. 54—55.

3. Луценко А.А., Мирмович Э.Г. Безопасность наших детей и некоторые образовательные технологии // Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: МЧС России. — 2006. — № 4. — С. 20—22.

4. Твердохлебов Н.В., Мирочицкий В.В. Безопасность учащихся и движение «Школа безопасности» как технология снижения детских рисков // Технологии гражданской безопасности. — 2004. — № 3 (5). — С. 64—65.

5. Анюгин И.Я., Глебов В.Ю., Мирмович Э.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебником в оболочке TeachPro на CD-ROM / Под общей ред. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. Издание второе. — М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. — 336 с.

Научно-технические разработки