Научная статья на тему 'О создании городской экспериментальной площадки «Культура безопасного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях как средство социализации учащихся в условиях дополнительного образования»'

О создании городской экспериментальной площадки «Культура безопасного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях как средство социализации учащихся в условиях дополнительного образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка подрастающего поколения / городская экспериментальная площадка / безопасность жизнедеятельности / training of the rising generation / urban experimental area / safety of life activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муркова Мария Владимировна, Сусликова Юлия Дмитриевна, Эюбова Людмила Викторовна

В статье описаны основные задачи в области дополнительного образования. Даны цели и задачи создания городской экспериментальной площадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муркова Мария Владимировна, Сусликова Юлия Дмитриевна, Эюбова Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main tasks connected with the sphere of supplementary education are described in this article. There are given aims and tasks of urban experimental area creation.

Текст научной работы на тему «О создании городской экспериментальной площадки «Культура безопасного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях как средство социализации учащихся в условиях дополнительного образования»»

/50 Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 1 (27)

УДК 374.33

О создании Городской экспериментальной площадки «Культура безопасного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях как средство социализации учащихся в условиях дополнительного образования»

М.В. Муркова, Ю.Д. Сусликова, Л.В. Эюбова

Аннотация

В статье описаны основные задачи в области дополнительного образования. Даны цели и задачи создания городской экспериментальной площадки.

Ключевые слова: подготовка подрастающего поколения, городская экспериментальная площадка, безопасность жизнедеятельности.

About Urban Experimental Area «The Culture of Safety Behavior and Actions in Emergencies as the Means of Pupils Socialization in Condition of Supplementary Education» Creation

M. Murkova, Y. Suslikova, L. Eyubova Abstract

The main tasks connected with the sphere of supplementary education are described in this article. There are given aims and tasks of urban experimental area creation.

Key words: training of the rising generation, urban experimental area, safety of life activity.

В условиях мегаполиса, насыщенного транспортом, коммуникациями, промышленными предприятиями, всегда возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, причем не обязательно масштабных. Для конкретного человека или группы людей трагедией становится и короткое замыкание, и дорожно-транспортное происшествие. Даже не будучи виновником трагедии, любой человек может быть вовлечен в эпицентр экстремальной ситуации — и тоже окажется перед выбором алгоритма безопасных действий. Отсюда вытекает необходимость вооружить каждого навыками рационального, безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Получение детьми базовых знаний по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, способам оказания первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях происходит в школе во время обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Вместе с тем, Федеральный компонент государственного стандарта общего образования устанавливает обязательное обучение по курсу ОБЖ лишь в 8, 10 и 111 классах по 1 часу в неделю, для всех остальных классов рекомендуется отводить дополнительные часы за счет времени регионального компонента [1]. По мнению Э.Я. Егоровой [2], наиболее сензитивен для формирования чувства личной и коллективной безопасности, а также мотивов, побуждающих к повсеместному и постоянному соблюдению норм и правил безопасного поведения, как раз средний школьный возраст (5-6-7 классы). Однако в ряде субъектов Российской Федерации дополнительное время на обучение подрастающего поколения по курсу ОБЖ не отводится. Это обусловлено рекомендательным характером нормативных правовых документов, нехваткой квалифицированных педагогов, недооценкой важности изучения курса и многими другими факторами. К тому же детям не хватает практических занятий, что в первую очередь влияет на овладение навыками действий в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также на увлеченность и интерес в ходе обучения.

В современных нормативных и правовых, а так же научно-методических документах [3, 4, 5, 6, 7] отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе системы образования. Однако остается проблема реализации целенаправленного формирования культуры безопасного поведения в условиях дополнительного образования. Не показана связь эффективности формирования навыков безопасного поведения с реализацией других направлений воспитательной работы. Музейная педагогика, педагогика отношений, художественное творчество, спортивно-оздоровительная работа и сценическое искусство

могут быть связаны с решением задач безопасного поведения — как в пропагандистском направлении работы с детьми, так и в процессе совершенствования конкретных знаний, умений и навыков.

Для повышения уровня подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности коллективом педагогов и методистов Клуба юных пожарных-спасателей Центра развития творчества детей и юношества «Можайский» (ЦРТДиЮ «Можайский»), а так же при поддержке Управления образования и Префектуры Западного округа города Москвы с 1 сентября 2007 года была открыта окружная экспериментальная площадка «Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в условиях дополнительного образования» (ОЭП), в которой приняли участие 34 образовательных учреждения. Одной из основных задач ОЭП являлось обучение детей и подростков с целью формирования навыков пожаробезопасного поведения, а так же оптимальных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, необходимость вооружить воспитанника системой знаний, которая позволит эффективно осмыслить изменившуюся реальность и самостоятельно построить алгоритм безопасного поведения в новых условиях.

Механизм реализации работы ОЭП предполагал обязательное вовлечение детей в массовые формы социально-значимой и общественно-полезной деятельности в рамках движения юных пожарных-спасателей. В ходе усвоения детьми и подростками определенного арсенала пожаробезопасных знаний и навыков происходило формирование личности ребенка, его позитивной социальной адаптации.

В настоящее время в ЦРТДиЮ «Можайский» разработана и реализуется комплексная программа Клуба Юных пожарных-спасателей, которая охватывает не только изучение пожарного дела, но и медицинскую подготовку, основы самоспасения и самообороны, дает навыки стрелковой подготовки и основ воинской службы. Активно ведутся военно-патриотическая и краеведческая работы, а также поисковая деятельность в Музее истории Пожарной охраны.

Так же ЦРТДиЮ «Можайским» разработаны и проводятся профильные смены «Юные друзья пожарных» и «Юные пожарные-спасатели», как на базе детских оздоровительных, так и городских сетевых лагерей. Программы профильных лагерей «Юные друзья пожарных» стали лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса научно-методических материалов по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Анапе в 2007 и

1 Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» был добавлен 1 час в неделю на обучение по курсу ОБЖ в 11 классе.

/58 ШН SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 1 (27)

Рис. 1. Окружной конкурс «,

2008 годах и «Гранта Москвы» в сфере образования 2008 года [8].

Опыт участия воспитанников в профильных лагерях, творческих и спортивных конкурсах, сопряженных с определенным риском, требующих точности, ловкости, проявления воли и мужества является крайне притягательным и интересным (рис. 1).

Принимая во внимание все вышеизложенное, для перехода на более высокий уровень подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности (БЖД), для решения проблемы совершенствования системы дополнительного образования в интересах воспитания личности безопасного типа, на базе ЦРТДиЮ «Можайский» и при официальной поддержке Федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) — ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) — в настоящее время создается Городская экспериментальная площадка «Культура безопасного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях как средство социализации учащихся в условиях дополнительного образования» (ГЭП).

Основной целью ГЭП является разработка социально-педагогической модели формирования культуры безопасности, а также поведения учащихся в ЧС. Задачами такой преобразовательной деятельности является:

совершенствование процесса формирования культуры безопасности учащихся в условиях дополнительного образования;

теоретическое обоснование организационно-педагогических основ, обеспечивающее формирование культуры безопасности как средства социализации личности учащихся в условиях дополнительного образования;

разработка комплексной системы взаимодействия участников данного педагогического процесса с целью формирования социально-педагогической модели партнерства и межведомственных связей между органами управления и различными организациями, ведомствами для наиболее полноценной реализации

ну-ка, парни-спасатели!»

процесса формирования культуры безопасного поведения в ЧС;

разработка рекомендаций для педагогов и администрации по отбору содержания и использованию наиболее оптимальных форм и средств формирования культуры безопасного поведения как средства социализации учащихся в условиях дополнительного образования.

Преимущество данного эксперимента заключается в том, что он проводится как для работы непосредственно с детьми и педагогами в рамках городского социума (система дополнительного образования детей и подростков, охватывающая дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, школы здоровья, гимназии, учреждения дополнительного образования города Москвы, учреждения системы профессионального образования), так и для разработки методик обучения, пригодных для самостоятельной реализации на базе любого образовательного учреждения. В ходе инновационной деятельности происходит создание и накопление банка данных по разработкам педагогов — участников эксперимента, издание методической литературы, проведение семинаров и иных форм обмена опытом [9].

В свою очередь ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) работает с ЦРТДиЮ «Можайский» по Соглашению и принимает активное участие в создании ГЭП.

В рамках последующей совместной работы планируется апробация обучающих и развивающих мультимедиа продуктов, брошюр, настольных и компьютерных игр в области БЖД, проведение мастер-классов на базе автоматизированного центра обучения населения в области безопасности жизнедеятельности.

В том числе в составе ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) имеется Мордовский филиал — Экспериментальный учебный городок МЧС России «Школа безопасности» (ЭУГ МЧС России). Целью его создания является совершенствование подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, пожаров и террористических актов. На базе ЭУГ МЧС России организуются муниципальные и региональные соревнования, в дальнейшем планиру-

ется проведение межрегиональных, всероссийских и международных, а так же слетов полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник».

Посредством взаимодействия ЦРТДиЮ «Можайский» и ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) можно будет осуществлять отправку воспитанников центра и учащихся, входящих в состав ГЭП, в лагерные смены ЭУГ МЧС России. Таким образом, экспериментальный городок — это прекрасная возможность прямого взаимодействия и обмена опытом, как между педагогами, так и учащимися лагерных смен, приобретения воспитанниками социальных навыков, лидерских качеств, способности и желания к преобразовательной деятельности, перспектива позитивного алгоритма действий: «знаю сам — научу других — организую полезную совместную деятельность».

В рамках взаимодействия ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и ЦРТДиЮ «Можайский» планируется проведение мероприятий направленных на совершенствование процесса подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности. Создание Городской экспериментальной площадки «Культура безопасного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях как средство социализации учащихся в условиях дополнительного образования» станет прекрасной возможностью для реализации инновационных воспитательных предложений в области преподавания безопасности жизнедеятельности подрастающему поколению. В целом, реализация данного проекта направлена на формирование социально-активной личности, способной не только достойно выйти из кризисной ситуации, но и оказать содействие любому нуждающемуся в конструктивной помощи.

Литература

1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

2. Егорова Э.Я. Педагогические условия формирования у обучающихся позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению: Дис. к.пед.н.: 13.00.01. Йошкар-Ола: Башкирский государственный педагогический университет, 2004. 199 с.: ил.

3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 27 декабря 2009 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 29 января 2010 г.).

4. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

8. Эюбова Л. В., Скрипник Л. Ю. Профильный лагерь «Юные пожарные»: из опыта работы. М.: Тезаурус, 2009. 184 с.: ил.

9. Эюбова Л. В., Скрипник Л. Ю. Окружная экспериментальная площадка «Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в ЧС в условиях дополнительного образования»: из опыта работы. М.; Тезаурус, 2009. 260 с.

Сведения об авторах

Муркова Мария Владимировна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заместитель начальника направления. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: mmurkova@mail.ru

Сусликова Юлия Дмитриевна: префектура СевероВосточного административного округа г Москвы, ведущий специалист.

129090, г. Москва, просп. Мира, 18. E-mail: melody_naim@mail.ru

Эюбова Людмила Викторовна: Клуб юных пожарных-спасателей ЦРТДиЮ «Можайский», руководитель Клуба. 121596, г Москва, ул. Говорова, 7. E-mail: mozhaiskii@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.