Э.Н. Аюбов, А.В. Верескун
СИСТЕМНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ИНФОРМИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
XXI столетие явится переломным этапом истории человечества, когда на смену традиционным противоречиям в сфере производственных отношений пришли принципиально новые - в сфере отношений «человек - природа - ресурсы». Причиной возникновения большинства современных опасностей для человека, включая глобальные, становится его собственная жизнедеятельность, результаты которой создают угрозу существованию человечества.
Несмотря на позитивные тенденции к снижению числа природных, техногенных и экологических катастроф, безопасность человека остаётся необходимым условием поступательного развития общества, государства и цивилизации в целом.
На современном этапе развития человечества решение задачи безопасности без учёта «человеческого фактора» малоэффективно. Безопасность необходима каждому человеку, всем социальным группам и затрагивает любую сферу жизни общества. Совершенствование норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждой личности в данной сфере является определяющим фактором для недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций, а также для минимизации их негативных последствий. Учёт «человеческого фактора» в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений действовать в чрезвычайных ситуациях. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от личностных качеств человека, уровня его культуры, мотивов поведения, уверенности в необходимости производимых им действий.
Комплексное решение вышеуказанной задачи возможно только путём научно обоснованного учёта влияния «человеческого фактора» и формирования культуры безопасности жизнедеятельности как состояния общественной организации, обеспечивающего определённый (высокий) уровень безопасности человека в процессе его жизнедеятельности.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека. В нём должны принимать активное участие семья, школа, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.
Говоря о формировании культуры безопасности жизнедеятельности, необходимо учитывать не только те угрозы, которые напрямую ведут к гибели человека, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации системы обеспечения безопасности.
Основными направлениями формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения являются:
формирование государственной политики в области культуры безопасности жизнедеятельности;
обучение всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;
духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание молодежи;
контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности.
Для более качественного и научно обоснованного решения указанных выше задач 1 января 2009 года в федеральном государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) создан научно-исследовательский центр «Культуры безопасности жизнедеятельности» (далее - Центр). Он сформирован на базе ко-
операции специалистов Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в области безопасности жизнедеятельности.
Центр создан с целью проведения научных исследований по совершенствованию системы информирования, пропаганды и подготовки населения и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Сегодня в деятельности Центра успешно реализуются три основных научных направления:
первое - совершенствование системы информирования населения и пропаганды культуры безопасности жизнедеятельности;
второе - подготовка и обучение населения и специалистов в области культуры безопасности жизнедеятельности;
третье - совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Центром проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области:
1) научно-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
2) научного и учебно-методического сопровождения подготовки населения и специалистов в области безопасности жизнедеятельности;
3) развития современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;
4) разработки современных технических средств обучения: аппаратно-программных и компьютерных тренажёрных комплексов, мультимедийных средств обучения и т. п.;
5) научно-методического обеспечения информационной политики МЧС России в области повышения культуры безопасности жизнедеятельности;
6) патриотического, нравственного и психологического воспитания молодежи, популяризации деятельности МЧС России.
В рамках реализации Программы развития института на 2009 - 2015 годы создан, оснащён современной техникой и успешно функционирует Автоматизированный центр обучения в области безопасности жизнедеятельности с целью совершенствования системы обучения населения.
В нём проводятся учебные занятия, производственная и преддипломная практика, защита выпускных квалификационных работ в рамках деятельности Межвузовской лаборатории по защите в чрезвычайных ситуациях со студентами базовых кафедр Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского («МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского) и Московского физико-технического института.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» в институте создан опытный образец мобильного учебного комплекса для обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, который в настоящее время успешно проходит опытную эксплуатацию в Мордовском филиале института.
На основе передовых информационно-коммуникационных технологий специалистами Центра разработан ряд печатных и электронных изданий по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС и учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» [1].
Наиболее востребованными стали:
энциклопедический справочник «Защита от чрезвычайных ситуаций», представляющий собой научно-справочное издание, в котором в краткой форме системно, единообразно и доступно
представлено толкование и содержание терминов, понятий и категорий, применяемых в сфере безопасности жизнедеятельности;
учебное пособие по курсу «ОБЖ» для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений, включающее мультимедийное учебное пособие в оболочке TeachPRO на CD-ROM, разработанное в соответствии с программой, рекомендованной Минобразования России и содержащее полный курс обучения за 10 класс (рис. 1). В 2002 г. на Международном салоне инноваций «Сеул 2002» пособие было отмечено дипломом и золотой медалью;
учебное пособие по курсу «ОБЖ» для общеобразовательных учреждений Чеченской Республики, разработанное на основе федерального варианта учебного пособия по курсу ОБЖ с грифом «Допущено Министерством образования Российской Федерации», учитывающее особенности формирования безопасности жизнедеятельности на территориях с нарушенными условиями проживания и содержащее учебный курс общеобразовательной школы;
учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности» для среднего профессионального образования;
методическое пособие «Безопасность жизнедея-— ^^ _ _ // тельности» для преподавателей учреждений среднего jf%профессионального образования; ^ЯИИИщя^^^^И ^Л научно-методический труд «Основы формирования
культуры безопасности жизнедеятельности населения»;
компьютерная обучающая игра «Действия при угрозе и возникновении пожаров», ориентированная на школьников младших классов для профильного обучения
по курсу «ОБЖ»;
обучающий мультипликационный фильм «Спасик и его друзья», предназначенный для школьников младших классов и раскрывающий правила безопасного поведения детей на природе, в быту и при пожаре, и ряд других изданий для обучения детей (рис. 2).
Рис. 1. Учебное пособие по курсу ОБЖ
Рис. 2. Обучающий мультипликационный фильм
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» специалистами Центра разработан учебно-методический комплект для подготовки руководителей и специалистов, участвующих в информировании и популяризации безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях вследствие радиационных аварий (рис. 3), в составе:
/
ч
для подготовки руководителей и специалистов, участвующих в информировании и популяризации безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территориях радиоактивно с загрязненных, вследствие радиационных аварий
Мяно
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКТ
для подготовки руководителей и специалистов, участвующих I информировании и популяризации безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, радиоактивно загрязненных вследствие радиационных аварий
Рис. 3. Учебно-методический комплект
программ обучения руководителей и специалистов;
методических рекомендаций по организации и проведению занятий с руководителями и специалистами;
учебных материалов для проведения лекций, семинаров, групповых занятий и упражнений; электронной версии учебно-методического комплекта.
Рис. 4. Аппаратно-программный комплекс поддержки принятия решений Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2012'1
Разработанный учебно-методический комплект позволил в значительной степени повысить: качество подготовки руководителей и специалистов, участвующих в информировании и популяризации безопасности жизнедеятельности населения;
эффективность проведения занятий со всеми категориями обучаемых; методическое мастерство преподавательского состава.
В рамках реализации федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» и «Антитеррор (2009 - 2013 годы)» разработаны комплекты плакатов, аппаратно-программный комплекс (рис. 4) и компьютерный тренажёрный комплекс, позволяющие визуально, содержательно и хронометрировано моделировать в трёхмерном виртуальном пространстве порядок действия населения и специалистов в чрезвычайных ситуациях [2].
Центр принимает активное участие в совершенствовании общероссийской системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, а также реализует научно-методическое сопровождение создания системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
Свыше 30 % сотрудников Центра осуществляют преподавательскую деятельность в ведущих вузах России, таких как «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского, Московском государственном агроинженерном университете им. В.П. Горячкина, Академии гражданской защиты МЧС России, Московском физико-техническом институте.
Специалистами Центра ведётся подготовка рецензий о возможности использования учебных изданий в образовательном процессе образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в предметных областях «Безопасность жизнедеятельности», «Природообустройство и защита окружающей среды», а также образовательных учреждений общего образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Ведётся непрерывная работа по научно-методическому обеспечению деятельности Мордовского филиала института - Экспериментального учебного городка (ЭУГ) МЧС России «Школа безопасности» в интересах совершенствования подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, пожаров и террористических актов [3]. На базе ЭУГ проводятся муниципальные и региональные соревнования «Школа безопасности», а также полевые лагеря «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник» (рис. 5).
В августе 2011 года с участием специалистов ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и Департамента гражданской защиты успешно проведены XI Всероссийские соревнования «Школа безопасности» [4].
Рис. 5. XIВсероссийские соревнования «Школа безопасности» в 2011 г.
В 2011 г. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) успешно запущен пилотный проект - газета «Команда «Юный спасатель». Целью данного издания является реализация социально-значимого информационно-образовательного проекта в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности, адресованного подросткам, в том числе участникам движения «Школа безопасности».
В тесном взаимодействии с ГОУ ЦРТДиЮ «Можайский» осуществляется совершенствование системы подготовки учащейся молодежи действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, популяризация деятельности спасателей, патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения. Творческие коллективы этой организации - бессменные гости на всех торжественных мероприятиях института.
К организациям, наиболее тесно сотрудничающим с Центром при выполнении его работ, относятся ООО «ЦИЭКС», ООО «Кирилл и Мефодий», ГОУ ЦРТДиЮ «Можайский», ОАО «НИКФИ», ООО ТИД «Русское слово», ОАО НПЦ «Средства спасения» и многие другие. Кроме того, хорошие деловые контакты налажены с ООО «Издательство Дрофа», ООО «Издательство Просвещение», ООО «Неомаш», ГОУ ВПО «МФТИ», «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского, ЗАО «Стинс Коман», ЗАО «Компания R-Style».
Результаты научно-производственной деятельности института в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности в настоящее время реализуются в территориальных органах МЧС России, через сеть филиалов ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), сеть организаций, входящих в состав федерального центра науки и высоких технологий, и в деятельности Экспериментального учебного городка МЧС России.
Перспективными направлениями деятельности являются:
создание лицея по профилю МЧС России на базе средней образовательной школы;
создание и развитие электронного информационного банка данных и онлайновой библиотеки по вопросам безопасности жизнедеятельности, экологической и радиационной безопасности;
развитие федеральной системы дистанционного обучения в области безопасности жизнедеятельности;
внедрение технологий виртуальной реальности в систему обучения в области безопасности жизнедеятельности;
разработка интерактивных обучающих фильмов в области безопасности жизнедеятельности;
разработка учебно-тренажёрных комплексов на базе современных технологий визуализации и представления информации.
Полученные Центром научные и практические результаты позволят успешно решить значительный спектр задач в сфере повышения культуры безопасности жизнедеятельности населения в Российской Федерации.
Литература
1. Прищепов Д.З., Тараканов А.Ю., Норсеева М.Е. Новые образовательные технологии обучения населения в области безопасности жизнедеятельности / Научно-технический журнал «Технологии гражданской безопасности». - 2010. - № 4 - С. 88 - 93. - ISSN 196-8493.
2. Жуков В.Н., Лукьянович А.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в формировании культуры безопасности жизнедеятельности / Информационный и научно-методический журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2010. - № 6 - С. 51-56. ISSN 1998-0736.
3. Муркова М.В., Дурнев Р.А., Верескун А.В., Вавило А.В. О создании Экспериментального учебного городка МЧС России «Школа безопасности» / Журнал «Проблемы безопасности и ЧС», вып. 6, 2009.
4. Филипчук А. Через тернии - к высотам мастерства (XI Всероссийские соревнования «Школа безопасности) / Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности». - 2011. - № 9.