Научная статья на тему 'Основы технологии обучения на территориях с нарушенными условиями жизнедеятельности'

Основы технологии обучения на территориях с нарушенными условиями жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахраманьян М. А., Мирмович Э. Г., Потапенко Ю. П., Кадыров А. Х., Дадаев Л. М.

Статья посвящена технологии восстановления образования на территориях с нарушенными условиями жизнедеятельности как совокупности методик, средств их реализации и комплекса практических мероприятий, направленных на решение этой проблемы через дистанционное обучение на основе цифрового спутникового телевидения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахраманьян М. А., Мирмович Э. Г., Потапенко Ю. П., Кадыров А. Х., Дадаев Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы технологии обучения на территориях с нарушенными условиями жизнедеятельности»

УДК 372. 8. 614

М.А. Шахраманьян д.т.н., Э.Г. Мирмович к.ф.-м.н., Ю.П. Потапенко,

I Кадыров А.Х. I к.п.н., Л.М. Дадаев к.э.н., А.Н. Мусаев д.ю.н.

(Министерство общего и профессионального образования Чеченской республики),

М.П. Карпенко д.т.н., Р.А. Ахтаханов к.т.н.

(Современная гуманитарная академия г. Москва)

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ

С НАРУШЕННЫМИ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(на примере Чеченской Республики)

Статья посвящена технологии восстановления образования на территориях с нарушенными условиями жизнедеятельности как совокупности методик, средств их реализации и комплекса практических мероприятий, направленным на решение этой проблемы через дистанционное обучение на основе цифрового спутникового телевидения

М

М.А. Шахраманьян

М.П. Карпенко

Ю.П. Потапенко

| Кадыров А.Х. |

Л.М. Дадаев

Ф

ІІІІІ

Э.Г. Мирмович

А.Н. Мусаев

Р.А. Ахтаханов

Возникновение территорий с нарушенными условиями проживания (НП) является неизменным следствием масштабной чрезвычайной ситуации независимо от источника ее происхождения.

Территория с нарушенными условиями жизнедеятельности (НЖ)

— это отсутствие условий трудовой деятельности и/или учебы для населения. Отметим при этом, что при нарушении нормальных условий проживания в зоне масштабной чрезвычайной ситуации в первую очередь поражается и разрушается именно система образования.

К территориям НЖ авторы относят геофизические поселки и геологические экспедиции, гарнизонные городки и пограничные заставы, дрейфующие льдины и китобойные суда, зоны чрезвычайных ситуаций с длительными последствиями и даже многомесячные космические полеты. Там всегда есть желающие получать образование, учиться или просто получать консультации и другую информацию, но пока для них — это проблема.

Восстановление нормальных условий проживания в зонах ЧС все чаще сопровождает, а порой и длительное время продолжает стандартный цикл аварийно-спасательных и других неотложных работ [1].

При этом возобновление обучения и восстановление системы образования на территориях НП нормативным образом в непосредственные функции МЧС России не входит. Поэтому эти работы проводятся ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский центр по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (ФЦ) совместно с партнерами в определенной степени в инициативном порядке [2].

Для решения такой проблемы авторским коллективом ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Минобразования Чеченской Республики и Современной гуманитарной академии (СГА) разработана и апробирована на территории Чеченской Республики технология восстановления (организации - для территорий, приравненных к территориям с нарушенными условиями проживания) образования. Эта технология представляет собой совокупность методик, средств их реализации и комплекс практических мероприятий, направленных на решение этой проблемы через дистанционное обучение на основе цифрового спутникового телевидения. И на начальном этапе авторы предлагают начинать такое восстановление через обучение основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и другим предметам этого цикла.

Административный ресурс Чеченской Республики обеспечил минимально необходимое восстановление основы и инфраструктуры системы образования Чеченской Республики, а также создание там филиалов дистанционного обучения; группой ученых ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) проведены обоснование, разработка и реализация методических, программно-технических и учебно-игровых комплексов в области безопасности жизнедеятельности с привлечением космической информации в реальном масштабе времени, учебных пособий и новых информационно-коммуникационных технологий; создание сети учебных центров дистанционного обучения на базе технологии спутникового цифрового телевидения для территорий с нарушенными условиями жизнедеятель-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

ности Чеченской Республики, а также интеграцию предметов цикла безопасности жизнедеятельности в программы и расписание учебных передач обеспечила группа специалистов СГА.

Первым структурным элементом технологии является учебно-методический пакет по обучению в области безопасности жизнедеятельности, который был создан в свое время как автономный блок, носит унифицированный характер и является важным структурным элементом содержательного компонента комплексной технологии [2].

В качестве составного элемента этой технологии входит программно-методическое обеспечение, включающее учебные программы, мультимедийные энциклопедии, учебно-дидактические продукты.

В состав программно-методического обеспечения входит уникальный малогабаритный программнотехнический комплекс «Космос-М1» приема спутниковой информации для наблюдения поверхности Земли в оптическом и инфракрасном диапазонах в радиусе ~ 3000 км с высоты пролета около 800-1000 км космических аппаратов типа НОАА и «Метеор» [3]. Предоставление учащимся в реальном масштабе времени космической информации по дистанционному зондированию Земли с помощью малогабаритных программно-технических комплексов приема информации с космических аппаратов позволяет учащимся на основе ее ежедневного анализа о состоянии лесного массива, сельскохозяйственных угодий, зон пожарной опасности, границ снеготаяния, наводнений и других выработать в себе чувство причастности к социально-

экономическому развитию страны, а значит вступить во взрослую жизнь более подготовленными.

Составным элементом программно-технических средств обучения является также учебная геоин-формационная система (ГИС) «ГЕО-Экстремум» [2, 3], созданная на основе оригинальной, стоящей на оперативном дежурстве ГИС «Экстремум», занявшей первое место в мире на конкурсе геоинформацион-ных систем.

Эта компьютерная программа — одно из самых полезных и увлекательных электронных средств учебного назначения, которое может служить электронными географическими и специализированными атласами. Учащийся может создавать любые карты с любым «приближением» к своему городу, своей улице, своему дому, наносить любые объекты и производить любые количественные измерения географического и геофизического характера, включая высоту гор, глубину морей и размер площадей.

Особый интерес у детей вызывают учебные программные продукты игрового типа [2], которые в увлекательной форме дают детям знания-умения и навыки.

Программно-методическое обеспечение с учетом особенностей Чеченской Республики включает в себя программный минимум по курсу основ безопасности жизнедеятельности для территорий с нарушенными условиями жизнедеятельности, методические рекомендации по проведению занятий по дисциплине основ безопасности жизнедеятельности с использованием учебных продуктов, указанных в плане

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рмбюе пособя» ОЛ1 ОбЩМбрМОЫ'ШЫМ у-фМДОМШ

Рис. 1. Обложки памяток и учебного пособия для образовательных учреждений Чеченской Республики

занятия, курс телевизионных лекций по основам безопасности жизнедеятельности для Чеченской Республики, план проведения занятий по дисциплине безопасность жизнедеятельности на территории Чеченской Республики по дистанционной технологии, сокращенный курс телевизионных лекций, слайд-лекций и тестов кафедры «Менеджмент риска в ЧС» для преподавателей основ безопасности жизнедеятельности (школьный курс) и безопасности жизнедеятельности (дисциплина для техникумов и ВУЗов) Чеченской Республики, памятки по действиям в ЧС для дошкольных учреждений, школьников и всех групп населения и специализированное учебное пособие для общеобразовательных учреждений Чеченской Республики (рис. 1), а также телевизионных лекций по этому курсу.

Вторым этапом является выбор технологических средств реализации поставленной цели. Самым лучшим претендентом для восстановления образования на территориях НЖ является дистанционная форма обучения. Такое обучение дистанционным способом предполагает как непосредственный контакт с преподавателем, так и самостоятельную работу с видеоматериалами, учебниками, а также участие в телеконференциях, виртуальных соревнованиях по различным предметам, обращение к банкам данных через электронные сети.

Создание оригинальной системы дистанционного обучения в интересах восстановления образования в целом преследует две весьма значительные цели. Во-первых, дистанционная форма обучения является наиболее эффективной, а зачастую и единственно возможной в зонах с нарушенными условиями проживания населения, будь то зона чрезвычайных ситуаций или локального вооруженного конфликта. Во-вторых, использование дистанционных форм обучения способствует устранению существенного дефицита педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности.

Модель системы и центра дистанционного обучения в рамках МЧС России от почтовой пересылки мультимедийных учебников, компакт-дисков, учебно-методической литературы и др. — до использования оптоволоконной связи с региональными центрами МЧС России была предложена ранее и схема обмена в рамках этой модели приведена на рис. 2.

Адаптация унифицированной технологии спутникового информационно-коммуникационного дистанционного обучения СГА [4] для территорий с нарушенными условиями жизнедеятельности проводилась на территории Чеченской Республики. На рис. 3 и 4 приведены схемы доставки информационнообразовательной продукции для удаленных пунктов сельской и горной местности.

В состав программно-методического обеспечения дистанционного обучения для территорий типа НЖ входит стандартный для спутниковой телевизионной технологии учебно-дидактический пакет, называемый контентом, включающий телелекции, слайд-лекции, комплект тестов и др. Такой пакет включает

Рис. 2. Функциональная схема взаимообмена центра дистанционного обучения и клиентов в режиме активного обучения

Рис. 3. Схема информационного обмена для сельских учебных центров СГУ

Рис. 4. Схема информационного обмена для учебных центров СГУ, расположенных в горной местности с наличием малогабаритного ретранслятора

в себя 108-часовой лекционный курс, созданный на совместной кафедре «Менеджмент риска в ЧС», в составе телевизионных лекций, слайд-лекций и около 1000 тестов по всем основным вопросам безопасности и управления рисками в ЧС.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Важной является роль административно-управленческого и организационно-методического ресурса территории в «склеивании» отдельных блоков и внедрении в практику всей созданной комплексной технологии «запуска» процесса восстановления образования в целом, что явилось третьим этапом в создании технологии.

Механизм интеграции и «запуска» комплекс -ной технологии с распределением степени участия организаций-разработчиков приведен в табл. 1, а

Алгоритм реали

качественная модель реализации общей концепции разработки — на рис. 5.

Схема показывает, что все участники комплексного проекта при решении общей задачи, стоящей перед Минобразованием Чеченской Республики, объединили свои ресурсы и направили их на повышение эффективности восстановление системы образования республики.

Одним из эффективных способов участия ученых в деле подготовки преподавателей является создание

Таблица 1

іции технологии

№ п/п Операции и команды Исполнитель

1 Оценка ситуации 1

2 Принятие решения на начало работ 1

3 Формирование рабочей группы и разработка распорядительных документов 1

4 Оформление договорных отношений 1, 2, 3

5 Выбор образовательного учреждения для экспериментальной площадки 1

6 Оборудование автоматизированного рабочего места (АРМ) и оформление класса ОБЖ на экспериментальной площадке 1

7 Поставка и установка программно-технического комплекса (ПТК) «Космос—М1 1, 2

8 Организация «оперативных дежурств» на ПТК без разделения на ступени и уровни обучаемых. 1

9 Поставка и установка программно-методического обеспечения: 1, 2

стандартные или специализированные учебные программы 1, 2

учебники и учебные пособия на бумажных носителях 1, 2

памятки по действиям в условиях ЧС 1, 2

мультимедийные учебные продукты 1

обучающая компьютерная программа «ГЕО-Экстремум» 1

игровые учебно-компьютерные продукты по ОБЖ и БЖД 1

плакаты и наглядная агитация по безопасности жизнедеятельности 1, 2

10 Перевод имитирующей учебный процесс деятельности в программное стандартное обучение ОБЖ с выделением межпредметных связей 1

11 Расширение учебного процесса элементами наиболее простых разделов информатики, стандартной и космической географии с элементами экологии, химии, физики 1

12 Наращивание материально-технической и компьютерной базы 1, 2

13 Анализ размещения, состояния и возможностей учебных центров СГУ на данной территории 1, 3

14 Поиск и определение ближайшего провайдера Интернет 1, 3

15 Организация подготовки преподавателей ОБЖ и лиц, ответственных за безопасность детей в школе, в филиалах СГУ и на экспериментальной площадке 1, 2, 3

16 Определение возможности решения проблемы «последней мили» использования выбранных филиалов СГУ для обучения там школьников и преподавателей вопросам ОБЖ 1, 3

17 При отсутствии близко расположенного пункта СГУ решение вопроса о развертывании автономного пункта цифрового телевидения 3

18 Распространение технологии на преподавание других предметов образовательного стандарта 1

19 Инициативное наращивание усилий по всем направлениям до восстановления образовательного процесса на дистанционной основе в полном объеме 1, 2, 3

20 Перевод обучения на стационарную основу по готовности инфраструктуры 1

Условное обозначение исполнителя (графа 3 таблицы): 1 — Территориальные и другие органы управления образованием, включая образовательные учреждения; 2 — ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); 3 — СГА.

Рис. 5. Схема модели комплексной технологии

совместных кафедр с ВУЗами. Таковыми являются кафедры «Менеджмент риска в ЧС» в СГА, «Высокие информационные технологии предупреждения и ликвидации ЧС» в МФТИ, Кубанском и Удмуртском госуниверситетах.

При этом необходимо отметить, что процесс восстановления образования возможен и только по линии административно-управленческого блока. Так раньше и происходило: и у нас, и за рубежом. Но избежать при этом синдрома «большой перемены» у школьников не удавалось из-за длительности процесса восстановления учебных заведений и их инфраструктуры, а сведение до минимума «страха» у родителей и детей растягивалось на годы. При участии в процессе восстановления образования на территориях с нарушенными условиями жизнедеятельности двух других блоков (ФГУ ВНИИ ГОЧС и СГА) с их информационными и коммуникационными технологиями время действия выше указанных синдромов значительно сокращается, а при заблаговременном планировании возможности проведения работ по восстановлению образования — могут не возникать вовсе. И как видно из схемы, начальный этап восстановления образования на территориях с нарушенными условиями проживания возможно через один (инициирующий) предмет, наилучшим представителем которого является одна из дисциплин цикла безопасности

жизнедеятельности.

Созданная система дистанционного образования позволяет решить не только образовательные проблемы территорий с нарушенными условиями жизнеобеспечения, но и создать положительный «имидж власти» в условиях той или иной экстремальной ситуации.

В настоящее время по программе восстановления системы образования Чеченской Республики созданы и ведут образовательный процесс 17 представительств-филиалов дистанционного образования Современной гуманитарной академии, в которых обучаются около 6 000 студентов.

Кроме того, одним из самых существенных практических результатов деятельности авторского коллектива по теме разработки можно считать тот факт, что это направление работ и содружество партнеров продолжает развиваться. Признан и принят [5] Оценочный доклад ЮНЕСКО (2001-2002 годы). Современный гуманитарный институт, превратился сначала в университет, затем в высшую ступень высшего профессионального образования — академию, признан крупнейшим ВУЗом в стране, одним из крупнейших ВУЗов Европы, первым в России получил аккредитацию как ВУЗ дистанционного обучения и образования, а ВНИИ ГОЧС в соответствии с постановлением Правительства от 20 августа 2002 года №619 признан головной организацией по разработке учебных комплексов и технологий в области дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Таким образом, описанный комплект технологического и программно-методического обеспечения представляет из себя самодостаточный информационно-образовательный «кейс», готовый к дальнейшей унификации и применению для любых территорий, где требуется полностью или частично восстанавливать систему образования, разрушенную (нарушенную) вследствие социальных и военных конфликтов, широкомасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общей ред. Ю.Л.Воробьева. — М.: Издательская фирма «КРУК», 2002. — 365 с.

2. Шахраманьян М.А. Новые информационные технологии в задачах обеспечения национальной безопасности России (природно-техногенные аспекты) / Моногр. — М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС. 2003. — 293 с.

3. Шахраманьян М.А., Глебов В.Ю., Мирмович Э.Г. Космический мониторинг в обучении безопасности жизнедеятельности как новая информационно-образовательная технология // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 6. — М.: ВИНИТИ, 2002. — С. 135-140.

4. Карпенко М.П. Дистанционные технологии — массовое образование XXI века. // Образование в России.

— М.: Родина-Про, 2001.

5. Оценочный доклад. Образование в Чеченской Республике, состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития / ЮНЕСКО. Москва-Гудурмес, 2002. — 191 с.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.