Научная статья на тему 'Дистанционные технологии массового обучения специалистов и населения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС'

Дистанционные технологии массового обучения специалистов и населения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС Текст научной статьи по специальности «Безопасность. Аварийно-спасательные службы»

CC BY
402
50
Поделиться

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Карпенко М. П., Шахраманьян М. А., Мирмович Э. Г., Озеров А. А.

ЧС Совместная кафедра СГА и ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России как способ реализации массового обучения специалистов и населения на основе дистанционных технологий цифрового спутникового телевидения

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Карпенко М.П., Шахраманьян М.А., Мирмович Э.Г., Озеров А.А.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии массового обучения специалистов и населения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС»

УДК 372. 8. 614

Карпенко М.П. д.т.н., Шахраманьян М.А. д.т.н., Мирмович Э.Г. к.ф.-м.н., Озеров А.А. к.ф.н.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАССОВОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧС

Совместная кафедра СГА и ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России как способ реализации массового обучения специалистов и населения на основе дистанционыьх технологий цифрового спутникового телевидения

М.П. Карпенко

М.А. Шахраманьян

А.А. Озеров

Совместная кафедра СГА и ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России «Менеджмент риска в ЧС» создана и функционирует уже более 3 лет как вариант реализации сотрудничества науки и высшего учебного заведения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС.

Основные задачи кафедры:

1. Координация, научно-методическое обеспечение и сопровождение содержательной составляющей цикла дисциплин по безопасности жизнедеятельности и защите от ЧС, а также работ по обучению на территориях с нарушенными условиями жизнедеятельности.

2. Организация и развитие научно-исследовательских работ в области минимизации экономических последствий и рисков в условиях форс-мажорных обстоятельств типа ЧС в микроэкономике.

3. Научно-организационное сопровождение совместной деятельности с учебными и научно-исследовательскими структурами МЧС России.

Технология создания кафедры стандартна и соответствует аналогичной технологии организации совместной кафедры с МФТИ: рамочное соглашение, односторонние приказы об организации кафедры, разработка учебных программ, тематических планов и соответствующего контента лекций, рабочих учебников и тестов.

В организационный период в работе по созданию кафедры и подготовке учебно-дидактического пакета принимали участие 7 докторов наук, 11 кандидатов наук и целые службы как СГА, так и ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Программа для дистанционной подготовки специалистов по безопасности кафедры «Менеджмент риска в ЧС»

Дистанционное обучение (ДО) занимает всё более важное место в образовательной системе РФ. Наверное, сегодня нет ни одного ВУЗа, который бы в той или иной степени не использовал дистанционное обучение в своем учебном процессе. И несмотря на это, до сих пор в вопросах ДО пока немало проблем и белых пятен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанная учебная программа для специализированной подготовки в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС состоит из 9 юнит, 108 лекционных часов и охватывает все современные направления этой отрасли человеческой деятельности в условиях повышенных рисков и необходимости управления ими.

Курс телевизионных лекций кафедры «Менеджмент риска в ЧС»

Ниже приводится тематика телевизионных лекций (табл. 1), созданных для решения задач подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности и защите от ЧС, записанных на обычные VHS кассеты.

Курс слайд-лекций кафедры «Менеджмент риска в ЧС»

По всем вышеперечисленным темам телевизионных лекций созданы слайд-лекции, представляющие из себя компьютерный учебный продукт, основанный на специальной патентно-защищенной программной оболочке СГУ.

Комплект тестов по безопасности жизнедеятельности и защите от ЧС кафедры «Менеджмент риска в ЧС»

Кроме этого, по каждой теме-юните создан комплект тестов. Всего для обучающихся создано более 1 000 тестов. В содержании тестов большей части юнит отражены проблемы масштабных ЧС, нарушенных условий жизнеобеспечения и проживания.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Тематика телевизионных лекций Таблица 1

КОД/ТЕМА ЛЕКТОР

1.2079. Введение в специальность (вводная лекция)

1.2080. Теоретические основы анализа и управления рисками Глебов В.Ю.

1.2081. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины

1.2082. Принципы и методы управления риском

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2083. Снижение риска чрезвычайных ситуаций посредством управления атмосферными процессами Подрезов.

1.2084. Снижение риска ЧС посредством управления атмосферными процессами Ю.В.

1.2085. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС и система гражданской обороны Кривых

1.2086. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС и система гражданской обороны Е.И.

1.2121. Способы снижения рисков лесных пожаров и чрезвычайных лесопожарных ситуаций с использованием современных средств воздействия Подрезов. Ю.В.

2.2089. Основы мониторинга и прогнозирования ЧС

2.2091. Мониторинг и прогнозирование сейсмического риска

2.2092. Мониторинг и прогнозирование сейсмической опасности Нигметов

2.2093. Мониторинг технического состояния зданий и сооружений Г.М.

2.2094. Мониторинг и прогнозирование лесопожарной и паводковой обстановки

2.2095. Мониторинг техногенной опасности и рисков

2.2088. Система мониторинга и прогнозирования рисков чрезвычайных лесопожарных ситуаций Подрезов.

2.2087. Риски возникновения ЧС, связанных с опасными метеорологическими процессами и явлениями Ю.В.

3.2096. Физические основы дистанционного зондирования земли из космоса. Основные космические системы и их характеристики Епихин А.В.

3.2097. Использование космической информации для контроля за возникновением ЧС, динамика их развития и оценки ущерба

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2098. Основные положения методологии комплексной оценки риска ЧС природного и техногенного характера.

4.2099. Комплексная оценка риска ЧС природного и техногенного характера для персонала промышленных объектов Глебов В.Ю.

4.2100. Зонирование и ранжирование территории РФ

5.2102. Оценка экономических последствий ЧС

5.2104. Методические рекомендации по оценке экономического ущерба от последствий ЧС

5.2105. Косвенный экономический ущерб от ЧС, обусловленный каскадным эффектом в экономике Авдотьин

5.2106. Социально-экономические последствия ЧС В.П.

5.2107. Оценка эффективности инвестиций в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС

5.2258. Обязательное страхование гражданской ответственности

6.2108. Единые дежурно-диспетчерские службы управления ЧС города Качанов С.А.

6.2109. Единые дежурно-диспетчерские службы управления ЧС города

6.2110. Автоматизированная система консультативного обслуживания населения по вопросам ЧС

6.2112. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательных средств Блохин В.А.

6.2257. Основы автоматизации процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС Ножевни-ков И.А.

7.2113. Основные результаты работы ВСМК в условиях ЧС (на примере полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита» в условиях Чечни и Ингушетии) Кудрявцев Б.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.2114. Экстремальная и телемедицина Кобринс-

7.2115. Дистанционный медицинский мониторинг в ЧС кий Б.А.

7.2116. Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях и переломах костей Воропай А.В.

7.2117. Первая медицинская помощь при отморожении, травматическом шоке, отравлении техническими жидкостями

7.2118. Защита населения в чрезвычайных условиях мирного времени Белякова И.М.

7.2101. Радиационная ситуация на территории Чеченской республики Мирмович Э.Г.

8.2119. Основы информационных образовательных технологий в области подготовки и обучения населения действиям в ЧС и защиты от ЧС

8.2120. Развитие системы обучения и подготовки населения к действиям в ЧС и защите от ЧС

9.2126. Системно-деятельностные и дистанционные информационно-образовательные технологии обучения в области БЖД и защиты от ЧС Аветисов Г.М.

9.2128. Лицензирование деятельности промышленной безопасности опасных производственных объектов.

9.2125. Правовые основы обеспечения безопасности в ЧС

9.2129. Технология проведения аварийно-спасательных работ Корнейчук Ю.Ю.

9.2130. Технология проведения аварийно-спасательных работ

9.2131. Основы декларирования промышленной безопасности Глебов В.Ю.

Информационно-спутниковая образовательная технология СГА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В СГА уже более 10 лет успешно функционирует уникальная «Информационно-спутниковая образовательная технология», которая позволяет вести образовательный процесс в 410 учебных центрах в 89 субъектах РФ и за её пределами (в Украине, Белоруссии, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Армении и других странах).

Главный узел ИСОТ имеет установленный в Москве Телепорт для передачи цифровой информации через спутник и центральный сервер большой емкости, содержащий не только накопленный учебный материал, но и учебные досье всех учащихся, архивы и многое другое.

Центральный сервер осуществляет также функции администратора, виртуального деканата, включая все виды текущего и итогового контроля, бухгалтерии, почты и т.д. По количеству содержащейся в нем информации, центральный сервер может быть сравним с центральной библиотекой России, другими крупнейшими библиотеками мира.

Количество информации, передаваемой в филиалы через спутник, зависит от скоростных характеристик наличных каналов. СГА передает учебно-дидактическую и другую информацию со скоростью 8 Мбит в секунду. Так, средний вузовский учебник объёмом примерно 430 страниц текста, составляющий 2 Мбайта информации в цифровой форме, может быть передан по спутниковому каналу за 2 секунды, 30 учебников в минуту, 15 тысяч учебников за ночь.

Схема действия ИСОТ выглядит следующим образом:

- созданные в СГА учебные продукты в цифровом виде через телепорт передаются на спутник;

- со спутника информация поступает на приемные антенны во все учебные центры (УЦ) на имеющиеся у них коммуникационные серверы;

- с серверов УЦ информация по внутренним сетям расходится по компьютерным (КУТ) и компьютерно-телевизионным учебным терминалам (КТУТ).

В настоящее время идет работа по созданию мобильных (или автономных) учебных терминалов, которые позволят студентам изучать необходимую учебно-методическую информацию вне стен академии.

На здании базового ВУЗа установлена передающая спутниковая антенна, под которой — телепорт СГА.

В связи с обширностью образовательного пространства РФ, СГА в настоящее время одновременно использует возможности нескольких спутников: SESAT, ЯМАЛ-102 (200) и LMI.

В зоны покрытия этих спутников входит не только территория РФ, но и практически территории всех граничащих с Россией государств.

Используемая в СГА ИСОТ обладает рядом преимуществ и следующими достоинствами:

- географической автономностью (спутниковая связь может быть установлена в любой географической точке, электричество может быть получено от генератора тока);

- эксплутационной дешевизной (стоимость аренды спутникового канала раскладывается на все филиалы, прибавление новых филиалов не увеличивает стоимость аренды);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возможностью индивидуального обучения с помощью учебных терминалов, которые позволяют студентам в одном помещении изучать различные образовательные программы.

При этом ее можно применять совместно с другими образовательными технологиями: традиционноконтактной, кейсовой, Интернет и другими.

Основной особенностью организации учебного процесса в академии, является то, что он осуществляется по модульному принципу.

Этот принцип заключается в том, что каждая учебная дисциплина разделяется на логически замкнутые смысловые блоки, называемые модулями.

В рамках модулей проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке качества его усвоения.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Основной первичной единицей учебно-дидактического процесса является рабочий учебник — юни-та (Unit).

Первым этапом модульной технологии является самостоятельное усвоение студентом программной юниты.

Модульный рабочий учебник кроме методических материалов, содержит научный обзор учебного материала, глоссарий, перечень умений и упражнения по их алгоритмическому заучиванию, а также задания для самостоятельной работы.

В начале семестра каждый студент получает у методистов от 20 до 24 рабочих учебников.

В помощь студентам разработаны специальные учебно-методические пособия по работе с рабочими учебниками.

По каждому модулю, как правило, проводится комплекс обязательных аудиторных учебных занятий в нижеследующей последовательности.

Обзорная и модульные лекции. Возможны следующие формы проведения лекций: спутниковая видео- или слайд-лекция, учебный видеофильм.

Занятия с обучающими компьютерными программами (индивидуальный компьютерный тренинг) по учебному расписанию или индивидуально в зале самостоятельных компьютерных занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коллективный тренинг - аудиторное учебное занятие в игровой форме. Модульное тестирование по юните - текущий, неотсроченный контроль знаний.

Тестирование завершает модульный контроль знаний студента и определяет допуск студента к экзамену по дисциплине.

Методика этих занятий заключается в следующем.

Как уже говорилось, просмотр телевизионных спутниковых лекций и учебных видеофильмов может осуществляться как в коллективном, так и индивидуальном режиме. Студенты могут в любое удобное время заказать для просмотра интересующую их модульную лекцию.

Компьютерные занятия по каждому модулю проходят в специализированных классах, под руководством опытных педагогов-технологов.

В конце каждого компьютерного занятия студенту предлагается ответить на ряд вопросов теста. И только при положительных ответах он получает зачет, который заносится в ведомость.

Обучающие компьютерные программы разрабатываются в виде:

- исследовательских обучающих программ (R-тьюторов), обеспечивающих развитие навыков студентов в проведении анализа и исследования по определенной проблеме;

- профессиональных обучающих программ (Prof-тьюторы) и имитационных профессиональных обучающих программ (I-тьюторы), помогающих студентам освоить навыки работы с программными продуктами, используемыми в профессиональной деятельности специалистов;

- игровых обучающих программ (Complay).

Разработанные для проведения компьютерных занятий специальные компьютерные учебные терминалы (КУТ и КТУТ) основаны на использовании вместо монитора бытового телевизора. С помощью этих терминалов студенты просматривают слайд-лекции, осуществляют модульный и языковый тренинг, имеют доступ к электронным базам знаний, проходят ряд других занятий.

Важным этапом в усвоении образовательных программ являются коллективные тренинги. Это групповые семинарские занятия, которые проводятся по специально разработанным сценариям.

Они предоставляют возможность студентам раскрыть свои творческие способности, проявить инициативу, развить необходимые профессиональные знания и умения.

Коллективные тренинги в СГА проводятся в форме диспутов, круглых столов, вопросов-ответов и деловых игр.

Каждый семинар-тренинг проводится по специально разработанному сценарию и обеспечивается различными дидактическими материалами: сборники схем и практических заданий, специальные карточки и фишки, и многое другое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система IP-хелпинга (helping), разработанная в академии, предоставляет студентам возможность индивидуального обучения через Интернет по выбранному направлению или получать квалифицированные консультации преподавателей по изучаемой дисциплине в асинхронном режиме.

В течение семестра студент может задавать вопросы по любой из изучаемых юнит. Ответы на вопросы размещаются в Интернете не позднее чем через 3 дня после поступления вопросов.

В целях усиления контроля качества разработана Система диспетчерского контроля, которая успешно действует уже несколько лет. Все наши аудитории, в которых проводятся коллективные тренинги и другие контрольные занятия оборудованы видеокамерами. Информация о ходе занятий в этих классах поступает на мониторы диспетчеров, которые фиксируют все нарушения в журнал.

Понятно, что такая система очень дисциплинирует не только студентов, но и преподавателей, позволяет строго контролировать расписание занятий, соблюдение установленной технологии и методики проведения занятий.

Также в целях повышения качества образовательного процесса в СГА разработана система идентификации студентов при проведении модульного тестирования. Каждый студент при поступлении в академию получает персональную пластиковую карту, которая с помощью прибора ввода информации идентифицирует его в имеющейся электронной базе «Луч».

Модульное тестирование является завершающим занятием по модулю и представляет собой тотальный контроль знаний.

Тест обычно состоит из 36 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых один правильный.

Время, выделяемое непосредственно для ответов на вопросы, составляет 35 минут.

Занятия по тестированию знаний студентов проходит в специально оборудованных классах на приборах тестирования, так называемых ПТ. Прибор тестирования первого поколения ПТ-1 позволяет студенту автономно выполнять тестовое задания, вводя в прибор с помощью кнопок выбранный им ответ. Результаты тестирования считываются с прибора через инфракрасный порт. Компьютер сам проверяет правильность ответов студента и выставляет ему оценку, которая автоматически поступает в его электронное досье.

В настоящее время разработан новый вид приборов тестирования ПТ-2. Эти приборы позволяют использовать открытые тесты и осуществлять экзаменационное тестирование. С помощью таких приборов студент, прочитав вопрос на мини дисплее, может сам набрать ответ на клавиатуре.

Студенты-гуманитарии должны обладать устойчивыми навыками устной речи, уметь аргументировано излагать свои мысли.

С этой целью два раза в семестр каждый студент пишет небольшое эссе по выбранной теме, а потом осуществляет его запись на видеокамеру в специальном классе.

Надо сказать, что качество этих видео-работ с каждым семестром становиться всё выше, лучшие работы представляются на ежегодный конкурс.

В филиалах СГА, расположенных по всей стране и за рубежом, обучается более 150 тысяч студентов. При таком количестве обучающихся неизбежно встал вопрос о централизованном контроле за процессом усвоения знаний и качеством обучения. Для этого в академии разработана и внедрена информационная система «Луч». В ней ведутся десятки тысяч электронных досье студентов, в которых отражена информация об успеваемости, кадровых данных, оплате обучения, данные социологических опросов, всего более 1 500 параметров. В результате обработки данных, информационная система «Луч» формирует по различным параметрам более 150 форм списков и отчетов. Обрабатывая ежедневно до 15 миллионов записей, система «Луч» позволяет осуществлять полный контроль хода учебного процесса в академии. Все данные о студентах сосредоточиваются и хранятся в электронной базе на сервере базового ВУЗа. Система «Луч» содержит в себе фамилии, имя и отчество студентов, место проживания и регистрации, дату рождения и данные о предыдущем образовании. Кроме того, здесь хранятся и постоянно обновляются такие данные по обучению студента, как название филиала, номер контракта, направление обучения, месяц и год набора, и многое другое. Информационная система «Луч» фиксирует все события, происходящие со студентом на всем протяжении всего срока обучения в СГИ:

зачисление в институт, переводы с курса на курс, предоставление академического отпуска, отчисление и номер выданного диплома. В системе «Луч» в электронном виде храниться полная информация об успеваемости студентов. На каждого обучаемого ведется таблица текущего контроля успеваемости по учебным дисциплинам и модулям, а также оценки промежуточной аттестации за экзамены, зачеты и курсовые работы. Кроме этого, электронная система «Луч» позволяет учебно-вспомогательному персоналу филиалов формировать необходимые списки студентов, распечатывать экзаменационные ведомости, контролировать вопросы оплаты обучения и многое другое. В перспективе в информационной системе «Луч» предполагается осуществление обратной связи со студентами. Это означает, что каждый студент с любого компьютерного учебного терминала сможет получить доступ к накопленной информации, увидеть свои текущие оценки, внести изменения в личные данные, подкорректировать индивидуальный учебный план.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, реализуемая в СГА информационно-спутниковая образовательная технология (ИСОТ), соединив в себе достижения современной техники и технологий обучения, позволяет:

- максимально приблизить обучение студентов к месту их проживания;

- осуществлять индивидуальный выбор студентом своей программы обучения;

- пользоваться мощными информационными и библиотечными ресурсами (сравнимыми по объемам с МГУ);

- привлекать высококвалифицированные кадры ППС, проживающие в различных городах.

Через созданную совместную кафедру на основании развитой информационно-образовательной технологии и учебно-дидактического ресурса возможны организация и осуществление обучения и аттестации специалистов и руководителей субъектов РФ высшего и среднего звена в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение заочных электронных и спутниковых телеконференций, симпозиумов, круглых столов и семинаров, что в первую очередь важно для всех групп населения больших городов.

Кроме того, на базе кафедры через учебные центры СГА крупных городов можно организовывать в рамках РСЧС подсистемы экстренного оповещения и информирования населения об опасности ЧС и мерах по защите и эвакуации людей, передавать любые информационные модули в любых современных форматах (памятки, рекомендации), организовывать краткосрочные курсы массовой подготовки всех групп населения и проводить дистанционное тестирование специалистов и руководителей всех уровней в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС.

Научно-технические разработки