Научная статья на тему 'Дистанционные технологии массового обучения специалистов и населения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС'

Дистанционные технологии массового обучения специалистов и населения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко М. П., Шахраманьян М. А., Мирмович Э. Г., Озеров А. А.

ЧС Совместная кафедра СГА и ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России как способ реализации массового обучения специалистов и населения на основе дистанционных технологий цифрового спутникового телевидения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии массового обучения специалистов и населения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС»

УДК 372. 8. 614

Карпенко М.П. д.т.н., Шахраманьян М.А. д.т.н., Мирмович Э.Г. к.ф.-м.н., Озеров А.А. к.ф.н.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАССОВОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧС

Совместная кафедра СГА и ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России как способ реализации массового обучения специалистов и населения на основе дистанционыьх технологий цифрового спутникового телевидения

М.П. Карпенко

М.А. Шахраманьян

А.А. Озеров

Совместная кафедра СГА и ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России «Менеджмент риска в ЧС» создана и функционирует уже более 3 лет как вариант реализации сотрудничества науки и высшего учебного заведения в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС.

Основные задачи кафедры:

1. Координация, научно-методическое обеспечение и сопровождение содержательной составляющей цикла дисциплин по безопасности жизнедеятельности и защите от ЧС, а также работ по обучению на территориях с нарушенными условиями жизнедеятельности.

2. Организация и развитие научно-исследовательских работ в области минимизации экономических последствий и рисков в условиях форс-мажорных обстоятельств типа ЧС в микроэкономике.

3. Научно-организационное сопровождение совместной деятельности с учебными и научно-исследовательскими структурами МЧС России.

Технология создания кафедры стандартна и соответствует аналогичной технологии организации совместной кафедры с МФТИ: рамочное соглашение, односторонние приказы об организации кафедры, разработка учебных программ, тематических планов и соответствующего контента лекций, рабочих учебников и тестов.

В организационный период в работе по созданию кафедры и подготовке учебно-дидактического пакета принимали участие 7 докторов наук, 11 кандидатов наук и целые службы как СГА, так и ФЦ ВНИИ ГОЧС.

Программа для дистанционной подготовки специалистов по безопасности кафедры «Менеджмент риска в ЧС»

Дистанционное обучение (ДО) занимает всё более важное место в образовательной системе РФ. Наверное, сегодня нет ни одного ВУЗа, который бы в той или иной степени не использовал дистанционное обучение в своем учебном процессе. И несмотря на это, до сих пор в вопросах ДО пока немало проблем и белых пятен.

Разработанная учебная программа для специализированной подготовки в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС состоит из 9 юнит, 108 лекционных часов и охватывает все современные направления этой отрасли человеческой деятельности в условиях повышенных рисков и необходимости управления ими.

Курс телевизионных лекций кафедры «Менеджмент риска в ЧС»

Ниже приводится тематика телевизионных лекций (табл. 1), созданных для решения задач подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности и защите от ЧС, записанных на обычные VHS кассеты.

Курс слайд-лекций кафедры «Менеджмент риска в ЧС»

По всем вышеперечисленным темам телевизионных лекций созданы слайд-лекции, представляющие из себя компьютерный учебный продукт, основанный на специальной патентно-защищенной программной оболочке СГУ.

Комплект тестов по безопасности жизнедеятельности и защите от ЧС кафедры «Менеджмент риска в ЧС»

Кроме этого, по каждой теме-юните создан комплект тестов. Всего для обучающихся создано более 1 000 тестов. В содержании тестов большей части юнит отражены проблемы масштабных ЧС, нарушенных условий жизнеобеспечения и проживания.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Тематика телевизионных лекций Таблица 1

КОД/ТЕМА ЛЕКТОР

1.2079. Введение в специальность (вводная лекция)

1.2080. Теоретические основы анализа и управления рисками Глебов В.Ю.

1.2081. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины

1.2082. Принципы и методы управления риском

1.2083. Снижение риска чрезвычайных ситуаций посредством управления атмосферными процессами Подрезов.

1.2084. Снижение риска ЧС посредством управления атмосферными процессами Ю.В.

1.2085. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС и система гражданской обороны Кривых

1.2086. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС и система гражданской обороны Е.И.

1.2121. Способы снижения рисков лесных пожаров и чрезвычайных лесопожарных ситуаций с использованием современных средств воздействия Подрезов. Ю.В.

2.2089. Основы мониторинга и прогнозирования ЧС

2.2091. Мониторинг и прогнозирование сейсмического риска

2.2092. Мониторинг и прогнозирование сейсмической опасности Нигметов

2.2093. Мониторинг технического состояния зданий и сооружений Г.М.

2.2094. Мониторинг и прогнозирование лесопожарной и паводковой обстановки

2.2095. Мониторинг техногенной опасности и рисков

2.2088. Система мониторинга и прогнозирования рисков чрезвычайных лесопожарных ситуаций Подрезов.

2.2087. Риски возникновения ЧС, связанных с опасными метеорологическими процессами и явлениями Ю.В.

3.2096. Физические основы дистанционного зондирования земли из космоса. Основные космические системы и их характеристики Епихин А.В.

3.2097. Использование космической информации для контроля за возникновением ЧС, динамика их развития и оценки ущерба

4.2098. Основные положения методологии комплексной оценки риска ЧС природного и техногенного характера.

4.2099. Комплексная оценка риска ЧС природного и техногенного характера для персонала промышленных объектов Глебов В.Ю.

4.2100. Зонирование и ранжирование территории РФ

5.2102. Оценка экономических последствий ЧС

5.2104. Методические рекомендации по оценке экономического ущерба от последствий ЧС

5.2105. Косвенный экономический ущерб от ЧС, обусловленный каскадным эффектом в экономике Авдотьин

5.2106. Социально-экономические последствия ЧС В.П.

5.2107. Оценка эффективности инвестиций в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС

5.2258. Обязательное страхование гражданской ответственности

6.2108. Единые дежурно-диспетчерские службы управления ЧС города Качанов С.А.

6.2109. Единые дежурно-диспетчерские службы управления ЧС города

6.2110. Автоматизированная система консультативного обслуживания населения по вопросам ЧС

6.2112. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательных средств Блохин В.А.

6.2257. Основы автоматизации процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС Ножевни-ков И.А.

7.2113. Основные результаты работы ВСМК в условиях ЧС (на примере полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита» в условиях Чечни и Ингушетии) Кудрявцев Б.П.

7.2114. Экстремальная и телемедицина Кобринс-

7.2115. Дистанционный медицинский мониторинг в ЧС кий Б.А.

7.2116. Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях и переломах костей Воропай А.В.

7.2117. Первая медицинская помощь при отморожении, травматическом шоке, отравлении техническими жидкостями

7.2118. Защита населения в чрезвычайных условиях мирного времени Белякова И.М.

7.2101. Радиационная ситуация на территории Чеченской республики Мирмович Э.Г.

8.2119. Основы информационных образовательных технологий в области подготовки и обучения населения действиям в ЧС и защиты от ЧС

8.2120. Развитие системы обучения и подготовки населения к действиям в ЧС и защите от ЧС

9.2126. Системно-деятельностные и дистанционные информационно-образовательные технологии обучения в области БЖД и защиты от ЧС Аветисов Г.М.

9.2128. Лицензирование деятельности промышленной безопасности опасных производственных объектов.

9.2125. Правовые основы обеспечения безопасности в ЧС

9.2129. Технология проведения аварийно-спасательных работ Корнейчук Ю.Ю.

9.2130. Технология проведения аварийно-спасательных работ

9.2131. Основы декларирования промышленной безопасности Глебов В.Ю.

Информационно-спутниковая образовательная технология СГА

В СГА уже более 10 лет успешно функционирует уникальная «Информационно-спутниковая образовательная технология», которая позволяет вести образовательный процесс в 410 учебных центрах в 89 субъектах РФ и за её пределами (в Украине, Белоруссии, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Армении и других странах).

Главный узел ИСОТ имеет установленный в Москве Телепорт для передачи цифровой информации через спутник и центральный сервер большой емкости, содержащий не только накопленный учебный материал, но и учебные досье всех учащихся, архивы и многое другое.

Центральный сервер осуществляет также функции администратора, виртуального деканата, включая все виды текущего и итогового контроля, бухгалтерии, почты и т.д. По количеству содержащейся в нем информации, центральный сервер может быть сравним с центральной библиотекой России, другими крупнейшими библиотеками мира.

Количество информации, передаваемой в филиалы через спутник, зависит от скоростных характеристик наличных каналов. СГА передает учебно-дидактическую и другую информацию со скоростью 8 Мбит в секунду. Так, средний вузовский учебник объёмом примерно 430 страниц текста, составляющий 2 Мбайта информации в цифровой форме, может быть передан по спутниковому каналу за 2 секунды, 30 учебников в минуту, 15 тысяч учебников за ночь.

Схема действия ИСОТ выглядит следующим образом:

- созданные в СГА учебные продукты в цифровом виде через телепорт передаются на спутник;

- со спутника информация поступает на приемные антенны во все учебные центры (УЦ) на имеющиеся у них коммуникационные серверы;

- с серверов УЦ информация по внутренним сетям расходится по компьютерным (КУТ) и компьютерно-телевизионным учебным терминалам (КТУТ).

В настоящее время идет работа по созданию мобильных (или автономных) учебных терминалов, которые позволят студентам изучать необходимую учебно-методическую информацию вне стен академии.

На здании базового ВУЗа установлена передающая спутниковая антенна, под которой — телепорт СГА.

В связи с обширностью образовательного пространства РФ, СГА в настоящее время одновременно использует возможности нескольких спутников: SESAT, ЯМАЛ-102 (200) и LMI.

В зоны покрытия этих спутников входит не только территория РФ, но и практически территории всех граничащих с Россией государств.

Используемая в СГА ИСОТ обладает рядом преимуществ и следующими достоинствами:

- географической автономностью (спутниковая связь может быть установлена в любой географической точке, электричество может быть получено от генератора тока);

- эксплутационной дешевизной (стоимость аренды спутникового канала раскладывается на все филиалы, прибавление новых филиалов не увеличивает стоимость аренды);

- возможностью индивидуального обучения с помощью учебных терминалов, которые позволяют студентам в одном помещении изучать различные образовательные программы.

При этом ее можно применять совместно с другими образовательными технологиями: традиционноконтактной, кейсовой, Интернет и другими.

Основной особенностью организации учебного процесса в академии, является то, что он осуществляется по модульному принципу.

Этот принцип заключается в том, что каждая учебная дисциплина разделяется на логически замкнутые смысловые блоки, называемые модулями.

В рамках модулей проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке качества его усвоения.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Основной первичной единицей учебно-дидактического процесса является рабочий учебник — юни-та (Unit).

Первым этапом модульной технологии является самостоятельное усвоение студентом программной юниты.

Модульный рабочий учебник кроме методических материалов, содержит научный обзор учебного материала, глоссарий, перечень умений и упражнения по их алгоритмическому заучиванию, а также задания для самостоятельной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале семестра каждый студент получает у методистов от 20 до 24 рабочих учебников.

В помощь студентам разработаны специальные учебно-методические пособия по работе с рабочими учебниками.

По каждому модулю, как правило, проводится комплекс обязательных аудиторных учебных занятий в нижеследующей последовательности.

Обзорная и модульные лекции. Возможны следующие формы проведения лекций: спутниковая видео- или слайд-лекция, учебный видеофильм.

Занятия с обучающими компьютерными программами (индивидуальный компьютерный тренинг) по учебному расписанию или индивидуально в зале самостоятельных компьютерных занятий.

Коллективный тренинг - аудиторное учебное занятие в игровой форме. Модульное тестирование по юните - текущий, неотсроченный контроль знаний.

Тестирование завершает модульный контроль знаний студента и определяет допуск студента к экзамену по дисциплине.

Методика этих занятий заключается в следующем.

Как уже говорилось, просмотр телевизионных спутниковых лекций и учебных видеофильмов может осуществляться как в коллективном, так и индивидуальном режиме. Студенты могут в любое удобное время заказать для просмотра интересующую их модульную лекцию.

Компьютерные занятия по каждому модулю проходят в специализированных классах, под руководством опытных педагогов-технологов.

В конце каждого компьютерного занятия студенту предлагается ответить на ряд вопросов теста. И только при положительных ответах он получает зачет, который заносится в ведомость.

Обучающие компьютерные программы разрабатываются в виде:

- исследовательских обучающих программ (R-тьюторов), обеспечивающих развитие навыков студентов в проведении анализа и исследования по определенной проблеме;

- профессиональных обучающих программ (Prof-тьюторы) и имитационных профессиональных обучающих программ (I-тьюторы), помогающих студентам освоить навыки работы с программными продуктами, используемыми в профессиональной деятельности специалистов;

- игровых обучающих программ (Complay).

Разработанные для проведения компьютерных занятий специальные компьютерные учебные терминалы (КУТ и КТУТ) основаны на использовании вместо монитора бытового телевизора. С помощью этих терминалов студенты просматривают слайд-лекции, осуществляют модульный и языковый тренинг, имеют доступ к электронным базам знаний, проходят ряд других занятий.

Важным этапом в усвоении образовательных программ являются коллективные тренинги. Это групповые семинарские занятия, которые проводятся по специально разработанным сценариям.

Они предоставляют возможность студентам раскрыть свои творческие способности, проявить инициативу, развить необходимые профессиональные знания и умения.

Коллективные тренинги в СГА проводятся в форме диспутов, круглых столов, вопросов-ответов и деловых игр.

Каждый семинар-тренинг проводится по специально разработанному сценарию и обеспечивается различными дидактическими материалами: сборники схем и практических заданий, специальные карточки и фишки, и многое другое.

Система IP-хелпинга (helping), разработанная в академии, предоставляет студентам возможность индивидуального обучения через Интернет по выбранному направлению или получать квалифицированные консультации преподавателей по изучаемой дисциплине в асинхронном режиме.

В течение семестра студент может задавать вопросы по любой из изучаемых юнит. Ответы на вопросы размещаются в Интернете не позднее чем через 3 дня после поступления вопросов.

В целях усиления контроля качества разработана Система диспетчерского контроля, которая успешно действует уже несколько лет. Все наши аудитории, в которых проводятся коллективные тренинги и другие контрольные занятия оборудованы видеокамерами. Информация о ходе занятий в этих классах поступает на мониторы диспетчеров, которые фиксируют все нарушения в журнал.

Понятно, что такая система очень дисциплинирует не только студентов, но и преподавателей, позволяет строго контролировать расписание занятий, соблюдение установленной технологии и методики проведения занятий.

Также в целях повышения качества образовательного процесса в СГА разработана система идентификации студентов при проведении модульного тестирования. Каждый студент при поступлении в академию получает персональную пластиковую карту, которая с помощью прибора ввода информации идентифицирует его в имеющейся электронной базе «Луч».

Модульное тестирование является завершающим занятием по модулю и представляет собой тотальный контроль знаний.

Тест обычно состоит из 36 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых один правильный.

Время, выделяемое непосредственно для ответов на вопросы, составляет 35 минут.

Занятия по тестированию знаний студентов проходит в специально оборудованных классах на приборах тестирования, так называемых ПТ. Прибор тестирования первого поколения ПТ-1 позволяет студенту автономно выполнять тестовое задания, вводя в прибор с помощью кнопок выбранный им ответ. Результаты тестирования считываются с прибора через инфракрасный порт. Компьютер сам проверяет правильность ответов студента и выставляет ему оценку, которая автоматически поступает в его электронное досье.

В настоящее время разработан новый вид приборов тестирования ПТ-2. Эти приборы позволяют использовать открытые тесты и осуществлять экзаменационное тестирование. С помощью таких приборов студент, прочитав вопрос на мини дисплее, может сам набрать ответ на клавиатуре.

Студенты-гуманитарии должны обладать устойчивыми навыками устной речи, уметь аргументировано излагать свои мысли.

С этой целью два раза в семестр каждый студент пишет небольшое эссе по выбранной теме, а потом осуществляет его запись на видеокамеру в специальном классе.

Надо сказать, что качество этих видео-работ с каждым семестром становиться всё выше, лучшие работы представляются на ежегодный конкурс.

В филиалах СГА, расположенных по всей стране и за рубежом, обучается более 150 тысяч студентов. При таком количестве обучающихся неизбежно встал вопрос о централизованном контроле за процессом усвоения знаний и качеством обучения. Для этого в академии разработана и внедрена информационная система «Луч». В ней ведутся десятки тысяч электронных досье студентов, в которых отражена информация об успеваемости, кадровых данных, оплате обучения, данные социологических опросов, всего более 1 500 параметров. В результате обработки данных, информационная система «Луч» формирует по различным параметрам более 150 форм списков и отчетов. Обрабатывая ежедневно до 15 миллионов записей, система «Луч» позволяет осуществлять полный контроль хода учебного процесса в академии. Все данные о студентах сосредоточиваются и хранятся в электронной базе на сервере базового ВУЗа. Система «Луч» содержит в себе фамилии, имя и отчество студентов, место проживания и регистрации, дату рождения и данные о предыдущем образовании. Кроме того, здесь хранятся и постоянно обновляются такие данные по обучению студента, как название филиала, номер контракта, направление обучения, месяц и год набора, и многое другое. Информационная система «Луч» фиксирует все события, происходящие со студентом на всем протяжении всего срока обучения в СГИ:

зачисление в институт, переводы с курса на курс, предоставление академического отпуска, отчисление и номер выданного диплома. В системе «Луч» в электронном виде храниться полная информация об успеваемости студентов. На каждого обучаемого ведется таблица текущего контроля успеваемости по учебным дисциплинам и модулям, а также оценки промежуточной аттестации за экзамены, зачеты и курсовые работы. Кроме этого, электронная система «Луч» позволяет учебно-вспомогательному персоналу филиалов формировать необходимые списки студентов, распечатывать экзаменационные ведомости, контролировать вопросы оплаты обучения и многое другое. В перспективе в информационной системе «Луч» предполагается осуществление обратной связи со студентами. Это означает, что каждый студент с любого компьютерного учебного терминала сможет получить доступ к накопленной информации, увидеть свои текущие оценки, внести изменения в личные данные, подкорректировать индивидуальный учебный план.

Таким образом, реализуемая в СГА информационно-спутниковая образовательная технология (ИСОТ), соединив в себе достижения современной техники и технологий обучения, позволяет:

- максимально приблизить обучение студентов к месту их проживания;

- осуществлять индивидуальный выбор студентом своей программы обучения;

- пользоваться мощными информационными и библиотечными ресурсами (сравнимыми по объемам с МГУ);

- привлекать высококвалифицированные кадры ППС, проживающие в различных городах.

Через созданную совместную кафедру на основании развитой информационно-образовательной технологии и учебно-дидактического ресурса возможны организация и осуществление обучения и аттестации специалистов и руководителей субъектов РФ высшего и среднего звена в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведение заочных электронных и спутниковых телеконференций, симпозиумов, круглых столов и семинаров, что в первую очередь важно для всех групп населения больших городов.

Кроме того, на базе кафедры через учебные центры СГА крупных городов можно организовывать в рамках РСЧС подсистемы экстренного оповещения и информирования населения об опасности ЧС и мерах по защите и эвакуации людей, передавать любые информационные модули в любых современных форматах (памятки, рекомендации), организовывать краткосрочные курсы массовой подготовки всех групп населения и проводить дистанционное тестирование специалистов и руководителей всех уровней в области безопасности жизнедеятельности и защиты от ЧС.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.