^^^НОВЫЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕТЕХНОЛОГИ^^^^
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (до 2003 года - Современный гуманитарный университет) основана в 1992 году. Пройдя лицензирование в 1997 году и получив государственную аккредитацию, она к своему десятилетнему юбилею выпустила 53 тысячи высококвалифицированных специалистов по направлениям «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика», «Психология», «Информатика и вычислительная техника», «Лингвистика», «Философия», «Политология», «Педагогика», «Социология». По данным службы занятости, среди выпускников СГА практически нет безработных.
В 2002 году Академия имела учебные центры в 350 городах России и в 60 городах стран СНГ - в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Украине, Таджикистане. И это не предел! СГА занимает второе место в мире по количеству студентов: ежегодно в Академии обучается 145 тысяч студентов.
В чем секрет успеха? Прежде всего в оригинальных учебно-методических разработках, нацеленных на глубокое усвоение знаний студентами, в сочетании с использованием новейших информационных технологий в образовательных процессах, в выявлении и использовании инновационных моделей дистанционного образования, в развитии спутникового образовательного телевидения. Одним словом -в плодотворном союзе дидактических и технологических инноваций, многие из которых востребованы системой высшего образования страны в целом.
Более подробно о Современной гуманитарной академии расскажет ее ректор, доктор технических наук., профессор Михаил Петрович Карпенко.
СГА - 10 лет инновационной работы
(Интервью с М.П. Карпенко)
Наши корреспонденты И.Е. Задорож-нюк и О. Чебанова взяли интервью у ректора Современной гуманитарной академии М. П. Карпенко:
- Михаил Петрович, в каком качестве вступает Академия во второе десятилетие своей истории?
- Как крупнейшее высшее учебное заведение страны и одновременно разработчик новейших образовательных технологий. Как носитель уникальных образовательных технологий и одновременно научный центр подготовки кандидатов наук по ряду довольно дефицитных специальностей. Как содружество плодотворно сотрудничающих научно-исследовательских институтов, входящих в Академию:
НИИ разработки образовательных программ, НИИ образовательных технологий, НИИ телевизионного обучения, НИИ компьютерного обучения; НИИ психологии обучения и социологии образования, НИИ печати, НИИ информатизации, НИИ оздоровления учащихся.
С 2002 года в СГА функционирует Институт послевузовского профессионального образования, задача которого - научная работа с аспирантами и соискателями. К ней привлечены лучшие кадры преподавателей и исследователей, включая академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук, ряда других академий, ведущих ученых в своих областях; планиру-
ется привлечение специалистов из-за рубежа на основе обмена.
- А не утопия ли это в столь трудные для России времена?
- Отвечу вопросом на вопрос: а не мифом ли представлялось поначалу предложение ввести всеобщее начальное образование в России всего лишь 100 лет тому назад? Выдвинул его министр народного просвещения граф и либерал И. И. Толстой в 1905 году, а проводил через Государственную Думу другой министр, профессор «из немцев» М. П. Кауфман. Утопией казалось на первых порах и введение всеобщего среднего образования во времена Н. С. Хрущева. Настает время осуществления и этой последней «утопии», и Современная гуманитарная академия берет на себя немалую часть трудов в этом направлении, разрабатывая и внедряя новейшие образовательные технологии на всем пространстве Российской Федерации и в ряде сопредельных стран.
- Поговорим о ступительных экзаменах, точнее их отсутствии...
- Мы действительно принимаем абитуриентов до тех пор, пока на курсе есть свободные места. Единственные вступительные испытания, которые вуз обязан проводить по закону РФ, - экзамен по языку, на котором ведется обучение. Наши абитуриенты сдают тест на знание русского языка, и это все. Подобная политика приема студентов себя оправдывает. Ни для кого не секрет, что приемные экзамены - это лотерея и психологический стресс. Кроме того, между школьными знаниями и требованиями вступительных экзаменов лежит пропасть, «перепрыгнуть» которую можно, за редким исключением, лишь занимаясь на вузовских подготовительных курсах или с репетиторами. У всех ли есть такая возможность? А ведь право на получение высшего образования закреплено в Конституции России...
Я глубоко убежден, что высшее образование должно быть массовым. В стране учиться в высшей школе хотели бы около 80% населения - это больше, чем в Великобритании или Ирландии! Мы даем им возможность осуществить свою мечту.
- Не влечет ли доступность высшего образования в СГА к его «психологическому удешевлению»? Известно, что человек не дорожит тем, что досталось легко...
- Не думаю. Рояли тоже продаются свободно, но не каждый стремится стать пианистом. В Академии очень высок процент так называемых мотивированных студентов, которые знают, кем в этой жизни они хотят стать и какие знания им нужны. Кроме того, учиться в СГА не просто. Поступить - легко, но дальше нужно много работать. Поступление без экзаменов - это просто шанс; будет ли он реализован - зависит от самого студента.
- Придерживаться нестандартных форм обучения - это тоже правило Академии?
- Мы не изобретаем велосипед и не ставим необдуманных образовательных экспериментов. Система, по которой ведется обучение в Академии, давно и успешно функционирует в вузах большинства мировых держав. С сентября 2003 г. СГА официально входит в Болонскую конвенцию, объединяющую европейские вузы, работающие по стандартизированной системе.
- В чем особенности этой системы? Известно несколько базовых образовательных моделей.
- Система построена по модульному принципу. Технология «Корона», по которой ведется преподавание в СГА, состоит в том, что каждая учебная дисциплина разбита на определенное число модулей (credits, в английской тер-
минологии). Каждый модуль рассчитан на освоение в течение 36 академических часов. Наполнение модулей ориентировано на психо-физические качества человека и содержит оптимальный для усвоения объем информации. Благодаря техническому оснащению Академии, мы имеем возможность строить модули так, что скорость усвоения знаний по нашим методикам примерно на 19% выше, чем по традиционным технологиям обучения.
- Вы произнесли ключевую для СГА фразу: «благодаря техническому оснащению вуза.»
- Да, Академия - российский лидер по техническому оснащению, у нас самый высокий процент инвестирования именно в технологии образования. Приведу простой пример: только выходов в Интернет в Академии предусмотрено более 500.
- СГА - единственный вуз России, в котором в качестве основы обучения используется информационно-спутниковая образовательная технология, включающая собственный телепорт и оптоволоконную линию связи. Как это отражается на учебном процессе?
- Основное средство обучения в Академии - специальные компьютерные программы. Их несколько видов: супертьюторы, т.е. программы-тренажеры; имитационные профтьюторы, обучающие работать с профессиональными приложениями; комплеи -компьютерные деловые игры в области экономики и менеджмента; R-тью-торы - программы, развивающие исследовательские навыки в заданной области.
- Как организован учебный процесс? Насколько известно, при модульной модели обучения значительная роль отводится самостоятельной работе студента.
- Наши студенты имеют возможность в любое время посещать медиа-
центры вуза. Получить необходимый материал - дело нескольких минут: система передачи данных позволяет переслать вузовский учебник в любую точку мира всего за 2 секунды. Кроме того, по каждому модулю студент получает учебник, предназначенный для самостоятельной работы. В него, помимо содержания курса, обязательно включены глоссарий, тематический обзор учебного материала и список упражнений на закрепление знаний. Учебники дополнены модульными лекциями, поясняющими и конкретизирующими материал: ведущие преподаватели СГА читают спутниковые телелекции и дают консультации в режиме реального времени. Недавно был разработан принципиально новый продукт, получивший название «слайд-лекция»: параллельно звуковому ряду осуществляется показ слайдов: 100-150 кадров за 80 минут.
- «Ноу-хау» Академии в области библиотечного дела - цифровая библиотека. Книга печатается по индивидуальному запросу студента через принтер-копир в единственном экземпляре. Не происходит ли в таком случае девальвация ценности книги, которая начинает восприниматься просто как некий распечатанный текст?
- Отношение к книге как к ценности заложено в культуре, в которой еще жива память о драгоценных свитках, писаных от руки. С изобретением книгопечатания книга постепенно перестала быть роскошью. В недорогих современных изданиях на первое место вышла, если так можно сказать, ее утилитарная функция, т.е. собственно напечатанный текст. Роскошно изданные фолианты наравне со старинными изданиями приобрели статус объекта коллекционирования или же просто великолепного подарка. Наш студент, держащий в руках оттиск требуемого издания, будь то справочник или художе-
ственный текст, должен прекрасно понимать, что он не встретит в этом экземпляре ни великолепных иллюстраций, ни искусных заставок; перед ним - только текст. Однако согласитесь, что в условиях, когда традиционный книжный экземпляр получить невозможно, распечатанная электронная книга - великолепный выход из положения.
- Вы считаете, что утилитарная функция книги должна доминировать?
- Этот вопрос из того же разряда, что и о целесообразности массового высшего образования. Должна быть какая-то база, корпус текстов, доступных всем и каждому - на любых носителях. Аналогичная ситуация складывается и с системой лекций, принятой в Академии. Да, наверно, слушать лекцию С. П. Капицы или С. Д. Резника «вживую» было бы интереснее: яркая личность создает вокруг себя некую ауру. Но аудитория, даже самая большая, способна вместить ограниченное число людей. Лекцию же, переданную по каналам спутниковой связи, сможет услышать любой студент в каждом из 53 учебных центров, организованных СГА, с задержкой в передаче не более 1,5 секунды.
- То есть техническое оснащение позволяет свободно варьировать как место, так и время проведения лекции?
- Совершенно верно. Благодаря современным технологиям связи мы имеем возможность приглашать для выступлений лучших специалистов профильных для вуза научных направлений. По этому же принципу сформирован и профессорско-преподавательский состав СГА. Трехуровневая структура экстерриториального профессорско-преподавательского состава (ЭППС) включает направления, специальности и кафедры и позволяет использовать опыт и знания наиболее квалифицированных и авторитет-
ных членов академического сообщества, которым поручаются руководство верхними уровнями иерархии ЭППС.
- Как в отсутствие традиционных лекций и семинаров осуществляется «обратная связь» студентов с преподавателем?
- С помощью тех же современных технологий. Была создана программа 1Р-хелпинг: студент подключается к ее базе данных и сначала ищет ответ в ней. Если же вопрос задан впервые, то квалифицированный ответ на него студент получит в течение 4-5 дней.
- Мы говорили о самоподготовке, подразумевающей, помимо всего прочего, и жесткую самодисциплину. Контроль студента над собой и контроль над ним (извне) - как соотносятся эти два параметра в рамках учебных методик СГА?
- Студент сам определяет свою специализацию и несет ответственность за свой выбор - причем в первую очередь перед самим собой. Он же самостоятельно принимает решение о расширении списка изучаемых дисциплин или в рамках государственного стандарта сводит его к минимуму. Можно ли назвать это самоконтролем? Думаю, да, поскольку трезвая оценка своих сил и желаний, умение грамотно организовать свое рабочее время и пространство - его синонимы. Что касается второй половины вопроса... Естественно, в Академии существует многоуровневая система контроля за усвоением знаний. Выдавая студенту диплом, подтверждающий ту или иную научную степень, мы гарантируем тем самым, что он обладает необходимым набором знаний и профессиональных навыков. За 10 лет своего существования СГА заработала в образовательных кругах блестящую репутацию, которую мы не хотим терять.
Контроль за усвоением студентами учебного материала осуществляется Центром мониторинга и управления качеством, где применяются оригинальные мобильные приборы электронного тестирования, связанные через инфракрасный порт с устройством ввода информации и компьютером, на котором стоит тестирующая программа. Для учета результатов тестирования и для сопровождения учебного процесса в Академии разработана мощная информационная система «Луч», в которой на каждого студента заводится электронное досье. В идеале хотелось бы полностью отказаться от традиционных форм контроля - экзаменационных сессий.
- Ваша технология по сути дела предполагает, что знание тождественно информации, а образование есть усвоение тезауруса, линков и проверка этого усвоения с помощью тестирования. Не слишком ли жесткая редукция? На это обращают внимание, связывая знание с пониманием, «экзистенциаль-ныи диалогом», «живым общением».
- Последнее, безусловно, важно. Однако «понимательное измерение» знания не отменяет его предметного содержания и необходимости его освоения. Не так ли? Наша модель образования как раз отказывается от анонимно-репродуктивной организации учебного процесса. Индивидуализация - один из наших базовых принципов.
- Программы СГА отвечают, пожалуй, основным требованиям к образованию XXI века: они наукоемки, высокотехнологичны и легко адаптируются под индивидуальные требования. Весь ход учебного процесса является предпосылкой для развития в Академии мощной системы дистанционного образования.
- СГА является российским лидером дистанционного образования.
Уникальная информационно-спутниковая технология обучения позволила разработать новую идеологию, которую можно назвать «образование на месте». Дистанционное образование идеально подходит для военнослужащих, для жителей отдаленных регионов. Программы созданы с учетом не только федерального, но и регионального компонента. Кроме того, заключено официальное соглашение с Комитетом по делам соотечественников о том, что СГА будет являться базовым вузом на всем постсоветском пространстве по технологиям ДО. Термин «базовый вуз» предполагает, что программы СГА по соответствующим направлениям будут рекомендованы для преподавания в других вузах.
- Обижаются на Ваше поведение на региональных образовательных рынках.
- Обиды здесь неуместны, на то это и рынок. Есть правила конкурентной борьбы, мы их не нарушаем.
- Планируется ли выход за рамки постсоветского пространства?
- Не планируется - уже реализуется! С 1999 г. в Академии действует разработанная совместно с Кембриджским университетом программа «Введение в английское и европейское право». Ее слушателем может стать любой студент СГА независимо от места проживания. В Лиме (Перу) готовится к открытию пилотный центр по координации образовательной деятельности СГА в странах Латинской Америки с преподаванием на испанском языке. С мая 2000 г. действует центр в Израиле; совместно с университетами Кипра, Мальты и ряда других стран организуются международные стажировки для студентов лингвистического, экономического и юридического направлений. Академия является членом ряда международных организаций: Европейской ассоциа-
ции международного образования (ЕА1Е), Европейского фонда управления качеством (EFQM), Международной ассоциации университетов (1Аи) при ЮНЕСКО и др.
- Технические мощности вуза работают не только на сферу образования?
- Мы понимаем слово «образование» широко, например, как популяризацию того или иного научного направления, как привлечение внимания общества к тем или иным социальным проблемам. Только с начала 2003 г. состоялись три телемарафона, организованные на базе спутниковых технологий СГА. 25 января был проведен Всероссийский детский правовой телемарафон «Права ребенка в новом веке», который посетила супруга Президента РФ Людмила Путина; 5 апреля прошел телемарафон «Мое здоровье», организованный совместно с Минздравом и Комитетом РФ по спорту; 12 апреля состоя-
лась видеоконференция «Молодежь -за права человека, против терроризма», участники которой имели возможность в течение 20 минут обращаться в режиме реального времени с космонавтами, находящимися на орбите. В видеоконференции в общей сложности приняло участие около 3,5 млн. человек из 45 субъектов Федерации.
- Изображения на щите герба Академии символизируют все основные сферы деятельности СГА. Принципиально ли объединение на соседних полях компьютера и свитка?
- В рисунке мы стремились не только схематически показать основные направления работы Академии. Знания имеют общую природу: разъединены ветви, но ствол - один. Снабжая своих студентов знаниями по той или иной дисциплине, мы, на самом деле, даем им инструмент для познания мира.