Научная статья на тему 'Иcпользование телекоммуникационной образовательной технологии современной гуманитарной академии для широкомасштабного обучения, оповещения и информирования населения Российской Федерации'

Иcпользование телекоммуникационной образовательной технологии современной гуманитарной академии для широкомасштабного обучения, оповещения и информирования населения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов В. В., Озеров А. А.

Описаны структура и методы реализации дистанционной информационно-спутниковой образовательной технологии Современной гуманитарной академии, в которой обучаются около 180 000 студентов в 800 филиалах СГА в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are described structure and methods of implementation of modern humanitarian academy distance informational and space educational technologies. Academy has 800 branches in Russia and abroad and about 180 000 students.

Текст научной работы на тему «Иcпользование телекоммуникационной образовательной технологии современной гуманитарной академии для широкомасштабного обучения, оповещения и информирования населения Российской Федерации»

УДК 004...37

В.В. Морозов, А.А. Озеров к.ф.н. (Современная гуманитарная академия г. Москва) ^ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ ДЛЯ ШИРОКОМАСШТАБНОГО ОБУЧЕНИЯ, ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

V.V.Morozov, A.A.Ozerov (HumanitarianAcademy, Moscow) MODERN HUMANITARIAN ACADEMY TELECOMMUNICATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES USE FOR WIDE EDUCATION AND INFORMING POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Описаны структура и методы реализации дистанционной информационно-спутниковой образовательной технологии Современной гуманитарной академии, в которой обучаются около 180 000 студентов в 800 филиалах СГА в России и за рубежом.

There are described structure and methods of implementation of modern humanitarian academy distance informational and space educational technologies. Academy has 800 branches in Russia and abroad and about 180 000 students.

В.В. Морозов

А.А. Озеров

Современная гуманитарная академия (СГА) является вузом, реализующим образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на применении телекоммуникационной (информационно-спутниковой) технологии для передачи и телевещания, а также Интернета и локальных вычислительных сетей для обеспечения доступа обучаемых к информационным образовательным ресурсам. Все филиалы СГА организованы как территориально удаленные структурные подразделения, реализующие образовательные программы не в полном объеме — промежуточная и итоговая аттестации осуществляются базовым вузом. Оснащенность СГА и его филиалов соответствующими техническими средствами, научно-методическими разработками и учебными информационными ресурсами была проверена и получила положительную оценку в ходе подведения итогов эксперимента по дистанционному обучению (решение коллегии Минобразования России от 26.06.2002 г. № 16 (1).

СГА имеет более 800 учебных центров по всей территории России, в странах СНГ и дальнего зарубежья, в которых обучается более 175 000 студентов.

В СГА создана и функционирует система управления качеством. Дважды по результатам проводимых Минобразования России конкурсов «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» СГА становился лауреатом. Качество подготовки выпускников СГА обеспечивается не только жестким выходным контролем, но и за счет «встраивания» качества в учебные продукты при

о

VO «

ÎP

го «

ÎP

и

CU т s

I

X

eu f— I

0

1

т

^

re I

их разработке, непрерывного мониторинга качества усвоения знаний обучающимися, непрерывного контроля и управления «по процессам», а также обеспечения безусловной воспроизводимости ДОТ СГА в любом филиале, независимо от его места нахождения. Одной из неотъемлемых составляющих системы управления качеством в СГА является система внутренней аттестации. Эта служба в плановом порядке с использованием результатов самообследования филиалов проводит контроль качества их работы с выездом на место. Это обеспечивает возможность выявления и предотвращения действия негативных факторов на стадии их возникновения, а также позволяет в результате обобщения положительного опыта работы филиалов вырабатывать рекомендации по совершенствованию учебного процесса.

СГА в числе первых десяти российских вузов успешно прошла сертификацию системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2000), получив сертификат соответствия СК № 12-00367, регистрационный № СТ CEPT.RU 04 ВС. С 00367, дата регистрации 5 ноября 2004 г.

0

VO га ср

го «

ср

О!

X ^

и

CU т X

1

X CU н

I

0

1 т

I

СГА развивается как вуз, в каждом учебном центре которого, независимо от его места нахождения, осуществляются совершенно одинаковые педагогические технологии и предоставляются одинаковые информационные ресурсы. Применяемая в СГА ДОТ технология является телекоммуникационной, реализуемой в виде информационно-спутниковой образовательной технологии.

Информационно-спутниковая образовательная технология (ИСОТ) СГА базируется на цифровой спутниковой связи через спутники «Экспресс-АМ22» и «Ямал-201» и широком применении мультимедийных учебно-методических комплексов. Весь учебный информационный ресурс СГА доступен посредством телекоммуникаций каждому студенту любого учебного центра СГА, независимо от его места нахождения, с электронных учебных мест.

ДОТ СГА характеризуется следующим: 1. Применяемая технология позволяет создать специальную учебную среду в любом географическом пункте, т.е. дистанционно. Возможность погрузиться в непрерывный учебный процесс осуществляется

через постоянное использование различных учебных продуктов — от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудиокурсов, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.

2. Широко используется обзорное обучение, реализуемое посредством обзорных телелекций и им-принтинговых видеолекций, помогающее студенту создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности.

3. Регулярно применяемое глоссарное и алгоритмическое обучение обеспечивает упорядоченное запоминание понятий, фактов, персоналий, входящих в профессиональные словари, а системное заучивание алгоритмов профессиональных умений позволит будущим специалистам в дальнейшем легко решать их основные задачи.

4. Погружение в сферу развивающего обучения, реализуемого в рамках данной технологии, организует для учащегося самостоятельный поиск информации, ее творческое осмысление и самостоятельные действия в постоянно меняющихся условиях.

В основу ДОТ СГА положен модульный принцип, предполагающий разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения. Модули являются зачетными единицами (кредитами в терминологии Болон-ского процесса, к которому СГА подключилась осенью 2003 г., подписав соответствующие документы). Изучение каждого модуля рассчитано примерно на 45 академических часов (36 ак. часов без учета экзаменационных сессий), что включает обязательную аудиторную и самостоятельную работу студента. При телекоммуникационной ДОТ аудиторные часы — это консультационно-тренинговые и аттестационные занятия, а самостоятельная работа — это работа с текстами. Студенты очной формы обучения СГА в течение одного семестра изучают в среднем 22 модуля, а заочной — в среднем 17. С учетом экзаменов, практик и стажировок для очной формы обучения объем нагрузки составляет 30 зачетных единиц в семестр, а для заочной формы — 24 зачетных единицы.

Принципы ДОТ СГА позволяют проводить идентичный учебный процесс во всех территориально удаленных учебных центрах.

Основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими каждый модуль изучаемых учебных дисциплин, являются учебно-методические комплексы (УМК). Назначение УМК — обеспечение эффективной работы обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы.

УМК включают в себя учебные продукты и учебно-методические материалы в электронном виде и на бумажных носителях:

- рабочую программу дисциплины;

- рабочие учебники;

- вводные и модульные лекции, выполненные

в виде телелекций, слайдлекций и аудио-лекций;

- информационные и методические материалы по коллективным тренингам;

- обучающие компьютерные программы;

- профессиональные лабораторные работы;

- телетьюторинги, выполненные в виде телелекций и слайдлекций;

- тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга — от 100 до 300 вопросов по каждому модулю;

- базы вопросов промежуточной аттестации от 100 до 350 вопросов по дисциплине;

- методические материалы по подготовке телеэссе с применением цифровых или аналоговых видеокомплексов;

- тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы — справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке);

- методические материалы для организации самостоятельной работы студентов (печатные материалы и на электронных носителях);

- методические материалы по работе с системой 1Р-хелпинга и работе с текстами в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке (печатный материал и на электронных носителях);

- материалы настенного обучения.

Обеспеченность учебными материалами для

индивидуальной работы студентов составляет 1 экземпляр на студента.

Количество электронных учебных мест в каждом учебном центре обеспечивает каждому студенту доступ к электронным информационным ресурсам обучения в соответствии с учебными планами.

Все учебные продукты проходят внутреннюю экспертизу базового вуза не только на предмет ка-

чества, но и на предмет допуска к использованию в условиях ДОТ. Эта работа проводится профессорско-преподавательским составом и специалистами научно-исследовательских институтов СГА.

Указанные материалы передаются через систему цифровой спутниковой связи в филиалы. Филиалы обеспечивают воспроизводимость ДОТ СГА на основе разработанных в базовом вузе технологических инструкций, регламентирующих организацию учебного процесса.

Изучение рабочего учебника включает в себя самостоятельное ознакомление с материалом модуля и подготовку к аудиторным занятиям. Принтерный рабочий учебник содержит научный обзор учебного материала, глоссарий, перечень умений и упражнений по их алгоритмическому заучиванию, а также задания для самостоятельной работы.

Лекции читаются профессиональными учеными и специалистами высокой квалификации. Лекции записываются в цифровой и аналоговой форме. Аналоговые телелекции предназначены для просмотра в групповых телелекционных залах или индивидуально на телевизорах с плеерами. Сетевые слайд-лекции предназначены для просмотра в групповых телелекционных залах, на компьютерно-телевизионных учебных терминалах, компьютерных учебных терминалах. Телелекции могут изучаться студентами как в режиме on-line, так и в записи.

Коллективные тренинги проводятся по специально разработанным сценариям в виде вопросов-ответов, дискуссий, «круглых столов», ролевых игр, деловых игр и других игровых форм, предполагающих активное предъявление и использование знаний и умений каждым обучающимся (погружение в учебную среду и развивающий тренинг).

Обучающие компьютерные программы СГА реализованы в виде супертьюторов (тренирующих про-

Инфокоммуникационные аналоги традиционных видов занятий

№ Среднее кол-во ак. ч/неделя Традиционные виды занятий Инфокоммуникационные аналоги

1 Импринтинговые (пропедевтические) фильмы

12 Лекции Телевизионные фильмы

Телевизионные (слайд-) лекции

2 Телетьюторинги

Компьютерные тренинги

8 Аудиторные семинарские занятия Коллективные тренинги

Тестирование на компьютерных приборах, тренажерах

Телеэссе

3 Тренинговые компьютерные программы

7 Лабораторные занятия Занятия на компьютерных моделях

Занятия в лабораториях удаленного доступа

4 27 Самостоятельные занятия Занятия с текстами на электронных и бумажных носителях

Z = 54

о

VO «

р

го «

р

и

CU т X I X CU

0

1 т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

грамм), профтьюторов (учебных материалов, построенных на профессиональных программах), комплеев (компьютерных игр с роботом и сетевых), R-тьюторов (проведение различных исследований) и др.

Обучающие компьютерные программы и компьютерные программы профессиональных лабораторных занятий для индивидуального компьютерного тренинга собственной разработки реализуют в комплексе функции специализированных электронных учебников с мультимедийным сопровождением, имеют режимы учебника, учебного пособия, тренинга и самоконтроля усвоения изучаемого материала. В зависимости от характера дисциплины определяется количество часов работы студента с обучающими компьютерными программами и проф-лабами.

Телетьюторинг — методический и дидактический материал, обеспечивающий подготовку студентов к выполнению курсовых работ, сдаче экзаменов и выполнению выпускной квалификационной работы, а также других видов учебных занятий, в том числе по изучению ДОТ и для организации самостоятельной работы студентов.

Работа с текстами осуществляется с использованием материалов телекоммуникационной двухуровневой библиотеки в индивидуальном режиме.

Система 1Р-хелпинга — это консультации по учебным дисциплинам у профессорско-преподавательского состава через Интернет в асинхронном режиме. 1Р-хелпинг обеспечен разработанной в СГА системой на базе Интернет. База вопросов-ответов 1Р-хелпинга является важным компонентом учебно-методического материала.

Одной из важнейших составляющих учебно-методического комплекса по каждому модулю является тестовая база для электронного тестирования знаний студентов, реализуемого с применением разработанных в СГА приборов тестирования (оператив-

ный контроль знаний).

Внедрение образовательных инноваций приводит к постоянному обновлению УМК.

Проходит апробацию система мастер-тест, предназначенная для проведения компьютерных экзаменов, для которой в настоящее время разрабатывается тестовая база. Кроме того, с целью развития творческих способностей обучающихся, помимо подготовки телеэссе, в СГА внедряются такие формы работы студентов, как выполнение письменных творческих работ, участие в научно-практических Интернет-конференциях СГА, а также в обсуждениях на студенческом форуме на сайте СГА. Для выполнения всех видов творческих работ разработаны соответствующие инструкции.

Доставка в каждый филиал учебных и учебно-методических материалов осуществляется следующим образом:

- основная часть учебных материалов, записанная в цифровой форме, передается с сервера базового вуза через систему цифровой спутниковой связи СГА, включающую передающий телепорт в Москве и принимающий телекомплекс в филиале, на сервер филиала. Для реализации цифровой спутниковой связи СГА арендует каналы связи на спутниках «Экс-пресс-АМ22» и «Ямал-201». Компьютерные учебные места, связанные локальными вычислительными сетями с серверами учебных центров СГА, обеспечивают доставку указанных материалов к обучаемому;

- лекции, записанные в аналоговой форме, транслируются по системе учебного телевидения;

- часть учебно-методических материалов (учебные видеофильмы и аудиолекции, которые записаны в аналоговой и цифровой форме, а также рабочие учебники и методические материалы на бумажных носителях) пересылаются в филиал почтой централизованно из базового вуза.

о

ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е

о н

т

у

а

I

- используется также рассылка печатных материалов через сеть территориально обособленных кустовых центров, где эти материалы распечатываются из баз данных, полученных из СГА посредством телекоммуникаций.

В СГА создана и имеется в каждом филиале серия стандартизованных плакатов по приему, порядку зачисления, отчисления и т.д., а также по технологии образовательного процесса для освоения студентами основ ДОТ СГА, необходимых для эффективного усвоения ими учебного материала в инновационной образовательной среде.

Работа системы доставки СГА регламентирована комплексом инструкций, на основе которых ежегодно, не менее 2-х раз в год, осуществляется расчет и формируется план доставки учебной и учебно-методической литературы по каждому способу доставки.

ДОТ СГА включает следующие способы организации взаимодействия обучающихся с единым профессорско-преподавательским составом (ППС) СГА, объединенным посредством телекоммуникаций:

- цифровую спутниковую связь, через которую студенты, независимо от своего места нахождения, получают возможность изучать лекции и учебные материалы, разработанные ведущими в своих областях учеными и специалистами. Периодичность просмотра телелекций и работы обучающихся с учебными материалами определяется расписанием;

- обратную связь обучающихся с ППС, реализуемую в асинхронном режиме с применением созданной в базовом вузе системы 1Р-хелпинга. Эта система обеспечивает через Интернет возможность каждому студенту задавать вопросы по изучаемым дисциплинам и технологии обучения. Вопросы и ответы накапливаются в базе данных 1Р-системы, к которой студенты имеют доступ с возможностью поиска;

- электронную переписку через форум на сайте СГА для оперативного взаимодействия студентов с руководством СГА, ППС и между собой;

- телемосты, применяемые в учебном процессе, а также в системе повышения квалификации сотрудников. В СГА есть 3 студии для проведения телеконференций с филиалами, оборудованные в т.ч. комплектами видеопроекционной аппаратуры и многоканальной телефонией. Проведение телемостов производится на основании планов, утвержденных в установленном порядке. Как правило, длительность телемостов составляет 2 ак. часа.

- очные занятия с преподавателями (выездные консультации и чтение проблемных лекций специалистами, в т.ч. зарубежными профессорами и т.д.).

В соответствии с учебными планами СГА по направлениям подготовки во всех филиалах предусмотрены, включены в индивидуальное расписание обучаемых (в соответствующих оборудованных аудиториях) следующие практические и лабораторные занятия:

Индивидуальный компьютерный тренинг по модулю

Целью компьютерных занятий является изу-

чение теоретического материала и тренинг умении и навыков по модулю. Все компьютерные учебные места объединены в единую систему. Технология обучения предлагает следующие виды компьютерных обучающих и тренирующих программ:

- Супертьютор (содержит всю необходимую информацию по модулю, тренинг и тестирование);

- Профтьютор (обучает работать с профессиональными компьютерными программами по методическому пособию);

- И-тьютор (имитирует работу с профессиональными компьютерными программами);

- R-тьютор (является исследовательской программой для развития умения проводить анализ и исследование по определенной проблеме);

- Комплей (предлагает погрузиться в атмосферу бизнеса и выступить в роли руководителя, принимающего решения по поставленной в компьютерной игре проблеме, либо в роли брокера, трейдера и др.);

- REWARD СГА (адаптированная версия обучающей компьютерной программы для изучения английского языка на разных уровнях).

Коллективный тренинг по модулю

Коллективные тренинги в каждом филиале проводятся по разработанным в базовом вузе сценариям в специально оборудованных аудиториях, оснащенных разработанными в СГА учебными местами. Эти занятия предоставляют студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу, приобрести профессиональные умения и развить навыки общения, в том числе на иностранном языке. Методическое пособие по проведению коллективного тренинга в зависимости от вида занятия помимо сценария учебной игры содержит: описание ролей, описание имитируемого процесса, цели и задачи игры и т.д. Работа студентов с электронными учебно-методическими комплексами практических и лабораторных работ осуществляется в соответствующих аудиториях.

IP-хелпинг и работа с текстами телекоммуникационной двухуровневой библиотеки.

Профессиональные лабораторные занятия

Эти занятия проводятся с целью приобретения и отработки профессиональных умений и навыков и осуществляются как с применением компьютерных моделей, так и лабораторного оборудования (предметов, муляжей и др., имитирующих реальные условия работы будущего специалиста), поставляемого централизованно в филиалы.

Компьютерное занятие основано на работе с Профтьютором, И-тьютором, комплеем и другими компьютерными программами, созданными для отработки именно профессиональных умений, т.е. действий, которые необходимо будет производить специалисту на своем рабочем месте.

По дисциплине «Информатика» предусмотрено до 15 работ/семестр в течение 4-х семестров обучения.

По направлению «Информатика и вычислительная техника» все профессиональные лаборатор-

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I X CU н

I

0

1 т

I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

ные занятия проводятся на компьютерных учебных местах по дисциплинам «Программирование на языке высокого уровня», «Электротехника и электроника», «Основы теории управления», «Компьютерная графика», «Системное программное обеспечение» и т.д.

Каждый филиал обеспечивает обучающимся по очной форме обучения возможность занятий физической культурой и спортом в объеме часов, предусмотренных ГОС. Теоретические занятия проводятся с применением УМК, разработанных в базовом вузе. В филиале организован учет занятий физической культурой и спортом для студентов, занимающихся самостоятельно в объеме часов, предусмотренных ГОС.

Промежуточная аттестация обучающихся организационно осуществляется в письменном виде по месту обучения студента в филиале с последующей обработкой результатов в Аттестационном центре СГА (Москва). Аттестационный центр создан с целью проведения независимой объективной аттестации знаний студентов и контроля за качеством учебного процесса в филиалах СГА. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется комиссиями. Экзамены проводятся по экзаменационным билетам, разработанным централизованно в базовом вузе.

Проведение письменных экзаменов осуществляется в соответствии с инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

К проверке письменных работ студентов привлекается ППС СГА, а также преподавательский состав других вузов.

Результаты промежуточной аттестации вносятся централизовано в базовом вузе в электронное досье каждого студента филиала — в базу данных ИС «Луч».

Кроме того, в настоящее время проходит апробацию и пилотное внедрение проведения экзаменов с применением комплекса, включающего компьютерную технику и специальное программное обеспечение, получившего название «мастер-тест». Ввод результатов экзаменов в электронное досье студента производится в автоматизированном режиме с использованием разработанного в СГА устройства ввода/вывода информации, что обеспечивает полную объективность и независимость оценки знаний студентов.

Текущий контроль успеваемости студентов в течение семестра реализуется в каждом филиале, его результаты по всем контрольным процедурам (выполнение домашних заданий, индивидуальный компьютерный тренинг, модульное тестирование, коллективный тренинг и т.д.) заносятся на месте, т.е. в филиале, в электронное досье каждого студента в базе данных ИС «Луч». Это позволяет базовому вузу осуществлять автоматизированный дистанционный контроль за учебным процессом в филиале, а также обеспечивает непрерывный мониторинг качества усвоения знаний студентами каждого филиала. Идентификация студентов при проведении контрольных процедур в любом филиале осуществляется по студенческим билетам и ^-картам (электронное средство идентификации личности студента), при

поднесении которых к считывающему устройству на экран дисплея вызывается фотография студента, его фамилия и идентификационные данные из базы данных ИС «Луч».

В СГА создана и успешно функционирует, в том числе в каждом филиале, корпоративная автоматизированная информационная система (ИС «Луч»), обеспечивающая более 70 % документооборота вуза в безбумажном варианте, единство образовательного процесса, осуществляемого вузом и его территориально обособленными подразделениями. ИС «Луч» — система, осуществляющая администрирование и контроль за учебным процессом, охватывающая все основные педагогические процессы и предоставляющая информацию для принятия управленческих решений (свидетельство Роспатента о регистрации № 2001610017). Остальные 30 % документооборота во всех филиалах осуществляются с применением электронной почты (примерно 20 %) и традиционной почтовой связи (около 10 %).

С помощью информационной системы «Луч» решаются следующие задачи:

- сбор, передача, накопление и анализ информации от различных структурных подразделений вуза (филиалов; факультетов; отделов; подразделений) и студентов;

- осуществление контроля над учебным процессом в течение семестра;

- подготовка документации: академических справок; приложений к дипломам; сертификатов; ведомостей и пр.;

- сбор информации о студентах с момента поступления в вуз до выпуска (оформление сопроводительной документации, приказов, выписок, справок, аналитической информации и т.п.);

- сбор и анализ анкетной информации, позволяющей готовить социологические и психологические характеристики обучающихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- автоматизация ведения бухгалтерского учета: контроль над всеми формами оплаты обучения студентов, подготовка и оформление платежных документов, отчетов.

Система учитывает более 1500 параметров о каждом студенте (предусмотрено возможное количество студентов до 10 млн. человек), формирует более 150 видов отчетов и в настоящее время содержит более 32 млн. оценок по текущему контролю знаний и 10 млн. оценок промежуточного контроля знаний студентов, 140 тыс. оценок итоговой аттестации и около 3 млн. записей по оплате обучения. Общий объем базы данных ИС «Луч» составляет более 20 Гб.

Из каждого филиала в базовый вуз пересылаются: результаты текущего контроля успеваемости; кадровые и другие данные студентов; отчеты учебных центров о финансово-хозяйственной деятельности; служебные записки руководства учебных центров. Из базового вуза в каждый филиал пересылаются: приказы и распоряжения руководства СГА и руководителей департаментов СГА; локальные акты и нормативно-методические материалы.

Научные университеты, академии

Образовательный контент

Библиотека удаленного доступа

Образовательные спутники, глобальные сети

Образовательные репози-тарии

Сеть учебных центров с локальными сетями и спутниковыми терминалами

Бизнес-инкубаторы, инновационные предприятия

В настоящее время около 60 наиболее интересных инновационных разработок СГА в области программно-технических средств обучения и администрирования получили свидетельства о регистрации в Роспатенте.

Все филиалы в соответствии с нормативами СГА оснащены электронными учебными местами, исходя из условия обеспечения каждому обучающемуся (с учетом сменности) возможности доступа ко всем информационным ресурсам СГА в объемах, предусматриваемых учебными планами. Учтены также требования по оснащенности ППС СГА средствами телекоммуникации — цифровой спутниковой связью, системой 1Р-хелпин-га, Интернет и аппаратурой для проведения телемостов и телеконференций, которые позволяют ППС участвовать в учебном процессе и вести учебно-методическую кафедральную работу, в том числе на учебно-материальной базе территориально обособленных подразделений - филиалов СГА, независимо от места нахождения преподавателей. В каждом филиале также оборудованы компьютерные рабочие места для административного и инженерно-технического персонала.

Все филиалы оснащены телевизионными установками — персональными и коллективными в телезалах, телевизионно-компьютерными установками, в том числе цифровыми камерами, приборами, компьютерами в составе учебных мест, исходя из расчета приведенной к очной форме обучения численности студентов в соответствии с коэффициентами, указанными в распоряжении Минобразования России от 26.08.2003 № 985-24.

Для оборудования рабочих мест административного и инженерно-технического персонала каждый филиал оснащен 8 компьютерами (в т.ч. 5 мощными серверами) для работы ИС «Луч», бухгалтерии и учебной части.

Информационно-спутниковая образователь-

ная технология (ИСОТ) СГА используется для осуществления учебного процесса во всех филиалах, передачи информационных ресурсов в филиалы (в т.ч. учебных и учебно-методических материалов), актуализации учебных продуктов и материалов, оперативного взаимодействия с филиалами, автоматизации администрирования, учета и хранения. ИСОТ позволяет усовершенствовать систему высокоскоростного доступа филиалов к информационным ресурсам.

Принципиальная схема ИСОТ СГА асимметрична и состоит из двух информационных потоков:

- прямой поток, передающий большие объемы информации по направлению: центральный ИТК узел (информационно-телекоммуникационный) — спутник — ИТК узел филиала;

- обратный поток, передающий малые объемы информации (отчеты и запросы) по направле нию: ИТК узлы филиалов — Интернет или спутниковая телефония — центральный ИТК узел.

ИТК узел каждого филиала состоит из приемной антенны, сервера и учебных терминалов.

Технологическую среду ДОТ СГА и управление реализуемыми в академии бизнес-процессами обеспечивают более 19 560 компьютеров, объединенных в высокоскоростные локальные вычислительные сети 707 из которых имеют пропускную способность 100 Мбит/сек, а пять — 1 Гбит/сек с суммарной емкостью серверов порядка 239,7 Тб. Все локальные вычислительные сети объединены через систему цифровой связи (арендованы цифровые каналы связи спутников «Экспресс-АМ22» и «Ямал-201» суммарной пропускной способностью 33,8 Мбит/сек. Приемные спутниковые антенны имеются во всех учебных центрах).

Для обратной связи с обучаемыми и взаимодействия экстерриториального ППС используются Интернет и телемосты. Начато внедрение систе-

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

а

I

0

VO га ср

го га ср

0!

X ^

и

CU т X

1 X CU н

I

0

1

т ^

га I

мы спутниковой обратной связи VSAT (Very Small Aperture Terminal), приемо-передающие антенны которой установлены уже в 64 учебных центрах. С учетом созданных в СГА приборов автоматизированного тестирования знаний студентов, показатель количества электронных учебных (рабочих) мест на 1000 студентов, приведенных к очной форме обучения, в учебных центрах СГА составляет 400 единиц при средних показателях хороших университетов США и Западной Европы — 150-250 единиц (максимальный — 500) на 1000 студентов.

В СГА применяются стандартные (одинаковые во всех филиалах) серверы с емкостью жесткого диска не менее 480 Гбайт.

Обмен информацией между центральным сервером и серверами филиалов, как правило, осуществляется в автоматизированном режиме двух типов: по инициативе центра — замена информационных блоков на филиальных серверах (так осуществляется, в частности, актуализация учебных материалов сразу во всех филиалах); по запросу филиала — передача запрашиваемой информации в один из филиалов, например, журнальные статьи и монографии, интересующие студента.

Для реализации проекта собственного телевизионного вещания СГА получила 16 специализированных лицензий. Для проведения телеконференций с филиалами СГА имеет 3 студии, оборудованные видеопроекционной аппаратурой.

С целью обеспечения качества подготовки специалистов в СГА создана и функционирует система повышения квалификации и переподготовки специалистов; разработана и утверждена «Образовательная программа повышения квалификации «Профессиональная актуализация знаний сотрудников СГА», состоящая из 56 модулей, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каждой категории ППС и других сотрудников.

В СГА имеется план повышения квалификации сотрудников, в т.ч. каждого филиала, не реже 1 раза в 3 года. Занятия в рамках повышения квалификации проводятся путем участия в дистанционных семинарах-практикумах, в том числе научно-практических конференциях, реализуемых в Интернете на сайте СГА.

Достижения СГА в области постоянного внедрения образовательных инноваций и качества подготовки специалистов получили признание не только в России, но и за рубежом. Диплом СГА признан UK NARIC (Национальным центром академического при-

знания и информации Соединенного Королевства) соответствующим британскому стандарту бакалавриата. Каждый выпускник СГА наряду с дипломом СГА получает Сертификат признания UK NARIC. Студенты вузов, диплом которых признан UK NARIC, могут при желании продолжить свое обучение не только в своей стране, но и в вузах Великобритании, а также найти там работу по специальности.

СГА стала первым негосударственным вузом Российской Федерации, вступившим 17 сентября 2003 года в ряды подписантов «Хартии вольностей университетов» («The Magna Charta Universitatum»), тем самым присоединившись к Болонскому процессу, сделав решающий шаг к унифицированной паневропейской системе образования, полному переходу на общепринятую в мире систему высшего образования, состоящую из бакалавриата и магистратуры, а также снятию ранее имевших место барьеров, препятствовавших нострификации российских дипломов в других странах.

В связи с этим, с 2003 г. всем выпускникам СГА выдается международный сертификат признания диплома на территории 35 стран (Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Чехия, Кипр, Хорватия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Исландия, Израиль, Италия, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США). Сертификат выдается в соответствии с критериями и стандартами Европейского Национального центра информации Совета Европы, UK NARIC, Программы Европейской Комиссии и Центра ЮНЕСКО по вопросам высшего образования. Этот сертификат позволяет выпускникам СГА получать доступ на общих основаниях к системам образования вышеперечисленных стран на том же уровне, что и в Российской Федерации.

И, хотя, образовательные институты и работодатели в некоторых из вышеперечисленных стран действуют независимо, и, таким образом, свободны в принятии своих собственных решений относительно признания любых ученых степеней и квалификаций, исходя из мировой практики, наличие данного сертификата в большинстве случаев обеспечит или облегчит как устройство на работу за рубежом, так и поступление в зарубежный вуз для продолжения обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.