ИННОВАЦИИ № 5 (163), 2012
Проектирование педагогической
парадигмы инновационного развития студентов вуза в условиях вызовов XXI века
В.А.Толкачев
д. пед. наук, профессор кафедры педагогики, г. Москва
с1ррз254 @ mail.ru
Разработан проект концептуальной парадигмы инновационного развития студентов, который реализован в авторской учебной дисциплине - «Инновационное развитие студента в образовательном процессе высшей школы», включенной в учебный процесс Современной гуманитарной академии по направлению подготовки «Педагогическое образование»(квалификация (степень) - «магистр»).
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационная компетентность студентов, концептуальная модель, инновационная парадигма.
Актуальность темы статьи обусловлена тенденциями инновационного мирового развития, соответствующего динамично прогрессирующим, проблемным вызовам времени, что, в свою очередь, ориентирует на подготовку в высшей школе специалистов, способных творчески решать усложняющиеся жизненные и профессиональные задачи. Разработка и внедрение в реальную профессиональную практику, в том числе и образовательную, прорывных инновационных идей и технологий положительно сказывается, как свидетельствуют материалы исследования, на качественном улучшении жизни людей. Следовательно, образовательная сфера деятельности, как специфическая сфера формирования и развития человеческого капитала (интеллектуального потенциала), обязана адекватно реагировать на запросы развивающейся цивилизационной культуры.
Тенденции мирового развития, характеризующиеся проектированием, разработкой и внедрением инноваций, побудили руководство нашей страны к
провозглашению стратегического курса на инновационное развитие России в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в области науки и образования. Необходимость созидательного решения проблемы инновационного развития сферы высшего образования в современных, динамично развивающихся условиях жизнедеятельности, подчеркивается в Государственной программе Российской Федерации на 2012-2020 годы «Развитие образования», а также в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
Реализация инновационной научно-образовательной политики в системе высшей школы находит свое выражение во введении ряда новшеств. Так, например, в штатное расписание ряда вузов введена должность проректора по инновационной деятельности, в функциональные обязанности которого входит и необходимость решения задач компетентностной подготовки кадров с инновационным потенциалом.
ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОСы ВПО) нового поколения ориентированы на подготовку выпускников вузов в соответствии с компетентностным подходом и с фрагментарным формированием у них соответствующего инновационного потенциала. Так, например, во ФГОСе ВПО по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация (степень) «специалист) зафиксирована компетенция, в соответствии с которой выпускник вуза должен обладать «способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность» (0К-10). В числе компетенций, ориентирующих выпускников вуза на инновационное развитие, выделим также и те, которые содержатся во ФГОСе ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр») и которые, не только по своей сути, но и терминологически, вписываются в инновационную, креативную сферу их будущей профессиональной деятельности. Первая из этих компетенций — «способность магистра формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики» (ПК-3), вторая — «готовность выпускника вуза исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы» (ПК-11), третья компетенция — «готовность магистра использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач» (ПК-6) — прямо указывает на то, что выпускники вуза должны обладать креативными способностями, необходимыми для оригинального, творческого, инновационного решения профессиональных задач.
Вместе с этим следует констатировать, что большая часть компетенций (как общекультурных, так и профессиональных), зафиксированных в указанных образовательных стандартах, запрограммирована на хрестоматийное воспроизводство специалистов (бакалавров и магистров) в соответствии с традиционно транслируемыми требованиями (характеристиками). Подтвердим данный вывод соответствующими иллюстрациями. Так, например, во ФГОСах ВПО по направлениям подготовки «Культурология», «Менеджмент» и «Политология» (квалификация (степень) «бакалавр») содержатся таковые компетенции, по традиционно фиксируемому образцу подготовки выпускников вузов. В их числе такие, например, компетенции, как: «бакалавр должен обладать готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе», «обладать способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях».
Отмеченное обстоятельство свидетельствует о противоречии между заявляемым государством курсом на инновационное развитие сферы высшего образования и констатацией фактической образовательной политики, запрограммированной во ФГО-Сах нового поколения, ориентированной на воспроизводство кадров с набором практически значимых компетенций, с частичным инновационным потенциалом. Подчеркнем, что в основе новых образовательных стандартов превалирует воспроизводство, а не инновационная подготовка бакалавров и магистров. Подобный подход не способствует тенденциям развития мировой цивилизации и, соответственно, инновационному развитию России.
Думается, что разрешение указанного противоречия возможно на пути разработки инновационной парадигмы вузовского образования. Разумеется, разработка обозначенной парадигмы — многоаспектная задача, требующая приложения усилий большого коллектива научно-педагогических работников. Одним из направлений решения данной проблемной задачи, в нашем представлении, может быть проектирование педагогической парадигмы инновационного развития студентов в образовательном процессе высшей школы.
Проектирование педагогической парадигмы инновационного развития студентов осуществлено нами в Современной гуманитарной академии (СГА) в рамках реализации требований ФГОСа ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»). В соответствии с требованиями ФГОСа вузу предоставлено право определения перечня вариативных дисциплин, которые могут быть включены в образовательный процесс. В этой связи автором данной статьи была предложена в качестве вариативной учебная дисциплина «Инновационное развитие студента в образовательном процессе высшей школы», которая, после рассмотрения и утверждения на заседании Научнометодического центра СГА, была включена в Учебный план подготовки магистрантов.
Проектирование обозначенной парадигмы осуществлено по сценарию, предусматривающему методологическую, теоретическую, методическую и технологическую проработку указанной педагогической парадигмы. В плане реализации сценария проведена следующая учебно-исследовательская работа. Проведено историко-педагогическое исследование процесса зарождения, формирования и развития социальнопедагогического явления «инновационное развитие обучающегося в образовательной/самообразовательной деятельности». Дан научно обоснованный и практически значимый анализ компетенций (общекультурных и профессиональных), запрограммированных во ФГОСе ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (специальность) «магистр»), с выделением в них инновационного потенциала. Предложено включить в перечень компетенций по указанному направлению
ИННОВАЦИИ № 5 (163), 2012
ИННОВАЦИИ № 5 (163), 2012
ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ
подготовки магистрантов и компетенции, имеющие непосредственное отношение к инновационному развитию студента в образовательном процессе высшей школы. Разработана концептуальная модель инновационного развития студента в образовательной деятельности. Предложена методика инновационного развития студента и технология ее реализации в образовательном процессе.
В плане подготовки образовательного контента, используемого в образовательном процессе в обучении студентов по указанной дисциплине также проведена (проводится) определенная работа. Подготовлена Рабочая программа учебной дисциплины «Инновационное развитие студента в образовательном процессе высшей школы» в соответствии с требованиями ФГОСа ВПО нового поколения. Разработан учебник (учебно-методическое пособие) по первому модулю учебной дисциплине. Два последующих учебника (по второму и третьему модулям) находятся в работе. Готовится тестовая база для использования ее студентами в ходе самообразовательной деятельности, а также для сдачи зачета (экзамена) по дисциплине. Осуществляется разработка лекционного материала (слайд-лекций) по всему курсу учебной дисциплины. С учетом того, что СГА является дистанционным вузом, образовательный контент готовится с учетом специфики использования в образователь-
ном процессе информационно-коммуникационных технологий обучения.
В заключение подчеркнем, что основная идея разработки и внедрения в образовательный процесс СГА по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр») учебной дисциплины «Инновационное развитие студента в образовательном процессе высшей школы» заключается в том, чтобы идеология инновационного развития овладела сознанием студентов на междисциплинарном уровне и, как следствие, плодотворно использовалась ими в последующем как субъектами инновационного развития России.
Актуальность успешного решения анализируемой проблемы обусловила потребность введения в Учебный план Современной гуманитарной академии учебной дисциплины «Инновационное развитие студента в образовательном процессе высшей школы». Данная учебная дисциплина включает три юниты. Название первой из них — «Методологические основы инновационного развития студента в образовательном процессе высшей школы», второй — «Теоретические основы инновационного развития студента в образовательном процессе высшей школы», третьей — «Методика и технология инновационного развития студента в образовательном процессе высшей школы».
Design of the pedagogical paradigms of innovative development students of higher education institution in the conditions of calls
of the XXI century
V.A. Tolkachev, Doctor of pedagogical sciences, Professor of chair of pedagogics
The summary. The project of a conceptual paradigm of innovative development of students which is realized in an author’s subject matter - «Innovative development of the student in educational process of the higher school», Modern humanitarian academy included in educational process in a direction of preparation «Pedagogical education» (qualification (degree) - «master») is developed.
Keywords: innovative potential, innovative competence of students, conceptual model, an innovative paradigm of high school formation.