Научная статья на тему 'О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза'

О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / ДИССЕРТАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / МОДУЛЬ / MASTER’S PROGRAMME / COMPETENCIES / THESIS / INNOVATIONS / LECTURERS / MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Игорь Николаевич, Лисиенко Светлана Владимировна

Эффективное развитие учебного процесса в компетентностном формате возможно только при наличии преподавателей с высоким научно-инновационным потенциалом. Для совершенствования соответствующих компетенций старших преподавателей и ассистентов в Дальрыбвтузе началось их массовое обучение в магистратуре. Один из результатов подготовки преподавателями-магистрантами диссертаций педагогической направленности – резкое повышение учебно-методического потенциала кафедры и создание методически саморазвивающейся среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ким Игорь Николаевич, Лисиенко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of master’s degree programme in strategic development of higher educational institution

An efficient development of competency-based educational process requires lecturers with high scientific and innovative potential. In order to increase considerably such competencesof senior lecturers and teaching assistants Far Eastern State Technical Fisheries University implements Master’s programme for their training, which provides a noticeable increase in academic potential as well as creation of methodically self-developing environment at theacademic department while lecturers-candidates for Master’s degree are working on their pedagogical theses.

Текст научной работы на тему «О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза»

И.Н. КИМ, профессор, проректор С.В. ЛИСИЕНКО, доцент Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза

Эффективное развитие учебного процесса в компетентностям формате возможно только при наличии преподавателей с высоким научно-инновационным потенциалом. Для совершенствования соответствующих компетенций старших преподавателей и ассистентов в Дальрыбвтузе началось их массовое обучение в магистратуре. Один из результатов подготовки преподавателями-магистрантами диссертаций педагогической направленности - резкое повышение учебно-методического потенциала кафедры и создание методически саморазвивающейся среды.

Ключевые слова: магистратура, компетенции, диссертация, инновации, преподаватели, модуль.

Уровневая система подготовки кадров высшего профессионального образования (ВПО), внедренная в высшей школе РФ в 2011 г., предполагает, что бакалавриат должен обеспечивать базовую фундаментальную подготовку, а магистратура - углубленную специализированную. Каждый уровень реализуется в соответствии с требованиями ФГОС. Подготовка бакалавров направлена на удовлетворение массовой потребности промышленности и других сфер деятельности в работниках среднего управленческого звена, а магистрами будет формироваться высший уровень управления предприятиями и организациями.

Подготовка магистров в РФ осуществляется уже более 10 лет, тем не менее она до сих пор не получила широкого распространения и применения в практике подготовки специалистов ВПО [1-2]. Этот факт можно объяснить существовавшей ориентацией высшей школы на масштабную подготовку дипломированных специалистов -инженеров, экономистов, менеджеров и т.д. ввиду их востребованности на рынке труда. Введенная параллельно система «бакалавр - магистр » реализовывалась в вузах в основном в виде экспериментальной подготовки. Это привело ктому, что до недавнего времени магистры в большинстве случаев являлись штучным «продуктом » - ито-

гом усилий отдельных научных руководи-телей-энтузиастов. Кроме того, нынешнего магистра, подготовленного по наиболее распространенным и «выгодным » с точки зрения трудоустройства и дальнейшего профессионального роста программам, как правило, экономического и юридического профилей, можно рассматривать исключительно как результат финансовых вложений родителей.

Переход высшей школы на уровневую систему обучения четко обозначил схему ее реализации, в которой бакалавриат стал наиболее массовой формой подготовки кадров ВПО. В этой связи в ближайшие годы следует ожидать притока студентов и в магистратуру, т.к. общеизвестно, что если какой-то образовательный уровень становится всеобщим, то довольно быстро осуществляется массовизация следующего, более высокого уровня.

В Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете с 2000 г. успешно реализуется схема «бакалавр - магистр», началом которой стала подготовка совместных российско-китайских программ обучения студентов

[3]. Сегодня в вузе ведется подготовка по 15 направлениям бакалавриата и 10 направлениям магистратуры. Отсутствие магистерского продолжения по отдельным направлениям подготовки может негативно

отразиться на развитии университета в направлении полномасштабной реализации уровневой системы ВПО, а также на его имидже, поскольку именно реализация широкого спектра направлений магистратуры является важнейшим показателем инновационного потенциала вуза. Кроме того, в условиях усиливающейся конкуренции между вузами отсутствие некоторых направлений магистратуры может привести к потере определенного сегмента рынка образовательных услуг.

До настоящего времени основной целью, которой руководствовались в большинстве вузов при наборе в магистратуру, было обеспечение преемственности первой ступени подготовки - бакалавриата [1-2]. На этом «судьбоносная» роль магистратуры заканчивалась. «Штучные » магистры терялись в общей массе выпускников вузов, их дальнейшая судьба определялась в точном соответствии с установленными системой ступенчатой подготовки правилами и требованиями к трудоустройству и распределению. Таким образом, не сложилось стройной системы непрерывности и преемственности всех образовательных ступеней: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры, в которой магистратура, безусловно, должна рассматриваться в качестве прочного «плацдарма » для подготовки молодых и инициативных кадров для нужд вузов, НИИ, предприятий и учреждений.

Создание такой взаимосвязанной и взаимообусловленной системы непрерывной подготовки специалистов в связи с переходом на уровневую систему образования должно начинаться с эффективного использования потенциала магистратуры. Реализация магистерских программ должна стать приоритетным направлением в процессе подготовки кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), а значит, и развития вуза в целом. Именно магистры будут формировать основной контингент аспирантуры в связи с завершением в

основном к 2015 г. выпуска дипломированных специалистов.

Совершенно очевидно, что к таким изменениям вузам нужно готовиться уже сегодня. В частности, необходимо начинать активную работу по выявлению студентов с высоким научно-инновационным потенциалом и в процессе их обучения в бакалавриате стимулировать и ориентировать их на поступление в магистратуру. С магистрантами, в свою очередь, необходимо вести кропотливую и целенаправленную работу, «подводя » их к поступлению в аспирантуру [4]. В противном случае после 2015 г. некому будет обучаться в собственной аспирантуре.

Процесс становления и развития магистратуры как самостоятельного образовательного уровня должен сопровождаться комплексом мероприятий, направленных на глубокое теоретическое переосмысление методологии подготовки магистров, разработку новых методов обучения, подходов и технологических решений, на изменение стереотипов мышления профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов и работодателей, популяризацию магистерских программ [3; 5-7]. Объективными предпосылками этого процесса сегодня являются несколько факторов. Во-первых, уже сейчас начинает отчетливо прослеживаться тенденция увеличения числа магистрантов, нацеленных на приобретение специализированных знаний, умений и навыков для их дальнейшего практического применения в научно-инновационной деятельности предприятий и учреждений. Во-вторых, законодательно определено, что сегодня обучение в магистратуре лиц, имеющих квалификацию «дипломированный специалист», не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования. При этом все выпускники вузов, в первую очередь технического профиля, могут при желании продолжить обучение в магистратуре по экономическому, социальному и другим направлениям

подготовки. Это открывает новые перспективы совершенствования собственного образования и повышения профессиональной компетентности для всех выпускников, поскольку не секрет, что нередко выпускники, например технических направлений подготовки (в основном женщины), работают в экономическом, социальном и других управленческих секторах предприятий и учреждений.

Таким образом, современная подготовка магистров должна быть основана на системном подходе ко всем видам их профессиональной деятельности: научно-исследовательской, проектной, организационноуправленческой, производственно-технологической и научно-педагогической, с одновременной ориентацией на подготовку по углубленным программам по выбранной и конкретизированной самим магистрантом или его научным руководителем траектории обучения. На этом пути станет возможным и пополнение педагогическими кадрами самих вузов, и формирование научно-инновационного потенциала предприятий и учреждений различных сфер деятельности. Диалог между вузом и работодателем приобретет новый смысл и будет способствовать совершенствованию магистерских программ, процесса внедрения их в реальный сектор экономики, разработке совместных профессиональных стандартов подготовки профильных специалистов, а также формированию необходимыхпроиз-водству профессионально ориентированных компетенций магистров, дополняющих и развивающих компетенции бакалавров и специалистов [6; 8].

Ориентация образовательной деятельности на компетентностный подход потребовала от нас переработки учебно-методических комплексов дисциплин в части усиления практической направленности изучаемой области, развития умений и навыков применять полученные знания при решении конкретных научно-технических и производственных задач.

Профессиональная подготовка магистров непременно должна учитывать, а иногда и предвидеть изменяющиеся запросы отраслевых работодателей и общества в целом[1; 2]. Поэтому ППС вузов предстоит разработать современные инновационные образовательные программы, значительно усовершенствовать, а во многих случаях и заново разработать структуру и содержание учебно-методических комплексов дисциплин, которые являются ключевым элементом методического обеспечения ООП и определяют ее место и значение в системе подготовки магистра. ООП, в свою очередь, должна быть насыщена дисциплинами, стимулирующими исследовательскую деятельность и объединенными в профильные модули [9]. Модульность учебного плана с последующей организацией учебного процесса по функциональным узлам-модулям, сформированным на основе логических связей обязательных и дополнительных к ним курсов и направленным на конкретные цели обучения, позволит облегчить магистрантам своевременное освоение новейших достижений науки и производства. Это потребует от ППС вузов проведения достаточно сложной, кропотливой научной и учебно-методической работы по формированию модулей, обозначению границ их проблематики, определению наполняемости курсов, созданию рациональных образовательных технологий. В ходе освоения таких инновационных образовательных программ у магистрантов естественным образом будет сформирована потребность в постоянном повышении уровня своей профессиональной компетентности, а также готовность к переобучению.

Анализ отечественных ООП магистратуры показывает, что данные программы по преимуществу носят авторский характер, отражая сложившуюся на кафедре тематику научных исследований. Программы предполагают получение углубленных профессиональных знаний, умений и навыков

в соответствующих областях деятельности, что отвечает принципу компетентност-ного подхода [1; 2; 5; 7]. Многие вузы начали формировать специализированную магистратуру, четко выделяя в основном научно-ориентированные и чуть менее прак-тико-ориентированные программы. Однако область профессиональной деятельности магистра предполагает также и другие направления работ, например, в учреждениях системы высшего и дополнительного профессионального образования.

На этом фоне обострилась проблема кадрового потенциала вуза. Для ее решения необходимо в ближайшей перспективе значительно активизировать и усовершенствовать систему роста профессионального уровня преподавателей, поскольку существующий порядок повышения квалификации ППС, при котором преподаватель обязан один раз в течение пяти лет повышать свою квалификацию, не соответствует требованиям ФГОС по всем образовательным программам, реализуемым в нашем университете.

В этой связи развитие магистерских программ педагогической направленности стало в Дальрыбвтузе одним из приоритетных [6]. По всем 10 направлениям подготовки магистратуры разработаны программы, ориентированные на профильную научнопедагогическую деятельность и нацеленные на создание модели «идеального» выпускника. Сегодня мы остро нуждаемся в исследованиях по управлению развитием уровневых образовательных программ, отличающихся значительной вариативностью, и отчетливо понимаем, что без научно обоснованных стратегии и тактики в процессе реформирования высшей школы лучшие традиции и преемственность отраслевого профессионального образования могут быть безвозвратно утеряны.

Проведение данных исследований возложено на приступивших к обучению в магистратуре старших преподавателей, имеющих определенный опыт преподавания и

являющихся ответственными исполнителями на кафедрах по соответствующему направлению подготовки. Научными руководителями данных магистрантов назначаются заведующие профильными кафедрами. Это позволяет вовлечь в процесс формирования модели «идеального» выпускника всех ведущих преподавателей и одновременно создать на кафедрах методически саморазвивающуюся среду.

Магистр, нацеленный на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, должен быть подготовлен к решению ряда профессиональных задач [4]. Прежде всего, он должен уметь:

• разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований, готовить задания для групп и отдельных исполнителей;

• разрабатывать инструментарий исследований, проводить анализ их результатов;

• готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

• осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;

• организовывать и проводить научные исследования;

• разрабатывать теоретические и экспериментальные модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценивать и интерпретировать полученные результаты;

• преподавать специализированные дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

• разрабатывать учебно-методические материалы.

Научно-педагогическая деятельность предполагает обязательное знание основ

педагогики и методики преподавания [8]. Отсюда следует, что для магистрантов, нацеленных на научно-педагогическую деятельность, должен быть предложен соответствующий набор дисциплин вуза и дисциплин по выбору. В разработанных магистерских программах мы предусмотрели обязательную углубленную специализированную подготовку таких магистрантов и всю нагрузку вариативной части и дисциплин по выбору общенаучного цикла «отдали » педагогическим дисциплинам. Помимо образовательных циклов дисциплин (общенаучного, профессионального), в структуре подготовки магистров базовыми элементами являются практика и научно-исследовательская работа, а также итоговая государственная аттестация, которая включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация), а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению Ученого совета вуза.

Правильно выполненная магистерская диссертация может составить основу кандидатской диссертации, следовательно, преподавателю вполне реально доработать ее до кандидатской диссертации и защитить по выбранному направлению исследований. В случае педагогической направленности магистерская диссертация может представлять собой решение какой-либо теоретической задачи по усовершенствованию учебного процесса в целом или отдельной технологии обучения, разработанную и научно обоснованную методику преподавания какой-либо дисциплины или отдельного ее аспекта или методику проведения занятия в той или иной форме, т.е. вуз может предъявлять разные требования к магистерским диссертациям для практико-ори-ентированныхи научно-ориентированных диссертаций, а также «заказывать » диссертации по актуальным для себя проблемам

[4] . Своим преподавателям-магистрантам мы заказываем диссертации по разработке научно-методическихоснов ООП того направления, по которому они обучаются.

При выполнении магистрантом диссертации, посвященной учебно-методическому совершенствованию образовательного процесса, его руководителем обычно назначается заведующий профилирующей кафедрой. В отдельных случаях магистерской диссертацией может руководить проректор по учебно-методической работе, на-чальникучебно-методического управления или ведущие профессора. Материалы диссертации являются основой для формирования или корректировки ООП, которая затем внедряется в учебный процесс вуза, т.е. магистр-преподаватель видит реальное воплощение своего труда в практическую деятельность вуза.

Потенциал магистратуры практически неограничен, и рациональное его использование позволяет усилить все базовые составляющие деятельности учебного заведения. Например, обучение преподавателей, не имеющих ученых степеней и званий, в магистратуре является наиболее эффективным способом повышения их квалификации, повышающим их научно-инновационный потенциал. Кроме того, диплом магистра является дополнительным преимуществом преподавателя перед другими сотрудниками, не имеющими соответствующего уровня образования. Успешное выполнение преподавателем-магистрантом диссертации педагогической направленности значительно усиливает методическую составляющую исследований кафедры.

Можно предположить, что через 5-10 лет для работы преподавателем в вузе (при отсутствии у соискателя ученой степени) обязательным будет наличие диплома магистра, по крайней мере, опыт некоторых стран убедительно это доказывает. Принимая во внимание ожидаемые в ближайшем будущем перемены, мы начали массовое обучение старших преподавателей и ассистентов в собственной магистратуре с дальнейшей ориентацией их на обучение в аспирантуре.

Литература

1. Исаев А.П., Зайнетдинова И.Ф. Индиви-

дуализация обучения магистров менеджмента на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России.

2011. № 1. С. 86-91.

2. Кузнецова В.Н. Магистратура: проблемы

становления // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 45-48.

3. Ким И.Н. Кадровая политика при перехо-

де на ФГОС // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 9-15.

4. Гусева И.А. Научная магистратура: мечта

или реальность? // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 9-17.

5. Гоник И., Андросюк Е., Подлеснов В., Ку-

черов В., Садовников В. Совершенствование учебной и методической работы в

условиях инновационного вуза // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 105-111.

6. Ким И.Н., Лисиенко С.В. Формирование

базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 16-24.

7. Красовский Ю. Плюсы и минусы обучаю-

щего процесса в магистратурах // Ученый совет. 2009. № 2. С. 37-43.

8. Коваленко В.И. Непрерывная профессио-

нальная подготовка педагогических кадров // Высшее образование в России.

2012. № 2. С. 70-77.

9. Савруцкая Е.П. Межпредметные связи в

свете компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 86-90.

KIM I., LISIENKO S. THE ROLE OF MASTER’S DEGREE PROGRAMME IN STRATEGIC DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

An efficient development of competency-based educational process requires lecturers with high scientific and innovative potential. In order to increase considerably such competences of senior lecturers and teaching assistants Far Eastern State Technical Fisheries University implements Master’s programme for their training, which provides a noticeable increase in academic potential as well as creation of methodically self-developing environment at the academic department while lecturers-candidates for Master’s degree are working on their pedagogical theses.

Key words: Master’s programme, competencies, thesis, innovations, lecturers, module.

e

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

LIBRARY.! U

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2011

(в скобках — без самоцитирования)

Социологические исследования 1,146 (1,011)

Вопросы философии 0,949 (0,862)

Педагогика 0,777 (0,745)

Вопросы образования 0,658 (0,607)

Высшее образование в России 0,632 (0,526)

Alma mater 0,495 (0,405)

Философия образования 0,355 (0,119)

Высшее образование сегодня 0,217 (0,202)

Социология образования

0,211 (0,150)

PMKIGIP

Международная научная школа (МНШ)

НОВЫЕ ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Казань, 26-30 ноября 2012 г.

Цели МНШ:

• выработка профессиональных рекомендаций по реформированию высшего, в том числе инженерного, образования в соответствии с новыми задачами, обусловленными вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО);

• содействие международному признанию результатов интеллектуальной деятельности высших учебных заведений, реализующих современные образовательные программы; промышленных предприятий нефтегазохимического комплекса, выпускающих продукцию современного производства; научно-исследова-тельских институтов и научно-производственных организаций, создающих новую технику и технологии;

• международная интеграция российского образования и науки в глобальный рынок образования и исследований.

Основные секции МНШ:

• Новые задачи инженерного образования в условиях членства России в ВТО.

• Формирование и реализация торговой политики России с учетом её присоединения к ВТО, созданием Таможенного союза трех государств и Зоны свободной торговли стран СНГ.

Темы круглых столов, семинаров

и семинаров-тренингов

• Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг в условиях ВТО.

• Что такое ABET - Аккредитационный Совет по инженерным и технологическим программам. Аккредитация инженерных программ в мире.

• Подготовка инженерных кадров - основной ресурсный механизм инновационной экономики.

• Пути формирования компетенций современных инженеров.

• Развитие Национальной системы квалификаций и компетенций в Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Коммерциализация результатов научных исследований российские проблемы -американские уроки.

• Воздействие и значение обязательств в академических программах и региональном экономическом развитии.

• Современные технологии обучения и мировой опыт эффективного использования e-leaming.

• Дополнительное профессиональное образование персонала предприятий нефтегазохимического комплекса РТ: традиции и инновации а условиях членства России в ВТО.

В рамках МНШ Национальный фонд подготовки кадров проведет семинар для руководящего состава ведущих университетов России.

Среди организаторов И участников МНШ - Международное общество по инженерной педагогике IGIP и его российский мониторинговый комитет РМКIGIP, Международная федерация обществ по инженерному образованию IFEES, Глобальный инженерный совет деканов GEDC, Европейское общество по инженерному образованию SEFI, Американское общество по инженерному образованию ASEE, Американо-Российский Фонд по экономическому и правовому развитию USRF, Минобрнауки России, Ассоциация инженерного образования России, Российский союз ректоров, Ассоциация ведущих университетов России. Ассоциация технических университетов, Международная академия наук высшей школы, Всероссийская академия внешней торговли, крупнейшие предприятия нефтегазохимического комплекса РФ и РТ.

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

420015, Казань, К.Маркса, 68, тел.+7 (843) 231-40-40; 299-00-63.

Зам. председателя программного комитета МНШ - Кондратьев Владимир Владимирович,

тел. 8(843) 231-41-34: e-mail: cppkp@mail.ru.

Ученые секретари программного комитета МНШ - Биктагиров Ильдус Асхатович, тел.: 8(843)279-53-47, e-mall: K2ncentrwt0emaii.ru.

Жирнова Галина Ивановна, тел. 8(843) 279-54-61, гелуфакс 8(843) 299-02-63, e-mall: g.znlmovaeyandex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.