РАЗДЕЛ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИХ РЕШЕНИЯ
М П. Карпенко* КОНЦЕПЦИЯ ВУЗА XXI ВЕКА
Одной из наиболее актуальных задач современного социально-экономического развития России является разработка концепции системных изменений в высшем образовании, отвечающих потребностям инновационной модели развития российской экономики. В основу этой концепции должны быть положены новые технологические, организационные и методические модели - инновационные инфраструктуры, отвечающие потребностям развивающегося общества.
Необходимость существенных изменений в системе высшего образования обусловлена возникновением новых тенденций на рынке труда и потребности в массовой подготовке специалистов высшей квалификации. Основной тенденцией современного постиндустриального общества является увеличение доли людей с высшим образованием среди трудоспособного населения. Вместо системы, в которой доступ к высшему образованию был селективным, должна появиться система, в которой высшее образование на уровне бакалавриата становится массовым и всеобщим. Очевидно, что существующая в настоящее время система высшего образования не готова к массовому предоставлению образовательных услуг населению. Обеспечение конституционного права каждого гражданина РФ на высшее образование и интересов российского общества предполагает введение принципиально новой модели вуза, опирающейся на современные образовательные технологии.
В настоящее время Современная гуманитарная академия (СГА) является крупнейшим вузом на территории России, СНГ и Европы и проводит обучение более 140 тыс. студентов. За все
Доктор технических наук, профессор, президент Современной гуманитарной академии (Москва).
Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2012
время существования СГА из ее стен вышло около 300 тыс. дипломированных выпускников. СГА была первым вузом, внедрившим в повседневную практику информационно-коммуникационные спутниковые технологии обучения, сделавшие для многих людей высшее образование доступным «по месту проживания». Накопленный опыт позволил формулировать представление о том, каким должен быть вуз XXI в. Концепция вуза XXI в. разработана с учетом современных тенденций развития цивилизации, из которых определяющими для сферы образования являются: бурные темпы роста и распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); глобализация, выводящая конкуренцию на рынках труда, инноваций и образовательных услуг на межэтнический и межгосударственный уровень; ускорение темпов развития цивилизации, требующее повышения уровня и сокращения циклов обновления знаний молодежи и экономически активного населения; становление общества знаний, экономика которого требует существенного повышения доли экономически активного населения, имеющего высшее образование.
Образование XXI в. предполагает изменения в следующих сферах:
1) инфраструктура современного вуза;
2) дидактика высшего образования;
3) законодательное поле высшего образования;
4) методы и технологии высшего образования.
Изменения в этих сферах опираются на ряд принципов, составляющих содержательную основу концепции вуза XXI в.
Изменения в инфраструктуре высшего образования
Распределенный вуз как международный образовательный бренд. Одним из самых значительных последствий глобализации является существенное увеличение мобильности не только товаров, рабочей силы и финансов, но также производства товаров и услуг. На протяжении нескольких последних десятилетий в мире также лавинообразно увеличивается количество процветающих международных брендов - «сетевых» структур по оказанию различных услуг, например, сетевых гостиниц,
ресторанов, супермаркетов, автозаправок и т.д., легко преодолевающих государственные и географические границы.
По нашему мнению, в аналогичном направлении - появление международных образовательных брендов - будут развиваться и услуги в области высшего образования. На международном рынке образовательных услуг будут конкурировать узнаваемые транснациональные компании - распределенные вузы, исповедующие принцип доставки знаний к обучаемым в любой точке планеты трансграничным методом.
Все эти инновационные практики должны реализовываться распределенными вузами с опорой на информационно-телекоммуникационные технологии. Распределенный вуз должен состоять из учебных центров, находящихся в доступных для населения местах, и предоставлять разнообразные образовательные услуги, включающие высшее образование, курсовое обучение, дополнительное образование, второе высшее образование, консультативные услуги и т.д. Каждый учебный центр будет являться частью распределенного вуза и обладать узнаваемыми отличительными характеристиками бренда этого вуза, работать по единой лицензии и аккредитации, по единым образовательным программам.
Система вузов. Наряду с распределенными вузами, осуществляющими массовое образование, разумеется, сохранятся и элитарные вузы (исследовательские университеты), подготавливающие ученых и преподавателей, ведущие научные исследования, разрабатывающие новые курсы и учебные дисциплины. Эти вузы могут кооперироваться с распределенными вузами и предлагать через их телекоммуникации и учебные центры свои образовательные программы. Такие партнерские отношения могут оформляться в виде инновационного альянса, позволяющего вузам-партнерам объединять свои лицензии и аккредитации.
Кроме распределенных и элитарных вузов, несомненно, будут существовать сетевые вузы, ведущие обучение через Интернет. Для учащейся молодежи, стремящейся к социализации, к прямому общению и нуждающейся в предъявлении вновь приобретенных знаний в социуме, обучение через Интернет малопривлекательно. Исследователи в СГА обнаруживают, что 6070% записавшихся на интернет-курсы прекращают обучение, не
завершив его. Однако взрослые люди, не нуждающиеся в социализации, работающие, имеющие семью, детей, конечно, будут заинтересованы в получении дополнительного образования или второй специальности, повышении квалификации, в переподготовке методом интернет-обучения.
В этой связи можно прогнозировать, что на смену модели «университетского кампуса» придет модель «университетской сети». Подобный вывод в начале текущего столетия сделал один из ведущих американских теоретиков менеджмента П. Друкер, предсказавший «вымирание» традиционных университетских кампусов в течение следующих 30 лет, т.е. к 2030 г.
Принцип экстерриториальности при подборе профессорско-преподавательского состава. Внедрение ИКТ в практику высшего образования в корне меняет роль и место традиционного вузовского преподавателя. Это позволяет в полной мере использовать принцип экстерриториальности при комплектовании профессорско-преподавательского состава в учебном заведении любого населенного пункта независимо от его размеров и удаленности от административных центров. В вузе будущего для того, чтобы учиться у маститых профессоров и «живых классиков» в той или иной отрасли, высоко мотивированному студенту не обязательно ехать в университет, расположенный в крупном административном центре. Наоборот, все авторитетные ученые и преподаватели в изучаемой области сами «придут» к такому студенту и на высочайшем уровне проведут занятия по необходимой тематике и в необходимом объеме.
Экстерриториальный профессорско-преподавательский состав будет опираться на иную методологию научного знания, на системное видение различных точек зрения и допущение возможности существования различных подходов к одним и тем же явлениям. Создание таких экстерриториальных научных коллективов является важным фактором формирования системы глобального научного знания.
Экстерриториальный принцип формирования студенческих групп. Экстерриториальный принцип формирования преподавательского состава распространяется и на формирование студенческих сообществ. Телекоммуникационные технологии дают возможность комплектовать группы студентов, проживаю-
щих в разных населенных пунктах. Место проживания и академический потенциал локальных учебных заведений в данном случае не играет никакой роли. Ключевым условием эффективности обучения становится доступность телекоммуникационной сети, на основе которой разворачиваются многообразные формы обучения. Специфику экстерриториальных студенческих сообществ можно увидеть на примере реализованного в СГА проекта «Платон». Распределенная система учебных центров использует спутниковую связь формата У8АТ, которая обеспечивает оперативную связь между удаленными учебными заведениями и методическим центром и позволяет в реальном времени организовывать лекции для студентов, находящихся в десятках тысяч километров друг от друга. Использование спутниковой связи позволяет достичь высокой пропускной способности по сравнению с проводными технологиями Интернета, а также организовать полностью индивидуализированное обучение.
Изменение в дидактике высшего образования
Опора на принцип дифференциации и индивидуализации обучения. В настоящее время область вузовской дидактики является одной из самых «запущенных» областей всей педагогической науки.
В рамках вузовской дидактики до сих пор не существует общепризнанных способов количественного измерения объема знаний, умений и навыков, не разработаны подходы к оценке производительности учебного процесса, понимаемой как темп усвоения знаний. Необходимо развивать на научной основе новую дидактику, которая будет ориентирована на использование современных информационных образовательных технологий.
Вуз XXI в. опирается на такое новое направление педагогической науки, как дифференциальная дидактика.
В СГА была проведена большая экспериментальная и теоретическая работа, в результате которой определены основные принципы и методы дифференциальной дидактики. В частности, был приведен в соответствие с выделенными основаниями дифференциации ряд методов обучения, которые в рамках дифференциальной дидактики применяются целенаправленно и обес-
печивают максимальное раскрытие потенциала учащихся независимо от уровня их интеллектуального развития и индивидуально-типологических особенностей. В целом можно утверждать, что в настоящее время созданы все необходимые теоретические и технологические предпосылки для построения целостной системы дифференциальной дидактики, которая является одним из основных ресурсов повышения эффективности высшего образования.
Использование ИКТ для обеспечения доступа к качественному высшему образованию людей с разным уровнем интеллектуальных способностей. Будущее массового высшего образования неразрывно связано с ИКТ, причем не с их частичным использованием при сохранении традиционной образовательной технологии, а именно с комплексным, системным внедрением в рамках структуры распределенного вуза. Адепты традиционных форм обучения обычно высказывают сомнения в качестве подготовки специалистов методами ИК'Г-обучения. Ими приводятся «статистика и факты», «подтверждающие» более высокое качество образования в вузах с традиционными формами обучения.
На самом деле качество образования обеспечивается большинством элитарных традиционных вузов еще на этапе набора студентов. В ходе получения высшего образования традиционными вузами эксплуатируются способности, приобретенные студентами ранее, на этапе обучения в школе и генетически предопределенные.
Критерии оценки качества для массовых и элитарных вузов должны различаться. Для массового вуза - это качество образовательной среды, а для элитарного вуза к качеству образовательной среды должен добавляться критерий оценки системы отбора обучаемых.
Без интеллектуальной элиты общество обойтись не может, но именно распределенные вузы будут решать задачу национального масштаба - массовую подготовку специалистов с высшим образованием из числа людей со средними интеллектуальными способностями в объемах, диктуемых потребностями общества знаний. Эта задача действительно является важной, поскольку, согласно статистике, число людей со средним уровнем
интеллекта составляет 82%, тогда как к числу способных людей, чей 10 превышает 120, можно отнести только 5-6%. Очевидно, что ключевым ресурсом при этом являются тренинговые методы обучения, опирающиеся на современные ИКТ и разработанные на их основе дидактики.
Изменения в законодательном поле высшего образования
В обществе знаний высшее образование является базовой компонентой в развитии государства и одной из ведущих производительных отраслей в экономике. Вклад высшего образования имеет двоякий характер. С одной стороны, это вклад в экономику через увеличение производства за счет возрастания производительности труда лиц с высшим образованием по сравнению с теми, кто его не имеет (для России это превышение составляет 7,8 раза). Отсюда и рост вклада в ВВП в целом, и повышение налоговых поступлений и т.д. С другой стороны, отрасль высшего образования, реализуя образовательные услуги не только на внутреннем, но и на внешнем рынках, вносит непосредственный вклад в экономику страны. При этом отрасль высшего образования как производительная отрасль высоко интеллектуальна, поднимает престиж государства, экологически безвредна.
Таким образом, необходимо законодательно признать отрасль высшего образования полноправным субъектом рыночной экономики, отраслью производительной, а не иждивенческой.
Распределенный вуз осуществляет новую парадигму - «образование на месте обитания», которая способна решить задачи обеспечения качественного, доступного широким слоям населения образования через всю жизнь, в масштабах требований, определяемых развитием современной цивилизации. Однако существующее законодательство в образовании тормозит развитие распределенных вузов. Оно «не знает» иных форм учебных центров, кроме филиалов, открытие которых связано с длительной и сложной бюрократической процедурой.
Как уже было сказано, значительно усилить свой образовательный потенциал отечественные вузы могли бы за счет создания межвузовских инновационных образовательных альянсов на
базе распределенных вузов с участием не только исследовательских университетов, но и ведущих предприятий и научных организаций страны. Инновационная инфраструктура вузов (бизнес-инкубаторы, венчурные предприятия, технопарки) будет строиться совместно с бизнесом. Для эффективного развития вузов будущего должны быть «поддержаны профессиональные ассоциации профессоров и исследователей, создающие условия и возможности для межуниверситетской кооперации на индивидуальном уровне, на уровне исследовательских команд и образовательных программ. В целом это приведет к тому, что, как правило, преподаватель будет... работать в различных вузах»1. Приведем законодательные положения, необходимые для развития распределенных вузов и инновационных образовательных альянсов на их основе. Распределенные вузы должны иметь:
единую корпоративную и (или) глобальную инфокоммуни-кационную сеть;
образовательный контент для всех дисциплин всех образовательных программ;
цифровую информационную базу и электронную библиотеку; информационную систему учебного администрирования, включая учет результатов обучения;
систему контрольно-измерительных материалов (тестов) для объективного мониторинга усвоения знаний;
экстерриториальный профессорско-преподавательский состав;
технологию идентификации студентов. Создание соответствующего законодательного поля для применения информационно-коммуникационных образовательных технологий и объединение имеющегося вузовского потенциала в инновационные образовательные альянсы позволят создать в любом малом городе или поселении учебный центр, в котором аккредитованные вузы, в том числе и элитные, кооперируясь, предложили бы целый спектр актуальных образова-
1 Российское образование 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях. Доклад на IX научной конференции «Модернизация экономики и глобализация». Москва, апрель 2008 г. / Под ред. Я.И. Кузьминова и И.Д. Фрумина. М., 2008. С. 21.
тельных программ. Такие кооперации вузов смогли бы успешно конкурировать с самыми мощными американскими и европейскими университетами. Для этого необходимо в законодательстве об образовании предусмотреть для распределенного образовательного учреждения, служащего технологическим центром такого альянса, возможность объединения лицензий и аккредитаций всех входящих в альянс вузов.
Сегодня в России остались рудиментарные явления, которые препятствуют здоровой конкуренции и тормозят развитие системы высшего образования. К числу основных явлений можно отнести: вмешательство государства, политическое и экономическое спонсорство, создание искусственных монополий, избыточная регламентация в виде законов и стандартов, закрепляющих применение устаревших технологий. Эти препятствия на пути к здоровой конкуренции должны стать объектом особого внимания законодательных органов и в конечном счете сведены «на нет» с помощью нормативной базы, поддерживающей здоровую конкуренцию.
Структура массового вуза XXI в.
Концепция вуза XXI в. создается на принципах единства: управления, технологии, дидактических подходов, образовательных программ, системы аттестации студентов, организации учебного процесса, профессорско-преподавательского состава, информационной базы, образовательного контента. Основными структурами концепции вуза XXI в. являются: ядро, выполняющее функции «головного офиса», и учебные центры.
В состав ядра входят: администрация; профессорско-преподавательский состав; методическая часть; научно-исследовательская часть.
Функции ядра:
получение вузом и поддержание статуса юридического лица, получение лицензий и аккредитаций;
разработка дидактики, технологии обучения и соответствующих комплектов лабораторного и телекоммуникационного оборудования;
разработка образовательных программ;
10-2045 ] 45
создание, поддержка и актуализация образовательного контента, состоящего из курсов и учебно-методических комплексов;
организация и проведение дистанционных консультаций и онлайновых занятий со студентами;
прием студентов на обучение, промежуточная и итоговая аттестация студентов, выдача документов об образовании;
контроль и аудит качества учебного процесса в учебных центрах;
создание, поддержание и пополнение общей цифровой библиотеки, обеспечение доступа к национальным и научным библиотекам и информационным базам;
приобретение и аренда коммуникационных каналов, обеспечивающих учебный процесс;
самостоятельное проведение научных исследований или заказ необходимых исследований в сторонних исследовательских центрах;
администрирование и финансовая деятельность. В состав каждого учебного центра входят: администрация; методическая часть (педагоги-технологи); техническая часть. Функции учебных центров:
проведение учебного процесса в строгом соответствии с утвержденной дидактикой и технологией обучения;
проведение модульного контроля усвоения знаний студентами, идентификация студентов при их аттестации, поддержание контактов с региональной и муниципальной администрацией, обеспечение студентов практикой, возможностью использования муниципальных спортивных, культурных, общепитовских, медицинских сооружений и учреждений.
Как показывает опыт СГА, вуз XXI в. может функционировать как самофинансируемая и саморазвивающаяся организация, не требующая никаких вложений из бюджета, а наоборот, пополняющая бюджет за счет налогов. Основным условием, которое необходимо для эффективного развития и функционирования вуза XXI в., является наличие соответствующего правового поля.
Изменение нормативного регулирования сферы высшего образования - это сложная задача, решение которой предполага-
ет эволюционное, последовательное внесение изменений в образовательное законодательное поле.
А.Л. Беседин
БИОКИБЕРКОРПОРАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ФАКТОР
НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В настоящее время мир стоит на пороге новой исторической реальности, определяемой процессами глобализации и формированием нового уровня цивилизации, характерными чертами которой становятся глобальная экономика и беспрецедентная конкуренция. В этих условиях практически всем государствам планеты придется решать тяжелейшую задачу консолидации усилий и средств по кардинальному повышению конкурентоспособности своей экономики с учетом сложных и противоречивых тенденций глобализации и узловых проблем взаимодействия стран как с сопоставимым, так и с существенно различающимся социально-экономическим потенциалом.
В силу стремительного развития глобальной экономики современные предприятия, регионы и страны оказываются в совершенно новой ситуации. Сложность и динамичность протекающих при этом процессов позволяет сделать вывод о формировании турбулентной социально-экономической среды, которая характеризуется настолько радикальными переменами, что «правила и процедуры, при помощи которых проводится политика, устаревают, в результате чего исследователи лишаются любых парадигм или теорий, которые адекватно объясняют ход событий»1. Безусловно, турбулентность социально-экономической среды существенно возрастает во время экономиче-
Доктор экономических наук, действительный член Международной академии информатизации, руководитель учебного блока «Менеджмент» Центра подготовки управленческих кадров Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
1 Rosenau J.N. Turbulence in World Politics: A Theory of Change and Continuity. Princeton University Press, 1991. P. 31.