Научная статья на тему 'Транснационализация образовательных структур высшей школы'

Транснационализация образовательных структур высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Т. Ю.

Статья посвящена анализу состояния международного сектора высшего образования на современном этапе. Основное внимание уделяется новым организационно-управленческим структурам вузов и оценке места российской системы высшего образования в международной экономике. Проведенное исследование подтверждает необходимость дальнейшего развития национального проекта «Образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnationalization of Higher Education Structures

The article is devoted to the analysis of the modern international sector of higher education. The main attention is paid to new organizational and administrative structures in the world economy, evaluation of Russian system of higher education and its place among other countries. The current investigation confirms the necessity for further development of national project «Education».

Текст научной работы на тему «Транснационализация образовательных структур высшей школы»

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Т.Ю. Зверева

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу состояния международного сектора высшего образования на современном этапе. Основное внимание уделяется новым организационно-управленческим структурам вузов и оценке места российской системы высшего образования в международной экономике. Проведенное исследование подтверждает необходимость дальнейшего развития национального проекта «Образование».

Особенности развития международного менеджмента в сфере высшего образования. Результатом транснациональных мероприятий образовательного (а также юридического, финансового или другого характера) являются совместные мероприятия (франчайзинг, совместное присуждение степеней, с помощью которых учебные программы, части курсов обучения или другие образовательные услуги учебного заведения, присуждающего квалификации, предоставляются другим учебным заведением, являющимся его партнером); не совместные мероприятия (организация филиалов, офшорных, корпоративных или международных учебных заведений, с помощью которых учебные программы, части курсов обучения или другие образовательные услуги предоставляются непосредственно учебным заведением, присуждающим квалификации) (1). В транснациональное образование включены все виды учебных программ высшего образования (включая программы дистанционного образования) или образовательных услуг, потребители которых в момент обучения находятся не в той стране, в которой расположено учебное заведение, присуждающее квалификацию.

В условиях развития экономики знаний международные вузы, реализующие принципы открытого образования, продолжают выходить на международный рынок и становятся прямыми конкурентами, поскольку абитуриент, не выходя из дома, может поступить и обучаться в ведущем зарубежном вузе, получив в результате диплом, котирующийся на международном рынке труда. «Экспансии» открытых университетов мира противостоит прежде всего ценовой фактор, кото-

рый сдерживает импорт образовательных услуг, ограничивает спрос на открытое образование в вузах [1. P. 142].

Страны-лидеры начинают сталкиваться с конкуренцией не только со стороны развитых стран, но и со стороны стран с переходной экономикой, азиатских стран, например Индии, Китая, Сингапура, Малайзии, Тайланда, превращающихся в региональные образовательные центры [2]. Крупнейшими «открытыми» вузами являются мега-университеты с численностью студентов более 100 тыс.

Целью создания международных образовательных альянсов является доминирование на международном рынке образовательных услуг. Это направлено на преодоление протекционизма не путем прямого открытия зарубежных кампусов, встречающих в ряде стран резкое неприятие, а посредством объединения по кооперационному, франчайзинговому или другим соглашениям с образовательными провайдерами (традиционными или частными), расположенными на территории страны предполагаемого экспорта образовательных услуг. К основным типам организационно-управленческих структур университетского открытого образования относят подразделения дистанционного образования (ДО) в традиционных университетах, консорциумы университетов и открытые университеты. Первые развиваются на базе традиционных университетов, путем модернизации в ходе использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Так, большинство университетов являются смешанными структурами (двупрофильными), предоставляющими как очные, так и дистанционные курсы.

Международная мобильность провайдеров образовательных услуг также осуществляется в различных формах. К ним относятся: 1) создание филиалов и отделений вузов страны А в стране Б; 2) создание провайдером из страны А (традиционный вуз, коммерческая компания, ассоциация или сетевое объединение) за рубежом независимого вуза, готовящего специалистов по собственным программам и выдающего свои собственные дипломы; 3) приобретение или поглощение провайдером из страны А вуза в стране Б и организация на его основе собственного учебного заведения.

В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить следующие типы ДО:

— консорциум университетов (или ассоциации учебных организаций университетов) — коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по представлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий; консорциум дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в консорциум;

— телеуниверситет (контрактные или брокерские объединение учебных организаций) — объединяет ресурсы традиционных университетов в ведении совместной работы по интегрированным учебным планам; сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав, аудитории и другие ресурсы традиционных университетов;

— виртуальный университет — основан на сотрудничестве администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и обучающихся, которые разделены большими расстояниями, государственными границами, но которые вместе работают, используя современные телематические технологии; виртуальный университет не имеет учебных корпусов, кампусов, общежитий, кабинетов административных работников, актовых залов, но выдает дипломы и сертификаты, а также присваивает ученые степени.

В настоящее время высшее образование в мировой экономике находится в переходном периоде, когда одновременно имеют место несколько процессов:

1) слияние обучения в пределах университета и ДО в единое обучение в режиме онлайн; 2) одновременный рост конкуренции и сотрудничества между университетами. Транснациональное образование характеризуется мероприятиями по выходу на внешний рынок, включая партнерство между институтами и организациями разных стран, в результате которых студент имеет возможность обучаться в стране, в которой нет головного офиса обучающего института. Деятельность по выходу на внешние рынки включает ознакомительные, образовательные, юридические, экономические и другие мероприятия для партнерской работы: 1) совместные программы с вузами других стран; лицензирование или продажа франшиз образовательных программ, которые будут преподаваться в институтах за границей, но с обеспечением качества университета-экспортера;

2) связанные программы, когда местные институты предоставляют степени, которые признаются в стране экспортера на ранее оговоренных условиях, включая поддержку качества и работы напрямую (традиционные программы ДО, которые поддерживаются регионально; собственные филиалы в других странах; программы онлайн без очного обучения).

Ученые утверждают, что сегодня можно говорить об интегрирующем этапе развития ДО, основанном на комплексной технологии обучения с применением всех известных форм ДО. Новые информационные технологии (ИТ) внедряются в региональные ассоциации: Азиатскую ассоциацию Открытых университетов, Латиноамериканскую совместную сеть по развитию ДО, Европейскую ассоциацию открытых университетов и т.д. [3. С. 70].

Эффективность неоклассического высшего образования (на примере Канады). В развитых странах каждый двадцатый студент обучается по программам ДО [4. С. 176]. Сегодня на долю одной лишь Канады приходится около 19% всех дистанционных программ мира. Страна считается одним из мировых лидеров в области ДО. Во-первых, это очень развитая в компьютерном отношении страна. Во-вторых, здесь остро стоит проблема расстояний. На бескрайних просторах разбросана масса населенных пунктов, многие из которых находятся в труднодоступных районах. Все эти факторы ускорили развитие в Канаде дистанционных форм обучения. Первый опыт применения программ ДО показал, что они представляют не только удобный, но и выгодный способ обучения — в среднем, они в 2—2,5 раза дешевле традиционного классического образования [5]. В настоящее время в Канаде действует некоммерческое Общество интерактивного ДО — консорциум, объединяющий 12 образовательных учреждений всех уров-

ней образования исключительно для целей ДО (280 программ, в том числе для степеней бакалавра и магистра). В состав консорциума (Канадского Виртуального Университета) входят только официально признанные и аккредитованные учебные заведения, например, телеуниверситет провинции Квебека (с 1972 г.), Центр Свободного Обучения провинции Онтарио (около 50 тыс. различных курсов ежегодно). Программы ДО имеют более половины канадских университетов. Телеуниверситет в Квебеке, Агентство по открытому Образованию в Британской Колумбии и Университет Атабаска в провинции Альберта являются целиком виртуальными вузами, входят в Ассоциацию ДО Канады, которая концентрирует усилия 40 государственных структур и 150 неправительственных фондов и организаций в области развития технологий ДО.

Наибольшее количество студентов, использующих технологии ДО, — это люди в возрасте 24—35 лет. В качестве основного мотива обучения они указывают на «возможность лучше выполнять работу» (61% опрошенных). Практичные канадцы видят в такой форме получения знаний и хорошую возможность сэкономить. Так как учиться можно без отрыва от производства, они считают, что экономят до 30 500 канадских долларов за 5 лет по сравнению со студентами очных вузов, для которых это «упущенные доходы». Кроме того, не надо платить за комнату и проживание, за бензин, парковку и прочее. Получение степени обычным путем и получение ее в заочной форме, например, в Университете Атабаска (Открытый Университет Канады) обходятся в 38 827 и 3757 канадских доллара соответственно, т.е. ДО приблизительно в 10 раз дешевле традиционного очного обучения. Интересно отметить, что количество пользователей Интернета на 1 тыс. человек увеличилось в Канаде с 1990 по 2002 г. с 4 до 513 (для сравнения ВВП страны вырос с 574 млрд долл. до 857 млрд долл.).

Эффективность российской системы высшей школы. На развитие ДО и его широкое использование влияет такой фактор, как высокая стоимость разработки учебных материалов на основе ИКТ и сложность их технологической трансляции потребителям, что рождает потребность в объединении ресурсов различных заинтересованных организаций. В этом случае образовательные «предприятия» (вузы) вынуждены объединяться в так называемые консорциумы. Консорциум обычно состоит из двух или более учебных заведений ДО (или подразделений внутри одной организации), которые осуществляют совместные разработки и распространение программ ДО. Консорциум возникает, когда объединяются несколько вузов для разработки и распространения курса или серии курсов, обычно в масштабе, слишком широком для какой-либо одной организации. Каждый член консорциума, участвуя в проведении совместной политики, имеет собственную структуру управления и распространяет курсы своим студентам. Консорциумы часто возникают также в тех случаях, когда организации ДО создаются на базе не только обычных университетов, но и на базе телевизионных, радио, других необразовательных организаций.

Для российской высшей школы вузы-консорциумы явились принципиально новой организационной формой в структуре высшего образования, развиваемой на основе современных ИКТ. В 1990-е годы в России был создан ряд объедине-

ний, на которые возлагались в том числе функции консорциумов: Ассоциация международного образования, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Открытый университет Западной Сибири», Евразийская ассоциация ДО, Международная академия открытого образования и др. В составе Международной академии открытого образования создан Образовательный консорциум «Открытое образование».

Например, МЭСИ одним из первых в России начал применять в обучении студентов дистанционные технологии. МЭСИ является инновационным учебнонаучно-производственным комплексом, объединяющим представительства и региональных партнеров в России, СНГ и других странах, в которых обучается более 140 тысяч студентов и слушателей. Система открытого образования МЭСИ с использованием дистанционных технологий (СОО МЭСИ) — это форма обучения с использованием широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий и средств, которые создают обучаемому условия для свободного выбора образовательных дисциплин, обеспечивают диалоговый обмен с преподавателем. При этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и времени. Университет является постоянным участником международных образовательных и научно-технических проектов и программ (ТАСИС, ЮНЕСКО, Мировой банк, фонд Евразия, Национальный фонд подготовки кадров и др.), а также программ двустороннего и многостороннего сотрудничества с ведущими учебными заведениями и научными центрами Австрии, Австралии, Болгарии, Великобритании, Германии, Голландии, Кипра, Польши, США, Казахстана, Литвы, Латвии, Молдовы, Украины и других стран. Развитие ДО на коммерческой основе неизбежно обостряет конкуренцию между вузами на образовательном рынке, без серьезной государственной поддержки трудно рассчитывать на успешное развитие консорциумов и в целом единой системы ДО.

В целом, к ведущим вузам России, предлагающим ДО, относятся МИМ ЛИНК (около 9000 обучаемых в год), ИДО МЭСИ (более 60 000 обучаемых в год) и СГА (более 160 000 обучаемых в год [6]). Открытый образовательный консорциум ЛИНК (Learning International NetworK) — это вуз сетевого типа, предоставляющий услуги международного уровня в области бизнес-образования. Сеть ЛИНК объединяет более 100 учебных центров, расположенных в городах России и СНГ. Ее функционирование базируется на единой технологии обучения, программах и стандартах, разработанных Открытым Университетом (ОУ) Великобритании.

Другим примером эффективной внешнеэкономической деятельности вузов является Современная Гуманитарная Академия (СГА), осуществляющая дистанционное очное и заочное обучение, используя информационно-спутниковую сеть. Учебные планы отвечают одновременно требованиям Госстандарта РФ и международных образовательных программ, получили признание различных европейских и международных образовательных организаций. В настоящее время СГА является членом Международной ассоциации университетов ЮНЕСКО; Европейской ассоциации международного образования, Европейского фонда управ-

ления качеством (EFQM), Трансевропейского консорциума по унификации, Российской ассоциации негосударственных образовательных учреждений, Международной ассоциации негосударственных вузов. СГА обладает наиболее разветвленной сетью учебных и научных заведений — включает 628 филиалов и представительств ДО, в том числе во Вьетнаме, Израиле, Китае, Перу и Чехии. Это самый крупный вуз на постсоветском пространстве, обладающий собственным космическим телепортом и телецентром, имеет право на прямое космическое вещание. Вуз располагает своими филиалами во всех регионах и крупных городах России, а также во всех республиках бывшего СССР, что в решающей степени предопределяет возникновение в СНГ единого образовательного пространства, влияет на формирование новых международных региональных образовательных структур.

Эффективность новых образовательных структур высшей школы. Очевидно, что одним из главных конкурентных преимуществ вуза-предприятия становится способность реагировать на рыночные требования структурными изменениями. Классические модели централизованного управления вузов с жесткой иерархической структурой показывают низкую и даже отрицательную эффективность своего функционирования. То, что программы ДО гораздо дешевле, чем образование по традиционной системе, объясняется прежде всего отсутствием необходимости в помещениях для аудиторных занятий. Большую часть времени студенты ДО занимаются самостоятельно, т.е. университет снижает затраты на заработную плату преподавателей. Сравнивая затраты на обучение по традиционным формам обучения и затраты на ДО, можно прийти к выводу, что ДО обладает рядом преимуществ и для студентов. Из общих расходов на обучение можно вычесть расходы на проезд к центру обучения и проживание. Сокращение количества преподавателей позволяет увеличить количество студентов на одного преподавателя при одновременном росте количества студентов, обучающихся в системе ДО. На примере опыта многих стран, в частности ведущих дистанционных университетов развитых стран, себестоимость ДО существенно ниже, поскольку главным фактором себестоимости является оплата труда преподавателей, которая зависит от такого показателя, как количество студентов на одного преподавателя. В случае ДО это соотношение может быть существенно изменено в сторону увеличения количества студентов на одного преподавателя.

Возможности ДО для иностранных студентов и расширение внедрения ИТ в транснациональную систему высшего образования способствует повсеместному проникновению «академического капитализма» [7] с возникновением присущих ему метрополий и колоний, где определяющим «товаром» являются студенты, в частности иностранные, увеличение импорта которых свидетельствует о накоплении значительного «валового национального богатства». Как показали некоторые данные и расчеты, количество иностранных студентов в тех или иных странах свидетельствует о качестве предоставления образовательных услуг, равно как и показатель роста ВВП, обеспеченный ростом соответствующего человеческого потенциала. Поэтому можно выделить так называемые академ-метрополии и ака-дем-колонии. Таким образом, традиционные модели управления вузов сменяются новыми децентрализованными системами высшей школы, обеспечивающими эффективность предоставления образовательных услуг (как по качеству, так и по сто-

имости) посредством внедрения ИКТ. Очевидно, что стоимость и цена ДО в основном показывает его значительное экономическое преимущество перед традиционным очным высшим образованием, особенно в развитых странах.

Значительное экономическое преимущество ДО перед традиционным высшим образованием выявлено как в развитых странах (разница по стоимости порядка 10 раз), так и в странах с переходной экономикой (разница по стоимости до 3 раз). Незначительная разница в цене между традиционным высшим образованием и ДО в странах с переходной экономикой может объясняться недостаточной обеспеченностью вузов ИКТ, недавним вхождением вузов в международную систему высшего образования (Болонский Клуб) и поэтому незначительно высоким спросом на новые формы обучения. Социально-экономические различия между странами могут проявляться не только долей импорта студентов в населении страны, но и сравнительной долей стоимости ДО и традиционного высшего образования в подушевом ВВП этих стран.

Инновационные рыночные трансформации в высшем образовании предопределили становление вуза как предприятия с расширенной международной инфраструктурой, основанной, в том числе на стратегии образовательного аутсорсинга. Это позволяет развивать предложение образовательных услуг, стимулировать образовательное антрепренерство, поддерживать научную составляющую вуза, в том числе в международной системе высшей школы, а значит, оказывать прямое влияние на качество человеческого потенциала стран (экспортирующих или импортирующих образовательные услуги). Активный рост числа вузов в России и зарубежных странах, а также увеличение численности студентов в расчете на одно учебное заведение ведут к необходимости использования новых подходов к оценке эффективности вузов и их образовательных услуг, моделей организации вузов, работающих по технологиям ДО. Создание сетей региональных центров вуза с возникновением территориально-распределенных образовательных систем является практической базой для обоснования новых методик оценки экономической и социальной эффективности функционирования высшей школы в международной экономике. Это подтверждается мировой практикой транснационализации образовательных структур в том числе на примере создания и функционирования международных альянсов, вузов с развитой сетью филиалов и представительств в «академических колониях». Это, в свою очередь, позволяет ставить научный вопрос о существовании категории «академического капитализма» в экономической науке.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Согласно ГАТТ образовательные услуги классифицируются по четырем основным формам: учеба за рубежом, создание учебных заведений на территории иных государств, обмен учеными и специалистами.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Andrejs Rauhvargers, Sjur Bergan (eds.) Recognition of the Bologna Process: policy development and the road to good practice. Council of Europe Publishing, 2006.

[2] Международная мобильность студентов и глобальный рынок университетского образования (обзор) // Экономика образования. — 2005. — № 4. — С. 103.

[3] Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. Монография. — М.: РУДН, 2002.

[4] Экономическая теория на пороге XXI века — 3(10) // Проблемы пореформенной экономики / Под ред. Ю.М. Осипова, В.С. Сизова, Е.С. Зотовой. — М.: Экономистъ, 2005.

[5] Абдуллаев Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2006. — № 4. — С. 115.

[6] Задорожнюк И.Е. Перекресток на пути России к обществу знаний // Экономика образования. — 2006. — № 4. — С. 5.

[7] Дробышевская Л.Н. Образовательно-научный комплекс: роль в информационную эпоху и российское государство. Экономическая теория в XXI веке — 3 (10) // Проблемы пореформенной экономики / Под ред. Ю.М. Осипова, В.С. Сизова, Е.С. Зотовой. — М.: Эко-номистъ, 2005.

TRANSNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATIONAL STRUCTURES

T.Y. Zvereva

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the analysis of the modern international sector of higher education. The main attention is paid to new organizational and administrative structures in the world economy, evaluation of Russian system of higher education and its place among other countries. The current investigation confirms the necessity for further development of national project «Education».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.