ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 37.018.4 В.В. Крюкова, В.А. Ковалевская, Н.Б. Славолюбова НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В связи с проводимыми реформами в высшей школе в научно-педагогических кругах вузов всесторонне обсуждаются современные средства передачи информации и обучения: учебники, учебные пособия, технические средства обучения и научного проникновения, разных степеней программированные, индивидуальные задания, в том числе новые информационные технологии (методики и средства) обучения и воспитания.
Совершенствование системы высшего образования оказывается возможным лишь при условии разработки и внедрения новых образовательных технологий,
ориентированных на высокоэффективные и сравнительно недорогие методики активизации и интенсификации процесса обучения.
Цель статьи - обобщить опыт создания и внедрения новых образовательных технологий высшей школы и раскрыть их перспективу как новых средств обучения и оценки знаний студентов вуза.
К числу новых образовательных технологий [1] относятся:
Методика подготовки специалистов на основе прямого формирования профессионального интеллекта.
Основой методологии прямого формирования профессионально - ориентированного мышления является всемерная интенсификация развития профессионального интеллекта обучающегося на основе явно выраженной методической ориентации на самостоятельную творческую деятельность, базирующуюся на компактном ядре фун-
даментальных знаний.
Разнородная совокупность выпускаемых вузами специалистов стратифицируется в три основные группы с характерными группами мышления: управленческая, техническая и исследовательская, для каждой из которых разрабатывается специальная методическая база формирования профессионально - ориентированного мышления и специализированное ядро фундаментальных дисциплин.
Методика направленного корректирующего контроля.
Процесс обучения предполагает наличие гибких, адаптивных, образовательных схем с обратными связями, формируемыми на основе данных автоматизированной системы индивидуального контроля каждого обучающегося и оперативной выработки корректирующих рекомендаций; процесс обучения должен происходить одновременно с процессом воспитания.
Методика координации работы кафедр и факультетов на основе единого подхода к вопросам квалиметрии.
Образовательный процесс связан с оценкой его качества. Важность понятия качества обучения привела к необходимости формирования самостоятельных исследований, посвящённых ква-лиметрии образовательного процесса [1, 3].
В общем случае под квали-метрией понимается теория оценивания качества изучаемых объектов или процессов и формирования на основе полученных оценок соответствующих классификационных (квалимет-рических) решений. Основой для выработки квалиметрических
решений являются методы эталонирования, измерения и оценки качества.
Уровень качества подготовки обучающегося определяется значениями совокупности показателей, необходимых для оценки степени соответствия выпускника занимаемой должности.
Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования образовательного процесса в вузах разных направлений обучения в настоящее время является технология дистанционного образования (ДО), массовое использование которого неизбежно приведёт к значительному изменению традиционных подходов к структуре, функциям и задачам вуза. Технология ДО успешно опробована в Московском современном гуманитарном университете и активно внедряется в филиалах вуза в регионах страны [4].
Образовательная деятельность Современного гуманитарного университета основана на информационно - спутниковой образовательной технологии,
основу которой составляет виртуально - тренинговая технология обучения и контроля знаний студентов.
В основу виртуально - тренинговой технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями (юнитами). Перечень учебных занятий по каждому модулю включает:
- просмотр телевизионной лекции, видеофильма или слайд-лекции;
- прослушивание аудиолекции;
144
В.В. Крюкова, В.А. Ковалевская, Н.Б. Славолюбова
- изучение рабочего учебника;
глоссарный тренинг;
- индивидуальный компьютерный тренинг;
коллективный тренинг (активные семинары);
- профессиональное лабораторное занятие;
- работу в компьютерном читальном зале (электронной библиотеке) и работу в традиционной библиотеке;
- выполнение домашней работы и контроль домашней работы;
- алгоритмическое усвоение умений;
- модульное тестирование.
Изучение любой дисциплины
предваряет просмотр имприн-тингового видеофильма или проблемной спутниковой телелекции.
Аттестация по дисциплине проводится в виде классической письменной курсовой работы, телевизионной курсовой работы, экзамена (в письменном виде или в виде тестирования).
Региональные учебные центры обеспечены стационарными учебными терминалами, соединенными с сервером головного университета.
Постоянный мониторинг качества усвоения знаний студентами реализуется с помощью системы электронного тестирования с оригинальным инструментарием: устройством ввода-вывода информации (УВИ) и приборами тестирования (ПТ-1 и ПТ-2), работающими на основе тестов открытой и закрытой формы.
Инновационным методом обучения является 1Р-хелпинг -консультация в форме обратной связи "студент - преподаватель", обеспечивающая контакт всех учебных центров с квалифицированными преподавателями головного университета посредством телекоммуникационных каналов связи. Студент по паролю входит на сайт СГУ, просматривает базу данных уже заданных вопросов, ищет похожий по содержанию вопрос - ответ, если
не находит, - формулирует свой собственный вопрос и в течение 2-х -3-х дней в асинхронном режиме получает ответ.
Технология ДО - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучаемым в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Создание и развитие системы ДО представляет собой масштабную и сложную задачу. В общем случае ДО имеет два аспекта: технический (технологический) и педагогический (психолого-педагогический, дидактический).
Можно предложить следующие этапы развития систем ДО:
• создание технологической основы ДО, организация центров. Создаются программы обучения, формируются отдельные задания, обеспечивается доступ к информационным ресурсам в виде баз данных;
• создание специально -разработанных технологических блоков учебной информации, компьютерных версий лекций, семинаров, практических занятий, тестов, зачётов, экзаменов, взаимоувязанных со справочной базой;
• предоставление специально - разработанной компьютерной обучающей среды;
• дополнение специальной среды расширенными возможностями диалоговых подсистем, вплоть до видеоконференцсвязи. Здесь грани между традиционным и дистанционным образованием могут практически стираться.
Для дистанционного обучения характерно наличие электронного учебника. Он должен содержать информационную базу данных и базу знаний в статическом и динамическом исполнении по всему материалу дисциплины, свёрнутую до опорных конспектов и листов [3].
Необходимым элементом системы ДО является подсистема объективного контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков (например, тренинг уме-
ний как вид занятий).
Кроме того, необходим комплексный учёт психолого - педагогических закономерностей непрерывного творческого учебно -воспитательного процесса с позиции системного подхода по трём тесно взаимосвязанным этапам:
Докоммуникативный этап подготовки занятия, включающий определение общих и частных учебно - воспитательных целей, форму проведения того или иного вида учебного занятия, отбор теоретического материала и приложений, методических приёмов, наглядных средств обучения и другое.
Собственно коммутативный этап, заключающийся в непосредственном «исполнении» учебного занятия преподавателем совместно с обучаемыми. На этом этапе очень важны методы активизации. Среди приёмов активизации в учебно-
познавательной деятельности обучаемых особую роль приобретают проблемные задачи и вопросы, коллективные исследования, составление логических схем и опорных листов баз знаний [2,3] изучаемого материала, как систематизирующий и обобщающий элемент всего занятия.
Корректирующе - контролирующий этап - этап доработки лекции и других видов занятий во внеаудиторное время и проведения всех видов контроля.
Практическая реализация новых образовательных технологий (методов и средств обучения) в высшей школе приведёт к повышению уровня профессиональной подготовки специалистов.
Вместе с тем целенаправленная адаптация уже зарекомендовавших себя положительно традиционных методик и средств активизации учебного процесса также будет способствовать повышению качества обучения.
Рассмотренные новые современные технологии обучения и оценки знаний студентов перспективны и, очевидно, со временем получат широкое распространение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новые образовательные технологии высшей военной школы. - СПб.:ВАС, 1997. 100 с.
2. Кубрак В.М., Ковалевская В.А. Краткий курс высшей математики / Учеб. пособ.- Кемерово.:КФВУС, 2003. 107 с.
3. Ковалевская В.А., Кубрак В.М., Славолюбова Н.Б. Опорные листы баз знаний по теории вероятностей, математической статистики и теории распознавания образов.- Кемерово.: КФВУС, 1988. 30 с.
4. КарпенкоМ.П. Высокие технологии - высшее качество образования. -М.: СГУ, 2002. 24 с.
□ Авторы статьи:
Крюкова Валентина Валентиновна
- канд. техн. наук, доц. каф. вычислительной техники и информационных технологий
Ковалевская Валентина Алексеевна
- канд. техн. наук, проф. каф. математики и инженерной графики Кемеровского филиала Военного университета связи
Славолюбова Нина Борисовна
- старший преподаватель каф. математики и инженерной графики Кемеровского филиала Военного университета связи
УДК 378
И. С. Морозова, Е. С.Каган
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Одной из актуальных проблем современной психологии деятельности является проблема познавательной деятельности.
Познавательная деятельность,
как и всякая другая деятельность человека, кроме содержания, характеризуется присущей ей определенной интенсивностью. Но если вопросы производительности стоят на первом месте при изучении любой деятельности человека, то в области исследования познания они незаслуженно остаются в стороне.
Познавательная деятельность человека как осознанная форма разнообразной поведенческой активности определяется индивидуально-психологическими особенностями субъекта деятельности. Они обеспечивают активацию продуктивных процессов деятельности, компенсацию недостаточного проявления некоторых процессов, мобилизацию операциональных функций, реализацию планов и стратегий поведения и т. д. Естественно, что неадекватная личностная мобилизация, нарушения в личностной сфере и прочие несоответствия проявления личности в конкретных условиях познавательной деятельности создают трудности в ее реализации.
Человек способен в определенной мере противодействовать влиянию на него неблагоприятных факторов, адаптируясь к такому воздействию или компенсируя его. В этом немалую роль играют личностные особенности человека, его эмоциональноволевые, характерологические и другие качества. Компенсаторные механизмы свойственны проявлениям и некоторых когнитивных и психомоторных качеств.
Н. А. Вагапова предлагает рассматривать в качестве структурных компонентов психологического механизма самоуправления деятельностью психические свойства субъекта этой деятельности [1].
В настоящее время специалисты в области прикладной психологии уделяют большое внимание изучению индивидуально-психологических особенностей, которые, с одной стороны, являются, как правило, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой стороны, в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность познавательной деятельности. Для изучения этих качеств использо-
вались как отдельные тесты, так и их комплексы. Наибольшее распространение получили (опросник Айзенка, Миннесотский многофазный личностный опросник (ММР1), 16-факторный личностный опросник Кеттелла (16-ФЛО), тест тематической апперцепции (ТАТ), тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест незаконченных предложений и др.
Фундаментальные исследования познавательной деятельности в отечественной психологии в основном направлены на изучение процессов продуктивного мышления. При всех различиях в концепциях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. М. Матюш-кина, О. К. Тихомирова, А. В. Брушлинского, Я. А. Пономарева схема экспериментального исследования остается достаточно традиционной. Испытуемому предлагают такое задание, которое, как отмечает А. М. Матюш-кин, требует «открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способах и условиях выполнения задания» [4,30]. В случае, если испытуемый субъективно осознает необходимость найти новое отношение, свойство или способ действия, возникает проблемная ситуация. Таким образом, в экспериментальных условиях исследуется процесс разрешения за-