Педагогика высшей школы
177
ном на дисциплину.
Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что процесс физического воспитания студентов технического вуза действительно является фактором, влияющим на успешную подготовку к будущей профессиональной деятельности
в условиях производства. Перспективой совершенствования процесса физического воспитания в техническом вузе является активизация работы кафедр физического воспитания, преподавателей посредством разработки и внедрения в воспитательнообразовательный процесс моде-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
лей подготовки специалистов в вышеуказанной области. Новый подход к разработке и совершенствованию моделей физического воспитания будет содействовать повышению качества профессиональной подготовки специалиста-выпускника технического вуза.
1. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н. Г. Багаутдинова. -М., 2003. - 427 с.
2. Мигиренко Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер / Г. С. Мигиренко. - Новосибирск: Изд-во НЭИ, 1992. - 116 с.
3. Шукшунов В. Е. , Ленченко В. В., Тарасова Е. М., Никитенко А. Г. Высшее техническое образование: взгляд на перестройку. М.: Высшая школа, 1990. - с. 117.
□ Авторы статьи:
Лесникова Заплатила
Светлана Леонидовна Ольга Алексеевна
- канд. пед. наук, доц. межвузов- - старший. преподаватель каф. фи-
ской каф. общей и вузовской педаго- зического воспитания КузГТУ
гики КемГУ
УДК 378.146
Н.Б. Славолюбова, В.В. Крюкова РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
От деятельности преподавателя вуза зависит, в какой мере будущие специалисты смогут соединить знания на уровне высших достижений современной науки, профессиональную компетентность с нравственной зрелостью, творческой и социальной активностью. Цель публикации - обобщить составные компоненты и определить основные пути формирования и совершенствования педагогического мастерства преподавателя вуза.
В процессе обучения выделяют два вида деятельности - преподавателя и обучаемых (студентов). Именно преподаватель руководит познавательной деятельностью студентов, формирует у них теоретические знания, практические умения и навыки [1].
Анализ работы преподавателей вузов показывает, что можно выделить некоторые основные компоненты педагогического мастерства [2], взаимно дополняющих друг друга, как функциональные элементы педагогической деятельности, состоящей из системы взаимосвязанных обучающих и воспитывающих действий.
Важным компонентом является высокая ответственность преподавателя за обучение студентов. Реализация принципов воспитывающего обучения также является важнейшим признаком подлинного педагогического мастерства. Оно предполагает осуществление развивающего обучения [3].
Несомненно, мастером становится тот преподаватель, который делает установку на профессиональное самосовершенствование. Для этого преподаватель должен расширять свои познания в рамках своей дисциплины, изучать межпредметную связь,
проявлять интерес к психологии, педагогике, показывать студентам практическую значимость изучаемого материала. Только систематическая работа преподавателя в обогащении глубоких знаний по своему предмету на уровне последних достижений науки создает необходимые условия для овладения педагогическим мастерством.
Мастерство предполагает соблюдение требований педагогической этики, которая определяет необходимость развития у преподавателей важных качеств: профессиональную самоотверженность, педагогическую справедливость, оптимизм. В педагогическом мастерстве ярко проявляется и педагогический такт, который определяет чувство меры, педагогическую целесообразность всех действий преподавателя по отношению к студентам. Педагогический такт для преподавателя проявляется в идейной стойкости, убежденности, нравственной чистоте, самокритике своих действий [3].
Умение преподавателя использовать в своей деятельности психические механизмы и закономерности внимания, восприятия, мышления, чувств также обеспечит повышение эффективности процесса обучения. Знание механизмов памяти, учет индивидуальных особенностей памяти студентов помогают преподавателю различить в каждом студенте внутренние психологические механизмы с дальнейшим их использованием.
Естественно, для перехода на более высокую ступень педагогической квалификации преподаватель должен заниматься самообразованием.
Отличительная черта самообразования - его бли-
178
Н.Б. Славолюбова, В.В. Крюкова
зость к научно-исследовательской деятельности. Самообразование стимулирует активную поисковую деятельность преподавателя в области учебнометодической и научно-исследовательской работы.
Изучая глубже педагогическое мастерство, следует подчеркнуть, что его формирование немыслимо без реализации различных принципов дидактики и воспитания: систематичности и последовательности, доступности учебного материала, самостоятельности, индивидуального подхода, сознательности и активности, научности, связи теории с практикой. Эти принципы, выражающие накопленный опыт обучения и воспитания, преподаватель постоянно реализует в процессе своей деятельности.
С целью повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов учебный отдел и ведущие кафедры некоторых вузов постоянно внедряют в учебный процесс лекции проблемного характера [3,4]. Роль проблемного обучения велика, оно развивает у студента самостоятельность мышления, умение нестандартно мыслить, оригинально и на основе фундаментальных знаний находить смелые инженерные решения поставленных задач.
Мастерство преподавателя состоит также в умении организовывать в аудитории педагогическое общение - диалог. Искусство общения создает хороший климат, усиливает личное воздействие преподавателя на эффективность учебно-воспитательного процесса. Для лекции - диалога характерно изложение учебного материала в форме полемики. Управление мышлением студентов можно осуществлять с помощью, заранее заготовленных вопросов.
Опыт применения новых образовательных технологий в военных и технических вузах описан в [4,5]. К числу новых технологий можно отнести:
- методику подготовки специалистов на основе прямого формирования профессионального интеллекта ( интенсификация развития профессионального интеллекта обучающего на основе явно выраженной методической ориентации на самостоятельную творческую деятельность, базирующуюся на компактном ядре фундаментальных знаний);.
-методику направленного корректирующего контроля (наличие гибких, адаптивных, образова-
тельных схем с обратными связями, формируемыми на основе данных автоматизированной системы индивидуального контроля каждого обучающего и оперативной выработки корректирующих рекомендаций; процесс обучения должен происходить одновременно с процессом воспитания);.
- методику координации работы кафедр и факультетов на основе единого подхода к вопросам квалиметрии.
Компьютеризация общества привёла к широкому внедрению в учебный процесс вуза новых информационных технологий (НИТ), что не может не повлиять на структуру лекций, практических занятий. НИТ помогают по-новому перестроить ряд учебных курсов, а также организовать нетрадиционный контроль знаний. Необходимо формирование у преподавателей навыков по применению компьютерных и телекоммуникационных технологий для повышения роста активности и самостоятельности студентов в процессе обучения. Создание электронных учебников - новое направление внедрения НИТ.
В последнее время проводится педагогическая диагностика [4] как система методов и средств изучения профессионального уровня преподавателя. Она создает основу для выявления затруднений в работе, способствует поиску оптимальных путей их преодоления. Разработка программ оценки динамики изменений уровня профессионализма преподавателя позволяет управлять процессом его развития.
Обобщая результаты исследований по проблеме повышения педагогического мастерства, следует отметить, что все приведенные составные компоненты педагогического мастерства представляют единое целое. Тем не менее, повышая свое педагогическое мастерство, преподаватель может последовательно добиваться поэтапной их выработки.
Таким образом, формирование и развитие педагогического мастерства - сложный и продолжительный процесс, требующий совместных усилий преподавателя и коллектива кафедры.
Рассмотренные пути повышения педагогического мастерства применимы в различных вузах, что несомненно приведет к повышению уровня профессиональной подготовки выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барашков П.Н., Житницкий М.И. Захаров А.М. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вузе. - Л.:ВАС, 1990. 212 с.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. 205 с.
3. Бакшаева Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучение: Автореф. Дисс.... канд. пед. наук - М.: 1997. 21 с.
4. Дмитренко Т.А. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе // Высшее образование сегодня. 2003. №8. С. 26-30.
5. Новые образовательные технологии высшей военной школы. - СПб.: ВАС, 1997. 100 с.
6. Крюкова В,В., Ковалевская В.А., Славолюбова Н.Б. Новые технологии обучения и оценки знаний студентов вуза // Вестн.КузГТУ. 2003. №6. С. 143-145.
□ Авторы статьи:
Славолюбова Крюкова
Нина Борисовна Валентина Валентиновна
- ст. преп. каф. математики и инженер- - канд. техн. наук, доц. каф. вычисли-
ной графики (Кемеровское высшее во- тельной техники и информационных
енное командное училище связи) технологий