Научная статья на тему 'Новые подходы к совершенствованию профессиональной подготовки будущего инженера'

Новые подходы к совершенствованию профессиональной подготовки будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесникова Светлана Леонидовна, Заплатина Ольга Алексеевна

Предлагается модель подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесникова Светлана Леонидовна, Заплатина Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к совершенствованию профессиональной подготовки будущего инженера»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 37. 014

С. Л. Лесникова, О. А. Заплатина

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Исследования показывают,

что качество профессиональной подготовки будущего специалиста и успешность его профессиональной деятельности являются взаимообусловленными характеристиками системы профессионального образования. Как замечает Н. Г. Багаутдинова, «приоритет, безусловно, принадлежит научно-образова-тельному потенциалу государства, ибо именно он... выступает важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и его необходимым элементом» [1, 297].

На современном этапе развития высшего технического образования в понятие «качество подготовки специалиста» включается совокупность его наиболее устойчивых свойств, обусловливающих пригодность к профессиональной деятельности: знания и умения в профессиональной сфере, психофизическая подготовленность. Однако установлено, что успешность обучения и подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в определенной степени зависит от уровня их всесторонней подготовленности, в том числе и физической. Недостаточный уровень физической подготовки, развития профессионально важных физических качеств и работоспособности будущих специалистов может способствовать возникновению неблагоприятных ситуаций при выполнении комплекса профессиональных видов работ, препятствовать адаптации к условиям производственной деятельности.

До недавнего времени «экстенсивная экономика страны не требовала специалистов высокого качества с фундаментальными всесторонними знаниями. Не бы-

ло социального запроса на людей с высшим образованием у общества в целом - перестали пользоваться спросом выпускники-

инженеры (как специалисты с высшим образованием) у потребителей предприятий, НИИ, КБ и т. п. Потребитель создавал своеобразный «склад» инженерного корпуса, который свидетельствовал о затоваренности предприятий инженерными кадрами, об их невысоком качестве, их ненужности» [3, 11].

В настоящее время ситуация существенно изменилась. В ус-

ловиях качественного преобразования всех сторон жизни нашего общества возрастает значимость конкурентноспособного специалиста, что сопровождается повышением требований к его физической подготовке, высокому профессионализму, что связано с большим напряжением умственных, физических и психических сил личности. Таким образом, доперестроечная технологическая инерция начинает медленно переходить к системе более гибкой, индивидуальной профессиональной подготовки специалистов.

По мнению ряда авторов, инженерное образование как один из видов высшего образования должно обеспечивать будущему специалисту необходимый объем знаний, фундаментальность инженерной и гуманитарной подготовки, образующий некоторую образовательную базу (Шукшу-нов В. Е. и др., 1990). Спектр дисциплин, представленный в данной базе, должен быть призван не только определять модель подготовки специалиста, но и рассматриваться как взаимное согласование и коррекция сразу двух моделей (с точки зрения заказчика и вуза). Данная систе-

ма, исходя из требований работодателя, должна была включаться в модель подготовки выпускника вуза, не нарушая целостности последнего (рис.1).

Следует заметить, что в процессе профессиональной подготовки студентов инженерных специальностей (горных, химикотехнологических, шахтострои-

тельных и пр.) на современном этапе развития технического образования дисциплина «Физическая культура» , которая включена в сферу гуманитарной и обществоведческой подготовки, не сопровождает студента на протяжении всего времени обучения, как было утверждено программой «Физическое воспитание в высших учебных заведениях» 1963 года, а лишь в пределах 2-3 лет, согласно учебного плана.

В настоящее время физическое воспитание в техническом вузе должно приобретать все большее значение в целях качественной подготовки студентов инженерных специальностей, так как оно является фактором, обеспечивающим успешность профессиональной деятельности будущего специалиста на производстве. Однако оно стал-кивается с рядом проблем, которые являются истоками некоторых противоречий между:

• осознанием обществом необходимости активизации сил личности и отсутствием надлежащих социально-педагогических условий для их формирования и развития;

• постоянно возрастающей по объему, усложняющейся по содержанию профессиональной деятельностью и недостаточной лабильностью учебных планов, методик и форм подготовки будущих специалистов;

Рис. 1. Модель целостного инженерного образования по В. Е. Шукшунову и место физического воспитания в рамках этой модели

• разнообразием мотивов и потребностей студентов и стереотипностью содержания образования;

• потребностью в формировании положительной мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом и ограничением учета личностных интересов студентов в силу регламентации академических часов;

• необходимостью определения состояния здоровья, уровня физической подготовки, функциональных возможностей организма студентов и практическим отсутствием функциональной диагностики в процессе физического воспитания.

Наличие этих противоречий на современном этапе образования ведет к тому, что физическое воспитание студенческой молодежи не оправдывает на сегодняшний день ожиданий, связанных с успешной подготовкой к будущей профессиональной деятельности в условиях производства. Для такой подготовки необходима такая организация деятельности студентов и преподавателей, которая способствовала бы разрешению противоречий между требованиями будущей профессии, требованиями работодателя и сформированностью профессионально важных качеств студентов - будущих специалистов.

В связи с этим нами была разработана и реализована педагогическая модель подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания (для студентов шахтостроительного, химикотехнологического, горного, факультетов), а также была предложена методика оценки функционального состояния организма студентов (на наш взгляд, оптимальная и информативная в рамках воспитательно-

образовательного процесса) как составляющая часть деятельностного компонента модели, построенной на принципах гуманистической направленности, общих принципах образования и воспитания, специфических

принципах физического воспитания и основных положениях профессионально-прикладного физического воспитания. Все это позволяет рассматривать физическое воспитание студентов технического вуза как фактор их подготовки к будущей профессиональной деятельности (рис.2).

Идея разрабатываемой педагогической модели подготовки заключалась в реализации педагогических условий воспитательнообразовательного процесса, направленных на:

• формирование и укрепление положительной мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом;

• изучение и учет уровня сформированности профессионально важных личностных качеств студентов технического вуза;

• осуществление организации физкультурно-спортив-

ного оздоровительного движения студентов и преподавателей с целью наиболее успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья будущих специалистов.

Педагогические условия подготовки студентов технического вуза к профессиональной деятельности в процессе физического воспитания рассматриваются в рамках академических занятий, секционных занятий, занятий в группах ОФП, дополнительных занятий во внеурочное время (для студентов всех курсов), занятий в группах спортивного совершенствования, спортивно-

оздоровитель-ных мероприятий, спортивных праздников. Внедрение системы оценки функционального состояния в процесс физического воспитания студентов технического вуза предполагает применение в рамках воспитательно-образовательного процесса методики, адаптированной для использования в работе со студентами технического вуза.

Наше исследование позволило выделить следующие критерии и показатели, на основании которых мы можем судить об уровне подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания. Среди них:

Содействие социализации студентов технического вуза в процессе подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

—><С1Г^оциальныё~1111> Изучение мотивационной сферы при занятиях физической культурой и спортом. Диагностика ПЗЛК.

—^сііпсі/іхологическ^ Обеспечение преемственности физического воспитания на базовом профессиональном этапе и этапе профессионального совершенствования.

—*<-__дидсікі ичеикие

—*СЩосп итател ь ные^> Формирование ответственного отношения к физической подготовке. Формирование потребности в физическом самовоспитании, самодиагностике, здоровом образе

- мотивационная сфера; Область _ успешность профессиональной подготовки посредством направленности. выработки профессионально важных личностных качеств; - сохранение и укрепление здоровья;

Ч Г

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Рис. 2. Схема структуры педагогической модели подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания

- знание требований, предъявляемых будущей профессией , и соответствующих условий осуществления трудовой деятельности;

- знание возможностей процесса физического воспитания для успешной подготовки к будущей деятельности;

- умение анализировать и оценивать уровень развития про-

фессионально важных качеств в соответствии с требованиями будущей профессии, а также функциональное состояние своего организма;

- отношение студента к процессу физического воспитания как фактору подготовки к будущей профессиональной деятельности, а также к ведению здорового образа жизни;

- активная позиция студента в отношении физического самовоспитания, умение самостоятельно формулировать задачи и организовывать данный процесс;

- умение анализировать и оценивать результаты процесса физического воспитания и самовоспитания с позиций требований будущей профессиональной деятельности.

Таблица

Динамика уровней профессиональной подготовки студентов технического вуза, (абсолютн. число / %)

Уровни Количество студентов

на начало эксперимента на конец эксперимента

число % число %

Высокий 65 11,3 131 22,7

Средний 177 30,7 283 49,1

Низкий 334 58,0 162 28,2

В соответствии с выявленными критериями и показателями стало возможным выделить несколько уровней подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания.

Высокий уровень

Высокий уровень подготовки к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания проявляется как уровень профессионального самовоспитания, самосовершенствования, что является следствием осознанного выбора профессии. Для них характерно знание условий профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту будущей профессией, а также знание возможностей физического воспитания, способствующих успешной подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Для данных студентов характерна положительная динамика профессионально важных физических и психических качеств. Они ощущают потребность в физическом самовоспитании,

ведении здорового образа жизни, постоянном самосовершенство-

вании, как образовательном, так и физическом. У них ярко проявляется положительная мотивация к занятиям физической культурой и спортом не только в учебное время, но и желание осуществлять это во внеурочной деятельности.

Студентов данного уровня характеризует наличие не только знаний, но умений и навыков, связанных с анализом и оценкой уровня развития своих психических, физических качеств, функционального состояния организма. У таких студентов приоритетны мотивы учебной деятельности, направленные на обеспечение успешной профессиональной деятельности. Занятия физической культурой и спортом рассматриваются ими как возможность для развития профессионально важных качеств и умений. У студентов данного уровня не наблюдается значительных отклонений в состоянии здоровья.

Средний уровень

Студенты этой группы характеризуются положительным

отношением к занятиям физической культурой, но реже отдают предпочтение физкультурно-

оздоровительной и спортивной деятельности во внеучебное время. Для них характерны положительные изменения в развитии профессионально важных физических и психических качеств личности. В числе приоритетных мотивов учебной деятельности выделяют мотивы, направленные на обеспечение успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Средний уровень подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности в процессе физического воспитания характеризуется знанием условий осуществления трудовой деятельности и требований, предъявляемых будущей профессией, проявлением профессионального самовоспитания, самосовершенствования. Студенты этого уровня не всегда четко представляют возможности физического воспитания для подготовки к будущей деятельности и затрудняются в выборе методов и средств для развития профессионально важных качеств. У них наблюдаются отклонения в состоянии здоровья. Эти студенты не всегда проявляют устойчивую потребность в физическом самосовершенствовании с целью подготовки к будущей деятельно-

сти.

Низкий уровень

Подгруппа А. Студенты данного уровня не рассматривают физическое воспитание как фактор успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности и равнодушны к приобретению знаний об условиях ее осуществления. Эти студенты характеризуются проявлением интереса к процессу физического воспитания, но среди мотивов занятий физической культурой и

спортом преобладают мотивы эмоционального удовольствия,

социального самоутверждения.

Студентов этой подгруппы могут характеризовать различные уровни в состоянии здоровья, развития физических и психических качеств. Основным критерием здесь будет являться отсутствие мотивов, обеспечивающих успешное осуществление профессиональной деятельности; отсутствие необходимых знаний и умений, к которым предъявляет требования будущая профессия.

Подгруппа Б.

Процесс физического воспитания не рассматривается этими студентами в качестве фактора успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Студенты этой подгруппы характеризуются низким уровнем здоровья, функционального состояния, развития физических качеств, отсутствием положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, равнодушны к физическому самосовершенствованию.

Наши исследования позволили определить изменение показателей уровней подготовки к профессиональной деятельности (таблица).

Результаты нашего эксперимента показывают, что наибольшее количество к заключительному этапу исследования составили, в основном, студенты со средним уровнем подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Число студентов с высоким уровнем подготовки увеличилось почти вдвое, но составило лишь 22, 7% . Однако достигнутые результаты все равно являются для нас показательными, так как, в основном, мы могли проводить и отслеживать итоги нашей работы в рамках академического времени, отведенного учебным пла-

ном на дисциплину.

Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что процесс физического воспитания студентов технического вуза действительно является фактором, влияющим на успешную подготовку к будущей профессиональной деятельности

в условиях производства. Перспективой совершенствования процесса физического воспитания в техническом вузе является активизация работы кафедр физического воспитания, преподавателей посредством разработки и внедрения в воспитательно-

образовательный процесс моде-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

лей подготовки специалистов в вышеуказанной области. Новый подход к разработке и совершенствованию моделей физического воспитания будет содействовать повышению качества профессиональной подготовки специалиста-выпускника технического вуза.

1. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н. Г. Багаутдинова. -М., 2003. - 427 с.

2. Мигиренко Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер / Г. С. Мигиренко. - Новосибирск: Изд-во НЭИ, 1992. - 116 с.

3. Шукшунов В. Е. , Ленченко В. В., Тарасова Е. М., Никитенко А. Г. Высшее техническое образование: взгляд на перестройку. М.: Высшая школа, 1990. - с. 117.

□ Авторы статьи:

Лесникова Заплатила

Светлана Леонидовна Ольга Алексеевна

- канд. пед. наук, доц. межвузов- - старший. преподаватель каф. фи-

ской каф. общей и вузовской педаго- зического воспитания КузГТУ

гики КемГУ

УДК 378.146 Н.Б. Славолюбова, В.В. Крюкова РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

От деятельности преподавателя вуза зависит, в какой мере будущие специалисты смогут соединить знания на уровне высших достижений современной науки, профессиональную компетентность с нравственной зрелостью, творческой и социальной активностью. Цель публикации - обобщить составные компоненты и определить основные пути формирования и совершенствования педагогического мастерства преподавателя вуза.

В процессе обучения выделяют два вида деятельности - преподавателя и обучаемых (студентов). Именно преподаватель руководит познавательной деятельностью студентов, формирует у них теоретические знания, практические умения и навыки [1].

Анализ работы преподавателей вузов показывает, что можно выделить некоторые основные компоненты педагогического мастерства [2], взаимно дополняющих друг друга, как функциональные элементы педагогической деятельности, состоящей из системы взаимосвязанных обучающих и воспитывающих действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным компонентом является высокая ответственность преподавателя за обучение студентов. Реализация принципов воспитывающего обучения также является важнейшим признаком подлинного педагогического мастерства. Оно предполагает осуществление развивающего обучения [3].

Несомненно, мастером становится тот преподаватель, который делает установку на профессиональное самосовершенствование. Для этого преподаватель должен расширять свои познания в рамках своей дисциплины, изучать межпредметную связь,

проявлять интерес к психологии, педагогике, показывать студентам практическую значимость изучаемого материала. Только систематическая работа преподавателя в обогащении глубоких знаний по своему предмету на уровне последних достижений науки создает необходимые условия для овладения педагогическим мастерством.

Мастерство предполагает соблюдение требований педагогической этики, которая определяет необходимость развития у преподавателей важных качеств: профессиональную самоотверженность, педагогическую справедливость, оптимизм. В педагогическом мастерстве ярко проявляется и педагогический такт, который определяет чувство меры, педагогическую целесообразность всех действий преподавателя по отношению к студентам. Педагогический такт для преподавателя проявляется в идейной стойкости, убежденности, нравственной чистоте, самокритике своих действий [3].

Умение преподавателя использовать в своей деятельности психические механизмы и закономерности внимания, восприятия, мышления, чувств также обеспечит повышение эффективности процесса обучения. Знание механизмов памяти, учет индивидуальных особенностей памяти студентов помогают преподавателю различить в каждом студенте внутренние психологические механизмы с дальнейшим их использованием.

Естественно, для перехода на более высокую ступень педагогической квалификации преподаватель должен заниматься самообразованием.

Отличительная черта самообразования - его бли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.