АНТРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ф. ДЕМИДОВА
ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлено обоснование необходи- Приведена система организации психологического
мости проведения внутреннего мониторинга в сопровождения образовательного процесса в учебном заведении. Описаны методы и методики, ТИУиЭ как пример внутреннего мониторинга.
которые могут использоваться в данной работе.
Внутренний мониторинг, образовательный процесс, психологическое сопровождение образовательного
процесса, методы мониторинга.
Модернизация образования в нашей стране касается не только его содержания и организации (новые ФГОСы, двухуровневое образование), но и внедрения системы менеджмента качества. Данная система включает в себя разработку нормативных документов, совершенствование документооборота, внутренний и внешний аудит, а также внутренний и внешний мониторинг эффективности образовательной деятельности. Согласно требованиям Министерства образования и науки РФ и Рособрнадзора, в каждом учебном заведении должно осуществляться самообследование, включающее диагностику и анализ удовлетворенностистуден-тов процессом обучения, формирование у них профессиональных компетенций и профессионально важных качеств, готовности их к профессиональной деятельности, а также уровень профессиональнопедагогической, психологической и методической подготовки преподавателей, их готовности и возможности работать в новых условиях компетентностного подхода. Данный внутренний мониторинг позволяет своевременно выявлять «проблемные» зоны в образовательной деятельности учебного заведения, планировать и реализовывать меры по их устранению, оценивать эффективность инновационных методов преподавания. Таким образом, складывается определенная система, включающая первичную диагностику, анализ результатов, разработку корректирующих мероприятий, их внедрение, вторичную диагностику, оценку результативности данного внедрения, планирование дальнейшего совершенствования образовательного процесса и т.д. Такая система позволяет своевременно реагировать на все изменения, имеющие место в системе образования, формирует личностную мобильность преподавателей и, как следствие, конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг.
В Таганрогском институте управления и экономики внутренний мониторинг осуществляется уже третий год как психологическое сопровождение образовательного процесса. Первый год в нем принимали
участие студенты факультета среднего профессионального образования (ФСПО). Целью было знакомство с новым для института контингентом, выработка рекомендаций по работе с ним. Результаты представ -лялись кураторам групп, всем преподавателям, работавшим на факультете. В прошлом году в работу были включены студенты первого и выпускного курсов высшего профессионального образования (ВПО), в текущем году добавилось анкетирование преподавателей.
Психологическое сопровождение образовательного процесса в ТИУиЭ включает в себя мониторинг удовлетворенности обучением в ТИУиЭ студентов всех уровней подготовки, а также их мотивационного развития; оценку работы ППС и разработку рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса на основе анализа полученных данных.
На ФСПО в мониторинге принимают участие сту-денты 1-го и 3-го курсов. Студентам 1-го курса предлагается анкета первокурсника, методика на изучение направленности личности и две методики на изу -чение учебной мотивации.
№1. Методика на изучение направленности личности была разработана В.Смекалой и М.Кучерой. С помощью методики выявляются следующие типы направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.
2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы
как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
№2. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.ИИльиной. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник для маскировки автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
№3. Методика изучения мотивации учебной деятельности: уровни и типы И.С. Домбровской. Методика позволяет выявить следующие типы учебных мотивов:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации обучающихся на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
4) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, в желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
5) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет;
6) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что обучающийся не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с преподавателями и одногруппниками, постоянно совершенствовать эти формы.
Студенты 3-го курса заполняют анкету на выявление степени удовлетворенности обучением в ТИУиЭ
и методику на формирование профессиональной идентичности студентов У.С.Родыгиной. Опросник позволяет определить профессиональную идентичность по четырем шкалам.
Шкала 1. «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии».
Шкала 2. «Отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением потребностей человека в данной профессии».
Шкала 3. «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии».
Шкала 4. «Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии».
Методика адаптирована для всех специальностей ФСПО.
На ВПО в мониторинге принимают участие также студенты 1-го и выпускного курсов. Студенты 1-го курса заполняют те же методики, что и студенты ФСПО, а студенты выпускного курса заполняют, кроме двух предложенных, еще и методику на выявление мотивации профессиональной деятельности К.Замфир. Она позволяет выделить преобладание одного из трех видов мотивации: внутренней, внешней положительной, внешней отрицательной. Внутренняя мотивация (ВМ) - это интерес к самому содержанию и процессу выполнения профессиональной деятельности. Внутренняя положительная мотивация (ВП) -это мотивация, обусловленная зарплатой, условиями труда, взаимоотношениями в коллективе, местом расположения организации, графиком работы. Внешняя отрицательная мотивация (ВО) основана на наказаниях, желании избежать неприятностей, страхах, например, страхе безработицы. Внешняя мотивация, как положительная, так и отрицательная, с содержанием труда не связана. Оптимальным является следующий мотивационный комплекс: ВМ > ВП > ВО.
Выбор данных методик обусловлен следующими причинами.
1. Анкета первокурсника позволяет выяснить причины поступления в ТИУиЭ, источники информации об институте, содержание этой информации и первые впечатления.
2. Методики на изучение мотивации учебной деятельности позволяют выявить эту мотивацию и дать рекомендации преподавателям по выстраиванию учебного процесса, а также сформировать адекватное восприятие студентов. Методики являются взаимодополняющими, выявляют разные группы мотивов.
3. Направленность личности - одно из стержневых мотивационных образований личности. От нее зависит выстраивание человеком своего поведения и деятельности. Выделяют три вида направленности : на себя, на дело, на других людей. Зная преобладающую направленность в группе, можно более эффективно выстраивать взаимодействие со студентами, учебный процесс и вырабатывать мероприятия по корректировке этой направленности.
Методики на мотивацию учебной деятельности и направленность личности были апробированы в прошлом году и доказали свою валидность.
Что касается выпускных курсов, то анкета на удовлетворенность процессом обучения в ТИУиЭ также была апробирована в прошлом учебном году. Она позволяет выяснить мнение о процессе обучения, отдельных предметах, проблемах в организации учебного процесса; методика на профессиональную идентичность позволяет выяснить удовлетворенность от процесса обучения и степень восприятия выпуск -ником себя как профессионала. Что касается мотивации профессиональной деятельности, то она важна для адаптации к будущей работе, и ее знание позволяет определить готовность выпускников работать по специальности. Обе методики также прошли проверку в прошлом году. При этом, на наш взгляд, у выпускников ФСПО может и должна, сформироваться некоторая профессиональная идентичность, а вот четких мотивов профессиональной деятельности у них может и не быть в силу их возраста, в то время как у выпускников ВПО такая мотивация уже быть должна. Поэтому эта методика будет предлагаться только выпускникам ВПО.
Оценка профессиональной компетентности ППС. Структура профессиональной компетентности педагогических работников была разработана преподавателями кафедры общей и юридической психологии в рамках соответствующего научного направления. Был подобран и апробирован диагностический инструментарий. В результате сложилась следующая программа, состоящая из трех этапов (частей). На первом этапе на кафедрах проводится групповая оценка личности (ГОЛ), которая позволяет проран-жировать преподавателей по различным критериям. Обработка проводится не на основе подсчета среднего значения (что неэффективно в данном случае, т.к. нивелирует отдельные компетенции), а на основе частотного анализа, который позволяет определить частоту встречаемости того или иного ранга у каждого преподавателя и оценить его компетентность. Затем осуществляются посещение занятий преподавателей и оценка эффективности этих занятий на основе предлагаемого плана анализа занятий. При этом необходимо учитывать, что есть пункты плана, которые в состоянии оценить только специалист в данной области. Оценка этих пунктов позволяет определить компетентность в содержании преподаваемых дис-циплин, а оценка остальных пунктов - психологопедагогическую и методическую компетентность, что могут сделать преподаватели кафедры психологии. На третьем этапе проводится диагностика отдельных профессиональных педагогических компетенций преподавателей с помощью следующих апробированных методик.
I. Копинг-тест Лазаруса
Методика предназначена для определения ко-пинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, ко-пинг-стратегий. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 г., адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевойв 2004 г.
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внеш-
ними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрес-сом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Он должен оценить, как часто (никогда, редко, иногда) данные варианты поведения проявляются у него.
По результатам теста диагностируется использование ряда копинг-стратегий, соответствующих шкалам опросника.
1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.
4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
• Низкий уровень напряженности говорит об адаптивном варианте копинга.
• Средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии.
• Высокая напряженность копинга свидетельствует о выраженной дезадаптации.
II. Тест коммуникативных умений ЛМихелъсона Автором теста является Л. Михельсон (1983). Перевод и адаптация осуществлялась Ю.З. Гильбухом в 1993 г.
Цель тестирования - определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформи-рованности основных коммуникативных умений.
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные).
Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается пять возможных вариантов поведения. Испытуемому необходимо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более варианта или приписывать вариант, не указанный в опроснике.
Все вопросы разделены авторами на пять типов коммуникативных ситуаций:
1) ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера;
2) ситуации, в которых человек должен реагировать на отрицательные высказывания;
3) ситуации, в которых к человеку обращаются с просьбой;
4) ситуации беседы;
5) ситуации, в которых требуется проявление эмпагии (понимание чувств и состояний другого человека).
В перечисленных ситуациях общения проявляются следующие блоки умений:
1) умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);
2) реагирование на справедливую критику;
3) реагирование на несправедливую критику;
4) реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;
5) умение обратиться к собеседнику с просьбой;
6) умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет»;
7) умение оказать поддержку, проявить сочувствие;
8) умение принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников;
9) умение вступить в контакт с другим человеком, контактность;
10)реагирование на попытку собеседника вступить в контакт.
III. Методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексивности»
Методика разработана АВ.Карповым в 2003 г. Цель методики - определить уровень рефлексивности, понимаемой как способность к анализу субъективного состояния психики, умение предвидеть и успешно справляться со своей социальной ролью, что является важнейшими факторами в саморегуляции, успешности установления контакта и плодотворного социального взаимодействия.
Методика включает 27 вопросов, на которые необходимо ответить, проставив цифру, соответствующую наиболее подходящему варианту ответа: 1 -абсолютно неверно; 2 - неверно; 3 - скорее неверно;
4 - не знаю; 5 - скорее верно; 6 - верно; 7 - совершенно верно.
По результатам методики определяется уровень рефлексивности: высокий, средний или низкий.
Работа с преподавателями сложна и многоплано-ва. Невозможно достаточно полно оценить компетентность всего ППС в течение одного исследования, поэтому начинать работу необходимо со сравнительной оценки наиболее компетентных и некомпетентных преподавателей для определения валидности самого исследования. Это можно сделать следующим образом. На основе обработки результатов ГОЛ на каждой кафедре будут выявлены преподаватели, получившие самый высокий и самый низкий рейтинг. Именно их необходимо включить в список для дальнейшей работы. Им будут предложены остальные три методики, а также на занятия к ним будут ходить эксперты, в т.ч. и от кафедры, чтобы оценить профессиональные знания. Последующая обработка результатов позволит выяснить степень дискриминатив-ности исследования, т.е. возможности определить различные уровни компетентности обследуемых. Если результаты по методикам и наблюдению у преподавателей, имеющих высокий и низкий рейтинг, будут значимо отличаться, значит, подобранный инструментарий валиден для целей нашего исследования и на следующий год его можно будет использовать для оценки всех преподавателей института.
Кроме того, большое значение во внутреннем мониторинге уделяется оценке корпоративной культуры. Для оценки знаний о корпоративной культуре и отношения к ней была разработана анкета для преподавателей, в основу которой были положены вопросы, применяемые во многих ведущих вузах, а также общепринятые в мировой практике мотиваторы профессиональной деятельности.
Работа со студентами в институте уже отлажена. Тестирование и анкетирование осуществляется в электронном режиме через образовательную среду МООБЬЕ. В нем принимают участие студенты раз -ных уровней и форм обучения (в этом году сделана попытка привлечь к анкетированию студентов заочной формы обучения, которая дала положительные результаты). По предложению Центра развития карьеры на следующий год планируется начать работу по развитию профессионально важных качеств студентов, которая будет включать не только диагностику, но и индивидуальное консультирование студентов и тренинги. Такая работа, включенная в общий мониторинг, позволит повысить конкурентоспособность выпускников нашего вуза на рынке труда и их готовность к работе по специальности и планированию своей будущей карьеры. Ежегодный анализ результатов показал, каких компетенций не хватает студентам, над чем надо работать, чтобы повысить эффективность профессиональной подготовки.
Что касается работы с преподавателями, то ее полное внедрение - дело будущего. В этом году проводилось анкетирование на оценку корпоративной культуры и модифицированный вариант ГОЛ, который позволял выявить знание преподавателей о профессионально важных методических, личностных
и коммуникативных качествах и умениях. Анализ результатов показал необходимость проведения данной работы, которая непривычна для преподавателей и поэтому вызывает замешательство, протест у некоторых, а также необходимость регулярного повышения квалификации преподавателей в области дидактики и методики преподавания. Без такого повышения квалификации трудно эффективно применять инновационные технологии в обучении.
Таким образом, внутренний мониторинг - это не модное введение, а реальный механизм повышения качества подготовки и эффективности образовательного процесса на всех уровнях. Эго сложная, кропотливая и ответственная работа, но действительно полезной она станет только при поддержке всех участников образовательного процесса.