Научная статья на тему 'Организационное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре'

Организационное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2722
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В СРС / УПРАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ / ПЕРЕДАЧА УПРАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИЙ ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СТУДЕНТУ / КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK / TEACHER'S MANAGEMENT OF LEARNING / TRANSFERRING OF TEACHER'S MANAGING FUNCTIONS TO STUDENTS / CONTROL OF STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK / COGNITIVE ACTIVITY / ROLES OF THE TEACHER AND THE STUDENT IN INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин Н. В.

В статье рассмотрены проблемы планирования, методического сопровождения самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомин Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL MAINTENANCE OF THE INDEPENDENT WORKS OF STUDENTS IN THE BACHELOR DEGREE AND THE MAGISTRACY

The problems of planning and methods for organizing students' self-dependent work in a bachelor degree and a magistracy are represented in this article.

Текст научной работы на тему «Организационное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре»

УДК - 378147.322

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В БАКАЛАВРИАТЕ И МАГИСТРАТУРЕ

Н.В. Фомин

В статье рассмотрены проблемы планирования, методического сопровождения самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, учебная познавательная деятельность, роль преподавателя и студента в СРС, управления преподавателем учебной деятельностью студентов, передача управляющих функций от преподавателя студенту, контроль самостоятельной работы студентов.

Организация самостоятельной работы студентов (СРС) в контексте ФГОС ВПО связана с поиском новых форм, методов и средств, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Мы полагаем, что методика организации самостоятельной работы должна предусматривать совокупность инновационных и интерактивных форм и методов самостоятельной деятельности студентов: проблемная постановка и решение задач, диалоговые методы, ролевые (деловые) игры. тренинги, анализ и решение конкретных ситуаций (кейс-стадия), портфолио достижений. методы развития рефлексивного мышления, исследовательские методы (профессионально-заданные и личностно-ориентированные ситуации, теории структуры для анализа и синтеза). обучающие и контролирующие учебные программы, электронные технологии.

Как свидетельствуют исследования и опыт педагогической деятельности, результативность самостоятельной работы студентов значительно повышается при использовании электронных технологий. В частности, студенты во внеаудиторное время могут самостоятельно выполнять все семестровые контрольные мероприятия по дисциплинам с использованием электронной системы обучения вуза. При этом могут применяться как синхронные, так и асинхронные коммуникации. Под синхронными коммуникациями понимаются средства общения в режиме реального времени (чаты, вебинары, видеоконференции, электронные доски и др.). Асинхронные коммуникации -средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой по времени. К ним относятся электронная почта, форум, система обмена файлами, тематические рассылки и пр.

Применение синхронных и асинхронных коммуникаций при организации самостоятельной работы позволяет студентам решать следующие задачи:

- совместное выполнение групповых проектов, подготовка творческих отчетов, докладов, презентаций, сообщений, в том числе в рамках НИРС;

- решение возникающих в процессе обучения проблем (вопросы студентов в форуме могут касаться не только дисциплины, но и проблем с программным обеспечением, с системой электронного обучения в вузе и др.);

- обсуждение курса (общая дискуссия по поводу содержания курса или возможность дебатов и подтверждение итогов по теме, модулю или курсу в целом);

- работа с постоянно обновленными учебно-методическими материалами в электронной библиотеке [6].

Мы разделяем точку зрения ученых и педагогов-практиков, отмечающих особую роль форумов, организуемых преподавателями по наиболее актуальным вопросам читаемых курсов. Форумы позволяют изложить свое мнение даже тем студентам, которые по каким либо причинам не могут высказаться в аудитории, предъявить свою аргументацию, познакомиться с суждениями однокурсников, вступить в дискуссию и получить квалифицированную оценку своего выступления преподавателем.

Также отметим, что электронные технологии значительно расширяют возможности получения студентом консультаций.

Применение электронных технологий при организации самостоятельной работы приводит к достижению следующих целей:

- обеспечивается индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-проводится самоконтроль и самокоррекция учебной самостоятельной деятельности;

-в процессе усвоения учебного материала осуществляется тренировка и самоподготовка студента;

-усиливается мотивация обучения (использование современных мультимедиа-технологий,

средств виртуальной реальности, компьютерных симуляций, погружения в информационнообразовательную среду);

- формируется умение самостоятельно принимать оптимальное решение в сложной ситуации;

- формируется логический образ мышления и алгоритмической культуры самостоятельной познавательной деятельности;

- формируется информационная культура.

Практика покаОзывает большие возможности компьютера в самостоятельной работе студентов с дидактическим материалом. В этом случае преподаватель должен обеспечить студентов методическими материалами и инструкциями к ним (как следует работать, какие результаты должны быть получены в итоге, какой материал необходимо проработать для получения положительного результата, какое время может быть затрачено на выполнение теста).

Подобная форма работы позволяет реализовать на практике не только контролирующую, но и обучающую функцию.

Наш многолетний педагогический опыт подтверждает, что применение современных образовательных технологий при организации самостоятельной работы студентов способствует овладению следующими умениями:

- планирования и рациональной организации учебной самостоятельной деятельности;

- реализации целей учебной самостоятельной деятельности;

- анализа результатов учебной самостоятельной деятельности;

- проектирования условий учебной самостоятельной деятельности;

- поиска, анализа и использования информации.

Вслед за В. Сенашко и Н. Жалниной мы считаем, что для успешного выполнения целей и задач организации самостоятельной работы студентов необходимы планирование и контроль всех видов учебной работы со стороны учебно-методических структур вуза, преподавателей, нормативное определение объема, структуры и содержания самостоятельной работы по каждой дисциплине учебного плана [3].

С нашей точки зрения, эффективность самостоятельной работы во многом зависит от преподавателя, а именно:

- от его профессиональной компетентности;

- от умения формировать позитивное отношение студента к самостоятельной работе;

- от умения применять активные технологии и разнообразные формы самостоятельной работы;

- от умения формировать субъектную позицию будущего специалиста в процессе организации практических занятий;

- от умения передавать профессиональные навыки студентам и управлять процессом формирования у обучающихся профессиональных компетенций;

- от владения электронными технологиями, позволяющими реализовывать свободное творчество со студентами.

В настоящее время происходит изменение характера преподавательской деятельности. Педагог не просто доводит до студента информацию и обучает его практическим навыкам, но и помогает ему определить пути, формы и способы приобретения

знаний, направляет его самостоятельный поиск в нужное русло, учит использованию научных знаний в решении прикладных задач, организует процедуру оценки и самооценки уровня сформированности актуального перечня компетенций.

Таким образом, новые подходы требуют иного осмысления роли преподавателя и разработки качественно нового методического обеспечения, построенного на компетентностном подходе.

Определяемый ФГОС ВПО переход на инновационную модель активного и интерактивного обучения предполагает изменение характера взаимодействия преподавателя и студента, обусловленное направленностью на формирование у бакалавра и, тем более, магистра, деятельност-ныи позиции в процессе обучения, становление его профессиональной компетентности. Исходя из данной позиции, можно обозначить следующие роли преподавателя во взаимодействии со студентами при организации самостоятельной работы:

- преподаватель-тьютер;

- преподаватель-менеджер;

- преподаватель-фасилитатор;

- преподаватель-коуч;

- преподаватель-модератор (табл. 1).

Таблица 1

Позиции преподавателя во взаимодействии со студентами

Позиции преподавателя Содержание педагогической деятельности

Преподаватель-тьютер - осуществляет педагогическое сопровождение выполнения студентами самостоятельной работы - определяет направление самостоятельной проектной деятельности - разрабатывает специальные упражнения и задания для самостоятельной работы, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку - помогает получить студентам максимальную отдачу от выполнения самостоятельных заданий, проводит групповые тьюториалы, консультирует обучаемых, поддерживает их заинтересованность в учебной самостоятельной деятельности

Преподаватель-менеджер -определяет цели организации самостоятельной работы студентов и планирует их достижение - организует все формы и виды самостоятельной учебной деятельности студентов, создает условия для развития их самостоятельности - проектирует образовательный процесс с учетом освоения студентами новых видов учебной самостоятельной деятельности, новых способов решения проблем - осуществляет управленческие функции: формирование установок, мотивации, определение характера информационной среды, включение самостоятельных заданий в структуру занятия, выбор методов работы в соответствии с намеченными целями - оценивает результаты выполнения самостоятельной работы и предлагает корректирующие действия

Преподаватель-фасилитатор - создает благоприятный морально-психологический климат, оказывает студентам педагогическую помощь и поддержку, которая выражается в повышении продуктивности учебной самостоятельной деятельности отдельного студента или группы студентов - повышает эффективность обучения за счет организации процесса совместной работы в группах «преподаватель-студент», «студент-студент» - вовлекает студентов в совместную самостоятельную деятельность, разделяет с ними ряд управленческих функций в целях пробуждения интереса к предмету и возникновения реальных содержательных мотивов учения - побуждает студента реализовывать свои замыслы в конкретных видах самостоятельной работы как формах проявления активности субъекта, ответственность за которые несет сам субъект - использует интерактивные формы и методы обучения, вовлекает студентов в многоуровневые дискуссии, способствующие творческому выполнению самостоятельных работ, формирует умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале

Преподаватель-коуч преподаватель-коуч помогает студентам: - овладеть эффективной методикой личностного и профессионального роста - раскрыть потенциал личности студента для максимальной ее самореализации

- осознать ответственность за результаты своей самостоятельной деятельности, своего обучения и развития - вывести понимание проблемы на осознанный уровень, определить план самостоятельной деятельности, рассмотреть альтернативы, принять решение Преподаватель-коуч использует множество методик, техник, упражнений и приемов, современные бизнес- технологии (тайм-менеджмент, стратегическое планирование, SWOT-анализ, мозговой штурм, принятие решения, расстановка приоритетов и др.)

Преподаватель-модератор - раскрывает потенциальные возможности студента, выявляет его скрытые возможности и нереализованные умения - организует процесс свободной коммуникации в группе, обмен мнениями и суждениями, содействует дискуссии в группе, поощряет способность студентов самостоятельно решать проблемы - использует взаимное обучение, вовлекает группу в усовершенствование самостоятельной деятельности, призывает каждого подчинять свои личные интересы групповым - использует инструменты моделирования: визуализация, приемы постановки вопросов и ответов на них, работа в больших и малых группах

Таким образом, профессиональные позиции преподавателя вуза в компетентностной парадигме способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом. В деятельности преподавателей повышается роль консультирования студентов, использование специальных технологий и приемов, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями и суждениями, оказание студенту содействия в процессе обучения и развития.

Остановимся на характеристике сущности деятельности преподавателей и учебнометодических структур вуза по организационно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (табл. 2)

Таблица 2

Деятельность преподавателей и учебно-методических структур вуза по организационно-

методическому обеспечению самостоятельной работы студентов

Учебно-методические структуры Содержание деятельности

Преподаватель учебной дисциплины Преподаватель учебной дисциплины должен: - разработать план СРС по учебной дисциплине (объем, тематика учебного содержания, количество часов, формы контроля СРС) - подготовить методические указания по организации СРС при изучении учебной дисциплины с использованием элементов системы управления образовательным процессом по сети Интернет - подготовить материалы на бумажных и иных носителях по самостоятельной работе, содержащие рекомендации по самостоятельному изучению разделов учебной дисциплины, сроки усвоения материала по изучению разделов учебной программы, сроки усвоения материала по рекомендуемым учебным и научным изданиям; примеры оформления результатов самостоятельной работы - разработать АПИМы и критерии оценивания знаний, умений и владений по всем видам запланированной СРС - определить систему индивидуальной работы со студентами, формы самоконтроля студента и контроля со стороны преподавателя - совместно с руководством деканата и кафедры

обеспечить выделение студентам времени для работы на персональном компьютере (если свободного ПК с выходом в сеть Интернет у студента нет) - определить место и время консультаций на кафедре - разместить в системе электронного обучения вуза информацию (тематику с пояснениями) по инициативной самостоятельной работе студента, которой он может заняться под руководством преподавателя для повышения своей профессиональной компетентности - оказывать помощь студентам в освоении методов обработки экспериментальных данных и интерпретации результатов - обеспечить возможность выполнения студентами научно-исследовательской работы на современном оборудовании

Заведующий кафедрой Заведующий кафедрой должен: - обеспечить разработку и издание рабочих программ учебных дисциплин, учебников и учебных пособий, УМК, методических материалов и указаний для СРС по всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре - осуществлять мониторинг обеспеченности учебниками и учебными пособиями всех курсов, преподаваемых на кафедре - осуществлять контроль соблюдения нормативов при планировании СРС каждым преподавателем кафедры - согласовать с преподавателями сроки проведения контрольных мероприятий и трудозатраты на выполнение запланированных видов самостоятельной работы по всем дисциплинам, обеспечиваемым преподавателями кафедры - обеспечить рецензирование разработанных преподавателями УМК, АПИМов, методических разработок для организации СРС - гарантировать валидность и надежность разработанных преподавателями критериев оценивания компетенции (знаний, умений, владений), которые должны приобрести студенты в процессе СРС - составить график СРС для студентов каждой ООП с указанием форм контроля по дисциплинам и сроков выполнения работ и представить его в деканат факультета - ежемесячно контролировать выполнение плана самостоятельной работы студентов с разработкой корректирующих мероприятий по повышению ее эффективности - обеспечивать возможность использования компьютерных классов кафедры, факультета для выполнения самостоятельной работы студентами - анализировать эффективность СРС, вносить коррективы с целью активизации и совершенствования СРС создавать благоприятные условия на кафедре для участия студентов в выполнении грантов, хоздоговорных, научно-исследовательских работ и т.д.

Деканат факультета Деканат: - планирует самостоятельную работу на факультете по семестрам - составляет график самостоятельной работы и ее контроля по факультету в целом, согласовывая объем и сроки заданий по всем дисциплинам (уточняют

объем заданий по каждой дисциплине, определяют количество контрольных мероприятий в неделю, равномерно распределяют все планируемые объемы работ по неделям семестра, определяют необходимые работы по информационному и методическому обеспечению заданий для самостоятельной работы студентов) - информирует студентов и преподавателей о графике самостоятельной работы на семестр - выделяет в расписании учебных занятий студентов день самостоятельной работы - контролирует деятельность кафедр факультета по организации СРС, соблюдения нормативных требований при ее планировании преподавателями - обобщает опыт организации СРС на кафедрах факультета - разрабатывают предложения по повышению эффективности самостоятельной работы студентов на факультете

Учебно-методическое управление - разрабатывает нормативную документацию по организации СРС - информирует структурные подразделения университета, обеспечивающие организацию самостоятельной работы студентов, о нормативных документах Министерства образования и науки РФ - оказывает методическую помощь кафедрам в организации СРС - контролирует планирование и организацию СРС на факультетах и кафедрах - осуществляет контроль своевременного составления деканатом и кафедрами графиков СРС - обобщает итоги самостоятельной работы студентов университета - организует конкурсы и конференции по проблемам эффективности СРС - совершенствует систему текущего контроля СРС (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, электронного тестирования и др.) - консультирование преподавателей по внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий с целью совершенствования организации и контроля СРС - отслеживание обеспеченности учебной и учебнометодической литературой для СРС в библиотеки вуза

Библиотека - организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиотечном аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных - оказывает студентам помощь в организации самостоятельных занятий, в поиске научной литературы - обеспечивает студентам доступ к основным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе к библиографической, возможность выхода в сеть Интернет - обеспечивает совместно с кафедрами учебный процесс необходимой литературой и информацией, в т.ч. фондом УМК по всем образовательным программам и учебным дисциплинам в соответствии с учебными планами ФГОС ВПО

Кабинет самостоятельной работы при кафедре - обеспечение преподавателей необходимой инфор-

мацией об основных направлениях развития профессионального образования, современной учебнометодической литературой

- проведение информационно-библиографической работы, создание видео-медиатеки, банка учебной информации с использованием современных информационных технологий

- внедрение новых педагогических и информационно- коммуникативных технологий в образовательную практику вуза

- осуществление в установленном порядке издательской деятельности в пределах своей компетенции

Практика свидетельствует, что дидактически грамотная работа по методическому обеспечению учебной самостоятельной деятельности студентов является одним из важных условий ее успешной организации. Как отмечалось ранее, эффективность самостоятельной работы во многом зависти и от позиции студента, от его умения целенаправленно организовать свою учебную деятельность. Это особенно важно при кредитно-модульной организации образовательного процесса, когда режим занятий становится достаточно интенсивным и требует высокого уровня ответственности как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Студент после ознакомления с плановым объем самостоятельной работы в очередном семестре в соответствии с рабочими программами учебных дисциплин должен:

- составить индивидуальный план самостоятельной работы;

- сформировать комплект учебно-методических материалов (учебник, учебные пособия, методические указания, нормативные материалы и т.д.);

- определить рабочее место с персональным компьютером (дома, в общежитии, на кафедре, в библиотеке и т.д.);

- ознакомиться с технологией доступа к учебной информации в системе электронного обучения вуза;

- приступить к систематическому выполнению самостоятельной работы в соответствии с индивидуальным планом;

- освоить максимум содержания разделов дисциплины, выносимых на самостоятельную работу студентов и предложенных преподавателем;

- самостоятельно выполнить все задания, внесенные в разделы учебной программы по дисциплине;

- регулярно предоставлять преподавателям результаты самостоятельной работы в назначенное время (в т.ч. в системе электронного обучения);

- своевременно проходить текущую аттестацию по каждой учебной дисциплине. Суммируя изложенное отметим, что в состав методического обеспечения

самостоятельной работы студентов в вузе входит следующая учебно-методическая документация:

- рабочая программа дисциплины;

- учебник, учебное пособие, конспект лекций (или курс лекций);

- методические указания к практическим (семинарским) занятиям, содержащие рекомендательную литературу и вопросы для самоконтроля по каждой теме;

- методические указания по лабораторным работам с вопросами для самоконтроля (если лабораторные работы предусмотрены рабочим учебным планом);

- методические указания по выполнению расчетно-практических заданий (если РГЗ предусмотрены учебным планом);

- методические указания по курсовому проектированию (если курсовая работа или курсовой проект предусмотрены учебным планом);

- перечень экзаменационных вопросов (или вопросов к зачету);

- программы и методические указания по практикам;

- методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ;

- методические указания (для студента) по организации самостоятельной работы;

- электронный учебно-методический комплекс дисциплины.

Исходя из описанного выше, можно отметить, что организационно-методическое обеспечение направлено на полноценную информационную поддержку обучающихся в условиях учебной самостоятельной работы. Оно может быть представлено в виде профессионально направлен-

ных образовательных ресурсов как на бумажных (учебники, учебные пособия, справочники, рабочие тетради, структурно-логические схемы, сборники тестов, система учебно-профессиональных задач, глоссарий, ссылки на дополнительные источники информации и др.), так и электронных носителях (отдельные компьютерные программы, целостные компьютеризированные курсы, базы данных и др.) [4]. Так жеследует подчеркнуть, что при разработке методического обеспечения самостоятельной работы необходимо учитывать уровень подготовки обучающихся, состояние оснащенности аудиторий новейшими средствами информатизации, уровень профессиональной компетентности преподавателя, наличие педагогически целесообразного дидактического материала, уровень готовности студентов к самостоятельной познавательной деятельности, состояние материально-технического и программно-информационного обеспечения вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи отмечают, что самостоятельная работа может быть эффективной только при ее систематическом контроле. Осуществление контроля помогает студенту методически правильно с минимальными затратами времени освоить теоретический материал и приобрести навыки решения определенных практических задач.

Как справедливо считают многие ученые, контроль самостоятельной работы студента предусматривает:

- максимальную индивидуализацию и систематизация проведения;

- разумное сочетание форм и методов контроля;

- неформальность - соотнесение содержания контроля с целями обучения;

- объективность;

- валидность (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

- дифференциацию контрольно-измерительных материалов;

- объективность, достигаемую соответствием содержания заданий и критериев оценивания запланированным результатам обучения по дисциплине (модулю);

- вариативность и адаптивность контроля;

- доступность (уровень трудности заданий, время выполнения, методические указания, либо другое методическое сопровождение, возможность самоконтроля и самооценки);

- способность стимулировать познавательную активность, которая определяется разнообразием методов, использованием комплексных заданий, возможностью интегрированного оценивания, рефлексии и пр.

Нами установлено, что система контроля самостоятельной работы студентов основана на взаимосвязи элементов: цели, содержания способов (формы и виды), средств. Основными целями контроля самостоятельной работы являются диагностика и коррекция знаний, умений и владений. При этом контроль самостоятельной работы организуется как единство двух форм:

- самоконтроль и самооценка студента;

- контроль и оценка со стороны преподавателей.

В литературе выделяется несколько форм контроля: корректирующий, констатирующий, итоговый и самоконтроль [5]. Корректирующий контроль осуществляется преподавателем во время индивидуальных занятий в виде собеседования или тестовой проверки. Констатирующий контроль происходит по заранее составленным индивидуальным планам изучения дисциплины или выполнения определенного задания для оценки результатов завершенных этапов самостоятельной работы. Самоконтроль осуществляется самим студентов по мере изучения дисциплины по составленным заданиям для самостоятельной работы. Итоговый контроль представляет аттестацию студентов по всем видам самостоятельной работы.

Кроме того, существует вспомогательный вид контроля - контроль за качеством организации самостоятельной работы, который осуществляется с помощью анкетирования студентов с целью выявления мнений, оценок, предложений.

Анализ существующего опыта позволяет выделить следующие виды контроля и метоАы оценки качества самостоятельной работы студентов:

- текущий контроль выполнения заданий на практических (семинарских) занятиях;

- оценка выполненных докладов;

- допуск к лабораторной работе;

- защита выполненной лабораторной работы;

- оценка выполнения контрольной работы;

- защита рефератов;

- оценка заданий коллоквиума;

- оценка выполнения индивидуального домашнего задания;

- текущий контроль выполнения курсового проекта (работы);

- текущий контроль выполнения заданий на практику;

- текущий контроль выполнения ВКР;

- текущее, рубежное и итоговое тестирование;

- проверка и оценка решения ситуационных задач;

- оценивание конспектов источников, статей, монографий;

- оценка участия в деловой игре;

- собеседование по индивидуальным семестровым заданиям;

- рейтинговая система оценки по блокам и циклам дисциплин;

- защита (оценка) отчета по научно-исследовательской работе или ее части;

- оценка статей, тезисов выступлений и других публикаций по итогам научно- исследовательской или научно-методической работы;

- зачет по теме (разделу) курса, изученного самостоятельно;

- защита (оценка) курсового проекта (работы);

- защита (оценка) отчета по практике;

- защита (оценка) ВКР.

Отметим, что при контроле самостоятельной работы студентов особое значение имеет оценка ее качества. Для этого необходимо использовать различные методы: наблюдение, опрос (беседа, анкетирование), диагностирование, метод рейтинга, метод портфолио, самооценки и др. При этом следует иметь в виду, что самостоятельная работа должна удовлетворять определенным требованиям:

- выполняться лично студентом в процессе изучения дисциплины, учебноисследовательской, научно-исследовательской, научно-методической работы или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;

- выполняться в установленные сроки;

- оформляться в соответствии с методическими рекомендациями;

- представлять собой законченную разработку, в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы дисциплины или предмета исследований;

- демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах;

- иметь учебную, научную или практическую направленность и значимость (если это учебно-исследовательская работа);

- содержать определенные элементы новизны (если это научно-исследовательская работа).

Следует подчеркнуть необходимость разработки критериально-оценочной базы, которую

преподаватель должен использовать для определения и оценки уровня сформированности учебной самостоятельной деятельности. В связи с этим нами выделен комплекс критериев и показателей оценивания результатов самостоятельной учебной деятельности (табл. 3).

Таблица 3

Критерии и показатели сформированной учебной самостоятельной деятельности студентов

Критерии Показатели

Когнитивный критерий 1) понимание сущности учебной самостоятельной работы, ее роли в процессе познания, в процессе профессионального самообразования, а также в собственной жизни 2) знания о способах конструирования и осуществления учебной самостоятельной деятельности 3) уровень освоения учебного материала, достаточная компетентность в раскрываемых вопросах 4) обоснованность и четкость изложения ответа 5) самостоятельная работа представляет собой законченную разработку, в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы учебной дисциплины или предмета исследований 6)полнота выполненных исследований в соответствии с заданием 7) рефлексивные знания

Личностный критерий 1) понимание ценностного смысла учебной самостоятельной работы для дальнейшего самосовершенствования (личностного и профессионального роста) 2) степень самостоятельной и творческой активности

при выполнении самостоятельной работы 3) наличие способности и готовности к саморазвитию и самообучению 4) сформированность системы самооценки и самоконтроля за ходом и результатом самостоятельной работы

Инструментальный критерий 1) умения и владения использовать теоретические знания при выполнении практических заданий 2) уровень сформированных конструктивно- практических умений и владений 3) характер действий при выполнении проблемных и творческих заданий 4) уровень владения современными информационными технологиями 5) сформированность рефлексивных умений.

Полагаем, что степень выраженности данных критериев и показателей может являться основанием для выявления уровней сформированности учебной самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения: низкий, средний, достаточный и высокий.

Наш многолетний опыт педагогической деятельности свидетельствует, что типичными затруднениями и факторами, снижающими эффективность самостоятельной работы студентов являются:

- низкий уровень мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы;

- формальный подход студентов к выполнению учебных заданий;

- слабое технологическое и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;

- нечеткость в постановке задач при организации самостоятельной работы (к одной и той же форме самостоятельной работы преподаватели предъявляют разные требования по содержанию, объему, оформлению, возникновение дополнительных заданий в процессе преподавания дисциплины);

- однотипный характер учебных заданий, не учитывающий индивидуальные особенности студентов и их интересы;

- неумение студентов спланировать и рационально организовать свою самостоятельную

работу;

- отсутствия у студентов навыков ведения творческой самостоятельной работы;

- нечеткость в критериях оценки, несвоевременность доведения их до студентов, пересмотр критериев на завершающем этапе;

- в контактные часы осуществляется преимущественно оценка самостоятельной рабо^ студентов, а не консультации по вопросам, связанным с ее выполнением.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Одной из главных задач современной высшей школы является ориентация образования не на усвоении готовых знаний, а на развитии у обучающих самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности в приобретении новых знаний.

2. Планирование самостоятельной работы в контексте ФГОС ВПО предполагает определение не только ее целей, содержания, форм, методов и сроков проведения, но и расчет обоснованных нормативов в кредитных единицах на ее выполнение, а также соотнесение учебной самостоятельной деятельности студентов с общей концепцией и логикой формирования компетенций, определенной в основной образовательной программе.

3. Содержание самостоятельной работы в контексте компетентностного подхода должно предусматривать разнообразие ее форм и методов, дифференцированный и вариативный характер учебных заданий, строящихся на интегративной основе (внутрипредметных и межпредметных связей).

4. Переход к асинхронной (нелинейной) организации образовательного процесса в условиях двухуровневой системы образования предполагает проектирование студентами индивидуальной образовательной траектории, разработку индивидуального графика самостоятельной работы.

5. Эффективность самостоятельной работы в значительной мере повышается при внедрении новых форм и методов контроля и оценивания учебных достижений студентов: балльнорейтинговой системы, технологии портфолио, электронного тестирования и др.

Таким образом, дальнейшее совершенствование самостоятельной работы студентов в

условиях двухуровневой системы образования предполагает:

- уточнение содержательных аспектов самостоятельной работы студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры;

-выявление эффективных форм, методов, средств и технологий самостоятельной работы студентов в контексте развития общекультурных компетенций и как фактора формирования профессиональных компетенций;

- разработка структуры научно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов;

- определение технологий реализации самостоятельной работы студентов;

- разработка оценочных средств результативности самостоятельной работы студентов;

- разработка диагностического аппарата для оценки эффективности научно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

The problems of planning and methods for organizing students' self-dependent work in a bachelor degree and a magistracy are represented in this article.

The key words: students’ self-dependent work, cognitive activity, roles of the teacher and the student in independent work, teacher’s management of learning, transferring of teacher’s managing functions to students, control of students' self-dependent work.

Список литературы:

1. Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: Дисс. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2009.

2. Минаева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента / Дис. ... докт. пед. наук. Оренбург, 2011.

3. Сенашко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные пробле-мы//Высшее образование в России. 2006, №6.

4. Скибицкий Э.Г. Педагогическая поддержка самостоятельной учебной работы студентов экономического вуза//Инновации в образовании, 2011, №1.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ под ред. Н.В. Бордовской КН0РУС,2010.

6. Тихомирова Н.В., Минашкин В.Г., Дубейковская Л.Н. Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации/УВысшее образование, 2011, №2.

7. Федорова М.А. Теория и методологическое обеспечение формирования самостоятельной работы деятельности студентов в вузе: Дисс. ... док. пед. наук. Орел, 2011.

Об авторе

Фомин Н.В. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, agreement-bgii(a);yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.