Научная статья на тему 'Организация СРС на базе портальных технологий'

Организация СРС на базе портальных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / ПОРТАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK / PORTAL TECHNOLOGIES / TEACHERS SITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рицкова Татьяна Игоревна

В статье показано, как Интернет-технологии способствуют осуществлению принципа автономии учащегося при обучении в вузе. Автор суммирует обширный опыт преподавателей академии МУБиНТ (Ярославль) в использовании портальных технологий и сайтов преподавателей при обучении студентов различных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рицкова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of students' self-dependent work on the base of portal technologies

The article focuses on the portal technologies which allow to use the new learning methods and ensure the realization of students' self-dependent work on the base of e-Learning technologies. The author examines the assignments offered to university students on the teachers' sites.

Текст научной работы на тему «Организация СРС на базе портальных технологий»

Т.И. РИЦКОВА, зам. декана по информационным технологиям Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), Ярославль

Организация СРС на базе портальных

технологии

В статье показано, как Интернет-технологии способствуют осуществлению принципа автономии учащегося при обучении в вузе. Автор суммирует обширный опыт преподавателей академии МУБиНТ (Ярославль) в использовании портальных технологий и сайтов преподавателей при обучении студентов различных специальностей.

Ключевые слова: Мобильность, портальные технологии, самостоятельнаярабо-та студентов, сайт преподавателя.

Современный студент мобилен, он имеет возможности выбора индивидуальной траектории обучения с использованием удаленного доступа к учебным образовательным материалам, возможности о1Г- и online-консультирования с преподавателями в информационных образовательных средах. В условиях современных образовательных систем, которые становятся не только интерактивными, но и все более открытыми, доступными для коллективного использования всеми участниками педагогической практики, значительно повышается роль самостоятельной работы студента. Четко спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет выстроить продуктивные взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе, обеспечить индивидуализацию, регулярность консультаций обучаемых.

Следует заметить, что конструктивный диалог между участниками образовательного процесса в рамках электронного обучения возможен при соблюдении некоторых условий организации диалогового взаимодействия, среди которых нужно выделить следующие:

■ наличие у преподавателей и организаторов профессиональных и личных качеств, способствующих успешности сетевого взаимодействия в процессе электронного обучения;

■ эффективное сочетание разных

форм коммуникации через различные каналы общения;

■ создание интерактивного режима обучения за счет применения социальных сервисов web 2.0.

В качестве средств информационного обеспечения учебного процесса в Академии МУБиНТ используются следующие основополагающие технологии:

1) электронная библиотека как средство свободного доступа к информационным ресурсам головного вуза, его филиалов, других вузов, к подписным базам данных свободного доступа, классифицированным и каталогизированным Интернет-ссылкам;

2) интегрированная образовательная среда (ИОС) как полномасштабная, жестко регламентированная система ведения образовательной деятельности с применением дистанционных технологий;

3) портал студентов и преподавателей МУБиНТ как система неформализованного информационного обмена между преподавателями и студентами в процессе обучения;

4) видеотелеконференции как средство интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого. Сервисы конференц-связи позволяют проводить занятия в виртуальных аудиториях, создавать библиотеки подкастов, осуществлять online-кон-сультирование и тьюторинг, проводить защиты курсовых, дипломных работ и пр.

Мощным средством интерактивного об-

щения студентов и преподавателей в процессе обучения является Портал студентов и преподавателей академии на базе технологий MOSS 2007 (http://portal.mubint.ru/). В концепции Портала использовалась готовая система авторизации студентов и персонала, наличие анонимной и авторизованной частей, предельно простая навигация, полнотекстовый поиск. С информационной точки зрения в ней заложены и реализуются следующие идеи:

• сайт преподавателя - это электронная площадка, где осуществляется прямой контакт (в режиме on-line и off-line) со студентами в процессе изучения дисциплин;

• организация тематической подборки широкого спектрадокументов различного типа и содержания, ссылок, других веб-элементов под учебные цели, построенной совместными усилиями вузовского сообщества;

• поиск документов по ключевым словам на всех преподавательских сайтах -реализация межпредметных связей в явном и неявном виде.

Встроенные в сайты преподавателей сервисы web 2.0 обеспечивают возможность полной открытости и группового взаимодействия, включающего персональные действия участников учебного процесса.

Портальные технологии как технологии коллаборативного типа предоставляют большое поле для новых методов обучения и обеспечивают организационно-педагогические условия для реализации СРС в технологиях e-Learning.

Работа преподавателей на своих сайтах осуществляется в вузе с апреля 2006 г. В числе «пионеров» по освоению нового технологического инструментария был профессорско-преподавательский состав кафедр, имеющих непосредственное отношение к информационным технологиям. Их опыт позволил определиться с набором наиболее востребованных элементов сайта преподавателя для поддержки дисциплин и организации СРС. Начиная с сентября 2007 г. большинство преподавателей ис-

пользуют на своих сайтах возможности портальных технологий для организации СРС с разной степенью активности. Этому способствует не только общая мировая практика применения технологий е-Ьеагшгщ, которые повсеместно проникают в сферу высшего образования, но и те мероприятия, которые проводятся в вузе (начиная с 2004 г.) для инициации продвижения этих технологий в учебный процесс. В частности, были разработаны внутрикорпоративные программы обучения для ППС в рамках непрерывной подготовки в области информационных технологий: «Преподаватель в среде е-Ьеагшгщ», «Технологии порталов в учебном процессе (сайты преподавателей)», «Форматы конференцсвя-зи в учебном процессе: организация и проведение виртуальных учебных мероприятий ».

Обучение традиционно ведется в составе микрогрупп либо в индивидуальном режиме (со специалистом в области технологий е-Ьеагшгщ) и сопровождается свободным доступом к достоверной и актуальной информации при сохранении возможности обсудить свои идеи и разработки с коллегами.

Все преподаватели, прошедшие обучение по этим программам, работают на своих сайтах и учитывают различные виды технологий е-Ьеагп1п§ в своих индивидуальных планах нагрузки. Анализируя инструментарий, которым дополняется шаблонный сайт по заказам преподавателей, следует отметить, что каждый сайт является личностно-ориентированным веб-пространством преподавателя, который осмысленно выбирает инструментарий для организации СРС, обеспечивая тем самым эффективную и благоприятную атмосферу при ее организации. Важно также отметить, что работа преподавателей на своих сайтах, являясь по природе своей индивидуальной, позволяет продуцировать новые совместные технологии обучения. Используя принцип открытости для всех авторизованных пользователей вуза, который закладывал-

ся как один из важнейшихконцептов Портала студентов, преподаватели обмениваются опытом использования сайтов в обучении, тиражируют наиболее успешные методики работы.

Уточним объём термина «самостоятельная работа студентов (СРС)» в понимании автора статьи. Анализируя выбор конкретных элементов сайта (среди общего набора элементов) для организации самостоятельной работы и основываясь на количественных метриках по датам и времени работ, выполняемых студентами, можно подразделить СРС на две группы:

1) абсолютно самостоятельная работа студентов (далее АСРС), выполняемая вне аудитории; это в значительной степени творческая работа с обязательным обратным откликом «преподаватель - студент»;

2) условно самостоятельная работа студентов (далее УСРС) - основная часть работы, выполняемая на аудиторных занятиях как форма индивидуального или группового задания.

Далее рассмотрим содержательные элементы сайтов преподавателей, используемые для организации СРС, выделив организационно-консультационный и содержательно-творческий компоненты.

Организационно-консультационный компонент:

• информация для студентов (еженедельные анонсы событий);

• документы-инструкции, размещенные для общего доступа;

• консультационные форумы, icq-консультирование, e-mail-консультирова-ние;

• ведение календарного плана по изучению дисциплин на основе шаблона;

• опрос-мониторинг (feedback);

• ведение БРС на основе шаблона.

Содержательно-творческий компонент:

• библиотека содержательных материалов по дисциплинам для общего доступа;

• рубрика «Полезные ссылки» - коллекция ссылок на Интернет-ресурсы по различным категориям;

• библиотека студенческих работ и отчетов;

• коллективные обсуждения по проблематике дисциплин;

• -акьпроекты (и / или блог-проекты);

• опросы по проблематике дисциплины;

• другие веб-элементы для проектной работы.

Анализируя инструментарий, который преподаватели разных кафедр используют для организации СРС, можно сделать общие выводы.

■ Преподаватели экономических дисциплин делают ставку на УСРС. Они подкрепляют эту работу ведением на сайте календарного плана дисциплины, содержательными и методическими документами, выложенными для общего доступа на сайтах, коллективными обсуждениями по проблематике дисциплин. В качестве АСРС активно используются опросы по проблематике дисциплин.

■ Преподаватели лингвистических дисциплин, а также дисциплин гуманитарного цикла делают ставку на АСРС. Они активно используют технологию \viki для творческих заданий студентов, студенческие коллекции ссылок на Интернет-ресурсы, библиотеки графических объектов из аутентичных Интернет-ресурсов. Следует отметить, что для студентов, изучающих иностранные языки, полезность сетевых инструментов, например по поиску аутентичных ресурсов в глобальной сети, неоспорима.

■ Преподаватели 1Т-дисциплин в равной степени сочетают использование всего инструментария сайта (организационно-консультационного и содержательно-творческого компонентов) для организации АСРС и УСРС.

Не секрет, что удаленное общение в процессе обучения зачастую характеризуется официальностью. Тем более отрадно отметить, что преподаватели не только четко ориентируют студентов на предстоящие мероприятия в рамках изучения дисциплин,

но и способны создавать в удаленных условиях особый эмоциональный фон общения со студентами. В этой связи упомянем один из десяти дидактических принципов обучения - принцип положительного эмоционального фона обучения, - которые «необходимо учитывать в процессе обучения, независимо от предмета изучения, возраста обучающихся, условий протекания учебного процесса» [1].

В связи с ограниченным форматом данной публикации приведу только один пример - анонс мероприятий на сайте преподавателя кафедры перевода и межкультурной коммуникации:

«Пока каникулы: читайте - по ссылке -статью на немецком языке о том, почему мы любим смотреть фильмы-катастрофы во время кризиса (фото FAZ). А еще - статью про кризисы на русском языке - это чтобы их не бояться!) Тюльпановый кризис в Голландии 17 века тоже очень занятный! (Всё в разделе «Полезные ссылки» - «Разное»). Пока унас каникулы, но скоро здесь будет объявлен конкурс! Следите за новостями!».

Замечание. В реальном тексте анонса подчеркнутые слова являются активными ссылками на соответствующие элементы сайта преподавателя.

Содержание рубрики «Полезные ссылки» может формироваться не только преподавателем, но и студентами, если им предоставляется на это право. Такая форма работы активно практикуется преподавателями как один из видов АСРС. С организационно-методической точки зрения сервис закладок позволяет решать важную социальную функцию - не просто создавать закладки, но и делать возможным их совместное использование, чтобы они из сугубо частных становились общественными.

Многие преподаватели для организации АСРС активно работают с wiki-библиоте-кой -библиотекой документов, в которой пользователи могут легко редактировать любые страницы. Библиотека расширяет-

ся согласованным образом: существующие страницы связываются семантическими ссылками, а также создаются ссылки на новые страницы. Например, преподаватели кафедры перевода и межкультурной коммуникации используют студенческие ■шкьбибилиотеки для отработки навыков письменного перевода, для создания эссе по домашнему чтению и пр.

Технология \v1k1 предполагает такую возможность, как работа с версиями статьи. Эта возможность широко используется для реализации обратной связи, в данном случае ответной реакции преподавателя на выполненную работу студента. Все корректировки, внесенные преподавателем в текст студенческой статьи, автоматически сохраняются в качестве следующей версии статьи. Это дает возможность показать процесс рождения окончательного варианта текста, наглядно продемонстрировать рефлексию. Кроме этого, технология \v1k1 по своей природе является гипертекстовой, т.е. включающей текст, графику, ссылки, таблицы и пр.

Студенческие -шкьстатьи не только содержательно отвечают качественным критериям, предъявляемым преподавателем, но и выходят на более высокий качественный уровень в части визуального и семантического представления информации. Здесь было бы уместно упомянуть о соблюдении (в миниатюре) дидактического требования синкретичности предъявления учебной информации. «Требование синкре-тичности является основным отличительным требованием информационно-образовательных комплексов по сравнению с ранее создаваемыми комплексами. Под синк-ретичностью предъявления информации будем понимать комбинированное предъявление учебной информации, включающее обоснованное соотношение ее различных форм: текст, графика, мультимедиа насыщение» [2].

Кроме того, -шЫ-библиотеки и требования преподавателей, предъявляемые к созданию -шкьстатей, позволяют обратить

на пользу типичную забаву студента - «лазание» по глобальной сети в поисках информации. Сами студенты отмечают этот вид работ как интересный и расширяющий ихтворческие возможности.

Еще одно из достоинств гипертекстовых библиотек, созданных студентами на базе технологий -шЫ, заключается в том, что студенческие работы не «оседают» на локальных дисках или в печатном виде, а становятся элементом сетевого учебного контента, созданного общими усилиями и связанного общими семантическими связями.

Таким образом, анализ опыта организации СРС на базе портальных технологий позволяет сделать вывод о том, что использование технологий е-Ьеагшгщ обеспечивает реализацию эффективных методов и

форм обучения и позволяет органично сочетать технологическую и педагогическую составляющие при организации безопасного дистанционного обучения на базе среды SharePoint портала.

Литература

1. Софронова Н.В. Программно-методичес-

кие средства в учебном процессе общеобразовательной школы. - М.: ИИО РАО, 1998. 178 с.

2. Семенова Н. Г. Мультимедийные обучаю-

щие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: Автореферат дис. ... доктора пед. наук. Астрахань, 2007. 38 с.

RITSKOVA T. ORGANIZATION OF STUDENTS' SELF-DEPENDENT WORK ON THE BASE OF PORTAL TECHNOLOGIES

The article focuses on the portal technologies which allow to use the new learning methods and ensure the realization of students' self-dependent work on the base of e-Learning technologies. The author examines the assignments offered to university students on the teachers' sites. Keywords: portal technologies, students' self-dependent work, teacher's site.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.