Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студента в условияхгос нового поколения (опыт Казахстана)'

Самостоятельная работа студента в условияхгос нового поколения (опыт Казахстана) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1182
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ГОССТАНДАРТ / КРЕДИТНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / STUDENTS’ SELF-DEPENDENT WORK / TEACHER’S ROLE / SELF-EDUCATIONAL SKILLS / BOLOGNA PROCESS / STATE STANDARD / CREDIT-AND-RANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Юрий Николаевич, Шильникова Ирина Олеговна, Пак Дмитрий Юрьевич

Определены уровни и типы самостоятельной работы студентов. Описана организация самостоятельной работы студентов, выделены ее ключевые моменты. Показано перераспределение позиций преподавателей и студентов в современном образовательном процессе. Освещены вопросы, связанные с кредитной организацией учебного процесса. Обозначены проблемные темы, касающиеся организации самостоятельной работы студентов. Даны предложения в области методологического и методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Юрий Николаевич, Шильникова Ирина Олеговна, Пак Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF STATE STANDARD OF NEW GENERATION

The article considers characteristic features of young specialist’s self-education, shows students’ self-dependent work motivation. There are defined the levels and types of students’ self-dependent work. The article dwells on organization of students’ self-dependent work and the problem matters relating to, reveals its key moments. Special attention is paid to redistribution of the teachers’ and students’ position in the present day educational process. There are given proposals in the field of methodological and methodical provision of students’ self!dependent work.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студента в условияхгос нового поколения (опыт Казахстана)»

138

Высшее образование в России • № 6, 2015

issledovaniya [Fundamental research]. No. 11. Available at: http://rae.ru/fs/pdf/2012/11-1/ 30450.pdf (In Russ., abstract in Eng.)

3. [Common European Framework of Reference for Languages: learning, teaching, assessment]. Moskovskiigosudarstvennyi lingvisticheskii universitet [Moscow State Linguistic University]. 2003. Available at: http:// www.linguanet.ru/ (In Russ.)

4. Sidorenko T.V. (2013) [Solving a problem of succession between schools and universities by means

of organizing additional subject practices]. Sibirskii uchitel’ [Siberian Teacher]. No. 4 (89), pp. 20-23. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Ter-Minasova S.G. (ed.) (2009) Primernayaprogramma dlyaprepodavaniya inostrannykhyazykov

(angliiskogo, nemetskogo, frantsuzskogo, ispanskogo) studentam neyazykovykh vuzov i fakul’tetov [A sample educational programme for foreign languages (English, German, French, Spanish)]. Moscow. 24 p. (In Russ.)

6. Solovova E.N. Perspektivnye napravleniya razvitiya vuzovskoi metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov. K 70-letiyu fakul’teta mezhdunarodnykh otnosheniiMGIMO [Perspectives to university foreign language teaching. Dedicated to 70 anniversary of the International Relationships Department, MSIIR]. Pp. 67-70. Available at: http://www.vestnik.mgimo.ru/ sites/ default/ files/ pdf/ 08k70-letiyumo_solovova.pdf (In Russ.)

7. Rusanov E.K. (2011) [Labour market demands to the specialists with the language competence].

Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik: Seriya: Gumanitarnye nauki [Vestnik of Yaroslavl pedagogical university, Humanitarian]. Vol. 1, no. 4. (In Russ.)

8. Gotlib R.A. (2009) [Social meaning offoreign language knowledge]. Sotsiologicheskie issledovaniya

[Sociological Studies]. No. 2, pp. 122-127. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 03.03.15.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (Опыт Казахстана)

ПАК Юрий Николаевич - д-р техн. наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет. E-mail: pak_gos@mail.ru

ШИЛЬНИКОВА Ирина Олеговна - ст. методист, Карагандинский государственный технический университет. E-mail: ii.shilnikova@kstu.kz

ПАК Дмитрий Юрьевич - канд. техн. наук, доцент, Карагандинский государственный технический университет. E-mail: pak_kargtu@mail.ru

Аннотация. Определены уровни и типы самостоятельной работы студентов. Описана организация самостоятельной работы студентов, выделены ее ключевые моменты. Показано перераспределение позиций преподавателей и студентов в современном образовательном процессе. Освещены вопросы, связанные с кредитной организацией учебного процесса. Обозначены проблемные темы, касающиеся организации самостоятельной работы студентов. Даны предложения в области методологического и методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа студента, самообразовательные навыки, Болонский процесс, роль преподавателя, Госстандарт, кредитно-рейтинговая система

Высшее образование в современном об- тироваться к требованиям динамично ме-ществе должно обеспечить подготовку ком- няющегося рынка труда на основе их уме-петентных специалистов, способных адап- ния и готовности осуществлять самообра-

Обсуждаем проблему

139

зовательную деятельность. Поэтому студенты в стенах вуза должны не только усваивать знания, приобретать умения и навыки, накапливать опыт творческой и на-

рефератов, сочинений и отчетов; весь объем СРО подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы». На рис. 1 отображе-

Чтение,

конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, аудио-, видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, интернет-ресурсы, повторение учебного материала и др.

Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарах и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, эссе, контрольных работ, выполнение кейсов, подготовка к деловым играм и др.

Рис. 1. Уровни самостоятельной работы студентов

учно-информационной деятельности, но и развивать в себе потребность «учиться в течение жизни ». Этому способствует прежде всего так называемая самостоятельная работа студента (СРС).

Существует большое количество определений самостоятельной работы, и все они сводятся к тому, что это планируемая индивидуальная или коллективная учебная и научная работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под методическим и научным руководством, а также под контролем со стороны преподавателя. В правилах организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в Республике Казахстан прописано: «Самостоятельная работа обучающегося (СРО) - работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов,

ны три уровня самостоятельной работы студентов [1].

В зависимости от степени трудности заданий различают четыре типа самостоятельной работы студента [2]. Первый тип формирует у него умение выполнять задания по образцу. Второй - формирует умение воспроизводить информацию по памяти. Третий - направлен на обучение решению нетиповых задач. Четвёртый - предполагает выполнение заданий, ориентированных на творческую деятельность. Сочетание всех уровней и типов является залогом успешной организации самостоятельной работы студента. Активным стимулом в этом процессе является наличие серьезной и устойчивой мотивации, ряд факторов которой представлен на рис. 2.

Самостоятельная работа в вузе должна носить системный, непрерывный, усложняющийся характер и включать все виды работы студента - как аудиторные,

140

Высшее образование в России • № 6, 2015

Поощрение студентов Рис. 2. Мотивирующие факторы самостоятельной работы

так и внеаудиторные. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на обучающегося, при этом должен учитываться разный уровень подготовки студентов, а также присущий каждому обучающемуся индивидуальный стиль учебной деятельности.

Одним из важных организационных моментов в СРС является подборка заданий для самостоятельного выполнения, при составлении которых преподаватель руководствуется следующими критериями [3]:

- объем каждого задания должен быть таким, чтобы при твердом знании материала студент успел изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное время;

- все задания должны быть одинаковой сложности;

- при всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например: дать определение, написать формулу, изобразить график, составить схему, привести численные значения каких-либо показателей, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.;

- в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

- при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не

должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.

Для контроля результатов самостоятельной учебной и исследовательской работы важна систематическая самооценка. От нее зависят взаимоотношения студента с преподавателем и другими студентами, его требовательность к себе и отношение к самостоятельной работе в целом. Самооценка позволяет студенту не только определять уровень достижений на текущий момент, но и сопоставлять его с прежними результатами.

Совершенствованию самостоятельной деятельности студентов в оценке ими своих учебных достижений способствует использование кредитно-рейтинговой системы, которая рассматривается как форма усиления самостоятельности и учебной активности студентов, направленная на достижение результатов в учебной деятельности. Кредитная технология обучения дает возможность объективно отразить в баллах усилия, потраченные студентом на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. При кредитно-модульной организации учебного процесса СРС не должна быть жестко привязана к конкретной дисциплине, она должна проектироваться преподавателями по модулю в целом (как совокупности дисциплин) на основе межпредметных связей и связей с будущей профессиональной сферой обучаемых [4]. Особенно актуальна самостоятельная работа при изучении специальных дисциплин, когда студент работает с необходимой специальной литературой и унего вырабатываются определенные навыки в

Обсуждаем проблему

141

соответствующей профессиональной области.

К сожалению, часть студентов сводят самостоятельную работу в лучшем случае к выполнению домашних заданий. Поэтому при ее организации необходимо руководствоваться принципом перевода всех студентов на индивидуальную работу, что предполагает переход от формального выполнения ими определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

В вузах Республики Казахстан, согласно типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, по каждой теме учебной дисциплины проводится текущий контроль успеваемости студентов, включающий контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Оценка текущего контроля складывается из оценок текущего контроля на аудиторных занятиях и оценок рубежного контроля (внеаудиторные занятия). При текущем контроле успеваемости учебные достижения студентов оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание, в том числе и самостоятельную работу студента, окончательный результат текущего контроля успеваемости подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода.

В казахстанской высшей школе давно назрели проблемы организации самостоятельной работы студентов, и в настоящее время они не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели еще большую приоритетную направленность в связи с модернизацией высшего образования в контексте ГОС нового поколения.

Ранее в основных положениях Госстандарта высшего профессионального образования, утвержденного в 2004 г., было прописано, что «учебный процесс в высших учебных заведениях может основываться

как на линейной системе обучения, так и на кредитной системе обучения». И далее: «При кредитной системе обучения увеличивается объем самостоятельной работы, выполняемой студентами, - работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемых в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов». Были обозначены два вида самостоятельной работы - самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельная работа студента (СРС), а также определена задача кредитной системы обучения, заключающаяся в развитии у студентов способностей к самоорганизации и самообразованию. В Госстандарте были приведены типовые циклы работы преподавателя и студентов.

В типовом единичном цикле работы преподавателя со студентами реализуются три его основные функции:

• установочная (введение в тему, постановка цели, задач, описание практической полезности, сущности и взаимосвязи основных разделов содержательного материала, рекомендации по работе с учебнометодическими пособиями и проч.);

• консультативно-корректировочная (оказание студентам консультативной помощи в реализации учебных действий, проведение индивидуальных консультаций и осуществление соответствующих корректировочных действий). Данную функцию в образовательном процессе выполняют тьюторы;

• контрольно-оценочная(проведение тестирования, оценивание знаний и умений студентов, организация диалога по выявлению их основных затруднений, демонстрация преподавателем правильных действий, взаимодействия, эталонных способов работы в позиции эксперта или контролера).

Типовой единичный цикл самостоя-

142

Высшее образование в России • № 6, 2015

тельной работы студента под руководством преподавателя (СРСП) предполагает реализацию четырех функций студента:

- активное восприятие информации, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине;

- самостоятельное, на основании рекомендаций преподавателя, изучение учебно-методических пособий, литературных источников, выполнение домашних заданий, контрольных и курсовых работ и т.д. Здесь от студента требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина;

- анализ и систематизация своих затруднительных ситуаций, выявление причин затруднений в понимании учебного материала, в выполнении других учебных действий. Студент переводит неразрешимые сложности в систему вопросов для преподавателя (ранжирует, упорядочивает, оформляет их), строит собственную версию ответов на эти вопросы;

- обращение к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

В 2008 г. был введен новый Госстандарт, в котором соотношение между СРСП и СРС в общем объеме самостоятельной работы устанавливается каждым вузом самостоятельно, но при этом оговаривается, что объем СРСП должен составлять не менее 50%. В Госстандарте нового поколения, утвержденном в 2012 г., СРСП было выведено из общего расписания учебных занятий с условием проведения по отдельному графику, а объем всей самостоятельной работы студентов увеличился и составил 66,7% от общего объема *.

Несмотря на все возрастающую роль самостоятельной работы студентов, ее методологическое обеспечение остается малоразработанным. Требуются инновационные 1

подходы к повышению ее результативности [5]:

• усиление роли преподавателя в активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов;

• разработка инновационных методов мотивации обучающихся к самообразованию;

• разработка надежных инструментов промежуточного контроля знаний студентов, в том числе СРС.

Пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов различны и включают неординарные методики преподавания и средства обучения, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность обучающихся, формируя их внутреннюю мотивацию к самообразованию.

Справедливости ради стоит отметить, что проблемы организации самостоятельной работы студентов в Казахстане находятся в стадии обсуждения. Высшая школа еще не готова к эффективному освоению значительных объемов самостоятельной работы студентов [6]. Современный выпускник школы практически не подготовлен к самостоятельной работе, поэтому студентам крайне необходимы навыки самообразовательной деятельности. Тезис о приоритете самостоятельной работы в образовательных программах сам по себе не решает проблем ее организации. Нужна коренная ломка сложившихся у вчерашних школьников стереотипов учебной деятельности, нужно научить их учиться и мыслить.

Литература

1. Методические рекомендации по разработке программы учебной дисциплины для подготовки бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС / Сост.: О.В. Давыдова, О.М. Писарева, М.Б. Челышкова. М.: ГУУ, 2011. 44 с.

1 Государственный общеобязательный стандарт высшего образования [утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080] // Казахстанская правда. 2012, 26 сентября.

Обсуждаем проблему

143

2. Стрельникова О.И. К вопросу об органи-

зации самостоятельной работы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 2. С. 44-46.

3. Щербакова Е.В. Особенности организации

самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 139-141.

4. Буханцева С.Н. Компетентностно-ориен-

тированная самостоятельная работа студентов // Региональная научно-практическая Интернет-конференция «Иннова-

ционные подходы и технологии повышения качества профессионального образования». 2013. URL: http://lfostu.ucoz.ru/ index/0-2

5. Пак Ю, Шильникова И., Пак Д. Методо-

логические аспекты организации самостоятельной образовательной деятельности студентов в контексте ГОС нового поколения // Труды университета. 2012. № 1. С. 5-8.

6. Пак Ю.Н, Шильникова И.О., Пак Д.Ю.

Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2014. 75 с.

Статья поступила в редакцию 15.04.14.

STUDENTS’ SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF STATE STANDARD OF NEW GENERATION

PAK Yuriy N. - Dr. Sci. (Technical), Prof., Karaganda State Technical University, Karaganda, Kazakhstan. E-mail: pak_gos@mail.ru

SHILNIKOVA Irina O . - senior methodologist, Karaganda State Technical University, Karaganda, Kazakhstan. E-mail: i.shilnikova@kstu.kz

PAK Dmitri Yu. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Karaganda State Technical University, Karaganda, Kazakhstan. E-mail: pak_kargtu@mail.ru

Abstract. The article considers characteristic features of young specialist’s self-education, shows students’ self-dependent work motivation. There are defined the levels and types of students’ self-dependent work. The article dwells on organization of students’ self-dependent work and the problem matters relating to, reveals its key moments. Special attention is paid to redistribution of the teachers’ and students’ position in the present day educational process. There are given proposals in the field of methodological and methodical provision of students’ self-dependent work.

Keywords: students’ self-dependent work, self-educational skills, Bologna process, teacher’s role, State standard, credit-and-ranking system

References

1. Davydova O.V., Pisareva O.M., ChelyshkovaM.B. (2011) Metodicheskierekomendatsiiporazrabotke

programmy uchebnoi distsipliny dlya podgotovki bakalavrov v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS [Methodical instructions for training program development for bachelors in accordance with the FSOS]. Moscow: SUU, 44 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Strelnikova O.I. (2013) [Organization of self-dependent work]. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova

[Bulletin of N.A. Nekrasov KSU]. Vol. 19, no. 2, pp. 44-46. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Shcherbakova Ye.V. (2011) [Features of students’ self-dependent work organization in pedagogical

disciplines] Aktualnye voprosy sovremennoy psikhologii [Urgent issues of modern psychology: Proc. Int. Sci. Conf., Chelyabinsk, March 2011]. Chelyabinsk: Dva komsomoltsa Publ., pp. 139141. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Bukhantseva S.N. (2013) [Competence-oriented students’ self-dependent work] Regionalnaya

nauchno-prakticheskaya Internet conferentsiya [Regional sci.-prac. Internet conf. “Innovation

144

Высшее образование в России • № 6, 2015

approaches and technologies of vocational education quality increasing”]. Available at: http:// lfostu.ucoz.ru/ index/ 0-2. (In Russ.)

5. Pak Yu., Shilnikova I., Pak D. (2012) [Methodological aspects of students’ self-dependent educational

activity organization in the context of state educational standard of a new generation]. Trudy Universiteta [University proceedings]. No. 1, pp. 5-8. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Pak Yu.N., Shilnikova I.O., Pak D.Yu. (2014) Organizatsionno-metodicheskoe obespechenie samostoyatel’noi raboty studentov [Organizational-methodological provision ofstudents’ selfdependent work]. Karaganda: KSTU Publ., 75 p. (In Russ.)

The paper was submitted 15.04.14.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

АБРАМОВА Ирина Евгеньевна - д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой, Петрозаводский государственный университет. E-mail: lapucherabr@gmail.com ШИШМОЛИНА Елена Петровна - к. пед. наук, доцент, Петрозаводский государственный университет. E-mail: elena.shishmolina@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются трудности, вызванные особенностями обучения иностранным языкам взрослых в условиях искусственного билингвизма, а также проблема отсутствия единой системы контроля степени владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей. Авторы описывают комплексную модель организации контроля языковой подготовки, разработанную с целью не только компенсировать отсутствие естественной языковой среды, но и создать единое образовательное пространство на иностранном языке в рамках одного вуза.

Ключевые слова: искусственный билингвизм, система контроля степени владения иностранным языком, единое образовательное пространство вуза на иностранном языке

В условиях искусственного билингвизма качественно и массово обучать иностранному языку студентов разных (а не только лингвистических) специальностей весьма затруднительно. Так, согласно опросу, проведенному Фондом «Общественное мнение», только треть россиян знают иностранные языки на базовом уровне, лишь 5% респондентов заявили о свободном владении неродным языком. При этом 54% россиян не хотят учить иностранные языки, 13% из них считают, что для жизни в России им достаточно знания русского языка [1] . Аналогичные данные получены в ходе исследования международной образовательной компании Education First, согласно которому в рейтинге стран по уровню владения английским языком среди

взрослых EPI (English Proficiency Index) Россия занимает 31-е место, войдя в группу стран с низкими показателями [2] . Анализ ситуации в отдельно взятом региональном вузе (ПетрГУ) подтверждает эту тенденцию. Большинство (98%) из 200 опрошенных нами студентов-нелингвистов отметили, что не планируют продолжать обучение за рубежом на английском языке, почти треть студентов (28%) предполагают, что язык им пригодится в профессиональной деятельности, а 60% информантов уверены, что иностранный язык потребуется им только во время туристических поездок.

Справедливые нарекания по поводу общего низкого уровня языковой подготовки российскихстудентов и аспирантов нелингвистических специальностей высказывают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.