Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов по русскому языку как средство повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста'

Самостоятельная работа студентов по русскому языку как средство повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / PROFESSIONAL PREPARATION OF SPECIALISTS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / SELFSUFFICIENT WORK IN THE RUSSIAN LANGUAGE / SELF-SUFFICIENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходжаева Мубина Джалоловна

Самостоятельная работа по русскому языку является неотъемлемой частью кредитной системы образования. Она помогает научиться думать, анализировать, делать выводы. Она развивает творческую активность, что является немаловажным фактором будущей деятельности сегодняшнего студента. В ходе самостоятельной работы студент выступает как активный участник учебного прогресса и приобретает навыки свободного критического мышления, умения аргументировать и отстаивать свою позицию, инициативность. Она включает в себя множество компонентов, направленных на совершенствование процесса подготовки высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходжаева Мубина Джалоловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Sufficient Work of Students in the Russian Language as a Medium for Elevation of Effectiveness in Reference to Educational and Professional Activities of Future Specialistys

Self-sufficient work in the Russian language is an inseperable purt of the credit system of education. It helps learn thinking, analyzing, making conclusions. It develops creative activity being no unimportant factor for the future activities of today's student. In the course of self-sufficient work a student acts as an active participant of educational process and acquires the skills of free critical thinking, abilities of operating with arguments and maintaining his/her point of view, initiative position. It includes multitude of components aimed at an improvement of the process concerned with the preparation of high qualification specialists.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов по русскому языку как средство повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста»

специалиста

Ходжаева Мубина Джалоловна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка ТГУПБП

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Важнейшим компонентом в системе подготовки конкурентоспособного специалиста является самостоятельная работа студентов, т.к. это необходимое условие формирования потребности в самоорганизации будущего специалиста, способности творчески решать профессиональные задачи, а также способности к повышенному обновлению своих знаний в течение всей трудовой деятельности.

Проблема организации самостоятельной работы студентов существовала всегда и давно волнует преподавателей высшей школы. Следует отметить, что принципы самостоятельности, активизации деятельности личности лежат в основе идеи метода диалога Сократа [7].

Сократический метод представлял собой беседу - исследование, когда с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседникам и друг другу, выявлялись противоречия явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые давал пристальный анализ. Осознание этих противоречий будило мысль, возникали новые вопросы, которые вели к истине. Сократ учил смело и самостоятельно мыслить, считаясь не с расхожими мнениями, а с теми данными, которые отыскивало само исследование. Наиболее проницательные педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются прежде всего как результат собственных усилий обучающихся. Так, Я.А. Коменский призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились [3].

Идеи педагогической активности, представленные в научных трудах И.Г. Песта-лоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, положили начало перевороту в дидактике, связанному с пониманием обучения как дела не только учителя, но и самого учащегося, и усвоения знаний как акта самодеятельности и саморазвития. Знаменитый немецкий педагог Адольф Дистервег писал: "Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования" [5]. Одной из основных задач обучения он считал необходимость развивать у обучаемых

желание и способность самостоятельно, без преподавателя, приобретать новые знания.

Актуальным является высказывание К.Д. Ушинского о том, что "самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения". Разрабатывая идею необходимости формирования самостоятельности в процессе обучения, К.Д. Ушинский писал: «Должны постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средства извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач обучения»

[7].

Педагоги, психологи и методисты придают большое значение организации самостоятельной работы студентов, разрабатывая ее различные аспекты. Самостоятельная работа студентов рассматривается как один из элементов учебного процесса, так как глубокие и прочные знания могут быть приобретены в результате самостоятельной работы, направленной на активизацию познавательной деятельности студентов. Преподаватель организует учебный процесс, познание же осуществляется сугубо индивидуально самими студентами.

Создание системы организации самостоятельного труда студентов учитывает ряд факторов, оказывающих влияние на развитие их творческой активности. Самостоятельную работу студентов можно рассматривать как:

1) сферу проявления творческой активности личности, средство формирования ее интеллектуальных, технологических и идейно-нравственных качеств;

2) как форму деятельности студента, оказывающую влияние на формирование психологических установок, на активный образ жизни, воспитание потребности к самоорганизации и самоконтролю;

3) как средство повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста.

Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. Сейчас в вузах Таджикистана введена кредитная система обучения. Основными задачами кредитной системы обучения являются: унификация объема знаний; создание условий для максимальной индивидуализации обучения; усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся. В этом плане самостоятельная работа студентов (СРСП) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. При традиционном методе обучения особое внимание уделяется прочности приобретенных знаний, умений, навыков, а при кредитной системе обучения вводится интегральный показатель в виде приобретенной студентом компетенции на каждом этапе обучения при максимальной степени академической свободы и выбора образовательной траектории. В отличие от традиционного метода обучения при кредитной системе обучения студент не осваивает строго последовательно утвержденные дисциплины, но с учетом

требований рынка труда и спроса на специалистов может последовательно определять только те учебные дисциплины и осваивать те программы, которые требуются в данный промежуток времени. Такая академическая свобода предопределяет в дальнейшем профессиональную мобильность студента как будущего выпускника вуза на рынке труда. Поэтому при кредитной системе обучения большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов (СРСП), которая связана с реализацией практических задач, обеспечивающих развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала [1].

Доказательством является то, что на один час аудиторного занятия предусматриваются два часа самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа является одним из важнейших подходов в развитии творческой активности студентов, поэтому требует совершенствования методов и форм организации их труда, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля, учета поэтапной динамики профессиональной подготовки.

Для организации учебной деятельности требуется создание таких учебных ситуаций, в которых студент мог бы реализовать и внутреннюю, и внешнюю стороны содержания учебной деятельности в соответствии с выделенными компонентами и этапами. Создание такого рода ситуаций возможно при выборе адекватных форм и средств организации учебной деятельности, а именно самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя (СРСП) организуется по-особому, внимание напарвлено на выполнение поисково-творческих заданий. Для этого преподавателями кафедры русского языка ТГУПБП составлено учебное пособие «Русский язык для нефилологических специальностей» [6]. В них студентам предлагается прочитать, проанализировать, законспектировать тексты, раскрывающие теоретические вопросы данного раздела, и выполнить творческие задания для закрепления знаний. Наличие большого числа текстов, предназначенных для самостоятельного контроля, самооценки и самоуправления на различных стадиях изучения материала, является отличительной чертой этих пособий. Каждый студент получает свой экземпляр руководства и самостоятельно изучает его, «продвигаясь» по материалу в своем ритме в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия. Во время этих занятий студенты могут обращаться за помощью к преподавателю, который следит за тем, чтобы они рационально использовали аудиторное время, обучает читать и творчески анализировать эти учебные тексты. После того, как студент заканчивает работу с пособием, он отчитывается о ней перед преподавателем и демонстрирует качество овладения материалом, выполняя контрольную работу с творческими заданиями. Если студент показал хорошее знание темы, он переходит к изучению следующего раздела. Как выяснилось, интерес студентов к такой форме учебных занятий очень велик, а качество овладения отдельными разделами возрастает более чем в 3 раза по сравнению с традиционными методами организации учебного процесса [4,127].

Самостоятельная работа студентов является одной из форм активной деятельности студента, содействующей усвоению изучаемого материала и углублению полученных знаний, а также одной из форм обучения студентов с применением

новых технологий. Но самостоятельная работа только тогда дает положительный результат, когда она определенным образом организована, то есть представляет собой систему.

Система должна удовлетворять прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой. При выполнении студентами самостоятельных работ любого вида руководящая и контролирующая роль должна принадлежать преподавателю. Нами разработан УМК (учебно-методический комплекс) в зависимости от получаемой студентом специальности, то есть для каждой специальности разработаны учебные пособия, включающие в себя: планы учебных занятий, необходимые тексты по тематике, грамматические комментарии, задания для самостоятельной работы студентов по профессиональной лексике (материалы из газет, научные статьи, материалы из учебников по специальности, материалы сайтов сети Интернет), тестовые задания, тексты профессиональной направленности, чертежи, схемы, опорные таблицы. Все виды самостоятельной работы, согласно дидактической цели, можно разделить на пять групп: 1) приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников; 2) закрепление и уточнение знаний; 3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; 4) формирование умений и навыков практического характера; 5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

В условиях кредитной системы обучения СРСП является планируемой познавательной деятельностью по выполнению различного вида творческих учебных заданий, осуществляемая самостоятельно с целью приобретения умений и навыков, выработки профессионально важных качеств.

В условиях сокращения количества учебного времени, отводимого на русский язык, объективной целью всего обучения группах с таджикским языком обучения становится формирование навыков устной (диалогической и монологической) речи. Задача развития продуктивной письменной речи отходит на второй план, то есть овладение в полном объеме орфографическим и пунктуационным минимумами в современных условиях обучения нереально. Задача формирования письменной речи может быть вынесена на самостоятельное изучение, тогда как устная речь требует системной отработки на занятиях.

Таким образом, к отбору дидактического материала для занятий необходимо предъявлять требование соответствия интересам студентов, практической значимости для них и доступности.

Использование дидактических игр при выполнении самостоятельной работы укрепляет положительную мотивацию студентов, развивает интерес к русскому языку. Для студентов интересными будут не только решение и составление кроссвордов по известной им лексике, что является одним из видов творческой работы студентов, но и беседы и диспуты по прочитанным текстам по специальности.

Одной из эффективных форм организации СРС в вузовской аудитории является творческая работа студентов с текстами по специальности из периодической печати. Студенты самостоятельно к каждому занятию по русскому языку готовят по одному небольшому тексту по специальности: I) читают, выписывают новые слова, находят

в словаре их перевод, составляют с этими словами предложения; 2) читают, делят на части, составляют план; 3) читают и пересказывают. На занятиях студенты работают в парах и делятся новой информацией. Систематическое выполнение таких самостоятельных заданий является эффективным при изучении русского языка, повышает творческий потенциал студентов, мотивацию к обучению,развивает мышление, культуру учебной деятельности, углубляет знание языка по специальности, обогащает словарный запас и позволяет развивать и осуществлять творческую и информационную деятельность.

В нашем университете (ТГУПБП) широко применяется практика презентаций. Студент может выбрать любую тему для презентации и выразить свое понимание или непонимание какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Презентация оценивается по следующим критериям: насколько раскрыта тема и вызвала ли она интерес у окружающих, насколько профессионально подошел студент к рассматриваемой проблеме, используя при этом все доступные технические средства, такие как видеопроектор, видеофильм, компьютерные технологии.

Оснащение учебных заведений компьютерами позволяет активно внедрять в процесс преподавания компьютерные программы. Практика показывает, что они имеют определенные преимущества перед традиционными методами обучения. Компьютерные программы обеспечивают большую информационную ёмкость (что позволяет представлять языковую модель в разном контексте и в разных коммуникативных ситуациях), интенсификацию самостоятельной работы каждого студента, создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого, повышение познавательной активности студентов, а также усиление мотивации.

Студент в период выполнения самостоятельных работ в рамках изучаемых дисциплин может научиться основным приемам конкуренции за разработку лучших идей, научиться основам деловой корреспонденции, выполнить курсовые и другие виды семестровых работ, научиться работать с библиотечным фондом, использовать современные средства информационных технологий по сбору и систематизации материалов по заданной теме и на этой основе освоить и проявить широту своего кругозора.

СРС имеет также большое воспитательное значение, является важным компонентом воспитания трудолюбия, сознательного отношения к труду, стремления идти навстречу трудностям и преодолевать их. Научить студентов самостоятельно работать на занятиях и дома - значит внести вклад в их подготовку к профессиональной, общественной и иной полезной деятельности на благо общества.

Таким образом, все формы самостоятельной работы направлены на то, чтобы научить студента самостоятельно добывать знания, необходимые ему в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать заключение о том, что поисково-творческая деятельность студентов является формой индивидуальной работы, пробуждающей интеллектуальную инициативу и развивающей творческое мышление во всех видах познавательной деятельности.

Самостоятельная работа может быть продуктивной, то есть в высшей степени познавательной и творческой, когда студент активно участвует в анализе учебного

материала, ставит вопросы, моделирует, активно предлагает и защищает свое мнение. В основе такого подхода лежит осмысленное видение изучаемого материала, умение сделать выводы, Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста студента.

Каждый из преподавателей нередко задумывается над тем, как найти резервы роста качества учебных занятий, как раскрыть творческую активность студента в его самостоятельной работе. Качество учебного процесса, уровень различных форм учебных занятий во многом зависят от имеющегося у студента интереса, в том числе и профессионального, к изучению проблем. Интерес в учебном процессе может и должен развить и сформировать преподаватель. Каждый преподаватель должен продумать систему самостоятельной работы, предусмотреть её связь с объяснением нового учебного материала и определить её место в формировании профессиональных знаний, умений и навыков. А это значит, что главными компонентами содержания деятельности преподавателя являются: обеспечение каждого студента всеми необходимыми дидактическими средствами, организация и управление его учебной деятельностью, контроль и оценка качества процесса обучения.

Преподаватель - центральная фигура в системе высшего профессионального образования. От его мастерства напрямую зависит качество подготовки студентов, будущих профессиональных кадров страны.

Методика проведения различных форм учебных занятий должна строиться с учетом профессионального интереса. В противном случае трудно добиться заинтересованности, творческой активности и повышения качества работы.

Самостоятельная работа является подходом к развитию творческой активности студентов, поэтому требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля, учета курсовой динамики профессиональной подготовки специалистов. Самостоятельная работа студентов (СРС) является важным фактором интегральной оценки качества учебного процесса, влияющим на глубину и прочность приобретенных знаний и умений, способствующим выработке у студентов способности к самообразованию и саморазвитию, потребности творческого овладения знаниями в своей практической деятельности. В ходе самостоятельной работы студент выступает как активный участник учебного прогресса и приобретает навыки свободного критического мышления, умения аргументировать и отстаивать свою позицию, инициативность.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать заключение о том, что самостоятельная работа является неотъемлемой частью образования. Значение самостоятельной работы трудно переоценить. Она помогает научиться думать, анализировать, делать выводы. Она развивает творческую активность, что является немаловажным фактором будущей деятельности сегодняшнего студента. Она включает в себя множество компонентов, направленных на совершенствование процесса подготовки высококвалифицированных специалистов.

Список использованной литературы:

1. Баканова М.В. Формирование и развитие профессиональной направленности студентов вуза в процессе обучения иностранному языку с использованием информационных технологий: Дисс.... канд. пед. наук. - Пенза, 2007. -170с.

2. Грушевичная Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. /Подред. А.П. Садохина.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-352с.

3. КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедиз,1955.-287с.

4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. -М.: Наука, 1987. -263с.

5. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3 томах. - М.: Просвещение, 1965. - Т.3. - 635 с.

6. Русский язык для нефилологических специальностей: учебное пособие для нефилологических специальностей/[М.Дж.Ходжаева,ММ. Атоева, З.У. Абдуалиеваи др.]-Худжанд, 2013.-197с.

7.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / Собр. соч. В 11 т. -М., 1950. Т. 8.

М.Д. Ходжаева

Самостоятельная работа студентов по русскому языку как средство повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности будущего

специалиста

Ключевые слова: самостоятельная работа, творческая активность, профессиональная подготовка специалистов, самостоятельная работа по русскому языку.

Самостоятельная работа по русскому языку является неотъемлемой частью кредитной системы образования. Она помогает научиться думать, анализировать, делать выводы. Она развивает творческую активность, что является немаловажным фактором будущей деятельности сегодняшнего студента. В ходе самостоятельной работы студент выступает как активный участник учебного прогресса и приобретает навыки свободного критического мышления, умения аргументировать и отстаивать свою позицию, инициативность. Она включает в себя множество компонентов, направленных на совершенствование процесса подготовки высококвалифицированных специалистов.

M. Dj. Khodjayeva

Self-Sufficient Work of Students in the Russian Language as a Medium for Elevation of Effectiveness in Reference to Educational and Professional Activities of Future Specialistys

Key words: self-sufficient work, creative activity, professional preparation of specialists, self-sufficient work in the Russian language

Self-sufficient work in the Russian language is an inseperable purt of the credit system of education. It helps learn thinking, analyzing, making conclusions. It develops creative activity being no unimportant factor for the future activities of today s student. In the course of self-sufficient work a student acts as an active participant of educational process and acquires the skills of free critical thinking, abilities of operating with arguments and maintaining his /her point of view, initiative position. It includes multitude of components aimed at an improvement of the process concerned with the preparation of high qualification specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.