Научная статья на тему 'Активация самостоятельной деятельности студентов через СРС и срсп'

Активация самостоятельной деятельности студентов через СРС и срсп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
907
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформа высшего образования / самостоятельная работа студентов. / reform of higher education / independent work of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.О. Оразбакова

В статье описаны изменения нынешнего высшего образования от обучения к образованию, позиция преподавателя с изложения готовых знаний на организацию активной самостоятельной деятельности студентов; цели, виды, распределение по курсам, уровневая дифференциация при оценке результатов и миссия преподавателя при организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS THROUGH SRS AND SRSP

This article describes the changes in the current higher education from training to education, the position of a teacher with a presentation ready knowledge to the organization of active independent activity of students; purpose, types, distribution of courses, level differentiation in evaluating the results and the mission of the teacher in the organization of independent work of students.

Текст научной работы на тему «Активация самостоятельной деятельности студентов через СРС и срсп»

№3-2015

ZH.S. NUGMANOVA, M.A. ABIROVA, S.A. ESENKULOVA

CONTEMPORARY LEARNING THEORIES AND COMPETENCE - ORIENTED MEDICAL EDUCATION

Resume: To improve the quality of education it is very important to understand how people learn, i.e. how information is absorbed, processed and stored in the learning process.

Learning theories provide this understanding; there are many of them, each of them offers its proven approaches that can be effectively used depending on the context and the practical situation. These theories also give us a coherent system of assessment of what is happening in practice in the classroom and some rational explanation for this.

Learning theory provides the foundation for intelligent and motivated choice of evidence - based instructional strategies and conceptual frameworks that address issues related to learning.

Knowledge of learning theories allows us to be more professional educators who understand the basics of their actions and able to integrate the chosen strategy in the educational context for specific students. Curricula developers should be aware of these strategies and have the knowledge of when and why to use each of the strategies. They may include the ideas of many learning theories in their materials. Learning theory can serve as a guide in the process of teaching / learning.

One of the factors creating a strong educational institution is the right selection of teaching strategies and methods of teaching based on learning theories (Commission of the journal "The Lancet", 2010).

Lack of attention to learning theories inevitably leads to a less efficient process of learning and the impoverishment of education, the latter can have more serious consequences up to reduce the well-being of nations. Keywords: Adult learning theories, competency - based medical education

АКТИВАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ СРС И СРСП

Г.О. ОРАЗБАКОВА

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

УДК 61:378.144/.149

В статье описаны изменения нынешнего высшего образования от обучения к образованию, позиция преподавателя с изложения готовых знаний на организацию активной самостоятельной деятельности студентов; цели, виды, распределение по курсам, уровневая дифференциация при оценке результатов и миссия преподавателя при организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: реформа высшего образования, самостоятельная работа студентов.

Реформа нынешнего высшего образования связана с переходом от обучения к образованию и самостоятельная работа студентов стала основой образовательного процесса. Поменялась позиция преподавателя с изложения готовых знаний на организацию активной самостоятельной деятельности студентов, а позиция студента на «научиться можно только самому».

Высшая школа отличается от средней специализацией, методикой учебной работы, степенью самостоятельности обучаемых: преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов, студент сам осуществляет познание.

СРС - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Цели СРС:

1. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

2. Углубление и расширение теоретических знаний;

3. Формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

4. Развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

5. Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

6. Развитие исследовательских умений;

7. Формирования навыков самостоятельной работы в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации.

Существуют следующие этапы организации СРС:

1. Подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования)

2. Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы)

3. Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Условиями для успешного выполнения самостоятельной

работы являются:

- мотивированность задания,

- четкая постановка задач,

- алгоритм,

- метод выполнения работы,

- четкое определение преподавателем форм отчетности,

- сроки выполнения,

- критерии оценки, отчетности,

- виды и формы контроля.

№3-2015

Существует множество видов СРС:

1. Подготовка к семинарскому или практическому занятию;

2. Выполнение практических работ (решение задач, письменных работ), предусмотренных рабочей программой дисциплины;

3. Выполнение расчетно-графических работ по блокам курса;

4. Подготовка докладов, рефератов по заранее обозначенным в рабочей программе дисциплины темам;

5. Поиск дополнительной информации по заданной теме (работа с библиографическим материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями);

6. Контрольная работа;

7. Составление портфолио;

8. Самостоятельное чтение учебных пособий, научных статей и изданий;

9. Разработка проекта (индивидуальная или групповая), который ориентирован на индивидуальную, парную, групповую самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

10. Написание эссе, как вида учебной деятельности студента - самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой;

11. Разработка глоссария (словарь, раскрывающий смысл используемых терминов) к теме;

12. Разработка именного словаря к теме;

13. Заполнение словаря или хронологии события, для этого студенту предлагается список понятий/дат, содержание которых он должен определить, опираясь на рекомендованные источники;

14. Доказательство утверждений, для этого студенту предлагается ряд утверждений, истинность которых следует доказать;

15. Сравнение точек зрения, теоретических позиций, объектов/явлений;

16. Работа над понятиями - знакомство студентов с определениями по книгам и словарям;

17. Разработка вопросов, заданий к теме;

18. Разработка инструкций, рекомендаций по выполнению определенных операций, элементов профессиональной деятельности;

19. Составление таблиц;

20. Разработка проекта урока, внеклассного мероприятия, факультативного занятия и т.п.;

21. Разработка тестовых заданий;

22. Работа с компьютерными обучающими программами, электронными учебниками, тренажерами, тестовыми системами;

23. Подбор, описание, экспертная оценка сайтов Интернет;

24. Работа с электронными библиотеками;

25. Выполнение заданий в Рабочей тетради, если она разработана применительно к данному курсу;

26. Разработка кроссворда;

27. Выполнение тренировочных комплексов, оздоровительных упражнений и т.п.

В организации СРС используются нетрадиционные технологии и приемы, такие как: организационные формы внеаудиторной учебно-познавательной деятельности, профильная лаборатория, образовательный туризм, тематический клуб, индивидуальный образовательный проект, социальные проекты и т.д.

Таблица 1 - ВИДЫ СРС ДЛЯ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ ПО КУРСАМ

Курс ТипСРС Форма контроля

1 курс Выполнение контрольных заданий Зарисовка Составление схем Решение задач Поиск ответа на поставленные вопросы для подготовки к семинарским (лабораторным, практическим) занятиям Создание глоссария по терминологии Проверка письменного выполнения задания Правильности схем и рисков и умение студента их правильно объяснить Опрос по вопросам подготовки к семинарским (лабораторным, практическим) занятиям Проверка смыслового знания термина

2 курс Написание реферата по литературным источникам на заданную тему Составление учебных таблиц Создание наглядных пособий для занятий Создание глоссария терминологии Публичная защита реферата путем изложения своего мнения о собранных литературных источниках по заданной теме Проверка правильности составления учебных таблиц Защита наглядного пособия путем изложения учебного материала Проверка смыслового знания термина

3 курс Написание реферата с собственноручным набором материала Написание эссе на заданную тему Поиск литературы для будущего научного проекта Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность больниц, поликлиник, стационаров Создание глоссария терминологии Публичная защита реферата и грамотное изложение результатов, полученных во время обработки материала и умение отвечать на поставленные вопросы Защита эссе, грамотное изложение своих мыслей по заданной теме Умение анализировать литературные источники и определять тенденции научных изысканий Сдача тестов или устных/письменных зачетов или экзаменов по знанию нормативных актов Проверка смыслового знания термина

4 курс Участие в научном проекте Создание учебного фильма Организация и подготовка доклада по заданной теме для круглого стола/конференции Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность медицинских работников Аналитическая записка о деятельности подразделения практического здравоохранения Отчет об участии в научном проекте и личный вклад студента Публичная защита учебного фильма и грамотное изложение материала в нем Публичная защита материала доклада на заседании круглого стола/конференции НИРС/УИРС Сдача тестов, устных/письменных зачетов или экзаменов по знанию нормативных актов Защита аналитической записки студентом

5 курс Участие в научном проекте Ведение планового или стандартизированного больного под руководством преподавателя Отчет об участии в научном проекте и личный вклад студента Мини клиническая конференция, на которой студенты

№3-2015

представляли бы историю болезни, методы диагностики, результаты диагностики, путь постановки диагноза больного, методику в его лечении и тенденции в процессе выздоровления, а также анализ ошибок Также студенты должны быть теоретически подготовлены для ответов на поставленные вопросы_

СРСП - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве и непосредственном участии преподавателя. Преподаватель предъявляет студенту технологическую карту самостоятельной работы по дисциплине, а студент выбирает виды учебной работы, знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности.

Известно множество видов проведения СРСП, но всех их можно объединить в две основные группы СРСП на аудиторных занятиях и СРСП в форме плановых консультаций, творческих контактов. СРСП на аудиторных занятиях:

- Подготовка студента к лекции (преподаватель определяет объем материала, который должен быть освоен студентом к конкретной лекции);

- Тестирование на лекции (первые 10-15 минут -входящий контроль, последние 10 минут - текущий, с опорой на текст лекции);

- Письменный экспресс-опрос студентов по содержанию предыдущей лекции или семинарского занятия;

- Построение структурно-логической схемы по ходу изложения содержания лекции в целом или отдельной ее части;

- Разработка опорного конспекта к материалам лекции в течение последних 10-15 минут лекции;

- Тезирование, краткое изложение какого-либо положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, выступления;

- Разработка плана лекции, доклада или выступления, который компактно отражает последовательность изложения материала, выделяя основные идеи;

- Подготовка вопросов лектору/выступающему;

- Привлечение студентов к чтению фрагментов лекции (15-20 мин), проведению фрагментов семинарских занятий при предварительной подготовке его преподавателем СРСП в форме плановых консультаций, творческих контактов:

1. Выделение вопросов для самостоятельного изучения;

2. Различные виды конспектирования монографий, статей, первоисточников, т.е. краткая запись содержания чего-либо, выделение главных идей и положений работы;

3. Решение задач и выполнение упражнений, заданий и т.п.;

4. Подбор иллюстративного материала для фрагментов учебного текста;

5. Аннотирование текста, краткой характеристики текста, книги, статьи, раскрывающей содержание;

6. Подготовка отзывов (критических суждений/мнений, содержащее оценку чего-либо);

7. Рецензирование (критический отзыв) текстов, творческих работ однокурсников: рефератов, курсовых работ, эссе;

8. Разработка презентации по конкретной теме или проблеме;

9. Привлечение студентов к научно-исследовательской работе;

10. Разработка проектов индивидуально или в творческих группах;

11. Составление библиографического списка по конкретной теме/проблеме.

При контроле результатов СРС необходимо руководствоваться принципами объективности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

систематичности и наглядности или гласности; при этом применяются следующие методы:

- входной контроль знаний/умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета/экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Критериями оценок результатов СРС являются уровень освоения студентами учебного материала, умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач и обоснованность и четкость изложения ответа.

При оценке СРС необходимо применять уровневую дифференциацию:

Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации (репродуктивные умения); Второй уровень - самостоятельная работу по образцу (логические умения);

Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные

работы (умения систематизации и анализа);

Четвертый уровень - эвристические самостоятельные

работы (поисковые/исследовательские умения);

Пятый уровень - творческие/исследовательские

самостоятельные работы (саморазвитие, проектирование и

преобразование своих действий).

Пути для дальнейшего совершенствования CPС:

- Разработка системы интегрированных межкафедральных заданий;

- Ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу;

- Коллегиальные отношения преподавателей и студентов;

- Разработка заданий, предполагающих нестандартные решения;

- Проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции - дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего.

Миссия преподавателя при организации самостоятельной деятельности студентов сводится к мотивированию обучающихся к освоению учебных программ, повышению ответственности обучающихся за свою учебу, создание условий для совершенствования информационной компетентности, способствованию развитию компетенций в области самообразовательной, исследовательской, проектной и творческой деятельности, формированию у обучающихся системного мышления на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.

Заключение. Профессиональное становление, саморазвитие и личностный рост выпускника и дальнейшее совершенствование Модели медицинского образования КазНМУ, основано на применении всех вышеуказанных методов и форм проведения СРС.

№3-2015

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Сарсенбаева С.С., Рамазанова Ш.Х., Баймаханова Н.Т. Активные методы обучения в медицинском ВУЗе / / Учебное пособие. -Алматы: 2011. - 36 с.

2 Сарсенбаева С.С.Организация и проведение СРС и СРСП в КазНМУ. - Августовские чтения 27-28 августа 2012 г. - [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.mvshared.ru/slide/209418/.

3 Чемоданова Г.И., Власенко С.В. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в вузе. - Казахстан, г.Петропавловск. - [электронный ресурс]. - режим доступа: http://sociosphera.eom/publication/iournal/2013/3083/k voprosu ob organizaci i_samostoyatelnoj_raboty_studentov_v_vuze/.

4 Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском ВУЗе: Учебное пособие. - Волгоград: 2011. - 52 с.

5 Артюхина А.И. и соавт. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском ВУЗе // Учебно-методическое пособие. -Омск: 2012. - 198 с.

6 Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

7 Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vshu.ru/lecttions.php ?tabjd=3&a=info&id=2600 (дата обращения 26.05.2014).

8 Бабина С.В. Автореферат диссертации по теме "Формирование компетенции профессионального саморазвития студентов вуза".- М.: 2009.- 29 с.

9 Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования // Рост. гос. ун-т. -Ростов-н/Д: 2001. - 23 c.

Г.О. ОРАЗБАКОВА

ОС0Ж ЖЭНЕ С0Ж АРКЫЛЫ СТУДЕНТТЕРДЩ ШЬ^АРМАШЫЛЬЩ БЕЛСЕНД1Л1Г1Н АРТТЫРУ

ТYЙiн: Ма;алада осы жогары бгшм беру кезшдеп о;ытушылардыц позициясында студенттердщ шыгармашылык; белсендШгш арттыруга, езгерктер енпзуге, студенттердщ ез бетшше жумыстары бойынша уйымдастыру миссиясы мен нэтижелерш дифференциялды багалау децгейлерi мен ма;саты, турлерь курсы бойынша белу. ТYЙiндi сездер: жогары бгшм беру реформасы, студенттердщ ез бетшше жумысы.

G.O. ORAZBAKOVA

ACTIVATION OF INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS THROUGH SRS AND SRSP

Resume: This article describes the changes in the current higher education from training to education, the position of a teacher with a presentation ready knowledge to the organization of active independent activity of students; purpose, types, distribution of courses, level differentiation in evaluating the results and the mission of the teacher in the organization of independent work of students. Keywords: reform of higher education, independent work of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.