Научная статья на тему 'Обучение современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий'

Обучение современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
546
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ / ПОСТРАДАВШИЕ / КУЛЬТУРА ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афлятунов Т. И., Аюбов Э. Н., Скубак Н. Ю., Дурнев Р. А., Хоруженко А. Ф.

В статье представлены результаты анализа опыта работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и сформулированы предложения по совершенствованию системы подготовки спасателей и обучению различных категорий населения приемам и способам оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Афлятунов Т. И., Аюбов Э. Н., Скубак Н. Ю., Дурнев Р. А., Хоруженко А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Modern Methods of Medical Care to Suffered in Traffic Accidents

In article the results of experience analyses on the traffic accident consequences liquidation is presented. Suggestions on improvement of the training system for the rescuers and offers for training dif-ferent categories of people to the methods of first aid to suffered in traffic accidents are given.

Текст научной работы на тему «Обучение современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий»

/122 Civil Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

УДК 614.8: 656.1

Обучение современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Т. И. Афлятунов, Центр культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Э.Н. Аюбов, Центр культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Н.Ю. Скубак, Центр культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Р.А. Дурнев, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

А.Ф. Хоруженко, Центр культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Аннотация

В статье представлены результаты анализа опыта работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и сформулированы предложения по совершенствованию системы подготовки спасателей и обучению различных категорий населения приемам и способам оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, ликвидация последствий, аварийно-спасательные работы, оказание первой медицинской помощи, аварийно-спасательные формирования, подготовка спасателей, пострадавшие, культура дорожной безопасности.

Teaching modern methods of medical care to suffered in traffic accidents

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

T.I. Aflyatunov, VNII GOChs E.N. Ajubov, VNII GOChs R.A. Durnev, VNII GOChs A.F. Khoruzhenko, VNII GOChs

Abstract

In article the results of experience analyses on the traffic accident consequences liquidation is presented. Suggestions on improvement of the training system for the rescuers and offers for training dif-ferent categories of people to the methods of first aid to suffered in traffic accidents are given.

Key words: traffic accident, information and telecommunication technologies, exchange of operative and management information, population education, information and education portal.

Несмотря на принимаемые меры в области обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время количество погибших и раненых, размеры материального ущерба в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) значительно не уменьшаются [1]. Статистка свидетельствует о том, что существенную часть в структуре безвозвратных потерь населения составляют пострадавшие, умирающие после ДТП до прибытия в лечебное учреждение [2]. При этом, по оценке специалистов, гибель большинства пострадавших из их числа связана с несовершенством в организации и технологии выполнения работ по ликвидации последствий ДТП [3].

Причинами этого, прежде всего, являются несогласованность действий участников ликвидации последствий ДТП, низкоэффективный механизм их взаимного оповещения и взаимодействия, нерациональные критерии вызова необходимых сил и средств.

Другая группа причин связана с недостаточным развитием нормативно-методической базы:

по технологии разборки транспортных средств, деблокированию и извлечению пострадавших из современных автомобилей, обладающих рядом конструктивных особенностей;

по порядку применения вертолетов при спасении пострадавших в ДТП [4];

по перечню медицинских мероприятий, проводимых на месте ДТП врачами и фельдшерами, спасателями МЧС России, свидетелями или участниками ДТП

[5];

по критериям типовых случаев, при которых требуется проводить разборку автомобилей.

Кроме того, к этой группе относится нерациональный состав технических средств и оборудования, не достаточное их соответствие технологическим параметрам выполнения работ.

Слабое развитие автоматизированных систем поддержки принятия решений, специализированных баз данных по оказанию помощи пострадавшим при ДТП на федеральных, территориальных и ведомственных автомобильных дорогах, железнодорожных переездах, при авариях, связанных с перевозкой опасных грузов, также отрицательно влияет на эффективность ликвидации последствий ДТП.

И, наконец, к наиболее значимой группе причин относится низкая подготовленность специалистов по вопросам оказания помощи пострадавшим при ДТП, отсутствие учебно-тренировочных комплексов для подготовки спасателей МЧС России и отработки действий сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, низкий уровень культуры дорожной безопасности населения, недостаточное количество учебно-методических и наглядно-иллюстративных материалов, мультимедийных обучающих программ, информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет. Это приводит к неквалифицированным действиям по спасению людей из поврежденного автомобиля, получению дополнительных травм головы, по-

звоночника, таза, большой потери крови, дополнительному болевому шоку.

При этом следует отметить, что такое положение характерно не только для спасателей и других специалистов по ликвидации последствий ДТП, но и для населения — участников, очевидцев, свидетелей автотранспортной аварии. Важность привлечения ресурса именно населения в процесс оказания помощи пострадавшим связан хотя бы с тем, что по статистике время ожидания прибытия специалистов на федеральных трассах, на которых происходят самые тяжелые ДТП, составляет около 40 минут. И за это время пострадавшему, на которого могут воздействовать вторичные поражающие факторы, такие как, например, тепловое воздействие и задымление от возгорания автомобиля, находящемуся в состоянии шока, истекающего кровью, безусловно, нужно немедленно оказывать первую медицинскую помощь — устранить воздействие поражающих факторов, остановить кровь, провести простейшую иммобилизацию. Поэтому крайне важным является решение проблемы повышения уровня культуры дорожной безопасности людей.

Для решения этой проблемы существует серьезный ресурс — это Единая система подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности, в рамках которой ежегодно обучается более 14 млн. школьников, около 3 млн. студентов, свыше 50 млн. человек работающего и неработающего населения, а также более 60 тысяч должностных лиц и специалистов. Использование возможностей Единой системы подготовки населения позволит при минимальных затратах ресурсов обеспечить достижение требуемого уровня теоретических и практических знаний в области обеспечения собственной безопасности, безопасности своих близких на улицах и дорогах, культуры дорожной безопасности. Кроме этого, серьезный потенциал существует и в системе обучения на курсах вождения, автошколах. Подавляющее большинство водителей обучались и обучаются именно в этих учебных заведениях.

Для эффективного использования этого ресурса необходимо:

доработать примерные программы обучения различных категорий населения с учетом тематики безопасности дорожного движения;

разработать учебно-методические и наглядно-иллюстративные материалы, мультимедийные обучающие программы, с использованием которых возможно обучение как под руководством преподавателя (инструктора), так и самостоятельно, информационно-образовательные ресурсы в сети Интернет.

Проблемы обучения спасателей вопросам оказания помощи пострадавшим в ДТП связаны, на наш взгляд, со следующим. Во-первых, опыт показывает, что в настоящее время отсутствует единая технология спасения в ДТП, и, соответственно, учебно-методические пособия по данным вопросам. Широко используемые пособия типа КЕТ, инструкции Холматро, Вебер Гидравлик и другие не учитывают особенности инструмента, стоя-

/124

^П Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ХИМИЧЕСКОИ АВАРИИ

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ

ПАМЯТКА ДЛЯ СПАСАТЕЛЕЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ СПАСЕНИЯ

ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

МОСКВА - 2007

Рис. 1. Наглядно-иллюстративные материалы

щего на оснащении спасателей, конструктивные и иные характеристики отечественного автомобильного парка. Присутствие же на дорогах зарубежных автомобилей является в настоящее время прерогативой Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Вместе с тем, появление на дорогах автомобилей с новыми усиленными конструкциями кузовов, обширным спектром современных систем безопасности также требует их учета в процессе подготовки спасателей.

Отсутствие единой учебно-методической базы подготовки спасателей (единых учебников, памяток, плакатов и т.п.) приводит к тому, что обучение этих специалистов происходит в основном «практически», на выездах, при проведении спасательных работ, в том числе и путем передачи существующего опыта и знаний. Но при этом следует учитывать, что объем такого опыта для многих аварийно-спасательных формирований суще-

ственно различается. Для московских отрядов этот опыт крайне обширен, для некоторых других — значительно меньше. Поэтому и возникает необходимость в унификации таких знаний в форме единых пособий и учебных материалов.

Кроме того, крайне важное обучение спасателей в рамках Программы первоначальной подготовки предусматривает всего 6 часов из 146 на изучение вопросов ликвидации последствий ДТП. Количество выездов спасателей именно на ДТП составляет по разным оценкам от 20 до 40% от общего количества выездов. В рамках двухчасового группового занятия и четырехчасового практического не предусмотрена детализация изучения отдельных технологических операций процесса спасения пострадавших в ДТП, не отражены вопросы извлечения пострадавших после их деблокирования (обеспечения доступа к ним).

Сайт!

Данное обучение проходит в УМЦ ГОЧС, и при этом, как показывают проверки, практически полностью отсутствуют необходимые учебно-методические и наглядно-иллюстративные материалы по этим вопросам; в качестве натурных образцов учебно -материальной базы используются имеющиеся в наличии поврежденные автомобили. Характер повреждений этих автомобилей не позволяет отрабатывать наиболее востребованные операции технологического процесса спасения пострадавших.

Таким образом, анализ состояния процесса обучения спасателей МЧС России и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, а также населения свидетельствует о необходимости разработки целого учебно-методического комплекса.

Для этого в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» выполняется ряд научно-исследовательских работ. В НИР «Проведение научных исследований в области разработки учебно-методических пособий и комплектов плакатов по технологии ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» выполнен анализ опыта работ по ликвидации последствий ДТП в различных регионах страны, сформированы предложения по совершенствованию системы обучения специалистов, оптимизации структуры и содержания учебно-методической базы, в том числе по улучшению наглядно-иллюстративных материалов, разработан проект оригинал-макета комплекта плакатов по организации и технологии ликвидации последствий ДТП, подготовлен проект учебно-методического пособия для преподавателей учебно-тренировочных комплексов по курсу «Технология ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».

Материалы заключительного отчета о НИР «Проведение научных исследований в области обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий» содержат проекты учебного пособия для населения по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, учебника для подготовки спасателей по технологиям спасения пострадавших в ДТП, методического пособия для подготовки спасателей на учебно-тренировочных комплексах МЧС России, оригинал-макет памятки и плакатов для подготовки спасателей и обучения различных категорий населения оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

Наглядно-иллюстративные материалы, разработанные в рамках этих работ, приведены на рис. 1, 2.

Использование созданной продукции позволит существенно повысить подготовленность населения и специалистов по вопросам оказания помощи, пострадавшим в ДТП и будет являться фактором повышения эффективности работ по ликвидации последствий ДТП.

Повышение уровня безопасности дорожного движения

ооласти оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП

Сайт для сотовых телефонов в области оказания помощи пострадавшим в ДТП

щ EjjyP TD

в 1 1 1

1 .F"

S ■■ " ........... ■

Мультимедийное учебное пособие в области оказания помощи по с

Компьютерный тренажер дня отработки технологии

НЖШ^П

Компьютерная обучающая играв области оказания ждавшим в

Рис. 2. Выходные результаты работ 2008 года, проводимых в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения 2006-2012 годах»

Литература

1. Официальный сайт ГИБДД МВД России http://www. gibdd.ru/news/main/?20090113_report.

2. С.Ф. Гончаров, В.В. Рябинкин, Е.П. Макаров. Виды медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, при дорожно-транспортных и других происшествиях// Медицина катастроф № 2 (62) 2008.

3. Отчет о НИР «Проведение научных исследований в области обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий», п. 1.11 ФЦП «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» на 2008 год. — М.: ООО «е-Стаил Инжиниринг», 2008.

4. Власенко В.Ф., Крюков В.И., Науменко К.В. Проблемы авиамедицинской эвакуации пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях // Медицина катастроф, № 2 (62), 2008.

5. С.Ф. Гончаров, В.В. Рябинкин, Е.П. Макаров. Виды медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, при дорожно-транспортных и других происшествиях // Медицина катастроф № 2(62) 2008.

Сведения об авторах_

Т.И. Афлятунов: научный сотрудник Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Э.Н. Аюбов: начальник Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к. т. н.

Н.Ю. Скубак: научный сотрудник Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Р.А. Дурнев: заместитель начальника ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. т. н.

А.Ф. Хоруженко: главный научный сотрудник Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. м. н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.