УДК 37.022
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ ванные методы преподавания ОБЖ в свете новой Кон-
„ цепции // Научно-методический электронный журнал
Нау4н0-методическии «Калининградский вестник образования». - 2020. -
электронный журнал № 2 (6) / июль. - С. 55-62. - URL: https://koirojournal.
ru/realises/g2020/3jul2020/kvo207/
Фадейкина Екатерина Александровна | [email protected]
Специалист по учебно-методической работе кафедры педагогики и психологии
Калининградский областной институт развития образования Калининград,Россия
Актуальные практико-ориентированные методы преподавания ОБЖ в свете новой Концепции
Аннотация. В статье проанализирована роль практико-ориентированных методов в структуре новой Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. На примере активных методов обучения, таких как ролевое моделирование, игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, кейс-технологии и имитационные упражнения, рассмотрены некоторые актуальные практико-ориен-тированные подходы, применимые на всех уровнях образования.
Ключевые слова: концепция преподавания ОБЖ, учитель ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности, безопасность жизнедеятельности, методика преподавания ОБЖ, активные методы обучения.
В 2018 году в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, была утверждена новая Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» (далее — Концепция), целью которой является обеспечение условий качественного развития предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — ОБЖ) [4].
В задачах Концепции повышается значимость не только практических занятий на уроках ОБЖ, но и практико-ориен-тированного обучения в целом. Именно такой тип обучения направлен на комплексное развитие личностного потенциала обучающихся. В первую очередь это проявляется в совершенствовании психологических качеств личности, таких как внимание, мышление, воля, целеустремленность, способность к мотивации и потребность в саморазвитии. Во-вторых, урок ОБЖ является эффективной отработкой навыков безопасного решения бытовых ситуаций, с которыми обучающиеся сталкиваются ежедневно, и способствует приобретению практического опыта безопасного поведения при столкновении с экстремальными и чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального происхождения [Там же].
УДК 37.022
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ ванные методы преподавания ОБЖ в свете новой Кон-
„ цепции // Научно-методический электронный журнал
Нау4н0-методическии «Калининградский вестник образования». - 2020. -
электронный журнал № 2 (6) / июль. - С. 55-62. - URL: https://koirojournal.
ru/realises/g2020/3jul2020/kvo207/
Важность приобретения обучающимися практико-ориентированных компетенций неоднократно упоминается в задачах Концепции и прослеживается на всех уровнях образования начиная с начальной школы, где закладываются основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности и вырабатываются первые практические навыки безопасного типа поведения, предусмотренные программой раздела «Правила безопасной жизни», изучаемого в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Особая роль отводится дополнительному образованию, учебные программы которого должны способствовать углубленному изучению ОБЖ.
На уровне среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по профилю «безопасность жизнедеятельности» также повышается значимость применения практических методов как в процессе подготовки самих специалистов с целью формирования практико-ориентированных компетенций, так и в процессе их обучения практико-ориентиро-ванной методике преподавания ОБЖ.
Российское образование традиционно строилось на принципе деятельностного
подхода в соответствии с дидактической триадой «знания — умения — навыки» (далее — ЗУН), где основной упор ставился именно на приобретении знаний. Считалось, что умения и навыки формируются в процессе получения знаний. Однако для того, чтобы знания перешли на уровень умений, они должны иметь не только теоретическую, но и практическую составляющую, которая станет основой для формирования навыка. Чтобы обучающийся смог воспользоваться навыками, полученными во время практических занятий, он должен иметь опыт их применения в соответствующих ситуациях — стрессовых, опасных, экстремальных, чрезвычайных — или искусственно созданных условиях, приближенных к ним. И. В. Жуланова отмечает, что именно наличие опыта деятельности определяет готовность личности к определенным действиям на основе имеющихся ЗУН [2]. Таким образом, в практико-ориентированном обучении мы имеем дело не просто с деятельностным, а с деятельностно-компетентностным подходом, в котором традиционная триада дополняется новой дидактической единицей — опытом деятельности или, иными словами, компетентностью. Схема отображена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Схема деятельностно-компетентностного подхода (ЗУНК)
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Фадейкина Е. А. Актуальные практико-ориентиро-ванные методы преподавания ОБЖ в свете новой Концепции //Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 55-62. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo207/
Практико-ориентированное обучение в рамках преподавания курса ОБЖ, согласно Концепции, будет реализовано в нескольких основных направлениях:
- практико-ориентированные занятия на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- практико-ориентированные занятия во время внеурочной деятельности.
А. В. Старостенко провел ряд исследований, в которых было выявлено, что среди всех возрастных групп обучающихся в среднем 56,5 % опрошенных отдают предпочтение практическим занятиям по ОБЖ. Автор отмечает, что в старших классах существенно повышается интерес к предмету и осознание необходимости приобретения практических навыков. Так, соотношение учащихся, интересующихся предметом, меняется с 30 % в 5-х классах до 86 % в 10-11 классах [5].
В качестве актуальных методов, отвечающих требованиям практико-ориентиро-ванного подхода, можно рассматривать активные методы обучения или методы активного обучения. Далее будем называть их АМО. Они объединяют целый комплекс разнообразных приемов и технологий, в основе которых заложен принцип создания у обучающихся активной мотивации к мыслительной, исследовательской и практической деятельности в процессе обучения на курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». При использовании АМО на смену репродуктивному характеру обучения приходит активное участие школьников в образовательном процессе, что позволяет применять эти методы для
закрепления практических навыков поведения в стрессовых, опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, и как итог — для формирования культуры безопасности жизнедеятельности в целом.
Анализ литературных источников показал, что авторы используют разные схемы АМО. Так, С. В. Абрамова отмечает, что наиболее полную систему классификации АМО дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные группы, которые отображены на рисунке 2. Группа неимитационных АМО подразумевает отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Группа имитационных АМО обязательно включает наличие модели изучаемого процесса, что, по сути, является моделированием.
М. Новик разделяет имитационные АМО на игровые, подразумевающие наличие сюжетных линий и ролей, в соответствии с которыми распределяются обучающиеся, и неигровые, включающие решение задач и прохождение обучения в формате практических заданий. К игровым относятся методы, при реализации которых школьники должны принимать на себя определенную роль. М. Новик отмечает высокую эффективность именно игровых АМО, благодаря которым у школьников появляется возможность окунуться в моделируемую реальность и на собственном опыте прожить ситуацию [1]. Таким образом, существенно возрастает роль применения игровых методов, в том числе электронных дидактических игр, виртуальных, настольных психологических, стратегических и бизнес-игр.
УДК 37.022
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ ванные методы преподавания ОБЖ в свете новой Кон-
„ цепции // Научно-методический электронный журнал
Нау4н0-методическии «Калининградский вестник образования». - 2020. -
электронный журнал № 2 (6) / июль. - С. 55-62. - URL: https://koirojournal.
ru/realises/g2020/3jul2020/kvo207/
Рисунок 2 — Классификация активных методов предметного обучения
по М. Новик [1, с. 84]
Особое значение имеет метод разыгрывания ролей (сюжетно-ролевая игра или ролевое моделирование). Основной особенностью сюжетно-ролевой игры в процессе преподавания ОБЖ является то, что такая игра носит характер моделирования опасных и экстремальных ситуаций.
В зависимости от места проведения ролевые игры бывают:
1. Полигонные (полевые) — проводятся в условиях стационарного похода, похода выходного дня или однодневного выезда на природу.
2. Городские ролевые игры — проводятся в городских условиях или на
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Фадейкина Е. А. Актуальные практико-ориентиро-ванные методы преподавания ОБЖ в свете новой Концепции //Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 55-62. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo207/
природе в черте города с применением квест-технологий. 3. Кабинетные — игры проводятся в помещении. Это может быть школа или детский клуб. Именно этот тип игр лучше всего подходит для проведения в условиях школы.
Организация ролевого моделирования может проходить при участии ресурсов подразделений МЧС, МВД, психологических центров, общественных организаций и инициативных групп, связанных с безопасностью, например, таких, как школа детской безопасности «Стоп угроза», поисково-спасательный отряд «Запад». Примером моделирования опасных ситуаций может быть эвакуация из горящего здания, эвакуация из автобуса, где обнаружено подозрительное устройство, действия при землетрясении или при угрозе террористического акта.
Ролевая игра обладает мощным образовательным потенциалом. Она позволяет моделировать не только процессы, благодаря которым выявляются нежелательные модели поведения обучающихся, но и способствует развитию необходимых качеств и навыков безопасного типа поведения. Любое действие в процессе ролевой игры проживается в реальности и становится частью опыта, а значит, формирует необходимую компетентность.
Среди игровых АМО также можно выделить метод игрового проектирования. Он включает в себя исследовательскую
проектную деятельность, социальное проектирование, творческое и другие типы проектов. Школьный проект может осуществляться в игровой форме либо предлагаться в качестве домашнего задания. Отличительной особенностью этого метода является наличие проблемы, варианты решения которой разрабатываются в процессе проектирования. Проблема может быть как гипотетической, так и настоящей. Элементом игры в данном случае может послужить распределение школьников по ролям на этапе реализации проекта или при его подготовке. Примерными темами для проекта могут быть, к примеру, такие: «Безопасная дорога от дома до школы», «Опасности моего города», «Природные опасности региона», «Опасности моего дома» и т. д. Тема проекта подбирается в соответствии с возрастом и тематическим планированием [3].
Среди неигровых методов следует выделить анализ конкретных ситуаций (АКС), решение ситуационных задач (СЗ) и case-study.
Анализ конкретных ситуаций (АКС) — один из наиболее эффективных АМО, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся, который предполагает использование набора определенных теоретических и практических ситуаций, однажды сложившихся и имевших определенные последствия либо смоделированных учителем таким образом, что обучающимся необходимо найти способы их разрешения, основываясь на
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Фадейкина Е. А. Актуальные практико-ориентиро-ванные методы преподавания ОБЖ в свете новой Концепции //Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. - С. 55-62. - URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo207/
собственных знаниях, приобретенных в процессе обучения, а также на опыте, полученном в результате практических занятий. В ходе анализа школьники определяют причины, последствия и другие характеристики происшедшего в зависимости от ситуации.
Сase-study, или кейс-задания — разновидность метода АКС. Суть его в том, что обучающиеся действуют в команде и анализируют определенную ситуацию. Как правило, кейсы (проблемные ситуации) имеют несколько вариантов решений и заранее известные последствия.
Принято выделять три типа кейсов:
1) обучающие кейсы учат оценивать угрозу и по возможности избегать опасные и чрезвычайные ситуации;
2) практические кейсы учат применять знания, навыки и опыт в условиях столкновения с опасными и чрезвычайными ситуациями;
3) научно-исследовательские кейсы изучают закономерности и процессы в области безопасности жизнедеятельности.
Еще одной разновидностью метода АКС является решение ситуационных задач (СЗ]. Данный метод напоминает кейс-задания, отличительной особенностью его является то, что задача может быть индивидуальной, иметь только один верный вариант. В отличие от обычного анализа обучающийся должен не просто проанализировать ситуацию, но и принять связанное с ней самостоятельное решение.
В процессе применения любых методов АКС обучающиеся действуют так же, как делали бы это в реальной жизни. Совершая ошибки, они сами понимают, что их привычные реакции и модель поведения оказываются малоэффективными или вовсе неверными, и отвергают их как непродуктивные. Взамен отвергнутых моделей формируется новая система приемов и способов работы.
Не менее важное значение среди неигровых АМО имеют имитационные упражнения. Помимо обычных практических занятий, связанных с отработкой навыков, к этой группе АМО относятся интерактивные тренажерные системы, симуляторы, медицинские манекены-тренажеры, фантомы и коммуникативные тренажеры, ТСО, которые позволяют готовить школьников к выполнению конкретных действий в определенных ситуациях. Таким образом, удается в разы повысить общий уровень усвоения знаний и закрепить их практическое применение.
Большое внимание в Концепции уделено формированию практико-ориенти-рованных компетенций, которое должно осуществляться в тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Наиболее эффективный способ отработки практических умений, учитывающий принцип метапредметности, — это полевые выезды.
К этой группе можно отнести следующие мероприятия:
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Фадейкина Е. А. Актуальные практико-ориентиро-ванные методы преподавания ОБЖ в свете новой Концепции //Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 55-62. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo207/
- учебные военные сборы на базе войсковых частей и военно-спортивные игры в полевых условиях, в процессе которых происходит закрепление навыков начальной военной подготовки;
- туристско-краеведческие и патриотические слеты, в процессе которых происходит закрепление навыков пребывания в природных условиях, отработка туристских навыков и правил безопасности в природной среде, полученных в период проведения походов и экскурсий;
- соревнования «Школа Безопасности», позволяющие отработать не только практические навыки пребывания в автономных условиях, но и навыки пребывания в условиях, приближенных к экстремальным;
- сюжетно-ролевые игры, тематика которых имеет отношение к закреплению техники безопасности пребывания в природной среде или практических навыков из программы курса.
Важное практическое значение имеет участие школьников в детско-юношеских движениях и объединениях по профилю «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Юные инспектора дорожного движения», «Юные спасатели», «Юные пожарные», «Юные туристы», «Юные поисковики», «Юные защитники отечества», «Юные экологи», а также участие обучающихся во Всероссийских олимпиадах.
Таким образом, практико-ориентиро-ванное обучение по ОБЖ предполагает
разработку определенной структуры, которая обеспечит тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности с систематическим и последовательным развитием прикладного аспекта предмета. Являясь широким междисциплинарным комплексом, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет использовать большой спектр тематики, охватывая обширную область по разным дисциплинам, таким как экология, биология, география, химия, информатика, психология и т. д., и трансформировать знания в опыт, реализуя принцип дея-тельностно-компетентностного подхода.
Список литературы
1. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. — Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012.
— 244 с.
2. Жуланова, И. В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в вузе / И. В. Жуланова. — Волгоград: ВГПУ, 2005. — 198 с.
3. Зуев, А. М. Наиболее актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС [Электронный ресурс] / А. М. Зуев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.
— 2014. — № 5 (21). — URL: https:// cyberlenmka.ru/article/n/naibolee-aktualnye-problemy-prepodavaniya-predmeta-obzh-v-svete-trebovaniy-fgos (дата обращения: 25.02.2020).
4. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности
УДК 37.022
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Фадейкина Е. А. Актуальные практико-ориентиро-ванные методы преподавания ОБЖ в свете новой Концепции //Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 55-62. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo207/
жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная 24 декабря 2018 года Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/obzh/normativnye-dokumenty/ koncepda-prepodavania-obzh.html (дата обращения: 03.06.2020).
5. Старостенко, А. В. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: Учебное пособие / А. В. Старостенко [и др.]. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 90 с.
Ekaterina А. Fadeykina
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Relevant practice-oriented methods of teaching Life-skills Education according to the new Concept
Abstract. The article analyzes the role of practice-oriented methods in the structure of the new Concept of teaching Life-skills Education in educational organizations implementing General education programs. Some of the actual practice-oriented approaches of teaching suitable for all levels of education are considered in the article, such as role play, game projects, analysis of specific situations, situation solving tasks, case study, and imitation exercises.
Keywords: concept of teaching Life-skills Education, teacher of Life-skills Education, basics of Life-skills education, Life-skills Education, methodology of teaching Life-skills Education, active learning methods.