Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук Крупа Вячеслав Владиславович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СКВОЗНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье представлено описание требований цифровой экономики к современному обществу. Обоснован переход профессионального образования но новый путь развития. Предложен пилотный проект сквозного образования, который отвечает требованиям цифровой среды, может быть транслирован на другие области цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика, сквозное образование сквозные технологии, профессиональное образование, непрерывное образование, национальная технологическая инициатива, цифровая среда, пилотный проект.
Annotation. The article describes the requirements of the digital economy to the modern society. The transition of vocational education is justified, but a new path of development. A pilot project of through education, which meets the requirements of the digital environment, can be translated to other areas of the digital economy.
Keywords: digital economy, through education, through technology, professional education, national technology initiative, digital environment, pilot project.
Введение. Распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
Целями Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выступают:
- создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
- создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;
- повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом [4].
Изложение основного материала статьи. Цифровая экономика представлена следующими уровнями, которые в тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:
- рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);
- платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);
- среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.
Эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, которая сфокусирована на следующих уровнях цифровой экономики - базовых направлениях, определяя цели и задачи развития:
- ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов);
- основных инфраструктурных элементов цифровой экономики (информационная инфраструктура, информационная безопасность).
При этом каждое из направлений развития цифровой среды и ключевых институтов учитывает поддержку развития как уже существующих условий для возникновения прорывных и перспективных сквозных цифровых платформ и технологий, так и создание условий для возникновения новых платформ и технологий. Основными сквозными цифровыми технологиями, являются:
- большие данные;
- нейротехнологии и искусственный интеллект;
- системы распределенного реестра;
- квантовые технологии;
- новые производственные технологии;
- промышленный интернет;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- технологии беспроводной связи;
- технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» учитывает и комплексно дополняет цели и задачи, реализуемые в рамках Национальной технологической инициативы и принятых документов стратегического планирования, в том числе отраслевых актов, в частности прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы, а также документов Евразийского экономического союза.
Реализация Программы «Цифровая Экономика Российской Федерации» требует тесного взаимодействия государства, бизнеса и образования, так как основным результатом ее реализации должно стать создание национальных компаний-лидеров - высокотехнологичных предприятий, развивающих "сквозные" технологии и управляющих цифровыми платформами, которые работают на глобальном рынке и формируют вокруг себя систему "стартапов", исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающую развитие цифровой экономики.
В связи с переходом на цифровую экономику перед профессиональным образованием ставятся не простые задачи. Особое внимание следует уделить сквозным технологиям, начиная с общего образования, дополнительного образования и заканчивая средним и высшим образованием.
Приволжским проектным офисом Маринет Национальной технологической инициативы был разработан пилотный проект сквозного профессионального образования, цель которого: обеспечение текущих и перспективных потребностей рынка Маринет Приволжского региона в профессиональных кадрах высокой квалификации, создание условий для развития сквозного профессионального образования.
Маринет - рынок морских интеллектуальных систем. В морской отрасли, в ближайшие 10-20 лет в ней произойдут кардинальные изменения, связанные с широким проникновением инфокоммуникационных технологий и развитием технологий освоения ресурсов океана. Поэтому в центре «дорожной карты» МариНэт - три связанных между собой сегмента, где в ближайшие десятилетия произойдут радикальные изменения, которые сделают возможным достижение российскими компаниями лидерства в этих областях. Это Цифровая навигация, инновационное судостроение и освоение ресурсов океана [9].
Текущая ситуация судостроительной отрасли в регионах Приволжья, включая Нижегородскую, Ярославскую и другие области предполагает диверсификацию производства, переход на выпуск гражданской продукции. В этой ситуации апробация компетентностного проектно-ориентированного подхода к обучению специалистов на условиях «пилотности» и применительно к рынку Маринет представляется наиболее правильным.
Для реализации пилотного проекта сквозного профессионального образования были поставлены следующие задачи:
- Создание единого образовательного пространства с новым содержание и технологиями обучения, соответствующим требованиям цифровой экономики;
- Внедрение единой системы преемственного непрерывного образования детей от 6 лет до специалистов высшей категории в соответствии с основными направлениями дорожной карты Маринет.
Образовательные программы Сквозного образования по направлению Маринет включают: е-Навигация:
- электронные картографические навигационно-информационные системы;
- системы управления движением судов. Технологии освоения ресурсов океана:
- новые технологии разведки и морской добычи углеводородов;
- электростанции, использующие возобновляемую энергию океана;
- подводные технологии (от картографирования морского дна до подводной робототехники). Инновационное судостроение:
- морские средства транспортировки различных грузов и средства обеспечения судоходства в арктических условиях в т.ч. суда ледового класса и суда с атомными энергоустановками;
- морские и речные средства пассажирских перевозок малой и средней вместимости, обеспечивающие круглогодичную транспортную доступность в арктических условиях;
- прибрежная локальная энергетика на возобновляемых принципах для энергообеспечения населенных пунктов, промышленных установок функционирующих в условиях Арктики;
- флот добычи биологических морских ресурсов.
В пилотном проекте задействованы следующие учебные заведения и научные организации: Высшие учебные заведения и научные организации Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева,
Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, Волжский государственный университет водного транспорта, Российский федеральный ядерный центр,
Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики и др.
Учреждения среднего образования:
Нижегородское речное училище имени И. П. Кулибина,
Рыбинское речное училище имени В. И. Калашникова и др.
Учреждения детского дополнительного образования:
Нижегородское детское речное пароходство,
Нижегородский Морской Клуб,
Яхтенная школа «ПАРУС» при НГТУ,
Ярославский детский морской центр имени адмирала Ф. Ф. Ушакова.
В рамках создающегося в Нижегородской области судостроительного кластера одним из важнейших пунктов является обеспечение мегапроектов квалифицированными кадрами, имеющих опыт работы в
проектных командах и ставится задача на примере кластера применить технологии цифровизации образовательных и трудовых траекторий.
Участники судостроительного кластера своим внебюджетным финансированием готовы поддержать проект, в результате создания и деятельности которого будет обеспечены кадровые потребности абсолютно всех участников по всем направлениям «дорожной карты» Маринет.
Результатами проекта сквозного профессионального образования являются:
- создан действующий государственно-общественный институт профориентации и приобретения профессии в соответствии с потребностями рынка Маринет;
- внедрена политика органичного взаимодействия предприятий и учреждений, гибко и качественно реализующих функцию формирования знаний, умений и навыков индивида;
- разработан комплекс действенных механизмов, рычагов и стимулов, способствующих постоянному пополнению экономики профессионально компетентными специалистами различного уровня квалификации на всех уровнях образования реализуется персонализация, гибкое проектирование и соединение различных образовательных и трудовых траекторий;
- выявление проектных лидеров.
Показатели результативности проекта следующие:
Охват детей по дополнительному образованию по направлению Маринет - 5000 чел. в год к 2020 г.
Подготовка по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, соответствующим современным стандартам и передовым технологиям - 1000 чел. в год к 2020 г.
Подготовка инновационных кадров в интересах рынка Маринет до 500 чел. в год к 2020 г.
Выводы. При достижении поставленных результатов, полученный опыт может быть транслирован во всех существующих и возникающих «Нетах» национальной технологической инициативы.
Реализация проекта «Сквозное образование», направлено на создание на условиях государственно-частного партнерства современной, не зависимой от принадлежности к бюджету региона образовательной инфраструктуры и осуществления проектно-ориентированного компетентностного подхода к подготовке кадров позволит стимулировать подрастающее поколение на решение стратегических задач, стоящих перед цифровой экономикой Российской Федерации и направлена на обеспечение перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков.
Литература:
1. Быстрова Н.В., Яров Р.Б. Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина - 2018.
2. Гущин А.В. Особенности развития информационно-технологического обеспечения электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2016.
3. Лысикова М.А., Быстрова Н.В. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015.
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года №1632-р.
5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период 2017 - 2030 года.
6. Петров А.Ю, Васильева Н.В., Филатова О.Н. Дуальная система в профессиональном образовании при сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организации и предприятия. Нижний Новгород 2018.
7. Филатова О.Н., Васильева Н.В., Фирсов М.В. Профессиональное образование в контексте цифровой экономики РФ. Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2018.
8. Филатова О.Н., Прохорова М.П., Молькова Е.Ю. Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессионального стандарта. Ялта, 2018.
9. marinet.org рабочая группа Национальной технологической инициативы.
Педагогика
УДК 378.147
старший преподаватель Филимоненкова Татьяна Николаевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ РОЛЬ В СМАРТ-ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматривается понятие смарт-образования, его концептуальные основы и электронное обучение (eLearning) и его основная составляющая - электронные образовательные ресурсы как одна из технологий смарт-обучения. В статье приводится опыт разработки электронного образовательного ресурса «Курс Интернет-программирование» на базе обучающей платформы Moodle системы дистанционного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского в г. Ялте.
Ключевые слова: смарт-образование, электронное обучение, электронный образовательный ресурс, обучающая платформа Moodle.
Annotation. The article discusses the concept of smart education, its conceptual basics, e-learning and its main component - electronic educational resources as one of the smart learning technologies. The article presents the experience of developing an electronic educational resource "Course Internet programming" on the basis of the Moodle learning platform of the distance education system at the Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in the city of Yalta.