Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы и их роль в смарт-образовании'

Электронные образовательные ресурсы и их роль в смарт-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАРТ-ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ОБУЧАЮЩАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE / SMART EDUCATION / E-LEARNING / E-LEARNING RESOURCE / LEARNING PLATFORM MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимоненкова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается понятие смарт-образования, его концептуальные основы и электронное обучение (eLearning) и его основная составляющая электронные образовательные ресурсы как одна из технологий смарт-обучения. В статье приводится опыт разработки электронного образовательного ресурса «Курс Интернет-программирование» на базе обучающей платформы Moodle системы дистанционного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского в г. Ялте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AND THEIR ROLE IN SMART-EDUCATION

The article discusses the concept of smart education, its conceptual basics, e-learning and its main component electronic educational resources as one of the smart learning technologies. The article presents the experience of developing an electronic educational resource "Course Internet programming" on the basis of the Moodle learning platform of the distance education system at the Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in the city of Yalta.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы и их роль в смарт-образовании»

проектных командах и ставится задача на примере кластера применить технологии цифровизации образовательных и трудовых траекторий.

Участники судостроительного кластера своим внебюджетным финансированием готовы поддержать проект, в результате создания и деятельности которого будет обеспечены кадровые потребности абсолютно всех участников по всем направлениям «дорожной карты» Маринет.

Результатами проекта сквозного профессионального образования являются:

- создан действующий государственно-общественный институт профориентации и приобретения профессии в соответствии с потребностями рынка Маринет;

- внедрена политика органичного взаимодействия предприятий и учреждений, гибко и качественно реализующих функцию формирования знаний, умений и навыков индивида;

- разработан комплекс действенных механизмов, рычагов и стимулов, способствующих постоянному пополнению экономики профессионально компетентными специалистами различного уровня квалификации на всех уровнях образования реализуется персонализация, гибкое проектирование и соединение различных образовательных и трудовых траекторий;

- выявление проектных лидеров.

Показатели результативности проекта следующие:

Охват детей по дополнительному образованию по направлению Маринет - 5000 чел. в год к 2020 г.

Подготовка по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, соответствующим современным стандартам и передовым технологиям - 1000 чел. в год к 2020 г.

Подготовка инновационных кадров в интересах рынка Маринет до 500 чел. в год к 2020 г.

Выводы. При достижении поставленных результатов, полученный опыт может быть транслирован во всех существующих и возникающих «Нетах» национальной технологической инициативы.

Реализация проекта «Сквозное образование», направлено на создание на условиях государственно-частного партнерства современной, не зависимой от принадлежности к бюджету региона образовательной инфраструктуры и осуществления проектно-ориентированного компетентностного подхода к подготовке кадров позволит стимулировать подрастающее поколение на решение стратегических задач, стоящих перед цифровой экономикой Российской Федерации и направлена на обеспечение перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Яров Р.Б. Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина - 2018.

2. Гущин А.В. Особенности развития информационно-технологического обеспечения электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2016.

3. Лысикова М.А., Быстрова Н.В. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015.

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года №1632-р.

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период 2017 - 2030 года.

6. Петров А.Ю, Васильева Н.В., Филатова О.Н. Дуальная система в профессиональном образовании при сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организации и предприятия. Нижний Новгород 2018.

7. Филатова О.Н., Васильева Н.В., Фирсов М.В. Профессиональное образование в контексте цифровой экономики РФ. Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2018.

8. Филатова О.Н., Прохорова М.П., Молькова Е.Ю. Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессионального стандарта. Ялта, 2018.

9. marinet.org рабочая группа Национальной технологической инициативы.

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Филимоненкова Татьяна Николаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ РОЛЬ В СМАРТ-ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается понятие смарт-образования, его концептуальные основы и электронное обучение (eLearning) и его основная составляющая - электронные образовательные ресурсы как одна из технологий смарт-обучения. В статье приводится опыт разработки электронного образовательного ресурса «Курс Интернет-программирование» на базе обучающей платформы Moodle системы дистанционного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского в г. Ялте.

Ключевые слова: смарт-образование, электронное обучение, электронный образовательный ресурс, обучающая платформа Moodle.

Annotation. The article discusses the concept of smart education, its conceptual basics, e-learning and its main component - electronic educational resources as one of the smart learning technologies. The article presents the experience of developing an electronic educational resource "Course Internet programming" on the basis of the Moodle learning platform of the distance education system at the Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in the city of Yalta.

Keywords: smart education, e-learning, e-learning resource, learning platform Moodle.

Введение. Переход к новому социально-экономическому и технологическому укладу, который определяется как постиндустриальный, реализация программы «Цифровая экономика», и в частности, ее направления «Кадры и образование» создают новые реалии и ставят новые вызовы системе подготовки кадров и всей системе образования в целом [1]. Сложившаяся система классно-урочного образования, теоретическое обоснование которой дал Ян Амос Коменский еще в XVII веке, уже не отвечает требованиям времени. В последние десятилетия благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий значительно изменилась не только учебная среда - среда знаний, но и требования к формированию компетенций специалистов, которые впоследствии поступают на рынок труда. Можно утверждать, что происходит трансформация высшего образования с помощью информационных технологий. Новая задача для высшей школы заключается в интеграции студентов в новую среду знаний, предоставив им доступ к новым знаниям и технологиям. Образовательная парадигма меняется от традиционной модели классно-урочного обучения через электронное обучение до интеллектуального образования или смарт-образования.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является рассмотрение опыта разработки электронного образовательного ресурса - «Курс по дисциплине Интернет программирование» на базе обучающей платформы Moodle системы дистанционного образования Гуманитарно-педагогической академии.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время нет четкого и единого определения понятию смарт-образования. В литературе и других источниках встречаются так же термины «умное образование», «интеллектуальное образование». Однозначно можно утверждать, что смарт-образование представляет собой преобразование традиционного способа педагогики в современные методы с использованием информационных и коммуникационных технологий. Умное образование - это концепция, которая предполагает всестороннюю модернизацию всего учебного процесса включая и методы, используемые в этом процессе. Подходы к образованию должны быть полностью пересмотрены как по содержанию, так и по методам обучения, в том числе и методам управления знаниями.

Рассмотрим подробнее понятие смарт-образование и его концептуальные основы. Слово «смарт» (smart), что в переводе с англ. означает «умный», широко используется сегодня в окружающем нас мире: смарт-доска, смарт-проектор, смарт-учебник, наконец, наиболее популярное - смартфон. От этого слова произошли и активно внедрились в нашу действительности такие понятия, как «умный дом», «умный город», «умный университет». В статье [2] приводится следующее определение:

«Смарт - это свойство системы или процесса, которое проявляется во взаимодействии с окружающей средой, и наделяет систему и\или процесс способностью к:

- незамедлительному реагированию на изменения во внешней среде;

- адаптации к трансформирующимся условиям;

- самостоятельному развитию и самоконтролю;

- эффективному достижению результата».

Таким образом, можно сделать вывод, что в свойстве «смарт» ключевым является способность реагировать на изменения во внешней среде и способность взаимодействовать с окружающей средой. Это свойство может быть применимо не только к таким объектам как дом, город, но и к процессу образования, более того оно становится наиболее востребованным именно в современном социальном развитии и в образовании. В качестве новой образовательной парадигмы смарт-образование опирается на инновационные разработки IT-индустрии, «умные» устройства, интеллектуальные технологии. Например, с развитием мобильной связи и беспроводного интернета, процесс обучения из традиционного статического становится мобильным - обучение может происходить в любом месте и в любое время. В образовательный процесс включаются и такие интеллектуальные технологии как облачные вычисления (cloud computing), большие данные (big data), интернет вещей (IoT).

Работы в этом направлении активно ведутся во многих странах мира в том числе и Российской Федерации.

В качестве примера можно привести следующее. В Казанском федеральном университете в 2017 году открылась лаборатория Smart Education, в миссию которой входит продвижение и внедрение концепции смарт-университета - Smart University - в высшем образовании, лаборатория занимается созданием и апробацией новых образовательных моделей, форматов и технологий в области ИТ-образования [3]. В программу «Умный университет» включились и многие другие высшие учебные заведения.

Большое значение в смарт-образовании имеет накопленный опыт электронного обучения (eLearning). Открытые образовательные ресурсы и бесплатные массовые открытые онлайн курсы (Massive Open Online Courses - MOOCs), которые предоставляются многими вузами через такие системы дистанционного образования как Coursera, edX, Udacity в настоящее время дополняют и расширяют возможности классического вузовского образования и будут являться одной из технологий смарт-обучения. Именно электронное обучение помогает решить ряд задач по адаптации образовательных заведений и всей образовательной системы в целом к произошедшим за последние годы изменениям, таким как дистанционное образование, индивидуальные траектории обучения и др. Электронное обучение как средство ведения образовательного процесса будет использоваться при формировании смарт-образования.

С точки зрения информационных технологий электронное обучение должно обеспечивать не только перенос обучающих материалов (лекции, практики, тесты) в онлайн, но и обеспечивать следующие сервисы: аутентификацию и авторизацию пользователей, интеграцию с базами данных, контроль доступа, распределение ролей, коммуникацию между пользователями в виде рассылок, форумов, вебинаров и видеоконференций. Неотъемлемой частью eLearning является хранение и анализ результатов обучения, обмен данными с внешними источниками, поддержка взаимодействия с внешними клиентами.

Всем этим требованиям отвечает Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) -открытая обучающая платформа [4]. Эта платформа включает такие возможности как создание и хранение обучающих материалов, которые могут быть представлены не только в текстовом формате, но и включать любые интерактивные ресурсы в виде ссылок на любые материалы сети интернет, включая видеоролики. Данные материалы можно организовать в виде гиперссылок или прямого включения в курс. Доступ к ресурсам платформы Moodle осуществляется через интернет, что обеспечивает свободу выбора места и времени для обучающегося. Обучение в системе может осуществляться асинхронно, когда каждый

обучающийся изучает материал в собственном темпе. Одной из сильных сторон Moodle являются широкие возможности для коммуникации: форумы с возможностью прикрепления файлов, личные сообщения, комментарии преподавателя или обсуждение в чате в режиме реального времени. Система контроля Moodle позволяет оценить качество обучения, поскольку дает возможность создавать и хранить портфолио каждого обучающегося, включая все сданные им работы, оценки, комментарии и сообщения в форуме. Активность студента, время их учебной работы в системе, которое тоже можно контролировать, является своеобразным аналогом учета посещаемости в очном обучении.

Однако, для того, чтобы обучающая платформа Moodle стала действительно эффективным инструментом электронного обучения, после ее установки необходима организация бизнес-процессов, от которых зависит успех проекта. К таким процессам относится прежде всего регистрация, обновление и удаление пользователей с установкой или отменой полномочий или ролей их в системе. Эта работа должны вестись централизованно и только администратором системы. Второе - это наполнение обучающей системы учебными материалами. Именно от этой составляющей зависит, будет ли существовать полноценное электронное обучение или система останется просто коммуникационной платформой. А эта работа требует времени и немалых усилий со стороны педагогов - авторов курсов. Для обеспечения качества учебных материалов процесс разработки обучающего контента, как и в книгоиздании, помимо авторов предполагает привлечение корректоров, стилистических и научных редакторов, иллюстраторов. А разработка мультимедийного контента требует тех же специалистов, что и съемка фильма. Кроме вышеуказанного, необходима разработка политики оценивания работ, критерии, правила вычисления итогов, их статус и использование - предназначены ли они для самоконтроля, для сведения преподавателю или являются окончательными оценками. И последнее, что можно отметить в качестве трудностей и преград для внедрения дистанционной обучающей платформы - это организация обучения разработчиков курсов и тьютеров работе в системе, организация вводного инструктажа для обучающихся, поскольку Moodle, согласно большинству оценок, трудно отнести к системе с дружественным и интуитивно-понятным интерфейсом. Многие действия при наполнении контентом и текущей работе с системой требуют предварительного инструктажа. И все же несмотря на эти трудности, Moodle в настоящее время является наиболее востребованной и широко используемой платформой для организации большинства ресурсов дистанционного обучения в российском сегменте интернета.

В Гуманитарно-педагогической академии существует такое структурное подразделение, как научно-методический учебный центр дистанционного образования, основной задачей которого является внедрение в учебный процесс дистанционных курсов (http://do.gpa.cfuv.ru/). Электронная образовательная среда центра дистанционного образования реализована в системе управления обучением Moodle. Основным контентом электронного обучения являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые могут быть представлены как текстовый, текстографический или мультимедийный ресурс.

Рассмотрим в качестве примера электронного обучающего ресурса курс по дисциплине «Интернет программирование», который включен в учебный план направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика [5].

Электронный обучающий ресурс содержит следующие элементы:

- Метаданные ЭОР

- Рабочая программа учебной дисциплины

- Глоссарий

- Перечень вопросов, рассматриваемые в темах

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Основным обучающим элементом курса являются лекции и лабораторные работы.

Курс разбит на 10 тем. Каждая тема включает следующие элементы:

- Описание темы

- Глоссарий темы

- Лекция по теме (одна или несколько в зависимости от темы)

- Лабораторная работа (одна или несколько в зависимости от темы)

- Список источников по теме.

В качестве фонда оценочных средств по курсу представлены тестовые вопросы.

Материалы курса «Интернет программирование» разбиты на три тематических модуля. В первом модуле рассматриваются базовые сведения о языке разметки HTML, изучается шаблон веб-страницы и основные теги, обеспечивающие структуру и содержимое, отображаемое в браузере. В курсе рассматривается последняя версия языка HTML5. Второй модуль курса посвящен изучению языка каскадных таблиц стилей -CSS (Cascading Style Sheets), который обеспечивают форматирование элементов веб-страницы и их стилистическое оформление. Изучаются возможности последней версии языка - CSS3, включая компоновку и динамическое изменение элементов веб-страницы, а также адаптивную верстку под различные размеры воспроизводящих устройств.

В третьем модуле курса изучается скриптовый язык программирования JavaScript, который обеспечивает интерактивное содержимое сайта и элементы взаимодействия с пользователем. В настоящее время JavaScript - это единственный язык программирования для браузеров. В нем заложены возможности обращения к любому элементу веб-страницы через объектную модель документов. Кроме того, с его помощью можно обработать любое событие, порожденное действиями пользователя. Набор базовых классов, аналогичных базовым классам языка программирования Java, и полная интегрированность с HTML делает этот язык незаменимым инструментом разработки веб сайтов. В рамках курса студенты знакомятся также с библиотекой функций jQuery, которая написана на JavaScript. Ее использование при реализации скриптовых сценариев позволяет значительно ускорить процесс написания кода.

В процессе обучения студенты выполняют тесты для самопроверки, которые так же разбиты по тематике модулей. Банк тестовых вопросов содержит более 120 различных заданий, которые группируются системой случайным образом в процессе прохождения теста. Учебным планом по дисциплине предусмотрено курсовое проектирование. Примерная тематика курсовых проектов, методические указания к его выполнению и оформлению так же размещены на страницах курса.

В настоящее время электронный курс проходит экспертную оценку и будет включен в образовательный процесс в весеннем семестре 2018-2019 учебном году для обучающихся направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.

Выводы. Текущий этап социально-экономического развития общества ставит перед высшей школой новую глобальную задачу: подготовку кадров, обладающих креативным мышлением, умеющих думать и работать в новом стремительно меняющемся мире. Решение этой задачи требует внести изменения не только в образовательную среду, не просто наращивать объемы образовательных ресурсов, требует качественного изменения содержания образования и его методов. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) позволяют обучающимся приобретать знания, навыки и умения, удовлетворяющие требованиям современной компетентностной модели, которая включает такие практические навыки, как взаимодействовать в соцсетях, отбирать полезную информацию, работать с электронными источниками, составлять личные базы знаний, уметь работать с большим набором информации и осуществлять сотрудничество через интернет. Электронные образовательные ресурсы как раз и способствуют формированию таких компетенций.

Литература:

1. Филимоненкова, Т.Н. Задачи системы образования в эпоху цифровой экономики / Т.Н. Филимоненкова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона". Посвящается 100-летию Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского / отв.редактор А.В. Олифиров. -Симферополь: ИТ "АРИАЛ", 2018. С. 459-462.

2. Днепровская Н.В. Понятийные основы концепции смарт-образования / Н.В. Днепровкая, Е.А. Янковская, И.В. Шевцова. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/ponyatiynye-osnovy-kontseptsii-smart-obrazovaniya

3. Smart Education Lab. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kpfu.ru/itis/science/smart-education-lab/smart-education-lab.html

4. Moodle - система дистанционного обучения ООО Открытые технологии. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://opentechnology.ru/products/moodle

5. Курс Интернет программирование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://do.gpa.cfuv.ru/course/view.php?id=13

Педагогика

УДК 371.124

старший преподаватель Фисунова Людмила Владимировна

ФГБОУ ВО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья" (г. Тюмень); старший преподаватель Моисеева Мария Николаевна

ФГБОУ ВО "Государственный аграрный университет Северного Зауралья" (г. Тюмень)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Для большинства ежедневная поездка на работу, в школу или даже в магазин или обратно является самой опасной вещью из всего, что они делают. Все понимают, что огромные затраты человеческих и физических ресурсов не безграничны, ДТП трагичны и в тоже время неизбежны. Но дорожно-транспортные происшествия не стихийное бедствие, все они вызваны действиями людей. Умение управлять транспортным средством необходимо каждому, как начальное образование, как одно из качеств, без которого немыслим современный человек, для большинства которых - это основное или вторая специальность.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, правила дорожного движения, водитель.

Annotation. For most people, a daily trip to work, school or even to the store or back is the most dangerous thing they do. Everyone understands that the huge costs of human and physical resources are not unlimited, the accident is tragic and at the same time inevitable. But the accident is not a natural disaster, they are all caused by the actions of people. The ability to drive a vehicle is necessary for everyone, as primary education, as one of the qualities, without which the modern man is unthinkable, for most of which - is the main or second specialty.

Keywords: Road accident, vehicle, traffic rules, driver.

Введение. Подсчитано, что каждый год во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает около 500000 человек. На каждого погибшего приходится приблизительно 20-30 раненных, многим, из которых требуется госпитализация. На лечение раненных в ДТП уходит около 1-3% валового национального продукта каждой страны, независимо от уровня ее экономического развития.

Правила дорожного движения (ДТП) - это нормы поведения на дорогах, взаимодействия водителей, очередность проезда, регулирование движения. Автомобиль не терпит каких-либо оправданий, вроде: «Я же не знал....», никто не мешает, учится правилам дорожного движения.

Изучая права и обязанности водителя транспортного средства, повышение знаний и зависит от условия компетентности педагога и возможности его толкования изучаемых предметов.

Изложение основного материала статьи. Учебный план подготовки водителей содержит, согласно новым рабочим программам 3 цикла: базовый; специальный; профессиональный.

В базовый цикл вводят следующие предметы: основы законодательства в сфере дорожного движения, психофизиологические основы деятельности водителя, основы управления транспортными средствами, основы пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом, первая помощь при ДТП.

В этой статье рассмотрим методику преподавания учебного предмета основы законодательства в сфере дорожного движения.

Этот учебный предмет состоит из 2-х разделов: законодательство, регулирующие отношения в сфере дорожного движения и правила дорожного движения.

Остановимся на изучении правил дорожного движения, так как они устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. На основании выше изложенного видно, что требования, предъявляемые сегодня к качеству профессиональной переподготовки водителя -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.