Научная статья на тему 'Профессиональное образование в контексте цифровой экономики Российской Федерации'

Профессиональное образование в контексте цифровой экономики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / DIGITAL COMPETENCIES / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / DIGITAL ENVIRONMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Васильева Наталья Викторовна, Фирсов Михаил Владимирович

В статье рассматривается роль профессионального образования в условиях цифровой экономики. Профессиональное образование является необходимым звеном, обеспечивающий связь со всеми компонентами цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Васильева Наталья Викторовна, Фирсов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL ECONOMY

The role of professional education in the digital economy. Vocational education is a necessary link, providing communication with all components of the digital economy.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в контексте цифровой экономики Российской Федерации»

Педагогика

УДК 378:2

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

специалист по учебно-методической работе Васильева Наталья Викторовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород);

доктор экономических наук, профессор Фирсов Михаил Владимирович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается роль профессионального образования в условиях цифровой экономики. Профессиональное образование является необходимым звеном, обеспечивающий связь со всеми компонентами цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, цифровая среда, профессиональная деятельность, профессиональное образование, цифровые технологии.

Annotation. The role of professional éducation in the digital economy. Vocational éducation is a necessary link, providing communication with all components of the digital economy.

Keywords: digital economy, digital competencies, digital environment, professional activity, professional education, digital technologies.

Введение. Цифровая экономика Российской Федерации предполагает развитие экономического уклада, характеризующегося переходом на совершенно новый уровень использования цифровых технологий во всех сферах социально экономической деятельности. С применением цифровых технологий кардинально меняется жизнь человека, производственные отношения, структура экономики, профессиональное образование, возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам.

Формулировка цели статьи. Проанализировать основные направления развития цифровой экономики в сфере профессионального образования.

Изложение основного материала. Объем экономики российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по итогам 2016 года превысил 1,5 трлн. рублей, а доля интернет -зависимых секторов экономики превысила 19%. Рассчитывается, что к 2020 году количество создаваемых в мире данных составит 44 зетабайта, учитывая что в 2013 году общий объем данных составлял всего лишь 4,4 зетабайта, что безусловно приведет к появлению новых технологий передачи, хранения и обработки информации. В таких условиях развитие всех сфер социально-экономической деятельности должно осуществляться с применением информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в целях получения, хранения и обработки информации, на качественно ином уровне, а отрасль информационных технологий должна быть готова для создания необходимых платформ и сервисов.

Цифровая экономика предполагает адаптацию нормативно правовой базы к новым видам отношений, новым объектам и субъектам экономики, создание инфраструктуры, технологий и платформ, обеспечивающих получение, хранение и обработку того объема информации, которые создаются в условиях цифровой экономики, обеспечение недискриминационного доступа к информации при условии обеспечения законных прав и интересов субъектов и владельцев информации, подготовку профессиональных кадров, обеспечение информационной безопасности, развитие решений для иного качества использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного и муниципального управления, здравоохранения, образования, управления городским хозяйством и других отраслях экономики.

Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию в декабре 2016 года поставлена задача запуска масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения - или цифровой экономики, где определяются 5 базовых направлений развития на период до 2024 года. К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Рассмотрим базовое направление, которое затрагивает кадры и образование в контексте развития цифровой экономики РФ. Сфера образования всегда была и остается ключевой и перспективной миссией глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние. Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» определены цели и задачи, решение которых является необходимым условием, чтобы Россия оставалась полноценным, самостоятельным и уважаемым участником мирового сообщества [3].

Цели направления кадры и образование:

1. Система трудовых отношений, нормативная и трудовая база, в том числе, описания системы компетенций отражают цифровую реальность деятельности граждан.

2. Система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна и согласованна с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций.

3. Система основных образовательных программ обеспечивает цифровую грамотность населения, подготовки кадров для цифровой экономики и использует ее инструменты и среды.

4. Реализованы стратегия образования в течение всей жизни, механизмы переподготовки, повышения квалификации и вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, старше 50 лет [3].

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

1. Создать систему описаний компетенций цифровой экономики, интегрированную в национальную систему квалификаций, взаимосвязанную с профессиональными стандартами и образовательными стандартами и международными стандартами Ворлскиллс.

2. Создать систему цифровой фиксации персональных траекторий развития граждан, включающей запись трудовых и образовательных процессов и отношений.

3. Создать нормативную базу («Цифровой трудовой кодекс») и инфраструктуру гибкой, в том числе -дистанционной занятости.

4. Разработать и внедрить вариативные системы аттестации, адекватные задачам цифровой экономики.

5. Обеспечить преемственность по уровням образования (общее - среднее профессиональное - высшее) и с трудоустройством (включая воинскую службу), содержания и численности (выпуск - набор) по ключевым компетенциям, необходимым для цифровой экономики.

6. Создать условия для включения в образовательный процесс продуктивной деятельности и деловой активности, участия в нем представителей предприятий, содействуя ему работодателей.

7. Обеспечить эффективное персонифицированное использование для каждого обучающегося всех образовательных ресурсов.

8. Реализовать приоритеты цифровой экономики в системе общего образования и программах дополнительного образования детей.

9. Сформировать систему профессионального образования в соответствии с требованиями цифровой экономики.

10. Модернизировать систему дополнительного профессионального образования и обеспечить ее взаимодействие с ключевыми категориями потребителей.

11. Реализовать комплекс мер по стимулированию освоения гражданами компетенций цифровой экономики.

Для решения таких амбициозных задач необходимы в первую очередь профессиональные кадры, которым Агентством стратегических инициатив отведены следующие функции и роли [5]:

Социальная личность, адаптированная к возможностям и ограничениям Цифровой экономики, повседневно пользующаяся ее благами и испытывающая минимальный дискомфорт от цифрового шока будущего, постоянно адаптирующаяся к новым условиям, обучаясь непрерывно во всей жизни.

Гражданин, ответственно взаимодействующий с цифровым правительством, цифровыми медиа и работник, обладающий необходимыми компетентностями для эффективной деятельности в условиях цифровой экономики (в том числе - в сфере образования, культуры, исследований, обороны и безопасности), обращающийся в своей деятельности к цифровой среде и цифровым инструментам как обучающийся и профессионал.

Создатель будущей цифровой экономики - математик, физик, химик, программист, специалист в когнитивных исследованиях, педагог, организатор и управленец, предприниматель и инвестор.

Личность, оснащенная цифровыми технологиями, использующая их в повседневной и профессиональной деятельности, контактирующая в цифровой информационной среде.

Необходимым элементами передовой цифровой экономики являются:

Модель цифровых компетенций, отражающая все перечисленные выше роли и компетенции человека, с различными вариантами, относящимися к разным областям профессиональной деятельности. Под цифровыми компетенциями следует понимать уверенное и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий для работы, отдыха и общения.

Цифровая среда, в которой идет деятельность и фиксация, регистрация этой деятельности и ее результатов. Система проверки соответствия модели цифровых компетенций в деятельности человека. Накапливаемые в цифровой среде данные об учебной и профессиональной деятельности человека и их оценка образуют в совокупности индивидуальную карьерную цифровую историю. На ее основе формируются цифровые зачетные книжки, аттестаты, дипломы, свидетельства о приобретении новых компетенциях и квалификациях, рекомендации, портфолио, резюме, трудовые книжки и др.

Результаты внедрения цифровой экономики по направлению кадры и образование прописаны в следующих показателях и индикаторах [3]:

количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, - 120 тыс. человек в год;

количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, - 800 тыс. человек в год;

доля населения, обладающего цифровыми навыками, - 40 процентов;

Доля областей профессиональной деятельности, для которых созданы описания компетенций цифровой экономики 2019 году - 30%, к 2020 году 100%.

Доля трудоспособного населения, имеющего цифровую запись персональной траектории развития к 2020 году - 10%, к 2025 году - 80%.

Доля обновленных ФГОС и примерных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в соответствии с компетенциями цифровой экономики к 2019 году - 30%, к 2020 году - 100%.

Доля преподавательского состава образовательных организаций переподготовленного для обучения компетенциям цифровой экономики к 2021 году - 100%.

Доля выпускников образовательных организаций, которые проходят независимую оценку квалификаций по базовым компетенциям цифровой экономики к 2022 году - 100%.

Количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднем мировом уровне к 2020 году - 150 тыс. человек, к 2025 году - 500 тыс. человек.

Количество выпускников высшего образования - профессионалов в сфере ИТ к 2020 году - 60 тыс. человек, к 2025 году - 100 тыс. человек.

Количество созданных организаций среднего профессионального образования Минкомсвязи России по цифровой экономике к 2020 году -10 , к 2025 - 50.

Количество студентов, получающих грантовую поддержку, предоставляемую институтами развития, по проектам в области цифровой экономики к 2021 году 200 человек, к 2025 гуду 500 человек.

Количество венчурных фондов, созданных с участием университетов, их выпускников, компаний-партнеров университетов для финансирования студенческих стартапов на посевной стадии к 2022 году - 20.

Количество обучающихся по программам высшего образования, осваивающих не менее 50% содержания (в зачетных единицах трудоемкости) в формате массовых открытых онлайн курсов к 2022 100 тыс. - 2025 году 1 млн.

Доля документооборота образовательных организаций (в том числе зачетные книжки и ведомости студентов), осуществляемого в электронном виде к 2023 году 100%.

Доля текстов студенческих выпускных квалификационных работ ил их рефератов размещаются в системе фиксации персональных траекторий с открытым доступом через сайты организаций профессионального образования к 2020 году -100%.

Доля образовательных организаций, имеющих в кампусах бесплатный широкополосный беспроводной доступ к сети Интернет, к 2020 году - 100%.

Доля обучающихся, выбирающих персонифицированные маршруты освоения ключевых компетенций, к 2020 году -50%, к 2025 году -100%.

Доля общеобразовательных организаций образовательный процесс в которых ведется в цифровой образовательной среде, где фиксируется его ход и результаты, к 2019 году - 10%, к 2023 году - 90%.

Доля учебного временив основных образовательных программах общего образования, в котором обучающиеся используют и осваивают в образовательном процессе цифровые инструменты деятельности, используемые в профессиональной или повседневной деятельности, к 2020 году -30%, к 2025 - 50%.

Доля государственной итоговой аттестации выпускников, проходящей с использованием цифровых инструментов деятельности, используемых в профессиональной или повседневной деятельности, к 2020 году-20%, к 2025 - 40%.

Профессиональное образование в контексте цифровой экономики становится связующим звеном, которое предполагает следующие взаимосвязанные направления: формирование выпускника, образовательных стандартов, образовательных программ, систем оценивания, содержания профессионального образования, методов и способов образовательной деятельности по всей структуре образовательного процесса.

Специфическими задачами системы профессионального образования является установка связи с бизнес-структурами и предприятиями, которыми предоставлена возможность [4]:

- инициативно разрабатывать инновационные проекты и вносить их на рассмотрение в Минобрнауки России;

- проводить независимую экспертизу проектов (каждый из проектов направляется не менее чем в две организации с учетом сферы профессиональной деятельности);

- участвовать в общественном обсуждении проектов в период их размещения на сайте "http://www.regulatюn.gov.ru/"ru;

- участвовать в подготовке кадров в своих интересах путем целевого обучения;

- создавать центры сертификации квалификаций.

Для эффективного использования человеческого потенциала в интересах цифровой экономики необходима возможность широкого слоя населения получать новые знания и компетенции. Непрерывное образование становится необходимостью для успешной деятельности, так как будет постоянно происходить обновление профессиональных стандартов и повышения качества оценки квалификаций, базирующихся на анализе деятельности человека в информационной среде.

Выводы. В результате внедрения цифровой экономики профессиональное образование переходит на новую ступень развития, которая характеризуется повсеместным применением цифровых технологий как в профессиональной так и в повседневной деятельности человека. Именно профессиональное образование является связующим звеном, позволяющим войти человеку в цифровое общество 21-го века, быть личностью, оснащенную цифровыми технологиями, свободно контактирующей в цифровой среде, пользующуюся благами цифровой экономики.

Литература:

1. Гущин А.В. Особенности развития информационно-технологического обеспечения электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.

3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года №1632-р.

4. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. - 2017 - Вып. 57. - Ч.7.

5. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: Взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2016 - №8 (30).

Педагогика

УДК - 378.01

кандидат педагогических наук, доцент Фоменко Наталья Викторовна

Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Одной из главнейших задач высшего профессионального образования является всестороннее развитие личности будущего специалиста. Исходя из этого, весь процесс обучения в ВУЗе должен рассматриваться не как средство приобретения необходимой суммы фундаментальных и специальных знаний, а как средство развития и воспитания единой системы профессиональных, личностных и социально-значимых качеств, без которых невозможно стать успешным специалистом в условиях современного рынка труда.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, научно-исследовательская деятельность, высшее профессиональное образование.

Annotation. One of the most important tasks of higher vocational education is the full development of the personality of the future specialist. Proceeding from this, the whole process of learning at the University should be regarded not as a means to acquire the necessary amount of basic and specialized knowledge, but as a means of development and upbringing of a unified system of professional, personal and socially important qualities without which it is impossible to become a successful professional in the modern labour market.

Keywords: educational process, scientific research, higher professional education.

Введение. Развитие всех сфер жизнедеятельности современного общества обусловили изменение требований, предъявляемых этим обществом к системе высшего профессионального образования, а так же к подходам подготовки и многогранного развития личности будущих специалистов.

Исходя из этого, весь процесс обучения в ВУЗе должен рассматриваться не как средство приобретения необходимой суммы фундаментальных и специальных знаний, а как средство развития и воспитания единой системы профессиональных, личностных и социально-значимых качеств, без которых невозможно стать успешным специалистом в условиях современного рынка труда.

Такая система подготовки специалистов должна предоставлять обучающимся безграничные возможности для научных изысканий, для формирования умений рассуждать и делать выводы, сопоставлять свое мировоззрение с разными позициями, формулировать и высказывать собственную точку зрения, опираясь на факты, законы, принципы и закономерности науки, на свой и чужой опыт, а так же собственные наблюдения. Вследствие этого, вполне закономерно, что в процессе обучения студенты должны постоянно привлекаться к активной научно-исследовательской деятельности, к самостоятельному разрешению актуальных проблем и вопросов, к работе в составе научных кружков, групп и студенческих обществ.

Таким образом, на процесс становления необходимых личностных качеств будущего специалиста, немаловажную роль оказывает научно-исследовательская деятельность, являясь частью учебно-воспитательного процесса, а значит, в нем комплексно должна реализовываться воспитывающая функция обучения.

Формулировка цели статьи: доказать важность и необходимость воспитательного аспекта в научно-исследовательской деятельности студентов высшего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Поэтому сегодня научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества профессиональной подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» представляет собой два взаимосвязанных компонента: 1) привитие студентам навыков исследовательского деятельности; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством доцентов и профессоров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главной целью научно-исследовательской работы студентов является не столько получение объективно нового результата и производство новых знаний как в «большой» науке, сколько развитие творческой личности будущего профессионала.

Учеными рассмотрены различные аспекты этой проблемы: психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов (Л.Ф. Авдеева); формирование исследовательских умений студентов (С.П. Арсенова, Е.И. Барчук); разработка системы привлечения студентов к исследовательской деятельности в процессе аудиторной и внеаудиторной работы (В.Н. Намазов, Л.М. Скворцов); моделирование исследовательской деятельности студентов (В.И. Горовая, Т.Г. Пронюшкин, С.И. Тарасова) и другие.

Анализ различных точек зрения (научной литературы) позволил сформулировать основные задачи данного вида деятельности студентов и определить его содержательные характеристики.

- совершенствование качества усвоения знаний, практических навыков изучаемых дисциплин;

- развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

- овладение навыками самостоятельной научно- исследовательской работы;

- освоение и применение различных информационных технологий при проведении НИРС;

- овладение грамотной научной речью для изложения результатов собственных научных исследований, аргументации и защиты, а так же обоснования полученных результатов;

- проведение научных изысканий для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой, практикой и жизнью;

- развитие индивидуальных способностей, исследовательских навыков, научной интуиции, творческого подхода к восприятию знаний и реализации их в практике своей будущей профессиональной деятельности.

Так как научные изыскания студентов являются продолжением и совершенствованием учебного процесса, то они планируются и организуются непосредственно на факультетах высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.