Научная статья на тему 'Цифровое образование в Российской Федерации: реалии и перспективы'

Цифровое образование в Российской Федерации: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2714
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РФ / СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ШКОЛА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / DIGITAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION / MODERN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIGITAL SCHOOL / DIGITAL ECONOMY / THE WILLINGNESS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Татьяна Николаевна, Мубаракшина Айгуль Рафисовна

В статье рассмотрены программы цифрового образования, коснувшиеся обучающихся образовательных организаций различных уровней и взрослого населения. С целью создания объективной картины о цифровой системе образования в нашей стране нами были изучены паспорта российских цифровых проектов. Приведены положительные и отрицательные стороны внедрения цифрового образования. Отражены примеры зарубежных стран в данном процессе. Исследованы отношение и готовность студентов Елабужского Института Казанского (Приволжского) Федерального Университета (ЕИ К(II)ФУ) к смене образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкарева Татьяна Николаевна, Мубаракшина Айгуль Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Education in the Russian Federation: Realities and Prospects

The article deals with digital education programs that affect students of educational organizations of different levels and the adult population. In order to create an objective picture of the digital education system in our country, we have studied the passports of Russian digital projects. The positive and negative aspects of the introduction of digital education are given. The examples of foreign countries in this process are reflected. The attitude and readiness of students of Elabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University (EI K(P)FU) to change the educational paradigm are investigated.

Текст научной работы на тему «Цифровое образование в Российской Федерации: реалии и перспективы»

20/у//-

Т. Н. Бочкарева, А. Р. Мубаракшина

УДК 37.014.544

ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1 2016 году президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что развитие цифровой экономики в России жизненно необходимо для перехода к новому технологическому укладу. Идея заключается в том, что для создания в России высокотехнологичного производства необходимо подготовить рабочие кадры, то есть российское образование форматируется под задачи «цифровой экономики».

Нами были изучены паспорта проектов «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Цифровая школа», план мероприятий по направлению «Кадры и образование программы», «Цифровая экономика Российской Федерации», деятельность ШСгипсЬ, сведения о русскоязычных электронных образовательных ресурсах в интерпретации М. С. Цветковой, Е. В. Якушиной и показатели цифровой грамотности населения регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) для создания объективной картины о цифровой системе образования в нашей стране и готовности граждан к стремительной смене традиционного обучения.

Цели:

- проследить новейшие тенденции в образовании по государственным программам и проектам;

- определить возможности для перехода к цифровому образованию согласно показателям цифровой грамотности населения и мнению студентов.

Задачи:

- рассмотреть детально основные изменения в образовании, касающиеся различных

категорий: школьников, студентов среднего профессионального образования, студентов образовательных организаций высшего образования, взрослого населения;

- исследовать готовность студентов к ци-фровизации образования (как наиболее мобильной, активно пользующейся новыми технологиями части населения).

Цифровое образование - современная система обучения при помощи информационных и электронных технологий, включающая в себя:

• самостоятельную работу с электронными материалами, использованием персонального компьютера, мобильного телефона и других устройств;

• получение консультаций, советов, оценок у территориально удаленного эксперта (педагога), а также возможность дистанционного взаимодействия;

• создание распределенного сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

• своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

• формирование и повышение информационной культуры и овладение современными информационными технологиями, повышение эффективности обычной деятельности;

• освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их педагогам;

• возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке земного шара;

• доступность высшего образования лицам с особенностями здоровья, психофизического развития [5].

Уже четыре года подряд в Москве проходит #EdCrunch - крупнейшая в России и Европе конференция по новым технологиям в образовании. На ней был представлен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (сроки реализации: с ноября 2016 года по

2025 год) [7], целью которого является создание в 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года. Данному проекту принадлежит сайт Шр://пео1ше-du.ru [1]. Рассмотрим подробнее каждый уровень.

Цифровое образование в школах

На XXII Петербургском международном экономическом форуме министр просвещения О. Васильева рассказала о проекте «Цифровой школы» и создании образовательной платформы для дистанционного обучения.

Реализация проекта «цифровая школа» предполагает:

1. Перевод содержания школьной программы (учебников, материалов для школьных занятий) в электронную форму и создание он-лайн-курсов, позволяющих ученикам получать знания самостоятельно.

2. Создание платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», через которые ученик получит свободный доступ к электронному образовательному контенту.

3. Оснащение школ инфраструктурой (компьютерами, доступом в интернет, интерактивными панелями и пр.).

4. Переподготовка учителей для эффективного применения электронного образовательного контента в учебном процессе.

Отметим, что по словам министра просвещения, реализация проекта «Цифровая школа» приведет к изменению традиционной роли учителя, который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников.

Еще более радикальный вариант «цифрового обучения» предложен издательством «Просвещение». Директор онлайн-школы «Фоксфорд» А. Половинкин предложил проект «Школы цифрового формата», где вместо

SO/?//

одного учителя, работающего одновременно с целым классом и ориентирующегося на средний уровень знаний, будет 30 персональных обучающих систем и учитель-тьютор (от английского tutor - наставник). Каждый ребенок сможет осваивать школьную программу в своем темпе, работать с образовательной платформой индивидуально независимо от других [6].

Наряду с обнадеживающими фактами существуют и разочаровывающие, такие как аналитики The Wall Street Journal, которые после изучения итогов работы 400 виртуальных «цифровых» школ в США, в 2017 году сообщили, что 80 % обучающихся в «цифровых школах» имеют низкие показатели успеваемости. Европейские исследования в области образования выявили, что материал, прочитанный с бумажной книги, усваивается и запоминается лучше, чем с электронной книги. Врачи предупреждают о вредном влиянии продолжительной работы за компьютером или планшетом на здоровье детей, особенно на детей младшего школьного возраста [6].

Цифровое образование для среднего профессионального образования (СПО) и взрослого населения

Цифровое образование станет необходимым для всех категорий населения, а также войдет и в среднее профессиональное образование: согласно плану мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика», опубликованному 21 февраля 2018 года на сайте Правительства РФ, идет разработка модели и методик предоставления персональных цифровых государственных сертификатов для обучения детей и взрослых соответствующим компетенциям.

Персональные цифровые сертификаты представляют собой стимулирующие выплаты, которые государство будет выделять на освоение детьми и взрослыми ключевых компетенций цифровой экономики, к которым относятся базовое программирование, основы работы с данными или коммуникация в современных цифровых средах.

У россиян появится возможность формировать индивидуальные траектории развития. Человек с помощью сертификата сможет пройти в онлайн-режиме программу обучения или очно обратиться в соответствующую организацию, предоставляющую образовательные услуги, отвечающую потребностям экономики нового типа.

Также предусмотрены нематериальные льготы - «цифровой аналог нормативов ГТО для всех возрастов». Планируется, что Мин-обрнауки России совместно с союзом Worlds-кШ$Кш51а разработает систему аттестационных нормативов по компетенциям цифровой экономики, которая будет давать преимущества поступающим в образовательные организации высшего образования (ООВО).

В документе отмечается, что к 2024 году не менее 800 тыс. выпускников системы профобразования должны обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, а не менее 120 тыс. выпускников системы высшего образования -пройти подготовку по ИТ-специальностям. Доля граждан РФ, обладающих цифровыми навыками к 2021 году, составит не менее 40 % [5]. В образовательный процесс будет встроена практика учета студенческих проектов в качестве выпускной квалификационной работы - «стартап как диплом». Для финансирования стартапов в области цифровой экономики на посевной стадии Минэкономразвития, РВК и «ВЭБ-инновации» создадут венчурные фонды с участием университетов, их выпускников и компаний-партнеров [1].

Цифровое образование в ООВО

Существует так называемый трек «Цифровой университет», предполагающий демонстрацию и разбор лучших кейсов, инструментов и алгоритмов внедрения цифровых технологий в высшее образование.

Запланировано, что специалисты мирового уровня проведут дискуссии, лекции и семинары по трем основным направлениям:

Онлайн-образование - интеграция он-лайн-образования в масштабах университета; создание, продвижение и использование ци-

фровых образовательных платформ. Будет предложена возможность поработать с реализованными проектами в рамках конференции.

Университет как открытая система - сохранение конкурентоспособности ООВО в условиях общедоступных знаний и роста ценности персонализированного образования. Роль бизнеса и стартапов в новом устройстве образовательной системы. Разбор реализованных кейсов от непосредственных инновато-ров области.

Искусственный интеллект для эффективного прогнозирования - разбор перспектив, связанных с искусственным интеллектом для каждого. Мастер-классы и выступления от мировых лидеров направления [8].

В 2017 году появился доступ к 450 он-лайн-курсам от более 20 лучших российских университетов, а в 2025 году планируется увеличить данное значение до 4 тыс.

Один из примеров изменений, коснувшихся высших учебных заведений, является Высшая школа экономики, где планируется в течение пяти лет полностью заменить традиционные лекции онлайн-курсами. Ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов утверждает, что посещаемость традиционных лекций во всех ООВО составляет в среднем всего 15-17 %, а у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки. Отмечено, что студенты все же смогут встретиться с лектором в большой аудитории в формате расширенного семинара, если сами почувствуют такую необходимость. В свою очередь, в Министерстве науки заявили, что законодательство не предусматривает обязательных лекционных занятий, поэтому любая ООВО имеет право на полный переход к онлайн-образованию [2].

Из вышесказанного следует, что образование ждет глобальный переход к новой системе, притом в довольно быстрые сроки, но готовы ли граждане к этому? Несмотря на рост индекса цифровой грамотности россиян на 5,7% в 2017 г., показатель все еще остается на низком уровне — 5,99 из 10 возможных, с разбросом от 3,47 до 6,78 пт. по федеральным округам [3].

Исследование готовности студентов к цифровизации

В целях изучения готовности студентов к цифровизации было проведено исследование среди 50 студентов 3 курса факультета экономики и управления, обучающихся по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям), профиль подготовки: экономика и управление» и студентов 5 курса факультета математики и естественных наук, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): биология и химия» ЕИ К(П)ФУ.

Студентам было предложено, разбившись на группы, прочитать статью из «Учительской газеты», № 27 от 3 июля 2018 года под названием «Правда и ложь о цифровом образовании» [4]. Далее было необходимо обсудить в группе приведенные данные, показатели, альтернативные решения и сформулировать свое собственное мнение о положительных и негативных сторонах внедрения цифрового образования в нашу жизнь, с учетом готовности населения и их цифровой грамотности.

Студенты активно пояснили свою позицию и сумели разглядеть в общей сумме 19 достоинств и недостатков. Результаты можно назвать неоднозначными, так как количество положительных суждений превышает лишь на три количество отрицательных. Студенты подметили, что нельзя отказаться от цифрового образования, так как данное явление приведет к отставанию России по многим показателям от зарубежных стран, ухудшению уровня жизни населения, но и принять его, полностью отказавшись от традиционного обучения, невозможно, иначе перестанет существовать его немаловажная социализирующая функция. Также выяснилось, что студенты не готовы стремительно перейти к цифровому образованию, хотя и считают его очень удобным и интересным.

Таким образом, цифровизация стремительно вошла в различные сферы жизни общества, создавая комфортные условия для его существования, но цифровая грамотность населения и его приверженность к «привыч-

Таблица 1.

Результаты готовности студентов ЕИ К(П)ФУ к цифровизации

«+» внедрения цифрового образования «-» внедрения цифрового образования

Для всех категорий населения:

• Мобильность, мгновенный доступ к информации; • Доступность получения образования для многих, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; • Активная поддержка цифровизации со стороны государства; • Повышение уровня грамотности в стране в связи с доступностью получения образования; Избежание конфликтных ситуаций • Недостаточное количество цифровых устройств, оборудованных помещений и компьютерных программ для внедрения цифрового образования; • Недостаток финансирования в данный момент; • Низкие показатели цифровой грамотности среди населения; Нанесение вреда здоровью: зрению, психике, снижение двигательной активности

Для педагогов:

• Уменьшение занятости, снижение эмоциональной нагрузки; Появление большего количества времени для научно-исследовательской деятельности • Постепенное вытеснение профессии педагога искусственным интеллектом, что ведет к уменьшению количества рабочих мест и потере воспитательной функции обучения; Трудность приспособления к цифровым нововведениям педагогов с высоким стажем работы

Для студентов:

• Индивидуальный подход к каждому в силу наглядности результатов каждого и обратной связи; • Повышение мотивации к обучению в связи с появлением новых методов и технологий обучения, а также разнообразием их использования; • Появление возможности совмещения учебы, работы и личной жизни (особенно актуально для студентов старших курсов) Упрощение вычислений, написания лекций, выполнения заданий в сравнении с традиционным обучением • Снижение контроля педагога за обучающимися (неизвестно как студент выполняет задание: самостоятельно, с помощью других или с использованием интернета); • Нехватка живого общения, асоциализа-ция (студенты потеряют ораторские навыки и не будут в должной мере общаться друг с другом)

Итого: 11 пунктов Итого: 8 пунктов

ному» укладу жизни может препятствовать выполнению задуманного государством плана в заданные промежутки времени. Следует отметить и то, что трудно говорить только о положительном исходе перехода к цифровому обучению, так как оно имеет серьезные ограничения и недостатки, которые видны, в том числе по результатам внедрения электронного обучения в других странах.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены программы цифрового образования, коснувшиеся обучающихся образовательных организаций различных уровней и взрослого населения. С целью создания объективной картины о цифровой системе образования в нашей стране нами были изучены паспорта российских цифровых проектов. Приведены положительные и отрица-

тельные стороны внедрения цифрового образования. Отражены примеры зарубежных стран в данном процессе. Исследованы отношение и готовность студентов Елабужского Института Казанского (Приволжского) Федерального Университета (ЕИ К(П)ФУ) к смене образовательной парадигмы.

SUMMARY

The article deals with digital education programs that affect students of educational organizations of different levels and the adult population. In order to create an objective picture of the digital education system in our country, we have studied the passports of Russian digital projects. The positive and negative aspects of the introduction of digital education are given. The examples of foreign countries in this process are reflected. The attitude and readiness of students of Elabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University (EI K(P)FU) to change the educational paradigm are investigated.

Ключевые слова: Цифровое образование в РФ; современная цифровая образовательная среда; цифровая школа; цифровая экономика; готовность студентов.

Key words: digital education in the Russian Federation; modern digital educational environment; digital school; digital economy; the willingness of students.

ЛИТЕРАТУРА

1. Внедрение персональных сертификатов для подготовки «цифровых» кадров [Электронный ресурс] // Современная цифровая образовательная среда РФ. - URL: http://neo-rusedu.ru/news/gosudarstvo-planiruet-vnedrenie-personalnyh-sertifikatov-dlya-podgotovki-tsifrovyh-kadrov (дата обращения: 8.10.2018).

2. ВШЭ полностью заменит традиционные лекции онлайн-курсами [Электронный ресурс] // Экономические новости. - URL: https://www.the-village.ru/village/city/news-city-/327051-online (дата обращения: 8.10.2018).

3. Индекс цифровой грамотности 2017 [Электронный ресурс] // Цифровая грамотность. - URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6-a8jyb.xn--p1ai/mindex/2017/ (дата обращения: 8.10.2018).

4. Правда и ложь о цифровом образовании [Электронный ресурс] // Учительская

газета. - URL: http://www.ug.ru/archive/75140 (дата обращения: 8.10.2018).

5. Цветкова М. С., Якушина Е. В. «RUSERE -Русскоязычные электронные ресурсы в образовании» [Электронный ресурс]. - URL: http://rusere.ru/ (дата обращения: 8.10.2018)

6. Цифровизация российской школы [Электронный ресурс] // PBC. - URL: https://rvs.su/-statia/cifrovizaciya-rossiyskoy-shkoly# (дата обращения: 8.10.2018).

7. Цифровое образование в России начинается с #EdCrunch [Электронный ресурс] // МИСиС: Национальный исследовательский технологический университет. - URL: http://mi-sis.ru/university/mediaroom/smi/2017-10/4953/ (дата обращения: 24.10.2018).

8. Цифровой университет [Электронный ресурс] // EdCrunch. - URL: https://2018.edcr unch.ru/tracks/digital-university/ (дата обращения: 24.10.2018).

С. В. Богдашкина, Д. В. Орлова, С. Н. Ярошенко

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

е

едеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВО) основан на принципах компетентностного подхода и пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.