Научная статья на тему 'Профессиональное образование в современном информационном обществе'

Профессиональное образование в современном информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / VOCATIONAL EDUCATION / INFORMATIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Гущин Алексей Владимирович, Шобонов Николай Александрович

В статье рассмотрены перспективные направления развития профессионального образования в информационном обществе, выявлены проблемы, которые решает система профессионального образования на этапе формирования цифрового общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN INFORMATION SOCIETY

The article discusses promising areas of education development in the digital economy, identifies problems that the vocational education system solves at the stage of the formation of a digital society.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в современном информационном обществе»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Гущин Алексей Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория имени Михаила Ивановича Глинки» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, доцент Шобонов Николай Александрович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье рассмотрены перспективные направления развития профессионального образования в информационном обществе, выявлены проблемы, которые решает система профессионального образования на этапе формирования цифрового общества.

Ключевые слова: профессиональное образование, информатизация профессионального образования, цифровая экономика.

Annotation. The article discusses promising areas of education development in the digital economy, identifies problems that the vocational education system solves at the stage of the formation of a digital society.

Keywords: vocational education, informatization of vocational education, digital economy.

Введение. Профессиональное образование, как и российское общество за последние два с не большим десятилетия, прошло сложный период кардинальных изменений. В начале девяностых годов прошлого столетия отечественное образование претерпело время стабилизации, в середине девяностых время реформирования и с конца девяностых годов - до настоящего времени развития, модернизации и информатизации. И если развитие образования при реализации ряда внутренних модификаций на базе введения инноваций, рассчитывало на сохранение достигнутого качества системы образования то модернизация и информатизация вызвала острую необходимость глубокой содержательной и деятельностной трансформации не только от системы образования в целом, но и от профессионального образования в частности.

Изложение основного материала статьи. Вопросами информатизации в сфере профессионального образования всегда занимались не только ученые: педагоги, социологи, психологи, дидакты, специалисты по информатике и вычислительной технике, методисты, но и практические сотрудники системы профессионального образования: руководители учебных заведений, методисты, преподаватели, мастера производственного обучения и сами студенты.

В ближайших перспективах развития информатизации профессионального образования, большинство специалистов представляют себе учебную аудиторию, как учебную медиа-лабораторию, содержащую несколько много аппаратных пользовательских мест, оснащенных специализированным программным обеспечением, аудио и видеосистемами подключённых к глобальным телекоммуникационным сетям, обеспечивающих проведение онлайн и офлайн индивидуальных и групповых учебных действий одновременно, а также организацию индивидуально-групповой проектной деятельности обучающихся. Роль педагога профессионального обучения в данном процессе обучения состоит в эффективном управлении деятельностью обучающихся и оказании им необходимой консультационной помощи. Всё это даст педагогу профессионального обучения совершенно новые возможности демонстрации сложных явлений, процессов и понятий, доступа к самым различным базам данных и научно-профессиональным и образовательным сетевым сообществам и т.д. Специализированные программные комплексы управления учебным и дидактическим процессом позволят ему лучше отслеживать качество усвоения пройденного материала и формирования необходимых общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Еще в начале двадцать первого века в своих работах Е. Полат пишет: - «Информатизация образования создает предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику психолого-педагогических разработок, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, в том числе в рамках новых моделей. Развитие методов и организационных Форм обучения обусловлено возможностями информационных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения» [3].

Современные разноуровневые программы информатизации профессионального образования выделяют следующие основные этапы:

1. Массовое освоение средств информационно-коммуникационных технологий; научно-исследовательская деятельность по изучению и разработке новых методов и организационных форм педагогической работы, новых составляющих содержания профессионального образования;

2. Энергичное овладение и фрагментарно-оптимальное внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания традиционных учебных дисциплины и на данной основе - массовое овладение педагогами новыми организационными формами и методами учебно-методической работы; практическая постановка проблемы о кардинальном пересмотре образовательного контента, традиционных методов и форм учебно-воспитательной работы;

3. Решительная реорганизация содержания профессионального образования на всех его этапах, определенная процессами информатизации общества, смена учебно-методической основы учебного процесса, обязательное освоение педагогами профессионального обучения обширного спектра взаимодополняющих и конкурирующих организационных форм и методов обучения, поддерживаемых соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий [2].

Применительно к современному педагогическому процессу информатизация образования обозначает включение нового в содержание, цели, формы и методы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога профессионального обучения и обучающегося. Поэтому основными направлениями и объектами информационных преобразований в профессиональном образовании выступают:

- разработка стратегий развития и 1Т-концепций профессиональных образовательных учреждений и совершенствование систем управления на их основе;

- разработка и применение информационно-коммуникационных технологий обучения, воспитания, мониторинга образовательного процесса и повышение на их основе качества подготовки специалистов;

- проектирование новых моделей образовательного процесса, разработка учебно-методического обеспечения, обновление содержания (контента) учебных программ нового поколения и обеспечение на их основе качества обучения и воспитания;

- разработка и внедрение здоровье сберегающих технологий обучения и обеспечение на их основе экологической и психологической безопасности обучающихся [1].

По характеру вклада в науку и исследовательскую практику процессы информатизации профессионального образования можно разделить на теоретические и практические.

К теоретическим относятся новые гипотезы, концепции, подходы, направления, классификации, закономерности, принципы в методике преподавания, обучении и воспитании, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу информационных процессов.

К практическим - новые правила, методики, программы, алгоритмы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, демонстрационная аппаратура, технические средства обучения, обучающие и контролирующие устройства, аудиовизуальные средства и т.д.

Причем управление процессами информатизации в системе профессионального образования предполагает решение сложного комплекса задач: введение нового в цели педагогического образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку и внедрение новых концепций и технологий управления и т.д.

С точки зрения интересов современного информационного общества качество профессионального образования представляет собой сложную категорию, имеющую социально-системные, цивилизационные, культурные, образовательно-педагогические, национально-эстетические, личностные критерии измерения. В целом качество образования есть совпадение цели образования, устанавливаемой через модель качества человека. Оно должно быть зависимо от действия механизмов закона опережающего, перспективного развития качества человека как личности как профессионала, качества общественного интеллекта и образовательных систем в обществе.

Условие эффективного управления информационным развитием образования и общества это непрерывный мониторинг качества образования, и постоянное слежение за происходящими изменениями его важнейших свойств в целях принятия адекватных и своевременных управленческих решений касающихся необходимых коррекций образовательного процесса и организованных для него условий на основе оценки, анализа, прогноза и истолкования собранной информации.

Анализ аспектов информатизации общества и образования, показывает, что происходящие трансформации динамических процессов всех сфер деятельности человека, ставят перед системой профессионального образования важнейшую задачу научно-практической разработки, создания и внедрения в практику педагогической деятельности совершенно новых «информационных» технологий обучения основанных на постоянно возрастающих возможностях современных средств информационно-коммуникационных технологий.

Поэтому информатизация профессионального образования становится настоятельным явлением информационной эпохи развития общества, приоритетной задачей государственного значения, одним из ведущих направлений развития России.

Распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

Цифровая экономика представлена следующими уровнями, которые в тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

- рынки и отрасли экономики, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов;

- платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики;

- среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Сфера профессионального образования всегда была и остается ключевой и перспективной миссией глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние. Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» определены цели и задачи, решение которых является необходимым условием, чтобы Россия оставалась полноценным, самостоятельным и уважаемым участником мирового сообщества[6]. Программой предусмотрено следующие направления:

1. Создать систему описаний компетенций цифровой экономики, интегрированную в национальную систему квалификаций, взаимосвязанную с профессиональными стандартами и образовательными стандартами и международными стандартами Ворлскиллс.

2. Создать систему цифровой фиксации персональных траекторий развития граждан, включающей запись трудовых и образовательных процессов и отношений.

3. Создать нормативную базу («Цифровой трудовой кодекс») и инфраструктуру гибкой, в том числе -дистанционной занятости.

4. Разработать и внедрить вариативные системы аттестации, адекватные задачам цифровой экономики.

5. Обеспечить преемственность по уровням образования (общее - среднее профессиональное - высшее) и с трудоустройством, содержания и численности (выпуск - набор) по ключевым компетенциям, необходимым для цифровой экономики.

6. Создать условия для включения в образовательный процесс продуктивной деятельности и деловой активности, участия в нем представителей предприятий, содействуя ему работодателей.

7. Обеспечить эффективное персонифицированное использование для каждого обучающегося всех образовательных ресурсов.

8. Реализовать приоритеты цифровой экономики в системе общего образования и программах дополнительного образования детей.

9. Сформировать систему профессионального образования в соответствии с требованиями цифровой экономики.

10. Модернизировать систему дополнительного профессионального образования и обеспечить ее взаимодействие с ключевыми категориями потребителей.

11. Реализовать комплекс мер по стимулированию освоения гражданами компетенций цифровой экономики [5, 6].

Профессиональное образование в контексте цифровой экономики становится связующим звеном, которое предполагает следующие взаимосвязанные направления: формирование выпускника, образовательных стандартов, образовательных программ, систем оценивания, содержания профессионального образования, методов и способов образовательной деятельности по всей структуре образовательного процесса.

Специфическими задачами системы профессионального образования является установка связи с бизнес-структурами и предприятиями, которыми предоставлена возможность[7, 8]:

- инициативно разрабатывать инновационные профессиональные программы, проекты и вносить их на рассмотрение в Минобрнауки России;

- проводить независимую экспертизу проектов и профессиональных программ;

- участвовать в общественном обсуждении проектов и профессиональных программ в период их размещения на сайте;

- участвовать в подготовке кадров в своих интересах путем целевого обучения;

- создавать центры сертификации квалификаций.

Для эффективного использования человеческого потенциала в интересах цифровой экономики необходима возможность широкого слоя населения получать новые знания и компетенции. Непрерывное образование становится необходимостью для успешной деятельности, так как будет постоянно происходить обновление профессиональных стандартов и повышения качества оценки профессиональных квалификаций, базирующихся на анализе деятельности человека в информационной среде.

Выводы. В условиях модернизации профессионального образования, решающее значение приобретает нахождение соответствующих технологий. Современная образовательная практика, нуждается в совершенствовании и оптимизации процесса передачи возрастающего объема информации. В связи с этим подтверждается необходимость перехода обучения на качественно новый уровень, базирующийся на создании и развитии принципиально нового информационного обеспечения профессионального образования. Информатизация профессионального образования должна иметь тенденцию опережающего развития по сравнению с другими направлениями общественной и профессиональной деятельности, поскольку именно там закладываются профессиональные, общекультурные, социальные и психологические предпосылки развития современного информационного общества.

Литература:

1. Гущин А.В. Особенности развития информационно-технологического обеспечения электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.

2. Гущин А.В. Методология развития информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования. Монография. Н. Новгород 2014 г.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.

4. Петров А.Ю, Петрова Н.С., Филатова О.Н., Васильева Н.В. Дуальная система в профессиональном образовании при сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организации и предприятия. Нижний Новгород, 2018.

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период 2017-2030 года.

6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года №1632-р.

7. Филатова О.Н., Васильева Н.В., Фирсов М.В. Профессиональное обучение в контексте цифровой экономики // Проблемы современного педагогического образования. - 2018 - Вып. 58. - Ч.2.

8. Шобонов Н.А. Нормативно правовое регулирование и ценностно-смысловые ориентиры информационной открытости общеобразовательной организации // Народное образование. - 2015 - №5.

Педагогика

УДК 786.2.071.5-057.874

кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ФОРТЕПИАНО

Аннотация. В статье рассматриваются методы, приёмы и формы формирования творческой активности старших школьников на уроках фортепиано в детской музыкальной школе. Подчёркивается, что творческий процесс обучения игре на инструменте осуществляется с учётом познавательных интересов и потребностей обучающихся, моделируется в зависимости от индивидуальности личности, её творческих способностей, уровня развития технических навыков игры, накопленного исполнительского опыта, тезауруса.

Ключевые слова: формирование, творческая активность, старшие школьники, уроки фортепиано, детская музыкальная школа.

Annotation. The article discusses the methods, techniques and forms of the formation of creative activity in older schoolchildren in piano lessons at a children's music school. It is emphasized that the creative process of learning to play the instrument is carried out taking into account the cognitive interests and needs of students, is modeled depending on the personality of the person, her creative abilities, level of development of technical skills of the game, accumulated performing experience, thesaurus.

Keywords: formation, creative activity, older schoolchildren, piano lessons, children's music school.

Введение. Модернизация системы дополнительного образования требует нового подхода к организации музыкального образования в детских музыкальных школах и школах искусств. В связи с этим возрастает необходимость внедрения в музыкальную практику эффективных методов, приёмов и форм формирования творческой активности старших школьников на уроках фортепиано в ДМШ. Рассмотрим методические основы формирования творческой активности старших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.

Изложение основного материала статьи. В работах Л. Выготского, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова освещаются психологические познавательные процессы и качества личности, необходимые для эффективного развития творческой деятельности. С педагогической точки зрения творчество рассматривается в трудах В. Андреева, М. Скребцовой, Л. Столяренко, В. Сухомлинского. Музыкальное творчество как теоретическая проблема и её решение на практике нашло отражение в работах Л. Баренбойма, Б. Брылина, З. Кодая, К. Орфа. Музыкальные концепции учёных направлены на развитие творческой деятельности детей, стимулирование их мышления, художественно-познавательной деятельности.

Музыкантами-педагогами А. Гольденвейзером, К. Игумновым, Г. Коганом, В. Лензиным, Е. Либерманом, Б. Миличем, В. Михелисом, Г. Нейгаузом разработаны теоретические и практические аспекты проблемы обучения игре на фортепиано старших школьников в ДМШ. Осуществлённый нами анализ свидетельствует о том, что недостаточно разработанной остаётся проблема формирования творческой активности старших школьников на уроках фортепиано в ДМШ.

В научной литературе подчёркивается своеобразие творческой деятельности на уроках фортепиано, которое зависит от многих факторов: психологических, личностных качеств, возрастных особенностей школьника, жизненного опыта, умения сосредотачиваться на задании, планировать свою работу, а также от характера взаимоотношений с педагогом. Важно на уроках фортепиано создавать каждому обучающемуся условия для активного самовыражения в творчестве, независимо от его индивидуальных способностей и возможностей.

Эффективность обучения обеспечивается системой методов и средств педагогического воздействия, которые способствуют раскрытию творческого потенциала старших школьников на уроках фортепиано. На каждом занятии моделируется творческий процесс в зависимости от индивидуальности обучающегося, его творческих способностей, уровня развития технических навыков игры на фортепиано, накопленного исполнительского опыта, тезауруса, а также настроения и физического состояния. Огромную роль в формировании творческой активности обучающихся имеют накопленные знания о музыкальном искусстве, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов, пианистов-исполнителей, полученные в младших и средних классах ДМШ. При использовании учителем на уроках фортепиано разнообразных форм, методов и приёмов обучения музыкальное творчество для старших школьников приобретает личностный характер.

Творческая работа на уроках фортепиано строится с учётом таких видов музыкальной деятельности, как восприятие, исполнительство, сочинение. Задания на свободное оперирование музыкально-слуховыми представлениями в ладу, на осуществление анализа музыкальной формы, средств музыкальной выразительности изучаемого произведения, на развитие навыков самостоятельного переноса знаний из музыкальной области в другой вид искусства позволяют активизировать творческие способности школьников. Важно стимулировать художественно-познавательную активность обучающихся к восприятию и исполнительству, обеспечивать творческую атмосферу на уроках фортепиано для дальнейшего приобретения знаний.

Наряду с творческим методом, целесообразно применять и методы объяснения, рассказа, иллюстрирования музыкального произведения, что позволит помочь обучающимся свободно оперировать теми представлениями, которые они получают на уроках фортепиано. На наш взгляд, чтобы у школьников не исчез интерес к музыке и желание музицировать, необходимо выбрать такой художественный репертуар и приёмы обучения, которые максимально пробудили бы познавательные потребности у старших школьников и вызвали бы у них желание результативной деятельности.

Развитие творческой активности старших школьников тесно связано с раскрепощением их от обязательного заучивания, запоминания, от того, что они должны всегда помнить об определенных правилах игры на фортепиано, которые надо знать и соблюдать. Важно предоставить большую свободу обучающимся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.