2. Гордеева О.В. Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка // Начальное образование. 2009. №5. С. 34-37.
3. Гордеева О.В. Проблемная лекция как форма обучения в вузе // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. Вып. 19. Новокузнецк: СибГИУ, 2016. С. 42-48.
4. Десяева Н.Д. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 192 с.
5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001а. 432 с.
6. Зимняя И.А. Проблемность в обучении неродному языку // Проблемность в обучении иностранным языкам в вузе: Межвузовский сб. научных трудов. Пермь: Издво Пермского ГТУ, 1994. С. 10-17.
7. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие / И.А. Стернин. Воронеж: Изд-во "КО", 2001. 228 с.
8. Перова Т.Ю., Гордеева О.В. Жанры проблемного монолога на современном уроке: монография. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014. 131 с.
9. Феоктистова О.В. Проблемная школьная лекция как педагогическое высказывание // Коммуникативная культура педагога (в речевых тактиках и жанрах): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Г.Б. Вершининой. Новокузнецк. 2019. с. 50-67.
10. Юткина С.В. Развивающее обучение на уроке иностранного языка в школе (на материале понимания иноязычного текста): автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.02: Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) М., 1995. 16 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Грибина Галина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Ермолаева Екатерина Львовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БУДУЩЕМ ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о требовании педагога профессионального обучения в условиях цифровизации общества. Уделен вопрос об образовании и повышении квалификации педагога профессионального обучения. Особое место занимают цифровые образовательные платформы, которые по проведенным исследованиям остаются не достаточно изучены педагогами, хотя имеют большой научный арсенал, который можно применять как для личностного развития, так и для обучения студентов.
Ключевые слова: педагог профессионального обучения профессиональное образование, открытые онлайн-курсы, цифровизация профессионального образования, цифровое пространство.
Annotation. The article considers the issue of the requirement of a teacher of vocational training in the context of digitalization of society. The issue of education and advanced training of a teacher of vocational training is addressed. A special place is occupied by digital educational platforms, which, according to research, remain not sufficiently demanded by teachers, although they have a large scientific arsenal that can be used both for personal development and for student learning.
Keywords: vocational education teacher vocational education, open online courses, digitalization of vocational education, digital space.
Введение. В последнее время много говорится о трансформации образования и перестроении моделей и подходов к процессу профессионального обучения, который готовит человека войти в цифровую экономику, быть востребованным специалистом на рынке новых профессий. Педагог профессионального обучения является связующим звеном позволяющим войти человеку в цифровое пространство, быть востребованной личностью оснащенную цифровыми технологиями, свободно контактирующей в цифровой среде, пользующуюся благами цифровой цивилизации. Несомненно вопрос о компетенциях педагога профессионального обучения остается актуальным и открытым. Много исследователей по разному трактуют требования к педагогу профессионального обучения[1,6], его компетенциях, но, несомненно, самая главная задача - это переда профессиональных навыков и как следствие, приобретение востребованной профессии.
Изложение основного материала статьи. Несмотря на трансформацию и цифровизацию образовательного процесса, изменений форм, методов и средств обучения, технологий, компетенций, считаем, что классическое педагогическое базовое образование, как средне, но предпочтительней высшее, остается неотъемлемой частью для педагога профессионального обучения. Конечно, образовательная траектория современного мира изменяется под влиянием внешней среды, под влиянием цифровой среды с учетом требований к новым профессиям и компетенциям, изменяются ценностные ориентиры людей, преобладает ориентированность на прикладные науки и практику. Профессии появляются и меняются быстрее, чем для них разрабатываются и формируются образовательные программы. Поэтому системе профессионального образования отводится ведущая роль, чтобы предлагать и разрабатывать программы повышения квалификации или профессиональной подготовки и переподготовки по востребованным профессиям, что поможет быть конкурентоспособным в современной информационной среде. Цифровая
экономика, базирующаяся на цифровых технологиях, предполагает новый способ технологического производства, требующий новых специалистов, новых компетенций и новых условий развития [5, 6].
Поэтому, именно педагог профессионального обучения является главным связующим звеном сложной иерархической системы, которая с одной стороны выдвигает четкие требования, в виде образовательных стандартов, нормативных актов и других законодательных документов, а с другой стороны дает некую свободу выбора в огромном информационном потоке, который увеличивается с огромной скоростью. Возникающее противоречие в первую очередь сказывается на обучающихся профессиональных образовательных организациях, которые через определенное время должны занять свою нишу в цифровой экономике, быть востребованными специалистами и достойными представителями все таки человеческого общества.
Проводимые исследования Нижегородского института развития образования выявили, что имеется определенная часть педагогов профессионального обучения не имеющих педагогического образования, но являющихся высокоуровневыми специалистами определенной профессии. Данная категория педагогов проходит курсы повышения квалификации по профессиональной педагогике, целью которых является получение необходимых компетенций педагогической направленности. Так же в настоящее время, на базе имеющегося профессионального образования можно получить педагогическое образование продолжив обучение в магистратуре.
Магистратура Нижегородского государственного педагогическое университета имени Козьмы Минина, на основе классического высшего образования, в том числе и специалитета различного профиля предлагает следующие специализации, ориентированные на образование будущего педагога в цифровом пространстве. Подробно с данными программами можно ознакомится на сайте Мининского университета [8]:
- Цифровая педагогика;
- Мехатроника и робототехника;
- Информационные технологии в образовании;
- Инновации в финансово-экономическом образовании;
- Управление образовательными системами;
- Проектирование образовательного пространства;
- Бизнес - педагогика;
- Проектирование образовательного пространства и другие.
Нижегородским институтом развития образования предусмотрены следующие дополнительные курсы для педагогов профессионального обучения, ориентированные на будущее образование в цифровом обществе:
- Актуальные формы наставничества и менторства в творческих объединениях;
- Имидж педагога профессиональной образовательной организации в условиях цифровизации образования;
- Имитационное моделирование. Нейросетевые технологии, искусственный интеллект;
- Интернет - ресурс как инструмент педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среды;
- Модели и технологии электронного обучения в цифровой среде;
- Образование в условиях цифровой экономики;
- Практические аспекты здоровьесбережения обучающихся в условиях цифровизации образования;
- Проектирование цифровой образовательной среды образовательной организации;
- Современные цифровые технологии в образовании в условиях реализации ФГОС;
- Стартап, как технология внеурочной деятельности;
- Цифровая образовательная среда как основа инновационной деятельности педагога образовательной организации;
- Современная цифровая образовательная среда в среднем профессиональном образовании;
- Наставничество в образовании как реализация требований качества профессионального образования в современных условиях;
- Разработка цифровых учебно-методических комплексов и дидактических материалов для цифрового образования и другие.
Более подробнее со всеми курсами повышения квалификации можно ознакомится на официальном сайте Нижегородского института развития образования [9]. В рамках исследования были затронуты только организации Нижегородской области, но есть огромное количество похожих курсов и направлений подготовки в других учебных заведения России, которые предлагают как очные так и дистанционные курсы и их обновление происходит достаточно динамично.
Несомненно, все вышеперечисленные программы подготовки и переподготовки должны постоянно подстраиваться под изменения цифрового общества, иметь гибкий характер, формируя в конечном итоге те компетенции, которые будут актуальны и востребованы для деятельности педагога профессионального обучения в современном цифровом пространстве.
Проводимые исследования Нижегородским институтом развития образования выявили неоднозначную картину по применению интернет ресурсов и цифровых технологий в учебном процессе профессиональных образовательных организаций. Конечно, есть определенная тенденция по увеличению применения цифровых ресурсов преподавателями, увеличивается процент преподавателей, имеющих собственный сайт в интернете и использующих интернет - ресурсы в образовательном процессе. Но, так же, к сожаленью есть процент преподавателей, которые просто игнорируют достижения цифрового мира и продолжают работать по давно отработанной устаревшей схеме, что просто не допустимо при трансформации профессионального образования.
В последние время внимание Российских профессиональных образовательных организаций было привлечено к общедоступным открытым онлайн-курсам Massive Open Online Courses (MOOCs), которые педагог профессионального обучения может использовать в своей профессиональной деятельности. Достоинство таких курсов в первую очередь это неограниченная возможность для передачи и приобретения, улучшения и расширения знаний и умений по любой учебной дисциплине. В рамках исследования рассмотрим только некоторые, но самые популярные из них:
Образовательная платформа «Открытое образование». Данная платформа предлагает пройти онлайн-курсы, по различным направлениям, разработанные ведущими университетами России, результаты пройденных курсов могут быть зачтены студентам в их образовательной траектории. Некоторые образовательные учреждения Нижегородской области уже пользуются и зачитывают прохождение онлайн-курсов при наличии сертификата или удостоверения. Любой педагог профессионального обучения, без особых усилий должен пройти предлагаемые онлайн - курсы по своей дисциплине, с ознакомительной целью, что б в дальнейшем предлагать подобные курсы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Универсариум - сетевая площадка, предоставляющая бесплатную предпрофильную подготовку и целевое профильное обучение с использованием MOOCs. К 2019 г. на этой площадке зарегистрировано более 1,5 млн слушателей, которым доступны курсы по таким предметным областям, как робототехника, нанотехнологии, антикризисное управление, имитационное моделирование и др. Данная сетевая площадка предлагает новые дисциплины и новые курсы, которых пока нет в учебных планах профессиональных образовательных учреждений, но которые будут полезны не зависимо от получаемой профессии как студентам так и преподавателям, которые должны постоянно подстраиваться под изменения цифрового общества [2, 3].
Более четырехсот курсов размещено на сайте компании Stepik. Данный сайт предоставляет пользователям образовательную платформу и конструктор онлайн-курсов, сотрудничает с авторами MOOC, участвуют в проведении олимпиад, викторин и конкурсов, а также программ переподготовки персонала. Данный сайт в основном содержит общеобразовательные дисциплины, но может быть хорошей базой для повторения забытого материала, для получения дополнительной информации, и углубления знаний.
Платформа дополнительного профессионального онлайн-образования OpenProfession предоставляет доступ к MOOCs, разработанным в ведущих вузах России и компаниях лидерах современной индустрии. Проект, направлен на получение качественного образования гражданам разного возраста и социального положения, благодаря применяемым современным информационным технологиям и интеграции всех онлайн-платформ. Обучаемым предлагается просмотр видеолекций, участие в вебинарах, получение персональных онлайн-консультаций менторов, сдача по итогам обучения экзаменов с использованием технологий подтверждения личности и получения диплома или сертификата с записью в блокчейн. Данная платформа позволяет получить одновременно с основным образованием в профессиональной организации дополнительное образование по определенной специализации, что увеличивает шансы получения соответствующей должности.
«Национальный Открытый Университет «Интуит» - это образовательный проект, главными целями которого являются свободное распространение знаний во Всемирной Сети и предоставление услуг дистанционного обучения. На сайте проекта представлены в открытом и бесплатном доступе более 80о учебных курсов по тематикам информационных технологий, математике, физике, экономике, менеджменту, педагогике и другим областям современных знаний. Видеотека насчитывает несколько тысяч часов лекций известных профессоров и докладов ученых. Проект сотрудничает с учебными заведениями, учебные материалы «ИНТУИТ» активно используются в образовательном процессе более 500 вузов в России и других странах, является одним из самых популярных образовательных ресурсов и имеет большой потенциал роста.
Образовательный проект Лекториум, объединяющий платформу для публикации массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), первое в России профильное издательство MOOC и самый большой открытый видеоархив лекций на русском языке. Курсы Лекториума размещены на платформах Coursera, Iversity, Открытом образовании и на собственной платформе. Медиатека Лекториума - самый большой видеоархив образовательных материалов на русском языке.
ПостНаука данный сайт о современной фундаментальной науке и ученых. На платформе опубликовано более 3500 материалов, из них почти 2000 - видео о достижениях фундаментальной науки и важных современных технологиях. В проекте приняло участие более 800 ученых из разных исследовательских областей, в том числе нобелевские лауреаты и представители зарубежной науки. Данный сайт предназначен для вовлечения студентов и преподавателей в научную деятельность, которая подразумевает более глубокое погружение в изучаемую проблему.
Платформа ZOON предназначена для проведения занятий в онлайн-режиме. Можно применять в условиях болезни, карантина и других обстоятельств. Преподаватель приглашает необходимую аудиторию и в режиме видео - трансляции проводит занятие, консультацию, семинар. Во время проведения онлайн-занятия обучающиеся видят что делает преподаватель как на компьютере, так и на другом оборудовании. Любые материалы, имеющиеся в арсенале преподавателя могут быть доступны обучающимся. Преподаватель может устроит опрос и ответы на вопросы как и при традиционной форме проведения занятия. Работать с Zoon можно как с компьютера, так и с телефона или планшета, скачав соответствующее приложение.
Все вышеперечисленные платформы исключительно на русском языке и есть аналогичные на иностранных языках, которые набирают популярность и в российских образовательных организациях, которые так же могут применяться в образовательном процессе. Проект Coursera, Academic Earth содержат лекции преподавалетей ведущих американских университетов по различным отраслям знаний. Единственная трудность в освоении таких курсов - это языковой барьер, который наблюдается как у педагогов так и у студентов. Но, положительная динамика по освоению данных сайтов так же прослеживается.
Возникает вопрос о замене педагога профессионального обучения на вышеперечисленные сайты и платформы или просто на цифрового тьютора, или ментора, ответ остается открытым, многозначным и требует более глубокого исследования. Конечно, в своем исследовании мы придерживаемся значимости педагога профессионального обучения в цифровой экономике. В первую очередь, педагог это личность, которая передает не только знания умения и навыки, но и свой опыт, отношение и эмоциональную компоненту. Во вторых, воспитательную функцию, на данный момент, не может передать ни одна цифровая технология, хотя попытки уже предпринимаются. А самое главное, мы сами уже в какой то мере цифровизированы, и дальнейшая цифровизация неизбежна, но как бы не утратить человечное у подрастающего поколения [2, 4, 7].
Огромное количество различного образовательного контента можно получить всем участникам образовательного процесса, но именно педагог профессионального обучения в первую очередь должен
разобраться с разнообразием программ и курсов, подобрать тот, материал, который будет понятен и доступен всем обучающимся. Сочетание разных форм, методов и средств обучения способствует лучшему усвоению учебного материала и как следствие повышению качества профессионального образования в целом.
Выводы. В цифровом будущем педагог профессионального обучения помимо получения высшего профилирующего образования должен постоянно быть в тренде всех новинок в цифровом образовательном пространстве, оставаться высокообразованной личностью, готовый передать свой опыт и потенциал обучающимся. Сочетая накопленный веками психолого-педагогический опыт и современные цифровые технологии, педагог профессионального обучения, не зависимо как будет называться его профессия в будущем: модератор, тьютор, ментор, разработчик образовательных траекторий, карьерный стратег, игромастер, координатор образовательной онлайн-платформы, тренер коллективных компетенций и т.д. всегда останется востребованным специалистом на рынке труда. Именно педагог профессионального обучения является связующим звеном, который отвечает за формирование личности цифрового пространства.
Литература:
1. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов в техникуме / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Нижний Новгород, 2017.
2. Гущин А.В. Дидактические условия реализации методологии развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования. // Приволжский научный журнал, № 4. Н. Новгород, НН ГАСУ, 2013. - С. 235-239.
3. Гущин А.В. Концептуальные основы создания информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 9 2014, стр. 849-853.
4. Гущин А.В., Филатова О.Н. Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние. // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8. 2014, стр. 454-458.
5. Петров, Ю.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве / Ю.Н. Петров, О.Н. Филатова. // Нижегородское образование. 2019 №1. - С. 30-33.
6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019 -Вып.64. - Ч.2. - С. 189-192.
7. Филатова, О.Н. Профессиональное обучение в контексте цифровой экономики / О.Н. Филатова, Н.В. Васильева, М.В. Фирсов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018 - Вып. 58. -Ч.2. - С. 256-259.
8. URL: http://www.mininuniver.ru
9. URL: http://www.niro.nnov.ru
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Фирсова Светлана Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола); кандидат педагогических наук Гарифуллина Флюра Зинатовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола)
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. В рамках данной статьи рассматриваются поликультурная подготовка студентов в условиях образовательной среды университета. Актуальность темы обусловлена интеграцией России в международное образовательное пространство и, как следствие, увеличением международных академических контактов. Исследуются методы и приемы традиционной поликультурной подготовки студентов. Представлены условия, необходимые для формирования поликультурной личности.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, поликультурная образовательная среда университета, поликультурная подготовка магистрантов, поликультурная компетентность.
Anmtation. This article deals with the multicultural students' training in the educational environment of the university. The relevance of the topic is by Russian integration into the international educational area and, as a result, the increase in international academic contacts. Some methods and techniques of traditional multicultural students' training are investigated. The conditions necessary for the formation of a multicultural personality are also considered.
Keywords: intercultural communication, multicultural educational environment of the university, multicultural students' training, multicultural competence.
Введение. Последние десятилетия появилось значительное количество исследований в области межкультурной коммуникации и взаимодействия в контексте высшего образования. Актуальность данной тематики в рамках образовательной среды университета связана, прежде всего, интеграцией России в международное образовательное пространство, результатом которой является увеличение международных академических контактов и обменов, реализация программ двойных дипломов и др. [6, 7, 8].
В этой ситуации приоритетной становится задача поликультурного образования студентов, под которым понимается формирование личности, которая, с одной стороны, сохраняет собственную самобытность, а с другой - стремится к постижению иных культур, взаимодействуя с представителями разных национальностей. Образовательная среда университета имеет уникальные возможности для создания условий формирования личности, готовой к общению и взаимодействию в поликультурной среде, признающей культурное многообразие и адекватно реагирующей на различные поведенческие ситуации [1]. При этом