Научная статья на тему 'СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / COMMUNICATION / NETWORK SPACE / PROFESSIONAL EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / ELECTRONIC COMMUNICATION / SOCIAL NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Лапшова Анна Владимировна, Федосеева Любовь Алексеевна

В статье рассматривается актуальная проблема внедрения сетевых коммуникаций в учебно-воспитательный процесс системы профессионального образования. Большое внимание уделяется эффективным средствам электронной коммуникации, значимости виртуального общения преподавателей и обучающихся. Раскрываются возможные перспективы и недостатки применения информационно-коммуникационных технологий в сети Интернет. Выделенные факторы сетевых коммуникаций в системе профессионального образования объясняют важность и значимость использования электронной коммуникации в вузе.The article discusses the urgent problem of introducing network communication into the educational process of the vocational education system. Much attention is paid to effective means of electronic communication, the importance of virtual communication between teachers and students. The possible prospects and disadvantages of the use of information and communication technologies on the Internet are revealed. The distinguished factors of network communications in the vocational education system explain the importance and significance of the use of electronic communication in a university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Лапшова Анна Владимировна, Федосеева Любовь Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

игры помогают не только сделать занятие более ярким и интересным, но и мотивируют дошкольников к получению новых знаний о природе.

Экспериментирование - это такая деятельность, которая проявляет активность детей в получении новых знаний. Именно детское экспериментирование дает возможность для формирования самостоятельности, способности преобразовывать предметы и явления, чтобы достичь желаемого результата. Н.Н. Поддъяков считал, что детское экспериментирование может считаться ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте ровным счетом так же, как и сюжетно-ролевая игра. Он считал, что основу ведущей деятельности составляет познавательное ориентирование и поэтому «потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира» [10]. Его исследования показали, что познавательный интерес дошкольника направлен и на сам процесс познания, и на результат, что связано с волевым напряжением, мотивацией, стремлением к достижению цели, преодолением преград в процессе ее реализации [9].

Выводы. Таким образом, изучив научную литературу и проанализировав основные идеи ученых, можно утверждать, что в образовательном процессе необходимо активизировать познавательную деятельность дошкольников, формировать познавательный интерес, и на его основе, познавательное отношение к миру природы, обеспечивать условия для стимулирования субъектности и инициативы дошкольников.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1 / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова; сост. В.П. Лисенкова. - 1980. - 231 с.

2. Балдова А.С., Ханова Т.Г. Пути и средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. -2019. - № 6 (102). - С. 12-18.

3. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6 (36). -С. 114-121.

4. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 2 (23). - С. 3. [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_35246436_33644997.pdf (дата обращения 11.11.2019).

5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение. - 1978. - 103 с.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.

7. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М., 2012. - 320 с.

8. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 330 с.

9. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника: монография. М.: Педагогика, 1977. - 272 с.

10. Поддъяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. - 1997. - №1. - С. 6.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер». - 2000. - 712 с.

12. Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. - 92 с.

13. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

15. Ханова Т.Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. - 2018. - №2 (23). [Электронный ресурс]. - URL: https: //vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/814/666 (дата обращения 04.04.2020).

16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики. - 2004. - 349 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Федосеева Любовь Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема внедрения сетевых коммуникаций в учебно-воспитательный процесс системы профессионального образования. Большое внимание уделяется эффективным средствам электронной коммуникации, значимости виртуального общения преподавателей и обучающихся. Раскрываются возможные перспективы и недостатки применения информационно-коммуникационных технологий в сети Интернет. Выделенные факторы сетевых коммуникаций в системе профессионального образования объясняют важность и значимость использования электронной коммуникации в вузе.

Ключевые слова: коммуникация, сетевое пространство, профессиональное образование, качество образования, электронная коммуникация, социальная сеть.

Annotation. The article discusses the urgent problem of introducing network communication into the educational process of the vocational education system. Much attention is paid to effective means of electronic communication, the importance of virtual communication between teachers and students. The possible prospects and disadvantages of the use of information and communication technologies on the Internet are revealed. The distinguished factors of network communications in the vocational education system explain the importance and significance of the use of electronic communication in a university.

Keywords: communication, network space, professional education, quality of education, electronic communication, social network.

Введение. В настоящее время уделяется неоднозначное и глобальное внимание средствам и способам эффективной коммуникации в мире. В последнее время большую значимость коммуникации, а в некоторых случаях становится и основным видом коммуникации, приобретает виртуальное общение через Интернет.

Высшее учебное заведение как масштабное образовательное учреждение обязано учитывать новый вид коммуникации в сети Интернет, обеспечивать обучающихся соответствующими условиями для виртуального общения.

Образовательный процесс в вузе предполагает предоставление студентам справочных и методических материалов. В свою очередь коммуникация в сетевом пространстве должна обеспечивать электронными учебными пособиями, использование различных электронных форм обучения: форум, блог, вебинар, чат, электронные курсы, электронная почта, социальная сеть.

Интенсивное развитие электронного образования и дистанционных образовательных технологий в высшем образовании обусловлено не только необходимостью удовлетворения требованиям ФГОС ВО, стратегических программных документов РФ, но и готовностью преподавателей и обучающихся более эффективно использовать преимущества электронного образования [2].

Сетевое пространство включает в себя масштабную социально-коммуникационную компьютерную среду Интернет, которая предназначена для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей, и обозначения виртуальных возможностей при использовании многофункциональных информационно-коммуникационных технологий.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выделить проблемы и перспективы эффективных средств сетевой коммуникации в современных условиях обучения в вузе.

Изложение основного материала статьи. Современное высшее образование предполагает перестройку системы, включающую синтез «человека слушающего» и человека «смотрящего». Это эпоха электронной коммуникации, выделяющая основные функции сетевого пространства в вузе:

- пространственно-коммуникационная функция - осуществляет передачу мультимедийных сообщений во всемирном масштабе через глобальный коммуникационный канал - Интернет;

- временно-коммуникационная функция - предполагает общедоступное хранилище информации через всемирную библиотеку, архив, информационное агентство;

- социально-коммуникационная функция - осуществляет социализацию и самореализацию личности через виртуальное общение социальной группы с заинтересованными партнёрами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров.

Изменения и преобразования в сфере технологий общения и коммуникаций, а также появление сетевых коммуникаций обозначили и наметили основные положения во всех сферах жизнедеятельности личности.

Сетевая структура перестройки социальных явлений человека становится важнейшим принципом деятельности электронной коммуникации, применяемая к основным социальным процессам и институтам.

На сегодняшний день известные ученые и педагоги в России уделяют особое внимание коммуникативной парадигме и применению современных коммуникационных технологий, и разработке многочисленных программ и моделей обучения студентов в вузе. Исследователи В.И. Аршинов, Ю.А. Данилов, В.В. Тарасенко определяют сетевые коммуникации как сложную самоорганизующуюся коммуникативную систему Интернет, включающая видоизмененные формы диалога [3].

Диалог в глобальной коммуникационной сети представляет собой совершенно новый синергетический подход к получению информации, осуществлению контроля за усвоением и познанием информационных потоков и ориентации к положительному отношению к содержанию сообщений.

Нужно понимать, что отношение многих исследователей (А.П. Огурцов, Н. Громыко, С. Попов) к использованию современных информационных коммуникаций в сети Интернет неоднозначное и противоречивое [3, 4]. Они утверждают, что внедрение сетевых коммуникаций в образовательную и социальную среду ведет за собой формирование стандартного мышления, приводит к отсутствию креативности и ориентирует обучающихся на потребительское отношение к приобретению информации.

В связи с этим сразу возникает вопрос о качестве образования при дистанционной форме обучения. Качество - характеристика интегральная. Она способствует определению меры соответствия представлений в обществе о том, каким должен быть образовательный процесс и его результаты и каким целям должен служить.

Анализируя систему профессионального образования, мы выделили следующие показатели, оказывающие непосредственное влияние на его качество:

- высококвалифицированные преподаватели и специалисты, обеспечивающие психолого-педагогические условия к формированию личности обучающегося;

- многофункциональный доступ к учебно-профессиональной литературе; современным обучающим справочно-методическим материалам, а также к дополнительной информации за пределами вуза;

- организованная материально-техническая база вуза;

- способность обучающихся удовлетворять потребности и мотивы в обучении и формировании их как будущих специалистов.

Эффективность реализации данных показателей обеспечивает использование современных коммуникационных технологий в сетевом пространстве.

Определяя специфику сферы образования - подготовка специалиста к жизни в постоянно изменяющемся мире, необходимо строить процесс обучения с учетом современных требований к развитию личности студента в профессиональной и социальной сфере.

Во время осуществления обучения в условиях сетевого пространства студент должен получать необходимые новые знания по отдельным предметам; активно вступать в онлайн-взаимодействие с другими членами сообществ вуза; применять и практиковать коммуникативные умения и навыки по решению коммуникационных задач-онлайн различного уровня сложности.

Электронная коммуникация в этом случае диктует следующие принципы: наблюдаемость, оперативность, активность, креативность, дополнительность, значимость, комфортность.

Эффективными факторами применения сетевых коммуникаций в образовательном пространстве вуза выступают следующие:

- модернизация материально-технической базы вуза; оснащение аудиторий современными техническими устройствами для выхода в виртуальное пространство;

- использование преподавателями различных социальных сервисов в обучении; развитие собственного опыта работы в социальных сетях и управление виртуальным общением студентов;

- применение различных форм коммуникативного взаимодействия в сети (форум, блог, вебинар, чат, опросы, комментарии, сообщение, подписки и т.д.);

- организация, коррекция и управление контактной самостоятельной работой студентов;

- организация совместной деятельности студентов в сети; применение методов самопроверки и взаимопроверки заданий одногруппников;

- обеспечение свободного допуска к информации в различных форматах; поиск, обмен и кодирование виртуальных сообщений;

- проведение видео, онлайн-консультаций, осуществление индивидуальной помощи преподавателей;

- формирование различных онлайн-сообществ по выполнению групповой работы студентов;

- создание благоприятных и комфортных условий для студентов-пользователей.

Выделенные факторы сетевых коммуникаций в системе профессионального образования объясняют важность и значимость использования электронной коммуникации в вузе. Они обеспечивают не только повышение эффективности социальных сетей в образовательном процессе, но и осуществление контроля за самостоятельной работой студентов; увеличение мотивации к обучению и изучению отдельных предметов; формирование коммуникативных умений и качеств обучающихся; овладение практическим опытом (тренировкой).

Выделяя специфические особенности применения сетевых коммуникаций в профессиональном образовании как средства повышения качества образования и формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов, можно выделить следующие их формы [1, 2]:

1. Сетевое пространство как социализация в сети включает в себя местоположение для бесконтактного взаимодействия:

- преподавателя и студента, где появляется возможность задавать вопросы в любое время и проконсультироваться на любом расстоянии;

- студента и студента, где обеспечивается обсуждение, делаются выводы, замечания, общение, выполнение совместных самостоятельных заданий;

- студента и общества, где происходит в основном виртуальное общение студента между людьми, не входящими в учебную группу.

2. Сетевое пространство как пространство управления за процессом обучения студентов включает в себя контроль этапов выполнения практических и самостоятельных заданий, коррекцию педагогического процесса в соответствии с целями обучения, оценку результатов занятия.

3. Сетевое пространство как пространство для хранения информации.

4. Сетевое пространство как пространство для размещения организационно-стимульной информации, «доска объявлений».

Перенос учебного процесса в сетевое пространство дает возможность применения нестандартных методов обучения: сетевое коллективное сотрудничество и сотворчество не только между преподавателями и студентами, но и между представителями научно-профессиональных и научно-педагогических сообществ. Такие методы взаимодействия в сети оставляют приоритетным возможность принятия решений в коллективе и формирование через него механизмов высказывания индивидуального мнения и принятия индивидуального решения. Нельзя не упомянуть и о существенных недостатках такого сетевого взаимодействия. Как правило взаимодействие через сетевые коммуникации происходит с людьми, имеющими различные культурные и профессиональные уровня развития, социальные связи и отношения, ценностные и этические приоритеты, поэтому проблемы электронных коммуникаций в учебном процессе заключаются в отсутствии количественных и возрастных ограничениях обучающихся и преподавателей, их различной мотивационной, профессиональной и даже научной заинтересованности и принадлежности [5].

В настоящий момент поток информации, получаемый и воспринимаемый обучающимися, растет, что ведет к низкой мотивационной активности усвоения знаний. Поэтому главной целью внедрения сетевых коммуникаций в систему профессионального образования является превращение современных информационно-коммуникационных технологий в многофункциональный доступный ресурс образовательного процесса, который будет обеспечивать эффективность и качественность получения профессионального образования.

Важностью в этом является соответствии скорости внедрения сетевых коммуникаций в образовательную среду и скорости развития внедрения коммуникативных технологий. В результате чего часто наблюдаемые факторы становятся недостаточно эффективны по следующим причинам: отсутствие научной и информационной новизны, незначительный процент наглядных пособий и материалов, ограничение типов учебно-методических материалов.

В таких случаях для увеличения эффективности овладения учебными дисциплинами студентами части используются дополнительное средство обучения - социальные сети, которая приобретает статус привычного общения обучающихся.

Новый уровень информатизации профессионального образования актуализировал появление новых нестандартных способов общения и видов обучения преподавателей и студентов через сетевые коммуникации.

В отличие от традиционного коммуникационного взаимодействия в аудитории, сетевые коммуникации происходят опосредованно и виртуально, оперативно и обезличено, индивидуально и массово; предполагает

наличие особой сетевой культуры взаимодействия между преподавателями и студентами; способствует более успешному формированию навыков самоорганизации своей деятельности в сетях различного вида и умений сетевого сопровождения сетевых коллективных работ [4].

Теперь у преподавателя в рамках применения различных средств сетевых коммуникаций появляется возможность быть не просто лектором - «источником знаний», но и быть идейным вдохновителем, наставником для обучающихся, осуществляя взаимодействие в индивидуальном порядке, создавать и направлять коллективную совместную деятельность в сей группы с помощью дискуссий, делиться своими впечатлениями, интересными научными фактами, те самым способствовать саморазвитию каждого обучающегося в заданном направлении системой современного профессионального образования.

Выводы. Таким образом развитие и совершенствование сетевых коммуникаций в системе профессионального образования приобретает более доступный способ овладения знаниями, умениями и навыками различных учебных дисциплин. Появляются новые инструменты для организации познавательной самостоятельной активности студентов в образовательных организациях, в качестве которых можно и нужно использовать социальные сети.

Построение учебно-воспитательного процесса с помощью сетевых коммуникации способствует решению ряда задач:

- организация дистанционной совместной работы группы, проведение индивидуальных и массовых онлайн-консультаций, способствующих развитию интеллектуально-творческого потенциала студентов;

- активное применение и внедрение современных информационно-коммуникационных сетевых технологий в образовательный процесс вуза позволяет в короткие сроки ускорять и оптимизировать процесс обучения в целом;

- необходимые современные сетевые коммуникации обеспечивают повышение качества профессионального образования, овладения необходимыми профессиональными компетенциями и повышению успеваемости студентов, быстро ориентироваться в условиях постоянно меняющейся информационной среды.

Литература:

1. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Абрамова Н.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, №1(26). С. 277-280.

2. Малушко Е.Ю. Электронный курс как форма реализации инноваций в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-2.

3. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве. // Нижегородское образование. 2019. №1. - С. 30-33.

4. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-5.

5. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019 - Вып. 64. - Ч.2. - С. 189-192.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Инна Константиновна Московский государственный строительный университет (г. Москва); студент Максимова Ксения Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. Дистанционное обучение на сегодняшний день, несомненно, стало средством самообучения. В связи с этим актуальной задачей стало осуществление процедуры контроля и проверки полученных обучающимися знаний. Цель статьи - выделить и описать формы контроля знаний при реализации дистанционного обучения. Авторами статьи были выделены факторы, которые могут оказывать влияние на выбор форм контроля учебных достижений студентов при дистанционном обучении в сети интернет. В зависимости от вида организации дистанционного обучения осуществлять контроль учебной деятельности могут: преподаватель; обучающиеся; компьютерные программы (боты); тестирования. В статье были определены наиболее распространенные формы контроля учебной деятельности студентов: написание рефератов и отчетов о проделанной работе; связь посредством телеконференций; проектная работа; анкетирование; составление профессионального портфеля. Таким образом, формы контроля учебной деятельности студентов в дистанционном обучении позволяют оперативно отслеживать учебные достижения и успехи обучающихся, мотивировать их к дальнейшей учебной работе. Для эффективной процедуры контроля знаний в процессе дистанционного обучения нужно использовать разнообразные формы контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, формы контроля, учебная деятельность, отчет, телеконференция, проектная деятельность, анкетирование, профессиональный портфель.

Annоtation. Distance learning today has undoubtedly become a means of self-learning. In this regard, the implementation of the procedure for monitoring and verifying the knowledge received by students has become an urgent task. The purpose of the article is to identify and describe the forms of knowledge control in the implementation of distance learning. The authors of the article highlighted the factors that can influence the choice of forms of control of students ' educational achievements during distance learning on the Internet. Depending on the type of distance learning organization, the following can control educational activities: a teacher; students; computer programs (bots); testing. The article identified the most common forms of monitoring students ' academic activities:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.