Научная статья на тему 'МООК в контексте современного цифрового образования'

МООК в контексте современного цифрового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТ 2016-2021 «СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» / МООК / ОНЛАЙН-КУРСЫ / COURSERA / ЛЕКТОРИУМ / УНИВЕРСАРИУМ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / PROJECT 2016-2021 "MODERN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION" / MOOC / ONLINE COURSES / LECTURE HALL / UNIVERSARIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редванов Алим Салимович

В статье рассматриваются ключевые особенности и возможности применения массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в условиях цифровизации высшего образования, положительные и отрицательные стороны введения МООК в систему образования, представлена классификация массовых открытых онлайн-курсов. Массовый открытый онлайн-курс обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования.The article discusses the key features and possibilities of using mass open online courses (mooc) in the context of digitalization of higher education, the positive and negative aspects of the introduction of moocs in the education system, the classification of mass open online courses. Mass open online course a training course with mass interactive participation using e-learning technologies and open access via the Internet, one of the forms of distance education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МООК в контексте современного цифрового образования»

STUD NET

МООК В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ЦИФРОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

MOOC IN THE CONTEXT OF MODERN DIGITAL EDUCATION

ABSTRACT

УДК 378

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10246

Редванов Алим Салимович

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия, г. Ставрополь

Redvanov Alim Salimovich ahiska.alimchik@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые особенности и возможности применения массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в условиях цифровизации высшего образования, положительные и отрицательные стороны введения МООК в систему образования, представлена классификация массовых открытых онлайн-курсов.

Массовый открытый онлайн-курс — обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования.

Annotation

The article discusses the key features and possibilities of using mass open online courses (mooc) in the context of digitalization of higher education, the positive and negative aspects of the introduction of moocs in the education system, the classification of mass open online courses.

Mass open online course — a training course with mass interactive participation using e-learning technologies and open access via the Internet, one of the forms of distance education.

Ключевые слова: цифровизация образования, проект 2016-2021 «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», МООК, онлайн-курсы, Coursera, Лекториум, Универсариум.

Keywords: digitalization of education, project 2016-2021 "Modern digital educational environment in the Russian Federation", mooc, online courses, Coursera, lecture Hall, Universarium.

Современная система образования направлена на всестороннее развитие обучающегося, что позволяет создавать благоприятные условия для самореализации, саморазвития, достижения оптимального успеха в обучении и воспитании. Главной отличительной чертой модернизированных образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности обучающихся.

Данный процесс предусматривает перестройку процесса получения высшего образования, конечной целью которого должны стать максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и саморазвитие личности каждого студента. Среди современных педагогических технологий и образовательных инноваций мощным трендом является онлайн-образование. Одним из видов онлайн-образования являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК).

Основная цель МООК заключается в обеспечении прямого полноценного доступа студентов к учебным материалам вузов без необходимости поступления в них. Вторая немаловажная цель курсов -предоставление требующихся ресурсов в распоряжение педагогов для применения их в своих профессиональных интересах.

Впервые данный термин появился в США в 2008 году, но применение относительно современного образования закрепилось в 2012 году после старта проекта Coursera, основанного профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. Проект позволил объединить ресурсы трех крупнейших университетов США в виде набора онлайн-курсов и, по версии журнала Time, стать лучшим образовательным сайтом 2012 года.

Только за первые полгода работы на проект было зачислено около 1 млн. слушателей. Уже в 2013 году МООК стал системным вызовом для большинства стран с развитыми системами высшего образования. Мода на МООК приобрела широкую географию. Бесспорно, лидером являются США, имеющие более 15 МООК-площадок (Coursera, EdX, Udacity и др.) и миллионы обучающихся на них слушателей. Собственные МООК-платформы запустили многие страны, в том числе Германия, Испания, Великобритания и т.д.

Нарастающая популярность данного вида обучения способствует проявлению интереса к онлайн-обучению на государственном уровне. В 2013-

2014 годах Россия полностью запустила академические образовательные проекты Лекториум, Интуит, Универсариум, и др. Одновременно с этим несколько российских вузов, включая МФТИ и СПбГУ, вышли на платформу Coursera, на которой до этого были представлены только курсы зарубежных университетов. Стремление к укреплению своих позиций в этом сегменте рынка образовательных услуг проявляется в реализации проекта на 20162021 гг. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», целью которого является создание условий по внедрению к 2025 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

У МООК, как и у любой другой системы обучения имеются свои преимущества и недостатки.

К первым можно отнести:

1. Возможность выбора. Большое количество курсов позволяет выбрать именно то, что нужно, исходя из самых разнообразных требований.

2. Сокращение расходов на обучение.

3. Комфортные условия для обучения.

4. Индивидуальное взаимодействие с преподавателем.

5. Возможность параллельного обучения. Также онлайн-курсы позволяют с легкость совмещать получение образования с остальными аспектами жизни студента, к примеру с работой.

6. Повышение квалификации.

7. Отсутствие специальных требований, ограничивающих доступ к курсам. Для использования МООК нужна лишь возможность подключения к всемирной сети «Интернет».

8. Объединение студентов из разных стран.

9. Возможность обучения в любом возрасте.

К отрицательным сторонам МООК можно отнести:

1. Большое количество участников курсов.

2. Отсутствие дополнительной мотивации при получении образования. Неоконченный курс не предусматривает тех или иных мер воздействия.

3. Пустой интерес. Большое количество пользователей не имеют своей главной целью получение образования. Им просто интересно, что представляет из себя какой-либо курс. В дальнейшем заинтересованность в материалах сходит на нет.

4. Отсутствие возможности проведения практических и лабораторных работ, способствующих закрепления полученного теоретического материала на практике.

5. Наличие возможности «списать». Студенты, заинтересованные только в получении документа о прохождение курса, могут прибегнуть к нечестным методам сдачи опросов, тестов или контрольных работ.

6. Высокая стоимость создания МООК.

7. Отсутствие русификации во многих мировых курсах.

Бурное развитие проектов рассматриваемых курсов было воспринято весьма неоднозначно. Оценки колебались от резко негативных до восхищенных. Многие считали и до сих пор считают, что новый образовательных формат со временем сможет полностью заменить современное вузовское образование. Чаще всего о положительной замене общих дисциплин онлайн-курсами говорят сами студенты, однако к подобной замене специализированых предметных дисциплин они относятся с осторожностью. Преподаватели весьма сдержано высказываются об идее замены очных курсов по общим дисциплинам на МООК и негативно - об идентичной замене очных курсов по специализированным дисциплинам.

Тем не менее, несмотря на всю спорность высказываний о онлайн-курсах, последние приобретают весьма широкое распространение. Обучение по открытым курсам популярных мировых вузов стало обыденностью. Миллионы людей ежедневно проходят профессиональное обучение и получают возможность, за весьма невысокую плату, получить сертификаты и дипломы по интересующим их специальностям.

Базовые отличительные черты онлайн-курсов связаны с реализацией принципов непрерывности и индивидуализации образования, а также с возможностью более обширного распространения современных научных идей, представленных в простой для понимания обычным слушателем форме:

1. Массовость.

2. Открытость.

3. Цельность курса.

4. Возможность получить сертификат в случае успешного освоения курса. Курсы в формате МООК предназначены для проведения интерактивного

удаленного учебного процесса, включающего в себя связанные одной тематикой лекции, проверочные задания, тестирования, проведение итогового экзамена с целью выбора наиболее успешных студентов для дальнейшей совместной научной работы. Общение преподавателя и студентов на

предназначенной для этого интернет-площадке позволяет отмечать особенности успеваемости каждого студента индивидуально.

Много внимания в МООК уделяется совместной работе и общению слушателей. Для этого существуют различные форумы, группы и сообщества для общения онлайн и лично, совместный просмотр учебных материалов и т. д. Важным пунктов при обучении по открытым онлайн-курсам является наличие строго ограниченных сроков для выполнения графика учебного курса. Процесс обучения при помощи онлайн-курсов предусматривает немалые объемы исследовательской работы посвященной анализу самого учебного процесса. В результате складывается картина, позволяющая оценить качество проводимого обучения и эффективность применяемых технологий, добиться высокой результативности в основных целях этих проектов, повысить узнаваемость вуза и, как следствие, поднять его рейтинг. Вследствие всего вышеперечисленного повышается качество образовательных программ посредством обмена педагогическим опытом и получения обратной связи из различных стран, образовательные учреждения получают возможность привлечения наиболее талантливых и одаренных молодых специалистов, обеспечивается доступность получения качественного образования для граждан с ограниченными возможностями.

Литература

1. Coursera [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.coursera.org/ (дата обращения 15.05.2020).

2. Рынок онлайн-образования в России и мире: сегмент массовых онлайн-курсов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// json.tv/ict_telecom_analytics_view/ rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossiii-mire-segment-massovyh-onlaynkursov-20141209065340 (дата обращения 15.05.2020).

3. Maureen Ebben, Julien S. Murphy Unpacking MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship // Learning, Media and Technology, 2014. р. 1-18. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http : //dx.doi. org/10.1 080/17439884.2013.878352 (дата обращения 15.05.2020).

4. Marc Clar, Elena Barber Learning online: massive open online courses (MOOCs), connectivism, and cultural psychology // Distance Education, 2013, Vol. 34, No. 1, р. 129-136, [Электронныйресурс] - Режимдоступа: http://dx.doi.org/1 0.1080/01587919.2013.770428 (датаобращения 15.05.2020).

5. Vera Bal, Galina Mozhaeva. Modern tendencies in education development: experience of National Research Tomsk State University in MOOC creation // Triple Helix XII International Conference «The Triple Helix and InnovationBased Economic Growth: New Frontiers and Solutions», Tomsk, Russia, September 11-13, 2014. Proceedings. - Tomsk: Publishing Office of Tomsk State University of Control Systems and Radio electronics, 2014. - P. 241-244.

6. VMPass. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// vmpass.eu/ (дата обращения 15.05.2020)

7. Диплом онлайн-образования будет приравнен к другим европейским дипломам. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.eduhelp .info/page/ diplom-onlaj n-obrazovanij a-budetpriravnen-k-drugim-evropejskimdiplomam (дата обращения 15.05.2020).

8. Курсы МООК Томского государственного университета. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lektorium.tv/mooc (дата обращения: 15.05.2020).

9. Гореткина Е. Дистанционное образование: новые подходы - новые проблемы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.pcweek.ru/idea/article/detail. php?ID=161312 (дата обращения 15.05.2020).

10. Методические рекомендации по разработке открытых онлайн-курсов в формате МООК. Томск, 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ido. tsu.ru/competitions/h_teachers/ files/mook15/metod1.pdf (дата обращения 15.05.2020).

Literature

1. Coursera [Electronic resource] - access Mode: https:// www.coursera.org/ (accessed 15.05.2020).

2. online education Market in Russia and the world: segment of mass online courses. [Electronic resource] - access Mode: http:// json.tv/ict_telecom_analytics_view/ rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossiii-mire-segment-massovyh-onlaynkursov-20141209065340 (accessed 15.05.2020).

3. Maureen Ebben, Julien S. Murphy Unpacking MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship // Learning, Media and Technology, 2014. R. 1-18. [Electronic resource] - access Mode: http://dx.doi.org/10.1 080/17439884. 2013.878352 (accessed 15.05.2020).

4. Marc Clar, Elena Barber Learning online: massive open online courses (MOOCs), connectivism, and cultural psychology / / Distance Education, 2013,

Vol. 34, No. 1, p. 129-136, [electronic Resource] - access Mode: http://dx.doi.org/1 0.1080/01587919.2013.770428 (date of conversion 15.05.2020).

5. Vera Bal, Galina Mozhaeva. Modern tendencies in education development: experience of National Research Tomsk State University in MOOC creation // Triple Helix XII International Conference «The Triple Helix and InnovationBased Economic Growth: New Frontiers and Solutions», Tomsk, Russia, September 11-13, 2014. Proceedings. - Tomsk: Publishing Office of Tomsk State University of Control Systems and Radio electronics, 2014. - P. 241-244.

6. VMPass. [Electronic resource] - access Mode: http:// vmpass.eu/ (accessed 15.05.2020)

7. Diploma online education will be equal to other European qualifications. [Electronic resource] - access Mode: http://www.eduhelp.info/page/ diplom-onlajn-obrazovanija-budetpriravnen-k-drugim-evropejskimdiplomam (accessed 15.05.2020).

8. mooc Courses of Tomsk state University. [Electronic resource] - access Mode: http://www.lektorium.tv/mooc (accessed: 15.05.2020).

9. Goretkina E. Distance education: new approaches-new problems [Electronic resource] - access Mode: http:// www.pcweek.ru/idea/article/detail. php?ID=161312 (accessed 15.05.2020).

10. Guidelines for the development of open online courses in the mooc format. Tomsk, 2015. [Electronic resource] - access Mode: http://ido. tsu.ru/competitions/h_teachers/ files/mook15/metod1. pdf (accessed 15.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.