Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / MULTICULTURAL STUDENTS’ TRAINING / MULTICULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна, Гарифуллина Флюра Зинатовна

В рамках данной статьи рассматриваются поликультурная подготовка студентов в условиях образовательной среды университета. Актуальность темы обусловлена интеграцией России в международное образовательное пространство и, как следствие, увеличением международных академических контактов. Исследуются методы и приемы традиционной поликультурной подготовки студентов. Представлены условия, необходимые для формирования поликультурной личности.This article deals with the multicultural students’ training in the educational environment of the university. The relevance of the topic is by Russian integration into the international educational area and, as a result, the increase in international academic contacts. Some methods and techniques of traditional multicultural students’ training are investigated. The conditions necessary for the formation of a multicultural personality are also considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна, Гарифуллина Флюра Зинатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

разобраться с разнообразием программ и курсов, подобрать тот, материал, который будет понятен и доступен всем обучающимся. Сочетание разных форм, методов и средств обучения способствует лучшему усвоению учебного материала и как следствие повышению качества профессионального образования в целом.

Выводы. В цифровом будущем педагог профессионального обучения помимо получения высшего профилирующего образования должен постоянно быть в тренде всех новинок в цифровом образовательном пространстве, оставаться высокообразованной личностью, готовый передать свой опыт и потенциал обучающимся. Сочетая накопленный веками психолого-педагогический опыт и современные цифровые технологии, педагог профессионального обучения, не зависимо как будет называться его профессия в будущем: модератор, тьютор, ментор, разработчик образовательных траекторий, карьерный стратег, игромастер, координатор образовательной онлайн-платформы, тренер коллективных компетенций и т.д. всегда останется востребованным специалистом на рынке труда. Именно педагог профессионального обучения является связующим звеном, который отвечает за формирование личности цифрового пространства.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов в техникуме / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Нижний Новгород, 2017.

2. Гущин А.В. Дидактические условия реализации методологии развития информационно-технологического обеспечения педагогического образования. // Приволжский научный журнал, № 4. Н. Новгород, НН ГАСУ, 2013. - С. 235-239.

3. Гущин А.В. Концептуальные основы создания информационно-технологического обеспечения высшего педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 9 2014, стр. 849-853.

4. Гущин А.В., Филатова О.Н. Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние. // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8. 2014, стр. 454-458.

5. Петров, Ю.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве / Ю.Н. Петров, О.Н. Филатова. // Нижегородское образование. 2019 №1. - С. 30-33.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019 -Вып.64. - Ч.2. - С. 189-192.

7. Филатова, О.Н. Профессиональное обучение в контексте цифровой экономики / О.Н. Филатова, Н.В. Васильева, М.В. Фирсов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018 - Вып. 58. -Ч.2. - С. 256-259.

8. URL: http://www.mininuniver.ru

9. URL: http://www.niro.nnov.ru

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Фирсова Светлана Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола); кандидат педагогических наук Гарифуллина Флюра Зинатовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола)

ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В рамках данной статьи рассматриваются поликультурная подготовка студентов в условиях образовательной среды университета. Актуальность темы обусловлена интеграцией России в международное образовательное пространство и, как следствие, увеличением международных академических контактов. Исследуются методы и приемы традиционной поликультурной подготовки студентов. Представлены условия, необходимые для формирования поликультурной личности.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, поликультурная образовательная среда университета, поликультурная подготовка магистрантов, поликультурная компетентность.

Anmtation. This article deals with the multicultural students' training in the educational environment of the university. The relevance of the topic is by Russian integration into the international educational area and, as a result, the increase in international academic contacts. Some methods and techniques of traditional multicultural students' training are investigated. The conditions necessary for the formation of a multicultural personality are also considered.

Keywords: intercultural communication, multicultural educational environment of the university, multicultural students' training, multicultural competence.

Введение. Последние десятилетия появилось значительное количество исследований в области межкультурной коммуникации и взаимодействия в контексте высшего образования. Актуальность данной тематики в рамках образовательной среды университета связана, прежде всего, интеграцией России в международное образовательное пространство, результатом которой является увеличение международных академических контактов и обменов, реализация программ двойных дипломов и др. [6, 7, 8].

В этой ситуации приоритетной становится задача поликультурного образования студентов, под которым понимается формирование личности, которая, с одной стороны, сохраняет собственную самобытность, а с другой - стремится к постижению иных культур, взаимодействуя с представителями разных национальностей. Образовательная среда университета имеет уникальные возможности для создания условий формирования личности, готовой к общению и взаимодействию в поликультурной среде, признающей культурное многообразие и адекватно реагирующей на различные поведенческие ситуации [1]. При этом

само поликультурное образовательное пространство приобретает ряд дополнительных признаков: смысловую предопределенность, информационную насыщенность, содержательное разнообразие, «поглащаемость», интерактивность [3].

Изложение основного материала статьи. Традиционно поликультурная подготовка рассматривается как воспитание культуры межнационального общения, толерантности к представителям иных национальностей. Однако поликультурность общества не сводится лишь к национальному и религиозному многообразию. Существование в поликультурном обществе предполагает стремление личности сохранять и развивать собственную идентичность, потребностью объединяться не только по национальному признаку, но и в соответствии с определенными ценностным ориентациями, социальным статусом, общими академическими и профессиональными задачами и т.д. [2, 5].

Так, например, С.А. Хазова отмечает следующие характеристики поликультурной личности [9]:

• осознание поликультурности общества, участие в межкультурном взаимодействии с позиции гуманизма, толерантности, культурного плюрализма;

• национальная идентичность и способность к познанию ценностей разных национальных культур, к самореализации в полиэтнической среде;

• восприятие культурного разнообразия общества как основы культурного прогресса цивилизации, стремление и способность к культурному обмену и взаимообагащению;

• культурная рефлексия и самооценка.

Поликультурный коллектив студентов представляет собой группу лиц, каждый из которых является носителем определенных особенностей (национальных, психологических, мотивационно-ценностных). Таким образом, каждый студент, являясь представителем индивидуальной культуры, оказывает культурное влияние на других и одновременно находится под влиянием каждого из членов группы [6].

Поликультурная образовательная среда университета может рассматриваться:

1) как единство образовательного и культурного пространств, взаимосвязь и взаимовлияние которых основывается на принципе государственной образовательной политики, обеспечивающей защиту и развитие образовательных систем, национальных культур, региональных и национальных традиций в условиях многонационального государства [6];

2) как среда, реализующая потребности представителей, определенных возрастных и социальных групп, имеющих различный образовательный опыт, культурные предпочтения, установки и ценности.

Следовательно, для эффективного формирования поликультурной личности необходимо учитывать оба аспекта компонентного состава поликультурной среды.

На наш взгляд, зонами повышенного внимания при реализации обозначенной задачи являются:

1) формирование поликультурной компетентности преподавателя;

2) формирование поликультурности педагога в процессе многоуровневой подготовки;

3) разработка методов и приемов изучения и развития межкультурной коммуникации субъектов образовательного процесса.

Под поликультурной компетентностью преподавателя понимается готовность преподавателя к деятельности в многонациональном коллективе студентов, наличие знаний и умений межкультурного взаимодействия [9].

Поликультурная компетентность преподавателя включает когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный и коммуникативный компоненты.

Когнитивный компонент отражает сформированность системы поликультурных знаний и готовность педагога транслировать и творчески использовать эти знания в образовательном процессе.

Мотивационный компонент связан с культивированием и осознанием ценностей, а также развитием устойчивых интересов и мотивов к реализации межкультурного общения и взаимодействия.

Деятельностный компонент предполагает успешность преподавателя в реализации основных задач поликультурного образования и межкультурного взаимодействия.

Необходимо особо выделит коммуникативный компонент поликультурной компетентности преподавателя, который реализуется посредством системы активных методов обучения, основанных на основных позициях коммуникативно-деятельностного подхода, обучения в сотрудничестве и субъект-субъектный формат отношений. При этом ведущая роль преподавателя состоит в поддержке коммуникативной активности обучаемых, мотивации их к диалогу, фасилитации коммуникационного процесса.

Выделяют три этапа формирования поликультурной компетентности педагога: (1) социально-личностный, (2) переходный профессионально-личностный, (3) профессионально-личностный. Целью социально-личностного этапа является освоение преподавателями общесоциального содержания поликультурной компетенции (преподавателем решаются коммуникативные задачи в поликультурном коллективе студентов). На втором этапе осуществляется перенос общесоциального содержания поликультурной компетенции в сферу профессиональной деятельности (готовность преподавателя к педагогическому взаимодействию с учетом поликультурности профессионального сообщества). Профессионально-личностный этап нацелен на полноценное освоение педагогического содержания поликультурной компетенции, способность к осуществлению поликультурного воспитания студентов.

Рассматривая поликультурность в процессе многоуровневой подготовке специалистов, необходимо отметить, что наибольшую сложность и интерес представляет уровень магистратуры. Магистранты, как правило, имеют не только разный образовательный опыт (последовательные и непоследовательные магистранты), но и различный социальный статус, отличаются по возрасту, образу жизни, профессиональной принадлежности. Именно на уровне магистратуры состав студентов особенно разнообразен по национальности. Учет всех этих особенностей повышает эффективность поликультурного образования.

Как показывает мировая практика, поступление в магистратуру не зависит от направления полученного образования. Хотя самой распространённой и традиционной формой считается последовательная (обучение в магистратуре начинается сразу после завершения обучения в бакалавриате по сходной специальности или направлению подготовки), поступательно увеличивается число студентов, мотивированных на приобретение новой специальности и получение степени магистра в области не связанной с предыдущим образованием, т.е в непоследовательной магистратуре.

Так, в Поволжском технологическом университете процентное соотношение числа непоследовательных магистрантов, обучающихся по образовательной программе «Лингвистика» достигает 40-45%. При этом, основными мотивами обучения непоследовательных магистрантов являются реализация задач личностного и профессионального развития; возможность преподавательской деятельности в области иностранных языков; изучение иностранных языков для дальнейшей работы, связанной с лингвистикой и межкультурной коммуникацией; повышение иноязычной лингвистической компетенции с целью изменения сферы деятельности, а также места жительства; изучение новых востребованных иностранных языков и др. Как последовательные, так и непоследовательные магистранты проявляют сходную мотивацию поступления на магистерскую программу лингвистического направления, рассматривая в качестве приоритетной задачи обучения в магистратуре совершенствование английского языка как языка международного общения и взаимодействия.

Необходимо подчеркнуть, что иностранный язык (в частности английский) обладает значительным потенциалом не только в плане обогащения образовательной среды вуза, но формирования поликультурного образовательного пространства. Поликультурные возможности иностранного языка связаны не только с лингвистическими особенностями конкретного языка, но и со спецификой общения на этом языке в личной, социальной и профессиональных сферах. Именно иностранный язык как дисциплина, так и вид деятельности определяет возможности для развития личностных качеств субъектов образовательного процесса, результатами которого являются определенные компетенции в области общей и коммуникативной культуры и профессиональном становлении.

Таким образом, иностранный язык в неязыковом вузе может быть рассмотрен как фактор формирования и влияния на среду и поликультурность пространства, как способ становления и развития личности студента и преподавателя в поликультурном образовательном пространстве [3].

Следует отметить, что валидный инструментарий, обеспечивающий как адекватное изучение процессов межкультурной коммуникации в поликультурной среде, так и развитие данных процессов, также является фокусом исследовательского и педагогического внимания. На основе результатов исследования и собственного опыта можно заключить, что наиболее эффективными в этом плане являются ролевые игры, беседы, тренинги, методы культурных ассимиляторов.

Культурный ассимилятор представляет собой определенную ситуацию, описанную в форме истории общения представителей двух разных культур. В процессе работы с такой историей студенты сталкиваются с конкретной проблемой в области межкультурной коммуникации. Каждая ситуация предлагает несколько вариантов решения проблемы (обычно от четырех до пяти) просьбой выбрать наиболее подходящий ответ. Особую ценность имеет интерпретация ответов, которая сопровождает каждый культурный ассимилятор, только один из которых является верным. Программа тренинга по методу культурного ассимилятора обычно включает от 100 до 150 таких ситуаций и может быть реализована как в индивидуальном, так и групповом режимах с печатным или электронным материалом. Результатом такого тренинга является осознанность студентов в области понимания культуры других стран, а также адекватная реакция на различные проявления межкультурных различий и более или менее адекватное реагирование на ее проявления.

Практика использования рассмотренных методов позволяет с их помощью сравнивать две или более культуры, фокусировать внимание как на универсальных трудностях межкультурного взаимодействия, так и на частных ситуациях случаях межкультурного общения. Реализация данных методов дает возможность сформировать межкультурную толерантность представителей различных культур успешному общению и взаимодействию в различных социальных и профессиональных сферах.

Обозначенные методы могут быть реализованы как на диагностическом этапе, так и в образовательном процессе. Все большую актуальность и востребованность приобретают обучающие курсы и программы, ориентированные не только на развитие лингвистических навыков, но и формирование знаний о культуре народа изучаемого языка.

Выводы. Таким образом, необходимо отметить, что современные реалии особо акцентируют задачу формирования поликультурной личности на всех этапах обучения и воспитания. Образовательная среда университета обладает значительным потенциалом для решения данный задачи, гарантом реализации которого являются поликультурная компетентность преподавательского состава, учет специфики разноуровневой подготовки студентов, соответствующие методы и методики, направленные на диагностику и развитие межкультурного взаимодействия.

Литература:

1. Горшенина С.Н., Неясова И.А. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен. // Педагогика и методика преподавания // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen/viewer (дата обращения: 25.02.20).

2. Ершова Н.В. Поликультурное развитие личности в условиях гетерогенного общества. // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/polikultumoe-razvitie-lichnosti-v-usloviyah-geterogennogo-obschestva/viewer (дата обращения: 25.02.20).

3. Дегтярева Т.С. Иностранный язык как фактор становления поликультурного личностно развивающего образовательного пространства вуза. // URL: https:// https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004707450.pdf (дата обращения: 25.02.20).

4. Журлова И.В. Сущностные характеристики поликультурного образовательного пространства университета. // Вестник МДПУ №1 (49). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-polikulturnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-universiteta-1/viewer (дата обращения: 25.02.20).

5. Мельников Я.А. Из опыта реализации идей поликультурного образования в российской школе. // Общие вопросы вузовской и школьной практики на современном этапе. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-realizatsii-idey-polikulturnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-shkole/viewer (дата обращения: 25.02.20).

6. Новолодская С.Л. Авторская концепция формирования поликультурной личности будущего менеджера в сфере сервиса и туризма: монография. Чита: ЗИП СибУПК, 2016. - 122 с. // URL: http://zip.sibupk.su/upload/medialibrary/a94/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0 %D1%84%D0%B8%D1%8F%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%81 %D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%A1.%20%D0%9B.%20%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%

D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86% D0%B8%D1%8F... .pdf (дата обращения: 25.02.20).

7. Фирсова С.П., Гарифуллина Ф.З. Глобальный инженер: формирование коммуникативных компетенций у студентов технических вузов // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч. 1. - C. 281-284.

8. Фирсова С.П., Гарифуллина Ф.З. Формирование и развитие творческой образовательной среды технического университета на примере системы дополнительного лингвистического образования // Нижегородское образование. - 2019. - №4 - С. 61-67.

9. Хазова С.А. Поликультурная компетентность педагога: монография. Майкоп: ЭлИТ, 2015. // URL: http://ljournal.rU/wp-content/uploads/2015/11/9785990691254.pdf (дата обращения: 25.02.20).

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Цыбаева Ульяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлен краткий анализ диагностических возможностей изучения общего недоразвития речи детей дошкольного возраста. Исследованы особенности лексического развития, дана оценка симптоматики речевых нарушений. Представлены данные сравнительного изучения детей с общим недоразвитием речи и нормотипичного речевого развития. Определены основные направления работы по коррекции нарушений лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, лексическая сторона речи, коррекция.

Annotation. The article presents a brief analysis of diagnostic possibilities for studying the General speech underdevelopment of preschool children. The features of lexical development are studied, and the symptoms of speech disorders are assessed. The data of the comparative study of children with General speech underdevelopment and normodipine speech development. The main directions of work on correction of violations of the lexical side of speech in children with General speech underdevelopment are defined.

Keywords: general speech underdevelopment, preschoolers, lexical side of speech, correction.

Введение. В настоящее время все чаще встречаются дети с тем или иным уровнем общего недоразвития речи (ОНР). Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в бедности словарного запаса, контрастном расхождении объема активного и пассивного словарей, некорректном, неточном употреблении слов и др. Нарушение формирования лексики выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска нужного слова. Множество авторов занимались вопросом разработки методик по обследованию лексического запаса детей. Ниже приведены основные приемы работающих инструментов [1, 4, 6, 8].

Изложение основного материала статьи. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. предлагают три группы заданий, целью выполнения которых является определение запаса слов, хранящихся в активной речи ребенка. Ребенку предлагается 25 картинок с тематическими циклами-обобщающими понятиями. Затем, посредством, как правило, десяти вопросов, задаваемых ребенку, происходит выявление активного и пассивного словаря, а также грамматических навыков. Третьим этапом обследования выявляется количественный запас существительных, прилагательных, глаголов [11].

Целью методики Ушаковой О.С., Струниной Е.М. является определение запаса слов, хранящихся в активной памяти ребенка, активизация имен прилагательных и глаголов, умения подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации, а также синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи, понимания и употребления разных значений многозначных слов, умения дифференцировать обобщающие понятия [10].

Методика Серебряковой Н.В, Соломаха Л.С. состоит из шести заданий. В первом задании оценивается знание конкретных наименований существительных по картинкам. Затем, путем предложения ребенку групп предметов определяется знание обобщающих слов, присваивается по одному баллу за названную группу. В третьем задании исследуется знание существительных, обозначающих части тела, части предметов, таких как одежда, автомобиль. В следующем задании определяется знание ребенком названия профессий. В заключительном задании исследуется название цветов и форм [4].

Волкова Г.А. предлагает обследование, состоящее из 4 крупных блоков. Сначала определяются названия предметов, действий, качеств по картинкам. Картинки содержат: предмет, действие, качество, подобраны либо по тематическому, либо по ситуативному признаку. Также предлагается рассмотрение варианта самостоятельного дополнения ребенком тематического ряда. Можно предложить сказать название предмета, когда предмет отсутствует (например, назови место, где читают книги). Во втором блоке обследования используется прием подбора синонимов, родственных слов для обследования значения слова, имеющих абстрактное значение, таких как имена существительные: труд, храбрость, печаль; имена прилагательные — печальный, медлительный, смелый; глаголы — радоваться, выигрывать. В заключительном блоке происходит выявление в словаре ребенка общих категориальных названий. Для этого используется прием называния обобщенных слов по группе однородных предметов [2].

Необходимо закончить предложение каким-то словом из предложенных. Слова для выбора подбираются либо по звуковой или по смысловой близости. Ребенку также предлагается задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.