Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Осипова Татьяна Владимировна

В статье акцентируется внимание на то, что познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем педагогики. Оно способствует формированию личности, способной к самопознанию и самосовершенствованию. Основным показателем развития ребенка дошкольного возраста является степень овладения им всевозможными видами детской деятельности, они служат главной движущей силой и источником развития ребенка, а также в них наиболее ярко проявляются все его достижения. В материале отмечается что, на данном этапе развития образования эта область еще недостаточно полно представлена. Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста эффективна, в процессе исследовательской деятельности, так как это способствует развитию любознательности, мыслительных процессов. А также, в статье рассмотрены стороны формирования устойчивой познавательной активности и интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Авторами рассматривается вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения на основе их возрастных особенностей. Актуальность внедрения данного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлена тем, что он позволяет значительно повысить самостоятельность детей, развить их творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении. Авторы выявлено что, метод проектов открывает возможности систематического участия родителей в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. На основе полученных данных, разработанный алгоритм проектного метода позволяет широко внедрять его в практику дошкольных учреждений, комплексно решая задачи воспитания и развития детей при непременном соблюдении соответствующих условий. Также отмечается, что успешность использования метода проектов обусловлена потребностями дошкольников в преобразовании окружающего мира, познавательном интересе, их любознательном отношении к окружающему, попыткам в совместном участии в решении общих для сверстников проблем, вытекающих из самой природы общественной жизни. Статья предназначена педагогам дошкольных образовательных учреждений, специалистам дополнительного образования, родителям дошкольников. Представляет интерес для студентов, осваивающих педагогическую профессию в колледже и вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Людмила Валерьевна, Осипова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN PROJECT ACTIVITIES

The article focuses on the fact that the cognitive development of preschool children is one of the most urgent problems of pedagogy. It promotes the formation of a personality capable of self-knowledge and self-improvement. The main indicator of the development of a child of preschool age is the degree of mastery of all kinds of children's activities, they serve as the main driving force and source of the child's development, as well as all his achievements are most clearly manifested in them. The article notes that, at this stage of the development of education, this area is still not fully represented. The formation of cognitive activity in preschool children is effective in the process of research activities, as it contributes to the development of curiosity, thought processes. The article also considers the aspects of the formation of stable cognitive activity and interests of older preschool children in the process of project activity. The authors consider the issue of step-by-step organization of work on the implementation of the project method in the educational process of preschool institutions based on their age characteristics. The relevance of the introduction of this method in the educational process of preschool institutions is due to the fact that it allows you to significantly increase the independence of children, develop their creative thinking, the ability to find information about the subject or phenomenon of interest in different ways. The authors found that the project method opens up the possibility of systematic participation of parents in the educational process of preschool educational institutions. Based on the obtained data, the developed algorithm of the project method allows it to be widely implemented in the practice of preschool institutions, comprehensively solving the problems of upbringing and development of children with the necessary compliance with the relevant conditions. It is also noted that the success of using the project method is due to the needs of preschoolers in transforming the world around them, their cognitive interest, their inquisitive attitude to the environment, and attempts to jointly participate in solving problems common to their peers that arise from the very nature of social life. The article is intended for teachers of preschool educational institutions, specialists of additional education, parents of preschool children. It is of interest to students who master the teaching profession in college and university.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

каждый хочет свободно устроиться на работу и спокойно реализовывать полученные знания и компетенции. Развитие компетенций в текущей сфере, работодатели все активнее требуют от своих работников самосовершенствования, особенно в сфере цифровых технологий, цифровой сертификат представляет эту возможность. На данный момент имеет актуальность уход людей работать в другие сферы, цифровые сферы, работа дома без траты своих сил на поездку в офис.

Литература:

1. Атлас новых профессий, URL: http://www.skolkovo.ru

2. Петров Ю.Н., Филатова О.Н., Гущин А.В. Формирование STEAM-компетенций у обучающихся на занятиях робототехники // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - 55(1). - С. 30-33.

3. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. - 2019. - №1. - С. 30-33.

4. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

5. Филатова О.Н., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве. // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№67(1). - С245-248.

6. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №61(2). -С. 200-202.

7. Филатова О.Н., Рябков О.Ю., Ермолаева Е.Л. Формирование инженерного мышления у обучающихся на занятиях образовательной робототехники // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68(4). - С. 245-247.

8. Фирсов М.В., Филатова О.Н., Гущин А.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, 2020. - №3(52). - С. 11-17.

9. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т.91. - С. 452-459.

11. https://cat.2035.university/rall/?project_id=27

12. https://digitalskills.center/news/utverzhdeny-trebovaniya-k-uchebnym-programmam-v-ramkakh-proekta-personalnykh-tsifrovykh-sertifikatov/

13. https://data-economy.ru/tpost/fg4o3hgfu1-personalnie-tsifrovie-sertifikati-kak-v

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Осипова Татьяна Владимировна Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на то, что познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем педагогики. Оно способствует формированию личности, способной к самопознанию и самосовершенствованию. Основным показателем развития ребенка дошкольного возраста является степень овладения им всевозможными видами детской деятельности, они служат главной движущей силой и источником развития ребенка, а также в них наиболее ярко проявляются все его достижения. В материале отмечается что, на данном этапе развития образования эта область еще недостаточно полно представлена. Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста эффективна, в процессе исследовательской деятельности, так как это способствует развитию любознательности, мыслительных процессов. А также, в статье рассмотрены стороны формирования устойчивой познавательной активности и интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Авторами рассматривается вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения на основе их возрастных особенностей. Актуальность внедрения данного метода в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлена тем, что он позволяет значительно повысить самостоятельность детей, развить их творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении. Авторы выявлено что, метод проектов открывает возможности систематического участия родителей в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. На основе полученных данных, разработанный алгоритм проектного метода позволяет широко внедрять его в практику дошкольных учреждений, комплексно решая задачи воспитания и развития детей при непременном соблюдении соответствующих условий. Также отмечается, что успешность использования метода проектов обусловлена потребностями дошкольников в преобразовании окружающего мира, познавательном интересе, их любознательном отношении к окружающему, попыткам в совместном участии в решении общих для сверстников проблем, вытекающих из самой природы общественной жизни. Статья предназначена педагогам дошкольных образовательных учреждений, специалистам дополнительного образования, родителям дошкольников. Представляет интерес для студентов, осваивающих педагогическую профессию в колледже и вузе.

Ключевые слова: дошкольное образование, познавательный процесс, проектная деятельность, творческое мышление, методическое сопровождение, исследовательская деятельность, мотивация, развитие.

Annotation. The article focuses on the fact that the cognitive development of preschool children is one of the most urgent problems of pedagogy. It promotes the formation of a personality capable of self-knowledge and self-improvement. The main indicator of the development of a child of preschool age is the degree of mastery of all kinds of children's activities, they serve as the main driving force and source of the child's development, as well as all his achievements are most clearly manifested in them. The article notes that, at this stage of the development of education, this area is still not fully represented. The formation of cognitive activity in preschool children is effective in the process of research activities, as it contributes to the development of curiosity, thought processes. The article also considers the aspects of the formation of stable cognitive activity and interests of older preschool children in the process of project activity. The authors consider the issue of step-by-step organization of work on the implementation of the project method in the educational process of preschool institutions based on their age characteristics. The relevance of the introduction of this method in the educational process of preschool institutions is due to the fact that it allows you to significantly increase the independence of children, develop their creative thinking, the ability to find information about the subject or phenomenon of interest in different ways. The authors found that the project method opens up the possibility of systematic participation of parents in the educational process of preschool educational institutions. Based on the obtained data, the developed algorithm of the project method allows it to be widely implemented in the practice of preschool institutions, comprehensively solving the problems of upbringing and development of children with the necessary compliance with the relevant conditions. It is also noted that the success of using the project method is due to the needs of preschoolers in transforming the world around them, their cognitive interest, their inquisitive attitude to the environment, and attempts to jointly participate in solving problems common to their peers that arise from the very nature of social life. The article is intended for teachers of preschool educational institutions, specialists of additional education, parents of preschool children. It is of interest to students who master the teaching profession in college and university.

Keywords: preschool education, cognitive process, project activity, creative thinking, methodological support, research activity, motivation, development.

Введение. Важность познавательного развития ребенка дошкольного возраста отмечена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 c изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г. Он предполагает формирование познавательных действий, познавательной мотивации, любознательности, первичных представлений об окружающем мире и явлениях, становление сознания. Организация образовательного пространства должна обеспечивать познавательную и исследовательскую активность всех детей, возможность экспериментирования с различными материалами [11].

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требования к ребенку дошкольного возраста - сформированности целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий, что обеспечивает готовность ребенка - дошкольника к следующей ступени обучения в школе.

Одними из основных принципов дошкольного образования по Федеральному государственному стандарту дошкольного образования являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а образовательная область «Познавательное развитие» выделяется как структурная единица, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Однако на данном этапе развития образования эта область еще недостаточно полно представлена в современных программах. Следует отметить, что во многих научных исследованиях имеются теоретические положения, излагающие различные точки зрения на понятия познавательный интерес у дошкольников. В научных трудах Л.И. Божович, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Ю.Н. Кулюткина, Д.Б. Эльконина и др. в большей части рассматривают психологические аспекты познавательного развития, методические же аспекты данной проблемы представлены не в полной мере [12].

В настоящее время существуют различные подходы в формулировке понятия познавательного интереса. Н.Ф. Добрынин отмечал: «Познавательный интерес - избирательная направленность внимания человека» [5]. Л.С. Рубинштейн трактует познавательный интерес, как проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности [10]. Н.Г. Морозова считала: познавательный интерес - это активное эмоционально-познавательное отношение человека к окружающему его миру [8]. А.Г. Ковалев определил познавательный интерес, как своеобразное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его социально- жизненного значения и эмоциональной обольстительностью [6].

На данный момент исследование предоставило различные точки зрения на вопросы когнитивного развития. Н.К. Постникова рассматривает любопытство как познавательную деятельность, направленную на открытие чего-то ранее неизвестного [9]. В этом случае интерес проявляется как серия проявлений активности (например, количество вопросов, которые задает разлученный ребенок среди показателей успеваемости), но этот метод в основном характеризует, но не раскрывает, формирование собственно генерации интереса механизм [9]. В исследовании А. Валлона когнитивный интерес рассматривается как эмоциональный подход к познавательному материалу. Одним из первых объектов дошкольного познания является предметный мир.

Развитие познавательного отношения к объективному миру определяет успешность развития дошкольника, а зачастую и процесс его социализации [2] Л.И. Божович, Л.С. Выготский [4] считали, «что в основе развития познавательного интереса у дошкольников лежит потребность во внешних воздействиях, поскольку преобладают особые формы деятельности и положительное эмоциональное состояние». Его формирование активно (Л.С. Выготский [4], А.Н. Леонтьев [7], С.Л. Рубинштейн [10] и др.). Целью познавательного интереса является желание человека погрузиться в многообразие окружающего его мира и отразить в своем сознании процессы, причины и следствия отношений и паттернов, которые его характеризуют. При этом познавательный интерес к познавательной деятельности напрямую связан с возникновением различных личных отношений: избирательного подхода к конкретной области науки, познавательной деятельности, участия в них, общения с участниками познавательной деятельности. На этом этапе изучения объективного мира и его отношения к нему, научных фактов формируется идеология, природа которой продвигается в интересах познания. На сегодняшний день государством поставлена задача, подготовить новое поколение: образованное, активное, любознательное, инициативное. Связать процесс

обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать процессом получения знаний самостоятельно может быть эффективной именно проектная деятельность.

Обучение на основе проектов включает в себя обучение через увлекательные темы, которые позволяют интегрировать осмысленное обучение во все области содержания, в то время как обучение на основе проектов изображений в ранние годы также поддерживает развитие во многих областях. Проектный подход был определен как углубленное изучение темы отдельным ребенком, группой детей или всем классом. Учащиеся и преподаватели вместе определят тему, которую они будут исследовать, ресурсы, которые они будут использовать, и способ отображения их обучения.

Проектный подход приносит детям огромную пользу, поскольку побуждает их активно искать знания. Это может повлечь за собой взаимодействие с людьми в сообществе, окружающей среде и поиск других ресурсов. Это будет способствовать развитию у детей способности к независимости, мотивации и повышению их самооценки.

Проектный подход имеет огромные преимущества и для педагогов, поскольку они указывают детям правильное направление для изучения и освобождают педагогов для более индивидуального обучения. Проектный подход также бросает вызов воспитателям, потому что у каждой группы детей будут разные идеи и предложения по проекту.

Первый этап - это начальный этап, во время которого воспитатель оценивает уровень знаний детей в конкретной области, затем дети и воспитатель разрабатывают вопросы, которые они хотели бы исследовать. На этапе развития воспитатель помогает детям получить непосредственный опыт в исследуемой теме. На заключительном этапе воспитатель завершает проект, и дети делятся знаниями, полученными с помощью нескольких творческих методов. Независимо от того, внедряется ли проектное обучение в класс для детей младшего возраста или дошкольное учреждение, определение проекта остается неизменным: «проект - это глубокое исследование реальной темы, заслуживающей внимания учащегося и усилие".

Проектная деятельность в ходе реализации находит отражение во всех образовательных областях, отраженных в ФГОС и во всех структурных единицах образовательного процесса. Вследствие этого, образовательно-воспитательный процесс становится целостным, неразбитым, гармоничным. Это позволяет ребенку «жить» в различных видах деятельности субъекта, случайно переходить от одного объекта к другому, впитывать больше информации и понимать связи между объектами и явлениями.

Все виды деятельности делятся на репродуктивные (заранее согласованные) и продуктивные (инновационные, требующие прямого применения методики). И.Д. Чечель считает, что деятельность - это «специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс».

Проектная деятельность, в свою очередь, - это деятельность, направленная на реализацию определенных проектов. В словаре С.И. Ожегова слову проект придают следующие значения [14]:

• техническая документация - чертежи, расчеты, расположение новых элементов.

Здания, сооружения, машины, оборудование и др.

• предварительный текст каждого документа и т.д.

• План, концепция [13].

Каждая из этих ценностей связана с определенной областью проектной деятельности. С дидактической точки зрения последнее значение является наиболее важным и существенным.

Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности была проведена нами на базе МБДОУ Детский сад № 70 «Кэрэчээнэ» (смотрите таблицу 1).

Таблица 1

Программа проектной деятельности

№ Мероприятия, деятельность, работа, акция Качество, ожидаемый результат

1 Познавательная игра «Считалочка», занятие «Ахсаан» (3 раза в неделю) Дети учатся решать примеры и задачи на сложение и вычитание, учат цифры

2 Занятие «Подружись со звуками» (2 раза в неделю), Развивающая игра «Букубаар» Читать слова разной сложности и писать печатными буквами в тетради

3 Кружок «Аптаах тарбахчааннар» (Волшебные пальчики) Правильно держать ручку, карандаш, кисточку

4 Занятие в смарт кабинете. Сбор пазлов, лего-конструирование. Работа с новой технологией «Дополненная реальность» Разовьёт усидчивость и внимательность

5 Ролевые игры «Учитель-ученик», «Веселый класс» Получит правильное представление о школе и общении с учителем

6 Конкурс «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» Приобретёт мотивацию и уверенность в своих силах

В эксперименте приняли участие 35 детей старшей группы, им был присвоен личный код в соответствии с алфавитным порядком.

Для изучения уровня и особенности развития познавательного интереса у детей 6-7 лет нами использованы апробированные диагностики: Л.Н. Прохоровой, Л.А. Венгера, Климовой Н.Р [1; 13].

В связи с этим нами проведены 4 диагностических задания.

Диагностическое задание 1. Игровое упражнение «Да - Нет» Венгер Л.А., целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном, показало положительную динамику. Дети стали чаще проявлять интерес к самому процессу обучения, чаще уточнялись, когда начнутся занятия «Ахсаан», в разговорах обсуждали пройденное на занятиях «Ахсаан», чаще проявляли любознательность по другим видам деятельности особенно по рисованию, чаще просили

воспитателей почитать им книги, наблюдалась более высокая внимательность детей к содержанию книг и к иллюстрированным персонажам (задавали уточняющие вопросы).

Диагностическое задание 2. По методике «Выбор деятельности» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. Чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельности) - 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов, тем выше уровень.

Таблица 2

Результат по методике « Выбор деятельности»

Виды деятельности Первый срез (Кол-во детей/%) Второй срез (Кол-во детей/%)

1 Игровая 25/71,4 15/42,8

2 ИЗО 3/8,6 5/14,3

3 Чтение книг 7/20 13/37,2

4 Экспериментирование 0 2/5,7

Диагностическое задание 3. Наблюдение «Изучение познавательных интересов».

Таблица 3

«Изучение познавательных интересов»

№ Вопросы Возможные ответы Балл Первый срез Второй срез

п/п

1 Как часто ребенок подолгу а) часто 5 0 2

занимается в уголке б) иногда 3 30 30

познавательного развития, в) очень редко 1 5 3

экспериментирования?

2 Что предпочитает ребенок, а) рассуждает 5 8 14

когда задан вопрос на самостоятельно 3 22 20

сообразительность? б) когда как 1 5 1

в) получить готовый

ответ от других

3 Насколько эмоционально а) очень эмоционально 5 8 11

ребенок относится к б) когда как 3 23 23

интересному для него занятию, в) эмоции ярко не 1 4 1

связанному с умственной выражены (по

работой сравнению с другими

ситуациями)

4 Часто ли задает вопросы: а) часто 5 10 20

почему? зачем? как? б) иногда 3 21 15

в) очень редко 1 4 0

5 Проявляет интерес к а) часто 5 10 15

символическим «языкам»: б) иногда 3 20 20

пытается самостоятельно в) очень редко 1 5 0

«читать» схемы, карты, чертежи

и делать что-то по ним (лепить,

конструировать).

6 Проявляет интерес к а) часто 5 7 13

познавательной литературе б) иногда 3 19 19

в) очень редко 1 9 3

Таблица 4

Результаты выраженности потребностей

Слабо (кол-во детей/%) Умеренно (кол-во детей/%) Сильно (кол-во детей/%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый срез 11/31,4 14/40 10/28,6

Второй срез 3/8,6 14/40 18/51,4

30-22 баллов - потребность выражена сильно;

21-18 баллов - потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов - потребность выражена слабо.

Диагностическое задание 4. Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природы авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработаны мини-тесты. В нашем исследовании в соответствии с данными тестами мы предложили детям ответит на следующие вопросы:

1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмассы.

2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т.д. - покажи.

4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т.д.) - покажи.

5. Сравни свойства песка, глины, почвы.

6. Расскажи о свойствах магнита.

7. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.

8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.

9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Для аналитической обработки результатов и определения количественных показателей мы определили три уровня ориентации познавательного интереса детей: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень - не проявляет инициативу и самостоятельность в выборе занятий, если возникают трудности, теряется интерес и проявляются отрицательные эмоции (проблемы, раздражение), не задают познавательных вопросов. Воспитателю необходимо пошагово объясняет детям содержание и сроки заданий, показывать пример использования готовой модели и т.д.

Средний уровень - проявляется самостоятельность и инициатива в выборе детьми своих занятий и поиска путей их выполнения.

Высокий уровень - выражает инициативу, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи, выбирать разные виды деятельности и разные способы решения поставленных задач. Если возникают трудности, дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость, чтобы получить результат, приносящий им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

При обработке данных интенсивность познавательной потребности определили общим количеством полученных баллов: показатель 27-35 баллов - когнитивная потребность выражена сильно, 17-26 баллов -умеренная, менее 17 баллов - слабая.

Таблица 5

Результат «Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы»

№ низкий средний высокий

1 11 19 5

2 4 21 10

По результатам использования диагностического инструментария Л.В. Прохоровой следует отметить, что обучающиеся в группе дети проявляют интерес к разным видам детской деятельности. Поэтому при организации учебного процесса необходимо применять индивидуальный и дифференцированный подход и планировать работу всех видов детских занятий.

Ядром модели повышения познавательного интереса является использование в тренировочном процессе навыков методик тематического проектирования блоков:

- реализация принципа тематической организации учебного процесса и организованное систематическое планирование учебной работы в течение дня, недели, месяца и года;

- моделирование и планирование всех аспектов организации среды обучения и развития;

- создание условий для «готовности, действия, сотрудничества» по темам тренировочного процесса;

- личностное взаимодействие воспитателя с детьми [3];

- полилогическое и диалогическое общение.

Таким образом, исследование показало, что проведенные мероприятия по программе проектной деятельности в целом повышает уровень познавательной активности детей.

Результат действия анализируется как основа для дальнейших вмешательств на следующих этапах обучения и воспитания.

В конце проделанной работы педагоги доказали, что проектный подход имеет преимущества, в том числе положительное влияние на дошкольников и их процесс обучения. В результате реализации программы проекта воспитатели уверены в эффективности предлагаемого подхода.

В итоге мы выявили что благодаря проектной деятельности возможно расширять виды деятельности детей, собирать информацию по результативности мероприятий, разрабатывать практические и методические рекомендации для развития мыслительного процесса детей.

Выводы. Диагностические данные, полученные в результате применения методик, позволили определить положительную динамику уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Предполагаю, что реализация тематического блочного плана, разработанного с учетом умственного и личностного развития дошкольников, позволит эффективно использовать учебные занятия в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. - Аркти, 2005.

2. Вершинина Н.О. Горбова Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. - 2009 - №6. - 52 с.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.

4. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

5. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Акцидент, 2010.

7. Крылова Н.М Детский сад - дом радости / Программа целостного, комплексного, интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. - М.: Творческий Центр Сфера, 2014

8. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. ... докт. пс. наук. - М., 2001. - 54 с.

9. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991

10. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М., 1971

11. ФГОС дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 c изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г.

12. https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

13. Автореферат ВКР 4 курса 423 группы направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Дошкольное образование» факультета психолого-педагогического и специального образования Сивохиной Марины Андреевны. Г. Саратов 2020 г. http://elibrary.sgu.ru/VKR/2020/44-03-01_044.pdf

14. Словарь русского языка С.И. Ожегова.

15. https://uchebana5.ru/cont/2125489-p4.html

Педагогика

УДК 376.2

магистрант Строева Татьяна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности пространственной ориентировки старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Отмечено, что для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) особенно важно развитие способности к ориентации в пространстве, так как эта способность, определяет богатство языка в пространственной лексике. Проанализированы психолого-педагогические данные и особенности пространственных представлений у детей с ТНР. Выявлена специфика развития пространственных представлений старших дошкольников с ТНР и на этой основе сформулированы выводы.

Ключевые слова: старшие дошкольники, тяжелые нарушения речи, пространственные представления, языковые обозначения пространства.

Annotation. The article discusses the features of spatial orientation of older preschoolers with severe speech disorders. It is noted that for children with severe speech disorders (SSD), it is especially important to develop the ability to orient in space, since this ability determines the richness of the language in the spatial vocabulary. Psychological and pedagogical data and features of spatial representations in children with SSD are analyzed. The specifics of the development of spatial representations of older preschoolers with SSD are revealed and conclusions are formulated on this basis.

Keywords: senior preschool children, severe speech disorders, spatial representations, language designations of space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.