Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немчинова Л. С.

В статье представлены результаты теоретического анализа структуры и содержания подготовки студентов к работе с детьми дошкольного возраста по организации познавательно-исследовательской деятельности. Актуальность темы обусловлена необходимостью подготовки будущих воспитателей к профессиональной деятельности. Автор поднимает проблему необходимости введения дополнительного содержания в профессиональную подготовку педагогов дошкольного образования по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Представлены и охарактеризованы понятия: познавательно-исследовательская деятельность детей; трудовая функция, предполагающая обобщенное трудовое действие; профессиональные компетенции педагога, направленные на организацию и реализацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; технология детского тематического проекта. Цель теоретического исследования состоит в представлении результатов анализа содержания подготовки будущих педагогов по освоению и практическому применению средств и методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели в качестве наиболее информативного и продуктивного метода нами избран метод компаративного анализа. Материалом для анализа являлись требования ФГОС ВО 3++ подготовки бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», требования Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», программа учебной дисциплины, реализуемая автором в педагогическом вузе, «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками», предусмотренная учебным планом педагогического вуза по направлению «Педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования». Эффективность образовательного курса и иллюстративный пример использования педагогами дошкольного образовательного учреждения технологии детского тематического проектирования наглядно демонстрируют, что формирование необходимых профессиональных компетенций у будущих педагогов в условиях вузовского обучения выступает основой для успешного овладения профессионально-педагогической деятельностью в дошкольных учреждениях, в том числе при организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Реализация представленной дисциплины в течение 2018-2020 годов с включенным блоком «Подготовка будущих педагогов к организации и реализации с детьми познавательно-исследовательской деятельности» способствовала актуализации у будущих воспитателей высокой профессиональной заинтересованности, которая проявлялась в творческой активности студентов на аудиторных занятиях и во время прохождения педагогических практик. Представленный материал по профессиональной подготовке педагогов дошкольных организаций может быть использован в практике вузовского обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немчинова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS FOR THE ORGANIZATION OF COGNITIVE AND RESEARCH ACTIVITIES OF PRESCHOOL CHILDREN: THEORETICAL FOUNDATIONS AND CONDITIONS FOR IMPROVING QUALITY

The article presents the results of the theoretical analysis of the structure and content of students' preparation for work with preschool children on the organization of cognitive and research activities. The relevance of the topic is due to the need to prepare future educators for professional activities. The author raises the problem of the need to introduce additional content in the professional training of preschool teachers on the organization of cognitive and research activities of preschoolers. The following concepts are presented and characterized: cognitive and research activity of children; labor function, which implies a generalized labor action; professional competencies of a teacher, aimed at organizing and implementing cognitive and research activities of preschoolers; technology of a children's thematic project. The purpose of the theoretical study is to present the results of the analysis of the content of the training of future teachers on the development and practical application of means and methods of cognitive development of preschool children. To achieve this goal, we have chosen the method of comparative analysis as the most informative and productive method. The material for the analysis was the requirements of FSES of HE 3++ in the training of bachelors in the direction "Pedagogical education" and "Psycho-pedagogical education" requirements of the Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)", the program of the discipline as implemented by the author in a pedagogical University, "Modern pedagogical technologies in work with preschool children", under the curriculum of pedagogical universities in the direction of "Pedagogical education», profile "Psychology and pedagogy of preschool education". The effectiveness of the educational course and illustrative example of the use of teachers of preschool educational institution of technology themed children's design clearly demonstrate that the formation of the necessary professional competence of future teachers in the conditions of University education is the basis for successful acquisition of the professional-pedagogical activity in preschool institutions, including the organization and implementation of educational and research activities preschoolers. The implementation of the presented discipline during 2018-2020 with the included block "Preparing future teachers for the organization and implementation of cognitive and research activities with children" contributed to the actualization of high professional interest among future educators, which was manifested in the creative activity of students in classroom classes and during the passage of pedagogical practices. The presented material on the professional training of teachers of preschool organizations can be used in the practice of university education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА»

УДК 373.2

DOI: 10.25730/VSU.7606.20.060

Профессиональная подготовка студентов к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: теоретические основания и условия повышения качества

Л. С. Немчинова

старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет; старший воспитатель, Детский сад № 472. Россия, г. Новосибирск. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа структуры и содержания подготовки студентов к работе с детьми дошкольного возраста по организации познавательно-исследовательской деятельности. Актуальность темы обусловлена необходимостью подготовки будущих воспитателей к профессиональной деятельности. Автор поднимает проблему необходимости введения дополнительного содержания в профессиональную подготовку педагогов дошкольного образования по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Представлены и охарактеризованы понятия: познавательно-исследовательская деятельность детей; трудовая функция, предполагающая обобщенное трудовое действие; профессиональные компетенции педагога, направленные на организацию и реализацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; технология детского тематического проекта.

Цель теоретического исследования состоит в представлении результатов анализа содержания подготовки будущих педагогов по освоению и практическому применению средств и методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели в качестве наиболее информативного и продуктивного метода нами избран метод компаративного анализа. Материалом для анализа являлись требования ФГОС ВО 3++ подготовки бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», требования Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», программа учебной дисциплины, реализуемая автором в педагогическом вузе, «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками», предусмотренная учебным планом педагогического вуза по направлению «Педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования».

Эффективность образовательного курса и иллюстративный пример использования педагогами дошкольного образовательного учреждения технологии детского тематического проектирования наглядно демонстрируют, что формирование необходимых профессиональных компетенций у будущих педагогов в условиях вузовского обучения выступает основой для успешного овладения профессионально-педагогической деятельностью в дошкольных учреждениях, в том числе при организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Реализация представленной дисциплины в течение 2018-2020 годов с включенным блоком «Подготовка будущих педагогов к организации и реализации с детьми познавательно-исследовательской деятельности» способствовала актуализации у будущих воспитателей высокой профессиональной заинтересованности, которая проявлялась в творческой активности студентов на аудиторных занятиях и во время прохождения педагогических практик. Представленный материал по профессиональной подготовке педагогов дошкольных организаций может быть использован в практике вузовского обучения.

Ключевые слова: педагогический вуз, профессиональная подготовка, дошкольное образование, дошкольный возраст, детская познавательно-исследовательская деятельность, проектная технология.

Необходимость введения дополнительного содержания в системе высшего профессионального педагогического образования по направлениям подготовки (1) «Педагогическое образование» по профилю «Дошкольное образование» и (2) «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» вызвана появлением новых тенденций в сфере дошкольного образования. Так, развитие проектной деятельности, робототехники, конструирования, игры в шахматы и другие расширения деятельност-ной и познавательной компоненты современного человека закономерно актуализируют запрос на новые знания и компетенции будущих педагогов [5; 7; 13; 18]. Одним из актуальных

© Немчинова Л. С., 2020

направлений работы современного дошкольного учреждения является организация познавательно-исследовательской деятельности детей.

Под детской познавательно-исследовательской деятельностью в современной психолого-педагогической науке понимается творческая активность ребенка, направленная на познание и освоение сущности, структуры и функций явлений, объектов и предметов окружающего, исследование связей между ними, экспериментирование с ними, и на этой основе конструктивное преобразование окружающего мира [4; 13]. По мнению А. И. Савенкова, исследовательская деятельность является особым видом интеллектуально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, возникающим как результат функционирования механизмов поисковой активности и базирующимся на основе исследовательского поведения самого ребенка [18].

Именно поэтому познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста выделена особым вектором в образовательной системе дошкольного детства. Действительно, в дошкольном возрасте происходит становление и развитие общих способностей, которые, по мере взросления ребенка, совершенствуются и дифференцируются. К одной из наиболее значимых способностей дошкольника в психолого-педагогической науке относят способность к познанию [2; 6; 13; 18].

Соответственно, не вызывает сомнений значимость подготовки студентов к работе с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской деятельности, содержание которой должно соответствовать запросам времени и отвечать требованиям, предъявляемым образовательными стандартами [14; 15; 16; 19].

Вместе с тем, несмотря на обязательность компетентностного подхода в подготовке педагогических кадров, в частности, предусмотренных ФГОС компетенций для организации и реализации современных педагогических технологий в работе с дошкольниками, до настоящего времени не преодолены противоречия: а] между значимостью познавательно-исследовательской деятельности в развитии дошкольника и ограниченными возможностями по освоению продуктивных форм, средств и методов ее организации, применяемых в системе современной педагогической подготовки студентов; б] между преобладанием декларативного подхода к определению перечня компетенций, значимых для организации педагогом познавательно-исследовательской деятельности дошкольника и отсутствием конкретных параметров при выявлении их реальной достижимости.

Исходя из актуальности проблемы профессиональной подготовки студентов к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, нами проведено теоретическое исследование, цель которого состоит в осуществлении анализа содержания подготовки бакалавров по освоению и практическому применению средств и методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

При реализации цели решались следующие задачи: 1] дать характеристику профессиональных компетенций педагога ДО, направленных на организацию и реализацию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста; 2] рассмотреть структуру и содержание дисциплины «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками», предусмотренной учебным планом педагогического вуза по направлению «Педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования», и направленной на формирование у бакалавров компетенций, необходимых для организации и реализации с детьми дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельности; 3] определить вероятностные трудности и потенциальные ресурсы подготовки студентов в условиях вузовского обучения при освоении технологии развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; 4] выявить возможные пути овладения комплексом компетенций будущими педагогами ДО через реализацию образовательного курса «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками» и ознакомления с практическим опытом внедрения технологии детского тематического проекта в деском саду.

Гипотеза исследования включает допущения о том, что:

1] теоретический анализ структуры и содержания подготовки студентов для ступени дошкольного образования позволяет определить противоречия и трудности, а также выявить дополнительные возможности и источники повышения качества в овладении технологиями познавательного развития дошкольников;

2] преобладание практико-ориентированных форм обучения позволяет повысить уровень освоения студентами компетенций, значимых для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Для достижения поставленной цели и проверки правомерности сформулированной гипотезы в качестве наиболее информативного и продуктивного метода нами избран метод компаративного анализа, позволяющий осуществить сравнительно-сопоставительный анализ содержания и смыслового наполнения существующих программ учебных дисциплин, направленных на освоение студентами компетенций, значимых для организации познавательно-исследовательской деятельности и ее реализации в работе с детьми дошкольного возраста. Материалом для анализа являлись требования ФГОС ВО 3++ подготовки бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», требования профессионального стандарта «Педагог», программа реализуемой учебной дисциплины «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками».

Теоретико-методологические основания исследования. Согласно заявленной теме, цели, задачам и гипотезе, теоретико-методологическими основами исследования, направленного на обоснование значимости профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования к организации детской познавательно-исследовательской деятельности, выступали:

1. Подходы Н. Е. Вераксы [4; 5], А. И. Савенкова [18], А. Н. Поддьякова [13] и др. к определению познавательно-исследовательской деятельности и специфике ее проявления в дошкольном возрасте, позволяющие выявить учебно-методические ресурсы и на их основе наметить направления, содержание и формы подготовки студентов к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.

2. Концепция компетентностного подхода Дж. Равена [17], положения которой о компетентности как мотивированной способности позволяют определить ключевые компетенции практико-ориентированной подготовки студентов к организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

3. Ведущие положения методологии компаративного исследования в социально-гуманитарных науках, представленные в работах N. J. Smelser [22], на основе которого осуществлялось соотнесение и сравнение содержания программ учебных дисциплин, предусматривающих работу с детьми дошкольного возраста по организации познавательно-исследовательской деятельности, с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта «Педагог».

4. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [16; 19].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО] в качестве одной из основных задач определено формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие обозначено в качестве образовательной области, направленной на развитие воображения, творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий детей.

Детская познавательно-исследовательская деятельность, согласно требованиям образовательного стандарта, реализуется посредством наблюдений за объектами, явлениями окружающего мира, экспериментированием с ними в доступных для ребенка формах. Организационно и содержательно эта деятельность определяется основной образовательной программой дошкольной образовательной организации [19].

Уникальность познавательно-исследовательской деятельности ребенка в условиях образовательного учреждения, полагают Н. Е. Веракса и О. Р. Галимов, состоит в ее организации как совместной деятельности, в которой «интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, исследовательская активность детей, рисование, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект» [4, с. 8]. Воспитатель, организуя с детьми познавательно-исследовательскую деятельность, целенаправленно осуществляет ряд профессиональных действий: моделирует предметно-пространственную развивающую среду (РППС]; реализует непосредственную образовательную деятельность (НОД] с детьми; создает условия для самостоятельной деятельности ребенка в соответствии с его интересами; действует в сотрудничестве с родителями воспитанников, педагогами и специалистами ДОО или других структур для решения конкретных образовательных задач.

По мнению В. Н. Белкиной, в задачи профессионального обучения по развитию профессиональных компетенций входит: овладение будущим педагогом соответствующей системой понятий, терминов; создание условий для развития у студентов способности понимать сущность педагогических и психологических явлений и их взаимосвязи; анализировать и интер-

претировать педагогические явления и проектировать педагогические ситуации; освоение алгоритма решения прикладных задач с применением знаний по психологии, педагогике, частным методикам [1].

Результаты и обсуждение. Направление педагогической деятельности, предусматривающее осуществление познавательно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста, определяется конкретной трудовой функцией, предполагающей следующее обобщенное трудовое действие: «Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом], продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства» [14, с. 14]. В качестве уточненного трудового действия как раз и выступает организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

На основании анализа нормативной базы дошкольного образования (Профессиональный стандарт педагога, ФГОС ДО] и содержания примерной основной образовательной программы (ООП] дошкольной образовательной организации (ДОО] автором данной статьи были определены характеристики профессионально-педагогической деятельности по организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, согласно которым сформулированы примерные компетенции, позволяющие будущим педагогам освоить значимые действия с наибольшей эффективностью.

Таблица 1

Профессиональные компетенции педагога, направленные на организацию и реализацию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Характеристики педагогической деятельности при взаимодействии с ребенком/группой детей как участниками воспитательно-образовательного процесса

№ Знает Умеет Владеет

1 Методику моделирования тематической развивающей предметно-пространственной среды (РППС] для организации познавательно-исследовательской деятельности детей Подбирать, выбирать ресурсы и моделировать развивающую предметно - пространственную среду (РППС] в соответствии с задачами по организации по-знавательно-исследователь-ской деятельности детей Средствами моделирования развивающей предметно-пространственной среды (РППС] в соответствии с задачами по организации познавательно-исследовательской деятельности детей

2 Современные образовательные технологии познавательно-исследовательского развития детей и их концептуальные основы в соответствии с реализуемой ООП Использовать современные образовательные технологии познавательно-исследовательского развития детей в соответствии с концепцией ООП ДОО Способами применения образовательных технологий по-знавательно-исследователь-ского развития детей в соответствии с концепцией ООП ДОО

3 Специфику организации познавательно-исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах Организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей в соответствии с особенностями и возможностями возрастной группы детей Средствами организации по-знавательно-исследователь-ской деятельности детей с учетом возрастосообразности

4 Способы определения и формирования познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности (в процессе интеграции образовательных областей] Определить, учесть, поддержать познавательные интересы ребенка в различных видах деятельности (в процессе интеграции образовательных областей] Способами определения и формирования познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности (в процессе интеграции образовательных областей]

5 Различные способы поддержки и стимулирования детского интереса и любознательности Поддержать детский интерес и любознательность разными способами и средствами Способами и методами поддержки любознательности и детского интереса

6 Способы организации детского экспериментирования в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста Организовать детское экспериментирование в соответствие с возрастными особенностями детей дошкольного возраста Средствами и технологиями организации детского экспериментирования в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Окончание табл. 1

7 Методы и способы развития у детей дошкольного возраста способности и интереса к наблюдению Применять методы и способы развития у детей дошкольного возраста способности и интереса к наблюдению Методами, способами развития у детей способности наблюдать и интереса к наблюдению

8 Методы и способы развития у детей дошкольного возраста способности и интереса к экспериментированию Применять методы и способы развития у детей дошкольного возраста способности и интереса к экспериментированию Методами, способами развития у детей способности экспериментировать и интереса к экспериментированию

9 Специфику организации совместной деятельности, основанной на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком Организовать совместную деятельность, основанную на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком Средствами и формами организации совместной деятельности, основанной на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком в разных формах

10 Методы наблюдения за детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности Выбирать методы и способы наблюдения за детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности Методами наблюдения за детьми в процессе их познавательно-исследовательской деятельности

Предполагается, что овладение студентами обозначенным комплексом компетенций позволит им эффективно осуществлять разработку программ и реализацию технологий познавательно-исследовательской и поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

В качестве иллюстративного примера представим анализ содержательной части рабочей программы дисциплины «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками», направленной на формирование у будущих педагогов дошкольного образования компетенций (ОПК-6, ПК-2, ПК-6), необходимых для организации и реализации у воспитанников познавательно-исследовательской деятельности.

Прежде всего отметим, что рабочая программа дисциплины разработана автором в соответствии с ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [16]. Дисциплина «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками», с включенным блоком «Подготовка будущих педагогов к организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности детей», реализуемая в педагогическом университете с 2018 года по настоящее время, расположена в части, формируемой участниками образовательных отношений блока 1 «Дисциплины» учебного плана образовательной программы, и изучается в 7 семестре.

Основными целями освоения дисциплины являются:

- подготовка студентов к выполнению таких видов профессиональной деятельности, как педагогическая и проектная;

- использование современных информационных технологий и организации собственной профессиональной деятельности;

- использование технологий, соответствующих возрастным особенностям детей;

- формирование образовательной среды для обеспечения качества дошкольного образования;

- проектирование современных педагогических технологий с учетом особенности образовательного процесса в детском саду.

Теоретический анализ образовательного курса целесообразно начать с планируемых результатов обучения, то есть с формирования компетенций, их индикаторов у будущих воспитателей, которые направлены на организацию и реализацию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Для этого в рабочей программе по дисциплине «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками» охарактеризуем образовательный блок «Подготовка будущих педагогов к организации и реализации с детьми познавательно-исследовательской деятельности».

Предусмотренные структурные элементы (код, наименование компетенции, планируемые результаты обучения] по обозначенному тематическому блоку дисциплины представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Соотнесение компетенций и планируемых результатов обучения бакалавров по тематическому блоку «Подготовка будущих педагогов к организации и реализации с детьми познавательно-исследовательской деятельности» в соответствии с ФГОС ВО 3++

Код и наименование компетенции Планируемые результаты обучения по тематическому блоку дисциплины

ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями Знать: методы и методики диагностики по определению успешности детей в познавательно-исследовательской деятельности, уровни развития любознательности, познавательного интереса, наблюдательности ребенка дошкольного возраста (разных возрастных групп]; способы индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, направленные на познавательное развитие детей. Уметь: пользоваться современным психолого-педагогическим диагностическим инструментарием; составлять карты оценки развивающей предметно-пространственной среды (РППС], конспектов непосредственной образовательной деятельности (НОД] образовательных мероприятий, связанных с познавательно-исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста разных возрастных групп и вариантов развития; адекватно применять развивающие и апробированные коррекционные программы. Владеть: способами применения современных психолого-педагогических технологий в дошкольном образовании для осуществления познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста, диагностики и решения коррекцион-но-развивающих задач по познавательному развитию детей дошкольного возраста разных возрастных групп и вариантов развития

ПК-6 Способен осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования Знать: технологии организации сотрудничества детей и взрослых при реализации познавательно-исследовательской деятельности; принципы деятель-ностного подхода; психолого-педагогические основы организации самостоятельной работы детей при реализации познавательно-исследовательской деятельности. Уметь: активизировать познавательно-исследовательскую деятельность обучающихся посредством интерактивных форм организации деятельности педагога дошкольного образования; организовывать индивидуальную и групповую самостоятельную работу детей; пользоваться современным психолого-педагогическим диагностическим инструментарием. Владеть: способами применения современных психолого-педагогических технологий в дошкольном образовании для осуществления диагностики и решения коррекционно-развивающих задач при организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности детей

Для реализации обозначенного образовательного блока в содержании работы по дисциплине, соответственно, предусмотрены и разработаны: лекционный материал, практические задания и технологическая карта самостоятельной работы студента.

При организации деятельности студентов на лекционных занятиях важно раскрыть цели, сообщить и разъяснить содержание основных этапов по овладению знаниями и значи-

мость приобретения данной системы знаний для их дальнейшей практической работы. Для этого в каждую тему лекции включена информация о познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Например, по теме 1. Введение в дисциплину «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками» предусмотрено, что педагогу необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных технологий при реализации познавательно-исследовательской деятельности детей, использовать здоро-вьесберегающие технологии, технологии проблемного и развивающего обучения, информационные технологии, исследовательский метод, социо-игровые подходы в работе с детьми, родителями и педагогами.

В процессе проведения практических занятий, используя активные методы обучения (метод проблемного обучения, метод проектов и т. д.], будущие педагоги дошкольных учреждений составляют карты оценки РППС, учатся пользоваться современным психолого-педагогическим диагностическим инструментарием, разрабатывать конспекты НОД, образовательные мероприятия, связанные с познавательно-исследовательской деятельностью детей дошкольного возраста разных возрастных групп и вариантов развития. Занятия организуются таким образом, что студенты имеют непосредственную возможность приобретения практического опыта по использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) при реализации и презентации результатов познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, в том числе при взаимодействии педагогов с родителями воспитанников.

По завершении данного курса студенты готовятся к промежуточной аттестации (экзамен]. В оценочные материалы для промежуточной аттестации также включена информация по образовательному блоку «Подготовка будущих педагогов к организации и реализации с детьми познавательно-исследовательской деятельности».

Автор, реализуя образовательный курс «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками» в педагогическом вузе, в части содержания дисциплины по организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности детей стремится создавать максимально эффективные методические и эмпирические условия будущим педагогам дошкольного образования. Это необходимо для того, чтобы студенты 1] овладели понятийным аппаратом дисциплины и 2] продуктивно освоили алгоритмы решения практических задач с применением знаний по психологии, педагогике, 3] развили способности анализировать и интерпретировать педагогические задачи, проектировать педагогические ситуации, 4) овладели способами применения в дошкольном образовании современных психолого-педагогических технологий и методов для полноценного осуществления познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, диагностики и решения коррекционно-развивающих задач по познавательному развитию детей дошкольного возраста разных возрастных групп и вариантов развития.

Обосновывая необходимость формирования компетенций, обозначенных по дисциплине «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками», и отмечая важность владения ими в профессионально-педагогической деятельности воспитателя детского сада, прежде всего, в части организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, проиллюстрируем их на примере анализа технологии детского тематического проектирования.

Технология проектной деятельности достаточно широко представлена и охарактеризована в научной и методической литературе, периодических изданиях. Особенностью данной технологии является ее направленность на решение конкретной проблемы [5; 18]. Как отмечают Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса, проектная деятельность позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта, что немаловажно в формировании субъектно-деятельностной позиции личности [5].

На базе детского сада № 472 г. Новосибирска нами, совместно с педагогами ДОУ, был разработан и апробирован проект «Начинаем путь к здоровью». Реализация данного проекта послужила основой для организации детской познавательно-исследовательской деятельности, выступила мотивом для ее актуализации у дошкольников. Перед педагогами детского сада была поставлена цель и сформулированы задачи, направленные на развитие познавательной сферы дошкольников. Для решения поставленных задач у воспитателей возникла потребность в овладении необходимыми компетенциями. Педагоги должны владеть, во-первых, способами применения педагогических технологий для осуществления познаватель-

но-исследовательской деятельности (проведение опытов, экспериментов, постановка проблемных, поисковых вопросов и т.д.]; во-вторых, диагностическими материалами и способами (методами, средствами] решения развивающих задач по познавательному развитию с учетом разных возрастных групп и вариантов развития; в-третьих, диапазоном вариативных форм и средств позиционирования результатов познавательно-исследовательской деятельности дошкольника (изготовление тематических стендов, организация акций, оформление фотоотчетов, фотовыставок и т. п.] [8; 9; 11].

Кроме того, для качественного осуществления технологии проектирования педагогам дошкольного учреждения необходимы знания принципов деятельностного подхода, способность к комплексному применению детских видов деятельности, в том числе познавательно-исследовательской. Значимость в достижении результата имеет и способность педагога к интеграции пяти образовательных областей:

- познавательное развитие: беседы, экскурсии, развивающие игры и т. д.;

- речевое развитие: беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов, сочинение стихотворений;

- социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевые игры, дидактические и словесные игры, викторины (в том числе совместно с родителями];

- художественно-эстетическое развитие: лепка, аппликации, рисование, изготовление атрибутов для игр, книжек-раскладушек и т. п.;

- физическое развитие: эстафеты, гимнастика, спортивные досуги, игровые беседы с элементами движений.

Для вовлечения родителей в совместную работу воспитателю нужно знать особенности организации сотрудничества детей и взрослых при реализации познавательно-исследовательской деятельности, включая требования к проведению индивидуальных бесед, подготовки наглядно-информационных материалов, стендовой информации, папок-передвижек, буклетов, презентационных экскурсий по группе, мастер-классов и пр. [3; 11; 13; 18].

Продуктом детского тематического проекта «Начинаем путь к здоровью» стало изготовление многофункционального мобильного дидактического пособия «Волшебное дерево» (рис. 1].

Рис. 1. Многофункциональное мобильное дидактическое пособие для дошкольников «Волшебное дерево»

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания в соответствии с основными принципами организации развивающей предметно-пространственной среды. Представленный в пособии дидактический материал позволяет методически обеспечить условия для развития воспитанников по всем образовательным областям в различных видах детской деятельности. Полифунциональность материала состоит в возможности подбора игр и проблемных ситуаций в рамках лексической темы с учетом интеграции образовательных областей. Все это в единстве позволяет комплексно реализовать принцип наглядности через целесообразное и эффективное привлечение органов чувств к восприятию, осознанию и переработке воспринимаемого ребенком материала.

Вместе с тем, чтобы предотвратить возникновение иллюзии идеальности и простоты при осуществлении детской познавательно-исследовательской деятельности, наряду с позитивными аспектами следует отметить и трудности, существующие в процессе подготовки педагогических кадров для организации и внедрения в образовательном учреждении познавательно-исследовательских технологий в работе с дошкольниками.

Одна из наиболее распространенных проблем относится к сфере профессионального саморазвития [2; 7; 10; 12], в том числе по отношению к овладению средствами, способами, формами и методами организации детской познавательно-исследовательской деятельности, так как не каждый из студентов и действующих работников дошкольного учреждения готов к практическому применению значимых педагогических компетенций и адекватно мотивирован на освоение востребованных в современном дошкольном образовании развивающих технологий.

Второй значимой проблемой для профессионального развития будущих воспитателей является, достаточно долгий временной промежуток между производственными практиками. Студенты в течение семестра, а иногда и дольше, получают большой объем теоретического материала, который должен быть усвоен и затем применен непосредственно на практике в дошкольном учреждении. Однако отсроченность прикладной реализации теоретических знаний не позволяет студентам полноценно реализовать их в собственной профессионально-практической работе с дошкольниками в период учебных практик, в том числе и в силу различных субъективных причин: без непосредственной и постоянной апробации материал может забываться, быть недостаточно интериоризирован; приобретаемые на занятиях практические навыки не автоматизируются при их фрагментарном (по частоте и длительности] применении.

Мы полагаем, что устранение этого противоречия возможно при изменении традиционных для отечественных педагогических вузов способов и форм проведения профессиональных и педагогических практик. Так, зарубежный опыт организации педагогических практик показал высокую эффективность дискретной (рассредоточенной] формы их проведения. Достоинство данной формы проведения профессиональных практик состоит в том, что при организации образовательного процесса студентам предоставляется полный рабочий день в ДОУ для погружения в рабочее и профессиональное обучение [20; 21]. Иными словами, будущий педагог один раз в неделю посещает детский сад и участвует непосредственно как в работе с детьми, так в сотрудничестве с педагогическим коллективом. Практические занятия проходят на базе ДОУ под руководством преподавателя вуза и наставника, в роли которого могут выступать воспитатели, старшие воспитатели. Как свидетельствуют данные репрезентативных исследований зарубежных авторов, создание таких условий оказывает положительное влияние на профессиональную идентичность, способствуя росту уверенности студентов в своих педагогических возможностях, актуализации стремления к личностным и поведенческим самоизменениям, саморегуляции профессионального роста в области обогащения практических навыков и расширения персональных возможностей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста [20; 21].

Заключение. Результаты исследования позволили сформулировать ряд выводов:

1. Значимость познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и формирования готовности будущих педагогов ДО к ее организации отражены в нормативных документах (ФГОС ВО, Профессиональный стандарт «Педагог», ФОС ДО]. Согласно запросу времени к современному образованию и требованиям государственных стандартов, предъявляемых к выпускнику вуза, педагогу дошкольного образования необходимо обеспечить условия

по развитию познавательных способностей ребенка, значимых для становления его личности на последующих возрастных этапах.

2. Рассмотрение структурно-содержательных характеристик образовательного курса по дисциплине «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками» и иллюстративный пример использования педагогами дошкольной организации технологии детского тематического проектирования наглядно демонстрируют, что формирование необходимых профессиональных компетенций у будущих педагогов в условиях вузовского обучения выступает основой для успешного овладения профессионально-педагогической деятельностью в дошкольных учреждениях, также при организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

3. Включение дополнительно в учебную дисциплину «Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками» образовательного блока «Подготовка будущих педагогов к организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности детей» способствовало акцентированию внимания и проявлению интереса у будущих педагогов к познавательному развитию детей дошкольного возраста, которое выражалось в творческой активности студентов при изучении теоретического материала, выполнении самостоятельной работ.

4. На уровень продуктивности овладения студентами технологией организации детской познавательно-исследовательской деятельности оказывает влияние специфика проведения профессионально-педагогических практик, что закономерно актуализирует необходимость переосмысления их форм с ориентацией на рассредоточенные.

В целом проведенное теоретическое исследование с использованием компаративного анализа показало, что включение в профессиональную подготовку будущих педагогов дошкольного образования материала по организации и реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольника раскрывает значимость познавательного развития для детей дошкольного возраста, способствует формированию у студентов необходимых профессиональных компетенций для педагогической деятельности в ДОО.

Научная значимость работы состоит в том, что проведенный анализ позволил выявить достоинства и недостатки, существующие в процессе подготовки студентов, выявить дополнительные возможности и условия повышения качества в овладении ими технологиями познавательного развития дошкольников.

Подводя краткий итог, отметим, что профессиональная компетентность является сложной, многоаспектной категорией, но от ее сформированности в значительной степени зависит качество подготовки современного педагога дошкольного образования.

Представленный материал может быть использован в процессе преподавания учебных дисциплин, организации и прохождения педагогических и производственных практик студентов в педагогических вузах при подготовке будущих педагогов дошкольного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Белкина В. Н. Технологическая и мониторинговая составляющая процесса развития профессиональных компетенций у студентов в условиях непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. Т. II. С. 186-190.

2. Белобрыкина О. А. Итоги и проблемы инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений // Концепция философии образования и современная антропология : материалы Международного семинара. Новосибирск : ГЦРО, 2001. С. 273-277.

3. Белобрыкина О. А. Кошенова М. И. Возможности мастер-класса в становлении экспертной компетентности студентов-психологов // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. С. 41-62.

4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М. : Мозайка-Синтез, 2012. 80 с.

5. Веракса Н. Е., Веракса А Н. Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозайка-Синтез, 2014. 64 с.

6. Запорожец А. В. Психология действия. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2000. 736 с.

7. Кошенова М. И., Белобрыкина О. А. Социально-психологические проблемы современной реальности : научный дискурс // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018. № 2. С. 68-93.

8. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников: для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-синтез, 2016. 78 с.

9. Наследов А. Д., Защиринская О. В. Феномен педагогической перцепции в контексте коммуникативного развития ученика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4. С. 252-261.

10. Немчинова Л. С. Профессиональная деятельность как педагогическая категория // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : материалы VI Международной научно-практической конференции / под ред. Г. С. Чесноковой, Е. В. Ушаковой. Новосибирск : НГПУ, 2019. С. 84-86.

11. Немчинова Л. С. Методические аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста // Детство, открытое миру : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск : ОмГПУ, 2020. С. 25-29.

12. Низовских Н. А. Мотивация саморазвития человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 1-1. С. 113-120.

13. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М. : Национальное образование, 2016. 304 с.

14. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 26.08.2020).

15. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 23.08.2020).

16. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 122 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/downloads/1659/?f= %2Fuploadfiles%2FFG0S+V0+3%2B%2B%2FBak%2F440302_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 23.08.2020).

17. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М. : Когито-Центр, 2002. 400 с.

18. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб. : Питер, 2004. 272 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 23.08.2020).

20. Trodd L., Dickerson C. 'I enjoy learning': developing early years practicians ' identities as professionals and as professional learners // Professional Development in Education. 2019. Vol. 45. Is. 3. Рр. 356-371. DOI: 10.1080/19415257.2018.1459788 (дата обращения: 23.09.2020).

21. Sheridan S. M., Edwards C. P., Marvin Ch. A., Knoche L. L. Professional Development in Early Childhood Programs: Process Issues and Research Needs // Early Education and Development. 2009. Vol. 20. Is. 3. Рр. 377-401. DOI: 10.1080/10409280802582795 (дата обращения: 23.09.20).

22. Smelser N. J. Comparative Methods in the Social Sciences. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1976. 252 р.

Professional training of students for the organization of cognitive and research activities of preschool children: theoretical foundations and conditions for improving quality

L. S. Nemchinova

senior lecturer, Department of theory and methodology of preschool education, Institute of childhood,

Novosibirsk State Pedagogical University; senior tutor, kindergarten No. 472. Russia, Novosibirsk.

E-mail: [email protected]

Abstract. The article presents the results of the theoretical analysis of the structure and content of students' preparation for work with preschool children on the organization of cognitive and research activities. The relevance of the topic is due to the need to prepare future educators for professional activities. The author raises the problem of the need to introduce additional content in the professional training of preschool teachers on the organization of cognitive and research activities of preschoolers. The following concepts are presented and characterized: cognitive and research activity of children; labor function, which implies a generalized labor action; professional competencies of a teacher, aimed at organizing and implementing cognitive and research activities of preschoolers; technology of a children's thematic project.

The purpose of the theoretical study is to present the results of the analysis of the content of the training of future teachers on the development and practical application of means and methods of cognitive development of preschool children.

To achieve this goal, we have chosen the method of comparative analysis as the most informative and productive method. The material for the analysis was the requirements of FSES of HE 3++ in the training

of bachelors in the direction "Pedagogical education" and "Psycho-pedagogical education" requirements of the Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)", the program of the discipline as implemented by the author in a pedagogical University, "Modern pedagogical technologies in work with preschool children", under the curriculum of pedagogical universities in the direction of "Pedagogical education», profile "Psychology and pedagogy of preschool education".

The effectiveness of the educational course and illustrative example of the use of teachers of preschool educational institution of technology themed children's design clearly demonstrate that the formation of the necessary professional competence of future teachers in the conditions of University education is the basis for successful acquisition of the professional-pedagogical activity in preschool institutions, including the organization and implementation of educational and research activities preschoolers.

The implementation of the presented discipline during 2018-2020 with the included block "Preparing future teachers for the organization and implementation of cognitive and research activities with children" contributed to the actualization of high professional interest among future educators, which was manifested in the creative activity of students in classroom classes and during the passage of pedagogical practices. The presented material on the professional training of teachers of preschool organizations can be used in the practice of university education.

Keywords: pedagogical university, professional training, preschool education, preschool age, children's cognitive and research activities, project technology.

References

1. Belkina V. N. Tekhnologicheskaya i monitoringovaya sostavlyayushchaya processa razvitiya profession-al'nyh kompetencij u studentov v usloviyah nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Technological and monitoring component of the process of development of professional competencies in students in the conditions of continuous pedagogical education] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl pedagogical herald. 2013. No. 1. Vol. II. Pp. 186-190.

2. Belobrykina O. A. Itogi i problemy innovacionnoj deyatel'nosti doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Results and problems of innovative activity of preschool educational institutions] // Koncepciya filosofii obrazovaniya i sovremennaya antropologiya : materialy Mezhdunarodnogo seminara - The concept of philosophy of education and modern anthropology : materials of the International Seminar. Novosibirsk. GTSRO. 2001. Pp. 273-277.

3. Belobrykina O. A. Koshenova M. I. Vozmozhnosti master-klassa v stanovlenii ekspertnoj kompetentnosti studentov-psihologov [Opportunities of the master class in the formation of expert competence of psychology students] // PEM: Educology. Medication. 2016. No. 2. Pp. 41-62.

4. Veraksa N. E., Galimov O. R. Poznavatel'no-issledovatel'skaya deyatel'nost' doshkol'nikov [Cognitive and research activity of preschool children]. M. Mozaika-Sintez. 2012. 80 p.

5. Veraksa N. E., Veraksa A. N. Proektnaya deyatel'nost' doshkol'nikov [Project activity of preschool children]. M. Mozaika-Sintez. 2014. 64 p.

6. ZaporozhecA. V. Psihologiya dejstviya [Psychology of action]. M. MPSI ; Voronezh. MODEK. 2000. 736 p.

7. Koshenova M. I., Belobrykina O. A. Social'no-psihologicheskie problemy sovremennoj real'nosti: nauchnyj diskurs [Socio-psychological problems of modern reality : the scientific discourse] // PEM: Psychology. Educology. Medication. 2018. No. 2. Pp. 68-93.

8. Krasheninnikov E. E., Holodova O. L. Razvitie poznavatel'nyh sposobnostej doshkol'nikov: dlya zanyatij s det'mi 4-7 let [Development of cognitive abilities of preschool children: for classes with children of 4-7 years old]. M. Mozaika-sintez. 2016. 78 p.

9. Nasledov A. D., Zashchirinskaya O. V. Fenomen pedagogicheskoj percepcii v kontekste kommunikativnogo razvitiya uchenika [The phenomenon of pedagogical perception in the context of the student's communicative development] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika -Herald of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy. 2008. No. 4. Pp. 252-261.

10. Nemchinova L. S. Professional'naya deyatel'nost' kak pedagogicheskaya kategoriya [Professional activity as a pedagogical category] // Sovremennye napravleniya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detstva : materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii - Modern directions of psychological and pedagogical support of childhood : materials of the VI International scientific and practical conference / ed. by G. S. Chesnokova, E. V. Ushakova. Novosibirsk. NSPU. 2019. Pp. 84-86.

11. Nemchinova L. S. Metodicheskie aspekty organizacii poznavatel'no-issledovatel'skoj deyatel'nosti detej doshkol'nogo vozrasta [Methodological aspects of the organization of cognitive and research activities of preschool children] // Detstvo, otkrytoe miru : sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem - Childhood, open to the world : collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Omsk. OmSPU. 2020. Pp. 25-29.

12. Nizovskih N. A. Motivaciya samorazvitiya cheloveka [Motivation of self-development] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of the Vyatka State University for the Humanities. 2008. No. 1-1. Pp. 113-120.

13. Podd'yakov A. N. Issledovatel'skoe povedenie. Strategii poznaniya, pomoshch', protivodejstvie, konflik [Exploratory behavior. Strategies of cognition, help, counteraction, conflict]. M. Nacional'noe obrazovanie (National Education). 2016. 304 p.

14. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 544h of 18.10.2013 (as amended) from 25.12.2014) "On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"". Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (date accessed: 26.08.2020) (in Russ.).

15. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 121 of 22.02.2018 "On approval of the Federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 44.03.01 Teacher Education". Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (date accessed: 23.08.2020) (in Russ.).

16. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 122 of 22.02.2018 "On approval of the Federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 44.03.02 Psychological and pedagogical education". Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/downloads/ 1659/?f=%2Fuploadfiles%2FFGOS+VO+3%2B%2B%2FBak%2F440302_B_3_20032018.pdf (date accessed: 23.08.2020) (in Russ.).

17. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizaciya [Competence in modern society. Identification, development and implementation]. M. Kogito-Center. 2002. 400 p.

18. Savenkov A. I. Put' k odarennosti: issledovatel'skoe povedenie doshkol'nikov [The path to giftedness: research behavior of preschool children]. SPb. Piter. 2004. 272 p.

19. Federal state educational standard of preschool education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of October 17, 2013 No. 1155. Available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (date accessed: 23.08.2020) (in Russ.).

20. Trodd L., Dickerson C. "I enjoy learning": developing early years practicians' identities as professionals and as professional learners // Professional Development in Education. 2019. Vol. 45. Is. 3. Pp. 356371. DOI: 10.1080/19415257.2018.1459788 (date accessed: 23.09.2020).

21. Sheridan S. M., Edwards C. P., Marvin Ch. A., Knoche L. L. Professional Development in Early Childhood Programs: Process Issues and Research Needs // Early Education and Development. 2009. Vol. 20. Is. 3. Pp. 377-401. DOI: 10.1080/10409280802582795 (date accessed: 23.09.20).

22. Smelser N. J. Comparative Methods in the Social Sciences. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1976. 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.