В результате исследования объема и концентрации внимания у младших школьников мы установили, что для младших школьников с речевыми нарушениями и группы-норма свойственен средний (35% младших школьников с речевыми нарушениями и 40% детей группы-норма) и низкий (40% младших школьников с речевыми нарушениями и 30% детей группы-норма) уровни объема и концентрации внимания. Необходимо обратить внимание на то, что в показателях обеих групп младших школьников не выявлено статистически значимых различий, что показал х2-критерий Пирсона. По-нашему мнению, результаты исследования обусловлены возрастными особенностями младших школьников. Объем внимания у младших школьников составляет 3 - 4 символа и возрастает по мере развития мозга ребенка.
Таким образом, по уровню интеллектуального развития доминируют младшие школьники группы-норма, среди младших школьников с речевыми нарушениями отмечается значительное количество детей с интеллектом ниже среднего уровня. Отличительной особенностью развития словесно-логического мышления у младших школьников группы-норма является преобладание высокого уровня развития мышления, в структуре словесно-логического мышления хорошо развита общая осведомленность и отмечаются затруднения
Библиографический список
в установлении закономерностей по аналогии. Уровень развития образного мышления соответствует возрастным нормативам. Словесно-логическое и образное мышление лучше развито у младших школьников группы-норма, чем у детей с речевыми нарушениями. В структуре словесно-логического мышления отмечено, что у младших школьников с речевыми нарушениями наблюдаются проблемы с обобщением понятий и умозаключениями по аналогии, а также более низкий уровень общей осведомленности. Также у младших школьников с речевыми нарушениями наблюдается более низкий уровень в развитии образного мышления. Младшие школьники группы-норма отличаются более лучшим развитием мыслительных операций, направленных на умозаключение по аналогии и обобщение понятий, но нет отличий в классификации понятий и в уровне общей осведомленности. Исследование внимания у младших школьников с речевыми нарушениями и группы-норма показало, что такие свойства внимания, как концентрация, устойчивость и переключаемость у обеих групп младших школьников ниже нормы. Большинство младших школьников не могут сконцентрироваться на заданиях и часто отвлекаются. По-нашему мнению, данные результаты обусловлены особенностями младшего школьного возраста.
1. Носкова Н.В. Психология возрастного развития человека: курс лекций. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Алтайский филиал. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016.
2. Немов РС. Общие основы психологии: в 2 кн. Москва: Владос, 2004.
3. Мандель Б.Р Психология развития: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
4. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2005.
5. Шагундокова Д.М. Роль учебного предмета «Речевая практика» в коммуникативном развитии младших школьников с легкими нарушениями интеллектуального развития. Коррекционно-педагогическое образование. 2016; № 3 (7): 54 - 57.
6. Федотова Л.А., Соловьев А.Г. Личностные и психоэмоциональные особенности младших школьников с нарушениями речи. Психическое здоровье. 2011; Т. 9, № 4 (59): 43 - 47.
7. Славутская Е.В. Словесно-логическое мышление и структурирование личностных черт в предподростковом возрасте. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015; Т. 4, № 3: 203 - 207.
8. Рощупкина Н.В. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте. Вестник гуманитарного научного образования. 2015; № 6 (51): 35 - 37.
9. Польшина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения. Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017; № 23: 52 - 56.
References
1. Noskova N.V. Psihologiya vozrastnogo razvitiya cheloveka: kurs lekcij. Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii, Altajskij filial. Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2016.
2. Nemov R.S. Obschie osnovy psihologii: v 2 kn. Moskva: Vlados, 2004.
3. Mandel' B.R. Psihologiya razvitiya: Polnyjkurs: illyustrirovannoe uchebnoe posobie. Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2015.
4. Krajg G. Psihologiya razvitiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.
5. Shagundokova D.M. Rol' uchebnogo predmeta «Rechevaya praktika» v kommunikativnom razvitii mladshih shkol'nikov s legkimi narusheniyami intellektual'nogo razvitiya. Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2016; № 3 (7): 54 - 57.
6. Fedotova L.A., Solov'ev A.G. Lichnostnye i psiho'emocional'nye osobennosti mladshih shkol'nikov s narusheniyami rechi. Psihicheskoe zdorov'e. 2011; T. 9, № 4 (59): 43 - 47.
7. Slavutskaya E.V. Slovesno-logicheskoe myshlenie i strukturirovanie lichnostnyh chert v predpodrostkovom vozraste. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2015; T. 4, № 3: 203 - 207.
8. Roschupkina N.V. Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti v mladshem shkol'nom vozraste. Vestnik gumanitarnogo nauchnogo obrazovaniya. 2015; № 6 (51): 35 - 37.
9. Pol'shina M.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie mladshih shkol'nikov s tyazhelymi narusheniyami rechi v usloviyah obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Koncept: nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. 2017; № 23: 52 - 56.
Статья поступила в редакцию 20.04.20
УДК 378.1
Andrianova E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Kotlyakova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
TO THE PROBLEM OF TRAINING A MODERN CREATIVE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION. The article gives an analysis of concepts of "professional competence", "pedagogical skill", defines the stages of professional development of a teacher and various types of professional competence, substantiates the need for pedagogical creativity and innovative activity as the requirements of modern education. The possibility of improving the skills of specialists in preschool education and solving the problem of training a creative teacher in the process of studying in a master's program by developing new educational programs, modules and disciplines is shown. The content of the module "Designing the directions of development and education of preschool children in early childhood education" of the magistracy 44.04.02 Psychological and pedagogical education, profile "Organization of preschool education" is revealed: the tasks of the module are identified, competencies are identified, practical significance is shown, forms, methods, technologies that are used for implementations of the module and solve the problems of practice-oriented training of students; examples of tasks are given.
Key words: professional competence, pedagogical skill, pedagogical creativity, innovative pedagogical activity, magistracy, module "Designing the directions of development and education of preschool children in the early childhood education", designing development of preschool children.
Е.И. Андрианова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,
E-mail: [email protected]
Т.А. Котлякова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,
E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье дается анализ понятий «профессиональная компетентность», «педагогическое мастерство», определены ступени профессионального развития педагога и разнообразные виды профессиональной компетентности, обосновывается необходимость педагогического творчества и инновационной деятельности как требований современного образования. Показывается возможность повышения квалификации специалистов дошкольного образования и решения проблемы подготовки творческого педагога в процессе обучения в магистратуре за счет разработки новых образовательные программ, модулей и дисциплин. Раскрывается содержание модуля «Проектирование направлений развития и образования дошкольников в ДОО» магистратуры 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Организация дошкольного образования»: называются задачи модуля, определяются компетенции, показывается практическая значимость, описываются формы, методы, технологии, которые используются при реализации модуля и решают задачи практико-о-риентированной подготовки обучающихся, приводятся примеры заданий.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, инновационная педагогическая деятельность, магистратура, модуль «Проектирование направлений развития и образования дошкольников в ДОО», проектирование развития дошкольников.
В национальном проекте «Образование» (ПНПО) особо выделена поддержка образовательных учреждений, занимающихся инновационной деятельностью. Реализация этого направления ПНПО вызывает повышенный интерес к инновационной деятельности у руководителей и педагогов образовательных учреждений каждой ступени образования и, как следствие, появление потребности в освоении педагогическими коллективами инновационной культуры. Современные педагоги должны иметь способности личности действовать в опережающем режиме, иметь высокий уровень познавательной активности, быть готовыми к самосовершенствованию, самоактуализации, социально-профессиональной мобильности. Изменения требований к педагогам нашли отражение в современных нормативных документах Министерства образования РФ [1].
Инновационная исследовательская деятельность педагога приобретает сегодня особую ценность потому, что новые технологии, особенно педагогические, могут рождаться только в процессе инновационного решения какой-либо реальной проблемы на практике. С другой стороны, сегодня только тот педагог будет успешным, который умеет и желает заниматься инновационной работой. Мы считаем, что познакомиться и усвоить азы такой деятельности будущий педагог должен еще в университете.
Актуальность проблемы подготовки будущего воспитателя к инновационной деятельности на социально-педагогическом уровне диктуется повышенными требованиями к уровню профессиональной компетентности педагога ДОО, определяемыми новыми целевыми ориентациями в области дошкольного воспитания (ФГОС ДО - Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г).
На научно-теоретическом уровне актуальность определяется недостаточной научной обоснованностью педагогических условий, необходимых для формирования компетентности будущих воспитателей ДОО по подготовке к инновационной работе в период обучения.
На научно-методическом уровне актуальность исследования объясняется недостаточным методическим обеспечением организации формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОО по готовности к инновационной деятельности в период получения профессионального образования.
На наш взгляд, решить проблему подготовки творческого педагога, готового к инновационной деятельности, может разработка таких модулей, которые в самом процессе обучения готовят студентов к проектировочной деятельности.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в разработке образовательных модулей и соответствующего содержания формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей по организации инновационной работы в ДОО.
На основании обозначенных противоречий и проблемы были сформулированы цель и гипотеза исследования. Цель: выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей по организации инновационной работы в ДОО.
Гипотеза: формирование профессиональной компетентности будущих воспитателей по организации инновационной работы в ДОО будет проходить наиболее эффективно при создании следующих условий:
- стимулирование студентов к участию в инновационной деятельности;
- разработка образовательных модулей и соответствующего содержания формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей по организации инновационной работы в ДОО;
- использование организации инновационной работы на практике для достижения каждым будущим педагогом творчества как наивысшей ступени педагогического мастерства.
Значимость исследования заключается в том, что:
- обоснован педагогический потенциал использования инновационной работы в ДОО в период профессионального обучения с целью формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей;
- разработаны и теоретически обоснованы образовательные модули и соответствующее содержание формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей по организации инновационной работы в ДОО.
Урок творческого педагога - это всегда импровизация. Но педагог-мастер всегда способен к рефлексии, самоанализу своей профессиональной деятельно-
сти и тех методов, которые он выбирает Таким образом, критически осмысливая свои действия, педагог осуществляет мини-исследование, эффективность которого определяется его методологической подготовкой.
Если определить ступени профессионального развития педагога в свете современных стандартов, то мы предлагаем выстроить следующую «лестницу профессионального роста»: профессиональный выбор; профессиональное образование; профессиональная компетентность; профессиональный опыт; педагогический профессионализм; педагогическое мастерство; педагогическое творчество - креативность (следовательно, конкурентоспособность).
Теоретические знания рассматривали как инструмент повышения педагогического мастерства целый ряд исследователей: В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, А.М. Новиков, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, И.Д. Чечель, Т.И. Шамова и др. Теоретическая подготовка закладывается в вузе и является фундаментом педагогического мастерства. Однако, как показывает практика, с годами, вырабатывая профессиональные стереотипы, большинство педагогов «надежно» забывают о научных основах своей деятельности. А без них невозможным становится освоение рефлексивной культуры как инструмента совершенствования профессиональной деятельности.
В исследовании А.К. Марковой определены виды профессиональной компетентности: специальная (профессиональные умения), социальная (умения общаться и т.п.), личностная (способы самовыражения) и индивидуальная (профессиональное саморазвитие) [2].
Исследования Никитиной Н.Н., Железняковой О.М., Петухова М.А. выделяют причины повышения уровня педагогического мастерства современного педагога: интенсификация науки и техники, интеграция отраслей науки, изменение структуры педагогической деятельности, доступность новых инновационных технологий.
Согласно мнению многих исследователей, под педагогическим мастерством мы понимаем комплекс качеств личности и профессиональной компетентности педагога, необходимых для обеспечения высокого уровня самоорганизации педагогической деятельности. Первой ступенью овладения педагогическим мастерством является усвоение педагогических знаний, умений и навыков, а наивысшей - проявление педагогического творчества.
Творческие способности, по мнению Л.С. Выготского, присущи каждому человеку, но степень новизны будет различна. Педагогическое творчество, согласно исследованиям В.А. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова, также неоднородно, в нем выделяется несколько уровней: репродуктивный, уровень оптимизации, эвристический и исследовательский [3].
В педагогической деятельности, как считает В.И. Андреев, происходит мобилизация творчества педагога, следовательно, повышение его профессионального уровня, то есть его творческое саморазвитие.
Таким образом, живая педагогическая мысль, накопив богатейший опыт в человековедении, способна сегодня участвовать в поиске новых, более эффективных идей воспитания и развития личности. Самостоятельно и творчески это выполнить может только педагог, достигший определенного уровня мастерства и творчества.
Одной из форм повышения квалификации педагогических кадров в дошкольном образовании и подготовки специалистов дошкольного образования к инновационной и творческой деятельности является обучение в магистратуре. Современные программы магистратуры направлены на формирование таких профессиональных компетенций, которые позволят выпускникам не только обеспечивать работу в ДОО согласно стандарту дошкольного образования, но и заниматься исследовательской инновационной деятельностью. Мы считаем, что развитие инновационной компетентности педагогов возможно, если обеспечить в период обучения возможности создавать новые образовательные программы и практики, позиционировать инновационный опыт, участвовать в конкурсных мероприятиях в рамках будущей специальности.
На наш взгляд, педагогическое творчество особенно ярко проявляется при проектировании педагогического процесса. В стандарте педагога подчеркивается важность проектировочных качеств [1].
Несмотря на то, что в дошкольном образовании существует множество нормативно-правовых документов, регламентирующих педагогический процесс, начиная с ФГОС дошкольного образования и заканчивая перспективным и текущим планами конкретного детского сада, проектирование образовательного процесса остается наиболее вариативной деятельностью, поскольку всегда существует необходимость учитывать не только особенности образовательной программы, выбранной дошкольным учреждением как базовой, но и специфику конкретной группы дошкольников, уровень и качество подготовки конкретного специалиста, работающего с детьми, и т.п.
В УлГПУ имени И.Н. Ульянова в процессе реализации проектов Министерства образования по модернизации высшего образования в последние годы велась серьезная работа по разработке и апробации модульных образовательных программ магистратур, готовящих специалистов дошкольного образования [4]. В 2017 - 2019 гг нами был разработан новый учебный план программы очной магистратуры психолого-педагогического направления «Организация дошкольного образования». В данной программе развитию проектировочных умений магистрантов посвящен модуль «Проектирование направлений развития и образования дошкольников в ДОО».
При разработке содержания данного модуля мы ориентировались на требования нового стандарта магистратуры № 127 от 22.02.2018 года и стандарта дошкольного образования.
При разработке данного модуля ставилась цель усилить прикладную часть педагогической подготовки специалистов и включить в учебный процесс активные методы освоения материала.
В процессе изучения дисциплин модуля магистранты должны овладеть научными основами проектирования педагогического процесса в ДОО, научиться анализировать и оценивать различные педагогические проекты, самостоятельно проектировать собственную педагогическую деятельность в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО и индивидуальными особенностями воспитанников.
Дисциплины и практика данного модуля направлены на освоение компетенций УК-1, УК-2, ПК-3, ПК-5, ПКД-1.
Модуль изучается на втором курсе в 3 семестре, его общая трудоемкость модуля - 13 зачетных единиц. Он включает в себя 4 дисциплины, охватывающие важнейшие области развития дошкольников, и производственную практику: «Проектирование познавательного развития дошкольников», «Проектирование художественно-эстетического развития дошкольников», «Проектирование игровой деятельности дошкольников», «Проектирование образовательной работы с дошкольниками с разными вариантами развития». Выбор данных дисциплин неслучаен: познавательное развитие является основой освоения ребенком окружающего мира; развитие художественно-эстетических способностей и игровой деятельности, согласно теории амплификации А.В. Запорожца, являются важнейшими направлениями работы с дошкольниками, а инклюзивное образование сегодня активно интегрируется в практику и вызывает сложности у работников образования. Все дисциплины имеют объем 2 зачетных единицы, завершает изучение модуля производственная практика научно-исследовательская работа, общим объемом 5 зачетных единиц.
Учебные программы модуля интегрируются в единое целое и направлены на формирование компетенций, необходимых в проектировании образовательной работы с детьми. К этим компетенциям относятся умение определить воспитательные, образовательные и развивающие задачи, планируемые результаты, содержание педагогической деятельности, умение разработать образовательную программу, сценарий взаимодействия с детьми, умение организовать мониторинг результативности педагогической деятельности.
Практическая составляющая модуля предполагает разработку обучающимися групповых и индивидуальных проектов по выбранным самостоятельно или предложенными преподавателями темам, подготовку сценариев образовательных мероприятий: игровых проблемных ситуаций, прогулок, игр-путешествий, сценариев развлечений и праздников, квестов и т.п.
Повышению практико-ориентированности модуля способствует также использование интерактивных форм и методов преподавания: тренинговых игр, внеаудиторных занятий в детском саду, развивающих центрах и центрах реабилитации, использование презентации, кейс-метода и т.п.
Так, при изучении дисциплины «Проектирование игровой деятельности дошкольников» зачетным заданием является защита игрового авторского проекта - тематического игрового дня. Условием разработки проекта является представленность всех видов игр - творческих (ролевых / театрализованных / строительно-конструктивных) и с правилами (дидактических / развивающих / подвижных компьютерных). Возрастную группу студент выбирает самостоятельно. В качестве критериев оценки выступают наличие программного содержания, соответствие игровой деятельности заявленному возрасту, разнообразие игр, детализированность, продуманность, целостность, оригинальность содержания, качество презентации.
Завершает изучение модуля производственная практика в ДОО. Одной из задач производственной НИР-практики является реализация разработанных ранее проектов и сценариев. Как правило, данные проекты и сценарии являются содержательной частью магистерской диссертации обучающихся и напрямую связаны с формированием исследовательских компетенций.
Задания производственной практики продолжают, углубляют и закрепляют содержание пройденных дисциплин по проектированию различных сторон образовательного процесса. Одним из таких творческих и интересных, на наш взгляд, заданий является написание педагогического эссе на тему «Педагогический коллектив нашего детского сада: проектирование перспектив развития». При написании эссе обучающимся необходимо сначала выявить проблемы собственного педагогического коллектива, а затем спроектировать варианты их возможного решения с учетом возможностей ДОО.
Было интересно анализировать найденные магистрантами проблемы:
- отсутствие четких целей развития педагогического коллектива (если нет четкой общей цели, то нет и возможности каждому члену коллектива внести свой личный, в соответствии с индивидуальными и профессиональными особенностями, вклад в достижение общей цели);
- в современном педагогическом коллективе детского сада часто имеются несовпадающие педагогические взгляды, интересы (отсюда рождается недопонимание среди коллег):
а) преимущественно женский состав педагогических коллективов ДОО (следовательно, повышенная эмоциональность, смена настроений педагогов, частые конфликты);
б) современные педагоги часто неадекватно воспринимают критику со стороны своих коллег (это приводит не только к разногласиям в личных отношениях, но и к несовпадению взглядов на методы воспитания и развития детей);
в) низкая квалификация педагогических работников (следовательно, трудности в достижении педагогических результатов);
г) недостаточная открытость в коллективе (отсюда - конфронтация, разногласия не обсуждаются, трудно добиться успеха и отдельным личностям, и всему коллективу в целом).
Разнообразными были пути решения выявленных проблем:
- совершенствование критериев оценки деятельности педагогического коллектива (учет современных требований и региональных условий системы дошкольного образования);
- активное включение педагогов в инновационную деятельность (возможность раскрытия творческого потенциала каждого педагога);
- развитие «внутрифирменного» повышения мастерства педагогов (система методических мероприятий, направленная на повышение профессиональной компетентности всех сотрудников детского сада);
- повышение мотивации к самообразованию (в том числе помощь в подготовке к повышению квалификации);
- оказание консультативной помощи педагогам (педагогическое наставничество, организация деятельности консультационных центров для педагогов);
- введение более активных методов обобщения педагогического опыта (мастер-классы, банк педагогических идей, педагогический аукцион и т.п.).
Также интересные результаты были получены при выполнении задания на производственной практике по разработке и апробации кейсов на тему «Проектирование педагогического процесса ДОО». Здесь магистранты не только формулировали возможные проблемы, но и пытались определить виновников возникновения конфликтов в педагогическом коллективе, предлагали свой вариант разрешения данного конфликта, составляли план действий по разрешению конфликта, разрабатывали рекомендации для методиста детского сада для предотвращения повторных конфликтов.
Были разработаны кейсы и на другие актуальные темы: «Интерактивные технологии как способ активизации педагогов при реализации ООП», «Как провести День открытых дверей в детском саду?», «Учим молодых специалистов использовать технологии проблемного обучения», «Метод проектов в разновозрастной группе: возможности и проблемы», «Мониторинг игровой деятельности в младшей группе» и другие.
Достаточно результативным явилось задание по экспертизе программной документации воспитателя детского сада. Магистры анализировали следующие параметры: соответствие программы нормам и требованиям ФГОС; возможность реализации в данном учреждении; кадровые условия реализации программы. Причем магистры указывали в анализе, на чем остановилось их внимание при изучении программы и почему.
Кроме такого анализа магистранты представляли авторские примеры алгоритма разработки содержания образовательной деятельности в рабочей программе педагога. Представляем один из вариантов алгоритма:
1. Для начала разработки рабочей программы педагогу необходимо уточнение образовательной программы, по которой работает ДОУ, её основные цели и задачи.
2. Далее нужно познакомиться с требованиями рабочей программы к структуре, содержанию.
3. Оценить условия воспитания в широком смысле (природа, социум):
- на уровне ДОУ;
- на уровне группы.
4. Мониторинг (анализ) детей.
5. Необходим отбор форм работы с учетом возраста детей (на основе целей программы и совместной деятельности с родителями, самостоятельности и активности педагогов).
6. Модель результатов развития детей в разных возрастных группах (развитие самостоятельных умений и навыков к концу учебного года).
7. Составление плана работы и ее содержание.
Большое значение в повышении эффективности освоения материала имеет рефлексия профессиональной грамотности, самоанализ профессиональной деятельности. Если магистрант сможет определить собственные затруднения и точки роста, то в будущем сможет научить самоанализу и проектированию профессионального развития других педагогов. Именно поэтому магистранты сначала подбирали и анализировали, а затем апробировали разнообразные диагностические методики, направленные на оценку качества профессиональной деятельности педагогов Л.Ф. Медведниковой, ПБ. Скока, Т.В. Морозовой, Т. Сваталовой [5].
Итогом изучения каждого модуля является совокупность результатов обучения по дисциплинам и практике, входящим в состав учебного модуля, определяемых соответствующими оценочными средствами.
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в рамках реализации программ дисциплин, практики, входящих в структуру модуля.
Анализируя процесс освоения содержания учебных дисциплин модуля, качество выполнения заданий магистрантами, степень их включенности, интереса, можно сделать вывод, что модуль «Проектирование направлений развития и образования дошкольников в ДОО» в целом обеспечивает подготовку магистрантов к проектированию образовательной, в том числе и инновационной, работы с детьми в детском саду. Тем самым содержание модуля отвечает на социальный запрос современного образования и работодателей в хорошо подготовленных и компетентных педагогических кадрах. Модуль может быть использован как часть целостной программы магистратуры, а также как элемент программ профессиональной подготовки и переподготовки, готовящих специалистов дошкольного образования.
Библиографический список
1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Available at: http://standart.edu.ru/
2. Котлякова Т. А. Подготовка педагогов к принятию инноваций и участию в научно-исследовательской работе. Творчество в профессиональной деятельности педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2019: 181 - 185.
3. Чечель И.Д., Новикова Т.Г Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. Москва: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
4. Андрианова Е.И. Подготовка магистрантов к проектированию игровой деятельности дошкольников. Детский сад от А до Я. 2017; № 2: 60 - 66.
5. Котлякова Т. А., Муравьева Л.Н., Афанасьева Е.А. Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОО. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014; № 8: 93 - 97.
References
1. Professionally] standart. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel). Available at: http://standart.edu.ru/
2. Kotlyakova T.A. Podgotovka pedagogov k prinyatiyu innovacij i uchastiyu v nauchno-issledovatel'skoj rabote. Tvorchestvo v professional'noj deyatel'nosti pedagoga: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ul'yanovsk: FGBOU VO «UlGPU imeni I.N. Ul'yanova», 2019: 181 - 185.
3. Chechel' I.D., Novikova T.G. Teoriya iprakíika organizacii 'eksperimental'nojraboty v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Moskva: Izdatel'skij dom «Novyj uchebnik», 2003.
4. Andrianova E.I. Podgotovka magistrantov k proektirovaniyu igrovoj deyatel'nosti doshkol'nikov. Detskij sad ot A do Ya. 2017; № 2: 60 - 66.
5. Kotlyakova T.A., Murav'eva L.N., Afanas'eva E.A. Povyshenie professional'noj kompetentnosti pedagogov v DOO. Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. 2014; № 8: 93 - 97.
Статья поступила в редакцию 24.04.20
УДК 304.442
Batchaeva Kh.Kh.-М., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Karachay-Cherkessian State University n.a. U.D. Aliev (Karachayevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Alieva D.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessian State University n.a. U.D. Aliev (Karachayevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION OF THE STUDENT'S PERSONALITY IN THE REGIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article is dedicated to the current problem of formation of a student's personality that belongs to ethnic and all-Russian culture. In the twenty-first century the success of a new civilized society will largely depend on stimulating the cultural diversity of the world, the interaction of peoples and different nations. In modern conditions, the prospects for the development of the Russian educational system are considered in the context of the dialectic of familiarization with national-regional, Russian and world cultural values. Problems of their balance affect the formation of multi-level self-identification: ethno-cultural, personal, civil, professional. Regional features determine the uniqueness of the regional educational environment.
Key words: ethnos, ethnic culture, ethnic socialization, personality, student.
Х.Х.-М. Батчаева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаееск,
E-mail: [email protected]
Д.К. Алиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаееск,
E-mail: [email protected]
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования личности обучающегося, владеющего этнической и общероссийской культурой. В XXI веке успех нового цивилизованного общества во многом будет зависеть от стимулирования культурного многообразия мира, взаимодействия народов и различных наций. В современных условиях перспективы развития российской образовательной системы рассматриваются в контексте диалектики приобщения к национально-региональным, российским и мировым ценностям культуры. Проблемы их сбалансированности влияют на формирование многоуровневой самоидентификации: этнокультурной, личностной, гражданской, профессиональной. Региональные особенности определяют своеобразие региональной образовательной среды.
Ключевые слов а: этнос, этн ическ ая культур а, этнокультурн ая соц и ал из ац ия, л ичность, обуч ающ ийся.
В XXI веке успех нового цивилизованного общества во многом будет зависеть от стимулирования культурного многообразия мира, взаимодействия народов и различных наций. Это стимулирование будет происходить только на основе эквивалентного информационного обмена между культурами, в результате общего решения вопросов единства человечества, упрочения общепланетарного мышления. Время требует возвращения к воспитательному опыту народа, к духовным корням развития этнической культуры, и это возможно лишь на основе
глубокого изучения общего и специфического в культуре разных народов, самобытности и уникальности каждого народа, на основе познания закономерностей развития национального самосознания, народного опыта и традиций воспитания.
Согласно основным документам (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (2012 г.), «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года (2015 г), определяющим стратегию развития современного российского образования, ФПОС начального общего