Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов дошкольного образования в вузе к организации театрализованной деятельности с детьми'

Подготовка будущих педагогов дошкольного образования в вузе к организации театрализованной деятельности с детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1091
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ / TRAINING OF PROSPECTIVE PRESCHOOL TEACHERS / DRAMA ACTIVITY FOR PRESCHOOL CHILDREN / ORGANIZATION OF THE DRAMATIZED ACTIVITY IN THE KINDERGARTEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигунова Е. В.

В статье рассматривается актуальная проблема подготовки студентов, бакалавров направления «педагогическое образование», профиль «дошкольное образование», Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого к организации театрализованной деятельности с детьми в условиях современного детского сада. Выявляются особенности современного детства, дошкольного образования, возможности реализации федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрывается сущность поэтапной профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к творческому руководству процессом организации театрализованной деятельности с дошкольниками на основе введения дисциплины профессионального цикла «организация театрализованной деятельности в детском саду». Представлены формы, активные методы и приемы обучения студентов «погружения» в театральную атмосферу; включение творческой составляющей в различные учебные дисциплины, формы научной работы (курсовые, выпускные квалификационные работы), самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, педагогическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигунова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAMA EDUCATION OF PROSPECTIVE PRESCHOOL TEACHERS

The article dwells upon the urgent issue of teaching prospective bachelors in preschool education how to organize drama activity with children in the kindergarten. Characteristics of modern childhood and preschool education are revealed, the issues of implementation of the federal state standard of higher education and the federal state educational standard of preschool education are considered. Based on introduction of the discipline “Organization of drama activity in the kindergarten” into vocational training of prospective preschool teachers, the essentials of drama activity step-by-step creative management with preschool children are revealed. The paper presents drama activities, teaching methods and techniques getting children immersed in the theatrical atmosphere; methods of incorporating a creative component in various academic disciplines, forms of scientific work (term papers, final qualification papers), individual classroom and extracurricular activities, internship.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов дошкольного образования в вузе к организации театрализованной деятельности с детьми»

УДК 378.14

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Е. В.Мигунова

DRAMA EDUCATION OF PROSPECTIVE PRESCHOOL TEACHERS

E.V.Migunova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, elena.migunova@novsu.ru

В статье рассматривается актуальная проблема подготовки студентов, бакалавров направления «педагогическое образование», профиль «дошкольное образование», Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого к организации театрализованной деятельности с детьми в условиях современного детского сада. Выявляются особенности современного детства, дошкольного образования, возможности реализации федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрывается сущность поэтапной профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к творческому руководству процессом организации театрализованной деятельности с дошкольниками на основе введения дисциплины профессионального цикла «организация театрализованной деятельности в детском саду». Представлены формы, активные методы и приемы обучения студентов «погружения» в театральную атмосферу; включение творческой составляющей в различные учебные дисциплины, формы научной работы (курсовые, выпускные квалификационные работы), самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, педагогическую практику.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов дошкольного образования, театрализованная деятельность детей дошкольного возраста, организация театрализованной деятельности в детском саду

The article dwells upon the urgent issue of teaching prospective bachelors in preschool education how to organize drama activity with children in the kindergarten. Characteristics of modern childhood and preschool education are revealed, the issues of implementation of the federal state standard of higher education and the federal state educational standard of preschool education are considered. Based on introduction of the discipline "Organization of drama activity in the kindergarten" into vocational training of prospective preschool teachers, the essentials of drama activity step-by-step creative management with preschool children are revealed. The paper presents drama activities, teaching methods and techniques getting children immersed in the theatrical atmosphere; methods of incorporating a creative component in various academic disciplines, forms of scientific work (term papers, final qualification papers), individual classroom and extracurricular activities, internship.

Keywords: training of prospective preschool teachers, drama activity for preschool children, organization of the dramatized activity in the kindergarten

Модернизация дошкольного образования, введение федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проекта профессионального стандарта педагога ставят задачу обновления содержания подготовки будущих педагогов дошкольного образования, использования современных образовательных технологий, отвечающих потребностям современного общества, уровню культуры.

Необходимыми условиями формирования гармонически развитой личности, по мнению Л.В.Куцаковой, являются достаточно высокий уровень общей культуры, творческого потенциала, эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении [1]. У современных детей наблюдается низкий уровень способности к сюжетно-ролевой игре, недостаток наблюдательности, творческой направленности, неумение занять себя в свободное время, возросли доля агрессивности у детей дошкольного возраста, неумение разрешать простейшие конфликты в среде сверстников, часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это театральное творчество. О.А.Куревина считает, что раскрытию внутренних качеств личности и самореализации творческого потенциала ребенка в наибольшей степени способствует синтез искусств [2].

Современный этап развития общества и образования характеризуется повышением требований к подготовке педагогов дошкольного образования. Модернизация образовательной системы предполагает формирование профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе, среди которых приоритет принадлежит готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способности работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия, готовности применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания, готовности к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; способности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития ребенка.

Владение этими профессиональными компе-тентностями позволяет будущему педагогу дошкольного образования чутко улавливать те изменения, которые происходят с современным ребенком в условиях кризиса традиционной модели детства, продуктивно организовывать детско-взрослое сообщество, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность дошкольника, развивать его творческие способности.

Использование специальных дисциплин и дисциплин по выбору, раскрывающих творческий потенциал студентов, определяющих их готовность к созданию психологически комфортной образовательной

среды, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка, способствует повышению качества профессиональной подготовки, степени вовлеченности студентов в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Д.И.Фельдштейн обращает внимание на то, что современным педагогам необходимо творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Проблема подготовки воспитателя дошкольной образовательной организации к педагогической деятельности как к творческому процессу приобретает в настоящее время особую значимость и остроту [3].

Качественное обновление содержания дошкольного образования, введение новых специализаций, профилей, дисциплин по выбору способствуют повышению качества профессиональной подготовки студентов — будущих педагогов дошкольного образования, предъявляют новые требования к использованию активных личностно-ориентированных методов и приемов в практической деятельности будущих специалистов.

Увеличение объема информации, которая обширным потоком обрушивается на современного ребенка, малоподвижность и недостаток общения, в том числе и в семье, является основой постоянного обновления содержания дошкольного образования, профессионального образования. Современному детскому саду нужен педагог, способный не только давать знания, формировать умения и навыки, но и учитывать индивидуальные возможности ребенка, уметь прогнозировать его дальнейшее развитие.

Необходимым условием становится изучение проблемы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста как в теоретическом плане, так и в практической деятельности студентами направления «педагогическое образование», профиль «дошкольное образование», включение творческой составляющей в различные учебные дисциплины, формы научной работы (курсовые, выпускные квалификационные работы), педагогическую практику студентов.

Стандарт высшего профессионального образования третьего поколения в силу своих возможностей (осуществление выбора, большой объем самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы) позволяет ввести в процесс подготовки студентов дошкольного профиля спецкурса «Организация театрализованной деятельности в детском саду» элементов занятий в дисциплины по выбору профессионального цикла («Социально-психологический тренинг», «Тренинг педагогического общения», «Теория и методика развития речи дошкольников»), заданий на практику, обеспечивающих интеграцию знаний в области организации театрализованной деятельности дошкольников.

Важное место в профессиональной подготовке бакалавров дошкольного профиля отводится формированию готовности студентов к организации театрализованной деятельности дошкольников. «Погруже-

ние» в театральную деятельность в детском саду стимулирует развитие дошкольника, формирует его познавательные и творческие способности, что является фактором успешности дальнейшего обучения в школе.

Целями дисциплины «Организация театрализованной деятельности в детском саду» являются: научное понимание процесса организации театрализованной деятельности как активной деятельности, направленной на развитие творческих способностей ребенка; переход от репродуктивного типа обучения на развивающий, предусматривающий перестройку системы непосредственной образовательной деятельности в детском саду с учетом интересов и познавательных возможностей каждого ребенка; умение использовать вариативность программ и методического обеспечения, предполагающих дифференциацию и индивидуализацию процесса развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

На наш взгляд, возможна поэтапная профессиональная подготовка студентов дошкольного профиля вуза к творческому руководству процессом организации театрализованной деятельности с дошкольниками.

На первом этапе подготовки студентов (он является базовым и представляет собой «фундамент», на котором строится последующая система компетенций) формируются знания о театрализованной деятельности дошкольников, о методике работы по организации театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей детей, проявления их творческих возможностей, первоначальное формирование педагогических знаний.

На этом этапе с помощью активных методов и приемов обучения изучаются следующие темы: характеристика основных средств театральной педагогики в их историческом развитии; опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду; роль педагога в организации театрализованной деятельности; разработка методических рекомендаций к организации театральных занятий; формы организации театрализованной деятельности в детском саду; типы театральных занятий; классификация и характеристика театрализованных игр; приобщение детей к театральной деятельности; организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников.

Таким образом, студент накапливает необходимый объем знаний и умений для более эффективного овладения последующими задачами, в результате повышается методический уровень подготовленности студентов к такого рода деятельности.

На втором этапе происходит моделирование в учебном процессе вуза деятельности педагога, направленной на оптимизацию взаимодействия дошкольников со взрослыми в театрализованной деятельности. Этап предполагает наличие установки на целенаправленное осуществление театрализованной деятельности детей, основанной на гуманном отноше-

нии и личностную готовность студентов к данному виду деятельности.

В ходе знакомства с предлагаемой педагогом или студентом ситуацией, связанной с организацией театрализованной деятельности, сначала вычленяются средства художественной выразительности, рассматривается их использование в театральном этюде, после чего студенты самостоятельно анализируют художественные образы, в ходе анализа литературы и конспектов, составленных воспитателями детского сада, вычленяются отдельные методы и приемы театральной педагогики, затем студенты составляют картотеку методов и приемов, которые можно использовать в работе по организации театрализованной деятельности с дошкольниками. При составлении планов и конспектов занятий по данной проблеме студенты упражнялись в самостоятельном применении полученных знаний, часто одна и та же задача была решена с помощью разных методов. Это позволило увидеть многообразие приемов, которые можно использовать в процессе организации театрализованной деятельности, и это придает студентам уверенность, что на практике они смогут проводить театральные занятия не только по готовым конспектам, но и проявить творчество в разработке авторских технологий. Такая последовательность подготовки будущих педагогов дошкольного образования обеспечивает не только формирование прочных искусствоведческих и методических знаний и умений, но и создает возможность их переноса в профессиональную деятельность, что выявляется в период прохождения педагогической практики в детском саду.

В процесс аудиторной и внеаудиторной работы в рамках учебных занятий, в соответствии с учебным планом, в блок профессиональных дисциплин предметной подготовки и дисциплин специализации, в модули практик, текущий и итоговый контроль целенаправленно включена творческая составляющая профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования. В результате в дошкольные образовательные организации приходит более подготовленный к изменениям конкурентоспособный специалист.

На третьем этапе подготовки студенты изучают методы диагностики театрализованной деятельности в детском саду. Здесь приобретаются умения, необходимые для осуществления развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Важнейшими умениями при этом можно назвать следующие: умение диагностировать уровень развития творческих способностей дошкольников, актерских умений, театральной культуры; умение отбирать содержание театрализованной деятельности, эффективные методы и приемы развития творческих способностей дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, переносить ранее полученные знания и умения в новые нестандартные ситуации; умение планировать работу театрального кружка с использованием разных видов театрализованных игр.

На заключительном этапе студенты изучают специфику создания спектакля с дошкольниками,

детского спектакля, организации уголка театрализованной деятельности, видов игр в кукольный театр. Отдельное занятие проходит по изготовлению театральных кукол разных видов; совершенствуются навыки кукловождения с ними.

Особое место занимает актерский тренинг в студенческой группе, с детьми дошкольного возраста на базе детского сада, постановка, репетиции и показ творческих работ студентов (детского спектакля). Эффективное использование интерактивных технологий в учебном процессе, развитие творческой направленности студентов вуза, овладение ими способами продуктивного взаимодействия с детьми и взрослыми способствует повышению качества будущих специалистов дошкольного образования.

Наиболее эффективными методами и приемами обучения студентов можно назвать следующие: проблемные лекции, творческие семинары с приглашением педагогов-практиков, актеров театра, посещение закулисья театра, сравнение театрализованных игр и видов театра, сотворчество педагога со студентами в образовательном пространстве, актерский тренинг для студентов и детей, изготовление декораций и театральных кукол, постановка и показ спектакля, обыгрывание отдельных методических приемов, разработка студентами театральных игр, творческие задания, практическая деятельность в детском саду, создание условий, моделирующих образовательную среду дошкольного учреждения, деловые игры, презентации, мозговой штурм по проблеме руководства театрализованной деятельностью дошкольников и др.

На наш взгляд, интересен вопрос изучения влияния индивидуальных особенностей восприятия студентами театрального искусства на формирование собственного стиля работы будущих специалистов дошкольного профиля. Но этот вопрос требует дополнительного исследования, разработок и анализа деятельности студентов заочной формы обучения, имеющих практический опыт работы в данной области.

В ходе обучения в вузе усиливается личностное взаимодействие преподавателей и студентов в учебной, научно-исследовательской, внеучебной деятельности, по возможности снимается напряжен-

ность, связанная с формальными аспектами обучения в вузе, учитываются индивидуальные особенности студентов, определяются психолого-педагогические условия к построению учебно-воспитательного процесса с целью оптимизации профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в вузе.

Предлагаемая нами система подготовки будущих педагогов дошкольного образования в вузе доступна студентам, соответствует их возможностям и профессиональным интересам. Усвоение ими знаний в области театрального искусства позволяет овладеть умением анализа художественных произведений, образов, театральных постановок и является основой для самостоятельного решения проблем организации театрализованной деятельности дошкольников в современной дошкольной образовательной организации.

1. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М.: Владос, 2004. 367 с.

2. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. 176 с.

3. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. 2009. №1. С.8-14.

References

1. Kutsakova L.V. Vospitanie rebenka-doshkol'nika: razvitogo, obrazovannogo, samostoyatel'nogo, initsiativnogo, nepov-torimogo, kul'turnogo, aktivno-tvorcheskogo [Education of the child preschool child: developed, educated, independent, initiative, unique, cultural, active, and creative]. Moscow, VLADOS Publ., 2004. 367 p.

2. Kurevina O. A. Sintez iskusstv v esteticheskom vospitanii de-tey doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta [Synthesis of arts in aesthetic education of schoolers and preschoolers]. Moscow, LINKA-SS Publ., 2003. 176 р.

3. Feldstein D.I. Sushchnostnye osobennosti sovremennogo detstva i zadachi teoretiko-metodologicheskogo obespecheniya protsessa obrazovaniya [Essentials of the modern childhood and the issues of theoretical and methodological support of the education process]. Pedagogics, 2009, no. 1, pp. 8-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.