Научная статья на тему 'Педагогические условия организации и руководства театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста'

Педагогические условия организации и руководства театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА / ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Гафарова Зарема Серверовна

В статье раскрыты педагогические условия организации и руководства театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Выделен ряд условий, которые благоприятны для развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Гафарова Зарема Серверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации и руководства театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Аббасова Л.И. , Гафарова З.С.

1Аббасова Левиза Иловиевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Гафарова Зарема Серверовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье раскрыты педагогические условия организации и руководства театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Выделен ряд условий, которые благоприятны для развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: педагогические условия, организация, театрализованная деятельность, игра, дошкольник.

Самый распространенный вид детского творчества - театральная деятельность. Она пронизывает в детском саду все режимные процессы: зарядка, занятия, прогулка, игры и, конечно, праздники и развлечения.

В старшем возрасте у дошкольников ярче проявляется стремление к творчеству, импровизации, соединению игры с другими видами детской деятельности (с изобразительной, музыкальной, художественно-речевой). Они все чаще используют в самостоятельной театральной деятельности представления для других (играют в «театр», «балет», «концерт»).

Проявление интереса к творчеству ярче выражено у детей старшего дошкольного возраста. Они часто импровизируют, соединяют игры с другими видами детской деятельности (с изобразительной, музыкальной, художественно-речевой), все чаще используют в самостоятельной театральной деятельности представления для других.

Очень способствуют развитию творчества, интересу к театральному искусству рассказы, беседы, особенно после театральных спектаклей в саду или после посещения со сверстниками и родителями представлений в «настоящем» детском театре. Случаются они все чаще в старшем дошкольном возрасте, если это не остается без внимания педагога [1].

Поэтому педагогическая организация и руководство является важнейшим условием развития театрализованной деятельности старших дошкольников.

Изучая данный вопрос, мы выделили ряд условий благоприятных для развития театрализованной деятельности детей 6 лет. Среди которых:

1. Воспитание у детей интереса к театральной деятельности, драматизации. Способствовать этому будут специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки будут вступать в диалог с дошкольниками, разыгрывать с ними сценки.

Развитию интереса к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста влияет содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам и родителям. Огромный интерес вызывает участие в оформлении спектакля, сочинению инсценировок, в подборе оборудования и изготовлении театральных игрушек. Важным моментом развития у дошкольников интереса к театрализованной деятельности является приобретение новых знаний о театре (сцена, зрительный зал, фойе, декорации, оркестр), его истории, разных жанрах театрального искусства. Формирование заинтересованности способствует сознание у ребенка успешности деятельности. Последняя реализуется в подборе каждому воспитаннику такой часть

работы, в которой ребенок бы почувствовал и подчеркнул свою важность, личностный рост, получит удовлетворение.

2. Забота об оснащении театрализованного уголка. Вместе с детьми воспитатель должен мастерить театральные игрушки, готовить костюмы обновлять декорации и атрибуты. К такой работе нужно привлекать родителей и членов семьи дошкольника. Совместно в дошкольном учреждении нужно организовывать театральные выставки: изготовленные педагогами, детьми и родителями, а также другими членами семьи оборудования, игрушки, костюмы; фотовыставки, стенды, отражающие театрализованную жизнь воспитанников. Хорошим завершением данной работы может стать презентация спектакля с участием детей и взрослых.

3. Серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованной деятельности. Важно учитывать, что произведения должны быть понятными, динамичными, с интересным сюжетом и выразительными персонажами, и, конечно же, нести в себе нравственные идеи. Всем вышеперечисленным требованиям, в большей мере, соответствует детская сказка. Ее построение, короткие диалоги, повторы ситуаций, быстро изучаются и обыгрываются детьми. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Реализация этих условий в образовательном процессе ДОО имеет свою специфику.

Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительно этапе.

Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении должна охватывать весь рабочий день ребенка: как в утренние часы, так и в вечерние; включаться в различные задания, а также должна быть запланирована в недельном расписании в виде занятия.

Начиная подготовку к организации и руководству театрализованной деятельностью важно помнить о качественной работе над текстом литературного произведения. Важными здесь остаются рекомендации Р. И. Жуковской, которая советовала воспитателям при первичном знакомстве с текстом, уделять особое внимание выразительности, художественности, в случае повторного чтения уже вовлекать дошкольников в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Успешность овладения детьми театрализованной деятельности во многом зависит от заинтересованности родителей. Поэтому воспитатели детских садов должны повышать интерес родителей к театру (разрабатывать лекции для родителей, в ходе которых они смогут узнать информацию о театре, его истории, познакомится со словарем театральных терминов; организовать тематические вечера, где родители будут как зрителями, так и участниками, партнерами для своих детей; организовывать дни театра, где можно проанализировать итоги проделанной работы и др.)

Таким образом, мы раскрыли особенности организации и управления театрализованной деятельностью детей старшего возраста, и пришли к следующему выводу. Будить воображение ребенка, способствовать творческому прорыву, личностному становлению и саморазвитию, способствует создание специальных условий, которые и определяют основную цель педагогического руководства.

Список литературы

1. Культура речевого общения детей дошкольного возраста: Методическое пособие

для воспитателей дошкольных образовательных учреждений с русским языком

обучения / Сост. А.М. Богуш, Е.П.Аматьева, С.К. Хаджирадева. Одесса: ЮНЦ

АПН Украины, 2003. 251 с.

2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду ст]: Учеб. пособие / Е.В. Мигунова. Великий Новгород, 2006. 126 с.

3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. М.: Владос, 2003. 160 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1 2 Аббасова Л.И. , Ибрагимова Л.С.

1Аббасова Левиза Иловиевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Ибрагимова Лиля Стасановна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматривается сущность понятия «модель» с философских, педагогических позиций и ее функциональное назначение. Раскрывается метод моделирования, сущность педагогического моделирования. Также освещаются основные положения для обоснования модели. Предлагается своя модель развитие управленческой культуры будущего руководителя дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: модель, метод моделирования, развитие управленческой культуры, профессиональная подготовка, дошкольное образовательное организация.

Модель (от латинского слова «modulus») - образец, норма, мера. В словарях понятие «модель» рассматривается как изображение, схема, описание какого-либо объекта, отображающее в более простом, уменьшенном виде его структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, облегчающая процесс получения информации об интересующем нас объекте [5].

По мнению В. Штофф, модель - «воображаемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». При этом исследователь считает, что каждая модель является лишь выражением относительной истины, выделяя необходимые и достаточные условия ее существования:

- между моделью и оригиналом является отношение сходства, форма которого явно обнаружена и точно зафиксирована (условие отображения и уточнения аналогии);

- модель в процессе научного познания является заместителем изучаемого (условие репрезентативности);

- изучение модели позволяет получить информацию об оригинале [7].

Модель предполагает, прежде всего, воплощение заложенных в ней идей. Вместе с тем, модель является также и прогнозом, и средством реализации авторской идеи достижения целей и задач программы, т.к. отвечает на вопросы - что и как нужно для этого делать.

По мнению Ю. Бабанского, моделирование помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывает пути их более целостного описания, намечает более полные связи между компонентами, открывает возможности для создания более целостных классификаций [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.